Пришла для Матеры последняя весна - это остров и де­ревня. Эта территория обязана исчезнуть. Внизу около Ангаре началось строительство новой гидроэлектростанции. С приходом осени она должна была заработать, в тот миг Ангара выйдет из берегов и затопит Матеру. Большая часть уехала в другие города. В деревне осталось лишь старшее поколение. Они остались охранять дома, ухаживать за домашним скотом и огородом. Зачастую все собирались у старухи Дарьи. Она ничем не могла помочь из-за сложившейся ситуации в Матери.

Сима часто заходила со своим пятилетним внуком Коленькой. Судьба у нее была нелегкой, долгое время скиталась по белому свету, ро­дила единственную немую дочь без мужа. Ее дочь долго была в девках, но стоило ей «попробовать мужика», сорвалась и начала чудить. Родила она не известно от кого мальчишку, затем уехала, ничего не объяснив. Сима и внук остались одни.

Частенько захаживала Настасья. Старуха чудила, оставшись одна с дедом Егором. Их дети умерли. Она много разного придумывала на деда, да все жа­лобное. По ее рассказам, он то плакал, то по ночам кричит вроде как умертвляют его. Егор сердился из-за этого, но ничего не предпринимал.

Одним из вечеров собрались Дарья, Нас­тасья и Сима с мальчишкой. Чайничали. Богодул взволнованно забегает к ним и закричал: «Мертвых грабют!». Богодул прибежал сказать всем плохую новость о том, что пришли зачинщики на кладбище и начали рубить кресты да спиливать тумбочки. Старухи сразу же побежали туда.

Жители Матери накинулись на пришедших так, что те не выдержали и уп­лыли с острова. Матера успокоилась. Жителям пришлось до полуночи ползать по кладбищу, возвращая кресты и тумбочки на место.

Начался сбор урожая. Для уборки хлеба приехали из города. Городские подпалили мельницу. Глядя на то, как она горит, старух заплакали, а молодежь танцевала у пылающей мельницы.

Наступил сентябрь. Остров стал пустым. Остались пятеро людей: Дарья с Катериной, Сима с внуком и Богодул. Прибыла бригада, которая начала сжигать избы. Не спаленными остались околоток от Дарьиной избы и ба­рак. До того как избу на сожжение оставить, Дарья ее побелила. Дом сожгли. Пришло время уезжать.

Павел приехал на остров с Настасьей. Она приехала проститься с Матреной. Дед Егор не вынес горя и умер. Уговорила Дарья их на последнюю прощальную ночь оставить - старика и Матера. Павел уехал, а вместе с ним уехали зачинщики. Был один лишь барак. В нем старики и провели последнюю ночь.

Картинка или рисунок Прощание с матерой

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание басни Осел и соловей Крылова

    Осел, увидел Соловья, сказал птице, что давно наслышан о ее таланте, и попросил спеть. Ослу хотелось самому услышать чудное звучанье, и проверить, действительно ли птица так хороша.

  • Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем

    Повесть рассказывает о том, каким испытаниям подверглась Русская земля во время нашествия монголо-татарского ига. Этот по-настоящему страшный для Руси период начался в первой половине тринадцатого века.

  • Аристофан

    Кто такой Аристофан известно немногим. Кто-то слышал о нём мало, кто-то не слышал вообще, но всегда есть те люди, которые интересуются древнегреческими великими людьми, и, конечно, знакомы с творчеством и этого человека

  • Краткое содержание В поисках радости Розов

    Семья Савиных живет в Москве в старой квартире. Мать – Клавдия Васильевна, Федор – старший сын, защитил кандидатскую, женился.

  • Краткое содержание По эту сторону рая Фицджеральд

    Благодаря этому роману Фитцджеральд начинает крупную карьеру и получает известность. Тут начинается исследование его основной темы – взаимоотношения богатых и бедных и воздействие денег на человеческую судьбу.

Григорий Ефимович Распутин

«Прощание с Матёрой»

Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матёра повидала на своём веку всякое. «Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.

Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать». Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна… А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырёх топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки… А ещё: капканы, петли, плетёные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент. Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались». В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай. Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджёг. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».

Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать. Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».

