Софья Ермилова
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» на 2017–2018 учебный год

План самообразования по теме «» на 2017-2018уч. год.

Воспитатель Ермилова С. В. Группа «Горошинки»

Тема : «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста ».

Актуальность темы :

Эта тема для меня важна, потому что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку . С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Я добиваюсь, чтобы с детьми с раннего возраста велась работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, так как она в дальнейшем станет важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

Цель : Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи :

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Улучшить общую двигательную активность

5. Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

План работы

Сентябрь 1. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

2. Пальчиковая игра : «Домик» , «Замок» «Котик» .

3. Массаж и самомассаж «Перчатки» .

4. Игры с прищепками.

Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. тему : «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры» .

Изготовить перчатки массажные.

Октябрь 1. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

2. Пальчиковая игра : «Помощники» , «Ягоды» , «Сорока» .

3. Массаж и самомассаж : «Игра с карандашами» .

4. Игры с резиновыми игрушками.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики.

Стимулировать пространственное мышление, внимание.

Консультация для родителей на тему : «Игры с предметами домашнего обихода» .

2. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук »

Ноябрь 1. Пальчиковый театр.

2. Пальчиковая игра : «Капуста» , «Дом» , «Сливы»

3. Массаж и самомассаж : «Игра с бумажными шариками» .

4. Игры с бусами.

С помощью пальчикового театра формировать и совершенствовать чувства ритма (слова соответствуют движениям сказочному персонажу.)

Учить устной речи, путём движения пальцев рук.

С помощью игр с бусами развить тактильную чувствительность, скоординированность движений. Составить картотеку пальчиковых игр.

Консультация для родителей на тему : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» .

Изготовить бусы.

1. Игры с мелкими предметами

2. Пальчиковая игра : «Белка» . «Репка» , «Пять пальчиков» .

3. Массаж и самомассаж : «Игра с мячиками» .

4. Игры с мозаикой.

Развивать речь детей , координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук .

Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»

1. Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

2. Пальчиковая игра : «Молоток» , «Это. я» , «Пальчики» .

3. Массаж и самомассаж : «Игра с шишками» .

4. Игры с конструктором Развивать память , внимание, пополнение словарного запаса.

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так

важно её развивать ?».

Памятка для родителей : «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук , не требующее затрат»

1. Пальчиковая игра : «Ну-ка, братцы, за работу» , «Пальцы в гости приходили» , «На полянке дом стоит»

2. Массаж и самомассаж : «Игра с орехами» .

3. Шнуровка.

2. Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой и т. д) С помощью нетрадиционного рисования развить в ребенке воображение, творчество, проявление самостоятельности . Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей .

Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом »

1. Дидактические игры

2. Пальчиковая игра : «Дружная семья» , «Повстречались» , «Полетели птички» .

3. Массаж и самомассаж : «Игра с карандашами» .

4. Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек

Учить ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики . (клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук,

грецкие орехи и шишки, шарики для массажа)

1. Шнуровка

2. Пальчиковая игра : «Прогулка» , «Дождик, дождик» , «Лошадки» .

3. Массаж и самомассаж : «Игры с грецкими орехами» .

4. Игры с пуговицами. Упражнение – застегивание и расстегивание пуговиц.

С помощью игр с пуговицами развить тактильную чувствительность, скоординированность движений. Родительское собрание.

Тема : «Веселые пальчики»

Литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей . – СПб : Изд. дом «Литера» , 2006.

4. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПб : Корона-Век, 2007.

6. Система развития мелкой моторики у детей раннего возраста / Е . А. Смирнова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2013.

7. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб :000 «Издательство «Детство – Пресс» , 2014 – 96с.

Публикации по теме:

Месяц Название Цель Оборудование Январь Изготовление цветных льдинок. Чтение стихотворения Татьяны Ефимовой «Я возьму осколок льдинки».

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего развития на 2017–2018 учебный год Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Давайте познакомимся. Задачи обучения и воспитания детей 2-3 лет жизни». 2. Консультация.

План работы с родителями детей первой группы раннего возраста на 2017–2018 учебный год Содержание Ответственные Сентябрь 1. Вечер вопросов и ответов. Тема «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Воспитатель Спирякова.

План самообразования на 2016-2017 уч. г. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» Актуальность работы по развитию.

