Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте

Воспитатель Мигунова С.В.

Цель:

    Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

    Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

    Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

    Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.

    Развивать мышление и речь детей.

    Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Развивать фонематический слух, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Предварительная работа : написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, капитаны, балл, жюри.

Материалы: Картинки, план-схемы для составления предложений, эмблемы, бумаги с заданиями.

I. Организационный этап.

II. Основной этап.

1) Игра «Отгадай загадку». Определение звуков в слове (в начале, в середине, в конце слова).

2) Игра «Какое слово спрятано?» (задание для капитанов)

3) Игра «Назови слова»

4) Пальчиковая гимнастика

5) Упражнение «Деформированные слова».

5) Игра «Раздели слова на слоги»

6)Физминутка (с мячом).

7) Игра «Собери предложение»

8) Гимнастика для глаз

9) Игра «Докончи предложение»

10) «Придумай слова на звуки [р], [т]»

III. Заключительный этап.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы готовы к школе. Поздороваемся с гостями и покажем, что мы знаем и умеем? (Звонит звонок)

Мы с вами сейчас разделимся на 2 команды.

1 команда: “Звёздочки”. Капитан команды: Ваня Рязанцев;

2 команда: “Солнышки”. Капитан команды: Соня Колпакова.

Я буду – жюри. Какая команда ответить на мои вопросы целиком и правильно, та команда получит 1 балл. Вы готовы?

1ое задание. Звуки. Загадки.

1 команда:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

2 команда :

Не птица, а летает,

Не грузовик, а с кабиной,

Не летучая мышь, а с крыльями.

Задание: На картинках нужно найти рисунки – 1 команде со звуком [к], 2 команде – со звуком [с] – в начале, в середине и в конце слова. (На картинках изображены: трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки). Молодцы, ребята! Каждой команде по 1 баллу.

2 ое задание. Игра «Какое слово спрятано?»

Это задание для капитанов. Слушайте внимательно. Внутри конверта разделены слова по слогам. Вам придется их соединить и показать нам. А мы с вами, ребята, проверим. Поэтому сидим тихо и внимательно смотрим.

1 команда: КО – РО – ВА, ЛИ – СА.

2 команда: МА - ШИ – НА, СО - ВА.

Ребята, капитаны справились с заданием? Молодцы! Садитесь. Каждой команде по 1 баллу.

3е задание. Игра «Назови слова»

Ребятки, смотрим на доску. Вам показаны только первые слоги слова. Вот такое задание, с помощью этих слог придумывать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. Отвечаем красиво.

1 команда: 2 команда:

1. ма – 1. ли –

2. ры – 2. зи –

3. ва – 3. тюль –

4. лу – 4. си –

5. ро – 5. ря –

Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика

Скоро в школу мы пойдем два пальчика ходят по столу.

И портфель с собой возьмем, показывают квадрат руками.

Книжку, ручку, карандаш, загибают пальчики на руке.

Мы в портфель положим наш показывают квадрат руками.

И учиться все на пять поднимают руки, показывая пять пальцев

4 ое задание. Упражнение «Деформированные слова».

АОРН - рано, нора РАФШ - шарф, фарш
НКИО - кино, кони АИЛС - лиса, сила
ОКТ - кот, ток ОНС - нос, сон

Умницы! Как быстро справились с заданием.

5 ое задание. Игра «Раздели слова на слоги»

(Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Ой, да, молодцы! Каждой команде по 1 баллу.

Давайте, ребята, немножко отдохнем!

Физминутка (с мячом) дети становятся в круг.

1 команда:

1. низкий – высокий;

2. тяжелый – легкий;

3. умный –глупый;

4. новый –старый;

5. белый –черный)

6. шумный город –тихий город;

7. веселый вечер –грустный вечер.

2 команда:

1. чистый– грязный;

2. мягкий– твердый;

3. узкий –широкий;

4. кислый –сладкий;

5. хороший –плохой;

6. длинная зима– короткая зима;

7. злая девочка–хорошая девочка.

Молодцы! Обе команды ответили правильно. Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.

6 ое задание

А) Игра «Собери предложение»

1 команда: Синица сидит на дереве.

2 команда: На полу лежит котёнок.

А сейчас кто мне покажет схему этих предложений? (Из каждой команды выйдет только по одному ребенку).

