НАУКОВ1ПОВ1ДОМЛЕННЯ

А.Н. Асаул

г. Санкт-Петербург

Л.Ф. Манаков

г. Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие образования определяет будущее страны на 30-40 лет. Менеджмент проник во все сферы человеческой деятельности и как учебная дисциплина изучается во всех университетах России. Предметное поле, теоретические основания и методологические основы университетского менеджмента неизмеримо расширились и вышли за пределы классического менеджмента прошлого века. Однако в последние годы в университетском менеджменте идет не усвоение новых взглядов на картину организационной реальности, а механическое заимствование «модных» терминов, повторение западных управленческих концепций. Такие менеджерские одежды скрывают новую сущность организационной деятельности. В теоретическом багаже университетского менеджмента по различным оценкам лишь 5-7 % «добавленной ценности (полезной стоимости) «приходится на университетских инноваторов. В мире менеджмента востребованы не создатели новых смыслов организационной деятельности, а толкователи упрощенных, примитивных основ менеджмента, умножители прописных истин. Идет скольжение по поверхности без погружения в глубину методологических оснований.

В менеджменте должна наступить эпоха интеллектуального драйва, пока же «оковы узника в пещере» настолько тяжелы, что не позволяют ему выйти наружу, на свет, освободиться из плена навязанных представлений о сущем, об организационной реальности. Почву для «замораживания» менеджмента дает структура образовательных программ подготовки менеджеров наших университетов. Современное положение отечественного университетского менеджмента можно оценить как кризисное.

В предельно обобщенном виде все претензии к менеджменту сливаются в одну - нечувствительность к интеллектуальным запросам современности и вызовам будущего.

Университетский менеджмент ориентирован на усвоение и использование знаний уже где-то и кем-то добытых и поэтому становится препятствием на пути развития собственной университетской управленческой мысли, собственных научных поисков. Таким образом, освоением азов менеджмента мы заблокировали себя от серьезной менеджмент-науки. Все успешные начинания научных поисков в университетском менеджменте погибают, не доходя до стадии «зародыша» вследствие превращения менеджмента в словесно-историческую дисциплину, раздельного выполнения кафедрами менеджмента функций - подготовки профессионалов, проведения научно-исследовательских работ, освоения навыков организационно-управленческих действий.

В последние годы общий менеджмент подвержен догматизму. Все чаще звучит вопрос: как и куда эволюциони-

рует управленческая область знания? Эволюция управленческой мысли последние 20 лет представляет собой обширное кладбище слов и определений. Изначально они выражали вполне насущные понятия, затем от частого поверхностного употребления превратились в истертые пятаки, не раскрывающие новый смысл и содержание организационной реальности. Сегодня после короткого паралича управленческой мысли менеджмент снова становится системообразующим элементом организационной деятельности. Сегодня теория менеджмента, перегруженная устаревшими идеями (стереотипами), идет по бурному морю вызовов и у нее есть все шансы продвинуться вперед.

Причин кризиса университетского менеджмента несколько, важнейшая из них заключается в том, что неверно была оценена скорость движения в будущее основных участников среды, в которой востребован качественный менеджмент. Темпы, размах изменений, набор траектории движения к успеху развиваются быстрее, чем об этом думали.

Современная и будущая организационная реальность не может быть постигнута посредством понятий классического и неоклассического менеджмента, он дает только весьма общие и грубые рамки познания новых факторов, современных постановок непарадигмальных (кооперативных) проблем. Традиционный менеджмент неправомерно упрощает организационную деятельность, сужает спектр возможных состояний и путей развития, упускает из виду новые тенденции становления и саморазвития организованных систем. Возник огромный объем научных знаний в области управления сложными системами, требующий систематизации и упорядочения по основополагающим принципам.

Fall и fail - похожие слова, означающие «падение» и «провал», они грозят тому, кто игнорирует новые знания, пытаясь спрятаться за славным прошлым, в то время как появилось новое поколение потребителей образовательных услуг, которым нужны компетенции, а не квалификация. Сегодня квалификация - это не путевка в жизнь, а туго зашнурованые ботинки на ногах пловца: «Знаем все больше, понимаем все меньше».

Мы во многом до сих пор мыслим «старопрежними» категориями, по-прежнему «продаем» разрозненные знания, а не компетенции, используем устаревшие способы доставки знаний, в то время как сами знания, умения и навыки изменяются.

Вызов будущего - потребители образовательно-информационных услуг сами выбирают любой удобный для них способ получения знаний, получают его в удобной форме, в нужном месте и в нужном объеме.

Если раньше добродетель человека состояла в верности традициям, то теперь в креативности. Сохране-

ние традиции превращает их в обузу, шоры для самореализации.

Традиционный менеджмент практически не уделяет внимания непарадигмальным проблемам сложности, хаоса и самоорганизации, эффектам синергии. Необходим переход от исследования простых систем к исследованию сложных, от линейности мышления к нелинейности, от рассмотрения процессов вблизи равновесия к анализу нестабильных процессов, от контрольных параметров функционирования к параметрам порядка и хаоса. Новые знания в менеджменте вступают в соревнование со старыми, элементы нового знания проходят период созревания, и существует большая вероятность его выживания.

Прежние хорошо разработанные методы линейного анализа, линеаризации малопригодны для изучения нелинейной динамики сложных систем, феноменов самоорганизации и самосборки сложных структур.

Важной задачей менеджмента становится определение параметров организационного порядка сложных систем и поиска структур-аттракторов (центров притяжения и активной силы), позволяющих выводить организации в режим устойчивого функционирования и развития. Создание новых смыслов, новых интерпретаций, новых идей в более широком контексте - ключевая задача креативного менеджмента.

Доминирование в университетах педагогической деятельности над научной привело к консервативному настроению большинства преподавателей менеджмента, отделению студентов от серьезной исследовательской работы, вытеснению ее в факультативы и кружки. «Зачем изменять себе, когда легче разбить зеркало».

К тому же в отраслевых университетах имеет место негласная дискриминация менеджмента как учебной и научной дисциплины (сведение его к маркетингу, спецвопросам) как представителями «полезных» технических дисциплин, так и администрацией вузов, среди которых распространено удивительное незнание основ теории и практик современного креативного менеджмента.

Все это привело к снижению планки предъявляемых к студентам требований в области менеджерской подготовки, ухудшению возможностей университетов в подготовке высококлассных специалистов, бакалавров и магистров менеджмента и погружению университетской управленческой мысли в анабиоз.

Профессия педагога менеджмента сначала перестала уважаться, потом кормить, а теперь и вовсе грозит исчезнуть как престижная деятельность. Сегодня можно констатировать, зафиксировать исчезновение интеллектуальных менеджеров-педагогов как профессионального слоя. Обучаемые менеджменту одержимы прагматизмом, им подавай конкретные упрощенные указания, как достичь успеха или стать миллионером. Интеллектуал-педагог менеджмента нужен там, где деловое сообщество намерено заглядывать в себя. А у нас оно не намерено это делать, такое занятие рассматривается как скучное и вредное. Доминирует стереотипный тезис: «Чтобы ориентироваться в любой ситуации, следует знать всего две вещи: откуда светит солнце и куда дует ветер». Традиционно задаем вопрос: «хорошо или плохо», хотя актуальнее проблема другого интеллектуального уровня: «истинно или ложно».