На берегу реки Ангары раскинулась деревня Матера, ей уже более 300 лет. Немало повидало это место: и козацкие бои, и колчаковские сражения, а арестантские и рыболовецкие флотилии. В деревне есть своя церковь, мельница, кладбище и своеобразный "аэропорт", откуда жители раз в неделю летают в город за продуктами.

Однажды деревню всколыхнула страшная новость: ниже по реке строят мощную электростанцию и близлежащие деревни совсем скоро будут затоплены. Для большинства жителей Матеры это конец света, они вынуждены будут покинуть родной дом и переехать в город. Конечно, там комфорт, горячая и холодная вода в доме, магазины под боком. Но большинство, особенно старики, сокрушаются, потому что придется покинуть родные стены. Жители начинают перебирать свои пожитки, большинству из которых в городе просто не найдется применения. Ну зачем в городе вилы или топор, кому там понадобятся кадки, лохани и кринки. Все, что наживалось долгими годами, люди вынуждены будут оставить здесь. Горько и больно им от этого, а сделать ничего не могут - прогресс. Из деревни начали уезжать первые жители, вспыхнули первые дома. Старухи недоумевали: неужели хозяева нарочно поджигали свои дома, то, что наживали десятками лет? Но сошлись во мнении, что скорее всего имела место обычная неосторожность.

Дарья перед отъездом белит свой дом, переживает, что не успела все подмазать. Ее соседка, Наталья, переживает о сбежавшем коте и не знает, кому поручить за ним присмотреть. Никто до конца не осознает, что деревня будет стерта с лица земли, словно и не было ее никогда, как будто не выросли здесь целые поколения людей. Особенно активно сопротивляется переезду старуха Дарья. Она узнала, что перед самым затоплением санитарная бригада сравняет местное кладбище с землей. Она организует всех недовольных, берет в руки лопату и пытается отстоять родные места. Она недовольна поведением своего сына Павла и невестки, которые смирились с переездом и спокойно собирают вещи. Старуха уверяет молодых, что они очень горько пожалеют, что не отстояли родную землю. Очень часто старуха взывает к Богу, просит у него помощи и указания, как ей поступить. Ее страшит разрушение кладбища, Дарья уверена, что в смертный час все родственники соберутся вокруг нее и будут судить за слабость, за то, что не сумела отстоять их покой.

Сам же Павел прекрасно понимает чувства своей матери, но и то, что строительство электростанции – это дело необходимое, ему тоже очевидно. Он терзается этими противоречивыми мыслями и собирается в город.

Сочинения

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор")

Полный вариант 5 часов (≈100 страниц А4), краткое содержание 10 минут.

Главные герои

Дарья Пинигина (старая женщина около восьмидесяти лет)

Павел Пинигин (сын Дарьи)

Второстепенные персонажи

Андрей Пинигин (младший сыном Павла и внук Дарьи)

Богодул, Петруха, Сима, Настасья (жители острова)

Старых женщин принуждали покидать родную деревню, которая подлежала затоплению. Оставляя свои дома, они весьма тяжело расставались с родным краем.

Главы первая — третья

В деревню Матера, которая находилась на острове с одноименным названием, пришла последняя весна. Ниже по Ангаре возводили плотину. Это означало, что осенью вода значительно поднимается и затопит остров. Жители деревни должны были переселиться до окончания работы. Многие уже покинули Матеру и приезжали лишь для того, чтобы посадить картофель.

Остров протянулся по Ангаре на пять верст и имел форму утюга. С нижней окраины к нему примыкал небольшой островок Подмога. Там у жителей Матеры были поля и сенокосы. За долгие годы деревня видела многое: казаков, торговцев, каторжников. В годы Гражданской войны на острове держали оборону колчаковцы. Имелась в Матере небольшая церковь (превращенная в советское время в склад), собственная мельница. На пастбище два раза в неделю приземлялся самолет.

Деревня твердо стояла больше трех веков, пока не пришла роковая весть о строительстве плотины.

Когда наступило лето, в Матере остались лишь старики и дети. Три старухи (Дарья, Сима и Настасья) любили подолгу беседовать за чаем. Часто в чаепитии принимал участие старик Богодул, который жил в бараке. Он был похож на лешего и славился своей матерщиной.

