Совсем скоро выпускники 2018 приступят к своим первым экзаменам: информатика, ИКТ и география. Мы хотим помочь учащимся 11-х классов, поэтому провели опрос среди тех, кто в свое время успешно сдал ЕГЭ на 100 баллов и уже стал студентом, поступившим в ключевые вузы России на бюджет. Все, участвующие в опросе, рассказали о том, как им удалось достичь такого успеха и самое главное, есть ли всё-таки шанс списать на экзамене.

Дмитрий Киселев (на ЕГЭ: математика и физика - по 100 баллов)

«Все ЕГЭ я сдавал сам, без привлечения репетиторов для подготовки или использования шпаргалок. Дело в том, что ЕГЭ, по математике или физике изначально не сложные, так как в них представлены задания, в которых нужно всего лишь ознакомиться с условием, не сделать ошибки в формуле и аккуратно оформить работу. А, например, по русскому вытянуть на 100 баллов у меня не вышло. Всё из-за потери нескольких первичных баллов в части С, которая относится к „логике и связности текста“. Именно в этом случае многое зависит от проверяющего.

Вас интересует, можно ли всё-таки списать на ЕГЭ? Честно скажу, сам не пробовал, но некоторые говорят, что сделать это нетрудно. Я не знаю, на сколько это правда, но всё-таки наверно есть какой-то шанс. Я сейчас подрабатываю репетитором, готовлю школьников к ЕГЭ, так вот одна из моих учениц решила, что 60 баллов ей вполне хватит по этим предметам и перестала готовиться, планируя списать. В принципе, полно способов обхитрить систему.

Как-то знакомые рассказывали одну историю: один папаша, известный бизнесмен, можно сказать авторитет округа, явился к директору школы своей дочери перед экзаменами, и оставил там кругленькую сумму со словами: „Дочка что-нибудь напишет, а остальные правильные ответы - допишите сами“. Для школы всё закончилось благополучно. Девчонка та написала, что знала, но дописать ей ничего не смогли. Деньги отцу вернули без каких-либо последствий и осуществления угроз с его стороны.

На английском языке - свои тонкости. Наши учителя, наблюдающие за сдачей, рассказывают, что качество звукопередачи надиктованного текста бывает отвратительное, то ли из-за микрофонов, то ли ещё из-за чего. Поэтому задание может достаться настолько некачественно записанное, что некоторые слова, а то и добрую половину, разобрать просто невозможно. Хорошо, что мне для поступления не нужен был этот предмет, поэтому я, вздохнув с облегчением, не стал его сдавать.

Несколько лет назад была неприятная ситуация - всех поголовно завалили на одной задаче. Зачем? Да просто, чтобы снизить общее число 100-балльников по стране. Понятное дело, никто никому ничего доказать не смог».

Дарья Титова (ЕГЭ по литературе: 100 баллов)

«До сдачи экзаменов оставалось всего полгода, а я вдруг решила сдавать литературу. Одной из причин, если говорить честно, был тот факт, что ее в нашей школе больше никто не собирался сдавать. Понятное дело, мне захотелось эксклюзивности, но видимо, основной причиной всё же, было твердое желание посвятить себя журналистике. Надо сказать, это очень удивило мою семью медиков.

Дав волю неудержимому желанию максимально покорить литературу, я принялась зубрить первоисточники и перечитала гору критики.

Мне повезло, что я вовремя нашла репетитора. Она преподавала в вузе и когда-то сама непосредственно участвовала в создании тестов по литературе. Вот тогда-то и началась моя настоящая подготовка, ведь она смогла направить меня в нужное русло, зная основные подводные камни: как происходит оценивание, что обязательно нужно написать в сочинение, а что не стоит. Она помогла систематизировать все мои знания по предмету, и избавить от лишнего и отвлекающего. Остались только планы, по которым нужно проводить анализ произведения и финальные ответы - без лишних элементов. Но и удача была на моей стороне: в билете попались произведения, которые я отлично знала.

Списывать я и пробовать не хотела - это очень отвлекает, к тому же литература - была моим первым экзаменом, мне хватило стресса от всей строгости обстановки.

Возвращаясь к процессу сдачи, я думаю, что сдать абсолютно все предметы на высшие баллы - просто нереально. Сама система разработана для проверки не только знаний, к ней, скорее всего, нужен какой-то механический подход. В идеале, нужно хотя бы немного решить, в каком направлении учиться дальше, потом выбрать подходящие предметы для сдачи и целенаправленно по ним готовиться. А вообще даже 5–6 идеальных 100-балльных результатов не гарантируют счастливой жизни в дальнейшем».

