Урок № 50-51 Грамота-1 класс

Тема урока: Звуки [йа], [а] и буквы Яя, Яя .

Школа: ГКУ «Средняя школа №4 с ДМЦ»

Дата: 29.12.15

ФИО учителя: Куанышева Г.К

Количество присутствующих-

Количество отсутствующих-

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Познакомить сбуквой Я, с её особенностями; закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слов; продолжать формировать умения работать с текстом; формировать умения организовывать себя и работать в заданном темпе; расширять словарный запас детей. Развивать наблюдательность и обогащать речь учащихся; развивать познавательный интерес к чтению и окружающему миру; способствовать развитию эмоциональной сферы. Воспитывать гордость за свою малую родину; содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; способствовать воспитанию доброты, умению радоваться успехам друзей;

Языковая цель

Учащихся могут: умение выполнять слога – звуковой анализ слов,

объяснять употребление заглавной буквы,

уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,

уметь работать в малой группе, самостоятельно.

Ключевые слова и фразы :

Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе : в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи, научной: в школе, с элементами диалога, комментированное письмо(устная и письменная речь)

Вопросы для обсуждения:

На какие две группы можно разделить все звуки русского языка? (Гласные, согласные) – Какие звуки называют гласными?

Назовите хитрые гласные буквы? Почему их так называют? – Какими бывают гласные звуки? (Ударные и безударные) – С буквами каких гласных звуков мы познакомились?

Звук [йа] обозначается буквой?

Когда буква Я имеет один звук? Два звука?

В красный домик, какие буквы заселите?

В синий домик, какие буквы заселите?

Подсказки: проблемные вопросы двух типов (вопросы-понятия и вопросы-суждения) анализ, синтез, сравнение, исследование. Лента букв, игра «На что похожа буква?», «Доскажи словечко», «Где слышится звук в слове?» «В гостях у тетушки Совы» «В гостях у Буки» Картинный алфавит, видео

Ожидаемый результат

    Все учащиеся смогут :Характеризоватьбукву «я», как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге –слиянии. Овладевать навыками чтения слогов, предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

    Большинство учащихся будут уметь : характеризовать звуки[йа], [а] и букву «я».

    Некоторые учащиеся смогут : корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать пути их устранения.

Предыдущее обучение

Звук [э] и буквы Ээ

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

(Начало урока)

1 фаза. Вызов.

Психологический настрой

Ну - ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке:

Ручка, книжка тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

начинаем разговор.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

компьютер, мультимедиа проектор, схемы, таблицы «Алфавит», «Сиди правильно при письме», «Положение тетради», «Слоговая таблица», образцы печатной и прописной буквы, предметные картинки, учебник

(Середина урока)

2. фаза. Осмысление.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель вывешивает демонстрационную карточку с изображением яблока, под рисунком печатная буква Я я.

Что изображено на рисунке?

Произнесите первый звук… ([Й’А])

[Й’А] – Я (знакомство с буквой)

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я-

Буква, слог и слово! (А.Шибаев)

2) Конструирование

Собрать из данных элементов печатные буквыЯ,я

IV.Физминутка«Вот так яблоко»

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву.

V. Работапо учебнику«Букварь»-с. 54-55 «Букварёнок» стр. 46

1) Звуковой анализ слов якорь, Ян, Лия, маяк на основе двухуровневых моделей.

сколько слогов в слове Ян? Что мы знаем про количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Произнесите первый звук в слове Ян –[Й’а…]

Назовите второй звук…[н]

учитель по ходу выделения звуков составляет звуковую схему слова

Ребята, что вы видите? (звуков больше, чем букв)

Почему так получилось?

* БукваЯ– очень хитрая буква. В ней содержится два звука [Й’А], но обозначается она при письме не двумя, а одной буквой -Я

2) характеристика буквы Я и звуков [Й’А]

Аналогичная работа проводится с остальными двумя словами, материал про маяк на море.

3) упражнение в чтении столбиков слов с буквой «Я», т.е. обратное перекодирование букв в соответствующие звуки (по учебнику).

Чистоговорки

Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.

Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.

11. И г р а «Слоговое лото»

Составьте слова из слогов: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя.)

12. И г р а «Найди слово». Из букв следующих слов составьте новые слова.

Ярмарка – яр, марка, рама, кара, маяк.

Яблоко – я, блок, кол, око, бок, лоб.

13. И г р а «Лесенка»

Квадраты для звукового разбора красного, синего, зеленого цветов.
творческие работы детей

ФИЗМИНУТКА

(Конец урока)

3 фаза. Рефлексия

Ребята, с какой буквой мы познакомились на уроке? Почему мы назвали ее хитрой?

