Светлана Матьянова
Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность»

Отчет по самообразованию

на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

Я поставила перед собой

задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.

Цель:

прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

В настоящее время выделено несколько подходов к решению задач и содержанию математического воспитания дошкольников. В основу опыта легли игры В. В. Воскобовича, они уникальны по своим развивающим возможностям, применение которых в работе с детьми дает высокие результаты, позволяя развивать у них математические умения и представления. Практика обучения показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которые способны вызвать познавательную активность детей.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.

ФЭМП проходит через развивающие игры В. Воскобовича: «Лепестки», «Логоформочки», «Чудо-соты», «Чудо-крестики 1», «Чудо-крестики 3», «Змейка», «Прозрачная цифра», «Математические корзинки», «Двухцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Счетовозик», «шнур «Затейник», «Коврограф «Ларчик», «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера».

Математика, как известно, обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненные важные личностные качества детей – внимание, память, мышление и речь, аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности.

С детьми провести развлечение с математическим содержанием.

Оформить сборник консультаций для родителей на темы: «Развитие математических способностей у старших дошкольников». Гостиная для родителей «Давайте поиграем» (познакомить с играми, научить играть, оформить папку передвижную «Математика для дошкольников»

Подготовить консультацию для воспитателей нашего детского сада на тему «Актуальность развития математических способностей у дошкольников через игровую деятельность», «Использовние игр В. Воскобовича в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» 2015г.

2. Библиотека программы «Детство», «Математика для школы» Санкт-Петербург,2002г.

3. В. В. Воскотович, Т. Г. Харько «Сказочные лабиринты»

Вывод: Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа «основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли».

«Учиться можно только весело «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Публикации по теме:

Учителя, родители, ученики утверждают, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. А дошкольники?.

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование элементарных математических представлений через развивающие игры «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что математическое развитие детей дошкольного возраста занимает одно из.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Капраловой Ольги Николаевны

6лет I _

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

2015 – 2016 (учебный год) вторая младшая группа

г. о. Саранск

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года) .

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

4. Работа с детьми.

Сроки

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже) .

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник , овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Апрель

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2016 г.)


Воспитатель Барыбина Л.А. старшая группа № 1 МБДОУ детский сад «Ласточка»

Тема: Использование метода моделированияя в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие математических способностей, логико-математического мышления.

Задачи: Формирование закономерности и логики начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира(число.форма.и.т.д.).

Актуальность выбранной темы: Изучение математики-это не только получение новых знаний,это также развитие мыслительных процессов,пространственных представлений, внимания,памяти.. Моделирование является наиболее доступной формой для дошкольников,которая не только открывает мир математики, но и развивает умение логически мыслить,оперировать математическими объектами.Все это необходимо в наш век бурного технологического и технического развития.

План работы на 2017-2018 гг.

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы.

Сентябрь-май

1.Репина Г.А. «Математическое моделирование на плоскости».

2.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

3.Смоленцева Л.А.,Суворова О.В.«Математика в проблемных ситуациях».

4.Столяр А.А. «Давайте поиграем».

5Лебеденко Е.Н. «Формирование представлений о времени у дошкольников»

6.Коротковских Л.А.Планы -конспекты занятий по развитию математических представлений у дошкольников».

7.Статья «Использование моделирования при решении текстовых задач».(журнал «Старший воспитатель»№11,2012г.)

8.Статья «Двузначные числа:методика знакомства(старший дошкольный возраст)».(журнал «Дошкольное воспитание»№4,2003г.)

Картотека методической литературы.

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление математического уголка в группе.

Подбор дидактических игр, моделей:предметных(счетных палочек, палочек Кюизенера,блоков Дьенеша и.т.д.; графических(карточек-схем,числовых карточек, числовой лесенки и.т.д.; символистических моделей(карточек с цифрами,карточек с математическими символами,карточек- символами- «паспортов»блоков Дьенеша и.т.д.) ;вещественными моделями.

Математический центр.

Картотека дидактических игр;моделей.

Октябрь

Беседа «Чему учит математика?»

Закрепление образования,состава,обозначения чисел первого десятка;образования следующего числа путем прибавления единицы с использованием предметных моделей(счетные палочки, палочки Кюизенера) и графических моделей(числовые карточки).

ООД «Путешествие в Математическую страну».

ООД «Сказка о том,как растут числа!»

Д/игры, упражнения «Найди и покажи число», «Составь число», «Соседи числа».

