Государственность древнего Египта .

На Древнем Востоке – преобладающая, но не подавляющая роль общего, публичного, при соблюдении Золотой середины.

Государственно-правовые отношения – воплощение живого права (правоприменения). Они не относительны и не абсолютны в отличие от проявлений частных воль. Государственно-правовые отношения – осуществление права, которое не формулируется в акте воли, а известно заранее и предустановлено. Во главе угла – такая черта государственной власти, как беспристрастность. То, что делает государственный чиновник, он делает не для себя, а для государства. Таким образом, он – обезличен. Отсюда императивность государственных актов.

Фараон - на вершине государственной власти. Название «фараон» - от «пер-ао» - «высокий дом, храм» или «неб-нутер» - «господин, бог». При появлении фараона подданные падали ниц. Большая честь – право целовать колени фараона. В обыденной речи запрещено упоминать его имя, чтобы не сглазить. Вместо имени – неопределенно-личное местоимение третьего лица «оне».

Олицетворение фараона-бога, но он не совсем бог, а

Глава культа (духовный владыка, сакральное понятие государства)

Имеет частично светские функции:

* суверен обеих частей страны,

* символ единства страны (важно, так как сепаратизм так и не был изжит до конца).

* верховный судья – разбора апелляций, судил дела, касавшиеся лично его, давал санкцию на некоторые виды наказания (отрезание уха). Здесь ограничен властью визиря

* главнокомандующий армии и флота. Здесь был ограничен властью визиря.

* высшие контрольные функции.

Фараон был окружен пышным дворцом и гаремом.

Фараон не был гарантом сохранности благосостояния подданных, это Нил, а он не был выше Нила.

Престол наследовался по материнской линии. Отсюда – практика инцеста в династиях.

Двор фараона – высший административный орган + храмовая функция (фараон был богом) + управление личным хозяйством царя.

Визирь (джати, чати) - светский владыка, вторая могущественная фигура после фараона. До IV Династии включительно эту должность занимали царевичи-будущие наследники, после – переход к лицам не царской династии. 6-я династия – принцип наследования должности визиря (как правило, воспреемники какого-либо из усилившихся номархов Древнего Египта). Визирь последнего фараона 11 династии сверг правителя и основал следующую. После изгнания гиксосов – для юга и для севера страны учреждены свои должности визирей, отныне их власть и власть фараона взаимно уравновешивались. Сосредоточение фактической власти в одних руках. Верховный жрец бога Тота. Представительство интересов феодалов всей страны перед центром.

Для осуществления задач – большой штат чиновников – курьеров, писарей, приставов - разветвленный административный аппарат визиря . К эпохе Нового царства складывается "министерская система". Визирь возглавляет большой кенбет (личная канцелярия визиря, высший судебный и адм. орган страны, "правительство"). Суд не отделен от администрации

Полномочия визиря изложены в правовом акте “Инструкция визирю”:

Возлюбленный товарищ царя;

Разрешает говорить во дворце;

Несет обязанности по народному хозяйству (регулирование посевов, ирригационных систем, земельных отношений);

Глава бюрократического корпуса;

- «единственный товарищ царя».

Судебные функции :

Высший судья (рассмотрение апелляций жалоб до подачи их фараону),

Пограничные споры между номами и полевые межи между общинами (главная забота по проведению административных границ в государстве),

Следит за законностью процесса в судах,

Назначает судей кенбетов страны - серов.

Общее управление :

Назначение чиновников на низшие и средние гос. должности,

Рассматривает и утверждает отчеты главных органов управления страны,

Внешняя политика (назначение и принятие послов),

Своим решением исправляет ошибки подчиненных

Командует армией и флотом,

Поддержание жизнедеятельности двора,

Предварительно рассматривает прошения «на высочайшее имя»

Контроль работы аппарата чиновников страны.

Хозяйственные :

Следит за правильностью сбора и назначения податей,

Заведует казной вместе с казначеем,

Управляет имуществом фараона,

Отдает распоряжения о проведении литургий,

Хранит государственную печать.

Территория и территориальное управление.

Исторически Египет сложился из нескольких территорий.

В додинастическую эпоху – объединение племен в Верхний (все течение Нила к югу от Мемфиса) и Нижний Египты (к северу к дельте). Помимо этого – некоторые оазисы в Ливийской пустыне. В разные эпохи имперской доминанты граница – на севере до Евфрата. В эпоху древнего царства египет овладел почти всем Синайским полуостровом, распространил власть на африканское побережье Красного Моря.

Менес (родоначальник первой династии), южный правитель – подчинил север (более отсталый, Дельта) и объединил Египет. Корона Египта – для двух частей страны. Южная корона – высокая белая шапка, Хвостов – «кегля». Северная – усеченная красная шапка. Менес совместил короны.

Территориальное деление.

Страбон : страна делилась на номы , номы – на топархии , топархии - на иные деления. Самая мелкая административно-территориальная единица – арур .

Ном (греч. «страна, область») – египетское название «теш», «сеп», «хесеп». Основная податная единица. Ном имел своего бога покровителя и свой герб (тотем)

После объединения Египта в одно гос-во (22 в. до н.э.) прежние царьки - главы номов - превратились в зависимых от фараона должностных лиц - губернаторов-номархов («первый после царя») – как правило, представителей самого знатного местного рода. Должность наследственная по крайней мере до конца владычества гиксосов (воцарения 18 династии). Наследование – когнатское – как правило, внук по линии дочери. До падения номархов (то есть, до изгнания гексонов) фараон – формальное утверждение указом факта передачи должности. Номархи – феодальная зависимость от фараонов. В эпоху Нового царства – исчезновение феодальной зависимости. Номархи обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был штат чиновников.

Номовый феодализм.

Номы всегда были похожи на наследственные уделы, таким образом, древнее царство можно рассматривать как эпоху складывания раннефеодальной монархии, впоследствии поменявшей свою основу с удельной (признавшей формальный суверенитет главного нома, но сохранившей право на дальнейшее беспрепятственное владение уделами-номами) на бенефициарную, пожалованную.

В эпоху Древнего царства – складывание основ феодального суверенитета.

В эпоху среднего царства продолжают сохраняться колоны – yahty («принадлежавшие полю»). Крестьяне в этот период обезземеливаются – крепятся к землям феодала и работают на него, но не становятся рабами, сохраняя частичную право и дееспособность.

Номарх превращается в настоящего царька – hatya – со своим двором и дворцом, организует собственную администрацию, судебная власть также в его руках. Поэтому гиксосы, не встретив единых вооруженных сил, захватили власть. 1580 год до Р.Х. – номархи Фив изгоняют гиксосов, образовывая 18 династию Фив.

Местное управление номом.

Центральная власть в номе – кенбет («угол, средоточение»). Полагают, что разветвленная система кенбетов номов подчинялась главному кенбету страны, глава – визирь. В кенбете нома:

Местные феодалы

Представители центрального чиновничества на паритетных началах

Количество числа членов кенбетов – всегда четное (для социального равновесия).

Храм нома нома и мелкие храмы в его районах – единицы экономического управления, владели обширными участками земли, которые находились в их исключительной собственности. Также храмы – популярные судебные инстанции (основная масса гражданских исков).

Джаджат – предположительно, аналог народного собрания, первоначально – на уровне всего племени, потом – на уровне сельских общин. Органы управления имели под собой родовую основу.