Алексей Кубарев (ЕГЭ по математике: 100 баллов)

«Я думаю, что такой результат я получил благодаря личным способностям, и еще немного генам. Мои родители окончили мехмат МГУ и у меня никогда не было проблем математикой, даже во время учебы одной из лучших московских физико-математических школ. Подготовка к ЕГЭ у меня была только в школе. Хорошо помог учитель, дающий на дом задачи прошлого года, а также отличный опыт привнесли проверочные экзамены.

Всё просто - пришёл и написал - никаких репетиторов. Сложность заданий меня не сильно волновала, я только нервничал из-за ограниченного времени, так как я медленно пишу. Поэтому на самом экзамене я в первую очередь, быстро оценивал путь решения задачи и писал его сразу же в чистовик. Не тратил время на черновик, максимум некоторые вычисления там делал.

Безусловно, я понимаю, что никакие способности не дают гарантии на 100-балльный результат, но получить выше 90 - вполне реальная возможность. В моем случае, мне было важно хотя бы небольшое везение с двумя задачами из части С, остальное меня не беспокоило.

Тем, кому только предстоит сдавать, я бы посоветовал: в первую очередь, постараться справиться с волнением не только на самом экзамене, но и до него. Мне в этом плане было проще - есть многолетний сценический опыт. Особенно важна ночь перед экзаменом - нужно хорошенько выспаться, а не наверстывать упущенное.

Про списывание так скажу: лично с этим не сталкивался, но среди знакомых из других школ слышал, что сделать это вполне реально. Как вариант, рассказывали, что можно проносить шпаргалки, фиксируя их к одежде маленькими булавками, размер которых обманывает металлоискатель и он на них не реагирует.

Вариант со списыванием - совершенно не подходит тем, кто хочет 100 баллов: в этом случае на эти тайные операции нет времени, тут задачи нужно решать, а не со шпаргалками мутить.

Я считаю, что вполне реально получить по всем ЕГЭ 100 баллов, но это достаточно сложно. Основными факторами являются прежде всего:

  • Удача - без нее в этом деле никак. Одно дело, когда повезет на одном предмете, но когда, например, на трех - то это уже ощутимее.
  • Человеческий фактор - если твоя работа у проверяющего уже из последних, он достаточно устал, а у тебя, к тому же, может оказаться плохой почерк. В результате возникает негативное впечатление, и шанс получить 100 резко снижается. В физике или математике этот фактор не так влияет, как в литературе или русском - вот там запросто можно потерять баллы в каком-нибудь пункте. И потом не докажешь, что написал этот пункт на максимальный балл.

Самое главное - постараться волноваться, хорошо отдохнуть ночью, и главное, не сводить себя с ума после того как напишешь, за возможные ошибки или что-то сделанное».

Екатерина Карцева (ЕГЭ по истории: 100 баллов)

«До того, как решила сдавать историю, я ей вообще не занималась, да и не знала толком. Поэтому подготовилась к ней, можно считать, за год, но при этом пришлось фактически пожертвовать остальными занятиями в 11-классе. Так как я была на хорошем счету в школе - мне пошли на встречу. Несколько дней в неделю с одиннадцати до восьми вечера я практически жила у репетитора. Видя мое небывалое рвение, с меня, на удивление, даже денег мало брали. Понятное дело, что я выпала из социальной жизни на этот год, так как практически не выходила из дома.

Вполне реально осилить подготовку к ЕГЭ за короткий срок, просто придется расставить приоритеты и пожертвовать не только временем, но и другими, несущественными для поступления, предметами, а также забыть про тусовки с друзьями. Системность подготовки тоже очень важна.

Моя подготовка выглядела так:

  • ежедневно конспектировала учебник из МГИМО;
  • учила полученный конспект;
  • решала не менее 10 тестов;
  • смотрела тематические паблики в ВК и с их помощью разбирала все возможные ошибки. Для этого завела отдельную тетрадь, которую перечитывала уже перед тем, как лечь спать;
  • также по вечерам просила маму проверять знание дат, в среднем не менее 25 штук.

Уже ближе к самому экзамену, закончила с учебниками и посвятила время решению сборника заданий из части С. Понятное дело, что на всё это у меня уходил практически весь день.

Я считаю, что набрать 100 баллов сразу по нескольким предметам можно, но для этого нужно не откладывать до последнего, а регулярно выполнять образовательный стандарт. Тогда в 11-м классе останется только потренироваться на тестах, да и везение также немаловажно. Но эти условия практически невыполнимы на практике, так как не только все учителя должны быть сильными предметниками, но и сам ученик - иметь устойчивую мотивацию на протяжении всей старшей школы.