Сегодня считается, что судить о менеджменте способен только успешный персонаж, заработавший день-

ги, ученый-педагог менеджмента - лох и лузер, и его мнение деловым людям неинтересно.

Между тем правильное обучение менеджменту требует некой дистанцированности, известной отдаленности от повседневной практической деятельности. Лишь на расстоянии видны интенции и тенденции «лицом к лицу лица не увидать», и можно содержательно портретировать текущую реальность.

В силу перегруженности учебным процессом, отсутствия свободного времени личность педагога менеджмента деформируется непоправимо, идет коррозия личности. Поэтому все выпущенные в свет в последнее время учебники, книги по менеджменту оказываются на поверку дурно «переваренными» западными образцами, либо «свинченными» из готовых блоков пособиями для «чайников», либо дешевой местнической самодеятельностью («пережевыванием мякины») по методу Рек-лем - «режем - клеим».

Таким образом, сегодняшний педагог менеджмента по определению существо, не имеющее отношения к качественному менеджменту. Дефицит личностей в менеджменте - следствие данного явления (доминирование рациональности) и «застоя» в развитии управленческих идей (заявок на будущее), концепций, решений.

Наблюдается много совершенно разноплановых кризисных проявлений в эволюции управленческой мысли. Если обратить внимание на состав ученых-менеджеров, т немногие из них имеют первичные созидательные профессии, как первые отцы менеджмента (инженеры-механики и электротехники). Среди них чистые экономисты, педагоги, историки и т. д., которые не учились материально строить и созидать.

Отсюда корабль научного и реального менеджмента дает заметный крен на гуманитарный берег.

Происходит радикальное обособление исследовательских подходов от объекта и субъекта управления, в область менеджмента вторгаются экономисты со своими модельными построениями и рамками рационального поведения, социологи со структурным функционализмом, социальными конструкциями организации, психологи - с психологией управления и т. д. Представители этих наук претендуют на универсальность своих подходов в изучении и познании любых организованных структур и, подобно удаву, пытаются проглотить весь объект (организацию) целиком.

И обратного пути здесь, по-видимому нет, единственное, что возможно, так это привлечь новые принципы синтеза (синергетики) полезных предпосылок, идей из смежных областей знаний в менеджмент, сначала в периферийный пояс, а затем и в ядро теории менеджмента, которые «прикрепляются» к менеджменту «не намертво», а используются в различных исследовательских программах познания организаций с различных точек зрения. Так, например, экономическое понятие рациональности, освобождаясь от связи с эгоистическим интересом, превращается в менеджменте в простое принятие управленческого решения при выборе из нескольких вариантов действий.

При формулировании сетевой экономики уже невозможно в менеджменте отмахнуться от сетевого взаимодействия людей, где много полезного сделано представителями социальных наук. Сегодня сети имеют та-

кое же важное значение, как и институты, и организационные структуры.

Экономисты и социологи справедливо обвиняют менеджеров в откровенном прагматизме: исследуются не столько внешние и внутренние обстоятельства построения, функционирования и развития организаций (хозяйствующих субъектов), скорее, речь идет о конструировании и проектировании желаемого, лучшего, более эффективного их образа, замещении вопроса «что происходит» вопросом «как делать». В этих условиях менеджер из «человека познающего» превращается в «человека делающего». Поэтому становится понятным, почему экономисты и социологи начинают завоевывать опустевшее методологическое и теоретическое пространство менеджмента «с деревьями без корней и зданиями без фундаментов» (В. В. Радаев).

Менеджерам не следует предаваться чувству раздражения от вторжения других дисциплин в область менеджмента и спорить с экономистами и социологами в стиле «Вы здесь не стояли». Хотя ряд экономистов и социологов видит в менеджменте и менеджерах общего врага, называя их «конструкторами несуществующей реальности». У нас разные исходные предпосылки, иной состав ключевых переменных.

Менеджмент и так тратит много сил на обоснование очевидного, проявляя свою слабость, вместо того чтобы раскрывать сущность вещей, явлений и процессов в организацонно-управленческих отношениях. Экономисты и социологи лишь заявляют о насущих проблемах, а сами проблемы решаются менеджментом. Менеджмент должен строиться по синтетическому принципу - берем что-то позитивное от экономической теории, что-то от социологии, что-то от психологии, что-то от антропологии, что-то от общей эволюционной теории («многое в одном» или «все сразу»). Это предполагает голографическое отображение, скольжение по многим граням с погружением в методологические положения многих дисциплин. Следующей причиной кризиса университетского менеджмента является неверная педагогическая установка: мы стремимся дать множество разрозненных знаний вместо того, чтобы заложить основы для построения студентом собственной системы знаний. Интернет «знает» на многие порядки больше, чем самый хороший педагог менеджмента. Время универсалов ушло в прошлое, действительно, многознание уму не научит. Избыток информации ведет к оскудению души (А. Леонтьев). Главное - уметь находить путь к знанию, находить путь решения и делать выверенные действия по достижению успеха.

В этих условиях задача педагога не столько дать ученику (студенту) знание, сколько научить его приобретать, в случае необходимости, это знание; постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. «Лучше иметь хорошо устроенную голову, чем голову, наполненную многочисленными знаниями» (Э. Морен). От всезнающего человека - к человеку, могущему знать, к человеку с потенциальностью ума. Ключевая же цель учителя состоит в том, чтобы раскрыть потенциал ученика, его креативные и конструктивные возможности, помочь ему найти собственный путь в профессиональной среде и в жизни в целом.

Сегодняшняя подготовка менеджеров ведется с позиций гиперспециализации - процесса, ведущего к

драматическому росту фрагментации и раздробления организационно-управленческого знания, к разрушению целостного интеллектуального пространства менеджеров. Каждая дисциплина, включенная в образовательную программу менеджеров, имеет закрытый и замкнутый характер, свой ракурс не сопряженного методического обеспечения и не связана и не скооперирована с другими учебными дисциплинами.

В последние годы в ведущих зарубежных и отечественных вузах для синтеза (связывания) различных дисциплинарных знаний, навыков и умений, фундаментального и прикладного, знаний и деятельности широко используются концептуальные идеи и закономерности синергетики - нового научного направления. С позиций синергетики образовательные программы менеджеров должны обладать системными свойствами: междисциплинарностью, поли-дисциплинарностью, трансдисциплинарностью.

Междисциплинарность означает кооперацию различных учебных дисциплин, использование общего понятийного аппарата для понимания и обеспечения основных явлений и процессов в управленческой деятельности. Это также обмен результатами междисциплинарных исследований.

Полидисциплинарность, являющаяся характеристикой образовательной программы, означает, что какой-либо феномен объекта и субъекта управления, процессов их функционирования и развития изучается одновременно с разных сторон несколькими учебными дисциплинами. Например, развитие организаций рассматривается с позиций теории прогресса > теории экономического роста > теории эволюционного развития > теории инфраструктурного развития > теории стратегических решений > теории инновационного развития > теории нелинейной динамики.

