Одной из системообразующих технологий деятельности территориального ресурсного центра является деятельность ПМПК окружного ресурсного центра – так называемого «большого» ПМПК. Это поле для непосредственного осуществления междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработки конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
Технология деятельности ПМПК территориального (окружного) ресурсного центра в городе Москве
Основные задачи деятельности ПМПК ресурсного центра:
Оценка особенностей и уровня развития ребенка;
Оценка возможности быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;
Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;
Выбор образовательного учреждения (структурного подразделения), реализующего инклюзивную практику;
Выбор оптимального объема включения в среду обычных сверстников (частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и др.);
Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на том или ином «уровне» инклюзии в данном образовательном учреждении.
Таким образом, ПМПК окружного ресурсного центра в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими) определяет:
Для детей дошкольного возраста
ТИП, ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОУ |
УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ |
Служба ранней помощи (СРП) Лекотека (с гибкой интеграцией в среду обычных детей) Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей) Группа для детей со сложной структурой дефекта (с гибкой интеграцией в среду обычных детей) Инклюзивная группа (группа комбинированного типа) |
Дополнительная помощь специалистов сопровождения Дополнительное оборудование Срок повторного обращения на ПМПК ресурсного центра |
Для детей школьного возраста
ТИП ШКОЛЫ |
УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ |
СОШ, ГОУ Центр Образования с инклюзивными классами ГОУ Школа здоровья с инклюзивными классами ГОУ Школа надомного обучения СКОШ (диагностический класс) СКОШ (Интегрированный класс) Учреждения дополнительного образования |
Потребность в специальном оборудовании Потребность в сопровождении (тьютор) Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.) Дополнительная помощь специалистов Срок повторного обращения к специалистам ПМПК и /или обсуждения на ПМПк образовательного учреждения |
Всю деятельность ПМПК можно рассматривать как ряд технологий, в целом определяющих эффективное сопровождение ребенка специалистами ресурсного центра.
Приведем пример одной из них – технологии первичного обследования ребенка на ПМПК.
Каждый этап этой деятельности ПМПК может быть технологично представлен в виде последовательности шагов.
Шаг 1. Инициаторы обращения записываются на конкретную дату проведения ПМПК по телефону, или лично и получают информацию о необходимых документах. Если ребенок направляется специалистами ОУ, то в перечень документов в обязательном порядке включаются заключения специалистов ПМПк ОУ.
Шаг 2. В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями (лицами их замещающими), выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или специалистов ОУ, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи ПМПК и ответственности сторон. Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.
Шаг 3. По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком, начинает его обследование. Остальные специалисты наблюдают за ходом обследования коллеги, по мере необходимости подключаются к проведению обследования.
Шаг 4. После того, как специалисты ПМПК провели обследования (индивидуально или коллегиально) и готовы к обсуждению результатов, родители и ребенок по просьбе секретаря выходят из кабинета. Происходит междисциплинарное обсуждение и оценка особенностей и уровня развития ребенка, на основе которой делается общий вывод о варианте отклоняющегося развития. Это позволяет оценитьпринципиальную возможность посещения ребенком образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование и его тип. Принимается решение обусловиях, необходимых для развития ребенка и для успешной адаптации в детской среде.
Шаг 5. Принимается решение (в соответствии с базой данных по ОУ), в каком типе образовательного учреждения, может находиться данный ребенок и номер образовательного учреждения, куда будет направлен ребенок.
Шаг 7. Родителям в доступной форме разъясняется, в какое ОУ может быть направлен ребенок, необходимость посещения подразделения ОУ, какие условия должны соблюдаться для успешной адаптации ребенка. С родителями согласовывается программа обучения, коррекционные занятия специалистов, другие условия.
Шаг 8. О дин из родителей (лицо его заменяющее) ставит свою подпись в протоколе ПМПК о том, что он ознакомлен и согласен (не согласен) с решением ПМПК и его рекомендациями.