Мне пришлось пожертвовать математикой ради ключевых предметов, важных для поступления, так что там я набрала лишь 49 баллов. А вот по русскому многие легко могут получить высший бал - это легкий предмет. У нас в школе можно было легко списать: люди телефоны проносили и у меня тоже были с собой шпаргалки».

Анна Ландау (ЕГЭ по русскому языку: 100 баллов)

«Я начала заниматься с репетитором сразу же после 9-го класса, но и на самом экзамене мне, я считаю, повезло. Попался внятный текст с ясной проблемой, к которой я легко подобрала аргументы. Считаю, что сдать ЕГЭ по русскому на 100 баллов - реально, нужно только:

  • заучить четкий набор правил;
  • попрактиковаться в решении заданий;
  • заранее подобрать определенное число обоснований по разным темам;
  • написать не менее нескольких десятков сочинений, чтобы потренироваться.

Я считаю, что списать невозможно, потому что присутствует достаточно жесткий надзор и контроль при входе.

А вообще, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна преимущественно удача, а не знания. Просто я лично знаю случаи, когда те, кто писал пробники на 60, на экзамене получали больше 90, но также бывало и наоборот. Так что без везения и подходящего варианта - никуда».

Наталья Кирашева (ЕГЭ по русскому языку и по географии: 100 баллов)

«Даже не знаю, как вышло, что ЕГЭ двум предметам: русскому и географии, я сдала на 100 баллов. Вот честно, даже не ожидала. Понятное дело, я, как и все, стремилась к высокому результату, но не ставила себе такой цели. Мне вполне хватило обычных школьных занятий и самостоятельной подготовки - никаких репетиторов. Даже время свободное оставалось - на танцы и друзей. А мои результаты - это заслуга наших замечательных учителей. Они нас никогда не пугали ЕГЭ, не говорили, что от его результатов вся жизнь зависит, просто спокойно вели уроки, давая необходимые знания.

Я не помню, чтобы прям сильно волновалась, а по поводу, была ли возможность списать, скажу: при желании всегда можно, но стоит ли еще дополнительно волноваться и бояться, что тебя поймают? Не лучше ли спокойно подготовиться и быть уверенным в своих знаниях.

Честно признаюсь, шпаргалки у меня были, почти на всех экзаменах, но я и не думала ими пользоваться, это скорее для психологической уверенности.

ЕГЭ по русскому или по математике тоже можно сдать на 100 баллов, но среди моих знакомых таких нет».

Ольга Зинченко (ЕГЭ по русскому языку и по обществознанию: 100 баллов)

«Я занималась с репетиторами по каждому из предметов, выбранных для ЕГЭ по разу в неделю, а вот по обществознанию и истории посещала дополнительные групповые подготовительные курсы в Сибирском федеральном университете и ВШЭ. И хотя в моей гимназии тоже достаточно сильные учителя, я хотела, чтобы подготовка была многосторонней. Несмотря на дополнительную подготовку по истории, я всё-таки решила ее не сдавать, так как стала призером Всероссийской олимпиады по английскому, а этого было достаточно для вузов, в которые я планировала поступать. Хотя по словам учителя я бы с легкостью сдала историю на высший бал, но зачем мне лишние волнения.

Рецепт моего успеха? Я смогла получить такой результат только благодаря тяжелому труду. Каждую неделю я проходила по 3–4 теста (по каждому из своих предметов, с обязательным вниманием к части С), а по истории использовала аудиокниги, которые включала себе, пока шла на курсы или к репетиторам. Считаю, что без репетиторов, знающих тонкости оценивания ЕГЭ подготовиться довольно сложно. Даже если ты абсолютно грамотный, но не написал сочинение по определенному шаблону, то можешь получить баллы ниже, чем рассчитывал.

Я на ЕГЭ не списывала принципиально, но лично видела, как многие использовали телефоны. Делали фото заданий и высылали репетиторам или кому-то еще, а те, в свою очередь, высылали им ответы. Сейчас, наверное, предусмотрели и такой вариант и ставят телефонные глушилки. Хотя кто его знает? Нас ведь тоже ими пугали».

Имхо, по математике примерно так. Я бы сказала от 75 (по прошлым годам, в этом ещё не смотрела соотношение "решенные задачи - баллы ЕГЭ"). 100 баллов - это очень хорошие знания+ немного везения+ психологическая устойчивость.

Добавлено спустя 6 минут 27 секунд:

Есть бесплатный репетитор - интернет, книги и т.д. Но... надо пахать, пахать самому без напоминаний и контроля. А ещё такой вопрос: в какие это годы человек из обычной средней школы, не прилагавший самостоятельно усилий, поступал в МГУ, МФТИ и т.д.? Для чего существовала и существует ВЗМШ? для чего создавались ФМШ?