Нефертити и Эхнатон – исторические личности, жившие около 3400 лет назад в Древнем Египте. Впервые о существовании Аменхотепа, более известного как фараон Эхнатон, и его главной жены Нефертити археологи узнали благодаря открытию, сделанному во время раскопок Ахетатона.

Найденные таблички с записями навели ученых на мысль о том, что описание церемоний в данных артефактах достоверно подтверждает брак между фараоном и царицей. Восторженные эпитеты, которыми описывалась красота юной девушки, заставили ученых сомневаться в данном утверждении, однако найденный позднее бюст полностью подтвердил справедливость написанного в древних табличках.

Кто же она такая

Ученые до сих пор спорят, кто же такая была египетская царица Нефертити, ее происхождение доподлинно не выяснено. Остается много вопросов: когда именно умерла царица, была ли воздвигнута отдельная гробница Нефертити или ее погребли возле Эхнатона, сохранилась ли мумия Нефертити. Найденные при раскопках в 20 веке таблички позволяют выдвинуть несколько версий, откуда взялась юная красавица:

1. Девушка была простой египтянкой, а в гарем фараона попала совершенно случайно. Красота Нефертити настолько поразила правителя, что он сделал ее своей главной женой. Против данной версии выступает большинство египтологов, ведь история появления девушки при дворе указывает на празднества в ее честь.

2. Юная дева принадлежала к высшей знати и прибыла ко двору, чтобы стать одной из любимиц фараона. Церемония получения ею титула «Нефертити, царица Египта», биография, изложенная в древних табличках – все это подтверждает данную версию и указывает на высокое происхождение красавицы.

3. Последняя версия является наиболее состоятельной и говорит о том, что Тадухепа (или Тадучепа) была второй дочерью митаннийского царя Тушратты, и в Египет она прибыла следом за своей старшей сестрой. Как было принято в то время, девушка сменила имя и стала называться Нефертити, что значило «совершенная». Споры ученых о том, что Нефертити была все-таки старшей сестрой Гелухепой, разрешились после обнаружения исторического архива, где содержались сведения о ее возрасте.

Споры о красоте царицы

Доподлинно известно, что в те времена египтянки считались одними из красивейших женщин, а найденные исторические свидетельства подтверждают существование культа красоты.

Изображения на колоннах часто передают сцены приема ванн, а кувшины в усыпальнице фараонов или просто маленькие глиняные коробочки в захоронениях простых египтян содержат множество ароматических кремов, притирок. Косметикой пользовались как мужчины, так и женщины, особенно модными считались стрелки на верхнем веке, нанесенные при помощи специальной кисти.

Древние египтяне были поистине виртуозными косметологами: количество рецептов увлажняющих, питающих, антивозрастных кремов исчислялось сотнями. Все они делались на основе ароматических масел, целебных трав, молока или глины. Тогда же появился и прообраз современного дезодоранта — маленькие мешочки с душистыми травами, которые закреплялись у подмышек. Особое внимание уделялось телу: известны рецепты мазей от шелушения, покраснения, а также средства для массажа и принятия ванн.

Так как же выглядела в жизни юная царица? Споры об этом прекратились после нахождения бюста Нефертити Людвигом Борхардтом во время раскопок у маленькой египетской деревеньки. Бюст был сделан известным скульптором древности Тутмосом.

Археолог был настолько поражен красотой царицы, что сделал в своем дневнике следующую запись: «Смотреть и восхищаться». Борхардт замаскировал находку под обычный камень, содержащий малозначительные записи, а затем тайно вывез за границу. Сейчас данный артефакт находится в берлинском музее, посвященном истории Древнего Египта.

Надо отдать должное красоте Нефертити, она обладала весьма изысканной, утонченной внешностью, очень умело пользовалась косметикой. Сохранилось несколько свидетельств о том, что Нефертити принимала ванну не менее пяти раз в день, меняла наряды и макияж, причем делала это с большим размахом.

На церемонии омовения могло присутствовать свыше ста подданных, которые подносили благовония, мази и кремы, наряды и украшения, а также легкие закуски. Особую ванну из молока и ароматических настоек царица принимала каждый вечер, благодаря этому ее кожа должна была оставаться гладкой и нежной.

Появление в гареме и борьба за власть

Доподлинно известно, что Нефертити появилась при дворе фараона Аменхотепа III в возрасте 12-15 лет, за нее был заплачен громадный выкуп чистым золотом. Девушка получила прекрасное образование в специальной школе, где классы не делились по полу. Ко времени ее прибытия старый фараон заболел и умер, а власть должен был унаследовать его двенадцатилетний сын, совершенно к этому не готовый. Фактически страной управляла его мать Тия, которой помогали многочисленные советники.

Случайно стали известны некоторые интересные факты: Эхнатон все еще забавлялся куколками, когда ему достался трон и огромный гарем его отца. Тия, нисколько не сомневаясь, из всех девушек выбрала в супруги для сына именно Нефертити и поженила их. Совершенство черт девушки, ее безупречная фигура и острый ум настолько поразили юного фараона, что он не интересовался другими женщинами гарема.

Сразу же между Тией и Нефертити началось яростное противостояние за влияние на Эхнатона – благодаря хитрости и уму победила Нефертити. Мать сразу отстранили от власти, а ее сторонников убрали с важных постов.

Ученые спорят о роли юной царицы в религиозных реформах, которые проводил Эхнатон, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что она поддерживала начинания своего супруга. Долгие годы она была самым преданным помощником Эхнатона, за что он повелел украшать храмы и дворцы изображениями, прославляющими красоту и жизнь Нефертити.

Царица всегда сопровождала супруга: они вместе выезжали на прогулки, следили за строительством храма в честь Атона, принимали важных гостей. Посты вокруг города они также проверяли вместе, а караул должен был давать краткий отчет обоим супругам. Такая идиллия продолжалась много лет, за время брака у Нефертити родилось шестеро детей, однако все это были девочки, что очень печалило Эхнатона.

Последние годы жизни

Из исторических записей известно, что огромное влияние, которое имела Нефертити на Эхнатона, раздражало многих. Их брак начал рушиться после того, как стало ясно, что царица не сможет родить мальчика. Разногласия между супругами усилились, когда умерла средняя дочь Нефертити – Макетатон. Недоброжелатели не преминули воспользоваться выпавшим шансом и представили фараону юную красавицу Кийю.

После смерти дочери Нефертити удалилась в другой дворец, а новая фаворитка полностью завладела сердцем Эхнатона. Клятвы о вечной любви к бывшей супруге были забыты, а чтобы подчеркнуть статус новой избранницы, Кийе был дарован титул младшего фараона. Все изображения Нефертити начинают уничтожаться, а таблички с записями удаляются из архива дворца. Однако Кийя недолго смогла удержаться у власти, через несколько лет ее высылают из дворца.

Следующей супругой фараона становится дочь Нефертити и Эхнатона – Анхесенамон. Кровосмесительные браки между близкими родственниками были абсолютной нормой в то время, ведь о пагубных последствиях таких союзов стало известно гораздо позже. Фараон прожил относительно недолго по нашим меркам и умер в возрасте 29 лет, превратившись в абсолютного старика. Ученые полагают, что причиной этого стала тяжелая болезнь, поразившая позвоночник и кости фараона.