Дарья и Настасья родились и прожили всю жизнь на Матере. А Сима прибыла в деревню около десяти лет назад в поисках такого же одинокого деда. Однако единственного деревенского холостяка испугала немая дочь Симы — Валька. Сима осталась на острове и поселилась в заброшенной избушке на окраине деревни. Валька повзрослела, начала гулять и родила Кольку, а затем исчезла. Сима одна воспитывала дикого и молчаливого внука.

У Настасьи с мужем Егором не осталось детей. Два сына погибли на войне, а третий утонул. Дочь скончалась от рака. Разум Настасьи от горя немного помутился. Она каждый день сочиняла какие-то небылицы о том, что ее супруг ночью угорал до смерти, истекал кровью, рыдал до рассвета. Одни односельчане старались не замечать ее легкого безумства, другие — насмехались и издевались над старухой. Егор, не подумав как следует, согласился переехать с Матеры на городскую квартиру.


Старухи, как обычно, спокойно пили чай. Внезапно в дом вбежал Богодул и прокричал, что чужие люди уничтожают кресты на могилах. Бабки прибежали на кладбище, на котором двое мужиков уже завершали работу. Они стаскивали в одну кучу оградки, тумбочки и кресты. Это оказалась санитарная бригада, которую отправили для очистки затопляемой территории.

Все оставшиеся в деревне жители собрались на кладбище и остановили работу. Председатель Воронцов и товарищ Жук пытались доказать необходимость сноса крестов, однако жители деревни не стали их слушать и прогнали с острова. Они до темноты приводили разоренное кладбище в порядок.

Главы четвертая — шестая

Богодул был известен в Матере очень давно. Когда-то он бродил по всем окрестным деревням, обменивая разные мелкие товары. Когда сил на бродячую жизнь уже не осталось, старик навсегда «осел» на острове. Зиму он проводил в домах старух, а летом жил в бараке. Старухи любили Богодула и прощали ему постоянную матерщину. Внешность Богодула не менялась на протяжении многих лет. По слухам, он был каторжником, которого сослали за убийство.

На следующий день после изгнания санитарной бригады Богодул пришел к Дарье, которая за чаем стала размышлять вслух о жизни. Старуха сильно переживала по поводу разорения кладбища, так как на нем были погребены все ее родные. Дарья с горечью думала о том, что ей предстоит быть похороненной в чужой земле. Она считала, что переезд с острова и его затопление — предательство по отношению к предкам.

Мать Дарьи была с «бурятской стороны» и всю жизнь боялась воды. Только сейчас старуха увидела в этой боязни пророческий смысл.

Из шестерых детей Дарьи в живых оставалось трое – двое сыновей и дочь. Рядом с матерью жил только старший — Павел. Его Дарья попросила перевести останки родных с обреченного острова.

Жители Матеры с недоверчивостью слушали рассказы тех, кто уже переселился в новый поселок. Жить им предстояло в двухэтажных домах со всеми удобствами: электричеством, газом, ванной и туалетом. Однако для материнцев было важнее хозяйство. В поселке разрешалось иметь крохотный земельный участок и небольшой загон. Коров держать было негде. К тому же выяснилось, что место для поселка выбрано неудачно: во всех подпольях была вода.

На Матере жил неизвестный породы зверь — Хозяин острова, который по ночам делал обход своих владений. Он понимал, что Матера обречена на уничтожение. От всех домов в деревне исходил особый «горклый запах конечной судьбы».

Главы седьмая — девятая

Настало время отъезда Настасьи с Егором. Старикам было очень нелегко навсегда прощаться с родным домом. Многие вещи пришлось оставить, так как они были не нужны в городе. Настасья планировала еще вернуться в сентябре, чтобы выкопать картошку. Перед отъездом все материнцы пришли попрощаться.

Ночью загорелась изба Петрухи — беспутного пьяницы, который хотел поскорее получить деньги на переезд. Катерина, его мать, проводила ночь у Дарьи, когда вспыхнул пожар. Жители деревни собрались около горящего дома и молча наблюдали за происходящим.

Петруха пытался всех убедить, что сам чуть не сгорел и непричастен к пожару. Материнцы не верили его словам. Единственным свидетелем умышленного поджога был Хозяин острова. Петруха получил деньги и пропал, а Катерина стала жить у Дарьи.