Добавлено спустя 7 минут 34 секунды:

Имхо, и направить ребёнка в соответствующее место...

Вспомнился почему-то старший коллега. Его "родина" - Первомайка, с "потолком" - НИИЖТ. Вот и поступил он туда благополучно. На математике задавал мнооого вопросов преподавателю. На что тот сказал: "Молодой человек, Вам с такими вопросами надо идти в НГУ!" Куда он и отправился и благополучно окончил.
ну вот мы можем вынести оценку по выпускникам, причем за последние лет 10 есть статистика. И? Что там принципиально нового произойдет. если сдадут учителя?

"предмет" преподается в школах в разном объеме, у кого-то 10 часов математики в неделю, у кого-то три. Что в этом контексте "знать предмет"?
Вот когда-то на вступительных в НГУ предлагались задания. которые "не выходят за рамки школьной программы. но требуют творческого применения полученных в школе знаний". ЕГЭ же в спецификации объявляет, что для 100 баллов нужны знания, выходящие за рамки программы общеобразовательного класса.
вообще давно ходило намерение при аттестации учителей заставлять их сдавать ЕГЭ по предмету. Может мы тут спорим, а учителя уже сдают?

То есть я не против того, чтоб учителя по собственному желанию ходили сдавать ЕГЭ. Но я не знаю, что там принципиально нового произойдет от такой сдачи. Учителя в любой момент имеют возможность взять вариант и прорешать. И увидеть, что лично у них вызывает сложность. И есть ли дети, которых надо научить тому, что не умеет и не может сам учитель. А если есть, то как тут быть. В общем-то учителя так и работают. Юша
Зря вы так низко оцениваете наших учителей. Что тогда дети "забыли" в таких школах, на ваш взгляд?
Я гораздо оптимистичнее вас и считаю, что большинство учителей очень прилично сдадут егэ, на 90-100 баллов многие. Не все, наверное. Так и не надо ставить требования всем сдать на 100. Надо просто пойти и сдать. На сколько получится.
Нас с вами сейчас никто не рассудит. Мы НЕ знаем - как бы написали учителя. А вот если бы знали, то могли бы вынести оценку самому ЕГЭ и системе школьного образования.
В частности, найти понимание таких вещей:
"Это экзамен, который точно можно сдать на 100, если знать предмет."
Или
"Это экзамен, который точно можно сдать на 70, если знать предмет. А 100 - это для гениев".

А еще будет понимание такого вопроса:
"Это экзамен, который можно сдать на 90-100 без репетитора"
Или
"Это экзамен, который нельзя сдать на 90-100 без репетитора".

Сейчас в обществе странное отношение к ЕГЭ, много мифов, много упреков. Возможно, они справедливы, возможно - нет.
Мне кажется, если бы все учителя этот экзамен сдали, то мифов было бы меньше, а еще - были бы изменения и в самом экзамене, выявились бы учителями в нем все те косяки, которые есть.
А еще учителя сейчас сильно пугают детей Егэ. Потому что для них это неизвестность. А если бы прошли через него сами - и страхов было бы меньше!

19 задача - это олимпиадная задача. 17-ая тоже очень часто не слабая задача.

Имхо, уровень 90-100 баллов - уровень подготовки и показатель способности учиться в лучших ВУЗах страны. Объясните мне: откуда в школах страны возьмется такое количество таких учителей. Что они с таким уровнем там забыли?

Добавлено спустя 48 секунд:

Зачем? Некоторым детям требуется личное общение. Иногда не хватает одного малюсенького уточнения. 21OKSI
ну вот для этого раньше была система олимпиад и физматшкола. А теперь опс. На олимпиады точно также натаскивают умных детей в хороших школах. Чтоб 19-е задание решили.
Но это ж либо на уровне государства вопрос надо решать, с возможностью выбора. либо на уровне индивидуальном. родители ищут возможность для собственного ребенка.

В общем-то интернет сильно упрощает дело. Можно вполне найти разбор решений 18 и 19 задач. sono io
Имхо - потому что "нет".
Потому что неважно - гуманитарный класс или нет, но ученик должен иметь возможность получить консультацию у своего учителя в полном объеме. Не надо делить детей по классам, как будто выбор класса реально о чем-то важном говорит. В некоторых гимназиях-лицеях конкурс в физ-мат класс зашкаливает, и дети, имеющие выше среднего уровень подготовки, попадают в гуманитарный (химико-биологический, филологический, исторический, экономический и пр.) классы.