Нефертити пережила супруга, до наших дней сохранились папирусы, подтверждающие участие царицы в управлении государством. В хрониках ее описывают как «проницательную и всеведущую», также сохранился фрагмент документа, подтверждающий сватовство к ней знатного вельможи.

К сожалению, могила Нефертити не найдена, и ученые до сих пор спорят, кто же захоронен в гробнице подле ног Эхнатона. Легенда о том, что в 19 веке был найден золотой гроб с останками царицы, достоверных подтверждений не имеет. Автор: Наталья Иванова


Экономическая функция

Данная функция была главной для фараона. Процветание страны – основа благополучия. Если население довольно своим правителем, то в государстве мир и спокойствие.

Египет – это дар Нила. На протяжении всего период существования страны, орошаемое земледелие было основной отраслью сельского хозяйства. Поэтому забота о расширении и сохранении ирригационных каналов была важной и обязательной для царя. Фараону приходилось заниматься организацией трудоемких ирригационных работ. Царь Рамсес IV, сообщая всем жителям Египта о его благодеяниях в период царствования, призывает народ исполнять распоряжения и приказы его сына и приемника: "Выполняйте для него всякие работы! Перетаскивайте для него памятники! Ройте для него каналы! Совершайте для него работы руками вашими!".Рытье каналов царь причислял к крупнейшим государственным работам.

Цари часто говорят в анналах о своем участии в составлении плана храма, или о своем присутствии при торжественной закладке какого-нибудь важного объекта (будь то храм божества, собственная гробница фараона, или какое-либо административное здание). Фараон не просто обязан присутствовать во время открытия, но и лично заложить первый камень будущего здания. Рамсес IV захотел поставить памятник своим предкам и храмы богам Египта. Свою работу он начал с изучения документов из книг "дома жизни" о лучших путях к "горе бехена", в последующем обследовании которой он принял личное участие. Положение Рамсеса II не позволяло ему покидать берега Нила. Поэтому он просто изучил способы добычи воды в пустыне Икаита, оставаясь в своем дворце в Хут-ка-птах (т. е. Мемфисе).

Кроме того, царю приходилось быть не только строителем, но и пахарем. Когда на востоке появлялась звезда Сириус, в Египте начинался сезон сельскохозяйственных работ. Первую ритуальную борозду на поле делал фараон. Во время жатвы первый сноп - "бедет" - срезал также глава государства. Согласно мировоззрению египтян того времени, это необходимо для того, чтобы боги благословили работу.

Фараон вникал и во всякие технические проблемы. Он постоянно принимал своих министров и инженеров для обсуждения потребностей страны, в особенности сохранения запасов воды и расширения оросительной системы.

Есть сцена, на которой изображен царь, осматривающий общественное здание вместе с главным архитектором, визирем. Главный архитектор присылал планы устройства царских поместий, и мы видим монарха, обсуждающего вместе с ним вопрос о выкапывании в одном из них озера длиной в 2000 футов.

По окончании работы в царских канцеляриях монарх отправлялся на носилках в сопровождении визиря и свиты осматривать свои постройки и общественные работы, и его рука давала себя чувствовать во всех важнейших делах страны. Царь посещал в пустыне каменоломни и копи и осматривал дороги, отыскивая подходящие места для колодцев и станций. Так, фараон Сети заботился о воде для искателей золота в районе к востоку от Эдфу. Этот вопрос его так волновал, что он лично явился на место посмотреть, что делается для томимых жаждой людей, которые работали под палящим солнцем. Об этом свидетельствует одна из надписей храма.

Фараон XII династии Сенусерт I покорил Нубию и заставил вождей племен разрабатывать рудники на востоке. Амени, правитель Антилопьего нома, был послан с отрядом в 400 человек за добытым золотом. Воспользовавшись случаем фараон отправил с Амени молодого принца, будущего Аменемхета II, чтобы он ознакомился со своей страной.

Многие фараоны, наверняка, относились к своим обязанностям очень серьезно. Заявления тяжущихся наследников проходили непосредственно через фараона. Все земли, пожалованные фараоном, передавались на основании царских декретов, заносившихся в "царские писания" в канцеляриях визиря. Фараон прочитывал много утомительных свитков государственных бумаг и диктовал депеши начальникам работ на Синайском полуострове, в Нубии и Пунте, на южном берегу Красного моря. Также царь ежедневно получал срочные донесения и был в курсе всех событий. Он диктовал ответы, а при надобности созывали своих советников. Фразой: "Пришли доложить его величеству..." - начинаются надписи на многих официальных стелах. Как мы видим, фараон был весьма занятой личностью.

Политико-административная функция

Высокое положение, занятое фараоном, знаменовало собой его активное участие в делах управления. Он имел обыкновение каждое утро принимать визиря, играющего главную роль в администрации, чтобы советоваться с ним относительно нужд страны и текущих дел, подлежавших его рассмотрению. После совещания с визирем он встречался с главным казначеем. Эти два человека ведали важнейшими отделами управления: сокровищницей и судом.

Палата фараона, где они делали ежедневно доклады правителю, была центральным органом всего управления, где сходились все его нити. Прочие правительственные доклады делались, равным образом, здесь, и теоретически все они проходили через руки фараона. Даже из ограниченного числа дошедших до нас документов подобного рода мы видим огромное количество детальных административных вопросов, решавшихся монархом.

В интересах местного управления Египет был разделен на административные округи – номы. Во главе округа стояли номархи. По существующим документам в настоящее время невозможно определить, в какой мере ощущали местные владетели давление фараона в своем управлении и администрации. В номе, по-видимому, находился царский уполномоченный, обязанный блюсти интересы фараона, а также были там "надзиратели за коронными владениями" (вероятно, подчиненные ему), заведовавшие стадами в каждом номе. Но сам номарх был посредником, через руки которого проходили все доходы сокровищницы с нома. "Все налоги царского дома проходили через мои руки", - говорит Амени из Антилопьего нома.

Как указывают Д. Брестед и Б. Тураев, не все вотчины, которыми управлял номарх, являлись его неограниченной собственностью. Его имущество состояло из земель и доходов двоякого рода: "отцовского поместья", полученного от предков и бывшего родовым, и "княжеского поместья", которое не могло переходить по завещанию и в случае смерти номарха всякий раз заново даровалось как надел фараоном его наследникам. Именно это обстоятельство и давало до известной степени возможность фараону держать в своих руках ленных владетелей и сажать по всей стране сторонников своего дома.

Главнейшим административным органом, координировавшим и централизовавшим номы, была сокровищница, благодаря функционированию которой ежегодно притекали в склады центрального управления зерно, скот, птица и изделия ремесленников, а затем и деньги, собирались как подать поместными губернаторами. Были также и другие источники доходов сокровищницы. Кроме внутренних доходов, включавших подати с номов и резиденций, фараон получал еще регулярный доход с золотых копей в Нубии и на Коптскрй дороге к Красному морю. "Торговля с Пунтом и Южными берегами Красного моря, по-видимому, была исключительной прерогативой фараона, и должна была приносить значительный доход; равным образом, копи и каменоломни на Синайском полуострове, а также, быть может и хаммаматские каменоломни представляли собою регулярный источник дохода".

Над всем финансовым управлением стоял "главный казначей", живший, разумеется, при дворе, и дававший фараону ежегодный финансовый отчет.

