1) Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.

Одна из задач школьной системы образования - подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей .

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать своё право на участие в управлении образовательным учреждением. Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику - не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге - на направление развития школы. Такое самоуправление - это способ превращения учеников из «клиентов» образовательного процесса в его заказчиков.

Для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института, необходимо создать, как минимум, следующие базовые условия:

Наделение ученического самоуправления правами по участию в управлении школой - реальными полномочиями, которые дают возможность серьезно влиять на школьную политику;

Разработка технологии ученического самоуправления, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;

Передача ученическому самоуправлению эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы. Преимущественно, это технологии, используемые в работе общественных организаций;

Создание системы поддержки развития ученического самоуправления, в том числе на уровне образовательной политики, в области выстраивания взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей школьных активистов.

При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы -- образуется новый орган самоуправления.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

· представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления

· разрешение конфликтов - посредничество в разрешении конфликтов внутри школы на принципах добровольности

· информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

· шефское направление - организация шефства старших над младшими

· внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

· организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

· правозащитное направление - защита прав учеников в школе

Приведенный список не является исчерпывающим. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

2) Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса .

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Учить самоуправлению -- значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление -- значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними -- главная задача управления школой.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей и педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов -- организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом .

«Самоуправление в современной школе»

Выполнила: студентка ИДисО

направление 050700

БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ

психологическое обучение

Новиковой Людмилы Ивановны

2009 г.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников 4

2. Структура школьного самоуправление 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Список использованных источников 12

ВВЕДЕНИЕ

Возможно, слово "самоуправление" уже всем хорошо знакомо. Это значит, что в наших школах работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.

В настоящее время социально-образовательная сфера во многих ОУ характеризуется самостоятельным поиском пути и механизмов управления развитием. Это порождает параллелизм, часто мало эффективное использование средств и потерю времени - важнейшего ресурса развития детей. Эти издержки, которые терпит образование в период своего преобразования, связаны с тем, что образуется временной разрыв между "сломом" старой системы управления и созданием новой на основе технологических отношений. При этом анализ условий и проблем на уровне ОУ зачастую базируется на разрозненных сведениях, полученных как и в практике прошлого, без системного подхода.

Поэтому именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса - учеников, родителей и педагогов. Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления. Многие до сих пор путают качество образования и качество обучения . Уже более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как "воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства". Заметьте, слово "воспитание" стоит в законе на первом месте.

Сегодня школьное самоуправление - это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.

Школа, в центре внимания которой - ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление - необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих «избирателей» - например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста.

1. Зачастую ошибочно ставится знак равенства между системой самоуправления и наиболее активным органом самоуправления, например, школьным правительством. Из-за этого вариант интеграции в ученическое самоуправление может быть воспринят как поглощение правительством службы примирения в качестве одного из «штабов». Нет, служба остаётся службой, и ни чем иным. Вхождение в систему органов школьного самоуправления не приводит к потере её самостоятельности, возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления. В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является существование независимых, «автономных» органов.

2. Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление - это не пионерская организация. Школьники дают выборным органам самоуправления право представлять свои интересы в управлении школой, но не дают права собою командовать. Следовательно, орган самоуправления не может ученикам ничего приказать.

Таким образом, ученическое самоуправление - это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления:

    общешкольный ученический совет,

    гимназический (школьный) парламент,

    ученический комитет (учком),

    старостат,

    школьная дума и др.

Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений , создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

Представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления разрешение конфликтов - посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (см. описание работы школьных служб примирения во второй главе) информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета шефское направление - организация шефства старших над младшими внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников правозащитное направление - защита прав учеников в школе Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам в «старых добрых» учкомах. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой. Представительный орган ученического самоуправления не нуждается в том, чтобы школа признала его полномочия по защите прав учеников - они уже есть в действующем законодательстве. Обратимся к тексту Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Из Федерального закона

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Приведённые нормы Закона дают органам ученического самоуправления право выступать инициатором проведения дисциплинарного расследования и участвовать в его проведении. В случае несогласия с решением, принятым по результатам расследования, органы ученического самоуправления могут обратиться в вышестоящие органы. Это означает, что органы ученического самоуправления законодательно наделены полномочиями по защите прав ребенка в школе. При этом, данный закон (статья 6) трактует понятие «права ребенка» расширительно, включая в него не только права детей, провозглашённые Конвенцией о правах ребенка, но и весь объём прав человека в целом, закрепленный Конституцией, международными договорами и российским законодательством.

Продолжим текст закона:

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.самоуправление современной школе Контрольная работа >> Педагогика

Основы содержания образования в современной школе . 1. Понятие содержания образования... на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения... коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления . Повышение...