Шаг 9. Каждый специалист заполняет свою часть протокола ПМПК, ставит свою подпись. При наличии особого мнения одного из специалистов – он записывает его в протокол. Родителям выдается справка о том, что ребенок прошел ПМПК, такого-то числа и направлен в соответствующее ОУ. Выписывается путевка.
Шаг 10. Копия протокола и путевка (со всеми подписями и печатью) передается координатору по инклюзивному образованию в соответствующее ОУ, о чем свидетельствует подпись координатора по инклюзии в ОУ в отдельном журнале.
Шаг 11. В случае несогласия родителей с решением ПМПК и/или его рекомендациями, документы ребенка, возвращаются родителям, а дело, в том числе копия протокола ПМПК, передается в ПМПК вышестоящего уровня для разбора данного конфликтного случая.
В организационной модели развития инклюзивного образования через создание территориального ресурсного центра, деятельность ПМПК не является единственным компонентом ресурсной деятельности и междисциплинарного взаимодействия. В этой модели качественно иную роль приобретает деятельность «малых» психолого-медико-педагогических консилиумов – консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.
Деятельность такого консилиума имеет свои особые цели, задачи и алгоритм деятельности. Практика инновационной работы консилиумов в инклюзивных образовательных учреждениях Москвы показала свою высокую эффективность в организации инклюзивных образовательных процессов на уровне конкретного общеобразовательного учреждения – детского сада или школы.
Технология деятельности медико-психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПк)
Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения, как включенного ребенка, так и инклюзивной образовательной среды в целом.
В состав консилиума образовательного учреждения входят, как правило, педагоги, психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач, представители администрации школы или дошкольного учреждения.
Основные задачи деятельности «малого» консилиума – консилиума образовательного учреждения:
Выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи специалистов;
Разработка и индивидуализация образовательного маршрута (учебного плана) «внутри» стандартных программ воспитания и обучения;
Реализация коррекционно-развивающей деятельности и комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ силами специалистов консилиума;
Оценка эффективности дополнительной специализированной помощи «особых» детей, координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.
Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПк):
Предварительный этап. Оценка начальных сведений о ребенке и его семье, которые «ложатся на стол» специалисту, проводящему обследование первым.
Первый этап. Первичное обследование ребенка разными специалистами консилиумной команды: этап заканчивается составлениеминдивидуальных заключений специалистами консилиума.
Второй этап. Коллегиальное обсуждение специалистами полученных результатов, выработка единого представления о проблемах ребенка, особенностях развития ребенка, определение общего прогноза его дальнейшего развития и комплекса развивающе-коррекционных мероприятий. В случае обсуждения проблем адаптации «особого» ребенка определяется не только стратегия сопровождения, какие специалисты и где (в ОУ, или в Ресурсном Центре) могут оказать помощь ребенку, но и какими силами будет составлен индивидуальный учебный план.
Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по определению образовательного маршрута «внутри» школы или детского сада в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и последовательность дальнейшего взаимодействия специалистов друг с другом.
Третий этап. Реализация решений консилиума ОУ в плане развивающе-коррекционных мероприятий силами специалистов междисциплинарной команды учреждения. Завершающей частью этапа является динамическое (итоговое) обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы и комплексного сопровождения) и решение о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.
Основным итогом деятельности «малого» консилиума является разработка стратегии и тактики сопровождения ребенка с ОВЗ и инклюзивной образовательной среды в целом в контексте индивидуализации образовательного маршрута ребенка в данном учреждении, а также переход от принципа работы«чем больше специалистов, тем лучше» + «все сразу вместе», к принципу«нужный специалист в нужное время».
Этапы деятельности консилиума ОУ можно представить в виде следующей схемы:
Рис.3.3
В соответствии с динамикой развития и обучения ребенка, запросами педагогов и /или родителей «малые» консилиумы бывают плановыми иливнеплановыми.