По мнению историков Д. Брестеда и Б. Тураева, государство, устроенное таким образом было крепким до тех пор, пока во главе государства стоял сильный человек. Стоило фараону выказать слабость, чтобы номархи могли стать независимыми, и целое готово было распасться на части.

Функция административного управления

Чтобы управлять огромным государством фараон создает разветвленный аппарат управления. Количеством чиновников древний Египет мог посоперничать с современностью. Назначение их зависело от воли царя.

Так, некий чиновник повествует о своем темном происхождении следующим образом: "Вы будете беседовать о нем друг с другом и старики будут поучать им юношей. Я происходил из бедной семьи и из небольшого города, но владыка Обеих Стран (царь) оценил меня. Я занял большое место в его сердце. Царь, подобие солнечного бога, в великолепии своего дворца призрел меня. Он возвысил меня выше (царских) товарищей, введя меня в среду придворных князей... он поручил мне вести работы, когда я был юношей, он нашел меня, весть обо мне дошла до его сердца. Меня ввели в дом золота, чтобы делать фигуры и изображение всех богов".

Фараону приходилось соблюдать особую тщательность в подборе людей для важных должностей. Визирь был самым могущественным человеком в государстве после фараона. Это была невероятно прибыльная должность с огромными возможностями. От преданности этого лица, во многом зависело благополучие страны. Мудрые цари старались назначить на эту должность своего преемника. Если же это было невозможно, то визирем становился близкий друг фараона.

После воцарения Хатшепсут на престоле "ее сторонники заняли самые влиятельные должности". Ближе всего к царице стоял Сенмут. Он воспитывал юную царицу Нефрут. Самым влиятельным из сторонников царицы был Хапусенеб, бывший одновременно визирем и верховным жрецом Амона, то есть в его руках сосредотачивалась вся власть административного управления и вся власть жречества.

Награды чиновникам и военным в древнем Египте были довольно распространенным явлением. Фараоны давно заметили, что ничто не укрепляет человеческой преданности так сильно, как награды. Один придворный так определил фараона: "Он тот, кто умножает добро, кто умеет дарить. Он бог, царь богов. Он знает всех, кто его знает. Он вознаграждает тех, кто ему служит. Он защищает своих сторонников. Это Ра, чье видимое тело - солнечный диск и который живет вечно".

Во время освободительных войн и завоевания Сирии фараоны Среднего царства одаривали золотом храбрецов. Обычай укоренился. И вскоре штатские лица тоже начали получать почетные награды.

Случалось, что вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце собирали сразу многих, удостоенных милости фараона. Когда они выходили из дома, облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи выстраивались у дверей, чтобы приветствовать счастливцев. Перед дворцом колесницу оставляли на специально отведенной площадке. Колесничие переговаривались между собой или со стражниками. Каждый восхвалял своего хозяина и награды, которые его ожидали.

Когда все собирались во дворе, фараон выходил на балкон, за которым - зал с колоннами. С улицы видна целая анфилада царских покоев с креслами и роскошными ларцами. Подарки раскладывались на столах. Их подавали фараону и заменяли другими по мере надобности. Царские командиры выстраивали награждаемых и поочередно подводят их к балкону. Здесь они приветствовали фараона, но только поднятием рук, не простираясь на земле, и произносили хвалебные слова в честь повелителя. Фараон отвечал похвалой своему слуге. Он говорил о его верности, способностях и преданности. А особо отличившимся сам сообщал о повышении в должности: "Ты мой великий слуга, ты слушал все, что касалось твоих обязанностей, которые ты выполнил, и я тобой доволен. Я поручаю тебе эту должность и говорю: "Ты будешь есть хлеб фараона, да будет он жив, невредим, здоров, твоего владыки в храме Атона"". Подобные церемонии были привилегией только высшей знати.

Иногда эти церемонии происходили не во дворце, а под открытым небом либо потому, что награждаемый слишком важная персона и ему нельзя просто так швырнуть с балкона несколько ожерелий, либо потому, что собиралось очень много народа. В таких случаях на большом дворе строили легкую беседку с балдахином, которую умелые ремесленники превращали в изысканную и роскошную.

В качестве награды выступали не только драгоценности, но и рабы, чаще всего захваченные в битве. Особой наградой выступали кони.

Но для успеха в карьере было также необходимо и тактичное отношение к фараону, и мудрецы прославляют того, кто умеет молчать на царской службе. Сохетепибра, вельможу при дворе Аменемхета III, оставил на своей могильной плите увещевание к детям служить верою и правдою царю, причем говорит среди многих других вещей: "Сражайтесь за его имя, оправдывайтесь, клянясь им, и у вас не будет забот. Любимец царя благословен, но нет могилы для человека, враждебного его величеству: тело его будет брошено в воду".

В теории не было никого, кто бы ограничивал могущество фараона как главы управления. В действительности же он должен был считаться с требованиями того или другого класса, той или иной могущественной семьи, партии или отдельных лиц, наконец, гарема, совершенно так же, как и его преемники на Востоке в начале XX века. Несмотря на роскошь, о которой свидетельствует организация придворного штата, фараон не вел жизнь расточительного деспота. По крайней мере, в эпоху IV династии он, еще будучи принцем, занимал трудные должности по надзору за работами в каменоломнях и копях или же помогал отцу, исполняя должность визиря или первого министра, причем он приобретал еще до своего вступления на престол драгоценный опыт в делах управления.

Одним из первых фараонов, осуществившим опыт соправления, был Аменемхет I. В 1980 г. до н.э., под влиянием покушения, возникшего в кругу приближенных, Аменемхет назначает своего сына Сенусерта своим соправителем. Принц занял новый высокий пост и энергично принялся за выполнение своих обязанностей. Аменемхет еще до покушения сделал Египет процветающей страной. Поэтому принцу пришлось заняться внешней политикой, где он добился огромных успехов.

Скорее всего, Сенусерт I оценил преимущества, какие он получил от общего управления со своим отцом, и именно это побудило назначить его своим соправителем своего сына Аменемхета. После смерти отца Аменемхет II без труда стал единоличным главою государства, так как был соправителем отца в течение трех лет. Его сын Сенусерт II так же был соправителем отца в течение трех лет. Вероятнее всего, что такое соправление сыграло не последнюю роль в том, что при этих царях Египет процветал. Возможно, что фараоны последующих династий оценили всю полезность соправления, так как такой опыт был у многих царей.

Как ни высоко было официальное положение фараона как августейшего бога во главе государства, он поддерживал, тем не менее, тесные личные отношения с наиболее выдающимися представителями знати. Будучи принцем, он воспитывался вместе с группой юношей из знатных семей, и они вместе обучались благородному искусству плавания. Завязавшиеся таким путем в юности дружеские отношения должны были оказывать могущественное влияние на монарха и в последующие годы его жизни. Были известны случаи, когда фараон отдавал свою дочь в жены одному из вельмож, с которым он воспитывался в юности. И тогда строгий этикет дворца нарушался ради этого фаворита: в официальных случаях он не должен был целовать праху ног фараона, но пользовался небывалой честью целовать царскую ногу. Поскольку дело касалось приближенных, это была простая формальность; в частной жизни фараон, не задумываясь сидел просто, без всякого стеснения рядом с одним из своих фаворитов, в то время как прислуживающие рабы умащали их обоих. Дочь такого знатного человека могла стать официальной царицей и матерью следующего царя.