И никто не говорит, что учитель обязан вытянуть каждого ученика. Учитель себя должен вытянуть на приличный балл в ЕГЭ. Иначе, какой бы он ни был талантливый педагог, но ученика ему на высокий балл не подготовить - ибо сам не знает ответа.

21OKSI
В школе старшего сына учитель очень даже разбирала с ними 18 задание - подробно и долго. И многие ребята его успешно решили. Про 19 - не знаю, какое это. А про 18 - помню, потому что много обсуждали.
Это еще большой вопрос про право выбора. У нас город несколько меньше Новосибирска - 6 школ и гимназия. Ни в одной из школ, ни один из учителей, даже в профильных математических группах, не разбирал с детьми 18 и 19 задание. С кем-то родители занимались (я знаю одного такого, повезло), а у кого-то выбора не было вообще. Нам хоть математика профильная и не нужна, но в случае чего выбор состоит только в переезде. Про деревни относительно данной ситуации страшно подумать.

я б сказала. что каждый ученик имеет право выбрать такого учителя, который его может подготовить на высокий уровень. Но воспользоваться ли этим правом - дело ученика. Есть огромное количество детей. которым вообще не нужен этот высокий уровень. Тогда только во вред ученику насильное затаскивание его супер-пупер учителем на высокие баллы ЕГЭ. Сдал базу - показал знание математики на культурном уровне. Нужна математика как основа дальнейшего развития - нужен учитель более высокого уровня.

да в каком-нибудь 11-м гуманитарном пусть работает, почему нет? sono io
Мы не спрашиваем, хочет ли ребенок в бауманку или в местный вуз. Он идет и решает все задания ЕГЭ и получает свой балл. Так и учитель должен пойти и решить. И получить свой балл. Что тут сложного?

Относительно того, что не все учителя готовят на высокий уровень егэ.... Сложный это вопрос. У нас вроде как равные права на образования. Значит КАЖДЫЙ ученик имеет право на учителя, который МОЖЕТ подготовить его на высокий уровень егэ. Я не думаю, что это прям 100 баллов должно быть. Но все-таки, достаточно высокий балл учитель должен уметь получить. Если учитель к этому не готов, имхо, он не должен работать в 11 классе. В любом другом, но не в 11.
почему? Учителя разные бывают, не все работают на углубленке. Есть отличные школьные учителя, которые готовят базовый уровень. То есть и к профильному экзамену, но в рамках общеобразовательной программы. Зачем с них требовать полную версию ЕГЭ, рассчитанную на поступление в лучшие профильные вузы страны?

Что Вы имеете ввиду под словами "решить ЕГЭ"? Решить на минимум, позволяющий получить аттестат? решить на уровень зачисления в местный ВУЗ? обязательно решать на уровень, например, МГУ или Бауманки?

И ещё один момент: уметь что-то делать самому и умение объяснить другому.... несколько разные вещи... Странно, если усителю сложно решить егэ. Тогда чему он научит детей? Жаль, что только одна учительница в России приняла такое решение. Уверена, что все учителя, работающие с 11-классниками, должны сдавать ЕГЭ по своей дисциплине каждый год вместе с учениками. И это не проверка знаний учителя, это проверка процедуры ЕГЭ - так надо к этому относиться!
Ну не должно ЕГЭ быть сложным для учителя!
Почему это поступок учителя "безусловно заслуживает уважения", а для учеников это рядовое событие?
Если бы все учителя в России сдали ЕГЭ, уверена, это стало бы поводом для некоторых корректировок и в самом ЕГЭ и в программе обучения. Учитель красноярской гимназии Оксана Фан-Ди вместе со своими учениками сдала экзамен по литературе. Педагог отмечает, что целью такого необычного эксперимента была не только проверка собственных знаний.

Самый проверенный вариант - пойти на перечневую олимпиаду, взять там призовое место и получить льготу, которая и даст сто баллов по литературе. А вот как готовиться к перечневым олимпиадам - вопрос отдельный...

Если же вы решите идти другим путём и получить сотню напрямую, то я бы порекомендовал следующее:

1) Вызубрить наизусть все термины. Они пригодятся в первой, тестовой части. Даже если вам кажется, что вы всё знаете - обратитесь к гуляющим в сети спискам, поскольку трактовки, считающиеся на ЕГЭ правильными, порою очень сомнительны. Вот один из списков, хоть и не новый - http://5litra.ru/lit-terms.html

2) Среди открытых вопросов встречаются и те, в которых предлагается подобрать аналогию. Вот пример одного из таких вопросов: «В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки нашла своё отоб­ра­же­ние тема «отцов и детей» и в чём эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с шо­ло­хов­ским «Тихим Доном»?». Чтобы в будущем легче справляться с такими заданиями, стоит заранее найти как можно больше аналогий для каждой очевидной проблемы или для каждой яркой черты персонажа.