Плановый консилиум |
Внеплановый консилиум |
Уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и абилитационной работы. Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы. |
Решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам. Изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности. Решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения (направление на повторное прохождение окружного ПМПК). |
«Малый» консилиум работает в тесной взаимосвязи со специалистами окружного ресурсного центра и окружного ПМПК. При необходимости, проводятся совместные заседания или иные мероприятия, позволяющие решать «горячие» вопросы инклюзивной практики в конкретном образовательном учреждении.
Раиса Ткаченко
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей»
Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и инклюзивное образование – это не ступени равных возможностей . Сначала надо определить, что означает специальное образование , а что инклюзивное .
Специальное образование - дошкольное , общее и профессиональное образование , для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия .
– процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе , где учитываются их особые образовательные потребности , создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка .
Основываясь на уже накопленном опыте работы, хочу отметить, что прежде чем внедрять какие–либо новшества совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей, необходимо создать прочную нормативно-правовую и материальную базу. Можно построить пандусы и перестроить туалеты, обучить учителей быть более гибкими, поместить в сердце каждого взрослого понятие инклюзии , но если не принять нормативные документы, уже завтра с этой моделью нечего будет делать.
По моему мнению, при внедрении модели инклюзивного образования должна быть создана образовательная вертикаль : детский сад - школа - учреждение дополнительного образования - учреждение профессиональной подготовки. Сразу появляется вопрос о необходимости закона, который бы регламентировал условия совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей на всех ступенях образования . Сколько человек должно быть в группе и сколько из них с ОВЗ? Дети с какими диагнозами будут обучаться в смешанных группах? И что опять делать тем, кто не может выйти из стен квартиры. Информативные источники сообщают о том, что число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено – не более 10% на всю школу и не более трех человек – в одном классе. В инклюзивной школе не может быть 50% детей с ограниченными возможностями здоровья , потому что тогда это будет не инклюзивная школа , а специализированная , 10% - это показатель, рекомендованный психологами.
Возникает вопрос о финансировании. Инклюзивная школа будет финансироваться как обычная общеобразовательная ? Но ведь затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению особых детей, никак не уложатся в этот норматив. Возникает также вопрос оплаты труда педагогов в группах, где совместно обучаются разные категории детей.
На сегодняшний день важнейшей задачей является выявление всех заинтересованных сторон с их интересами и потребностями. Все трудности, сомнения, опасения, недоумения, недоразумения, чувство замешательства всех заинтересованных (а также незаинтересованных) лиц необходимо выявить и обозначить. А опасений и сомнений будет много и, чтобы процесс инклюзии стал успешным , их все нужно разрешить.
Со своей стороны хочется добавить, что без специально обученного специалиста , сурдопедагога (если идёт речь о глухих детях) инклюзивная школа обойтись не сможет. Сурдопедагог может предоставить информацию и проконсультировать по многим вопросам, например, как пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами. Сурдопедагог поможет составить программу развития ребёнка, оказывать поддержку семье и играть связующую роль между домом и образовательным учреждением .
И, в заключении, хочется отметить следующее : конечно же, замечательно, что сегодня поднимается вопрос об инклюзивном образовании , которое даст возможность с развитием интеграции детей в школе менять отношение взрослых к проблеме детей-инвалидов в обществе, где они должны быть равными среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.
Публикации по теме:
Деловая игра «Инклюзивное образование» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования. Оборудование: Доска, мел, листы бумаги,.
Анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.
Инклюзивное образование как инновационный проект в системе дошкольного образованияВ условиях модернизации российского образования, коснувшегося.
УДК 373.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Е. А. Кукушкина, специалист по социальной работе ГБУ.
Инклюзивное образование и детки с ОВЗ. Здравствуйте,уважаемые коллеги!Хотелось бы побеседовать с вами об инклюзивном образовании дошкольников и о детках с ОВЗ. Как вы считаете,правильно.
Инклюзивное образование - проблемы и пути реализации. Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический.
Долгое время в отечественной системе образования детей делили на обычных и с ограниченными возможностями. Поэтому вторая группа не могла до конца интегрироваться в общество. Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, напротив, это он не был подготовлен к ним. Сейчас, когда все стремятся максимально включить людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, все больше разговоров о новой системе. Это инклюзивное образование, о котором речь пойдет в статье.
