Переход к школьному детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей. Для них обучение является не просто способом подготовки себя к будущему и не только деятельностью по усвоению знаний, обучение в школе переживается и осознается детьми как их собственные трудовые обязанности, как их участие в жизни окружающих людей. В этой связи то, как будут справляться маленькие школьники со своими обязанностями в школе, неуспех или успех в учебной деятельности, имеет для них острую аффективную окраску. Из вышесказанного следует, что вопросы школьного обучения -- это не просто вопросы интеллектуального развития и образовательной деятельности детей, но также и формирования их личности и вопросы воспитания.

Согласно утверждению Козловой С. А. существует три основных линии, по которым ведётся специальная подготовка к обучению в школе:

1. Общее развитие . К тому моменту, когда старший дошкольник станет младшим школьником, его общее развитие должно находиться на определенном уровне. В первую очередь это касается развития внимания, памяти и особенно интеллекта. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает как уже имеющийся у ребёнка запас представлений и знаний, так и способность функционировать во внутреннем плане, или, другими словами, проводить некоторые действия в уме.

2. Воспитание способности произвольно управлять собой. У старшего дошкольника яркое восприятие, легкая переключаемость внимания и хорошо развитая память, но управлять ими произвольно ребёнок еще не умеет должным образом. Старший дошкольник способен в деталях и надолго запомнить определённый разговор взрослых или событие, если оно чем-то привлек внимание ребёнка. Но сосредоточиться длительное время на чём-то, что не вызывает у дошкольника непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Но эту способность необходимо развить к моменту прихода в первый класс, как и способность гораздо более широкого плана - выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что надо, хотя, вполне возможно, ему и совсем не хочется.

3. Формирование мотивов, которые побуждают к учению. Это вовсе не тот естественный интерес, проявляемый ребятишками-дошкольниками к обучению в школе. Имеется в виду воспитание глубокой и действительной мотивации, способной стать побудительной причиной стремления детей к получению знаний Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: 1988 г..

По мнению Козловой С. А., эти линии важны в равной степени, и ни одну из них, ни в коем случае нельзя упускать из виду, для того чтоб учеба детей не захромала в самом начале.

Существует огромное множество различных методик, которые позволяют проверить подготовленность ребенка к обучению в школе. Но, по какой бы из методик не велась специальная подготовка старших дошкольников к обучению в школе, и какими бы рекомендациями при этом не пользовались, и какие бы проверочные тесты для этого не выполняли заранее для тренировок не стоит натаскивать дошкольника.

По мнению Козловой С. А. специальная подготовка к школе - является кропотливым занятием, и отличные результаты возможны лишь при планомерных и систематических занятиях.

Таким образом, необходимо помнить, что в воспитании, добиться чего-либо одноразовым усилием нельзя. Из этого следует, что только постоянная и систематическая деятельность способна обеспечить необходимые результаты. Трудно назвать определённые тесты и задания, которые наиболее эффективны, в связи с тем, что они, определяются в зависимости от специализации класса и школы в целом. Имеются специальные школы, в которых углубленно изучаются некоторые предметы, школы, где ряд школьных дисциплин начинаются не со старших классов, а уже с первого класса обучения идет обучение детей иностранному языку, или углубленное изучение математики. Также имеются специальные гимназические классы, условия поступления в которые несколько строже, чем в обычные, общеобразовательные.

Козлова С. А. утверждает, что основой любых знаний являются те знания, умения и навыки, которыми овладевает дошкольник с тем, чтобы, поступив в школу, успешно в ней учиться.

Специальная подготовка к школе - процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми, как уже было сказано выше, следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят - в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Козлова С.А. выделяет следующие виды готовности к школе:

· психологическая готовность;

· физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений;

· специальная умственная готовность: умение читать, считать, писать

· нравственно-волевую готовность;

· личностную готовность.

Рассмотрим данные виды более подробно.

Не редко разнообразные аспекты, которые касаются развития различных психических процессов, в том числе и мотивационной готовности, объединены термином психологическая готовность .

По мнению Козловой С.А. она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

А на современном этапе важно, чтобы родители, которые являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у старшего дошкольника может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

· способность управлять своим поведением

· умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

· стремление преодолевать трудности

· стремление к достижению результата своей деятельности.

Козлова С. А. утверждает, что общая физическая готовность ребёнка к школе включает: рост, нормальный вес, мышечный тонус, объем груди, пропорции и прочие показатели, которые соответствуют нормам физического развития детей школьного возраста. Состояние слуха, зрения, моторики (в особенности мелких движений пальцев и кистей рук). Состояние нервной системы ребенка: степень её уравновешенности и возбудимости, подвижности и силы. Общее состояние здоровья.

Как утверждает Козлова С. А., будущий первоклассник должен обладать следующими нравственно-волевыми качествами:

· настойчивость,

· трудолюбие,

· усидчивость,

· дисциплинированность

· внимание

· любознательность и т.д.

От этих качеств зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя. И как раз именно в дошкольном возрасте необходимо вырабатывать эти качества Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г. .

Важная задача перед родителями - научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития . Ребёнку необходим запас знаний. Согласно утверждению Козловой С. А. родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе, по мнению Козловой С. А. - развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Необходимо больше давать ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Ежегодно в 15 гимназии проходит семинар по проблеме преемственности детского сада и школы и учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.

И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками - грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.

К интеллектуальной готовности Козлова С. А. относит не только кругозор, словарный запас, специальные умения, но также и уровень развития познавательных процессов, а именно их ориентировку на зону ближайшего развития, наивысшие формы наглядно-образного мышления; способность выделять учебную задачу, превращая её в самостоятельную цель работы.

Под социально-психологической и личностной готовностью, как утверждает Козлова С. А., понимается:

· сформированность социальной позиции («внутренняя позиция школьника»);

· образование группы нравственных качеств, которые необходимы для учения;

· создание произвольности поведения, а также качеств общения со взрослыми и сверстниками.

Эмоционально-волевая готовность принято считать сформированной, если дети способны принимать решение, ставить цель, намечать план действия, прилагая определённые усилия для его реализации, преодолевая препятствия. У детей развивается произвольность психических процессов.

В зависимости от выбора определённой концепции подготовленности детей к систематическому обучению в школе необходимо выбрать основные её критерии, а также подобрать необходимые методики для их диагностики.

В качестве критериев выявления уровня подготовленности детей к обучению в школе Козлова С. А. приводит следующие показатели:

1. желание учиться;

2. нормальное физическое развитие и координация движений;

3. управление своим поведением;

4. проявление самостоятельности;

5. владение приемами умственной деятельности;

6. отношение к товарищам и взрослым;

7. умение ориентироваться в пространстве и тетради;

8. отношение к труду.

Готовность по первому критерию подразумевает наличие мотивов к обучению, а именно отношение к нему как к достаточно важному и значимому делу, интерес к определенным учебным занятиям и стремление детей к приобретению знаний.

Второй критерий предполагает достаточную степень развития мускулатуры, точности движений, готовности руки к выполнению точных, мелких и различных движений, согласованность глаза и движения руки, способность владеть карандашом, ручкой, кисточкой.

Содержание третьего критерия сводится к произвольности внешнего двигательного поведения, которая обеспечивает возможность выдержать режим школы и организовать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями с целью целенаправленного наблюдения явлений и сосредоточенности внимания с целью запоминания содержащихся в учебнике или излагаемых педагогом сведений.

В четвертом критерии отражено проявление самостоятельности, его можно рассматривать в качестве стремления искать определённые способы объяснения и решения всего удивительного и нового, побуждение применять различные пути, давать разнообразные варианты решений, обходясь в своей практической работе без помощи посторонних людей.

Пятый критерий - это владение некоторыми приемами в умственной деятельности, предполагающее конкретный уровень развития познавательных процессов детей. Это является дифференциацией восприятия, которое позволяет наблюдать явления и предметы, выделяя в них определённые стороны и свойства, овладевание логическими операциями, а также способами осмысленного запоминания материала.

Шестой критерий включает формирование у ребёнка привычки и желания трудиться как для себя, так и других, осознание важности и ответственности выполняемого им поручения.

Седьмой критерий включает ориентировку во времени и в пространстве, знание единиц измерения, наличие чувственного опыта и глазомера.

Восьмой критерий заключается в способности работать в коллективе, считаться с желаниями и интересами товарищей, а также владеть навыками общения с взрослыми и сверстниками. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное воспитание.- М.: 1993 г.

При приеме старших дошкольников в школу, в процессе их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать знания о психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

В связи с перечисленными выше критериями, по мнению Козловой С. А., родителям будущих первоклашек необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

· Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

· Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

· По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

· Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

· Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г. .

В своём исследовании Л.А.Парамонова выделяет общую и специальную готовность к школе. Под общей готовностью она понимает гармоничное развитие ребенка, т.е. у него должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Специальная готовность предполагает овладение детьми специфическими знаниями, навыками и умениями в учебном процессе.

Л.А.Парамонова отмечает, что общая и специальная подготовка не противоречат и не исключают друг друга. Специальная подготовка детей к усвоению содержания основных учебных предметов исходит из общей подготовки, соответствует ей и опирается на нее, и наоборот, содержание специальной подготовки должно строиться так, чтобы способствовать общей готовности к обучению.

Таким образом, подходя к необходимости выделения понятия «готовность к школе», необходимо отметить позицию Р.С.Буре, Л.А.Венгер, Г.Г.Кравцова, Г.М.Ляминой, Г.Г.Петроченко, рассматривающим понятие готовности к школе как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов.

В своем исследовании Я.Л.Коломенский предлагает расширить понятие «готовность к школе» новым аспектом «социально-психологической готовности», которая связана с появлением у детей, поступающих в школу, нового соотношения между «детским обществом» и обществом «взрослых»: изменения положения ребенка в коллективе; изменения его социально-психологического статуса.

Таким образом, анализируя исследования как философов и педагогов прошлого, так и отечественных педагогов и психологов, мы можем сделать вывод, что все они говорят о важности проблемы готовности детей к обучению в школе. Они выделяют определенную сферу подготовленности дошкольников к школе, раскрывая, в частности, интеллектуальную, эмоциональную, познавательную, физическую, мотивационную, нравственную и другие стороны данной проблемы.

В настоящее время для специалистов: педагогов и психологов, работающих в системе дошкольного образования, одной из наиболее важных проблем является проблема готовности ребенка к школьному обучению. Увеличение школьной нагрузки, внедрение разнообразных образовательных программ, интенсификация обучения - с одной стороны, и ухудшающееся здоровье детей – с другой стороны, заставляют дошкольные учреждения и родителей искать варианты такой подготовки, которая бы смогла обеспечить ребенку нормальную адаптацию к школе и хотя бы частично разгрузить его на первых, самых сложных этапах обучения. Возникнув непосредственно из потребностей практики, и, оставаясь долгое время предметом прикладных исследований, проблема готовности детей к школьному обучению становится одной из фундаментальных проблем в системе наук о человеке и его развитии и имеет свою историю.

В 50-60гг 20в. активно проводятся исследования, связанные с подготовкой детей к усвоению арифметики в школе (А.М. Леушина), проводятся работы по обучению детей основам грамоты /чтения, письма/ в старших группах детских садов (А.В. Воскресенская); изучаются проблемы личностной готовности к школьному обучению и формирования учебных мотивов (Л.И. Божович); умственной готовности детей к школе (А.А. Люблинская, А.В. Запорожец). Исследования, выполненные в 70 г., показали, что готовность ребенка к школе имеет многокомпонентную структуру, предполагающую освоение детьми систематизированных знаний из разных областей действительности, что обеспечивает ребенку основы правильного миропонимания, общий кругозор, необходимый для усвоения содержания школьного образования.

Одной из задач дошкольного обучения является подготовка детей к школе. (Крылова С.А.). Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом семи лет».

Результатом подготовки является готовность к школе (Козлова С.А., Куликова Т.А.). Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школе. Следовательно, в дошкольных учреждениях должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтения, письмо, окружающий мир).

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая результат, связь. Поэтому, очень важно, чтобы педагог знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. (Комарова Т.С., Баранова С.П.).

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи формирования личности ребенка.

Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности, ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.

Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности. В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья, поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость (С.М. Громбах, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, О.А. Лосева, Н.Т. Терехова и др.). В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, в образовательных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» даны содержательные характеристики физической готовности по возрастным группам.

Интеллектуальная готовность включает в себя, в первую очередь, сформированность у старших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, Т. В. Тарунтаева и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда, которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать её довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.И. Истомина).

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова и др.), умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Новый образ жизни требует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку легко, как показывают исследования Е.В. Субботского, Т.И. Пониманской, Л.А. Пеньевской, если в дошкольном детстве заложить ее фундамент.

Коммуникативная готовность - умение детей строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Педагогическими условиями являются: организация различных видов и форм общения ребенка со взрослыми и детьми, развитие произвольности поведения, изменение позиции ребенка по отношению к взрослому и детям. Формирование социально-нравственной готовности предполагает учет типа поведения детей в условиях обучения, приход от игровой ситуации общения со взрослыми к коммуникативной

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне них.

По мнению, Д.В. Сергеевой, Т.А. Куликовой, К.С. Климова, готовность к обучению можно формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую обстановку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя и др.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы как возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. Отметка представляет собой педагогическую Бабу – Ягу, переодетую в добрую фею, - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы (Г.Н. Годин, С. А. Козлова).

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано, происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми – учениками, рассказов взрослых о школе, как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного» (С.А. Козлова). Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец», «Потому, что там учится мой брат» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения (хочу многому научиться, хочу научиться читать, писать, решать задачи). Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослого.

Из наблюдений Азарова Ю.П., Куликовой Т.А. следует, что в последние годы учителя, родители, стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения.

Исследователями выявлено, что указанные трудности – следствия не только внешних условий: недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы; сколько внутренних, отражающих особенности развития детей,поступающих в школу.

Основные идеи готовности ребенка к школе в исследованиях: развитие самостоятельности (К.П. Кузовкова, Г.Н. Година), формирование ответственности /К.С. Климова/, уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированными, усидчивыми (Н.С. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре), а также наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская), умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.И. Иванова,М.И. Лисина, А.Г. Рузская), развитие личностных качеств: честность, умелость, оптимизм (Е.В. Субботский, Л.И. Пеньевская).

Специальная готовность к обучению в школе уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром (Н.В.Дурова, А.Н. Давидчук, И.Е. Журова, Л.Н. Невская, Т.В. Тарунтаева)

К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфическими детскими видами деятельности (прежде всего игрой, конструированием и рисованием), ребенок начинает проявлять осознанность и произвольность, которые делают возможным контроль и планирование, осознание и обобщение способов решения различных задач, что и является основной предпосылкой учебной деятельности.

По мнению Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко, готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс определенных умений: сохранять по собственному желанию рабочую позу, входить в общий ритм и темп работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнера по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.

Подготовка детей к школе должна быть для педагогов ДОУ не самоцелью, а результатом полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.

Для решения проблемы преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы необходима координация деятельности педагогических коллективов данных образовательных учреждений.

Правильно организованная координационная работа, основная цель которой заключается в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьной жизни, включает в себя следующие параметры:

1. Выработать общие взгляды на ребенка, как субъекта образовательного процесса, на процесс его вхождения в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и, в дальнейшем, в школе.

2.Согласовать учебные программы, по которым работают ДОУ и начальная школа, чтобы избежать дублирования знаний и умений.

3.Организовать взаимодействие воспитателей ДОУ и учителей начальной школы на таком уровне, когда они смогут на своем педагогическом языке говорить о будущем первокласснике, вырабатывать текущие оперативные оценки, определяющие успешность и неуспешность выбранных самим педагогом способов работы с конкретным ребенком. Это позволит им высказываться более свободно и доверительно, постепенно превращая взаимоотношении с детьми в субъект - субъектные.

Для успешного функционирования системы «детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя социальными институтами. Преемственность – основная форма связи между детским садом и школой. Варианты взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями:

    начальные классы общеобразовательных учреждений размещаются в ДОУ;

    объединение общеобразовательных учреждений в комплексы на основе заключения договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности.

Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями: преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.

Основные формы преемственности в работе ДОУ и начальной школы на этапе модернизации российского образования:

    проведение совместных (ДОУ и школа) Советов педагогов, совещаний и круглых столов по координации проблемы преемственности;

    организация приема детей в начальную школу на базе ДОУ;

    общение учителей 1ых классов со своими будущими учениками (в подготовительной группе детского сада);

    организация совместных (дошкольники и первоклассники) календарно - обрядовых праздников на базе ДОУ и начальной школы;

    взаимосвязь психологических служб ДОУ и начальной школы и др.

    В условиях модернизации образования, перехода на 12- летний срок обучения, остро ставится вопрос об особенностях шестилетних детей. Разработана Комплексная программа педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде /2007/. Данная программа направлена на формирование и развитие навыков, которые помогут первоклассникам преодолеть проблемы, возникающие в процессе школьной адаптации.

Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонента образования /целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации/, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Только при таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.

Вопрос о критериях готовности детей старшего дошкольного возраста к школе рассматривался и изучался многими известными педагогами и психологами. До сих пор продолжают изучать и разрабатывать новые системы и методы подготовки детей к школе. Человечество не стоит на месте с развитием науки и техники появляются новые возможности развития детей. Но как говорил Л.С. Выготский, что обучение должно опережать развитие «не плестись у него в хвосте, вести его за собой». Рассмотрим определения и те психологические составляющие, которые дают известные педагоги, психологи и учителя в своих работах.

В своей книге И.В. Дубровина пишет, что в психологическом словаре понятие "готовность к школьному обучению" рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.(7)

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.(10)

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. (17, c.73)

Наиболее полно понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность. (17, c.103-105)

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала "внутренней позицией школьника", считая это новообразование критерием готовности к обучению.(3)

В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции".(14, с.34) .

В своей работе «Психологическая готовность детей» авторы Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова приводят данные ииследований зарубежных психологов: Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей. О подготовке к школе написано и сказано немало и эта проблема встает не только в нашей стране. Ею занимаются и специалисты из разных стран и часто подходы и взгляды на данную проблему расходятся. Не зря говорят «Сколько людей столько и мнений», но никто не отрицает необходимости готовить детей к поступлению в школу.(9)

Л.А. Венгер писал: “Быть готовым к школе - не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться”. (4, с.30-35)

Из выше приведенных определений готовности детей к школе четко видно, что комплексная подготовка к школе включает пять основных компонента: мотивационная, интеллектуальная, социальная, волевая, физиологическая готовности.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

мотивационная (личностная),

интеллектуальная,

эмоционально - волевая.

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.(12)

И. В. Дубровина В.В. Зацепин выделяют в мотивационном плане две группы мотивов учения:

Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений. (7, с.64-79)

Л.И. Божович мотивацию рассматривает несколько в ином ракурсе, дополняя характеристику данную И.В. Дубровиной и В.В. Зацепиным. Автор различает внешнюю и внутреннюю мотивацию. Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но разумеется, почти никто из них не представляет что такое школа в действительности, у многих детей совершенно идеализированное атрибутное представление о школе, если у них спросить, кто такой школьник они непременно ответят, что это ребенок, который носит большой портфель, сидит за партой с поднятой рукой, пишет, читает и хорошие дети получают пятерки, а плохие дети получают двойки. И я хочу так же, и все меня будут хвалить.

Внутренняя же мотивация связана с непосредственным желанием учиться, выражающееся в познавательном интересе, проявляется в стремлении узнать новое, выяснить непонятное. Возникает очень сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнять требования учителя и не уживаются в новой социальной обстановке из-за отсутствия именно внутреннего мотива. Познавательная потребность у ребенка существует с рождения, и чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится, поэтому родителям нужно уделять как можно больше и времени развитию детей, например, читать им книжки, играть в познавательные игры и проч.(2)

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. В своей работе И.В. Дубровина В.В. Зацепин пишут, что данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. (7, с.64-79)

Обсуждая дилемму готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность нужных предпосылок учебной деятельности.(17)

Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого. Д.Б. Элькониным был проведен эксперимент. Детей первоклассников попросили нарисовать четыре кружочка, а затем раскрасить три желтым и один синим, дети раскрасили все кружечки в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует то, что не все дети готовы принять правила.

Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.(17)

Р.С. Немов утверждает, что не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка. К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет слово измерением, образованием времен, правилами составления предложения.(15)

Социальная готовность к школе представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения. Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель. В ситуации урока, существуют строгие правила которых должен придерживаться школьник, например, только предметное общение.

Физиологическую готовность определяют по трем признакам: физиологический, биологический и состояние здоровья. В школе ребенок сталкивается с кучей проблем, например, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника, или деформация кисти при сильных нагрузках на руку. Поэтому это такой же весомый признак развития как и остальные.(23)

Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: умственное и эстетическое, нравственное и физическое. Эльконин Д.Б. и Венгер Л.А. отмечали, что формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. (18)

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

Социальный

Психологический

Эмоционально-волевой.

Н.И. Гуткина обращает внимание на то, что поход в школу важнейший шаг в развитии ребенка, требующий очень серьезного подхода и подготовки. Установлено, что готовность ребенка к школе это целостное явление, и для полной готовности необходимо, чтобы каждый из признаков был развит полноценно, если хотя бы один параметр плохо развит, это может нести за собой серьезные последствия.

При подготовке ребенка к школе так же необходимо проконсультироваться с детским психологом и педагогами.(6)

Готовность к школе («школьная зрелость») - тот уровень морфофункционального, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.

Причины неподготовленности к школе:

Органические - Различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные - Неэффективная тактика педагогического подхода. Неблагоприятные условия, в котором ребенок растет и развивается.

Готовность к школе предполагает общую и специальную подготовку детей к школе.

Специальная готовность – Наличие у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика, чтение, письмо, окружающий мир.

Общая готовность - Итог всей воспитательно-образовательной работы д\с по всестороннему воспитанию дошкольников. Общая готовность включает в себя:

Морфофункциональная готовность:

Биологическая зрелость организма:

Антропометрические показатели,

Развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем,

Соответствующее развитие физиологических функций (способность к торможению, необходимая для достаточно длительного сидения за партой, хорошая координация движений, в частности, мелких движений пальцев, относительно быстрое образование и упрочение условных связей и достаточное развитие 2 сигнальной системы).

Физическая готовность - Это хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость работоспособность организма, высокая степень сопротивляемости заболеваниям, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

Мотивационная готовность - положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Мотивационная готовность - основной компонент социальной зрелости – степени готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника.

Компоненты мотивационной готовности:

1. Правильное представление об учении, о школе.

2. Желание идти в школу.

3. Познавательный интерес к окружающему, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность - Готовность в плане умственного развития. Определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:

1. Наличие у детей достаточно широкого запаса знаний об окружающем (знания должны быть полными, точными, осознанными и систематизированными. Важна также способность детей к самостоятельному оперированию знаниями.)



2. Общий уровень развития мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать).

3. Соответствующий уровень развития познавательной деятельности, познавательных психических процессов (способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, точность ощущений, полнота восприятия, т.е. качество познавательных процессов).

4. Соответствующий уровень речевого развития (владение простыми формами монологической речи, достаточный словарный запас, культура речевого общения).

5. Наличие предпосылок учебной деятельности (умение понимать, запоминать поставленные задачи, умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи, умение контролировать свои действия, оценивать их и результат труда, умение сознательно подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам).

Эмоционально-волевая готовность - Умение ребенка регулировать свое поведение в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживаниями.

Волевая готовность предполагает развитие определенного уровня самостоятельности, ответственности, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

Эмоциональная готовность предполагает переживание ребенком позитивных эмоций, связанных с учением, радости от познания нового, удовлетворения от успешности выполненного, уверенности в себе и своих силах.

