Одной из системообразующих технологий деятельности территориального ресурсного центра является деятельность ПМПК окружного ресурсного центра – так называемого «большого» ПМПК. Это поле для непосредственного осуществления междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработки конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса.

Технология деятельности ПМПК территориального (окружного) ресурсного центра в городе Москве

Основные задачи деятельности ПМПК ресурсного центра:

    Оценка особенностей и уровня развития ребенка;

    Оценка возможности быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;

    Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;

    Выбор образовательного учреждения (структурного подразделения), реализующего инклюзивную практику;

    Выбор оптимального объема включения в среду обычных сверстников (частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и др.);

    Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на том или ином «уровне» инклюзии в данном образовательном учреждении.

Таким образом, ПМПК окружного ресурсного центра в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими) определяет:

Для детей дошкольного возраста

ТИП, ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОУ

УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

    Служба ранней помощи (СРП)

    Лекотека (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)

    Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)

    Группа для детей со сложной структурой дефекта (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)

    Инклюзивная группа (группа комбинированного типа)

    Дополнительная помощь специалистов сопровождения

    Дополнительное оборудование

    Срок повторного обращения на ПМПК ресурсного центра

Для детей школьного возраста

ТИП ШКОЛЫ

УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

    СОШ, ГОУ Центр Образования с инклюзивными классами

    ГОУ Школа здоровья с инклюзивными классами

    ГОУ Школа надомного обучения

    СКОШ (диагностический класс)

    СКОШ (Интегрированный класс)

    Учреждения дополнительного образования

    Потребность в специальном оборудовании

    Потребность в сопровождении (тьютор)

    Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.)

    Дополнительная помощь специалистов

    Срок повторного обращения к специалистам ПМПК и /или обсуждения на ПМПк образовательного учреждения

Всю деятельность ПМПК можно рассматривать как ряд технологий, в целом определяющих эффективное сопровождение ребенка специалистами ресурсного центра.

Приведем пример одной из них – технологии первичного обследования ребенка на ПМПК.

Каждый этап этой деятельности ПМПК может быть технологично представлен в виде последовательности шагов.

Шаг 1. Инициаторы обращения записываются на конкретную дату проведения ПМПК по телефону, или лично и получают информацию о необходимых документах. Если ребенок направляется специалистами ОУ, то в перечень документов в обязательном порядке включаются заключения специалистов ПМПк ОУ.

Шаг 2. В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями (лицами их замещающими), выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или специалистов ОУ, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи ПМПК и ответственности сторон. Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.

Шаг 3. По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком, начинает его обследование. Остальные специалисты наблюдают за ходом обследования коллеги, по мере необходимости подключаются к проведению обследования.

Шаг 4. После того, как специалисты ПМПК провели обследования (индивидуально или коллегиально) и готовы к обсуждению результатов, родители и ребенок по просьбе секретаря выходят из кабинета. Происходит междисциплинарное обсуждение и оценка особенностей и уровня развития ребенка, на основе которой делается общий вывод о варианте отклоняющегося развития. Это позволяет оценитьпринципиальную возможность посещения ребенком образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование и его тип. Принимается решение обусловиях, необходимых для развития ребенка и для успешной адаптации в детской среде.

Шаг 5. Принимается решение (в соответствии с базой данных по ОУ), в каком типе образовательного учреждения, может находиться данный ребенок и номер образовательного учреждения, куда будет направлен ребенок.

Шаг 7. Родителям в доступной форме разъясняется, в какое ОУ может быть направлен ребенок, необходимость посещения подразделения ОУ, какие условия должны соблюдаться для успешной адаптации ребенка. С родителями согласовывается программа обучения, коррекционные занятия специалистов, другие условия.

Шаг 8. О дин из родителей (лицо его заменяющее) ставит свою подпись в протоколе ПМПК о том, что он ознакомлен и согласен (не согласен) с решением ПМПК и его рекомендациями.