Замечательно, вы отлично справились с игрой.

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка

Б) Игра «Докончи предложение».

Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо закончить предложение. Хорошо думаем и отвечаем.

1 команда: Котёнок выгнул спинку, когда …

2 команда: По деревне девочка ходила в нарядной красной шапочке, поэтому …

Каждой команде по 1 баллу.

В) «Придумай слова на звуки [р], [т]».

1 команда: 2 команда:

Умницы! А как вы думаете, какая команда более активно принимала участие в занятии, какая команда хорошо работала? (Ответы детей). А давайте посчитаем баллы. Молодцы! Обе команды выиграла. Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем друг другу!

(Звонит звонок, занятие закончилось).

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Задоринка».

Тема: «Помоги другу».

Цель : Закрепить и обобщить знания, полученные в течении года.

Задачи :

Упражнять детей подбирать слова похожие по звучанию.

Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
-- Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу.
-- Формировать умение согласовывать существительное с предлогами.

Совершенствовать диалоговую речь (учить участвовать в беседе, понятно для детей отвечать на вопросы и задавать их).
-- Учить сопереживать любому персонажу, попавшему в беду.

Учить внимательно, слушать, воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Методы и приемы : словесный образец, игровые ситуации, объяснение, показ, художественное слово.

Материалы и оборудование : игрушка – персонаж Незнайка, мяч, конверт с заданиями.

Ход занятия :

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и обнаруживают конверт.
Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! (стук в дверь, заходит Незнайка).

Воспитатель :

Дети, да это пришел наш старый друг Незнайка, и он чем -- то расстроен. Незнайка говорит, что он потерял конверт с заданиями, а ему нужно их срочно выполнить, чтобы сдать все экзамены в своей школе на отлично, и тогда он целое лето сможет со своими друзьями отдыхать на каникулах.

Воспитатель:

Незнайка, а твой конверт у нас в группе оказался, и ты все успеешь сделать (незнайка снова грустный). Что опять случилось? Ты забыл, как выполнить задание? Ну, это не беда! Мы с ребятами тебе поможем! Давайте же скорее открывать конверт и узнаем, что там за задания. Дети садятся за столы, воспитатель открывает конверт.

1 задание «Слова – друзья».

Я слажу тебе подушка, ты ответишь мне (лягушка)

Я скажу тебе мишка, ты ответишь мне (мышка)

Я скажу тебе забор, ты ответишь мне (мотор, топор)

Я скажу тебе зайка, ты ответишь мне (майка)

Я скажу тебе картина, ты ответишь мне (корзина)

Я скажу тебе грач, ты ответишь мне (врач)

Я скажу тебе рубашка, ты ответишь мне (букашка)

Я скажу тебе баран, ты ответишь мне (барабан)

Я скажу тебе пушка, ты ответишь мне (кружка)

Я скажу тебе ромашка, ты ответишь мне (бумажка).

2 задание «Собери сказку».

Воспитатель:- Ребята, картинки какие-то, все разрезанные, вам они ничего не напоминают?
Дети: - Сказки.
Воспитатель: - Картинки все перепутались вам нужно их собрать и назвать, из какой они сказки. Дети по подгруппам собирают картинки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все сделали правильно. С этим заданием вы справились.

3 задание «Веселая бабочка».

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка).

4 задание «Назови ласково»
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Ребята, вы, наверное, уже устали? Давайте проведем физминутку.

Физминутка «Руки вверх и покружись» .

Задание 5 «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, плещется вода, дует ветер и т.д.), дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Задание 6 «Подскажи словечко».

На столе лежит конверт с карточками, на которых написаны незаконченные фразы. Воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки
Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)

Незнайка: - Отлично справились с заданием! Какие вы молодцы и все – то у вас получается!

Задание 7 «Скажи наоборот».

Воспитатель: Я назову слово, а вы подберите слово «наоборот».

Например, красивый – страшный.

(Большой – Близко –Добрый –Толстый –Жарко –Тяжёлый –Говорить -Мягкий).

Задание 8 «Скажи одним словом».

На столах картинки разной тематики на каждого ребенка (дикие животные, домашние животные, одежда, овощи, фрукты, продукты, транспорт, посуда, мебель, игрушки).

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Не устали?

Тогда следующее задание 9 «Один-много».

Муравей. Машина. Тюльпан. Стол. Кот. Дом. Пчела. Стул. Игрушка. Дерево.

Карандаш.

Задание 10 «Какой звук звучит».

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.

Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.

С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мёд вожу.

Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки, И всё под прибауточки: чок-чок, каблучок! Чуки-чуки-чуки-чок.

Воспитатель:

Ребята, мы выполнили все задания. Незнайка вам говорит всем спасибо, за помощь. Ребята, а скажите, что вам больше всего понравилось выполнять.

А что было самым интересным.

Давайте с Незнайкой попрощаемся и будем его ждать в гости с другими интересными заданиями.

Вы все молодцы! Спасибо вам!!!

А теперь можете идти и поиграть.

Абдрахманова Гульнара Сулаймановна
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе .

Составила : воспитатель детского сада №63 «Жемчужинка» города Набережные Челны Абдрахманова Гульнара Сулаймановна

Цели :1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа : фантазия, солнце : яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование : солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

«Чудесный мешочек» , колокольчик.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Воспитатель :

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи . Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная , то и в путешествие мы отправимся необычным образом : с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Прежде, чем отправимся в это путешествие , давайте вспомним правила :

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре ,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в страну Красивой речи . (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся на стульчики.

Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые ноши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну :

Все, что есть у нас : и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну !

Нужно помочь жителям этой страны . Поможем? Да.

- Тогда, отгадайте загадку :

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Найдите их. дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания,прикрепляет лучики к солнышку.

1. задание.

«Назови ласково» Воспитатель,кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

«Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

Диван, стул, стол, кровать, шкаф.

Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

Марс, венера, земля, плутон, сатурн.

А, б, в, п.

Повар, шофер, плотник, продавец, врач.

Фикус, кислица, герань, фиалка.

3. задание.

«Что лишнее?»

Бинт, банан, бочка, белка.

Заяц, комар, медведь, волк.

Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

Самолет, машина, корабль, стол.

4. задание

«Наоборот»

Примерные слова. большой, громко, грустный. Высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый.

5. задание.

«Назови признаки»

В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов :

Матрешка из дерева…

Сумка из кожи…

Если ручка сделана из пластмассы, то…

Мальчик с широкими плечами-…

Дом из кирпича…

Блюдце из фарфора…

6. задание

«Дополни предложение»

Цветут цветы, когда…

Уже наступила весна, потому что…

Слово состоит из…

Сегодня день…

Предложение состоит из…

3. Физ. минутка.

Игра с колокольчиком.

В стране Красивой речи живут жители , которые очень любят играть. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит- дети садятся на корточки. Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию , он называет предмет,затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

4. Продолжение закрепления

Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране . Какое оно?.

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме дорожек к домикам жителей и они просят вас проложить дорожки к их домикам.

Дети садятся за столы и рисуют дорожки :

\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

/\/\/\/\/\ /\/\/\/\/\ /\/\

Молодцы, ребята дорожки проложили, а вот в дома- то зайти жители этой сказочной страны не могут ! Злые волшебники перепутали все сказки и теперь сказочные герои не могут разобраться, что сначала, а что потом. Нужно помочь им.

Дети расставляют сюжетные картинки по порядку.

5. Итог .

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам : «Огромное спасибо!»

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось .

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудно?

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе, тема: «Дерево знаний»

Цели:

Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове).
Упражнять детей в слоговом анализе слова.
Выявить умение детей составлять предложения с заданным словом, группировать отдельные слова в предложение.
Упражнять в умении подбирать слова (из разных частей речи) на заданную тему, слова с противоположным значением.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

Оборудование:

Дерево-ветка с прикрепленными к ней на нитках 11 контейнерами от «киндер-сюрпризов», внутри которых листы бумаги с заданиями.
Развешанные выше уровня глаз детей в разных углах комнаты буквы А, Б, Ы, Ь.
Рабочие листы.
Фишки и наборные полоски для звукового анализа.
Ручки. Цветные карандаши.

Ход занятия:

Это дерево знаний. А плоды дерева знаний предложат нам разные задания, выполняя которые вы покажете, какие знания есть у вас самих.

– Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков. Задания этого дерева знаний как раз про звуки, слоги, слова и предложения.