В новом поселке Павла назначили бригадиром. Он прекрасно видел, насколько неудачно было выбрано место для переселения. Людям придется долгое время налаживать хозяйство на неплодородной земле. Супруга Павла, однако, пришла в восторг от новой квартиры. Он сам знал, что тоже когда-нибудь привыкнет, но его мать так и не сможет забыть о родной Матере.

Главы десятая — пятнадцатая

Петруха, покинув остров, не оставил матери денег. Катерина жила за счет Дарьи, но все еще надеялась, что сын найдет работу, и они заживут по-человечески.

Катерина родила Петруху от женатого деревенского мужика — Алеши Звонникова. Об этом знали все в деревне. Звонников погиб на войне. От отца Петруха унаследовал неугомонный характер, но при этом был самым бестолковым мужиком на Матере. Ни на одном рабочем месте он не мог задержаться надолго. К сорока годам Петруха так и не смог завести семью. Дарья обвиняла Катерину в том, что она совсем распустила сына.

Незаметно наступила пора сенокоса. На Матеру вернулась почти половина деревни, и остров в последний раз ожил. Павла вновь выбрали бригадиром. Материнцы на родной земле работали с большим удовольствием. С сенокоса возвращались с песнями.

На остров для прощания приехало очень много народа. Издалека прибывали люди, которые родились или когда-то жили на Матере. Вечерами, несмотря на усталость, работники собирались на посиделках, понимая, что это уже никогда не повторится.

В деревню возвратился Петруха, который был одет в нарядный, но уже очень испачканный костюм. Дав матери несколько рублей, он бесцельно ходил по деревне и говорил каждому встречному, что скоро его вызовут на важную работу.

С середины июля наступили долгие дожди, поэтому работа в деревне временно приостановилась. К Дарье приехал младший сын Павла — Андрей. Год назад он вернулся из армии и сразу же устроился работать на завод. Недавно Андрей уволился, намереваясь принять участие в строительстве гидроэлектростанции.

Андрей считал, что в данное время в руках человека находится большая сила, позволяющая ему совершать грандиозные дела. Дарья возражала внуку, говоря, что люди, несмотря на эту силу, все же оставались маленькими. Жизнь руководит человеком.

Андрея влекла знаменитая на всю страну стройка. Он полагал, что должен принять участие в великом деле, пока еще молод. Однажды вечером между отцом и сыном возник спор на эту тему. К общему мнению так и не пришли. Павел понял, что Андрей принадлежит к следующему поколению. Понятие «родная земля» для него уже не имеет большого значения. Дарья во время этого разговора только сейчас поняла, что родной внук примет участие в затоплении Матеры.

Дождь все никак не прекращался, словно намекая, что очень скоро Матеру окончательно затопит. От безделья люди собирались по вечерам, вели долгие беседы о своем острове, о затоплении и другой, пока еще неизвестной жизни в новом поселке. Старикам было жалко родную землю, молодежь с нетерпением ждала перемен. Павел молча слушал спорящих, он понимал, что по-своему правы обе стороны.

На Матеру приехал председатель Воронцов. Он объявил, что к середине сентября на острове должны быть сожжены все постройки и убран урожай. Двадцатого сентября приедет государственная комиссия осматривать готовность будущего водохранилища.

Вскоре дожди прошли. Наконец-то установилась хорошая погода. Жители продолжили сенокос, но без прежнего веселья и запала. Сейчас люди торопились как можно быстрее завершить работу и переехать на новое место.

Дарья еще питала надежду, что сын сможет перенести могилы предков с обреченного острова. Однако Павла срочно вызвали на работу из-за несчастного случая на производстве. Спустя день Дарья послала в поселок внука, чтобы тот разузнал об отце. Она вновь осталась в одиночестве и занималась огородом. Вернувшийся Андрей сообщил, что Павла, как ответственного за технику безопасности, таскают по разным комиссиям.

Андрей уехал, даже не попрощавшись с родными местами. Павла сняли с должности бригадира и посадили на трактор. Он вновь приезжал на Матеру лишь урывками. Дарья поняла, что родные могилы окажутся под водой вместе с островом. Вскоре куда-то пропал Петруха, поэтому Катерина опять перебралась к Дарье.