3) Советую на время экзамена забыть о наличии у вас собственного мнения. Не пытайтесь оспорить прописные истины и устоявшиеся каноны. Не избегайте опостылевших штампов вроде «фамусовского общества». Не уповайте на проверяющих и как можно тщательней разжёвывайте даже самую очевидную мысль - недостаточно исчерпывающие формулировки будут приняты за «нестройность рассуждений». Вворачивайте при любом удобном случае цитату, причём прямую, потому как косвенное цитирование на ЕГЭ частенько таковым не считается.

Хоть следование этим советам и не гарантирует отличного результата, как не гарантируют его даже сотни часов, проведённые с репетиторами, я верю, что у вас всё получится. Желаю удачи на экзамене!

P. S. С 2018 года в ЕГЭ по литературе будут внесены существенные изменения.

Сдавала в 2012 году, 96 баллов, не хватило одного первичного до 100, и тот снизили за грамотность. Первый ответ бредовее некуда, честно говоря. Писать в сочинении заведомо чужие мысли не стоит. Что помогло лично мне? Я три раза сходила на репетиторство к очень крутому преподавателю. На первое занятие мы сели, он взял стих, чей уже не вспомню, но что-то там гроза, дуб-березка, лесок шелестит, все стандартно. И за полчаса доказал мне, что это о боге и космосе. И у меня сознание перевернулось, потому что я действительно поняла, что это так и почему. Не просто "голубые занавески" - символ чистоты, что нам говорят учителя в школе, что некогда сказали и им, и во что никто не верит. Он провёл анализ вслух при мне, так что связь дуба, поваленного грозой и бога стала предельно очевидной. Так что ищите хорошего репетитора, который поможет вам понять не схему, а суть. Много читать при этом - совет очевидный и базовый, об этом даже говорить не стоит. А, ещё - в произведении есть то, что есть в тексте и то, чего там нет. Для меня великим открытием было. И на ЕГЭ помогло. Нужен был пример темы "поэт и толпа". Маяковский в тексте задания, Пушкина привела, помню что было у Лермонтова, а стиха ни одного вспомнить не могу. Беру "Нет, я не Байрон" - что есть в тексте - я особенный, чего нет, но есть в содержании - я против толпы.

Скажу по опыту своих друзей, которые сейчас учатся на медиакоме Вышки и журфаке МГУ, что получение именно 100 баллов маловероятно. Литература состоит из творческих заданий, важнейшими из них являются мини-сочинения о произведениях, которые оцениваются проверяющими весьма субъективно. Однако, получение 90+ вполне реально. Для этого нужно: 1) Иметь представление, а лучше выучить критерии проверки, чтобы точно знать, чего от вас хотят. 2) Уметь чётко и грамотно формулировать свои мысли. Воду не очень любят, даже если она наполнена средствами художественной выразительности. 3) Много читать. Приветствуется не только знание того произведения, которое дано вам в сочинении, но и тех, чья тематика и затрагиваемые проблемы сходны с ним. Особенно любят примеры из отечественной литературы, но и знание зарубежной лишним не будет. 4) Решать пробные варианты. Круг произведений в школьной программе по литературе ограничен и хоть всё объять невозможно, велика вероятность, что идентичные задания по пройденным произведениям попадутся вам непосредственно на ЕГЭ. Даже если этого не произойдёт, вы будете иметь солидный опыт, который поможет справиться с любыми заданиями. 5) Консультироваться с преподавателями. Они не только знают материал, но и новость относительно формальной составляющей экзамена. В год моей сдачи были сильно изменены варианты двух предметов-истории и литературы. Причем последние изменения произошли всего за 3 месяца до самого ЕГЭ и благодаря учителям мы своевременно узнали об этом и подготовились.

Однако, способ гарантированно получить 100 баллов всё же есть-это призовое место или победа на олимпиаде с профилем "литература" из перечня олимпиад школьников. Перечень обновляется каждый год и его можно посмотреть на сайте Российского совета олимпиад школьников. Победа в некоторых из этих олимпиад может давать право поступления без вступительных испытаний (то есть без ЕГЭ) на бюджет. Даже если вы не займёте призовое место, участие даст вам бесценный опыт, который пригодится и на ЕГЭ.