Шаг 9. Каждый специалист заполняет свою часть протокола ПМПК, ставит свою подпись. При наличии особого мнения одного из специалистов – он записывает его в протокол. Родителям выдается справка о том, что ребенок прошел ПМПК, такого-то числа и направлен в соответствующее ОУ. Выписывается путевка.

Шаг 10. Копия протокола и путевка (со всеми подписями и печатью) передается координатору по инклюзивному образованию в соответствующее ОУ, о чем свидетельствует подпись координатора по инклюзии в ОУ в отдельном журнале.

Шаг 11. В случае несогласия родителей с решением ПМПК и/или его рекомендациями, документы ребенка, возвращаются родителям, а дело, в том числе копия протокола ПМПК, передается в ПМПК вышестоящего уровня для разбора данного конфликтного случая.

В организационной модели развития инклюзивного образования через создание территориального ресурсного центра, деятельность ПМПК не является единственным компонентом ресурсной деятельности и междисциплинарного взаимодействия. В этой модели качественно иную роль приобретает деятельность «малых» психолого-медико-педагогических консилиумов – консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.

Деятельность такого консилиума имеет свои особые цели, задачи и алгоритм деятельности. Практика инновационной работы консилиумов в инклюзивных образовательных учреждениях Москвы показала свою высокую эффективность в организации инклюзивных образовательных процессов на уровне конкретного общеобразовательного учреждения – детского сада или школы.

Технология деятельности медико-психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПк)

Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения, как включенного ребенка, так и инклюзивной образовательной среды в целом.

В состав консилиума образовательного учреждения входят, как правило, педагоги, психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач, представители администрации школы или дошкольного учреждения.

Основные задачи деятельности «малого» консилиума – консилиума образовательного учреждения:

    Выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи специалистов;

    Разработка и индивидуализация образовательного маршрута (учебного плана) «внутри» стандартных программ воспитания и обучения;

    Реализация коррекционно-развивающей деятельности и комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ силами специалистов консилиума;

    Оценка эффективности дополнительной специализированной помощи «особых» детей, координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПк):

Предварительный этап. Оценка начальных сведений о ребенке и его семье, которые «ложатся на стол» специалисту, проводящему обследование первым.

Первый этап. Первичное обследование ребенка разными специалистами консилиумной команды: этап заканчивается составлениеминдивидуальных заключений специалистами консилиума.

Второй этап. Коллегиальное обсуждение специалистами полученных результатов, выработка единого представления о проблемах ребенка, особенностях развития ребенка, определение общего прогноза его дальнейшего развития и комплекса развивающе-коррекционных мероприятий. В случае обсуждения проблем адаптации «особого» ребенка определяется не только стратегия сопровождения, какие специалисты и где (в ОУ, или в Ресурсном Центре) могут оказать помощь ребенку, но и какими силами будет составлен индивидуальный учебный план.

Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по определению образовательного маршрута «внутри» школы или детского сада в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и последовательность дальнейшего взаимодействия специалистов друг с другом.

Третий этап. Реализация решений консилиума ОУ в плане развивающе-коррекционных мероприятий силами специалистов междисциплинарной команды учреждения. Завершающей частью этапа является динамическое (итоговое) обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы и комплексного сопровождения) и решение о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.

Основным итогом деятельности «малого» консилиума является разработка стратегии и тактики сопровождения ребенка с ОВЗ и инклюзивной образовательной среды в целом в контексте индивидуализации образовательного маршрута ребенка в данном учреждении, а также переход от принципа работы«чем больше специалистов, тем лучше» + «все сразу вместе», к принципу«нужный специалист в нужное время».

Этапы деятельности консилиума ОУ можно представить в виде следующей схемы:

Рис.3.3

В соответствии с динамикой развития и обучения ребенка, запросами педагогов и /или родителей «малые» консилиумы бывают плановыми иливнеплановыми.

Плановый консилиум

Внеплановый консилиум

    Уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

    Выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и абилитационной работы.

    Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

    Решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам.

    Изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности.

    Решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения (направление на повторное прохождение окружного ПМПК).