В августе появилось огромное количество грибов и ягод. Природа на острове щедро одарила людей последним урожаем.

Главы шестнадцатая — восемнадцатая

Для сбора хлеба прибыло тридцать мужиков и три женщины. Они в первый же день начали пьянствовать и устроили драку. Старухи боялись появляться вечером на улице. Не опасался новых работников лишь Богодул, которые приезжие называли снежным человеком.

Жители деревни стали постепенно увозить с острова домашний скот и сено. Санитарная бригада подожгла Подмогу, после чего кто-то ночью запалил старую мельницу. Напуганная всем происходящим Сима вместе с Колькой тоже переселилась к Дарье. Опять между старухами начались долгие вечерние беседы за чаем. Обсуждали Петруху, нанявшегося сжигать чужие дома, будущее Симы, до сих пор мечтавшей встретить одинокого старичка. Дарья завидовала подругам, у которых были хоть какие-то цели в жизни. Сама она уже была готова умереть.

Убрав хлеб, работники уехали, спалив в последнюю ночь контору. На уборку картофеля вновь съехалось множество людей. В то же время на Матеру прибыла санитарная бригада, каждый день что-нибудь сжигавшая.

Старухи выкопали картошку Настасьи, которая так и не приехала. Павел увез корову, а Дарья пошла на кладбище. Она увидела, что бригада успела здесь побывать и все сжечь. Отыскав могилы родных, Дарья начала разговаривать с ними и жаловаться на свою тяжелую судьбу. Внезапно старуха поняла, что правда жизни заключается в сохранении памяти о своих предках. Она почувствовала, что должна до конца оставаться на Матере.

Главы девятнадцатая – двадцать вторая

Санитарная бригада принялась за вековую лиственницу, которая росла около деревни. Деревенские жители уважительно звали ее «царским лиственем» и считали основой острова. Но могучее дерево не взяли ни огонь, ни топор, ни бензопила. Рабочие были вынуждены оставить великана в покое.

Три дня Дарья убиралась в своей избе: побелила, тщательно все вымыла и развесила чистые занавески. Она готовила дом, словно покойника к погребению. Закончив работу, Дарья всю ночь в одиночестве молилась. Утром она собрала вещи и разрешила поджигателям делать свое дело. Затем старуха весь день в беспамятстве ходила по острову. Ее сопровождал сам Хозяин.

Вечером приехал Павел и привез с собой Настасью. Она сообщила, что Егор долгое время болел и недавно умер, так и не сумев прижиться на новом месте. Санитарная бригада уехала. На Матере остались лишь четыре старухи, Колька и Богодул. Они поселились в бараке — единственной постройке на острове, которую не успели сжечь

Павел вернулся в поселок поздним вечером, думая об оставшихся на Матере людях. К нему пришли Воронцов и Петруха. Председатель отругал Павла за то, что старые женщины все еще не увезены с острова. Утром приедет комиссия, а барак все еще не сожгли. Воронцов решил немедленно плыть на катере на Матеру вместе с Павлом и Петрухой.

Во время переправы через Ангару они заблудились в густом тумане и попытались докричаться до острова. Старые женщины проснулись в бараке, который был окружен туманом. Они словно оказались на том свете. Издалека доносился прощальный вой Хозяина, а с реки слышался слабый шум мотора.

В повести «Прощание с Матерой» анализ помогает уловить объективное отражение субъективной действительности, оценить место и роль человека в современном мире, влияние научно-технического прогресса на природу и взглянуть по-новому на проблему взаимопонимания в обществе и семье.

Валентин Распутин «Прощание с Матерой»

Валентин Распутин родился в 1937 году на реке Ангара, как и главные герои повести «Прощание с Матерой». Малая родина писателя – поселок, расположенный недалеко от Иркутска. Произведения Распутина автобиографичны и пронизаны любовью к родному краю.

Работа над «Прощанием с Матерой» была окончена в 1976 году. Истории создания предшествовал очерк об участи деревни в зоне подтопления вверх и вниз по течению.

В кратком пересказе передается картина конца существования деревни Матера. В рассказе автор описывает судьбы жителей, ищущих ответы на извечные вопросы о смысле жизни, взаимоотношении поколений, нравственности и памяти.

