Родителям

Рекомендации по подготовке домашних заданий

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
Если нет возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа во втором классе до 4 – 5 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.

«Как готовить домашнее задание по русскому языку»

1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнения, устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

1 Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением,
2 Прочитай стихотворение вспух. Объясни трудные слова.
3 Прочитай стихотворение выразительно Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4 Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.
5 Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6 После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7 Перед сном еще раз повтори стихотворение.
8 Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»

Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слово и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его построение, интонацию, ритм.

Второй день. Прочитай стихотворение про себя, Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть все стихотворение.
7. Повтори стихотворение еще роз перед сном. 8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

«Как решать задачи»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.


«Как нужно готовить задание по устным предметам»

1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: — о чем рассказывал учитель.
— какие ставили опыты;
— какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Прочитай текст учебника.
4. Подготовься отвечать по теме урока:
— продумай план ответа;
— расскажи заданное по этому плану;
— старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знаний примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
— сделай выводы;
— открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
5. Выполни задания учебника.

Список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашнего задания
Родители часто пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. Приведем список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашнего задания.

Выполнение распорядка дня.
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за уроки. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Распределение заданий по уровню сложности.
Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.
Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой. Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. С каждым днем родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Сначала проверить то, что выполнено правильно.
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые выполнены без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: "Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой результат". Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу, после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется, потом переделывать все задание целиком.

Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Помощь при заучивании информации из учебника.
Часто школьники не знают, на что им обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.

Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления "языка тела" - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Уважаемые родители. Многие из Вас обеспокоены, что дети не хотят и не любят читать.
Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейных традиций привития интереса к чтению.
Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе.
Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать книгой?

Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. (Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего и ребенок будет неравнодушен к книгам.

Можно ввести: семейный уклад чтения вслух. (Иногда родители, поняв, что ребенок научился читать, говорят: «Вот и читай теперь сам!». При этом взрослые упускают из вида, что даже для быстро читающих детей процесс чтения представляет достаточную трудность. Когда ребенок читает вслух, он старается читать громко, четко, выразительно, быстро. На то, чтобы понимать весь смысл прочитанного, остается не так уж и много, а уж на то чтобы получить удовольствие, говорить и не приходиться.

Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку читать вслух книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, героическими персонажами. При этом нельзя забывать об улучшении техники чтения.

Чтобы научить своего ребенка быстро и легко читать, родители могут вспомнить следующие приемы

Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком: оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки продуктов, которые надо купить, вещей, которые нужно взять в поход, книг, которые надо прочитать.
Предлагайте текст для чтения только тогда, когда Вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст намного легче и интересней, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь – прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.
Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчикам по строчкам. Таким образом устраняется ситуация проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
Интересный прием для тренировки навыка чтения - « Секретное письмо».
Пишите на листах бумаги разные слова, а ребенок - раскрашивая бумагу, будет «проявлять» и читать эти слова.
Так процесс чтения и приятных эмоций, крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.
Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку быстро прочитать знакомые слова, пополнить багаж слов, в конечном итоге улучшит технику чтения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]