Готовность в сфере общения - умение строить свои отношения со взрослыми и со сверстниками.

Предполагает устойчиво-положительный тип отношений со взрослыми, т.е. умение спокойно и ответственно относиться к оценкам, замечаниям взрослого. Активность в общении. Со сверстниками: заинтересованность и активность в общении, умение отстаивать свою точку зрения без конфликтов и обид, не заискивать перед другими и не противопоставлять себя им, умение относиться к другому, как к себе, а к себе, как к другому.



Для определения готовности детей к школе в подготовительной группе в начале и в конце года проводят диагностику.Диагностика готовности к школе - обследование, проводимое психологом, педагогом, медицинским работником по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным методикам с целью определения степени готовности дошкольников к школьному обучению. В детском саду на практике мы наблюдали, что морфофункциональная готовность определяется по возрастным критерия биологического возраста (вес, рост, соотношения объема головы и грудной клетки, количество постоянных зубов), физическая готовность определяется по тестам физической подготовленности (челночный бег, подтягивание, наклоны и др.), мотивационная, эмоционально-волевая готовность и готовность в сфере общения выявляется в результате бесед и наблюдений, для определения интеллектуальной готовности воспитатель проводила тесты на определение уровня развития внимания, памяти, мышления, воображения (привести примеры), кроме того наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности, беседа с детьми и родителями также являются эффективными методами диагностики. Но самой результативной методикой является тест Керна-Ирасека, который включает 3 задания: нарисовать фигуру человека, скопировать с трафарета 10 нарисованных точек, воспроизвести короткую фразу из трех слов. Каждое задание оценивается в соответствии с критериями и делается вывод о состоянии основных функциональных систем и школьной зрелости.

Анализируя подготовку детей к школе в ДОУ на практике, учитываю, что в детском саду акцент в подготовке детей делается на специальной подготовке и интеллектуальной готовности, можно порекомендовать педагогам уделять должное внимание и мотивационной готовности и готовности в сфере общения и эмоционально-волевой готовности, т.к. готовность детей к школе – это итг всей воспитательно-образовательной работы ДОУ на протяжении всего дошкольного возраста.

Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педаго­гической литературе понятие готовности определяется как много­гранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.

Общая готовность к школе включает в себя: личностное, ум­ственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое раз­витие, которое создает необходимую основу дли активного вхожде­ния ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенный уровнем психического развития, ко­торое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).

Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающи­ми взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отноше­ние ребенка к самому себе.

Нравстненно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста инте­реса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответст­вии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности вхо­дит овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками, сформированность общественных мотивов поведения, уме­ние планировать своп деятельность.

В показатели умственной готовности входят хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас зна­ний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., разви­тая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.



Важно развить эстетические чувства, творческое воображе­ние, умение воспринимать содержание разнообразных картин я т.д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

Физическая готовность является одним иэ важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошев состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обу­чения.

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармонич­ность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельнос­ти; непонимание профессиональной роли учителя и неумение стро­ить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к про­извольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельнос­ти, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение при­способиться к темпу школьной жизни.

Наиболее распространенными причинами школьной дезадапта­ции являются:

неправильное отношение к ученику;

неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;

неблаго­приятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);

неблагоприятная се­мейная микросреда

Т.В.Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации : ака­демическую, социальную и личностную

. Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Социальная адаптация отражает успешность вхож­дения ребенка в новую социальную группу.

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как пред­ставителя новой социальной общности (Я - школьник).

Школьная дезадаптация выступает как результат преоблада­ния одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), асси­миляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные по­казатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

62. показатели готовности воспитанников к школе. (общая и специальная готовность).

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе..

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир). В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надоуметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общатьсяс детьми и взрослыми..

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

63.Формы взаимодействия д/у и начальной школы Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении

дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственностивключает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ : общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

лектории для родителей ,

педагогические консультации ;

семинары;

открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

совместные праздники ;

встречи учителей с родителями будущих первоклассников.