Трансдисциплинарность - это перенос познавательных схем из одной дисциплинарной области в другую, выход «за пределы» конкретных дисциплин, проход «сквозь» дисциплинарные границы, например, перенос познавательных схем биологии, психологии, культурологии, коэволюции в теорию организационных изменений. Таким образом, каждая учебная дисциплина, входящая в меж-, поли- и транс- дисциплинарный комплекс, является одновременно открытой и закрытой, сопряженной, взаимосвязанной и локализованной. Изученная в более широком контексте, постоянно самообновляясь, она приобретает гибкость.

Постулат объективности заменяют постулатом про-активности, делаются первые шаги к синтезу дисциплин, формированию единого интеллектуально-образовательного пространства менеджеров. Синергетика в образовании сегодня рассматривается как подход, метод и содержание образования. Здесь процедура обучения, способ связи педагога и обучаемого - это взаимное становление и развитие, создание условий для порождения знаний самим обучаемым, открытый диалог, совместная активность, прямая и обратная связь, жизнь в одном темпе.

В результате ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как». Педагог и студент становятся партнерами по кооперации, находятся в синергетичес-кой связке, не знающий превращается в знающего, знающий в понимающего. Не только идущий прокладывает дорогу, но и дорога делает идущего. Трата душевной энергии педагога есть одновременно ее приращение,

обеспечивающее раскрытие и рост души (В. П. Зинчен-ко). Наши ученики влияют на нас, наши работы строят нас (М. Бубер). Главная проблема в том, как управлять процессом обучения, не управляя им, как преодолеть хаос в голове, не преодолевая его, а путем малых резонансных побуждающих и стимулирующих воздействий обеспечить самоуправляемое и самоподдерживающее обучение и развитие студента, пробудить в нем глубоко затаенные импульсы и желания (в том числе и заложенную в каждом тягу к постижению нового).

Достигается это на основе инактивного ситуационного познания. Субъект и объект обучения находятся в обоюдном и синхронном становлении, пробуждают друг друга в процессе взаимодействия, имеет место переплетение прямых и обратных связей, они взаимно детерминируют друг друга и используют взаимно предоставленные возможности.

Важнейшее в современном образовании - это обучение методу и искусству познания. Современное менеджмент-образование - это передача целостных блоков информации, нелинейное мышление в альтернативах, переход к визуальному мышлению и эффективным способам передачи знаний: «текст + образ», «формула + визуализация», описываемый ею ход организационно-управленческого процесса.

Это одновременное использование логико-понятийного и наглядно-образного мышления, постижение организационного мира через образ и число. Особенно велика роль синергетики как метода в прогнозировании и конструировании достижимого будущего саморазвития организационных систем, сценариев их эволюции.

Синергетическое мышление, ориентированное на будущее, позволяет увидеть реальные черты будущей организации, личности со следующих позиций:

Будущее открыто и непредсказуемо, но не произвольно, в силу закона коэволюционного запрета существует определенный спектр возможных будущих состояний;

Наличное положение дел строится из будущего и в соответствии с будущим;

Возможные изменения собственных свойств сложных систем могут привести к трансформации набора возможных путей в будущее;

Для достижения будущего необходима определенная типология резонансных воздействий, где важна не интенсивность, а точная их конфигурация (мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное);

Искусство мягкого управления кроется в способах самоуправления, саморазвития и самоконтроля (малые причины больших событий);

Чтобы верно сконструировать будущее, необходимо принимать во внимание широкий контекст изучаемых потенциальных явлений и событий.

По Т. Куну, мы стоим перед рождением новой научной парадигмы менеджмента. Пришло время «перетряхнуть до дна всю шкатулку научных знаний о менеджменте». В этой работе мы должны опираться на вывод об отсутствии в управленческих науках вневременных теорий, поскольку никакие предположения об организационном и экономическом поведении субъектов хозяйствования не могут быть абсолютно верными и никакие теоретические заключения не являются истинными повсеместно.

Как верно отмечает Ю. Яковец, «любая область науки неоднородна, многоукладна, она предполагает одновременное сосуществование и борьбу парадигм: реликтовых, уходящих, господствующих, приходящей, утверждающейся». Все то, что подвергается изменениям по своей природе, но не изменяется, как того требует время, оборачивается застоем.

Французский историк Жак Ле Гофф утверждал, что условием успешного развития являются два фактора - преемственность и перемены. При отсутствии первого нас ждет поражение, при отсутствии второго - смерть на медленном огне. Лозунг дня - «живи в настоящем, не расставайся при этом с прошлым и устремляйся в будущее. Меняй время и пространство».

Важная задач дальнейших исследований - проследить, как изменились теоретические основания менеджмента, как согласовать используемые многообразные теоретические подходы при описании, интерпретации и объяснении явлений и процессов роста, эволюции, развития сложных нелинейных систем, обогащая теоретические положения, концептуальный аппарат и логику доказательств при разработке стратегии устойчивого функционирования и динамичного развития организационных образований. Чем более разнообразны теоретические положения, чем глубиннее их содержание, тем более осознанными являются стратегические решения и действия по изменению.

Уже сегодня любая организационно-управленческая деятельность становится практически креативной и конструктивной деятельностью, и здесь нужны концептуальный сдвиг, изменение понятийного строя мышления, переход от категорий бытия к событию, от существования к становлению и сосуществованию элементов прошлого, настоящего и будущего (к искусству жить вместе), от независимости к связанности, от эволюции к ко-эволюции, от размерности к со-размерности, от подобия к масштабной инвариантности участников ИСД, от актуального к потенциальному. При этом прежние категории не исчезают, а приобретают новый смысл со смещением фокуса внимания. Нужно обобщение и новое толкование огромного эмпирического материала, всей суммы новейших фактов об организационной динамике сложных систем в нелинейной среде, неоднозначных путях их развития, предзаданных на данной среде. Эволюция организаций определяется не их начальными условиями и не их прошлым (они «забываются»), а будущим, новыми структурами-аттракторами, на которые выходят процессы самодостраивания. Сегодня главная проблема состоит в том, как управлять, не управляя, т. е. обеспечивать не управляемое извне, а самоуправляемое развитие аттракторами, дать простор для самоорганизации эффективных структур, содействовать выбору кратчайших путей ускоренного развития. Эти резонансные воздействия на инвестиционно-строительную среду (в нужное время и в нужном месте), их «своевременность» и «уместность» выверяются и апробируются контурами будущего, нежели наличными несовершенными надорганизационными структурами инвестиционно-строительного комплекса.

На наш взгляд, ядром позитивного прагматизма менеджмента должно стать не только лучшее познание организационной реальности, но и разработка способов

активного формирования организационных образований, которые трактуются как своего рода «мыслительная деятельность», а в подготовке менеджеров нового поколения - формирование профессионала «познающего, думающего и делающего». Вторжение в менеджмент методов и подходов, издавна присущих другим смежным наукам, становится не только модой, но и желанием найти новое объяснение знакомым и вновь возникшим реалиям организационно-управленческой деятельности. «Хочешь решить задачу, думай не о ней, думай около нее» (А. Пуанкаре).

Одновременно в этом случае вторгаются проблемы других наук - не менеджмента в менеджмент. В развитии менеджмента как научной дисциплины можно выделить несколько периодов: «додисциплинарный» (до 1950 г.), «дисциплинарный» (до 2000 г.); «междисциплинарный» и сегодня «полидисциплинарный-трансграничный» или в рамках другой топологической схемы: «рассеянный», «сосредоточенный», «разделенный», «интегрированный», «гармоничный».