В настоящее время ЕГЭ по литературе не вошло в перечень обязательных испытаний по окончании школы. Однако результаты по данному госэкзамену необходимы для того, чтобы поступить на различные специальности российских высших учебных заведений. Это может быть филология или журналистика, телевидение, а также вокальное и актерское искусство. Наша статья подробно расскажет вам, что нужно знать, чтобы сдать литературу (ЕГЭ).

Особенности экзамена

В 2017 году активно ходили слухи о том, что структура выпускного испытания по литературе будет значительно преобразована. Но в сентябре этого же года стало известно, что данное тестирование претерпело минимальное количество изменений. Тем не менее в одном из своих интервью министр образования Ольга Васильева заявила, что на следующий год вступит в силу другая, уже более перспективная модель госэкзамена, которую разработали ведущие специалисты института педагогических измерений. Таким образом, из КИМов были исключены тестовые задания. Теперь по литературе? Давайте разбираться вместе.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.

Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2018 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Требования на испытании. Сочинения

Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.

Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.

Как сдать ЕГЭ по литературе?

Для того чтобы на тестировании получить максимально во-первых, необходимо прочитать всю литературу, которая требуется для сдачи экзамена. Учтите, что на чтение вам понадобится много времени и сил. А какую литературу нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ, мы расскажем чуть позже.

Во-вторых, в книжных магазинах в продаже есть огромное количество пособий, которые гарантируют сдачу ЕГЭ без особых знаний и усилий. Вы можете приобрести все эти сборники, но по факту реального успеха ждать не стоит. Однако если вы будете решать задания в этих книгах, то на экзамене вам будет гораздо легче отвечать на вопросы.

В-третьих, бытует мнение, что заинтересованный и грамотный преподаватель в силах научить своего подопечного всему необходимому для того, чтобы сдать экзамен. Заранее задавшись вопросом о том, как сдать ЕГЭ по литературе, ученики нанимают репетиторов.

В-четвертых, среди школьников и студентов существует огромное количество ритуалов и примет, которые якобы помогают сдавать экзамены. На деле ничего общего с реальным миром у этих обрядов нет. Но, совершая их, возможно, вы будете себя чувствовать на экзамене уверенней.

Опыт выпускников

Представляем вашему вниманию опыт студентов филологического факультета, которые дают рекомендации и объясняют, как сдать ЕГЭ по литературе. Как правило, 1 сентября одиннадцатиклассники отправляются в книжный магазин и покупают огромное количество сборников по данному предмету. Нынешние студенты советуют покупать сборники прошлых лет, так как структура контрольно-измерительных материалов фактически не меняется, а их цена намного меньше. Многие выполняют задания с такой частотой, как некоторые разгадывают сканворды. Есть школьники, у которых отсутствует теоретическая база, необходимая для написания сочинений. Но они составляют планы, куда выписывают тезисы. Со временем это входит в привычку, которую человек использует сегодня, обучаясь в институте.

Отметим, что во многих университетах часто идет набор на курсы подготовки к ЕГЭ по различным предметам. Многие советуют посещать эти занятия. Как правило, нужно раз в неделю ходить на лекции, которые длятся примерно два часа. Работы перед экзаменом много: нужно постоянно писать и читать, чтобы прийти на занятия уже подготовленным. Кроме того, нередко приходят на помощь школьные учителя по литературе. С выпускниками педагоги делятся теоретическими материалами, а также опытом специалистов, которые проверяют экзаменационные работы. Таким образом, многие ученики сдают экзамен на сто баллов.

Несколько слов о списке художественной литературы

Как уже было сказано выше, список литературы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, немаленький. Опубликовывать этот список бессмысленно, так как он есть в каждом сборнике для сдачи экзамена. В любом случае вам необходимо знать древнерусскую литературу, а также тексты, написанные в XVIII, XIX и ХХ веках. Необходимо знать и понимать школьные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фета, Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Тютчева, Чехова, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Горького, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Блока, Шолохова, Булгакова, Твардовского, Солженицына и других писателей, тексты которых входят в список художественной литературы, изучаемой на уроках с 5 по 11 класс.

Выводы

В начале этой статьи прозвучал вопрос о сложности сдачи экзамена. Ответить на него непросто, так как понятие сложности относительное. Для одних ребят тяжело писать сочинения, для других затруднительно анализировать художественный текст. В любом случае экзамен - это испытание, к которому нужно добросовестно готовиться, чтобы получить желаемый результат.

Благодаря нашей статье теперь вы знаете, как сдать ЕГЭ по литературе и что нужно делать, чтобы получить хороший результат. Помните, что педагоги, проверяющие сочинения, ждут от выпускников осознанного понимания проблемы и четкого видения позиции автора. Также аттестуемый должен ориентироваться в жанрах и литературоведческих терминах. Желаем успехов!

