Урок 1. Тема «Наука: создание научной картины мира»

Цель урока:

    Знакомство с основными достижениями научной мысли, их значением в жизни человечества, об основных чертах новой научной картины мира.

    Осознание неразрывной связи научных открытий и повседневной жизни человека: влияния на восприятие мира, состояние здоровья, образование.

    Развитие навыков:

    исследовательской работы учащихся, создания проектов в форме компьютерных презентаций, публичной защиты проектов.

    взаимооценивания выступления учащихся.

Ожидаемые результаты:

    приобретение знаний о наиболее важных достижениях научной мысли XIX века, их значении в жизни человечества, об основных чертах новой научной картины мира,

    создание проекта-презентации «Наука: создание научной картины мира»

    совершенствование навыков исследовательской работы учащихся, защиты проектов.

Форма урока: урок-конференция

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, проектный.

Место проведения урока : мультимедийный кабинет.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые участники конференции. Тема дня конференции «Наука: создание научной картины мира» посвящена развитию научной мысли XIX века. Сегодня мы заслушаем доклады о важнейших научных открытиях этого периода, попытаемся ответить на вопросы: Каковы основные черты новой научной картины мира? Существует ли неразрывная связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека? Позвольте напомнить вам о правилах проведения конференции:

    соблюдение докладчиками регламента (мин –доклад- 3 мин);

    четкая аргументация своих мыслей в ходе доклада и дискуссии;;

    уважительное отношение к докладчику, оппоненту;

    вопросы к докладчику только после окончания доклада;

    объективности при оценивании выступлений докладчиков.

Критерии оценки проекта (доклад+ презентация):

    Научность материала

    Доступность изложения

    Эстетичность оформления материала.

1 ученик. Век XIX в истории науки особый. Именно в это время следует одно открытие за другим. Многие из них изменяют коренным образом научную картину мира: представления о материи, пространстве, времени, движении, о происхождении жизни на Земле, развитии природы и месте человека в природе. Именно в это время наука и производство становятся тесно связанными понятиями. Без открытий в области физики, химии, биологии невозможно было развитие индустриального общества. В свою очередь технический прогресс позволял создавать необходимые для научных исследования приборы. Одним из величайших научных открытий является открытие Майклом Фарадеем э лектромагнетизма. Постепенно его экспериментальные исследования всё более переключались в область электромагнетизма . После открытия в 1820 Х.Эрстедом магнитного действия электрического тока Фарадея увлекла проблема связи между электричеством и магнетизмом . В 1822 в его лабораторном дневнике появилась запись: «Превратить магнетизм в электричество». В 1831 г. Фарадей экспериментально открыл явление электромагнитной индукции - возникновение электрического тока в проводнике, движущемся в магнитном поле. Фарадей также дал математическое описание этого явления, лежащего в основе современного электромашиностроения . В 1832 г. Фарадей открывает электрохимические законы , которые ложатся в основу нового раздела науки - электрохимии , имеющего сегодня огромное количество технологических приложений .

Джеймс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Ему удалось сделать это, обобщив теории и результаты опытов многих физиков. Согласно этой теории в природе существуют невидимые электромагнитные волны. Максвелл приступил к исследованию электричества и магнетизма примерно 20 лет спустя после открытия Фарадея, когда существовали два взгляда на природу электрических и магнитных эффектов. Теория электромагнитного поля и, в особенности, следующий из неё вывод о существовании электромагнитных волн при жизни Максвелла оставались чисто теоретическими положениями, не имевшими никакого экспериментального подтверждения, и современниками зачастую воспринимались как «игра ума». Значение этого открытия в том, что оно позволило создать электродвигатель, который становился источником нового для того времени источника энергии-электричества.