Школьное самоуправление - это достаточно старая система, существующая в каждой школе. Зародилась она еще в советское время. Однако работа советского школьного самоуправления значительно отличалась от современного.

В чем же различие? В советские времена было распространено такое явление, как жесткая централизация власти. Педагоги, ученики и родители не имели права влиять на деятельность главы школы. Следовательно, школьное самоуправление имело жесткие рамки, целиком и полностью находилось в подчинении директора, исполняло лишь его приказы. Основной задачей школьного самоуправления было налаживание жесткой дисциплины среди учеников и выполнение распоряжений свыше. Соответственно, эффективность такого самоуправления была нулевой.

Сейчас ситуация в корне изменилась. Наша держава официально стала демократической, а значит, все ученики имеют и вносят свою лепту в деятельность школьного учреждения. Педагоги и родители вправе высказывать свое несогласие с политикой администрации школы и предлагать способы решения проблемы. Школьное самоуправление - это система, которая не только имеет право не подчиняться директору школы, но и может влиять на организацию работы в школе. Задача школьного самоуправления сейчас - сделать школу интереснее и краше, контролировать и развивать деятельность учеников, организовать четко слаженную систему.

Школьное самоуправление включает в себя различные органы. Так, существует орган, отвечающий за дисциплину учащихся и порядок в школе. В его обязанность входит проверка внешнего вида учащихся, организация уборки школьной территории и другие мероприятия. Орган, отвечающий за организацию мероприятий, планирует различные праздники, конкурсы и воплощает задуманное в жизнь. Спортивный сектор отвечает за спортивные мероприятия. Редколлегия отвечает за дизайн и оформление школьных помещений. Пресс-центр издает собирает новости и интересные сведения о том, что происходит в школе.

Лидеры школьного самоуправления как минимум раз в месяц созывают совет, в котором принимают участие главы его органов и активы классов. Совет координирует дальнейшую деятельность школьного самоуправления, подводит итоги, выявляет школы, придумывает способы их решения.

Кроме того, на таких советах обсуждается план работы школьного самоуправления. Обычно в такой план входят начальные и завершающие собрания в конце и в начале года, организация и проведение мероприятий, организация дежурства и уборки территории, проверка внешнего вида учащихся.

Конечно, школьное самоуправление, точнее, входящие в него органы, должны иметь собственные, уникальные названия. Таким образом в работу совета вовлекается большее количество учеников, что делает работу самоуправления интереснее и веселее, а школу, имеющую такую оригинальную систему школьного самоуправления, - уникальной и неповторимой!

Ученическое самоуправление в школе.

Современная школа – это развивающееся учебное заведение, в котором апробируются и реализуются многие воспитательные программы и проекты. Воспитательная система школы, в которой особое внимание уделено детям для приобретения ими жизненного опыта, стала определенной точкой роста для школы, ресурсом, где могут раскрываться необходимые для творчества возможности . С 2003 года школа всерьез занимается вопросами самоуправления как системообразующим элементом школьной воспитательной системы, с одной стороны, с другой – как первичного результата деятельности.

В настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе, в общеобразовательном учреждении. В значительной мере этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года.

Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков « организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, орга низаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и со трудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.

« Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи » (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

Мы представляем вашему вниманию ТРЕХУРОВНЕВУЮ схему-структуру ученического самоуправления Н.П. Капустина.

    I уровень - классное самоуправление:

Благодаря своим профессиональным знаниям, классные руководители помогают выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультируют педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса.

В нашей школе каждый класс – модель, которая имеет структуру классного коллектива с 2 по 9-й класс и она различна в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школы получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел, сектор печати и командир.

Предлагаемая структура в классах младшего звена работает в игровой форме. В средних и старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

    II уровень - школьное ученическое самоуправление,

В каждом классе есть лидеры, которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет старшеклассников.

В большом ученическом Совете ежегодно проводится общешкольная конференция, на которой открытым голосованием проходят выборы председателя ученического Совета и членов Совета школы. Распределение членов ученического Совета по комитетам проходит на первом заседании, где вырабатывается и план работы на учебный год. Председатель ученического совета руководит работой старшеклассников, проводит заседания, которые собираются 1 раз в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.

Как и в любой школе, у нас есть проблемы, которые возникают при построении ученического самоуправления любой воспитательной системы. Но мы пытаемся решить их с помощью актива ученического самоуправления как классного, так и общешкольного. Во-первых, мы отказались от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Ребята лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельного выбора дела, вырабатывают иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе. Начиная с прошлого года, ребята постепенно приходят к самостоятельному планированию ключевых дел детского самоуправления. Все дела в нашей школе начинаются с предложения «А давайте…»

Основа ученического самоуправления - ответственные за 7 отделов и председатель ученического самоуправления. Общее руководство осуществляет организатор воспитательной работы и заместитель директора по воспитательной работе. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных отделов.