Весь выпускник школы хочет получить наибольшее число баллов по ЕГЭ . Правда вдалеке не все знают, что необходимо в таком случае делать, да и вообще, дозволено ли получить 100 балов по ЕГЭ по литературе? Если да, каков он, многофункциональный рецепт для того, дабы удачно сдать ЕГЭ ?

Вам понадобится

  • Желание сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов.

Инструкция

1. На самом деле, только придерживаясь этого метода, есть ручательство сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Метод, на самом деле, дюже примитивен – примитивно подлинно прочитать всю литературу, нужную для сдачи. Для этого, безусловно, потребуется крупное число времени и сил, впрочем, в таком случае вы можете небезосновательно рассчитывать на огромное число баллов.

2. Сегодня в продаже возникли особые пособия, которые обещают, что даже без каких-нибудь умений вы сдадите ЕГЭ на самый максимальный бал. На самом деле, вы, безусловно, можете приобрести их все и ознакомиться с «магическими формулами», но на деле настоящий триумф это вряд ли принесет.

3. Существует суждение, что подлинно заинтересованный учитель сумеет обучить своего ученика каждому нужному для сдачи ЕГЭ . Доля правды в этом есть, а следственно, есть толк записаться к дорогостоящему репетитору. Впрочем не торопитесь платить деньги вперед. Договоритесь о определенном итоге ЕГЭ и передавайте деньги лишь в случае удачной сдачи.

4. Есть уйма школьных примет и обрядов, исполняя которые, вы якобы сумеете успешно сдать ЕГЭ . На практике, ничего всеобщего с действительностью у этих мистификаций нет, но вот больше уверенными в себе с их поддержкой, вы подлинно будете.

Удачное написание ЕГЭ по литературе представляет собой приобретение как дозволено больше высокой оценки за положительное выполнение заданий. Залогом триумфа при сдаче экзамена станет усиленная и долгая подготовка.

Инструкция

1. Читайте художественную литературу. Чем огромнее прочтете, тем отменнее. Речь идет не только о требуемом школьной программой минимуме художественных произведений. Не ограничивайтесь школьной программой – читайте увлекательные вам книги, выходящие за ее рамки. Познания никогда не бывают лишними – чтение любимых авторов расширит кругозор и не станет лишним для возрастания всеобщего умственного яруса. Читая школьную программу в ускоренном темпе, начинайте с больше трудных произведений. Короткие рассказы и альманахи стихотворений читаются гораздо легче, чем психологическая драма либо роман о войне.

2. Конспектируйте объемные произведения. Короткое оглавление, написанное собственноручно, облегчит вам повторение пройденного материала непринужденно перед экзаменом. Прочитав его, вы освежите в памяти основные моменты произведения. Не перегружайте конспект непотребными подробностями, излишними изложениями природы и малозначительными диалогами. Впрочем подробнее опишите нравы героев и жизненные перипетии, ставшие центральным сюжетом произведения. Конспектируйте материал блоками – скажем, систематизируйте произведения по стилю. Перед ЕГЭ по литературе просмотрите конспект, акцентируя на них внимание – так писать результаты на вопросы будет значительно легче.

3. Интересуйтесь смежными науками – историей, философией, культурологией, обществознанием. Это даст вам вероятность развивать гуманитарное мышление и вольно ориентироваться в исторических романах, философских задачах произведений и нормах права и морали.Написание ЕГЭ по литературе полагает знание изъяснить свои мысли не только в пределах этого предмета, но и опираясь на уроки истории, представления правовой культуры и тезисы философии.

4. Подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе полагает также выполнение пробных тестов. Вы сумеете ознакомиться с приблизительным перечнем вопросов и продумать заблаговременно допустимые варианты результатов. На полновесном экзамене вы будете ощущать себя удобнее, вольно ориентироваться в заданиях. Экзаменационная работа разбита на три части. Первая часть полагает выполнение 20 заданий, толк их состоит в выборе одного правильного результата из четырех допустимых вариантов. Результаты на 2-й блок вопросов полагают высказывание собственного суждения в формате коротких результатов на поставленные вопросы. Третья часть представляет собой сочинение – развернутый результат на поставленный в том либо другом произведении вопрос.

Видео по теме

Обратите внимание!
Помните, что оценки – это вдалеке не основное, а следственно, даже если вы сдали ЕГЭ не потому что хотели – не расстраивайтесь.

Полезный совет
1. В написании шпаргалок нет ничего плохого, чай даже если вы ими не воспользуетесь, запомните часть написанного наверно.2. Не сомневайтесь в своих познаниях и указывайте тот вариант, тот, что пришел вам в голову первым.