Глава 1

Описывается последняя весна деревни и острова, носящих одно название, Матера. В воздухе царит дух неопределенности: некоторые жилища опустели, в других сохраняется видимость обычной жизни.

За трехсотлетнюю историю деревня повидала и бородатых казаков, и арестантов, и бои колчаковцев, и партизан. Сохранилась на острове и церквушка, и мельница обеспечивает жителей, в последние годы даже прилетает самолет. И вот со строительством электростанции наступило последнее время для Матеры.

Глава 2

Обычный день старые жительницы деревни проводят в разговорах за самоваром у Дарьи. Старухи вспоминают прошлое, но мысли всех заняты будущим. Всех страшит перспектива городской жизни в тесных квартирах, лишенных души. Настасья с Егором, похоронившие всех четверых детей, должны были первые перебраться в город, но все откладывали.

Старуха Сима не знает, как сложится ее жизнь с пятилетним внуком. Не так давно ее немая дочка Валька загуляла и пропала. Сама же Сима оказалась в Матере случайно, пытаясь устроить свою жизнь с местным дедом Максимом. Но сватовство не удалось и теперь старуха живет в избенке на нижнем краю с внуком Колькой.

В дом приходит старик по прозвищу Богодул и выкрикивает о чужих, хозяйничающих на кладбище.

Глава 3

На кладбище за деревней двое рабочих по распоряжению санэпидстанции готовят к сожжению спиленные могильные памятники и кресты.

Прибежавшие старухи и Богодул, а затем и все жители препятствуют разорению. Не помогают уговоры председателя Воронцова и товарища Жука из отдела по затоплению.

Жители выпроваживают чужаков и восстанавливают порушенные памятники.

Глава 4

Рассказывается история появления в деревне Богодула и его отношения с местными старухами.

На утро после переполоха с кладбищем Дарья с Богодулом пьет чай, вспоминает прошлое, родителей и опять возвращается к переселению. Мысли гонят старуху из дома. Она оказывается на горе и оглядывает родные окрестности. Ее охватывает предчувствие конца и собственной ненужности. Жизнь прожита, а так и не понята.

Глава 5

Вечером к Дарье приезжает теперь старший пятидесятилетний сын Павел. Первый сын погиб на войне и похоронен в неизвестных краях, младший сын в военные годы погиб на лесоповале и похоронен в Матере в закрытом гробу. Старшая дочь умерла в Подволочной во время вторых родов, а другая дочь живет в Иркутске. Еще один сын живет в леспромхозе недалеко от родной деревни.

Разговор заходит о туманном будущем и о становлении хозяйства на новом месте. Молодежь торопится избавиться от деревенского жилья и получить деньги. Новая жизнь привлекает Клавку Стригунову и Никиту Зотова, по прозвищу Петруха.

Глава 6

Ночью Матеру обходит таинственный хозяин, маленький зверек, домовой острова. Хозяин обегает спящую деревню, зная, что скоро настанет конец всему и остров перестанет существовать.

Глава 7

Проходит две недели, и в среду Настасья и дед Егор покидают деревню. Старуха планирует приехать копать картошку осенью и переживает за свою кошку. Проходит тяжелое прощанье с односельчанами, и старики отплывают на лодке вниз по реке.

Глава 8

Ночью за два часа сгорела Петрухина изба. Перед этим он переправил мать Катерину жить к Дарье. Подавленные люди наблюдали за огнем, предполагая, что избу поджег сам Зотов.

Видел все и Хозяин, и видел будущие пожары, и дальше…

Глава 9

Павел редко навещает мать, оставшуюся с Катериной. Его одолевает работа и печаль по пропадающей богатой родной земле.

Ему тяжело дался переезд, в отличие от жены Сони, быстро освоившейся в городе.

Он переживает за мать, не представляющую жизни вне Матеры.

Глава 10

После пожара Петруха пропал, оставив мать без всего на Дарьино попечение. Катерина родила сына от женатого односельчанина Алеши Звонникова. Легкостью и разговорчивостью сын пошел в отца, но все у него было на пустом месте. К сорока годам Петруха так и не остепенился, за что мать винила себя.