Ноябрь

Формирование представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое с использованием наглядных моделей(числовых карточек, карточек с математическими символами,цифрами,счетных палочек, палочек Кюизенера).

ООД «Занимательный и волшебный знак «плюс».

Декабрь

Формирование представлений о вычитании как удалении части предмета из целого с использованием наглядных моделей(числовых карточек, карточек с математическими символами,цифрами,счетных палочек, палочек Кюизенера).

ООД «Занимательный и волшебный знак «минус».

Январь

Ознакомление с днями недели;закрепление частей суток с использованием графических моделей,вещественной.

ООД «Радуга недели!»

Д/игры «Составь модель недели», «Составь модель суток».

Февраль

Математическое моделирование на плоскости с использованием игрового материала:«Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Закрепление свойств фигур и использование предметных моделей (блоков Дьенеша), символистических моделей (карточек-символов).

ООД «Путешествие в занимательную страну превращения фигур!»

Март

Формирование понятий о текстовых задачах.Познакомить с моделированием текстовых задач на сложение и вычитание.Упражнять в объединении двух множеств из общих элеменьов и удаления части из множесв.

ООД «Путешествие в занимательную страну задач!»

Апрель

Знакомство с образованием чисел второго десятка с помощью вещественной модели,сконструированной из счетных палочек.

ООД «Сказка о том, как цифры дружат парами!»

Май

Развитие пространственных отношений с использованием схем, план-карт.

Путешествие по стране «Математика».

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Математика вокруг нас».

Октябрь

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством моделирования».

Ноябрь

Консультация «Логико математические игры для детей дошкольного возраста»

Декабрь

Выставка моделей (графических,символических,вещественных) ,способствующих развитию математических способностей.

Февраль

Фотовыставка «Как мы изучаем математику»

Март

Консультация «Занимательная математика».

Апрель

Открытое мероприятие «Урок математики»

Май

Математический КВН совместно с родителями.

Самореализация

Апрель

Показ открытого мероприятия

Драматизация сказки «Удивительные превращения геометрических фигур».

Май

Отчет по теме самообразование

Выступление на педсовете.

Мастер-класс Презентация моделей (графических,символических,вещественных) для формирования математичесих представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 172»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Подготовил воспитатель

подготовительной к школе группы

Мосман Елена Александровна

01.09.2014

(дата начала работы над темой)

31.05.2014

(предполагаемая дата окончании работы)

Саратов 2014

Введение ………………………………………………………………………...….. 3

Пояснительная записка …………………………………………………………..... 5

Личный план педагога …………………………………………………………...... 9

Работа с детьми ………..………………………………………………………….. 10

Работа с родителями …………………………………………………………….... 12

Анализ темы по самообразованию …………………………………………….... 13

Список использованной литературы…………………………………………….. 14

Приложение 1 (картотека развивающих игр)…………………………………

Приложение 2 (диагностика) …………………………………………

Приложение 3 (доклад для педагогов) ……………………………………….

Приложение 4 (консультация для родителей) …………………………

Приложение 5 (памятка для родителей) …………………………………………

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема : можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу : развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении,

геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

Знакомлю с занимательными и развивающими играми;

Провожу консультации, индивидуальные беседы;

Привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика»

Тема «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы работы:

  1. Личный план педагога
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями
  1. Личный план педагога

Направления работы

Месяц

Планировать работу с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Изучить литературу:

Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2001.

А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»

Октябрь

Изучить литературу:

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Т.В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников»

М.: Просвещение, 1980.

Ноябрь

Подготовить доклад для воспитателей на тему: «…»

Декабрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования сайт», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Разработать картотеку развивающих игр по ФЭМП

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Занимательная математика»)

Февраль

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»

Март

Подготовить анализ темы по самообразованию

Апрель

Посещение городских методических объединений.

В течение года

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май

  1. Работа с детьми

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Примечание

Сентябрь

Цифры от 1 до 10, знаки, >,

Приложение № 1

Знаки =, =, +, -, арифметические задачи, величина предмета.

Приложение № 2

Независимость числа от расположения предметов, преобразование неравенства в равенства, части суток, геометрические фигуры.

Приложение № 3

Количественный счет от 1 до 10, логические задачи, состав числа 5 из двух меньших.

Приложение № 4

Октябрь

Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.

Приложение № 5

Состав числа 6, установление равенства между группами предметов, дни недели, геометрические фигуры.