Что это значит?
Чаще всего непривычный пока для нас термин используется в педагогике. Инклюзивная - это стратегия образования, которая включает как детей с особыми потребностями, так и обычных. Такой подход позволяет каждому, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей, обучаться вместе со всеми. Что же все-таки подразумевается под инклюзией?
Во-первых, введение в образовательный процесс всех детей с помощью программы, которая создается индивидуально для каждого ребенка.
Во-вторых, создание условий для обучения и удовлетворения индивидуальных потребностей личности.
Инклюзия в дошкольном учреждении
Новый подход в образовании начинается с самой первой его ступени: детского сада. Для того чтобы обеспечить детям равные возможности, помещение и оборудование дошкольного учреждения должно отвечать определенным требованиям. И не нужно забывать о том, что педагогические кадры должны иметь соответствующую квалификацию для работы с детьми. Также обязательно наличие в штате следующих сотрудников:
Инклюзивный - это возможность с самого раннего возраста воспитывать в детях уважительное отношение ко всем сверстникам, независимо от их возможностей. В данный период времени существуют следующие виды инклюзии в дошкольном образовании:
- ДОУ компенсирующего вида. Его посещают дети с определенными формами дизонтогенеза. Обучение организовано с учетом их потребностей.
- ДОУ комбинированного вида, где вместе с детьми, не имеющими ограничений, воспитываются также дети с другими потребностями. В таком учреждении создается предметно-развивающая среда, которая учитывает индивидуальные возможности всех детей.
- ДОУ, на базе которых создаются дополнительные службы. Например, службы ранней помощи или консультативные центры.
- Массовые ДОУ, имеющие группу кратковременного пребывания "Особый ребенок".
Но не только в детских садах вводят инклюзию, она затрагивает все уровни образования.
Школьная инклюзия
Теперь речь пойдет о среднем образовании. Инклюзивная школа предполагает следование таким же принципам, что и ДОУ. Это создание подходящих условий и построение процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей школьника. Очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех аспектах школьной жизни, как и остальные учащиеся.
Учителя должны быть компетентны в инклюзивных вопросах, должны понимать потребности всех детей, обеспечивая доступность образовательного процесса. В школьный процесс должны вовлекаться и другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог).
Также педагог должен активно взаимодействовать с семьей особого ученика. Одной из первостепенных задач учителя является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности могут отличаться от общепринятых.
В театре
Оказывается, область инклюзивная - не только педагогов, но и людей других профессий. Например, театральных. Так бы создан инклюзивный театр.
В нем играют не простые актеры, а люди с различными формами дизонтогенеза (проблемами со слухом, зрением, ДЦП и т.д.). Работают с ними профессиональные театральные педагоги. Зрители могут наблюдать, как актеры выступают в известных пьесах, как стараются им понравиться. Примечательно, что их эмоции отличаются настоящей искренностью, которая свойственна детям.
Основатели подобных театров не просто помогают таким людям найти себя в обществе, но и доказывают, что они обладают большими возможностями. Конечно, ставить "особые" спектакли - это непросто, но те эмоции и чувства, которые получают все участники театрального действа, прибавляют им уверенности.
Проблемы инклюзии
Несмотря на то что принципы инклюзивные - это правильные и необходимые в современном обществе, внедрение в жизнь подобной программы дело непростое. И тому есть несколько причин:
- непригодная инфраструктура детских садов и школ, построенных в то время, когда такой подход не практиковался;
- детей с особыми возможностями могут считать необучаемыми;
- недостаточная квалификация педагогических кадров для работы с такими детьми;
- не все родители готовы ввести ребенка в обычный социум.
Инклюзивный подход - это возможность создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности инновационного подхода, нужно создать необходимые условия для его успешной реализации. Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только материальную, но и учебную базу для осуществления данного образовательного процесса.