В основе деятельности ученического самоуправления лежит :

    Изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению.

    Сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.

О формах работы ученического самоуправления вам расскажут сами дети.

Роль педагогов и родителей в самоуправлении.

Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.

Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Это приносит результаты. Старшая вожатая Цвигун И.Н. стала лауреатом 1 городского конкурса «Организация воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях» в номинации «Ученическое самоуправление».

    III уровень - школьное самоуправление,

Управляющим советом школы и является по сути соуправлением.

В основе его - совет школы (учащиеся школы - 3 человек, педагоги – 3 человека и родители - 3 человека). Его функции: стратегическое целеполагание (перспективы развития школы и улучшение школьной жизни), принятие решений.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Общее собрание (не реже 1 раза в год):

рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;

формирует органы самоуправления в школе;

вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;

рассматривает и утверждает Положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;

заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Нормативно-правовая база для организации ученического самоуправления

раскрывает перечень основных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа.

Правовой основой развития ученического самоуправления в любом общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» и УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи », и конечно

Программа ученического самоуправления.

В 2006 году мы создали программу «Ученическое самоуправление», которая помогает нам более полно реализовать себя в общественной жизни школы, сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению будущих обязанностей перед обществом.

Цель ученического самоуправления - реализация интересов и потребностей учащихся, необходимых для формирования полноценной личности. Работа органов ученического самоуправления начинается с выявления актуальных потребностей и интересов учащихся, на основе которых определяются содержание, основные направления деятельности и организационная структура.

Задачи ученического самоуправления:

    выявление личностно и социально значимых потребностей, отбор тех, которые реально выполнимы,

    определение организационной структуры ученического коллектива,

    организация деятельности органов ученического самоуправления,

    предоставление педагогической поддержки и помощи,

    подведение итогов работы,

    анализ ее результатов.

Содержание деятельности :

    познавательная деятельность;

    трудовая деятельность;

    художественно-эстетическая,

    культурно-массовая и досуговая

    спортивно-оздоровительная деятельность;

    информационная,

    художественно-оформительская деятельность;

    гражданско-патриотическая и поисковая деятельность,

На развитие творческой активности учащихся благотворно влияют разнообразные методы стимулирования:

    объявление благодарности;

    награждение грамотой;

    вручение бесплатного билета в театр; музей, на дискотеку; экскурсионные поездки.

Реализация изложенных выше основных положений концепции позволит выстроить в школе систему ученического самоуправления.

Методами деятельности ученического самоуправления являются : общественное поручение, общественное мнение, позитивное стимулирование, авансированное доверие, традиции и ритуалы, личный пример, метод убеждения, игра, ответственное поручительство.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Ученическое самоуправление функционирует согласно теории социального управления. Основные функции социального управления - анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и корректировка и снова анализ .

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап.

2. Этап становления.

3. Этап стабильного функционирования.

4. Этап модернизации.

Как в каждой программе, обязательно должен быть ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ концепции ученического самоуправления.

Что же мы хотим от программы - Ожидаемые результаты.

Ученическое самоуправление – это движущая сила процесса демократизации школы. Что она дает?

    создаст условия для личностного роста и саморазвития учащихся,

    наполнит новым содержанием деятельность органов самоуправления педагогов и родителей,

    создаст предпосылки для построения адаптивной воспитательной системы.

Таким образом, полная реализация программы станет важным шагом на пути становления правовой демократической самоуправляемой школы.

Модель выпускника в контексте программы построения и развития ученического самоуправления

    Нравственен.

    Способен к личностному самоуправлению.

    Способен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.

    Способен пользоваться своими правами, защищать их и выполнять гражданские обязанности.

    Ставит общественно полезные цели.

    Сочетает свои интересы с делами общественно полезной направленности.

    Способен к сотрудничеству.

    Отличается инициативностью, мобильностью, конструктивностью.

    Обладает организаторскими способностями.

    Способен к социализации в условиях гражданского общества.

    Обладает развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.

ПОЛОЖЕНИЕ

об ученическом совете старшеклассников МОУ ООШ 12 .

Цель подготовка гармонично развитой личности , способной к активной жизнедеятельности в обществе , выработка умений самостоятельно делать выбор , формирование организаторских и управленческих качеств .

Задачи :

1. Создание ситуации успеха для реализации личности .

2. Формирование в детской школьной среде гуманистических ценностей , формирование активной жизненной позиции .

3. Планирование и реализация активных форм деятельности , воспитание в учащихся лидерских качеств .

4. Формирование высоконравственной личности и гражданского самосознания .

Основные пункты Положения:

1. Порядок формирования совета старшеклассников.