«Малый» консилиум работает в тесной взаимосвязи со специалистами окружного ресурсного центра и окружного ПМПК. При необходимости, проводятся совместные заседания или иные мероприятия, позволяющие решать «горячие» вопросы инклюзивной практики в конкретном образовательном учреждении.

Раиса Ткаченко
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей»

Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и инклюзивное образование – это не ступени равных возможностей . Сначала надо определить, что означает специальное образование , а что инклюзивное .

Специальное образование - дошкольное , общее и профессиональное образование , для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия .

– процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе , где учитываются их особые образовательные потребности , создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка .

Основываясь на уже накопленном опыте работы, хочу отметить, что прежде чем внедрять какие–либо новшества совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей, необходимо создать прочную нормативно-правовую и материальную базу. Можно построить пандусы и перестроить туалеты, обучить учителей быть более гибкими, поместить в сердце каждого взрослого понятие инклюзии , но если не принять нормативные документы, уже завтра с этой моделью нечего будет делать.

По моему мнению, при внедрении модели инклюзивного образования должна быть создана образовательная вертикаль : детский сад - школа - учреждение дополнительного образования - учреждение профессиональной подготовки. Сразу появляется вопрос о необходимости закона, который бы регламентировал условия совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей на всех ступенях образования . Сколько человек должно быть в группе и сколько из них с ОВЗ? Дети с какими диагнозами будут обучаться в смешанных группах? И что опять делать тем, кто не может выйти из стен квартиры. Информативные источники сообщают о том, что число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено – не более 10% на всю школу и не более трех человек – в одном классе. В инклюзивной школе не может быть 50% детей с ограниченными возможностями здоровья , потому что тогда это будет не инклюзивная школа , а специализированная , 10% - это показатель, рекомендованный психологами.

Возникает вопрос о финансировании. Инклюзивная школа будет финансироваться как обычная общеобразовательная ? Но ведь затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению особых детей, никак не уложатся в этот норматив. Возникает также вопрос оплаты труда педагогов в группах, где совместно обучаются разные категории детей.

На сегодняшний день важнейшей задачей является выявление всех заинтересованных сторон с их интересами и потребностями. Все трудности, сомнения, опасения, недоумения, недоразумения, чувство замешательства всех заинтересованных (а также незаинтересованных) лиц необходимо выявить и обозначить. А опасений и сомнений будет много и, чтобы процесс инклюзии стал успешным , их все нужно разрешить.

Со своей стороны хочется добавить, что без специально обученного специалиста , сурдопедагога (если идёт речь о глухих детях) инклюзивная школа обойтись не сможет. Сурдопедагог может предоставить информацию и проконсультировать по многим вопросам, например, как пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами. Сурдопедагог поможет составить программу развития ребёнка, оказывать поддержку семье и играть связующую роль между домом и образовательным учреждением .

И, в заключении, хочется отметить следующее : конечно же, замечательно, что сегодня поднимается вопрос об инклюзивном образовании , которое даст возможность с развитием интеграции детей в школе менять отношение взрослых к проблеме детей-инвалидов в обществе, где они должны быть равными среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Публикации по теме:

Деловая игра «Инклюзивное образование» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования. Оборудование: Доска, мел, листы бумаги,.

Анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Инклюзивное образование как инновационный проект в системе дошкольного образованияВ условиях модернизации российского образования, коснувшегося.

УДК 373.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Е. А. Кукушкина, специалист по социальной работе ГБУ.

Инклюзивное образование и детки с ОВЗ. Здравствуйте,уважаемые коллеги!Хотелось бы побеседовать с вами об инклюзивном образовании дошкольников и о детках с ОВЗ. Как вы считаете,правильно.

Инклюзивное образование - проблемы и пути реализации. Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический.

Долгое время в отечественной системе образования детей делили на обычных и с ограниченными возможностями. Поэтому вторая группа не могла до конца интегрироваться в общество. Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, напротив, это он не был подготовлен к ним. Сейчас, когда все стремятся максимально включить людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, все больше разговоров о новой системе. Это инклюзивное образование, о котором речь пойдет в статье.