Какие звуки она обозначает?

Назовите слова с данной буквой.

Мы говорили про маяк, а знаете ли, что маяком могут быть и люди, даже каждый из вас. Светлыми маяками в учебе, но для этого нужно старательно учиться, помогать нуждающимся в помощи.

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи

ИКТ компетентность

Математика, познание

Формативное оценивание-словесное и смайлами.

«Маячки»

По результатам работ, по рефлексии.

Презентация по теме

МПС: Грамота

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Урок своей цели достиг. Плотность урока хорошая. Материал соответствует возрастным и индивидуальным возможностям учеников. Много используется наглядности – буквы, картинки, рисунки, схемы, магнитная доска, слоговая таблица, индивидуальные карточки для читающих детей. Много идет коллективной работы по привитию полных и полноценных ответов. Учащиеся учатся сами ставить вопросы, отвечать на поставленные вопросы, идет беседа по рисункам, картинкам, схемам. Речь учителя – четкая и уверенная. Внимательно и вдумчиво относится к вопросам учащихся. В беседе с учащимися доминировал педагогический такт и этика взаимоотношений. На протяжении всего урока отрабатывались навыки правильного произношения, чтения. Для пополнения словарного запаса проводится словарная работа, чтение учителем загадок, стихотворений по теме. Педагог ведет большую работу по развитию устной речи учащихся.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

уметь оформлять свою мысль в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться друг с другом при работе в паре

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

недостаточно активно работают на уроке: активно:

Проверено:__________________________

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Я;

Знать, какие звуки она обозначает;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.(Слайд 3)

Давайте.улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать Проверяем правильно ли мы сидим за партой.(слайд4)

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..

1)звуки бывают гласные и… (согласные)

Твёрдые и…(мягкие)

Звонкие и…(глухие)

2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)

3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. (а,о,ы,у).

  1. После мягких согласных пишутся гласные… (и,е)

3. Речевая разминка Читаем чистоговорки (медленно,быстро,громко,тихо)(слайд 5)

Что вы знаете о букве Е?

В каких случаях эта буква обозначает 2 звука? Какие буквы мы называем хитрыми? (Е) (слайд 6) Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

  1. Постановка учебной задачи

Сегодня вы познакомитесь с новой буквой- подругой буквы Е (слайд 7)

Отгадайте эту букву (слайд 8)

Загадки:

Он гуляет в паре с мамой,

Учится пастись в отаре

«Бе» зовет друзей ребенок

Потому, что он …(ягненок)

Бабка эта кривонога,

И горбата,как клюка

Нос крючком и грубовата

Это бабушка …(Яга)

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.(Ястреб)

Чем похожи эти слова? С какой буквы начинаются эти слова?(слайд 7)

Я (слайд 9)

Тема урока:

Звуки [й],[а],буквы Я,я.(слайд 10)

5 .Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Знакомство с буквой я, (слайд 11)

    2.Изучение новой буквы Буква Я - (слайд 12) буква Я гласная (Почему? Давайте попоем букву Я) Буква Я тридцать третья и последняя буква русского алфавита. Читать слова с буквой Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. На что похожа буква Я ?. Буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].

  1. Мы с вами видим на слайде большую и маленькую букву Я,я.
  2. Когда мы видим заглавную,большую букву? Строчную?
  3. 3 . Слого-звуковой анализ слова (слайд 13)

  4. – Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, сначала выполним анализ имени нашей помощницы Бабы Яги.(слайд 14)

  5. – Произнесите слово Яга
    по слогам.
  6. – Сколько слогов в слове?
  7. – Какой первый?
  8. – Какой второй?
  9. – Медленно произнесите первый слог [й’а].
  10. Он состоит из двух звуков. Два звука, образовавшие слияние йа , принято обозначать не двумя буквами, а одной .
  11. Послушайте пословицу, в чем ее смысл? (слайд 15 )
  12. Слого-звуковой анализ слова - моя (слайд 16)
  13. Буква Я после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
  14. Слого-звуковой анализ слова - семья (слайд 17)
  15. Буква Я после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
  16. Слого-звуковой анализ слова - мята (слайд 18)
  17. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].