1. Звуки

Упражнение «Расшифруй название дерева»

Взгляните на эти картинки и по первым звукам изображенных предметов определите название дерева.
Ива, дуб, вяз. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

2. Словарь

Упражнение «Найди слова»

Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!

Найдите слова на дереве.

Если дети называет преимущественно имена существительные, воспитатель побуждает подбирать слова, обозначающие признак предмета и слова, обозначающие действие.

3. Слоги

Следующее задание: нужно разделить слово на слоги и подсчитать количество слогов в каждом слове. Вы хорошо знаете, что в слоге может быть один или несколько звуков, но обязательно один из этих звуков – гласный. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Посчитайте слоги в словах: дерево, ветки, ствол, листва, яблоня.

4. Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле!
(Потягивания - руки в стороны)

Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Потягивания - руки вверх)

Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Махи руками)

Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперёд)

Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)

5. Предложение

Задание «Живое предложение»

Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

Гнездо, на, сосне, птица, свила. Яблоне, плоды, выросли, на, вкусные.

А теперь попробуйте сами составить предложение, но в нем обязательно должно быть слово «дерево».

6. Ударение

А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно.
Определите ударный слог в словах: сосна, ясень, кипарис, тополь.

7. Атонимы

Упражнение «Скажи наоборот»

Молодое дерево - … старое дерево.
Высокое дерево - …. низкое дерево.
Мокрая листва - … сухая листва.
Тонкий ствол - … толстый ствол.
Дерево растет быстро - дерево растет... медленно.
Дерево любит расти в тени - дерево любит расти на... солнце.

8. Звуковой анализ

А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика. Какой фишкой обозначаются гласные звуки? Почему? (Кружком, он похож на открытый ротик).

Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Какими фишками обозначаются? Почему? (Твердые согласные обозначаются одной полоской, а мягкие – двумя, потому что еще больше препятствий встречается).

Теперь подвиньте к себе фишки и наборные полоски. Составьте схему слова «липа», «ель».

9. Гимнастика для глаз

Найдите глазами букву, обозначающую гласный звук, эта буква в алфавите первая.
Найдите глазами букву, обозначающую согласный звук.
Найдите глазами букву, которая не обозначает никакого звука.
Найдите глазами букву, которая обозначает гласный звук, эта буква не бывает заглавной, так как с нее не начинается ни одно слово.

10. Подготовка руки к письму

Упражнение «Обведи деревья»

Сначала, не отрывая руки, обведите деревья и смородиновый куст. Затем дорисуйте жёлуди, заштрихуйте лист и шишку, на каждой ягодке поставьте точку.
А теперь соедините линией дерево и его плод или листок. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

Целью и задачами этого занятия являются: Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,доброжелатель ности совершенствование навыка составления описательного рассказа; закрепление умения называть и различать буквы; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

ЗАДАЧИ:

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;

Совершенствование навыка составления описательного рассказа по

Закрепление умения называть и различать буквы

Закрепление умения определять первый звук в слове, делить слова на слоги;

Закрепление умения подбирать слова-родственники

Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;

Развитие общей и мелкой моторики.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

Самостоятельности, ответственности;

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Письмо, фонарик, картинки с изображением: тучи, разрезных облаков - букв, скворечник, скворца, насекомые, картинка с медведем, нарисованные солнечные лучи; зеленые листочки, дерево без листьев, «полянка» с одним, двумя и тремя цветками; голубая ткань для ручейка,

Ход занятия

Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

Доброе утро,

Скорей проснитесь,

Солнцу шире улыбнитесь!

В: - Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите – письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет мне лицо?

Письмо : Дорогие ребята! Я - весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись.

Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.

В.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

(Предположения детей)

В:-Вы хотите помочь солнцу?

Д:- Да.

В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами!

1 часть

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением грозовой тучи. Дети подходят к этому месту.)

В: - Отгадайте загадку о чём она?

Подходила - грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось, шла с водой,
Подошла и пролилась -
Вдоволь пашня напилась. (тучка)

В: А из тучки что капает (дождик)

В.: Давайте звуками покажем, как капает дождик. Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Ребята, давайте вы разделитесь на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с хлопками, мальчики с притопыванием.

Ритмический рисунок: Кап-кап- кап , кап-кап, кап -кап-кап; кап.

В: - Молодцы ребята, вот какой дождик да с громом у нас получился. Первый луч мы нашли, идем дальше.