Есть сцена, на которой изображен царь, осматривающий общественное здание вместе с главным архитектором, визирем. В то время как фараон восторгается работой и хвалит верного министра, он замечает, что тот не слышит слов царского благоволения. Возглас царя приводит в движение ожидающих придворных, и пораженного ударом министра быстро переносят в сам дворец, где фараон поспешно призывает жрецов и главных врачей. Он посылает в библиотеку за ларцом с медицинскими свитками, но все напрасно. Врачи объявляют состояние визиря безнадежным. Царь подавлен горем и удаляется в свои покои помолиться Ра. Затем он приказывает сделать все приготовления к погребению умершего вельможи, велит изготовить гроб из черного дерева и умастить тело в своем присутствии. Наконец, старшего сына умершего уполномочивают выстроить гробницу, которая будет затем обставлена и обеспечена вкладами царем. Отсюда ясно, что могущественнейшие вельможи в Египте были связаны с особой фараона тесными узами кровного родства и дружбы.

Внешняя политика, военная функция и дипломатия

Несомненно, что какими бы природными богатствами ни обладало государство, его процветание не возможно без активной, а иногда и агрессивной, внешней политики. Египет, особенно во времена империи, был огромной страной. Однако эта страна не была прочной. После каждого периода смуты фараонам приходилось заново объединять страну.

Практически до Нового царства Египет не имел постоянной армии. Если стране угрожала опасность, то фараон мобилизовал население, и оно защищало государство. Чаще всего в то время конфликты были местными, и не требовал личного вмешательства фараона. Руководил войском или номарх той территории, которой угрожает опасность, или специально назначенный чиновник. Фараон имел при себе "людей свиты", составлявших его личную охрану, и "спутников правителя" - группу преданных ему знатных воинов, из состава которой, считает Е. А Разин, назначались военачальники: "начальник войска", "начальник новобранцев", "военный начальник Среднего Египта" и другие начальствующие лица.

Фараон лично руководил войском во время карательных или завоевательных экспедиций. Результаты особо успешных походов царь старался засвидетельствовать в надписях. В период правления Тутмоса III было совершено 17 военных походов в Палестину и Сирию. Завоевательные походы в Переднюю Азию осуществлялись под личным командованием Тутмоса III. Когда решался вопрос о том, каким путем лучше идти в Мегиддо: удобными, но длинными дорогами, или узкой, но короткой тропой, то Тутмос приказал идти прямой дорогой, заявив, что пойдет "сам во главе своей армии, указывая путь собственными своими шагами".

Больше всего хлопот Египту в период Среднего царства доставляла Нубия. Юный фараон Сенусерт I лично руководил войсками, которые "проникли в Уауат до Короско, конечного пункта дороги через пустыню… и захватили много пленных среди маджаев в стране, лежащей по ту сторону". Возобновлены были также работы в хаммаматских каменоломнях, кроме того, были "наказаны троглодиты, азиаты и жители песков".Позже под его личным руководством был осуществлен поход в страну Куш.

Как пишет историк Д. Брестед, Сенусерт I "внимательно следил за развитием иноземных интересов Египта". Скорее всего он был одним из первых фараонов, который завел сношения с оазисами.

Сенусерт III окончательно и полностью покорил Нубию. Для лучшего сообщения с Нубией фараон повелел своим инженерам очистить канал в гранитной скале, который был пробит еще при Сенусерте I. Несколько походов в Куш возглавлял лично фараон, пока юг не покорился окончательно.

При воинственном Сенусерте III египтяне впервые вторгаются в Сирию. Один из его военных сподвижников по имени Себекху упоминает в своей памятной плите в Абидосе, что он сопровождал царя во время похода в Ретену (Сирию), в область называемую Секмим..

Все вопросы, касающиеся войны и мира решал сам фараон. Фараон Псамметих II находился в Танисе и занимался богоугодными делами, когда ему донесли, что негр Куар поднял меч на Египет.

В период Нового царства роль армии резко возросла. Самое главное - армия теперь стала постоянной. Во главе войска стоял непосредственно фараон. Египет стал военным государством. Это не могло не повлиять на все египетское общество. Карьера военного стала престижной, и сыновья фараона, занимавшие ранее высокие административные должности, теперь становились военачальниками. Из числа военных чинов царь теперь назначал заместителей административных должностей.

Но внешнюю политику составляли не одни завоевания. Фараоны внимательно следили за расширением торговых связей. Важным направлением во внешней политике Египта являлись экспедиции, организованные лично фараоном, за предметами роскоши для царских нужд.

Царица Хатшепсут решила построить необыкновенный храм. Он должен был стать раем бога, где Амон должен чувствовать себя как на родине в Пунте. Но для нового храма понадобились деревья мирта. Тогда царица организовала экспедицию в Пунт за ними. Поход закончился небывалым успехом. Корабли вернулись домой, нагруженые "весьма тяжело чудесами страны Пунта, всяким благовонным деревом Божественной Страны, грудами миртовой смолы и свежих миртовых деревьев, черным деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом из Эму, киннамоновым деревом, ладаном, притираньями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами южных пантер, туземцами и их детьми. Ничего подобного не привозилось ни одному царю, когда-либо живущему на севере".

Между фараонами и царями других великих держав устанавливались дипломатические связи. Так между Рамсесом II и Хаттусилисом III, князем хеттов был заключен договор. Согласно ему, если какой-нибудь враг решит напасть на подчиненные египетскому царю земли, то после просьбы фараона "приди, приведи с собою воинские силы против моего врага", то князь должен так поступить: "если сам не можешь прийти, то по крайней мере должен прислать ты своих стрелков с луками и свои военные колесницы". Подобным же образом должен поступить и фараон.

В первый период империи Египет был в центре мировой политики. В Азии владычество Аменхотепа III, было общепризнанным; даже Вавилонский двор не оспаривал его главенства в Сирии и Палестине. Когда царьки попытались вовлечь вавилонского царя Куригальцу в союз, направленный против фараона, тот послал им категорический отказ на том основании, что он находиться в союзе с фараоном: "Прекратите замышлять союз со мной. Если вы замышляете враждебное против царя Египта, моего брата, и желаете объединиться с кем-либо, разве я не выступлю и не разорю вас, ибо он (фараон) находиться в союзе со мной?". Все державы – Вавилон, Ассирия, Митанни и Аласия (Кипр) – делали все, чтобы приобрести дружбу Египта.

Огромное значение для изучения дипломатических связей Египта имеет Телль эль-Амарнский архив. Было найдено около 400 писем, написанных вавилонской клинописью на глиняных дощечках. Эти письма являются официальной перепиской между фараонами и царями выше перечисленных государств в период нового царства. Подавляющее большинство писем поступило из Азии, и лишь очень небольшое количество писем (копии, черновики, неотправленные письма) предназначалось к отправке в Азию. Последние все написаны от имени фараона. "Из них три письма адресовались вавилонским царям, одно письмо – царю Арцавы и шесть писем – зависимым правителям покоренных городов-государств Сирии, Палестины, Финикии". Даже если эти письма не были написаны непосредственно рукой фараона, то их писали непосредственно под его диктовку.

