1825-1855 гг. - период правления в России императора Николая I Пав­ловича.

Внутренняя политика Николая I была направлена на сохранение самодер­жавия и поддержание существующего порядка. Для борьбы с инакомыслием в 1826 г. было основано Третье отделе­ние Императорской канцелярии и при­нят новый цензурный устав. В 1832 г. после подавления восстания в Царстве Польском был утвержден его новый статус в составе Российской империи и отменена польская конституция. Для поддержания порядка была проведена целая серия реформ: в 1826-1832 гг. М.М. Сперанский провел кодификацию законов; в 1837-1841 гг. П. Д. Киселев провел реформу государственных кре­стьян; в 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел финансовую реформу. В 1848 г. была начата инвентарная реформа. Николай I уделял внимание развитию образования в России: в 1828 г. был открыт Технологический институт в Петербурге, в 1834 г. - университет в Киеве. Николай I стремился развивать в России промышленность и транспорт: в 1840 г. были закрыты все фабри­ки, использовавшие крепостной труд; началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрыти­ем; в 1837 г. была открыта первая в России железная дорога Петербург - Царское Село; в 1851 г. закончилось строительство железной дороги Петер­бург - Москва. Николай I запретил по­мещикам продавать крестьян без земли и ссылать их на каторгу; крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность. При Николае I вновь началось пресле­дование старообрядцев.

Во внешней политике основными направлениями были западное и юж­ное. На западе Николай I стремился не допускать революций в европейских странах. Так, в 1849 г. он отправил рус­ские войска на подавление венгерской революции. На юге Николай I стремил­ся обеспечить покровительство России христианским народам в Османской им­перии и присоединить новые террито­рии в Закавказье. С этой целью Россия вела в 1826-1828 гг. войну с Ираном и в 1828-1829 гг. - с Турцией. Для подчинения народов Северного Кавказа были построены несколько укрепленных линий и шли почти непрерывные бои с горцами. В 1832 г. Николай I оказал помощь турецкому султану в войне с пашой Египта и по договору 1833 г. черноморские проливы были закрыты для военных кораблей нечерноморских держав. В 1853-1856 гг. России при­шлось воевать против Англии, Франции и Турции, стремившихся вытеснить ее с Балкан и с Черного моря.

Историки, в частности А. Н. Саха­ров, считают, что период правления Николая I сложно оценить однозначно. С одной стороны, были проведены серьезные реформы системы государ­ственного управления, облегчилось положение крестьян, развивалось об­разование, транспорт, преследовали чиновников-взяточников. В этот период в России начался промышленный пере­ворот. С другой стороны, сохранялось крепостное право, жестко преследо­вали инакомыслящих, старообрядцев. По итогам Крымской войны Россия потеряла право держать военный флот в Черном море.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • ЕГЭ. Историческое сочинение

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1019-1054 гг.

      Указанный период относится к истории Древней Руси, охватывая собой годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого. В числе важнейших событий и процессов дан­ного периода можно выделить следующие: защита населения Древней Руси от внешней агрессии, рас­ширение границ государства; укрепление между­народного авторитета Древнерусского государства; создание письменного свода законов;...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1078-1093 гг.

      1078-1093 гг. - период третьей княжеской усобицы в Киевской Руси. Перед смертью Ярослав Мудрый установил порядок наследования вели­кокняжеского престола его сыновьями. Согласно воле Ярослава старший сын Изяслав получал Киев и великокняже­ский стол, следующий по старшинству Святослав - Чернигов, второй по зна­чению город Руси, следующий сын - Всеволод получал Переяславль и так далее. Все должны были...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1237-1480 гг.

      Данный период относится ко времени полити­ческой раздробленности русских земель и процесса образования национального Российского государ­ства. Он связан с таким историческим явлением, как господство ордынцев над значительной частью русских земель. Важнейшие события этого периода связаны с нашествием монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на северо-восточные земли: в 1237 г. подверглось...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1425-1453 гг.

      Данный период - время междоусобной войны потомков Дмитрия Донского в Московском кня­жестве, получившей у современников название «Шемякина смута». Этот конфликт является частью длительного процесса образования единого нацио­нального Русского государства. Начало войны связано с таким событием, как смерть Василия I, оставившего московский и вла­димирский престолы 10-летнему сыну Василию (Василию II)....

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1632-1634 гг.

      Короткий период начала 30-х гг. XVII в. связан с таким внешнеполитическим событием как Смо­ленская война. Причины войны вытекают из Смут­ного времени, когда в результате интервенции Речи Посполитой Россия потеряла Смоленскую, Чер­ниговскую и Северскую земли (Деулинское пере­мирие 1618 г.). Во главе Российского государства в этот период находился Михаил Федорович, первый представитель династии...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1730-1740 гг.

      Данный период является частью эпохи «дворцо­вых переворотов», он охватывает время правления императрицы Анны Ивановны. В числе важней­ших событий этого периода - попытка Верховного тайного совета ограничить власть монарха. Анне при восшествии на престол предлагалось подпи­сать кондиции (условия): согласовывать важней­шие дела во внутренней и внешней политике с Верховным тайным советом. Но часть...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1813-1825 гг.

      Рассматриваемый период связан с развитием российского общества после победы страны в Оте­чественной войне 1812 г. и разгрома наполеонов­ской Франции в заграничных походах русской армии. Для социально-экономической жизни данного периода характерен процесс восстановления эко­номики после войны, особенно хозяйств в запад­ных районах. Также продолжается наметившийся еще в конце XVIII в. процесс...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1907-1914 гг.

      Данный период связан с окончанием первой рус­ской революции. Он характеризуется процессом эволюционного развития политической системы страны, стабилизацией общественно-политиче­ской жизни. Ключевой фигурой эпохи является премьер-министр П.А. Столыпин, назначенный на пост в 1906 г. Важнейшие явления этого периода связаны с его деятельностью. В первую очередь, не­обходимо отметить проведение...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1914-1921 гг.

      Период 1914-1921 гг. занимает особое место в российской и мировой истории. Он характеризу­ется таким явлением, как кризис российской госу­дарственности. Этот кризис многие историки свя­зывают с Первой мировой войной. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России в ответ на нача­тую Россией всеобщую мобилизацию, ставшую реакцией на военную агрессию Австро-Венгрии против Сербии. В течение...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1945-1953 гг.

      Данный период вошел в историю как период позднего сталинизма. Его хронологические рамки определены двумя важнейшими событиями. Пер­вое - окончание Великой Отечественной (9 мая) и Второй мировой войны (2 сентября). Завершение периода связано со смертью советского руководи­теля И. Сталина. В числе важнейших процессов данного периода можно выделить такие как: восстановление эконо­мики и...

1825-1855 годы Отечественной истории относятся к эпохе правления Николая I. В эти годы произошли следующие события: Восстание декабристов, Крымская война, Финансовая реформа Канкрина и многое другое.

Начну с Восстания декабристов, произошедшего 14 декабря 1825 года. Причиной выступления являлось желание заговорщиков свергнуть существующий государственный строй, воспользовавшись периодом междуцарствия. Декабристы намеревались склонить солдат к мятежу и силой препятствовать присяге войск Николаю I, заставив Сенат и Государственный совет принять манифест к русскому народу. Манифест провозглашал отмену крепостного права, рекрутской повинности, цензуры. В нем также объявлялось о созыве великого собора для решения вопроса о будущей форме правления.

Восстание было назначено на утро 14 декабря 1825 г. Руководителем заговорщики избрали С. Трубецкого, который в будущем сыграл ключевую роль в развитии всего восстания. Дело в том, что незадолго до начала восстания Трубецкой изменил свое мнение касательно планов декабристов и не явился на Сенатскую площадь. Это сразу же сказалось на настроениях собравшегося народа, который в условиях сложившейся неопределенности не знал, что делать и как поступить теперь. Однако, не теряя времени, к мятежникам с уговорами обратился Милорадович, герой войны 1812 года. Декабристы же опасались влияния военачальника на настроение собравшихся солдат, поэтому вскоре Милорадович был смертельно ранен выстрелом из пистолета.

Стрелял в него Каховский, который окончательно определил исход случившегося события. Восстание декабристов закончилось стрельбой правительственных войск по толпе, повлекшей за собой массовые жертвы, а также произвело сильное впечатление на Николая I. До конца своих дней монарх опасался повторения тех событий, чуть не приведших к революции, и поэтому проводил реакционную политику, стараясь всеми силами пресечь подобные настроения в народе.

Другим, несомненно, важным событием является Кодификация законов Российской империи. Дело в том, что к началу правления Николая I в России накопилось множество противоречащих друг другу законов, которые требовалось упорядочить и исключить лишние. Работу по составлению нового свода законов император поручил группе юристов под руководством Сперанского. Именно этот государственный деятель сыграл выдающуюся роль в составлении нового законодательства. Сперанским были собраны и расположены в хронологическом порядке все законы, изданные после 1649 года. Всего по его руководством было составлено 47 томов Полного собрания законов Российской империи и издано 15 томов действующих законов Российской империи. Новый свод позволил упорядочить деятельность государственного аппарата, ознаменовав собой новую эпоху развития права в России.

В целом, эпоха правления Николая I была крайне противоречивой. С одной стороны, в это время проводятся многочисленные реформы в разных сферах общества: денежная реформа Канкрина (позволившая существенно укрепить экономику), реформа Киселева, создание нового свода законов Российской империи. Также начался промышленный переворот, были построены первые железные дороги в России, что положительно сказалось на экономическом развитии страны. Однако с другой стороны, Николаевская эпоха ознаменовалась господством цензуры и полицейского контроля, которые были обусловлены борьбой с революционными настроениями в обществе. Однако это не мешало развитию многих революционных кружков, сложившихся именно в это время, которые в будущем стали основой революционного движения, подражая в своих намерениях декабристам. При Николае I Россия также участвовала в Крымской войне. Печальный итог этого внешнеполитического конфликта заставил Александра II серьезно взяться за проведение реформ в стране, дабы восстановить пришедшую в упадок экономику. А нежелание Николая I решать крестьянский вопрос вынудило Александра II срочно проводить меры по отмене крепостного права, дабы избежать нарастающего недовольства в обществе. Поэтому период правления Николая I можно назвать противоречивым, но однозначно сильно повлиявшим на весь ход будущей истории России.

1825-1855.

Перечень событий, явлений, процессов которые можно описать в историческом сочинении:

  • Укрепление самодержавия, централизация государственного управления (создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, установление официальной идеологии — «Самодержавие, православие, народность» и др.)
  • Совершенствование законодательства России.
  • Дальнейшее развитие экономики страны (начало промышленного переворота в России, реформа управления государственными крестьянами Кисилёва П.Д., 1837-1841, финансовая реформа Канкрина Е.Ф., 1839-1843)и др.
  • Решение крестьянского вопроса(Указ «Об обязанных крестьянах», 1842)
  • Борьба с инакомыслием и революционными выступлениями.
  • Дальнейшее развитие культуры и образования.
  • Решение восточного вопроса.
  • Участие в подавлении революционных выступлений в Европе (подавление революции в Венгрии в 1849, польского восстания в 1830-1831 и др.)
  • Участие России в Крымской войне (1853-1856)
  • Продолжение Кавказской войны(1817-18640

Примечание

Материал по перечисленным направлениям можно найти на историческом портрете на данном сайте, а также на сайте poznaemvmeste . ru

Эпоха Николая I – одна из противоречивых эпох правления Романовых. Началась она с подавления восстания декабристов и закончилась участием в Крымской войне, что показало низкую боеспособность российской армии. В течение этого периода — ужесточение режима, борьба с любым проявлением инакомыслия, стремление установить жёсткий порядок в стране, да и влиять на политику в Европе. «Жандармом Европы» называли Россию Николая 1, а самого императора историки называют одним из самых реакционных правителей дома Романовых. В период правления Николая I проводилась кодификация законов, создавалась Его Императорского Величества Канцелярия, предпринималась попытка решения крестьянского вопроса (Указ «Об обязанных крестьянах), проводились реформы Кисилёвым П.Д., Канкриным Е.Ф. и многое другое. Одни события и явления политики совершенствовали развитие России, другие — способствовали замедлению её движения вперёд по пути прогресса. Остановлюсь на двух, на мой взгляд, наиболее значимых событиях эпохи.

1. Одним из важнейших направлений деятельности Николая 1 стало ужесточение режима, усиление самодержавной власти,наведение порядка в стране .

Причины тому — восстание декабристов, показавшее несовершенное государственное развитие России по сравнению со странами Запада, появление многочисленных кружков, в которых не только обсуждалось положение дел в России, но и планировались революционные выступления, например, петрашевцев. Николай I боялся, что революционные идеи, настроения Запада появятся и в общественных кругах России. Поэтому создание 3 отделения Его Императорского Величества Канцелярии в 1826 году во главе с графом Бенкендорфом А.Х., а затем и корпуса жандармов — это результат стремления царя и усилить свою власть, не дать распространиться вольнодумию в стране.

Велика роль в данном процессе- Бенкендорфа А.Х. – главного начальника 3 Отделения и шефа жандармов. Сам он и не стремился к знанию, а в распространении его видел лишь опасность для существующего строя. Узость мысли делала его в вопросах политики необычайно черствым и нетерпимым. Круг ведения третьего отделения, с самого начала охватывавший почти все стороны тогдашней русской жизни, на практике оказался еще более широким; в его состав вошли цензурные и некоторые судебные функции. Кроме многообразных служебных обязанностей императором на Бенкендорфа А.Х была возложена цензура сочинений А. С. Пушкина. Всю страну наводнили тайные агенты и сыщики, подозревая каждого, кто осмеливался высказываться против строя. Разгром кружка Н.П. Сунгурова в 1831 г., Герцена А. и Огарёва в 1834, преследования П.Я. Чаадаева за его « Философические письма» в 1836, арест петрашевцев в 1849- это небольшая часть репрессий, проводимых отделений, возглавляемым Бенкендорфом А.Х.

Последствием деятельности 3 Отделения стала атмосфера страха, появившаяся в обществе, пресечение любых попыток вольнодумия, протеста, ужесточение режима, усиление самодержавия в стране.

2.Немаловажным событием во внутренней политике Николая 1 стала кодификация законов под руководством Сперанского М.М. . Законодательным документом на тот момент было Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 года. Прошло уже около двух веков, произошли большие изменения в стране, появилось множество законодательных нормативных актов, которые не только часто дублировали друг друга, но и противоречили. Необходимо было привести в систему все имеющиеся законы, то есть их кодифицировать, и в то же время отдельно выделить действующие законы, чтобы облегчить работу всем государственным учреждениям.

Данную работу было поручено провести . , который с 1826 года возглавил 2 Отделение Канцелярии императора, специально созданное для систематизации законов страны. Сперанский М.М. был одним из самых образованных и юридически опытных сановников. Именно он предложил план кодификации законов: сначала все их собрать, исключить уже отменённые, сопоставить повторяющие и противоречащие друг другу, пересмотреть законы с точки зрения современной жизни, исключить устаревшие нормы, включить новые. Это была действительно колоссальная работа.

Следствием стало создание в 1830 году 45 томов « Полного собрания законов Российской империи» (в нё м был собраны законы с 1649 по 1825 годы), а также в 1833 году — «Свода законов Российской империи» (вступил в силу в 1835 году)- действующее законодательство, систематизированное по отраслям права: уголовное, гражданское, торговое и др. Данный «Свод» был признан единственным основанием при решении административных и судебных дел.

Значение данной работы огромно. Было не только систематизировано законодательство, но и облегчен процесс ведения юридической практики, контроль за ней. Кроме того, законодательство стало доступно для изучения, что формировало правовую культуру общества. Сам Сперанский М.М.был награждён императором Андреевской звездой и получил графский титул.

Оценка правления Николая I неоднозначная. Безусловно, нужно отметить, что шаг вперёд был сделан и в законодательной сфере, и в экономике, и получило дальнейшее развитие решение крестьянского вопроса. Но в то же время это было время жесткого преследования борцов за свободу, да и вообще любого вольномыслия, период ужесточения режима. Нерешённость многих вопросов привела к тому, что Россия оказалась позорно отставшей в военном отношении от стран Европы. Крымская война — тому доказательство. Всё это станет причиной реформирования страны, которое проведёт сын Николая I — Александр II.

Материал к историческому сочинению по правлению Николая 1 можно найти

Комментарий к фрагменту

Вот в данном случае я бы не начинала сочинение с этой сомнительной, пусть и принадлежащей Л. Н. Толстому, характеристике личности.

Фактическая

В этом предложении - сразу несколько фактических ошибок. Во-первых, Николай, конечно, был сыном Павла, но контрмеры,если уж Вы на них настаиваете, были связаны с правлением его старшего брата - Александра Павловича. Во-вторых, при Павле не было никакой автономии университетов, которую можно было бы отменить. В-третьих, цензурная политика в формальном плане появилась опять же при Александре.

Комментарий к фрагменту

Очень неудачная формулировка. Чтобы показать суть консервативного поворота в образовании в николаевскую эпоху, надо вспомнить, что было создано при Александре I. И тогда скажется вполне просто: доступ к двум верхним ступеням в образовании (гимназиям и университетам) был закрыт крестьянам, им оставалось только приходское и уездное образование.

Фактическая

Крайне неудачно выражено. Министерство не выбирает, а назначает - в этом и есть ограничение автономии. И потом - почему только проректоры и профессора???? А куда дели ректора и деканов??? И потом - совсем забыли про фигуру попечителя учебного округа, которая и олицетворяла власть чиновной бюрократии над научной интеллигенцией.

Комментарий к фрагменту

Как ПСС не зачту. Рассказываете об изменениях в начальном и среднем образовании. О высшем речь ведёте приблизительно. Для балла по К-3 важно было бы назвать хотя бы одно НОВОЕ образовательное учреждение. Самый лёгкий пример: основание в 1828 г. Технологического института для подготовки национальных инженерных кадров в условиях начавшегося промышленного переворота.

Комментарий к фрагменту

Комментарий к фрагменту

Не знаю, будут ли меняться критерии в сторону смягчения, но до сих пор ролью не считалась позиция про ""руководство сражением"". Поэтому балл по К-2 за Нахимова не ставлю. Роль была бы более показательной, если бы пара слов была сказана про руководство обороной Севастополя в первой половине 1855 г.

Комментарий к фрагменту

Думаю, что ПСС может быть зачтена. Есть факт 1 = Крымская война. Есть факт 2 = завершивший её мирный договор с наиболее важными его составляющими. Балл по К-3.

Комментарий к фрагменту

Самое главное для критерия К-4 = КОНКРЕТНОСТЬ. Не просто общий вывод по выше сказанному, а установление конкретной связи события (событий) в пределах описываемого периода с будущим. В Вашем случае это был бы самый простой ход: нейтрализация Чёрного моря по условиям Парижского мира 1856 г. будет отменена в результате действий А. М. Горчакова в 1871 г. во время Лондонской конференции. Или про образование: Александр II восстановит автономию университетов в ходе реформы высшего образования 1863 г.

Историческое сочинение 1825-1855

Показать текст целиком

1825-1855- это период правления Николая I (Палкина) . Период правления Николая I вошел в историю России как период контрреформ. Действительно, Николай I проводил полностью противоположную его отцу Павлу I политику, он всячески ограничивал свободы путем отмены автономии университетов, ужесточения цензуры и т.д.

Николай I вошел в историю как Палкин. Палкиным его прозвали не просто, а именно потому, что он проводил крайне консервативную политику. Ярким примером проявления его внутренней политики является реформа Образования. Суть реформы состояла в том, что вводилось сословное образование, также школы разделялись на 3 вида: приходские, уездные и гимназии, а также теперь проректоры и профессора выбирались министерством народного просвещения , ликвидировалась автономия университетов. Следствием данной реформы стало полная ликвидация автономии университетов, но есть и хорошие стороны, благодаря данной реформе увеличено число различных учебных заведений.

Также в период правления Николая I была разработана и введена денежная реформа Канкрина (1839-1843 гг). Причиной стало то, что России требовалось восстановить экономику, выйти из кризиса, и этим выходом стала реформа Канкрина. Данная реформа подразумевала провозглашение денежной единицей страны- серебряный рубль, государственным а

Критерии

  • 2 из 2 К1 Указание событий (явлений, процессов)
  • 0 из 2 К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
  • 2 из 2 К3 Причинно-следственные связи
  • 0 из 1 К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
  • 1 из 1 К5 Использование исторической терминологии
  • 0 из 2 К6 Наличие фактических ошибок
  • 1 из 1 К7 Форма изложения
  • ИТОГО: 6 из 11

Вера Александровна Криушина