2 часть

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит на картинку с изображением травки.)

В: - Ребята, а что сейчас согрел солнечный луч?

Д: - травку.

Л: - Травка под лучиками солнечными быстро растёт. Посмотрите, сколько травки наросло. Каждый из вас выберет себе пучёк травки, соберет все её части вместе и назовет букву(группой по 3 -4 ребёнка).

3 часть

В: - Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит на волнистую дорожку, на полу)

В:- ребята, угадайте, что согрел следующий луч.

В голубой рубашке

Бежит по дну овражка (ручеёк)

Д:- ручей.

В:- Назовите ласково наш ручей.

Д:- Ручеек, ручеёчек.

В:- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

К ручейку мы все спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?

Камушек друг другу передай,

Что делает весенний ручеек, называй!

Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течёт, искрится.

В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

4 часть

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(Воспитатель светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

В:- Кого согрел луч?

Д: - насекомых. Посмотрите, сколько насекомых, возьмите себе по одному.

Дидактическая игра «Определи количество слогов» . Определите количество слогов в названии своих насекомых и поместите их на лужайки (где 1 цветок - насекомых с одним слогом, 2 цветка - с 2 слога-ми,3цветка-с 3 слогами).

В:- Молодцы!

В: -Становитесь все в кружок.

Физминутка - Массаж «Солнышко»

Солнце утром рано встало. Всех детишек приласкало.

(Поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)

Гладит грудку,

(Массировать «дорожку» на груди снизу вверх).

Гладит шейку,

(Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).

Гладит носик,

(Кулачками растирать крылья носа).

Гладит лоб,

(Проводить пальцами от середины лба к вискам).

Гладит ушки (растирать мочки ушей),

Гладит ручки (растирать ладони)

Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх)

В:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.

5 часть

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит на картинку с изображением скворечника)

В:- ребята, кого согрел луч в этом домике?

Д:- скворца.

В:- А как вы догадались?

Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

Расскажите, что вы знаете про эту птицу (Дети описывают птицу)

В:- А каких перелетных птиц вы еще знаете?

Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.

В:- Молодцы, еще один луч нашли.

6 часть

В:- Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

В:- Ребята если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Д:- Медведь.

В: Какие слова-родственники вы знаете?

(Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья)

Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их. (Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук).

Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?».
Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитателя.
- Утро наступает, « зверюшки» гуляют.
1,2,3 – зверюшки замри.
Бросая мяч ребенку,Воспитатель спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
Д
: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук)

В:- Молодцы, вот и еще луч.

7 часть

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.

(В. светит на плакат с изображением деревьев)

В:- На что упал этот лучик?

Д:- На дерево

В: А на дереве, посмотрите что есть? Листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

В:- Молодцы, вот наши деревья зашумели зелёной листвой, и еще один луч нашелся.

8 часть

Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

  • рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
  • Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
  • Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Молодцы ребята, справились с заданием!

В:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.

О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось в нашем путешествии?

Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо» . За то, что нашли вы все лучики,солнышко дарит вам солнечные зайчики (наклейки-кружочки каждому ребёнку)

:- Итак, наше путешествие закончилось. До свидания, до новых встреч!

Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите – письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет мне лицо?

Письмо :

Дорогие ребята! Я - весеннее солнце.

Послало я свои солнечные лучи землю

согреть, а они потерялись.

Помогите мне, пожалуйста, их найти. А

дорогу вам покажет волшебный огонек.

Подходила - грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось, шла с водой,
Подошла и пролилась -
Вдоволь пашня напилась. (тучка)

Дополнительно:

отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду... жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый... волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая... лисица. (Белка)

Быстрее всех от страха несется... черепаха.. (Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью... крокодил. (Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

  • Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру “Наоборот” (мячом).
  • Радостный – грустный, печальный
    Светлеть – темнеть
    Сухой – мокрый
    Тишина – шум
    Часто – редко
    Ясный – пасмурный
    Мёрзнуть – согреваться

Дидактическая игра «Автобус»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

Дидактическая игра «Звуковое лото»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

" Я З Н А Ю М Н О Г О Н А З В А Н И Й"

ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.

" Н А З О В И Л А СК О ВО"

ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

ХОД ИГРЫ: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

"Что бывает?"

Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный - ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - "кошка".

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т. д.