Если новость была настолько важной, что ее нельзя было доверить письму, то в Египет отправляли послов. Прием иноземных послов служил поводом для пышной церемонии, и особенно льстил фараону, когда он давал аудиенцию сразу многим посланникам со всех концов света. Рамсесы всегда принимали нубийцев, негров, людей из Пунта, ливийцев, сирийцев и посланников из Нахарины. При их дворе уже не видно критян с длинными завитыми волосами, в пестрых набедренных повязках, которые некогда приносили ритоны, кувшины с носиками, чаши с ручками, большие чаши, украшенные цветами, и просили позволить им "быть на воде Царя". Эти посольства прекратились, однако слава фараона достигла стран, о которых Тутмосы и Аменхотепы даже не слышали: Мидии, Персии, Бактрии и берегов Инда.

Для этих приемов строили беседку в центре большой площади. Ее окружали гвардия, слуги с зонтиками и писцы. Послы выстраивались с четырех сторон, выставив перед собой свои драгоценные подношения. Писцы записывали их, а потом отправляли на склады ближайшего храма. Взамен фараон давал послам "дыхание жизни" или жаловал дары, куда более ценные, чем преподнесенные ему. Фараону очень нравилось изображать из себя золотую гору среди прочих стран. Он не отказывал в помощи "князькам" и царькам, оказавшимся в затруднительном положении. А те старались связаться с ним брачным контрактом или еще каким-нибудь способом, не переставая, однако, поддерживать отношения и с возможными соперниками египтян.

Мы видим, что внешняя политика фараонов была чрезвычайно многообразной, и она не сильно отличалась от современной внешней политики современных государств.

Законодательная, судебная функции

Египет был высокоразвитой страной во всех сферах, в том числе и в правовой. Но ни одного полного свода законов до нас не дошло. Несомненно, что основным законотворцем в Египте был фараон.

Сохранилось несколько декретов фараона Сети I в пользу храма Осириса, в которых устанавливаются суровые наказания за расхищение достояния храма. Д. Г. Редер считает, что обычные кары, действующего законодательства, оказались недостаточными, и пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам.

Существует изображение Рамсеса II, где он сидя на троне, говорит своему хранителю печати: "Призови знатных, которые ждут перед, чтобы я услышал их мнение об этой стране. Я сам рассмотрю это дело".

Совещание закончено. Остается только взяться за работу. Фараона все время будут держать в курсе дела. На гранитной стеле в последствие засвидетельствует успех этого предприятия.

Таким образом, мы приходим к выводу, что хотя при фараоне существовали советники, они не играли никакой заметной роли в составлении законов. Однако нельзя с уверенностью говорить, о том, фараон занимался местным законодательством. Скорее всего, эта функция принадлежала номархам, которые лучше знали местные особенности и традиции.

Главным судьей всего Египта был фараон. Однако, как и во всех других отраслях управления государством, у царя были помощники. Подобно сокровищнице, судебное управление подлежало в целом ведению одного лица - верховному судье всего царства.

Как ни был могуществен визирь, народ обращался к нему, как к человеку, облеченному высшими судебными полномочиями и могущему восстановить попранную справедливость; его должность была по традиции наиболее популярной в длинном ряду слуг фараона. Народ смотрел на него как на своего великого защитника, и высшей похвалой Амону в устах его почитателя было назвать его "визирем бедных, не берущим взятки с виновного". Его назначение считалось настолько важным, что оно делалось самим царем. При назначении на новую должность царь говорит визирю, что он должен вести себя как тот, кто "не клонит своего лица в сторону князей и советчиков, а также не делает весь народ своими братьями"; и еще он говорит: "Это отвращение для бога - выказывать пристрастие. Таково наставление: ты будешь поступать одинаково, будешь смотреть на того, кто известен тебе также, как и на того, кто тебе неизвестен, и на того, кто близок. Также, как и на того, кто далек... Подобный чиновник будет весьма процветать на своем месте... Не распаляйся гневом против человека несправедливо... Но внушай к себе страх; пусть тебя боятся, ибо только тот князь есть князь, которого боятся. Вот, истинный страх перед князем - это поступать справедливо. Если люди не будут знать, кто ты, они не скажут: он только человек" . Также и подчиненные визиря должны быть справедливыми людьми; так царь советует новому визирю: "Вот, должны говорить о главном писце визиря: "Справедливый писец - должны говорить о нем". В стране, где взяточничество двора начинается уже с низших служащих, с которыми сталкиваются прежде, чем достигнуть высших должностных лиц, такая "справедливость" была поистине необходима. Настолько велико было уважение к людям, занимавшим эту высокую должность, что к имени визиря иногда присоединялись слова "жизнь, благоденствие, здоровье", которые, собственно, должны были сопровождать только имя фараона или принца царского дома.

Очень долго в Египте не существовало определенного класса профессиональных судей. Однако всякий человек, занимавший высокое административное положение, и знавший большинство законов, мог править правосудие. Именно так, чаще всего и происходило.

Наказание осужденных преступников назначалось фараоном, и поэтому относящиеся к делу документы отсылались к нему для резолюции, в то время как жертвы ожидали своей участи в заточении.

При известных, для нас еще не вполне ясных условиях, можно было апеллировать непосредственно к царю и предлагать на его усмотрение относившиеся к делу документы. Таким документом является юридический папирус Древнего царства, хранящийся ныне в Берлине

Заявления тяжущихся наследников также проходили непосредственно через фараона. Все земли, пожалованные фараоном, передавались на основании царских декретов, заносившихся в "царские писания" в канцеляриях визиря.

"Странствия Синухета" - единственный известный нам случай, когда фараон помиловал виновного. Рассказчик подробно описал, как все это происходило. Фараон не только простил Синухета, одарил его и разрешил ему вернуться на родину, но и захотел посмотреть на него. Наш герой явился на пограничную заставу Пути Хора. Он раздал своим друзьям кочевникам подарки, полученные от царского двора, и доверился стражникам, которые привезли его на корабле в резиденцию Ититауи. Во дворце все были заранее предупреждены. Царские дети собрались в караульной. Придворные, в чьи обязанности входило провожать посетителей в колонный зал, показали Синухету дорогу, и вот согрешивший подданный предстал перед повелителем, восседавшим на парадном троне в золоченом зале. Синухет простирается пред ним на полу. Он сознает всю тяжесть своего проступка, и ужас охватывает его: "Я был подобен охваченному мраком. Душа моя исчезла, тело ослабло, и не было больше сердца в груди, и не отличал я жизнь от смерти".

Синухету повелели встать. Фараон, который только что сурово корил его, смягчился и позволил Синухету говорить. Синухет не стал злоупотреблять царским великодушием и закончил свою короткую речь словами: "Вот я пред тобою - жизнь моя принадлежит тебе. Да поступит твое величество по изволению своему".

Фараон приказывает привести детей. Он обращает внимание царицы на то, что Синухет сильно изменился. Он так долго жил среди азиатов, что стал похож на них. Царица вскрикивает от удивления, а царские дети хором подтверждают: "Воистину это не он, царь, владыка наш!".

После долгих восхвалений они просят помиловать Синухета, ибо он поступил по недомыслию. Синухет уходит из дворца не только помилованный, но и награжденный: теперь у него есть дом и он может отныне наслаждаться прекрасными вещами, подаренными ему фараоном.

Фараон мог считаться богом, законным сыном Амона, но это не спасало его от врагов. Специальные дела частного характера "заслушивались" верховным судьей и судьей "при Нехене"; в одном же случае, когда возник заговор в гареме, обвиняемая царица предстала перед двумя судьями "при Нехене", специально для этого назначенными короной, причем в числе них не было самого фараона - верховного судьи.

В "Жизнеописании вельможи Уны" дается описание процесса против жены царя Уретхетес. "Велось дело в царском женском доме против жены царя Уретхетес в тайне. Его величество велел мне (вельможе) спуститься, чтобы вести одному допрос, причем не было там ни одного главного судьи – верхового сановника, ни одного сановника кроме меня одного, так как я пользовался распоряжением и был угоден его величеству и так как его величество полагался на меня. Это я вел запись наедине с одним судьей и устами Нехена, причем должность моя была начальника дворцовых хентиуше".

К концу царствования Рамсеса III одна из его жен, по имени Тии, задумала передать корону старого фараона своему сыну, которого Туринский папирус называет Пентауром, хотя это и не было его настоящим именем. Она договорилась с главным управляющим дворца Пабакикамуном ("Слепой слуга"). Неизвестно, каким способом фараон разрушил их заговор. Известно только, что главные зачинщики и их помощники были арестованы, а с ними и все те, кто знал об их презренных замыслах и не оповестил об этом фараона. Были назначены судьи: два казначея, носитель опахала, четыре виночерпия и один глашатай. Обычным судьям фараон предпочел людей из своего окружения. В предварительной речи на суде, начало которой не сохранилось, он говорит, что никому не будет пощады.

В обоих, вышеописанных случаях, перед нами заговор против самого бога и тот факт, что в те отдаленные времена люди, принимавшие участие в гаремном заговоре, не были тотчас преданы смерти без дальних рассуждений, представляет собою замечательное свидетельство наличия у фараона высокого чувства справедливости и поразительной судебной терпимости той эпохи. Немедленная смертная казнь, без малейшей попытки установить законным образом виновность осужденного, не казалась незаконной в той же стране в прошлом веке.

Религиозная функция

Древние народы придавали огромное значение религии, египтяне не были исключением. Царь считался официально богом, и одним из наиболее употребительных титулов его был "Благой Бог"; настолько велико было почитание, которое подобало воздавать ему, что, говоря о нем, избегали называть его имя. Когда царь умирал, он причислялся к сонму богов и подобно им получал вечное поклонение в храме перед огромной пирамидой, в которой он почивал. Чтобы обеспечить стране мир и процветание, на троне должен быть властитель, поставленный богами и произошедший от их божественной плоти. Однако, если это главное основное условие - божественность фараона - не соблюдалось, все шло прахом. Страна приходила в упадок. Больше никто не приносил жертвы богам, и они отворачивались от Египта и его народа. Таким образом, главная обязанность фараона - выражать свою признательность богам, вседержителям всего сущего.

На большинстве стел сообщалось, что фараон, будучи в Мемфисе, в Оне, в Пер-Рамсесе или в Фивах, совершал угодное богам: восстанавливал пришедшие в упадок святилища, сооружал новые, укреплял стены храмов, устанавливал статуи, обновлял мебель и священные ладьи, ставил обелиски, украшал алтари и жертвенные столы и щедростью своей превосходил все, что делали до него другие цари.

Вот, например, молитва и исповедь Рамсеса III: "Слава вам, боги и богини, владыки неба, земли, вод! Широки ваши шаги на ладье миллионов лет рядом с вашим отцом Ра, чье сердце ликует, когда он видит ваше совершенство, ниспосылающее счастье стране Тамери... Он радуется, он молодеет, глядя, как вы велики в небесах и могущественны на земле, глядя, как вы даете воздух ноздрям, лишенным дыхания. Я ваш сын, сотворенный двумя вашими руками. Вы меня сделали властелином, да будет он жив, невредим и здоров, всей земли. Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполняю свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что сделать нужного и полезного для ваших святилищ. Моими повелениями, записанными в каждой канцелярии, я дарую им людей и земли, скот и корабли. Их баржи плывут по Нилу. Я сделал процветающими ваши святилища, которые были в упадке. Я учредил для вас божественные приношения помимо тех, что были для вас. Я работал для вас в ваших золотых домах с золотом, серебром, лазуритом и бирюзой. Я бодрствовал над вашими сокровищницами. Я восполнил их многочисленными вещами. Я наполнил ваши закрома ячменем и пшеницей, Я построил для вас крепости, святилища, города. Ваши имена высечены там навечно. Я увеличил число ваших работников, добавив к ним множество людей. Я не отнимал у вас ни человека, ни десятка людей в войско, и в корабельные команды из тех, что в святилищах богов, с тех пор, как цари их построили. Я издал декреты, чтобы они были вечными на земле для царей, которые придут после меня. Я приносил вам в жертву всякие хорошие вещи. Я построил вам склады для празднеств, наполнил их продуктами. Я сделал для вас миллионы сосудов изукрашенных, золотых, серебряных и медных. Я построил вам ладьи, плывущие по реке, с их великими обиталищами, обшитыми золотом".

После этого вступления Рамсес перечисляет все, что он сделал в главных храмах Египта. Он долго распространяется о дарах, принесенных в честь Амона, владыки двух тронов Обеих земель, Атума, хозяина Обеих земель в Оне, великого Птаха, находящегося к югу от стены его, и в честь прочих богов. С тех пор как появились фараоны, почти о каждом из них можно сказать то, что начертано на стеле из Амады:

"Это царь благодетельный, ибо он совершает работы для всех богов, воздвигая им храмы и высекая их изображения". Так Тутмос III решил расширить Карнакский храм. "В конце февраля, в праздник новолуния, который благодаря счастливой случайности совпал с днем десятого праздника Амона, он мог лично отпраздновать с величайшей пышностью церемонию закладки. В виде доброго предзнаменования появился бог и даже принял личное участие в измерениях веревкой"будущей площади храма.

Кроме строительства храмов и святилищ, многие фараоны некоторое время были и верховными жрецами главного бога.

Правителю приходилось выполнять различные религиозные обряды: он разбрасывает вокруг себя крупинки "бесен", ударяет в двери храма двенадцать раз своей булавой, освящает наос огнем, а затем обегает храм, держа по сосуду в каждой руке, а в других случаях - весло с угольником. Кроме того, фараону приходилось участвовать в некоторых больших религиозных праздниках. Во время великого праздника Опет ему полагалось появляться на священной ладье длиной свыше ста локтей, которую вели на буксире от Карнака до Луксора. Во время праздника бога Мины в начале сезона "шему", фараон должен был сам срезать снопик "бедет". Рамсес III, например, не мог поручить эту обязанность никому другому, даже несмотря на то, что этот праздник совпадал с днем его коронации.

Рамсес II в начале своего царствования принял сан великого жреца Амона. Это не помешало ему тут же назначить другого великого жреца, которому юный фараон с радостью уступил свои обременительные и скучные жреческие обязанности. Однако Рамсес II, как и его предшественники и преемники, никогда не слагал с себя обязанностей по отношению к богам. Этим он поддерживал спокойствие в стране, так как, пока он сам считался сыном бога, простой люд в общем мирился со своей участью и не решался на восстание: ссориться с богом было не в их интересах.

Официальные культы в больших храмах требовали от монарха все больше и больше времени и внимания, по мере того как обряды усложнялись в связи с развитием сложной государственной религии. При таких условиях обязанности неизбежно превышали силы одного человека, поэтому фараон начал назначать жрецов.