  18. Итак: мы с Вами убедились,что буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].(слайд 19)
  19. Яга - 2 слога,3буквы,4 звука
  20. Моя - 2 слога,3 буквы,4 звука (слайд 20)
  21. Физкультминутка (слайд 21)
  22. 4. Чтение слогов-слияний (слайд 22)
  23. 5. Работа с учебником стр.111 (слайд 23)
  24. 6. Закрепление знаний и способов действий.
  25. - Выберите картинку где есть буква Я(слайд 24)
  26. - Прочитайте пословицы, в чем смысл, найдите слова с буквой Я (слайд 25)
  27. - Составьте из слов предложения (слайд 26,27)
  28. - Зашумленные картинки.Найдите и обведите красным карандашом букву я
  29. Где на ленте букв находится буква Я? Когда буква я обозначает 2 звука? (слайд 28)
  30. Послушайте сказку про букву Я (слайд 29)

Флюса Исламова
В стране звуков.

Тема : В гостях двойных Гласных Звуков . Звук (ЙА)

Задачи : Познакомить с двойной ролью букв «Я» и доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука . Способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти. Воспитывать речевую культуру.

Оборудование : Интерактивная доска, презентация, диск.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, послушайте сказку. Ежик отправился в гости к своему другу ЙА. Он разгадал тайну, которую скрывают от нас гласные буквы. Вот что увидел по дороге. Около дома сидел мальчик с баяном. При знакомстве со своими гостями он сообщил, что зовут его Яша и предложил послушать песню о себе : (диск)

Кто на свете всех умней? Я-я-я

Кто на свете всех сильней? Я-я-я.

Кто поет как соловей? Я-я-я.

Кто дружнее всех друзей? Я-я-я.

Воспитатель : Ежику надоело это яканье, и он предложил песню : «Кто хвастун и дуралей?»

Я-я-я спел Яша и тут же спохватился. Но уже было поздно. «теперь мы все о тебе узнали!» - сказали игрушки и пошли дальше. Им совсем не хотелось дружить с таким хвастуном и якалкой.

Воспитатель : Дети, как якал Яша? (ответы детей)

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о звуке (ЙА)

Воспитатель : Из каких двух звуков состоит (ЙА) . Что делают губы при произнесении этого звука ? Выложите слоги : ям-ян-яп-ят-як-яй-ях-яф. Определите, в какой части названия слышатся звук (ЙА) .

Воспитатель : Сейчас я вам прочитаю интересное стихотворение. (расстроенная) Но не получиться. Вот беда, ЙА убежала. Обиделась или стыдно стало. ЙА письмо оставила :

Буква…-важная

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по –делу

Всегда кричит, умею …

Хоть сам и не умеет.

Воспитатель : Может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы. (Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А)Чей это домик? Какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я, может она видела куда побежала буква. (Достает букву сшитую с изображением лица и разговаривает) . Сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру. Поиграем? (игра в кругу с мячом) Слушайте внимательно, звук (ЙА) слышаться в начале, в середине, в конце А сейчас ребята отгадайте загадку :

1. Бегает среди камней, не угонишься за ней

Ухватил за хвост, но- ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица) .

2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

3. Лежит замарашка в щетинистой рубашке.

Хвост крендельком, нос пятачком,

Ничем не больна, а все стонет она. (свинья) .

4. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Могут и разбиться, могут и свариться.

Если хочешь, в птичек могут превратиться. (яйца)

6. Я стою в трех ногах, ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль. Как зовут меня?. (Рояль)

Воспитатель : Буква А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. А предупреждает, что мостик пройти нужно задание выполнить. Кто ошибается, упадет в речку. Мы сможем? (проходят через ребристую доску) Здесь чей то домик. Давайте, постучим. (Появляется буква О, разговаривает с воспитателем) . Буква О видела, что Я перепрыгнула через канаву. Канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет слово.

. Воспитатель : Скажите со звуком (ЙА) в начале слова : мА, сень, сли, ша, рко, сно,корь в середине, в конце перья, деревья, листья, перья,

Превращение слов : - отгадайте загадку и выложите с помощью звуковых обозначений слово- разгадку чем больше из нее выкапывают,

Тем больше она становится. (Яма)

Положите обозначения звука (К) между (М) и (А) . какое слово получилось? (Ямка) . А сейчас

6. Физ/мин

Как у нашего у Яшки

С петухами есть рубашка.

Как гулянья в селе,

Так выходит Яшка в ней.

Лишь увидит он подруг,

Всем поклонится вокруг.

Любит Яшка поплясать

И себя показать.

Руки в боки подопрет

И присядочку пойдет.

Ножками потопает,

Сам себе похлопает.

Вот мы перепрыгнули через канаву, а здесь под кустом еще чей- то домик. В доме живут два звука «й» «а» .уважаемые звуки , вы не видели, куда убежала буква Я? Ребята, звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Звуки хотят что бы вы разгадали ребус.

