Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

1) достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

2)единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

3)взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

4)централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

5)наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов. Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Методы ведения мониторинга земель:

1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные);

2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления);

3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.



Рассмотрены исследования, направленные на развитие региональной системы сохранения и восстановления плодородия почв как национального достояния России.

Одним из важнейших путей охраны агроландшафтов от загрязнения является совершенствование методов мониторинга земель. Исследования показывают, что совершенствование необходимо вести по пути механизации и автоматизации пробоотбора, точного определения места отбора с помощью новейших навигационных технологий GPS (ГЛОНАСС), оптимального сочетания наземных исследований и дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) .

Мобильный комплекс, состоящий из пробоотборника, GPS-приемника, бортового компьютера, программного обеспечения, обеспеченный соответствующими методиками отбора проб является наиболее перспективной технологией проведения обследований.

Один из вариантов мобильного комплекса может выглядеть следующим образом: автоматический почвенный пробоотборник ("AgriCon"), GPS - приёмник (AgGPS-132, AgGPS-214 и др. (Tpimble)), бортовой компьютер (ноутбуки Getac), программное обеспечение (SST FieldRover II by Farm Works).

Программное обеспечение и оборудование, установленное на мобильном комплексе, позволяют создавать привязанные к координатам пространственные объекты, которые являются элементами геоинформационной базы данных для обследуемого участка. Пробоотборник позволяет собирать образцы почвы в автоматическом режиме. Отобранные и маркированные образцы (пробы) передаются в аккредитованную агрохимическую лабораторию для анализа. Результаты анализа вводятся в компьютер, в специальную программу (геоинформационную систему - ГИС) и обрабатываются. Такими программами могут быть MapInfo, SSToolBox, ArcGIS и другие.

В настоящее время в целях мониторинга загрязнения агроландшафтов, все чаще и чаще используют данные дистанционного зондирования Земли. На снимках, получаемых со спутников, выделяются границы и состояние агроландшафтов, структура почвенного покрова, виды культур, затопленные площади, участки растений, поврежденные болезнями и вредителями, что позволяет с большой точностью иметь объективную, постоянно обновляемую информацию о динамике негативных процессов.

Данные дистанционного зондирования эффективно применять для анализа степени загрязнения земельных и водных ресурсов, при оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, а также расчета ущерба, нанесенного в результате стихийных бедствий (землетрясений, лесных пожаров, наводнений и ураганов).

ДДЗ служат основой для создания экологических баз данных, а также для обеспечения периодического мониторинга изменений в окружающей среде. Космоснимки, получаемые с большинства спутников ДЗЗ, являются мультиспектральными, что создает условия для анализа факторов, под влиянием которых происходят изменения в окружающей среде, на основе спектрального анализа изображений.

В настоящее время в Ставропольском крае развивается региональная система, в которой отрабатывается и совершенствуется система мониторинга земель на основе классических методов анализа и современных методов инструментального контроля .

Библиографический список

  • Минеев В.Г. Антропогенез почвенного покрова природных ландшафтов Центрального Предкавказья. / В.Г. Минеев, А.И. Подколзин // Проблемы агрохимии и экологии. Москва. - 2009.- № 1.
  • Подколзин А.И. Теоретические основы и практика мониторинга плодородия почв в Ставропольском крае / А.И. Подколзин, А.В. Яловой // Проблемы агрохимии и экологии. Москва. - 2008. № 3.
  • Цховребов В.С. Агрогенная деградация черноземов Центрального Предкавказья / В.С. Цховребов, А.А. Новиков, В.И. Фаизова // Материалы IV Съезда Докучаевского общества почвоведов. - Новосибирск, 2004.
  • Есаулко А.Н. Агрохимический мониторинг и устойчивость агроэкосистем Ставропольского края / А.Н. Есаулко, А.И. Манаенко // Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса Южного Федерального Округа: сб. науч. тр. по материалам 72-й науч.-практ. конф. - Ставрополь: АГРУС, 2008. - С.57-59

    27.12.11 20:43 | Козлов Егор (гость)

  • Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

    Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

    Наличие полной и достоверной информации - важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

    Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

    Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные:

    · по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде;

    · по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований.