    1. Совет старшеклассников состоит из представителей 7-9 классов, избранных на классных собраниях сроком на 1 год.

      Педагогическое руководство работой совета старшеклассников осуществляет организатор внеклассной работы.

2. Организация работы совета старшеклассников.

    1. Председатель совета руководит его работой, проводит заседания.

      Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.

      В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной работы школы комитет выбрал направления:

      В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы комитет выбрал следующие направления:

    Учебно-дисциплинарное

    Патриотическое

    Культурно-массовое

    Оформительское

    Пресс-служба

    Физкультурное

    Ремонтно-хозяйственное

Оказание помощи в подготовке и проведении классных часов.

3. Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления в школе:

4. ПОЛНОМОЧИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ .

5.1. Входить в состав Управляющего Совета школы.

    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ каждого отдела и направления.

ПОЛОЖЕНИЕ о ВЫБОРАХ органов ученического совета старшеклассников

2. Порядок формирования совета старшеклассников.

    1. Совет старшеклассников состоит из представителей 7-9 классов, избранных на классных собраниях сроком на 1 год, устанавливается квота по 2 человека от класса.

      Совет старшеклассников избирает из своего состава председателя, руководителей комитетов.

      Педагогическое руководство работой совета старшеклассников осуществляет организатор внеклассной работы

    3.Организация работы совета старшеклассников.

      1. Председатель совета руководит работой совета старшеклассников, проводит заседания.

        Совет старшеклассников собирается 1 раз в месяц, внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.

        Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.

        Совет старшеклассников взаимодействует с педагогическим коллективом и родителями через Совет школы. Председатель (по необходимости) может присутствовать на педсовете, совещаниях при директоре, заседаниях общешкольного родительского комитета.

    4.Основные критерии эффективной деятельности

    ученического самоуправления в школе:

      Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление.

      Умение учащихся организовать деятельность коллективов.

      Осознание ответственности за достижение совместных целей.

      Умение анализировать и определять программу на перспективу.

    5. ПОЛНОМОЧИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ .

    5.1. Входить в состав Совета школы.

    5.2. Принимать участие в Совете профилактики (заслушивать неуспевающих в учебе и нарушителей дисциплины).

    5.3. Выходить с предложениями на общешкольный родительский комитет и Совет школы.

    5.4. Заслушивать ответственных за направления и принимать соответствующие решения.

    Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. В нашей школе самоуправление функционирует на всех четырех уровнях: индивидуальном, первичном коллективе, коллективе школы и общешкольном уровне.

    6. Члены совета имеют право:

        1. избирать и быть избранным в руководящие органы Совета;

          участвовать в определении основных определений работы Совета, участвовать в составлении и реализации планов мероприятий.

          каждый член Совета имеет право выхода из своего состава после согласования с делегирующим коллективом.

          участвовать в мероприятиях, акциях, проводимых Советом.

    7. Член Совета обязан:

    1. Способствовать успешной деятельности Совета;

    2. Не нарушать норм Положения Совета, соблюдать регламент деятельности Совета, выполнять решения, принятые Советом;

      Информировать делегирующий его коллектив о деятельности Совета;

      Совершенствовать свои знания и умения в области общественно-политической деятельности, учиться культуре общения, пониманию другой точки зрения, находить пути сотрудничества.

    8. Полномочия членов Совета прекращаются:

      В случае утраты связи с коллективом;

      По решению делегирующего коллектива;

      По собственному желанию

      По окончанию школы.

    9. Организационное строение:

    1. Совет состоит из одной палаты (президиум);

    2. Возглавляет работу Совета председатель

    3. В Совете создаются структурные единицы, способствующие его эффективной работе.

    10. Прекращение деятельности Совета.

    Деятельность Совета прекращается по решению, принятому большинством голосов.

    Права граждан (учащихся) Школы № 12

    Учащийся имеет право на:

    свободу мысли, совести, религии;

    Развитие собственной личности, таланта, умственных и физических способностей;

    Участие в управлении Республикой Школой №12 (право избирать и быть избранным в Ученический Совет Школы)

    Учащийся обязан:

      Уважать права и свободы, человека указанные в Конституции Российской Федерации;

      Достойно нести звание гражданина Российской Федерации;

      Соблюдать Устав Школы;

      Добросовестно учиться;

      Во время приходить в школу (1 смена к 8.00час);

      Вести себя дисциплинированно на уроке и на перемене;

      Бережно относиться к имуществу школы;

      Вести здоровый образ жизни;

      Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы;

      Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка;

      Выполнять правила для учащихся;

      Выполнять требования по соблюдению внешнего вида учащихся

    Все документы разрабатываются при активном участии школьников и должны быть утверждены на общешкольном собрании учащихся и Совете школы.