Таким образом, менеджмент превращается в область междисциплинарного и трансграничного пересечения множества научных дисциплин, и только при дальнейшем углублении синтеза этой полидисциплинар-ности можно рассчитывать на получение адекватных организационной реальности моделей эффективного поведения и результативного развития сложных социально-экономических систем. Это предполагает переход на фундаментальный уровень системных, коэволюцион-ных и синергетических законов и закономерностей организации, самоорганизации и хаотизации сложных систем, когда особое внимание уделяется их нелинейным свойствам, которые ответственны за процессы организационных изменений. Мы коснулись только части теоретико-методологических проблем в университетском менеджменте. Существует еще целый пласт проблем, связанных с обоснованием применимости тех или иных законов, принципов синергетики и коэволюции в познании социально-экономических систем. С одной стороны, они становятся стимулом развития новых научных направлений (например, системно-нелинейной организационной динамики), с другой - преградой, объектом критики, непонимания и невосприятия, повторить судьбу первых этапов развития как всего нового, ранее не реализованного. Эти новые законы, закономерности и принципы познания сложных систем станут базой, императивными критериями социально-экономического и организационного устойчивого развития при условии сведения их в парадигмальную схему сис-темно-синергетического подхода. Поэтому вполне справедливо наше утверждение о том, что намечается разрыв между темпами развития теоретико-методического основания университетского менеджмента и ростом сложности, неопределенности, нелинейности организационной динамики, движения вызовов будущего и ответов на них, конкретного знания о них. Отсюда рост недоверия к возможностям традиционного менеджмента. Эта ситуация сложилась в соответствии с «принципом организационной деградации» (Г. Хильми), «система, работающая в хаотической среде или в среде с уровнем организации более низким, чем уровень самой системы, обречена: постоянно теряя свою структуру, она

растворяется через некоторое время в окружающей, более хаотичной среде».

Наличие концептуального разрыва в видении перспектив разрешения кризиса в университетском менеджменте - серьезное препятствие для разработки согласованных единых подходов к раскрытию (познанию) закономерностей создания, функционирования и развития эффективных организационных образований. В более широком контексте это связано с общенаучным процессом смещения методического фокуса в исследовании социально-экономических сложных, открытых, нелинейных систем в сторону системно-синергетичес-кой парадигмы. Новая методологическая установка в менеджменте позволяет не только снять линейные очки, но и выделить достаточно небольшое количество параметров порядка (переменных), описывающих поведение и динамику таких систем, которые позволяют проводить диагностические и прогнозные процедуры и преодолеть «проклятие размерности».

Таким образом, дальнейшее развитие менеджмента возможно лишь на основе естественно-научной аргументации его концептуальных оснований в рамках синтеза традиционного системного, структурно-функционального, коэволюционного и системно-синергетичес кого подходов, а также данных системно-имитационного моделирования.

Например, рассмотрим одно из свойств сложных систем - регенерацию, т. е. способность систем к восстановлению деформированных структур и функций. Это свойство находит свое отражение в процессах самоорганизации, саморегуляции, самовосстановления, самоочищения, самодостраивания, самосборки, которые следует рассматривать как важнейшие составляющие организационного потенциала по тому или иному направлению социально-экономического развития, как пути выхода из кризиса. При всем идейном и методологическом богатстве указанных подходов доминантными особенностями последних лет являются «отделенность» и «остановленное» развитие университетского менеджмента.

Неразработанность системно-коэволюционно-си-нергетической парадигмы, неточная (зачастую неверная) трактовка особенностей современной организационной реальности оставляет серьезные пробелы в интеллектуальном пространстве организационной проблематики и вызывает ощущение естественной неполноты организационно-управленческого знания, мешает принятию решений в практике внутренне эффективного и внешне результативного хозяйствования компаний и сетей компаний. Работа по учебникам уходит в прошлое. Менеджеры должны научиться эффективно думать, действовать и достигать без видимых подпорок иерархии при наличии большого числа потенциальных центров власти. Способность менеджеров достигать успеха зависит в большей мере от числа партнерских связей, в центре которых они находятся, чем от их положения в иерархии.

Эпоха расщепления менеджмента на отдельные области заканчивается, необходимо вести поиск общезначимых принципов, связывающих дисциплинарные области менеджмента. Еще одной причиной кризиса университетского менеджмента является то, что он попал в жесткую зависимость от предшествующего развития (path depedence) или в «ловушку развития» (Р. Чамберс, Р. Ну-

риев, К. Полтерович), когда прошлое определяет настоящее и он находится в точке бифуркации (критическом узле, critical junction), когда возникает благоприятная возможность выбора качественно новой теоретической и методологической базы менеджмента. Это означает революционное изменение содержательной сущности менеджмента как объекта изучения, определяющего в конечном счете компетенции и структуру поведения менеджеров - выпускников университетов.

Поиск оптимальной зависимости от предшествующего развития - это маневрирование между «ловушкой унификации» (доминирование одной парадигмы в ущерб «бритве Оккама», применимой к большинству организационно-управленческих проблем), и «ловушкой фрагментации», возникающей при наличии множества пока еще недостаточно развитых качественно новых парадигм (социокультурного, синергетического, антроп-ного, коэволюционного и иных подходов). Очевидно, в первом случае деятельность педагога чрезмерно ограничена пройденным путем менеджмента, а во втором - требует необходимости разработки «новых подходов и методов», находящихся на периферии теории менеджмента.

Перемещение периферийных концепций в ядро теории менеджмента возможно на основе идей методологической комплементарности: действенность конкретной концепции напрямую зависит от ее сравнительных преимуществ, привлекательности и сопряженности с концепциями ядра теории. Данную проблему также решают разделение концепций на «быстрые» и «медленные» и учет скорости изменения друг друга. Свойства «медленных» концепций обусловливают скорость проникновения «быстрых» в ядро теории на основе коллективного отбора, последние закрепляют характер медленных. В качестве «селектората» выступает круг ученых-педагогов, способных принять участие в разработке нетрадиционных концепций, пользующихся доверием и способных ослабить теоретико-методологическую инерцию в управленческих науках, снять «блокаду» изменениям университетского менеджмента. В этом случае все концепции оказываются коэволюционно связанными между собой, с конкурентным проявлением каждой.

«Обоз отсталости» университетского менеджмента формирует верхушечные сословия высоковозрастных профессоров менеджмента, обремененных учеными степенями социологических, педагогических и экономических наук, обладающих властью, но не могущих считаться элитой менеджмента по критериям компетенции и критериям эффективности - носителями инновационных достижений. Более 80 % их работ не выходят за рамки одного научного пространства (структурно-функционального, системного, социоэкономического, ситуационного), а «образованное сообщество рядовых педагогов менеджмента» не имеет самостоятельных научных интересов в области качественного (креативного) менеджмента и не имеет средств организованного публичного выражения своей самостоятельности. В вузах практически отсутствуют инновационные научные школы в области управленческих наук, находящиеся в центре внимания и способные вести за собой сообщество педагогов менеджмента, формируя образцы для подражания и ориентиры для других школ, кафедр,

отдельных педагогов-ученых. Такие научные школы должны выступать созидателями пространства новых смыслов, закономерностей, принципов, моделей в области менеджмента.