Глава 11

На Матере начинается последний сенокос, собравший полдеревни. Всем хочется продлить эти счастливые дни.

Неожиданно возвратился Петруха и вручил матери 15 рублей, а после укоров с ее стороны, прибавляет еще 10. Он продолжает кутить то в поселке, то дома.

Начинаются дожди.

Глава 12

В первый дождливый день к Дарье приезжает внук Андрей, один из трех сыновей Павла. Он торопится все успеть в жизни, везде побывать и хочет поучаствовать в большой стройке ГЭС на Ангаре. Но пока соглашается остаться и помочь в сенокосе и переносе могил.

Глава 13

Наступили дождливые дни, усиливающие тревожное состояние людей. В распогодившийся с утра день все пришли к Павлу, как к бригадиру, справиться о работе. Но вновь полило, и люди разговорились. Афанасий Кошкин, Клавка Стригунова, Вера Носарева, Дарья, Андрей вновь говорят о судьбе Матеры.

В один из дней приезжает Воронцов с представителем из района Песенным. Председатель сообщает на собрании, что к половине сентября остров должен быть очищен, а двадцатого приедет комиссия.

Глава 14

Андрей сообщает бабушке, о чем говорилось на собрании. Дарья не может смириться с участью острова и говорит об этом с внуком. Она вспоминает о смерти, но подняв глаза видит проглянувшее из-за туч солнце. Ее лицо светлеет, ведь кругом продолжает бить ключом жизнь.

Глава 15

Дожди прекращаются, и люди приступают к работе. Дарья волнуется за уехавшего сына и отправляет Андрея разузнать в чем дело.

Шел август, все вокруг спело, в лесах появилось множество грибов.

Глава 16

Приехали из города на уборку хлеба, а позже другая бригада переправляла с соседней Подмоги скот. Затем остров Подмога, очищая, подожгли. Чужие спалили мельницу, потом по просьбе Клавки ее избу.

Дарья и Катерина, вернувшись с прощания с горевшей мельницей, обнаружили на крыльце напуганных Симу с Колькой. Ночевали все вместе.

Глава 17

Вечерами у Дарьи ведутся долгие разговоры обо всем. Катерина огорчена из-за сына, получающего деньги за поджог чужих изб. Сима по-прежнему мечтает о каком-нибудь старичке, она считает, что вместе жить было бы легче.

Глава 18

Хлеб убрали, и приезжие, к радости местных, уехали. На совхозную картошку привезли школьников. Приехали леспромхозовские мужики жечь лес.

Картошки уродилось много, приехали Павел и Соня с хохотушкой подругой Милой. Урожай собрали, Настасья так и не приехала, убрали и ее огород. Все потихоньку перевозились. За коровой Павел приехал последний, а до могилок очередь так и не дошла.

Дарья идет на кладбище прощаться с родными и наблюдает вокруг дымы от пожаров.

Глава 19

Очищая остров рабочие принимаются и за царский листвень. Но не под силу людям с ним совладать, и остается дерево непреклонно стоять среди разрушений.

Глава 20

Дарья в последний раз приводит в порядок избу: белит потолок, стены, подмазывает русскую печку. В последнее утро сама белит забытые ставни. Во всей Матере остаются только старухи и Богодул.

Последнюю ночь Дарья проводит дома одна в убранной и украшенной пихтовыми ветвями избе. Наутро она дает поджигателем разрешение зажигать, а сама уходит из деревни. Вечером приплывший Павел находит ее у царского лиственя. Приехала Настасья.

Глава 21

Старик Павел оставляет на два дня старушек на острове, чтоб потом забрать всех вместе на катере. Ночь проводят в колчаковском бараке у Богодула. Настасья рассказывает о житье в городе и о том, как умер от тоски дед Егор.

Глава 22

К вернувшемуся из Матеры Павлу Мироновичу приходят Воронцов с Петрухой. Председатель ругается из-за того, что не привезли людей и велит тотчас собираться за стариками.

На Ангару опустился туман, заставляя моториста Галкина идти на малых оборотах. В ночи катер никак не может найти остров, они блуждают в тумане, кричат и зовут оставшихся на Матере.

Старики просыпаются и слышат в начале прощальный вой Хозяина, а потом шум мотора.