Самым важным было назначение верховного жреца Амона. Рамсес II, как мы знаем, в начале своего царствования принял сан верховного жреца Амона. Через короткое время, решив передать эту священную должность другому, он назначал на нее не служителя Амона, а первого жреца бога Инхара (Онуриса) из Тинитского нома. Прежде чем принять окончательное решение, он сделал так, чтобы бог сам выбрал себе жреца. Фараон перечислил ему имена всех придворных, военачальников, пророков и дворцовых сановников, собравшихся перед ним, но бог высказал свое одобрение, только когда было названо имя Небуненефа.

"Будь благодарен ему, ибо он тебя призвал!" - говорит фараон в заключение.

Затем фараон передал новому верховному жрецу два золотых кольца и посох из позолоченного серебра. Весь Египет был оповещен, что отныне все владения и дела Амона в руках Небуненефа.

Еще одной обязанностью правителя было расширение владений бога.

С древнейших времен фараон являлся наследником богов, сыном бога Солнца, и владел Египтом, который раньше непосредственно принадлежал богам. Поэтому владения богов распространялись вместе с владениями фараона. Царя в то далекое время называли "тем, кто приобретает мир для него (бога), возведшего его (фараона) на престол". Для правителя весь мир – огромная область влияния божества. Поэтому все военные походы совершались во славу бога. И их результаты запечатлены на стенах храма, чтобы их мог видеть бог.

Чтобы быть фараоном надо не только родиться в семье царя, но и обладать огромным запасом энергии и знаний.

Несомненно, что правитель Египта много отдавал сил государству, но и не меньше он получал. Фараона окружали величием и почитанием. Он жил в прекрасном дворце, в окружении наложниц, и не только работал, но и получал от жизни удовольствие.

 Тайны египетских фараонов продолжают будоражить людское воображение. Вроде бы, мы знаем о них достаточно, ведь историю Древнего мира изучают все школьники. При упоминании фараонов на ум сразу приходят , сфинксы, странный древнеегипетский пантеон, несколько имен – Рамсес, Тутанхамон, ...

Знаем мы обо всем этом благодаря тому, что 200 лет назад возникла наука, посвященная Древнему Египту, – египтология, и над раскрытием тайн богов, пирамид и фараонов уже два века трудятся многочисленные ученые-египтологи. Выдающиеся современные специалисты в этой области, французы Паскаль Вернюс и Жан Йойот, не так давно подготовили книгу, которая способна значительно пополнить наши представления о Древнем Египте в целом и фараонах в частности. Издание увидело свет в преддверии грандиозной выставки со скромным названием "Фараон", которая откроется на днях в парижском Институте арабского мира и продлится для середины апреля следующего года.

Называется книга "Словарь фараонов". Ее авторы в популярной манере рассказывают обо всем, что в той или иной мере связано с древнеегипетскими правителями – государственном строе, абстрактных категориях вроде жизни, смерти и вечности, ритуалах, военном деле и, конечно, женщинах.

Вернюс и Йойот пишут, что в целом положение женщин в Египте было лучше, чем в других древних странах – у каждого мужчины могла быть только одна жена, у супругов были практически одинаковые права, женщины считались юридически свободными и на всех рисунках и фресках изображались одного роста с мужчинами. Так было во всех семьях, кроме семьи фараона. У правителей, помимо главной супруги – "великой царицы", были еще второстепенные жены и несколько официальных любовниц. Фараоны (они же сверхлюди, и им почти все можно) нередко женились на своих сестрах и дочерях.

Женщины фараона жили в одном гареме. Его обитательницы воспитывали детей, ткали, красили ткани, шили (часть продукции шла на продажу и приносила приличную прибыль царственной семье), а также пели, танцевали и занимались музыкой. Царских жен обслуживали многочисленные слуги и служанки. А главное, в этих гаремах не было ни одного евнуха – то ли у фараонов хватало сил на всех женщин и они не боялись присутствия в доме "нормальных" мужчин, то ли относились к возможным интрижкам достаточно спокойно.

Впрочем, несмотря на возможность продуктивно трудиться и отдыхать со вкусом, дамы все-таки скучали. От нечего делать они периодически устраивали всякого рода заговоры, обычно направленные против "великой царицы" или самого фараона. Особенно отличилась на этом поприще второстепенная супруга Рамсеса II Тий, попытавшаяся свергнуть мужа и посадить на его место своего сына. У интриганки ничего не вышло, и закончилось все достаточно печально для Тий и ее сообщниц – фараон сначала решил казнить всех заговорщиц, но потом смилостивился и приказал отрезать им носы. Кто знает, что для женщины тяжелее – умереть красивой или до конца дней быть уродиной... Но некоторые женщины все же смогли избежать наказания – им удалось соблазнить судей либо палачей и остаться с носом. В хорошем смысле.

Папирус времен царствования фараона Рамзеса III содержит информацию о порядке проведения в древнем Египте судебного производства. Известный как «Заговор гарема» папирус включает три раздела. Судебный папирус, который хранится в (Турция), и рассказывает о процедуре осуждения лиц, объединившихся c целью заговора, чтобы убить царя.

Главным обвиняемым был один из управляющих провинцией древнего Египта и супруга Тия, которые надеялись увидеть на престоле своего сына, Пентевере. Вероятно, все имена были указаны в документе вымышленными, такие как например Меседсуре, что в переводе с древнеегипетского означает: «Ре ненавидит его». Сделано это было для того, чтобы показать, насколько велика кара за их преступление.

Свидетельства заговора против фараона

К счастью для царя, заговор был вовремя раскрыт, а виновные арестованы. Фараон Рамзес III поручил разбирательство. Он упомянут в папирусе не иначе как «великий владыка», поскольку на тот момент он, по-видимому, уже умер. Были осуждены четырнадцать чиновников, в том числе семь из них состояли при дворце, два управляющих, два из армии, два книжника и глашатай. Интересно, что некоторые имена были иностранными. Комиссия занималась сбором доказательств и должна была осуществить приведения приговора в силу. За покушение на жизнь фараона в древнем Египте полагалась смертная казнь.

Большинство заговорщиков лично знали и были близки к царю, особенно управляющие гаремов, насколько была опасна ситуация в государстве. Заговор распространялся за пределами дворца с целью осуществления переворота, в этом принимало участие более 40 человек.

Запись о суде над царицей Тии не сохранилась, но известно, что она была обречена на гибель. Суд происходил над зачинщиками группами. Первые двадцать восемь человек были осуждены на смерть. Вторые шесть были вынуждены совершить самоубийство в зале суда. Из четырех человек, в том числе князь Пентевере, были приговорены также к самоубийству сразу после суда, по-видимому, в своих камерах.

Фараон древнего Египта, как уже упоминалось, по-видимому, умер до того как был оглашен приговор. Он был похоронен в большой гробнице в номер KV 11, которая имеет необычный лабиринт камер. Усыпальницу выделяет среди царских гробниц то, что на них изображены светские сцены, из которых наиболее известными является сцена с фигурами слепых мужчин-арфистов, которые, к сожалению, в настоящее время сильно повреждены в отличие от копий, сделанных сэром Джоном Гарднером Уилкинсоном. В художественной литературе гробница Рамзеса III часто упоминается как «Могила Харперс» или как «Могила Брюса», в честь ее первооткрывателя Джеймса Брюса в 1769 году.