Для консолидации и проявления своей субъективности сообщество педагогов менеджмента должно объединяться не на основе административного принуждения, а на осознанной заинтересованности в интеграции своих усилий в развитии университетского менеджмента. Действующее УМО менеджмента не выполняет и не может выполнять по существу объединяющую функцию, оно «служит себе», примитивизирует элементы инноваций и не обеспечивает горизонтальную сетевую структуризацию (каждого с каждым) сообщества педагогов менеджмента. Необходимо создание российской и региональной ассоциаций, союзов педагогов менеджмента и практикующих менеджеров. Только в рамках ассоциаций можно перейти от фрагментарной догоняющей и периферийной траектории развития к многоголосной модернизации университетского менеджмента, к его целостному обновлению, прекратить инерционный «бег по кругу», покинуть «коммунальную квартиру» и выйти из «исторической колеи» на качественно новый интеллектуальный уровень и интегрированное менеджмент-мышление (сознание), соответствующие современной цивилизационной матрице, построенной на рыночном архетипе, компетентнос-тном подходе и механизме обратной связи.

Следует признать, что только менеджмент, «охваченный» научными школами и самоорганизованной сетью ассоциаций педагогов, может преодолеть кризис и динамично развиваться, превращаясь из предмета веры в рациональное мультипарадигмальное знание. Фиксация научных школ и укорененность педагогов в сетях личностных отношений позволит повысить научные коммуникации на стыке парадигм менеджмента, интенсивность и креативность их взаимодействий, сформировать в процессе диалога единое проблемное поле университетского менеджмента и убрать границы между концептуальными пространствами, а представителям разных школ - понимать друг друга, сохраняя свою аргументированную не-слиянность, множественность равноправных сознаний. Это также позволит ослабить зависимость молодых педагогов - рядовых граждан республики «Менеджмент» от научных школ. Пока же учебный менеджмент представляет собой «разделенную» дисциплину - несколько слабо связанных между собой интеллектуальных пространств, использующих собственный категорийный аппарат, свою методологию анализа-синтеза, представления результата и не имеющих общего системообразующего знаменателя (эсперанто).

В условиях экономики знаний и информационного общества наши выпускники-менеджеры должны (а пока не могут) выступать одними из основных носителей инновационно-креативного потенциала хозяйствующих субъектов, обладая неотчуждаемым ресурсом - специальными знаниями, умениями, навыками, формализованными в университетских дипломах и голове менеджера. Они становятся ключевым звеном нового класса информаци-ональных производителей (М. Кастельс, 2000, с. 497-501) с высокой рефлексивностью, т. е. способностью представить различные пути решения новых, плохо определенных проблем и делать выбор между ними. Кроме того,

менеджер должен обладать способностью к мультидис-циплинарной, многоплановой предпринимательской деятельности. Креативные менеджеры заслуженно входят в ядро «нового среднего класса», производящего экономические ценности (Р. Флориди, 2007, с. 85). Понятно, что выход на качественно новый уровень университетского менеджмента - проблема очень большой размерности. Но она вполне разрешима.

Литература

1. Асаул А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. А. Н. Асаула. СПб. : «Гуманис-тика», 2007.

2. Асаул А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании / Асаул А. Н. // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1 (19).

3. Асаул А. Н. Престижное экономическое образование на благо России / Асаул А. Н. // Экономическое возрождение России. 2006. - № 1 (7).

4. Асаул А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства / Аса-ул А. Н. // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3 (13).

5. Бездудная А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / Бездудная А. Г. // Экономическое возрождение России. 2008. - № 1 (15).

6. Капаров Б. М. Повышение конкурентоспособности современного вуза на основе теории самоорганизации / Капаров Б. М. // Экономическое возрождение России. 2006. - № 3 (9).

7. Капаров Б. М. Проблемы трансформации вуза в высшее учебное заведение инновационного типа / Капаров Б. М.// Экономическое возрождение России.

2006. - № 4 (10).

8. Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М., 2000.

9. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977.

10. Песоцкая Е. В. Этологический подход к управлению рынком образовательных услуг / Песоцкая Е. В. // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1.

11. Морен Э. Природа природы / Э. Морен. - М. : Прогресс, 2005.

12. Сергеева М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / Сергеева М. Г. // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1 (15).

13. Туренко Б. Г. Формирование кадров руководителей и специалистов: методологические аспекты развития / Туренко Б. Г. // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11).

14. Флорида Р. Креативный класс / Р. Флорида. - М.,

Асаул, Анатолий Николаевич (31 октября 1948, Решетиловка , Полтавской области , УССР) - ученый, заслуженный деятель науки РФ , заслуженный строитель России, доктор экономических наук, профессор .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Царь Славян: Глава 1 (Новая Хронология)

Трудовая и научная деятельность

Ученые степени

Звания и награды

Почетный профессор: Ижевского государственного технического университета имени М.Т.Калашникова (2015 г.); Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д. Миллионщикова (2014 г.); Ростовского государственного строительного университета (2013 г.); Уфимской государственной академии экономики и сервиса (2011 г.), Тывинского государственного университета, Полтавского национального технического университета им. Ю. Кондратюка, Ташкентского автомобильно-дорожного института, Львовского университета бизнеса и права, Киевского университета туризма, экономики и права. Почетный доктор наук Хмельницкого национального университета, Ташкентского автомобильно-дорожного института (2010 г.) Является обладателем почетного звания «Основатель научной школы».

А.Н. Асаулу присуждено более 50 наград и почётных званий, в том числе международных.