Повествование обрывается.

Какие проблемы поднимает автор в произведении

На страницах книги Распутин наглядно демонстрирует проблематику современного мира. Это экологические вопросы и обеспокоенность о дальнейшем пути цивилизации, о цене научно-технического прогресса. Автор поднимает нравственные проблемы, отрыв от малой родины и конфликт поколений.

Анализ произведения

Распутин написал о реальных исторических событиях через призму восприятия деревенских обывателей. В жанре философской притчи автор описывает колоритный быт и судьбы жителей Матеры.

Он приводит аргументы в пользу семейственности, связи с корнями, малой родиной и старшим поколением.

Характеристика героев

Герои повести – люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:

  • Дарья – старожил деревни, уже и сама не помнящая точно свой возраст, рассудительная сильная женщина, объединяющая стариков. Хотя она живет одна, потеряв мужа, сгинувшего на охоте в тайге, когда ему едва перевалило за пятьдесят, у нее крепкая семья. Дети почитают мать и всегда зовут к себе. Дарья чувствует себя частью Матеры, глубоко переживая из-за невозможности повлиять на ход событий. Для нее важна семейственность и связь поколений, поэтому она тяжело переживает неосуществленный перевоз могилок родных;
  • Катерина – подруга Дарьи, безропотно переносящая удары судьбы и выходки непутевого сына. Она никогда не была замужем и любила одного мужчину, чужого мужа и отца своего Петрухи. Катерина всегда старается оправдать сына и всех окружающих, надеясь на исправление и проявление лучших качеств;
  • Настасья – соседка и приятельница Дарьи, не находящая себе места вне Матеры. Ее судьба не легка, она пережила своих детей и сосредоточилась на муже, про которого под старость лет стала рассказывать небылицы. Возможно, выдумывая несуществующие недуги и несчастья Егора, она пытается оберегать единственного оставшегося родного человека. Чудить она начала после смерти четверых детей, двое из которых не вернулись с войны, один провалился под лед с трактором, а дочь скончалась от рака;
  • Сима – младшая подруга Дарьи, оказавшаяся в деревне случайно с внуком Колькой. Услужливая и тихая женщина, самая младшая из всех старух. Жизнь у нее сложилась не просто, она рано осталась одна на руках с немой дочкой. Мечты на тихую семейную жизнь не осуществились, дочь Валька стала гулять с мужчинами и пропала, оставив сына на попечение матери. Сима безропотно переносит беды, продолжая верить в отзывчивость и доброту людей;
  • Богодул – единственный мужчина в компании старух, прибившийся в деревню из чужих краев. Сам себя называет поляком, говорит мало, больше на русском мате, за что, видимо, назван был богохулом. А деревенские переделали в Богодул. У Богодула характерная внешность: лохматые волосы и заросшее лицо с мясистым кочковатым носом. Ходит он круглый год босиком, на заскорузлых огрубевших ногах, медленной и тяжелой походкой, с согнутой спиной и задранной головой с красными, налитыми кровью глазами;
  • Егор – муж Настасьи становится первой жертвой разлуки с островом. В городе он умирает от тоски, оторванный от малой родины. Егор – мужчина основательный и вдумчивый, он глубоко таит свою грусть и переживания, постепенно отгораживаясь от людей и от жизни;
  • Павел – сын Дарьи, стоящий между молодым поколением, бегущим из деревни, и стариками, не имеющими сил расстаться с родными корнями. Он пытается приспособиться к новой жизни, но выглядит растерянным и пытающимся примирить окружающих;
  • Соня - жена Павла, легко и с радостью перенесла переезд в новый поселок городского типа, с удовольствием переняла городские привычки и моду;
  • Андрей – сын Павла, видит в уничтожении Матеры человеческую силу и мощь, стремящуюся к прогрессу. Он ищет активных действий и новых впечатлений;
  • Петруха – сын Катерины, беззаботный, ищущий веселья и легкой жизни. У него нет связи с малой родиной, он с легкостью расстается с домом и имуществом, не думая о будущем и окружающих людях.

Заключение

Произведение несет в себе глубокий нравственный смысл и требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Цитаты из книги проникнуты многолетней народной мудростью. «…Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде…».