    Программой определена стратегическая цель – это обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации. Содержит следующие задачи:

    1. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

    2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008 г.г.

    В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

    · своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

    · обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

    · информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

    Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

    · фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

    · увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

    В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).

    В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара.

    Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов.

    В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га.

    На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

    В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

    · Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;

    · Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;

    · Разработка методик и нормативно-технических документов;

    · Выполнение аэро- и космических съёмок;

    · Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;

    · Обеспечение функционирования сети полигонов;

    · Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

    · Оценка качества земель

    · Разработка схем по использованию и охране земель;

    · Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;

    · Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

    · Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

    · Разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

    · Зонирование межселенных территорий;

    · Формирование баз данных ГМЗ;

    · Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

    · Проектирование АС ГМЗ;

    · Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

    · Подготовка и переподготовка специалистов;

    · Методологическое обеспечение.

    В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

    · формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

    · выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

    · информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

    · обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

    · иные функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

    Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

    1. фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

    2. увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

    В 2004 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного мониторинга земель позволит к 1 января 2009 года размер данной площади увеличить до 72 753,1 тыс. гектар.

    График работы по данному направлению представлен в табл.1.

    Таблица 1 Увеличение общей площади изученности состояния земель РФ

    В 2004 году общая площадь изученности использования земель составляла 114 668,3 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 137 602,3 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлен в табл. 2.

    Таблица 2 Увеличение общей площади изученности использования земель

    В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл. 3.

    Таблица 3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов

    На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

    На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

    Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.


    Заключение

    Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

    Задачами государственного мониторинга земель являются:

    1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

    2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

    3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В заключение работы важно отметить, что в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

    Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.


    Список использованной литературы

    Нормативно-правовые акты

    1. "Конституция Российской Федерации" от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ) // СПС Консультант Плюс

    2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // СПС Консультант Плюс

    3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

    4. Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

    5. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" // СПС Консультант Плюс

    7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

    8. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292-р "Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020" // СПС Консультант Плюс

    9. Распоряжение Росаэронавигации от 23.05.2008 N 91-р "Об объявлении Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

    Монографии, учебные пособия, статьи из периодических изданий

    10. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Земельное право России. – М.: Юрайт. – 2012. – 416 с.

    11. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. – 688 с.

    12. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009.

    13. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В.Х. Улюкаева. – М.: «Былина». – 2011.

    14. Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008.

    15. История отечественного государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. – М.: «Инфра-М». – 2010.

    16. Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е.Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. – №4. – С.91-104.

    17. Мясоутова Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. – 2008. – №8. – С.8-14.

    18. Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности: (Из Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 №234) // Строй-инфо. – 2008. – № 8. – С.25-26.

    19. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. – 2008. – №5. – С. 123-125.

    20. Сидорин А.М. Современное жилище: Часть вторая Градостроительные предпосылки создания доступного, достаточного и адекватного жилища / А. М. Сидорин // Архитектура и строительство России. – 2008. – № 2. – С.3-17.

    21. Сладкопевцев С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. –№3. – С.77-82 .

    22. Современное землеустройство в России: совершенствование законодательной базы: Постатейный комментарий федерального закона "О землеустройстве" в последней редакции // Библиотечка "Российской газеты". – 2008. – №19. – С. 3-126.

    23. Сулин М.А. Основы землеустройства: Учеб. пособие для студ.вузов / Сулин М.А. – СПб.: Лань. – 2002. – 127с.

    24. Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций. – М.: Проспект. – 2011. – 368 с.

    25. Тихомиров М.Ю. Земельные участки. Новые правила образования и изменения границ. – М.: Издание Тихомирова М.Ю. – 2011. – 51 с.


    Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 198.

    Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В.Х. Улюкаева. – М.: «Былина». – 2011. С. 78.

    Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. С. 203.

    Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" // СПС Консультант Плюс

    Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

    Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009. С. 68.

    Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

    Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. – 2008. – №5. – С. 123-125.

    Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 45.

    Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Земельное право России. – М.: Юрайт. – 2012. С. 115.

    Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009. С. 98.

    Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е.Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. – №4. – С.91.

    Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 102.

    Совершенствование мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

    Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что высокая и устойчивая продуктивность земледелия возможна только при комплексном учете и целенаправленном регулировании всех факторов, необходимых для формирования высоких урожаев сельскохозяйственных культур, а также при обеспечении защиты земель от деградации почвенного покрова. Совершенствование мониторинга почв и учет состояния их плодородия на данном этапе имеет решающее значение в развитии агропромышленного комплекса страны. Согласно Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденной Правительством Российской Федерации, главная его задача состоит в получении объективной и полной информации об изменении параметров состояния сельскохозяйственных угодий в региональном и локальном масштабах, как основы для принятия решений по их рациональному использованию и защите сельскохозяйственных угодий от нежелательных изменений. Мониторинговые наблюдения сопряжены с большими трудозатратами. На этом этапе возникают трудности с выбором репрезентативных показателей, способных адекватно оценить функционирование агросистем, поскольку необходим анализ разнообразных факторов среды как природного, так и антропогенного характера.

    При проведении мониторинга сельскохозяйственных земель решаются три взаимосвязанные задачи:

    — своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

    — ведение реестра плодородия сельскохозяйственных земель и учет их состояния.

    — формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений.

    Отдел агрохимического анализа референтного центра Россельхознадзора ФГБУ «Саратовская МВЛ» в текущем периоде выполняет соответствующие поставленным задачам мероприятия, связанные с проведением обследования почв на показатели плодородия (содержание элементов питания – азота, фосфора, калия, органического вещества и кислотности), а также на показатели безопасности (содержание тяжелых металлов, пестицидов). Сотрудниками отдела производится отбор почвенных образцов у сельхозпроизводителей области согласно заключенным договорам, агрохимический анализ полученных почвенных проб, систематизация результатов исследования и составление рекомендаций по оптимизации производства на основе обработанных данных. Кроме этого в рамках сотрудничества с другими регионами исследуются образцы почвы, предоставленные Управлением Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской области, Управлением Россельхознадзора по республике Мордовия, Управлением Россельхознадзора по Астраханской области и Управлением Россельхознадзора по Пензенской области.

    В настоящее время появилась возможность использовать в мониторинге новые технологии и современные технические средства (дистанционное зондирование, геоинформационные системы и т.д.). Однако основную информацию о состоянии почвенного плодородия дают традиционные методы определения состояния земель сельскохозяйственного назначения – наземные наблюдения, периодические обследования полей. Сочетание традиционных методов и современных технологий в работе отдела агрохимического анализа способствует формированию условий для развития точного земледелия в Саратовской области. Использование GPS-навигаторов, спутниковых карт и других элементов GIS-технологий открывает новые перспективы в мониторинге состояния сельскохозяйственных угодий. Это позволяет работать с наиболее актуальной информацией и получать максимальную достоверность данных. Такой подход наиболее оправдан, поскольку учет показателей плодородия должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации о состоянии и динамике почвенного плодородия в географическом аспекте, выявление негативных последствий хозяйственной деятельности, прогнозирование изменений состояния плодородия почв, создание информационного ресурса о состоянии сельскохозяйственных угодий.

    Следует отметить, что по результатам обследования за июль 2011 года выявлено два почвенных образца, в которых отмечено превышение по химико-токсикологическим показателям, в частности – содержание свинца в одной пробе превосходило предельно допустимую концентрацию в два раза, в другой – в пять раз. Управление Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской области, предоставившее почвенный материал, проинформировано о результатах исследований.