  • В 2000 г. Президиумом Российской академии естественных наук А. Н. Асаулу присвоено почетное звание и знак «Рыцарь науки и искусств».
  • В 2003 г. награждён почетной медалью Российской Академии естественных наук «За дос-тижения в экономике» им. В. В. Леонтьева, а также Европейской академией естественных наук - орденом «Золотого орла с короной» за выдающийся вклад в науку, новые технологии и экономику.
  • В 2004 г. Почетный гражданин г. Всеволожска и Всеволожского района Ленинградской области.
  • В 2006 г. Почетный гражданин Решетиловского района Полтавской области (Украина).
  • В 2007 г. Международной академией наук экологии и безопасности жизнедеятельности удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки» и награждён «Звездой ученого».
  • В 2008 г. за вклад в создание и развитие возглавляемой А. Н. Асаулом научной школы «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующихся и самоуправляемых систем», Асаулу А.Н. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования РАЕ», а также почетное звание «Основатель научной школы».
  • В 2009 г. РАЕ наградила медалью им. Нобеля за вклад в развитие изобретательства .
  • В 2003 г. награждён Российской академией естественных наук почетной медалью «За достижения в экономике» им. В.В. Леонтьева.
  • В 2003 г. награждён Европейской академией естественных наук орденом «Золотой орел с короной» за выдающийся вклад в науку.
  • В 2004 г. Лауреат премии имени Михаила Ломоносова с вручением золотой медали за выдающийся вклад в развитие науки, образования, культуры и искусства.
  • В 2005 г. награждён почетной грамотой Союзом строительных объединений и организаций за многолетнюю добросовестную работу в области строительства.
  • В 2006 г. награждён Советом общественных организаций Санкт-Петербурга и Москвы орденом «Сердце Данко» за личный вклад в развитие российской науки
  • В 2007 г. удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки» и награждён «Звездой ученого» международной академией наук экологии и безопасности жизнедеятельности.
  • В 2008 г. присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования РАЕ" (Российская академия естествознания).
  • В 2008 г. награждён серебряной медалью ВЭО России за многолетнее и плодотворное сотрудничество с Вольным экономическим обществом России, большой вклад в его деятельность, активное участие в реализации проектов и программ в области социально-экономического развития России, за создание выдающихся социально-экономических медиапроектов на межгосударственном и региональном уровнях, за объективное и профессиональное освещение событий в области экономики, финансов и бизнеса.
  • В 2008 г. награждён орденом чести и достоинства «Русь державная» и памятный приз бронзовая скульптура «АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ» за высочайший профессионализм и преподавательскую деятельность.
  • В 2008 г. награждён грамотой губернатором Санкт-Петербурга за многолетний и добросовестный труд, большой личный вклад в развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и системы высшего профессионального образования.
  • В 2009 г. награждён медалью им. Нобеля за вклад в развитие изобретательства (РАЕ) .
  • В 2010 г. награждён медалью В.И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки (РАЕ).
  • В 2011 г. награждён нагрудным знаком «Золотая кафедра России» за лекторское мастерство и достижения в области развития образования в России».
  • В 2012 г. награждён орденом III степени «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию».
  • В 2013 г. Лауреат премии главы – председателя правительства Республики Тыва в области науки за 2012 г.
  • В 2013 г. Российской академией естествознания за достижения в развитии педагогики высшей школы награждён золотой медалью «За новаторскую работу в области высшего образования».
  • В 2013 г. награждён орденом II степени «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию».
  • В 2013 г. награждён орденом «Labore et scientia - трудом и знанием» Российской академией естествознания .
  • В 2013 г. награждён орденом «За заслуги в строительстве» за многолетний плодотворный труд, высокие достижения в производственной и научно-педагогической деятельности на благо развития строительной отрасли России и в связи с 65-летием со дня рождения.
  • В 2014 г. награждён медалью имени К.Ушинского за личные заслуги в совершенствовании и формировании знаний в области педагогических наук.
  • В 2014 г. награждён «Золотой» медалью ВДНХ за участие в 27 Московской международной книжной выставке-ярмарке.
  • В 2014 г. награждён орденом «PRIMUS INTER PARES (ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ)» за значительный вклад в развитие мировой науки, за выдающиеся научные работы, открытия и изобретения.
  • В 2015 г. награждён памятной медалью «70 лет МВД».
  • В 2015 г. Российской Академией Естествознания награждён орденом Петра Великого «Небываемое бываетъ» за значительный вклад в развитие мировой науки, образование и общественную деятельность.
  • В 2015 г. Российской Академией Естествознания за значительный вклад в развитие мировой науки награждён орденом Александра Великого «За научные победы и свершения».
  • В 2015 г. награждён почетной грамотой «За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов».
  • В 2015 г. Президентом ВЭО России награждён грамотой «За большой вклад в деятельность Вольного экономического общества России, направленный на укрепление экономического могущества и процветания Родины».
  • В 2015 г. награждён памятной юбилейной медалью «250 лет ВЭО России».
  • В 2015 г. награждён красномедной медалью «В память 400-летия дома Романовых 1613-2013» в ознаменование 400-летия окончания Смуты, восстановления Российской Государственности и всенародного призвания на царство Дома Романовых в 21 День Февраля 1613 года.

Международное признание:

Научные конференции и участие в научно-редакционных советах

Профессор А. Н. Асаул является инициатором и организатором проведения научных конференций в России: член оргкомитета международной научно-технической конференции "Реконструкция - Санкт-Петербург-2005" ; инициатор и председатель оргкомитета регулярно проводит Российской научно-практической конференции «По пути к возрождению: перспективы развития российской экономики» (2006-2009 гг.).

Член редакционного совета «Регион: экономика, политика, социология» (2001г. по настоящее время);), «Вестник гражданских инженеров», «Мир перемен» (ИЭРАН-2005). «Вестник Хмельницкого национального университета: экономические науки» (2008), «Региональная экономика (НАН Украины»-2009), «Экономика строительства и городского хозяйства» (2011г. – по настоящее время); «Вольное экономическое общество России» (2013), издательства «NOTABENE» (Теоретическая и прикладная экономика) (2015) и др.

В 2004 г. по инициативе и при непосредственном участии профессора А. Н. Асаула было возобновлено издание научного журнала «Экономическое возрождение России». Он является его главным редактором, а также учредителем серии научных изданий (в настоящее время издано 37 томов).

Разработка образовательного стандарта

Профессор А. Н. Асаул активно участвовал в разработке Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны и впоследствии утверждены Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования РФ примерные программы дисциплин «Организация предпринимательской деятельности» и «Экономика недвижимости». Впоследствии по этим программам профессором А. Н. Асаулом были подготовлены и изданы учебники с грифом Министерства образования и науки РФ. По результатам конкурса среди преподавателей высших учебных заведений, проводимого Фондом отечественного образования, А. Н. Асаул признан лауреатом за учебник «Экономика недвижимости» . В 2009г. учебник «Организация предпринимательской деятельности» был представлен на соискание премии Правительства РФ в области образования. В настоящее время А.Н. Асаул ведет работу над созданием учебно-образовательного комплекта для подготовки бакалавров по вновь открываемому направлению 220600 – инноватика .

Научная школа

Асаул Анатолий Николаевич - основатель научной школы: «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы».

Научная школа получила признание российской и международной научной общественности и достигла следующих теоретических и практических результатов:

В 2013 году соответствии с решением Президиума Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга Комитет по науке и высшей школе утвердил Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга, куда вошла научная школа, возглавляемая Анатолием Николаевичем Асаулом.

По материалам исследований в научной школе защищено 25 кандидатских диссертаций 8 докторских. Опубликовано за последние пять лет 20 монографий и более 100 научных статей.

Семья

Родители - Асаул Николай Сергеевич (1926-2003); Асаул Мария Алексеевна (1924-2012).

Женат с 1971 г., воспитал двух сыновей, имеет 9 внуков. Жена – Татьяна Николаевна Асаул. Родилась 10.04.1950 г. в рабочем поселке Рудник Голубовский, ныне г. Кировск Луганской области. Окончила Решетиловскую среднюю школу с золотой медалью.

Профессор кафедры «Экономика автомобильного транспорта» «Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)».

В 1996 г. с отличием окончил «Санкт-Петербургскую Государственную инженерно-экономическую академию» (ИНЖЕКОН) по специальности «Экономика и управление в машиностроении» (экономист-менеджер), в 2005 г. – юридический факультет «Санкт-Петербургского государственного университета» по специальности «Юриспруденция» (юрист).

Вся трудовая жизнь М.А. Асаула связана со строительством, где он прошел путь от рабочего до заместителя генерального директора ОАО «Проектно-строительное объединение Леноблагрострой».

С 2003 по 2011 год М.А. Асаул работал в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (доцент, профессор - по совместительству).

Впервые в отечественной науке и практике Максим Анатольевич разработал методические основы вторичного лизинга.

М. А. Асаул – создатель концепции менеджмента изменений для управления устойчивостью предпринимательской структуры на основе диагностики экономического и финансового состояния организации, внешней и внутренней среды, факторов риска, осуществляющей организационные изменения, мероприятия, ведущие к ослаблению и преодолению кризисных процессов . Им также разработана методология обеспечения устойчивости предпринимательских структур, базирующаяся на:

Является действительным членом Европейской академии естественных наук (Ганновер) и Российской академии естествознания (Москва), Международной академии инвестиций и экономики строительства.

Победитель Российского конкурса «Менеджер года – 2003».

Женат, воспитывает сына и дочь.

Асаул Николай Анатольевич

Младший сын - Асаул Николай Анатольевич (р. 21 апреля 1977 г.). Доктор экономических наук, профессор, Академик Европейской Академии Естественных Наук . Заместитель Министра транспорта Российской Федерации .

Н. А. Асаул известен своими достижениями реализации стратегических инвестиционных проектов по развитию Санкт-Петербурга. Как председатель комитета по транспортно-транзитной политике Правительства Санкт-Петербурга. Неоднократно участвовал в работе экспертного совета Министерства транспорта РФ по вопросу реализации проекта строительства платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, являлся членом Рабочей группы по развитию Санкт-Петербургского транспортного узла, созданной при Минтрансе России. Под руководством Н. А. Асаула в Санкт-Петербурге реализованы такие крупные проекты, как создание на базе аэропорта «Пулково» межрегионального авиатранспортного узла, строительство аванпортов Большого порта Санкт-Петербург, строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове и другие. В качестве председателя комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Н. А. Асаул реализовал стратегию развития ТЛК Санкт-Петербурга. Ее главная задача - равномерное развитие всех видов транспорта города и обеспечение их взаимодействия между собой и увеличение доли авиагрузов за счет создания нового грузового перрона и вовлечения в проект территорий, прилегающих к аэропорту «Пулково». Сформирован так называемый «грузовой каркас» города. Для этого проведена научно-исследовательская работа по определению зон локализации грузогенерирующих объектов на территории города с обозначением маршрутов для движения основной части грузового транспорта. При рассмотрении новых проектов, привлекающих грузопотоки, ключевую роль играет место их расположения в пределах досягаемости от «грузового каркаса».

Под руководством Н.А. Асаула разработаны мероприятия по увеличению скорости прохождения грузов через морской порт Санкт-Петербург за счет оптимизации таможенных процедур, развития новых портовых территорий, регулирования транспортных потоков и создания так называемых «сухих портов». Основной целью является снижение экологической нагрузки на город за счет оптимизации транспортных потоков, уменьшение плотности движения грузового автотранспорта внутри кольцевой автодороги (КАД), развитие «малого» транспорта: маломерного флота, бизнес-авиации, вертолетного движения. Для правового обеспечения реализации проектов.

Н. А. Асаул активно принимал участие в законотворческой деятельности, инициируя и разрабатывая новые необходимые городу нормативно-правовые документы, неоднократно выступал на всероссийских и международных научно-практических конференциях, в частности, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Международном инвестиционном форуме по недвижимости PROEstate и конференциях МАИЭС.

Н.А. Асаул имеет государственные награды – медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», знак «Почетный строитель России».

Женат, воспитывает четырех сыновей и трех дочерей .

21 марта 2014 г. Указом Президента РФ № 163 за большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи Н.А. Асаул награждён орденом Почета.

8 мая 2015 г. решением Высшего Евразийского Экономического совета награждён медалью «За вклад в создание Евразийского экономического союза» II степени.

Примечания

  1. Редакционный совет ВЭО России (неопр.) . ВЭО России .
  2. АСАУЛ Анатолий Николаевич, СПбГАСУ (неопр.) .
  3. Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы - Учёные России (неопр.) . Дата обращения 8 февраля 2013. Архивировано 14 февраля 2013 года.
  4. АСАУЛ Анатолий Николаевич на портале СПбГАСУ (неопр.) . www.spbgasu.ru. Архивировано 19 апреля 2013 года.
  5. Рейтинг ведущих экономистов России | неэргодическая экономика (неопр.) . nonerg-econ.ru. Дата обращения 7 февраля 2016.
  6. Тувинский государственный университет (неопр.) . www.tuvsu.ru. Дата обращения 7 февраля 2016.
  7. Профессор А.Н. Асаул вошёл в десятку ведущих экономистов России - Официальный сайт Асаула Анатолия Николаевича (неопр.) . www.xn--80aa7awl.xn--p1ai. Дата обращения 7 февраля 2016.
  8. Асаул Анатолий Николаевич - Известные ученые (неопр.) . www.famous-scientists.ru. Дата обращения 8 марта 2016.
  9. Признание трудовых и научных заслуг - Официальный сайт Асаула Анатолия Николаевича (неопр.) . xn--80aa7awl.xn--p1ai. Дата обращения 22 февраля 2016.

Учебник дает системное представление об основах организации предпринимательской.
деятельности и способствует формированию инновационного мировоззрения. Последовательно рассматриваются история становления и этапы развития предпринимательства в России, сущность и методы предпринимательской деятельности, среда и типы предпринимательских структур.
Большое внимание уделено практическим вопросам, связанным с поиском предпринимательской идеи, защитой информационных ресурсов и обеспечением безопасности предпринимательской деятельности. Все проблемы рассматриваются с учетом конкретных условий развития рыночных отношений в современной России,
Предназначен для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», аспирантов, преподавателей экономических ВУЗов и факультетов, а также предпринимателей различных сфер деятельности.

Учебник «Организация предпринимательской деятельности» знаменует переход к качественно новому этапу, для которого характерно не только рассмотрение проблем, связанных с предпринимательством, но и преодоление разрыва между теоретической подготовкой и практически необходимыми знаниями. Он разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», утвержденного 17.03.2000 г. №238 эк/сп. Автор учебника, профессор А. Н. Асаул активно участвовал в разработке Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения. Под его руководством и при непосредственном участии разработана примерная программа дисциплины «Организация предпринимательской деятельности», в соответствии с которой написан учебник. Он является составной частью разработанного автором учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего рабочую программу, учебно-методическую карту дисциплины, настоящий учебник, практикум, электронную версию учебника и демонстрационные слайды по курсу.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Введение 9
Благодарности 11
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 13
1.1. Развитие отечественного предпринимательства 15
1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства 27
1.3. Предпринимательство как особая форма экономической активности 38
1.4. Предпринимательская среда 49
1.5. Цели предпринимательской деятельности 61
Задания 71
Тестовые вопросы 71
Контрольные вопросы для самопроверки 77
Рекомендуемая литература 78
ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ - ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 80
2.1. Основы формирования предпринимательских сетей 81
2.2. Сетевые объединения в инвестиционно-строительной сфере 87
2.3. Кластеры - сетевые территориальные объединения 95
2.4 Инновационные предпринимательские сети: технологические парки, полисы 106
2.5. Региональные предпринимательские сети: бизнес-центры, бизнес-инкубаторы 116
Задания 129
Тестовые вопросы 130
Контрольные вопросы для самопроверки 136
Рекомендуемая литература 137
ГЛАВА 3. КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 138
3.1. Сущность терминов «организация» и «предприятие» 139
3.2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций 145
3.3 Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы организации 154
3.4. Основы построения организационной структуры, типы коммерческих организаций 164
3.5. Формы интеграции компаний 174
Задания 185
Тестовые вопросы 186
Контрольные вопросы для самопроверки 192
Рекомендуемая литература 193
ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КУЛЬТУРА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 194
4.1. Принципы и методы оценки эффективности, предпринимательской деятельности 195
4.2. Планирование развития субъектов предпринимательской, деятельности 205
4.3. Этика и культура в предпринимательстве 215
4.4. Инновационная корпоративная культура 225
4.5. Организационно-управленческие инновации 234
Задания 247
Тестовые вопросы 247
Контрольные вопросы для самопроверки 254
Рекомендуемая литература 255
ГЛАВА 5. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 257
5.1. Экономическая безопасность 258
5.2. Враждебные слияния и поглощения 264
5.3. Противостояние рейдерству (захватнической политике) 273
5.4. Информационная безопасность 284
5.5. Защита информационных ресурсов и повышение информационной безопасности 296
Задания 308
Тестовые вопросы 308
Контрольные вопросы для самопроверки 314
Рекомендуемая литература 315
Заключение 316
Приложения 317.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Организация предпринимательской деятельности, Асаул А.Н., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Серия: "Экономическое возрождение России"