Что это значит?

Чаще всего непривычный пока для нас термин используется в педагогике. Инклюзивная - это стратегия образования, которая включает как детей с особыми потребностями, так и обычных. Такой подход позволяет каждому, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей, обучаться вместе со всеми. Что же все-таки подразумевается под инклюзией?

Во-первых, введение в образовательный процесс всех детей с помощью программы, которая создается индивидуально для каждого ребенка.

Во-вторых, создание условий для обучения и удовлетворения индивидуальных потребностей личности.

Инклюзия в дошкольном учреждении

Новый подход в образовании начинается с самой первой его ступени: детского сада. Для того чтобы обеспечить детям равные возможности, помещение и оборудование дошкольного учреждения должно отвечать определенным требованиям. И не нужно забывать о том, что педагогические кадры должны иметь соответствующую квалификацию для работы с детьми. Также обязательно наличие в штате следующих сотрудников:


Инклюзивный - это возможность с самого раннего возраста воспитывать в детях уважительное отношение ко всем сверстникам, независимо от их возможностей. В данный период времени существуют следующие виды инклюзии в дошкольном образовании:

  • ДОУ компенсирующего вида. Его посещают дети с определенными формами дизонтогенеза. Обучение организовано с учетом их потребностей.
  • ДОУ комбинированного вида, где вместе с детьми, не имеющими ограничений, воспитываются также дети с другими потребностями. В таком учреждении создается предметно-развивающая среда, которая учитывает индивидуальные возможности всех детей.
  • ДОУ, на базе которых создаются дополнительные службы. Например, службы ранней помощи или консультативные центры.
  • Массовые ДОУ, имеющие группу кратковременного пребывания "Особый ребенок".

Но не только в детских садах вводят инклюзию, она затрагивает все уровни образования.

Школьная инклюзия

Теперь речь пойдет о среднем образовании. Инклюзивная школа предполагает следование таким же принципам, что и ДОУ. Это создание подходящих условий и построение процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей школьника. Очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех аспектах школьной жизни, как и остальные учащиеся.

Учителя должны быть компетентны в инклюзивных вопросах, должны понимать потребности всех детей, обеспечивая доступность образовательного процесса. В школьный процесс должны вовлекаться и другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог).

Также педагог должен активно взаимодействовать с семьей особого ученика. Одной из первостепенных задач учителя является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности могут отличаться от общепринятых.

В театре

Оказывается, область инклюзивная - не только педагогов, но и людей других профессий. Например, театральных. Так бы создан инклюзивный театр.

В нем играют не простые актеры, а люди с различными формами дизонтогенеза (проблемами со слухом, зрением, ДЦП и т.д.). Работают с ними профессиональные театральные педагоги. Зрители могут наблюдать, как актеры выступают в известных пьесах, как стараются им понравиться. Примечательно, что их эмоции отличаются настоящей искренностью, которая свойственна детям.

Основатели подобных театров не просто помогают таким людям найти себя в обществе, но и доказывают, что они обладают большими возможностями. Конечно, ставить "особые" спектакли - это непросто, но те эмоции и чувства, которые получают все участники театрального действа, прибавляют им уверенности.

Проблемы инклюзии

Несмотря на то что принципы инклюзивные - это правильные и необходимые в современном обществе, внедрение в жизнь подобной программы дело непростое. И тому есть несколько причин:

  • непригодная инфраструктура детских садов и школ, построенных в то время, когда такой подход не практиковался;
  • детей с особыми возможностями могут считать необучаемыми;
  • недостаточная квалификация педагогических кадров для работы с такими детьми;
  • не все родители готовы ввести ребенка в обычный социум.

Инклюзивный подход - это возможность создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности инновационного подхода, нужно создать необходимые условия для его успешной реализации. Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только материальную, но и учебную базу для осуществления данного образовательного процесса.