2 ученик В 1887г. немецкий физик Генрих Герц поставил эксперимент, полностью подтвердивший теоретические выводы Максвелла. (300 тыс.км/ сек). Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты Герц , которая входит в международную метрическую систему единиц СИ . Герц считал, что его открытия были не практичнее максвелловских: «Это абсолютно бесполезно. Это только эксперимент, который доказывает, что маэстро Максвелл был прав. Мы всего-навсего имеем таинственные электромагнитные волны, которые не можем видеть глазом, но они есть». «И что же дальше?» - спросил его один из студентов. Герц пожал плечами, он был скромный человек, без претензий и амбиций: «Я предполагаю - ничего». Но жизнь показала обратное- на основе этих открытий был изобретен беспроволочный телеграф Маркони и Поповым.

Строение вещества интересовало человечество с далеких времен. Наука опровергала прежние знания о неделимости атома. Голландский физик Хендрик Антон Лоренц попытался объяснить электромагнитную теорию его точки зрения строения атома. Разработал теорию о преобразованиях состояния движущегося тела. Он развил электромагнитную теорию света и электронную теорию материи , а также сформулировал самосогласованную теорию электричества , магнетизма и света. С именем этого учёного связана известная из школьного курса физики сила Лоренца (понятие о которой он развил в 1895 г.) - сила, действующая на заряд , движущийся в магнитном поле .

3 ученик Вильгельм Конрад Рентген , немецкий физик, открыл невидимые лучи, названные X -лучам, которые пронизывают разные предметы в разной степени. С их помощью можно даже увидеть, что скрыто от глаз под слоем какого либо вещества. Например, можно увидеть скелет человека. Это открытие позволило создать рентген-аппарат, используемый в медицине для постановки точных диагнозов. Рентгену была присуждена Нобелевская премия.

Созданием теории радиактивности, и сложного строения атома, которая объясняла многие предыдущие открытия в физики, занимались Анри Беккерель, Мария Складовская –Кюри, Пьер Кюри. В 1896 г. Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. В 1903 г. он получил совместно с Пьером и Марией Кюри Нобелевскую премию по физике «В знак признания его выдающихся заслуг, выразившихся в открытии самопроизвольной радиоактивности»

Мария Склодовская стала первой женщиной в Европе доктором наук; первой женщиной получившей Нобелевскую премию, первым человеком получившим эту премию дважды. Вместе со своим мужем Пьером Кюри провели многочисленные эксперименты, пытаясь объяснить природу излучения. Мария Открыла два новых радиоактивных элемента-

полоний и радий.


4 ученик. В естествознании переворот произвела теория Чарлза Дарвина . В 1871 выходит книга Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сходство, но и родство человека и приматов. Дарвин утверждал, что предок человека может быть найден по современной классификации, среди форм, которые могут быть даже ниже, чем человекообразные обезьяны. Человек и обезьяны подвергаются сходным психологическим и физиологическим процессам в ухаживании, воспроизведении, рождаемости и заботе о потомстве. Русский перевод этой книги появился в том же году. В следующем году выходит книга Дарвина « Выражение эмоций у человека и животных», в которой на основе изучения лицевых мышц и средств выражения эмоций у человека и животных еще на одном примере доказывается их родство. Теория противоречила господствовавшим взглядам на божественное происхождение природы и человека, и утверждала о поступательном развитии в процессе эволюции. Данные выводы вызвали бурю негодования как со стороны многих ученых, так и со стороны общественности.

5 ученик Французский микробиолог и химик Луи Пастер занялся изучением процессов брожения. В результате многочисленных экспериментов он доказал, что брожение – это биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов. Пастер предложил способ сохранения пищевых продуктов с помощью тепловой обработки (впоследствии названный пастеризацией). В 1865 г. Пастер занялся изучением природы заболевания тутового шелкопряда и в результате многолетних исследований разработал методы борьбы с этим заразным заболеванием. Он изучал другие заразные болезни животных и человека (сибирская язва, родильная горячка, бешенство, куриная холера, краснуха свиней и пр.), окончательно установив, что они вызываются специфическими возбудителями. На основе развитого им представления об искусственном иммунитете предложил метод предохранительных прививок, в частности, вакцинацию против сибирской язвы (1881). В 1880 г. Пастер совместно с Э. Ру начал исследования бешенства. Первая предохранительная прививка от этой болезни была им сделана в 1885 г.

6 ученик Немецкий врач и бактериолог Генрих Герман Роберт Кох . Роберт с отличием выдержал экзамен на степень доктора медицины. Проведя серию тщательных экспериментов, ученый установил бациллу, ставшую единственной причиной сибирской язвы. Далее Кох решил попытать счастья и найти возбудитель туберкулеза. В то время в Германии от туберкулеза умирал каждый седьмой человек. Врачи были бессильны. Туберкулез вообще считался наследственной болезнью, поэтому и попыток борьбы с ним не предпринималось. Больным прописывали свежий воздух и хорошее питание. Вот и все лечение. Кох началл исследования туберкулеза, сосредоточившись на поисках способов лечения этого заболевания. В 1890 году он объявил о том, что такой способ найден. Кох выделил так называемый туберкулин (стерильную жидкость, содержащую вещества, вырабатываемые бациллой туберкулеза в ходе роста), который вызывал аллергическую реакцию у больных туберкулезом. Однако на самом деле туберкулин не стал применяться для лечения туберкулеза, т.к. особым терапевтическим действием он не обладал, а его введение сопровождалось токсическими реакциями, что стало причиной его острейшей критики. Протесты против применения туберкулина стихли, лишь когда обнаружилось, что туберкулиновая проба может использоваться в диагностике туберкулеза. Это открытие, сыгравшее большую роль в борьбе с туберкулезом у коров, явилось главной причиной присуждения Коху Нобелевской премии.

Учитель Спасибо докладчикам. Давайте попытаемся ответить на вопрос: « Каковы были основные черты новой научной картины мира, как изменились представления людей о мире?

Ученик Появление теории Дарвина изменило взгляды людей на вопрос о происхождении природы и человека.

Ученик Человек мог теперь увидеть то, что было скрыто от его глаз: рентген.

Ученик Наука проникла в загадочную область строения атома.

Учитель Как вы думаете, существует ли тесная связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека?

Ученик Я считаю, что такой тесной связи не существует. Доказательство этого: открытие законов радиоактивности. В обычной жизни людей мало что изменилось в связи с этим событием. Зато это стало прологом создания оружия массового уничтожения.

Ученик Я не согласен с этим мнением. Ведь это открытие не только позволило создать в последствие новое оружие, но и создать атомные электростанции- источники нового вида энергии.

Ученик Я тоже не согласен с первым мнением, т.к. например, открытие Х-лучей позволило человеку увидеть причины многих заболеваний с помощью рентгена.

Ученик Изменили, например, жизнь людей и открытия законов пастеризации вещества, методов борьбы со многими инфекционными заболеваниями.

Учитель А как изменилось мировоззрение людей XIX века?

Ученик Представления людей о мире расширились. Наука доказала, что ей подвластны многие законы природы.

Ученик Научные открытия доказали, что в окружающем мире существует много неизвестного.

Учитель Сегодня мы познакомились с научными открытиями XIX века. Познакомившись с техническими открытиями, мы постараемся определить причины быстрого их развития.

Подведение итогов. Оценивание выступлений.

Домашнее задание составить таблицу «Науке в XIX веке»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 2 Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени; Сегодня вы узнаете:


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 3 1. Причины быстрого развития наук. 2.« Повелитель молний ». 3. Сенсации продолжаются. 4. Революция в естествознании. 5. Новая наука – микробиология. 6. Успехи медицины. 7. Развитие образования. Работаем по плану:


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 4 Работаем с таблицей Научная область Год открытия Фамилия учёного Содержание и значение открытия


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 5 Причины быстрого развития наук Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 6 Причины быстрого развития наук 1. Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 7 В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. « Повелитель молний» Майкл Фарадей


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 8 В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнетизма. « Сенсации продолжаются» Джеймс Карл Максвелл