Изложены основные положения экономики недвижимости. Раскрыта сущность терминов, необходимых для понимания объектов недвижимости; показаны роль и место рынка недвижимости в современной экономике России; рассмотрены основы государственного регулирования рынка недвижимости; представлены все основные схемы инвестирования ифинансирования объектов недвижимости. Структура и содержание учебника, а также система проверки знаний формируют предметную компетенцию, что способствует формированию образовательной компетенции будущего специалиста. Учебник предназначен для студентов специальности "Экспертиза и управление недвижимостью" всех форм обучения, аспирантов, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также для специалистов, получающих второе высшее образование, ученых-экономистов и руководителей высшего звена управления на рынке недвижимости.

Издательство: "АНО "ИПЭВ"" (2014)

Формат: 70x100/16, 432 стр.

ISBN: 978-5-91460-044-7

На Озоне

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    А. Н. Асаул В учебнике с теоретической и практической точки зрения изложены все основные положения экономики недвижимости. Раскрыты необходимые для понимания сущности объектов недвижимости термины; показаны роль… - @Гуманистика, @(формат: 70x100/16, 406 стр.) @ @ @ 2003
    280 бумажная книга
    С. Н. Максимов Учебник содержит систематическое изложение дисциплины "Экономика недвижимости" . Особое внимание уделено природе недвижимости как особого экономического актива, особенностям и анализу рынка… - @Юрайт, @(формат: 70x100/16, 402 стр.) @Бакалавр. Академический курс @ @ 2016
    1268 бумажная книга
    Максимов С.Н. Учебник содержит систематическое изложение дисциплины 171;Экономика недвижимости 187;. Особое внимание уделено природе недвижимости как особого экономического актива, особенностям и анализу рынка… - @Юрайт, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2019
    1425 бумажная книга
    Максимов С.Н. Экономика недвижимости. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник содержит систематическое изложение дисциплины&171;Экономика недвижимости&187;. Особое внимание уделено природе недвижимости как особого экономического актива, особенностям и анализу рынка… - @ЮРАЙТ, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2019
    1843 бумажная книга
    Котляров М.А. Экономика недвижимости представляет собой сферу деятельности и исследований, которая пока в недостаточной степени представлена в работах российских авторов. Данное направление зачастую включает в… - @Юрайт, @ @Бакалавр и магистр. Академический курс @ @
    890 бумажная книга
    М. А. Котляров Экономика недвижимости. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Экономика недвижимости представляет собой сферу деятельности и исследований, которая пока в недостаточной степени представлена в работах российских авторов. Данное направление зачастую включает в… - @ЮРАЙТ, @(формат: 170x240, 238 стр.) @ @ @ 2017
    1151 бумажная книга
    Асаул А.Н. Учебник 171;Экономика недвижимости 187;полностью соответствует содержательным, структурным и понятийным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а… - @Юрайт, @ @Университеты России @ @ 2018
    1209 бумажная книга
    Асаул А.Н. Экономика недвижимости. Учебник для вузов Учебник&171;Экономика недвижимости&187;полностью соответствует содержательным, структурным и понятийным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а… - @ЮРАЙТ, @ @Университеты России @ @ 2018
    1564 бумажная книга
    Бердникова В.Н. Экономика недвижимости. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник поможет студентам сформировать целостное представление о фундаментальных основах экономики недвижимости, вопросах функционирования рынка недвижимости, инвестирования и финансирования… - @Юрайт, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2018
    623 бумажная книга
    Бердникова В.Н. Экономика недвижимости. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник поможет студентам сформировать целостное представление о фундаментальных основах экономики недвижимости, вопросах функционирования рынка недвижимости, инвестирования и финансирования… - @ЮРАЙТ, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2018
    806 бумажная книга
    Асаул Анатолий Николаевич В учебнике излагаются наиболее важные темы учебной дисциплины "Экономика недвижимости" . Раскрывается сущность недвижимости как блага и как источника дохода, рассматриваются операции со всеми видами… - @Питер, @ @ @ @ 2013
    617 бумажная книга
    Асаул Анатолий Николаевич Экономика недвижимости: Учебник для вузов В учебнике излагаются наиболее важные темы учебной дисциплины Экономика недвижимости. Раскрывается сущность недвижимости как блага и как источника дохода, рассматриваются операции со всеми видами… - @Питер, @(формат: 70x100/16, 416 стр.) @Учебник для вузов @ @ 2013
    662 бумажная книга
    В. Н. Бердникова Экономика недвижимости. Учебник и практикум В учебнике по курсу "Экономика недвижимости" представлены наиболее важные и актуальные вопросы в сфере недвижимости, раскрыта сущность недвижимости как рыночноготовара, рассмотрены технологии анализа… - @Юрайт, @(формат: 60x90/16, 192 стр.) @Бакалавр. Академический курс @ @ Википедия

    - (далее ВСО) – это один из двух типов страховых организаций (наряду с коммерческими страховыми организациями), основой выделения которых является используемый метод создания страховых продуктов. Содержание 1 Организационно правовые формы взаимных… … Википедия

    Год основания (1936) … Википедия

    Налоги - (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора

    Аренда - (Rent) Понятие аренды, аренда квартир, помещений, договор аренды Информация о понятии аренды квартир, помещений, составление договора аренды Содержание Содержание Аренда Объект Форма Стороны соглашения договоренности Виды ренты Экономическая… … Энциклопедия инвестора

    Демпинг - (Dumping) Понятие демпинга, демпинг цен, валютный демпинг Информация о понятии демпинга, демпинг цен, валютный демпинг Содержание Содержание как явление и его характеристика Антидемпинговое участников ГАТТ ГАТТ и национальное законодательство… … Энциклопедия инвестора

    Организованная преступность это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными… … Википедия

    Организованная преступность это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру,… … Википедия

    Организованная преступность это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру,… … Википедия