9 «Разгадай ребус» (на интерактивной доске)

Какое слово получится, если к цифре 7 добавить звук (ЙА) . (семья) .

Это буква Я.

Каждый знает : буква Я самая хвастливая.

Почему букву Я считают хвастливой?

На что похожа эта буква?

Превратите буквы Я в человечка и бабочку.

Прочитайте слоги

10. Закрепление.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы побывали у звука ЙА . Что вы узнали о звуке (ЙА?

Какие звуки живут на улице Двойных Гласных Звуков ?

Почему эти звуки так называются ?

Чем буква Я отличается от звука (ЙА?

Чем отличаются звуки (ЙА) и (А?

Назовите слова со звуком (ЙА)

В чем вы испытывали трудности?

Закреплять знания детей, о том что буква Я может обозначать два звука «ЙА» .

Урок изучения нового материала.

Тема: Звуки йа, буквы Я, я.

Задачи: познакомить с особенностями буквы Я, стоящей в на­чале слов, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы Я; читать слова с буквой Я, я; отрабатывать читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать внимание к слову, его произношению, интерес к чтению, чувство ответ­ственности за .

Формируемые УУД: определять, какие звуки обозначает буква Я в словах; читать слоги, слова, пред­ложения и тексты с буквой я; объяснять значение слов. Умение работать в паре - оценивать свою

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Сегодня к нам в гости пришли много гостей - учителя . Они хотят посмотреть, чему вы научились за 2 месяца в школе и как умеете учиться.

Нам на урок принесли срочное письмо для учеников 1 г класса, давайте прочитаем его. Помогите, мы попали в кораблекрушение и очутились на необитаемом острове. Смешарики. Хотите помочь вашим любимым героям? Как же это сделать? А вот ещё записка, если вы правильно подготовитесь к путешествию, вам поможет нас найти волшебная буква. Тут написаны задания. Что ж, давайте их выполнять. А кто будет хорошо работать, тому я буду давать вот такие кружки и мы увидим в конце урока, кто из вас лучше всех помогал любимым героям.

2. Актуализация знаний

1.Повторение букв и звуков.

Назовите буквы, которые мы выучили.


Назовите буквы гласных звуков, которые обозначают твёрдость согласных. (Буквы а, о, у, ы, э.)

Назовите буквы гласных звуков, которые обозначают мягкость согласных. (Буквы е, ё, и.)

Какую хитрую букву мы изучили? Почему она хитрая?

2.Чтение слов.

Чтобы поехать в путешествие нужно собрать вещи и купить билет. Если вы правильно сделаете задание, это будет вашим билетом в путешествие. На листочках записаны слова, вы их сейчас прочитаете слова и скажите, возьмём мы то что написано или нет.

ум смекалка смелость лень

3.Поставьте ударение в словах и разделите их на слоги.

3. Постановка целей урока.

К путешествию мы подготовились правильно, и вот появился помощник в путешествии - это буква Я. Если вы угадаете, зачем я пришла, я покажу вам карту, как найти Смешариков.

Давайте вспомним, как на уроке чтения мы знакомимся с буквами, чему мы учимся? (знакомимся с буквой, узнаём, какие звуки она обозначает, учимся читать)

А вот и карта путешествия. На каждой станции мы будем встречать наших героев. Мы познакомимся с буквой Я. Узнаем, какие звуки она обозначает. Будем читать слоги, слова, предложения с буквой Я.

4. Изучение нового.

А на чём мы с вами поедем, вы узнаете. Отгадав загадку.

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт. (корабль)

Плывём на первый остров, где знакомимся с буквой Я

1.Знакомство с буквами Я, я.

Эту букву, как тебя,

Называют буквой Я.

Я кончает алфавит,

Тихо после всех стоит.

Встаньте и покажите букву я с помощью туловища. Обведите пальцем в Азбуке. Из нитки сконструируйте букву.

Для чего нужна заглавная буква? У кого имя начинается на букву я. Назовите имена на эту букву. (Яна, Яков, Ярослав, Ядвига.).

2.Работа по картине.

Назовите слова с буквой я. (як, якорь, яблоко, ящерица, яйцо)

3. Словарная работа

Як — это животное из рода «Настоящие быки». Родина яка — Тибет.
Як — животное с тяжелой головой, длинным телом, округлыми и широкими копытами. В холке высота яка до двух метров, а вес старых быков — до тысячи килограмм, а длинная косматая шерсть почти полностью покрывает ноги.

Якорь – это специальное металлическое устройство с лапами. Оно прикрепляется цепью к судну. Если корабль остановился и не уплыл, бросают якорь.