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 9 Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний. Максвелл с цветовым волчком в руке « Сенсации продолжаются»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 10 В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению « Сенсации продолжаются» Генрих Рудольф Герц


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 11 Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. « Сенсации продолжаются» Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 12 Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества « Сенсации продолжаются» Хендрик Антон Лоренц


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 13 « Сенсации продолжаются» Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 14 В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами. « Сенсации продолжаются»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 15 Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. « Сенсации продолжаются» Рентгеновские снимки


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 16 Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри « Сенсации продолжаются» Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 17 В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории « Сенсации продолжаются»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 18 Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов» Чарлз Дарвин « Революция в естествознании»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 19 В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию « Революция в медицине» Луи Пастер


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 20 Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. « Революция в медицине»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 21 Английский врач, разработал первую вакцину против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. « Революция в медицине» Эдуард Дженнер


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 22 Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по- разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача « Революция в медицине» Первые стетоскопы


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 23 Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. « Революция в медицине» Генрих Герман Роберт Кох


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 24 Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). « Революция в медицине»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 25 « Развитие образования» Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 27 Домашнее задание: Параграф 5, вопросы, записи в тетради.


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ %D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%B A%D0%BE%D0%B2http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB %D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%B A%D0%BE%D0%B2 %D0%9A%D0%BE%D1%85http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_ %D0%9A%D0%BE%D1%85 * * 0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8Chttp://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D 0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверской области

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:


  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;

  2. развивать умение выступать перед аудиторией;

  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.
Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.


  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».

  1. Введение. Слово учителя истории:
19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.


  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.
Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.
Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.


  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.

  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.

  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.

  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.

  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.
Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.

  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.

  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.

  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.
Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.


  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.
Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.

  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.

  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.

  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.

  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.
19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:


  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.

  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.

Век Просвещения подготовил бум научных открытий, произошедший в XIX веке. В основе научного мировоззрения эпохи Просвещения лежала идея рационализма — преобладания разума в мыслях и поступках людей. Теология и объяснение явлений божественным промыслом постепенно уступает место наукам о природе и человеке.

Научная революция началась в Европе ещё раньше, в XVII веке, началом торжества разума и эксперимента, поиском причин и закономерностей. Фундаментом для будущего развития науки стали астрономические открытия Галилео Галилея, публикация Исааком Ньютоном в 1687 году основных понятий и аксиом классической механики и открытие .

Родоначальниками науки Нового времени считаются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, заложившие методы экспериментального изучения природы.

XVIII век принёс новые открытия в математике, физике, химии. Были открыты явление фотосинтеза, закон , ультразвук, . Развивалась и медицина: Эдвард Дженнер разработал первую в мире вакцину - от оспы.

События и участники

Физика и химия

1831 г. - английский физик и химик Майкл Фарадей открыл явление . Благодаря этому открытию стало возможным создание .

1865 г. - английский физик Джеймс Кларк Максвелл разработал , в соответствии с которой свет является электромагнитной волной.

1869 г. - русский химик Д.И. Менделеев открыл химических элементов.

1888 г. - немецкий инженер Генрих Герц доказал существование , теоретически описанных Максвеллом.

1895 г. - немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл названные впоследствии его именем лучи, позволяющие просветить и зафиксировать внутреннее строение предметов, а также человеческое тело. Вильгельм Рентген - первый обладатель Нобелевской премии по физике.

1896 г. - французский физик Антуан Беккерель открыл явление , которое объяснило механизм действия рентгеновских лучей.

1898 г. - французские учёные Пьер и Мария Кюри открыли радиоактивный металл радий. Открытия Беккереля, Кюри, а также Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора стали прологом восторжествовавшей в XX веке физики атомного ядра.

Биология и медицина

1859 г. - английский учёный-натуралист Чарльз Дарвин опубликовал работу , ставшую революционной в естествознании. Дарвин научно обосновал и изложил теорию естественного отбора. Учёный пришёл к выводу, что живая природа и человек не сотворены Богом, а сформировались в результате длительного процесса эволюции. Также Дарвин доказал, что у человека и обезьяны общие предки.

1864 г. - французский биолог и химик Луи Пастер открыл , являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Это открытие стало началом новой науки - микробиологии. Благодаря открытиям Пастера были разработаны технологии стерилизации и пастеризации, позволяющие дольше сохранять от порчи продукты питания.

1882 г. - немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, «бациллу Коха», и разработал профилактические меры против эпидемий.

Общественные науки

1848 г. - немецкий экономист и философ Карл Маркс опубликовал «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласил скорую гибель капитализма. В своих работах Маркс разработал теорию классовой борьбы и теорию смены общественно-экономических формаций; показал, что строй жизни людей определяется способом организации материального производства.

Заключение

XIX век стал веком торжества науки и техники. Научные исследования послужили ускорителями индустриальной революции, практическое применение науки стало приносить коммерческую выгоду. Также были сделаны фундаментальные открытия, послужившие фундаментом научно-технических прорывов XX века, таких как и освоение космоса.

Параллели

Учение Дарвина о происхождении видов и естественном отборе по силе воздействия на умы современников можно сравнить с открытием великого учёного XVI века Николая Коперника гелиоцентрической системы мира. В то время как Коперник показал, что Земля - вовсе не центр мироздания, а сама вращается вокруг Солнца, Дарвин обосновал не божественное, а земное происхождение человека, да ещё и упомянул общего предка человека и обезьяны. Оба этих открытия нанесли серьёзный удар по самолюбию человека, нарушили идею главенствующего положения человека в системе мироздания. Оба открытия - и Дарвина, и Коперника - долго не признавались церковью как противоречащие Священному Писанию.

Слайд 1

НАУКА: СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

Слайд 2

«Повелитель молний»

В ряду великих открытий стоит открытие электромагнетизма, совершённое Майклом Фарадеем(1791-1867).В 1831г М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что,если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, в ней появляется электрический ток.Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя.«Повелитель молний» называли его современники. Учёный стал членом Королевского общества.

Слайд 3

Вильгельм Конрад Рентген

В конце 1895г физик В.К.Рентген исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные Х-лучами. Эти лучи обладали свойствами: Оставаясь невидимыми, они пронизывают разные предметы в разной степени и с их помощью можно не то, что скрыто от глаз слоем, но и запечатлеть на фотоплёнке. Великое изобретение сразу получило практическое применение в медицине. Рентгену, первому среди физиков, была присуждена Нобелевская премия.

Слайд 4

Открытие Рентгена нуждалось в объяснении. Цела группа учёных – Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри, Анри Беккерель, Нильс Бор – изучали явление радиоактивности и создала учение о сложном строении атома. Открытие радиоактивности, за которое супруги Кюри и А. Беккерель получили Нобелевскую премию по физике, открыл дорогу в « странный мир микрочастиц». Какая-то энергия таилась внутри атома, она высвобождалась в процессе распада атомного ядра, и вместе с тем совершалось превращение атома радиоактивного вещества в атом другого вещества. Стало ясно, что атом не мельчайшая неделимая частица, что он сам имеет сложное строение.

Слайд 6

Чарльз Дарвин

Переворот в естествознании произвела книга английского учёного-натуралиста Ч.Дарвина.(1809-1882) «Происхождение видов». На основании огромного обобщения ботанического и зоологического материала, накопленного во время кругосветного путешествия, учёный пришёл к выводу что вся живая природа постепенно формировалась в процессе длительного развития.

Слайд 7

Новая наука-микробиология.

Естествоиспытатели всего мира спорили о том, существует ли «самозарождение» Луи Пастер не спорил он работал! Пастер установил что брожение процесс биологический, вызванный микробами. Опыты Пастера имели большое значение для создания методов стерилизации и пастеризации различных продуктов. Он разработал методы предохранительных прививок против заразных болезней и бешенства. Его исследования послужили основой для учения об иммунитете.