«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет.

План взаимодействия с родителями воспитанников первой группы раннего возраста на 2017–2018 учебный год План взаимодействия с родителями воспитанников первой группы раннего возраста «Пчёлка» на 2017 -2018 учебный год. Цель: сплочение родителей.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй группы раннего возраста на 2017–2018 учебный год сентябрь День открытых дверей для родителей «Детский сад принимает гостей» Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2–3.

Примерный перспективный план взаимодействия с родителями и усыновителями на 2017–2018 учебный год в группе раннего возраста Формы работы: 1. Беседы: «Вы пришли к ребёнку», о правилах поведения во время посещения ребёнка и о том, что можно приносить ребёнку. 2.

Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

Библиотека изображений:


Актуальность На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.






Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.


Подобрала и приготовила развивающие пособия разработала проект «Наши пальчики играют» Формы, методы, приемы систематизировала игры по развитию мелкой моторики дополнила предметно-развивающую среду группу нестандартным дидактическим материалом оформила картотеку пальчиковых игр со стихами оформила картотеку пальчиковой гимнастики


Виды деятельности для развития мелкой моторики: лепка из пластилина и глины; составление аппликаций; нанизывание на нитку бусинок, шариков, пуговиц; пришивание пуговиц, вышивание, вязание; наматывание тонкой проволоки; завязывание узла на веревке, шнуре; застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков; закручивание крышки, завод механических игрушек, часов; выжигание; конструирование из мелких деталей. рисование, раскраска, штриховка;


Речь - это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.


Нарушения мелкой моторики: - негибкие движения рук; - одностороннее нарушение мелкой моторики; - судороги и дрожь. Нарушения общей моторики: - нарушения координации движений и их точности; - отставание в развитии двигательных навыков; - трудности совершения движений, обусловленные слабостью детских ощущений. Нарушения общей и мелкой моторики


Развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев; активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности; развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками; формируется процесс социальной адаптации у детей. формируется фонетико-фонематическая база; Игры и упражнения имеют многофункциональный характер:












Значение развития мелкой моторики Повышает тонус коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Развивает речевые центры коры головного мозга. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. Поднимает настроение ребенка.


Специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев; формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр. обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания; Работа с родителями


Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.





Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Мил ә шк ә й» с.Бикмуразово Буинского муниципального района РТ

МИХАЙЛОВОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста »

Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

    Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

    Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

    Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

    Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

    Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Улучшить общую двигательную активность;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.(Приложение № 1)

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчётности:

    Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

    Провести анкетирование родителей.

    Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми;

Работа с родителями- консультации и беседы.

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

5. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

Птицы осенью

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

Одежда и обувь

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

1.Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4.пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Город

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

1."Собери семью" наложи трафарет на контур

2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Семья

Профессии

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. "Построим бом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

3."Собери машину" из геометрических фигур

4."Разрезные картинки из 4 частей"

МАРТ

Праздник мам

Начало весны

Игрушки

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр "Репка"

3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Одежда

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

МАЙ

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

2."Строим дачный дом" из конструктора

3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

1.Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Приложение № 1

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

ФЛАЖОК

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

ЛОДКА

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

СТОЛ

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

ГРАБЛИ

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

Дата публикации: 17.04.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

План самообразования воспитателя МАДОУ № 2 г.Пермь Алешиной Н.А., на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет».

Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

    Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

    Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Улучшить общую двигательную активность;

    Содействовать нормализации речевой функции;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

    Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

    Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

    У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

    В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

    Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

    Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

    Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

    Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

    Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

    Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

    Игры в "сухом бассейне", наполненном фасолью или цветными крышками:

    • нахождение заданных предметов,

      угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

План работы на 2015-2016 год1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»

3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.

6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.

7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.

Работа с детьми

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Создане с детьми книжки-малышки « Веселый зоопарк», используя способ аппликации (в рамках КОПа).

7.Игра «Я катаю мой орех».

8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)

6.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с семьёй

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Самореализация

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Приложение.

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой - солим

Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.

«Карандаш»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот -

Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец - сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай - качай - качай,

Но давай-ка не теряй.

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево - так да тик.

«Качели»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Как живешь?

Вот так! (большие пальцы вперед)

Как плывешь?

Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь?

Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

Вдаль глядишь?

Вот так! («бинокль»)

Ждешь обед?

Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед?

Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь?

Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь?

Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

А другой давненько спит…(загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)

Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)

Топ-топ-топ - топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)

А в лапках - цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

Дом и ворота

На поляне дом стоит (изображаем "дом")

Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.)

Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно.)

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД I

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).

Паровоз. Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел!

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина, А не лежит никогда,

Есть четыре ноги, А не ходят и три.

Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх.

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу"""" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Четыре ноги,

Пятая грива,

Шестой хвост,

Погоняй, не бойсь.

Я хочу построить дом,

(Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пёс ворота охранял.

(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл,

("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл.

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

«Развитие мелкой моторики рук

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразования.

  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр, оформить уголок сенсорного развития
  • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
  • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома. (Приложение № 1)

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики рук.

Форма отчётности:

  1. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»
  2. Провести анкетирование родителей.
  3. Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Работа с родителями - консультации и беседы.

Используемая литература:

  1. «Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
  2. «Картотека тематических пальчиковых игр» составитель Л.Н Калмыкова
  3. «Оригами для малышей» Н.А.Просова
  4. «Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Подготовительная группа» А.Г.Савушкина
  5. «Детский дизайн. Пластилинография» Г.Н. Давыдова
  6. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Г.Н. Давыдова Москва Изд-во «Скрипторий 2003» 2014г.
  7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург, 1997г.

МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

I младшая группа “А”

на 2018 – 2019 учебный год

Выполнила

Халикова А.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

6.Разложи пуговицы по цвету

ДЕКАБРЬ

1. Строим дом из кубиков

8. Пальчиковый театр "Репка"

ЯНВАРЬ

6."Построим бом из кубиков"

ФЕВРАЛЬ

7. Самомассаж ладоней

Листки – памятки на тему « Игры на развитие мелкой моторики

МАРТ

6.Соберем пирамидку

АПРЕЛЬ

МАЙ

1. "Закрути бутылочки"

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

I младшая группа “А”

на 2018– 2019 учебный год

Выполнила

Халикова А.Д.

Предварительный просмотр:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

1. Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.

2."Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

4. Пальчиковая гимнастика "Пальчик - пальчик"

5. Упражнение с массажными мячиками

6. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

7. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

8. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

Индивидуальная работа изготовление «Бизиборда»

ОКТЯБРЬ

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 2 частей

3. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

4. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

5. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манной крупе)

7."Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

8. Рисование «Нарисуем ежику колючки».

Индивидуальная работа изготовление «Панно для развития мелкой моторики рук»

Консультация «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

НОЯБРЬ

  1. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять»

2. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

3."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию (игры на мягких модулях), работа со шнуровками

4."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

5. Рисование пальчиками горошков на платье, рубашках (на шаблоне)

6.Разложи пуговицы по цвету

7. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

8."Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Оформление папки – передвижки «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ

1. Строим дом из кубиков

2. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

3."Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру

4."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

5."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

6."Снеговик" - лепка из пластилина снеговика

7. Пальчиковая игра "Мы капусту режем»

8. Пальчиковый театр "Репка"

Памятка «Наши пальчиковые игры»

ЯНВАРЬ

1."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

2."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

3. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

5."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

6."Построим бом из кубиков"

7. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

8. Штриховка и обводка по контуру игрушек

ФЕВРАЛЬ

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов среди игрушек на столе

5."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

6."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

7. Самомассаж ладоней

8."Разрезные картинки из 3 частей

Листки – памятки на тему « Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

МАРТ

1. Изготовление подарка для мамы

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

3."Следы от капели" рисуем точки на манной крупе

4."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

5.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

6.Соберем пирамидку

7."Мячи для котят" лепка из пластилина

8."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек»

АПРЕЛЬ

1. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

2.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

3. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

4."Собери картинку из 3 частей"

5."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

6. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

7."Червячки для грачей" лепка из пластилина

8."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

Консультация на тему «Играя, учимся говорить»

МАЙ

1. "Закрути бутылочки"

2. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

3."Строим дом" из конструктора

4."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

5. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

6.Показ пальчикового театра "Колобок"

7. игры со шнуровками, липучками

8. Пальчиковые игры, разученные ранее

Оформление папки – передвижки «Пальчиковые игры для малышей»

МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

I младшая группа “В”

на 2017– 2018 учебный год

Выполнила

Халикова А.Д.