Приложение № 6

Мониторинг.

Независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, состав числа 7, части суток.

Приложение № 7

Ноябрь

Арифметические задачи на сложение и вычитание, величина, геометрические фигуры.

Приложение № 8

Число 11, количественный счет, времена года.

Приложение № 9

Закрепление знаний о числе 11, математические загадки, знакомство с линейкой.

Приложение № 10

Число 12, дни недели, знаки >,

Приложение № 11

Декабрь

Закрепление знаний о числе 12, арифметические задачи, линейка, геометрические фигуры.

Приложение № 12

Число 13, арифметические и логические задачи, треугольник

Приложение № 13

Числа 11, 12, 13, величина предметов, логические задачи.

Приложение № 14

Число 14, логические задачи, геометрические фигуры.

Приложение № 15

Январь

Числа 11, 12, 13, 14 (повторение), состав числа 8, логические задачи, ориентировка на листе бумаги.

Приложение № 16

Число 15, количественный счет до 14, геометрические фигуры.

Приложение № 17

Числа от 1 до 15 (повторение), геометрические фигуры, решение примеров, логические задачи.

Приложение № 18

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Примечание

Февраль

Число 16, ориентировка во времени, логическая задача.

Приложение № 19

Сравнение смежных чисел, знаки, состав числа 9, квадрат, величина предметов.

Приложение № 20

Число 17, геометрические фигуры, ориентировка на листе.

Приложение № 21

Решение примеров с числами второго десятка, величина предметов, логическая задача.

Приложение № 22

Март

Число 18, времена года, логические задачи.

Приложение № 23

Число 18, геометрические фигуры, состав числа 10, логическая задача.

Приложение № 24

Число 19, величина, ориентировка во времени.

Приложение № 25

Решение примеров, независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве на листе.

Приложение № 26

Апрель

Число 20, решение примеров, арифметическая задача, геометрические фигуры.

Приложение № 27

Число 20, решение примеров, логическая задача, моторика.

Приложение № 28

Состав числа 9, сравнение чисел, геометрические фигуры.

Приложение № 29

Соотнесение числа и количества предметов, моторика.

Приложение № 30

Май

Величина, ориентировка во времени, развитие внимания.

Приложение № 31

Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов.

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Сентябрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Февраль

Памятка для родителей «Нам пора в школу»

Март

Марьям Зулькарнаева
План самообразования воспитателя по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы»

Тема : «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме . Овладение способами проектирования воспитательно -образовательного процесса.

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал.

2. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме .

3. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.

4. Обобщить педагогический опыт работы по теме « у дошкольников через дидактические игры».

Направления саморазвития :

1. Изучение нормативно – правовых документов.

2. Изучение методической литературы.

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы , открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

5. Работа с детьми.

6. Повышение квалификации.

7. Работа с семьей, социумом.

8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

9. Аттестация.

Ожидаемые результаты :

Оформление собственных методических разработок в форме информационно - педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.

Перспективный план мероприятий на 2016-2017 уч. г.:

1. Изучение нормативно-правовых документов 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

В течение 2016-2017 учебного года

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2 , с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М : Просвещение 1989.

4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991.

5. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2-7 лет » Волгоград : Учитель, 2013.

6. Сербина Е. В. «Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.

7. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель» , 2006г.

8. Ерофеева Т. И. и др. «Дошкольник изучает математику . Как и где?» . – М., 2002.

9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

10. Метлина А. С. «Математика в детском саду » Просвещение, 2006.

11. Никитин Б. П. «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.

12. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.

13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.

15. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ,»– М.: 2006.

16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.

18. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей . /Ярославль. Академия развития, 1996.

Интернет-ресурсы :

http://dohcolonoc.ru ;

http://nsportal.ru ;

http://www.edu.ru ;

http://www.detskiysad.ru ;

http://www.moi-detsad.ru ;

http://ivalex.ucoz.ru.

Публикации по теме:

План по самообразованию воспитателя на 2014–2015 учебный год План по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год. 1. Консультация для вновь поступивших педагогов «Требования, предъявляемые к содержанию.

Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» Хочу поделится опытом по теме "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры" В 2010 году мною была взята.

Отчет по самообразованию за 2015–2016 г. воспитателя МБДОУ №16 Пашиной О. А. «Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» Цель: формирование комплексной.

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не.

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 180” План самообразования воспитателя.

План по самообразованию воспитателя Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Чтобы не отстать от времени, педагог.