Молодцы, познакомились с буквой и узнаем её везде. И вот мы встретили первых героев Нюшу и Кроша.

4. Звуко - буквенный анализ слов.

Отгадывание загадок.

Для этого отгадайте загадки

Ты, как рядовой в пехоте,
Служишь рядовым в Морфлоте.
Боцман приказал? Скорее
Лезь по лесенке на рею.
И не трусь, не вешай нос!
Ты в тельняшке! Ты — …(моряк)

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.(якорь)

Звуковой анализ слов яблоко и мяч.

Мы сейчас нарисуем схему слова яблоко, мяч.

Что вы видите на схеме? Буква одна, а звуков - два.

А в слове мяч, что вы видите? Звук один и буква одна.

Вот какая хитрая буква. Когда она обозначает 2 звука? А когда один?


Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я-

Буква-слог и слово!

Молодцы, ребята. Со второй задачей вы тоже справились. И помогли ещё двоим героям Каркарычу и Пину

5. Физкультминутка со Смешариками.

5.Чтение слогов

А сейчас мы плывём к третьему острову. Здесь нам нужно научиться читать слоги, слова и предложения с буквой я.

Чтение по слоговой таблице.

Чтение открытых и закрытых слогов на доске.

Когда мы читаем слоги с буквой я согласный твёрдый или мягкий?

6. Чтение слов и распределение их по группам.

яма Яна мясо мяч

ягода ябеда Яша земля

язык яблоко Ярослав

6. Развитие речевого аппарата

Упражнение «Воздушный шарик»

(Сделать вдох носом; выдыхаем ртом так, словно хотим удержать в воздухе воздушный шар, чтобы он не упал на землю.)

Упражнение «Какой красивый цветок!»

В руке у учащихся цветки из бумаги. Делаем глубокий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка, а на выдохе произносим слова «Какой красивый цветок!»

Работа с текстом в Азбуке с.1

Откройте учебник с.112. Рассмотрите картинку. Что вы видите на картинке? Маяк - это башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов.

7. Чтение слов в Азбуке. Хором, в парах.

8. Чтение текста в Азбуке. Сильным учеником.

О чём сигналит маяк людям? Какие слова в тексте вам не понятны? Объясните значение слов: судам, порт, скалы, мели.

7.Индивидуальное задание сильным учащимся - чтение текста и ответы на вопросы к тексту.

9. Выборочное чтение.

Найдите в тексте слова с буквой Я

10. Чтение текста учащимися по цепочке.

11. Анализ текста.

Как завыл ветер на море? Насколько сильно потемнело? Что сверкало вокруг? Как взлетела морская волна? Куда спешат в бурю и шторм суда? Как светит маяк? Для чего нужен маяк?

Выполнили мы третью задачу? И встретили Лосяша и Бараша.

7.Рефлексивно - оценочный этап

Подходит к концу наше путешествие. Вот какие вы молодцы. Помогли всем героям и сами многому научились. Какая буква помогала вам весь урок? Что вы узнали на уроке?

Какой звук обозначает буква я в начале слова и после гласных?

Какой звук обозначает буква я после согласных?

На что указывает буква я, если стоит после согласного звука? Оцените свою работу на уроке. Посчитайте, сколько у вас картинок?

Что понравилось на уроке? За что я могу похвалить себя?

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .

А вот и сестрички — буквы Е и Ё .

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

1. И г р а «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

2. И г р а «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван… (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот).

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно… (елки).

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот… (енот).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его… (ежиха).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Колюч, да не ёж.

Кто же это?.. (Ёрш.)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?.. (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

7. Определи букву в неправильном положении.

8 . Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .

14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .


22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .

23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1. – е – (Мел, лес, сел.)

2. е – – (Еда, ели, ела.)

3. е – – – (Енот, езда, ерши.)

4. – е – – (Лена, села, пела.)

26. И г р а «Лесенка»

27. Игра «Сквозная буква»

28. И г р а «Малышки-коротышки»

Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.

Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .

29. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш, – жик, – лка.

30. И г р а «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .

Кижё, Шёр, чаколё.

О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ё лка, помнишь, под травой

Ж ил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

К ак живая ёлочка. (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

34 .

Слияние [йу] обозначается буквой Ю .

1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Ю с правой стороны рисунка.



4. Соедини с буквой Ю


5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

6. И г р а «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю .
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а «Найди слово»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

13. Пишем..

14.

Слияние [йа] обозначается буквой Я !

1. Назовите слова на звук [йа].

2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.


5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.


6. И г р а «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я .

О т в е т: Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы