Дмитрий Николаев
Классный час «Афганская война»

Классный час «Афганская война »

Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен . Ушла в историю Афганская война . Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война .

Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось : ложь и правда вместе.

СТИХ ученика про Афганистан «в»

РОЛИК «Слезы и боль России»

Афган – как долго длятся ночи,

Для поседевших матерей,

Все в черном, выцветшие очи,

Все ждут они своих детей.

Родине служат солдаты России, провожают и ждут их матеря.

СТИХ ученика о матери 6 «в»

Ролик «Я служу России»

Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну , стал частью этой войны , а война частью солдата .

СТИХ 6 «а»

Ролик «Честь имею!»

Поклянемся друзья,

Не забудем парней,

Тех, кто жизни отдал

На афганской земле .

Память в сердце о них

Сохраним навсегда,

Если только самим

Жизнь подарит судьба.

СТИХ 6 «а»

Через Афганскую войну прошло - 620 .000 солдат и офицеров, 14 453 - погибло, 53.753 - ранено.

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

И не только им, а всем солдатам, защищавших нашу Родину.

Русский солдат – это тот, кто себя не жалея

Защитит ценой жизни друзей.

Пусть в груди у него заалеет,

Но он сердцем других горячей!

Он из тех, кто людей благородно

Из-под пули спасет без наград.

Он из тех, кто душою свободно

Предан родине. Русский солдат!

Ролик «Россия великая страна!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Классный час Чем богат человек Классный час «Чем богат человек» Цель: показать духовные ценности человека. .Оборудование: АРМ учителя, бумага, фломастеры, магнитная.

Классный час «Дети войны» Цель классного часа: способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа. Задачи:.

Классный час «Дружба начинается с улыбки» ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Открытый классный час «Дружба начинается с улыбки!» 2.

Классный час «Милосердие» Ярошинская Светлана Эдмундовна учитель начальных классов КОУ «Адаптивная школа № 12» Классный час: «Милосердие» Цель: Знакомство детей с.

Классный час «Я маленький гражданин России» Классный час. «Я – маленький гражданин России». (2 класс) Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные.

Классный час «Разговор о вредных привычках» "Разговор о вредных привычках" Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью. Задачи: Выработать у учащихся.

Классный час в 1 классе «Я уже школьник» Классный час. 1 класс. Тема: Я уже школьник. Цели: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль, ознакомить с некоторыми правилами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Пояснительная записка Это сценарий мероприятия, приуроченного к 20 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитан на детей 11-15 лет(5-8 кл.). Встреча предполагает не только непосредственно общение с ветераном афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор При разработке этого классного часа и презентации к нему использовались материалы школьного музея Боевой Славы

2 слайд

Описание слайда:

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу: наладить контакт с общественной организацией воинов – афганцев; пригласить гостя: воина, прошедшего службу в Афганца. Подготовить кабинет: экран; мультимедийный проектор; Подобрать стихи; Подобрать музыкальное сопровождение. Заранее учащиеся составляют вопросы для гостя. Можно организовать по окончанию проведения мероприятия выезд для возложения цветов, можно показать фильм об Афганской войне. Используемые формы и методы реализации: основная форма проведения это встреча с человеком, знающими вопрос изнутри. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступления учащихся(они читают стихи, которые вы встретите в презентации), беседа, которая строится по плану, предложенному учащимися.

3 слайд

Описание слайда:

Классный час « Афганистан - незаживающая рана» (посвященный 20-летию вывода советских войск из Афганистана) Разработан и проведен классным руководителем 5 класса МАОУ «Голышмановская СОШ» Тюменской области Голышмановского района Большакова Мария Николаевна

4 слайд

Описание слайда:

Цель: ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определение исторического значения афганской войны. Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов. Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация

5 слайд

Описание слайда:

Историческая справка Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан. Площадь Афганистана: 649 507 кв.км. Население 25 825 000 человек. Столица: Кабул. Валюта: 1 афгани. Государственный язык: афганский, персидский, пушту. Другие языки: узбекский, турецкий. Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм.

6 слайд

Описание слайда:

Из истории Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. 10 лет продолжалась афганская война (1979-1989гг). За этот период в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане прошли службу более 500000 военнослужащих, в том числе 60000 офицеров.

7 слайд

Описание слайда:

Причины войны в Афганистане Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.

8 слайд

Описание слайда:

Обращение к СССР с просьбой Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку. Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

9 слайд

Описание слайда:

Кабул далекий и безжизненная степь Пропахли дымом от разрывов громких, Ты долго не увидишь сыновей, Спасающих другой народ от горя. Мы, Родина, покинули тебя, Нам совесть путь - дорогу указала: Иди и выполняй святой приказ, Чтоб Родина спокойно засыпала.

10 слайд

Описание слайда:

Ввод Советских войск в Афганистан, 1979г Время выбрало нас, Закружило в Афганской метели. Нас позвали друзья, Мы особую форму надели. И в огне трудных горных дорог Своей кровью кропили походы. Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы.

11 слайд

Описание слайда:

25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка‑Шинданд‑Кандагар, Термез‑Кундуз‑Кабул, Хорог‑Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. В состав советского контингента входили: управление 40‑й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.

12 слайд

Описание слайда:

Исходя из целей ввода соединения и части 40-й армии дислоцировались в жизненно важных районах и центрах Афганистана. С первых дней пребывания на афганской территории на ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: оказание содействия в упрочении местных органов власти; охрана народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами в интересах ОКСВ, вооруженных сил, министерств и ведомств Афганистана. Ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции. прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения в ДРА караванов и отрядов моджахедов. оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.

13 слайд

Описание слайда:

Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Одной из важнейших и наиболее сложных задач ОКСВ в Республике Афганистан являлась задача по охране народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и проводке по ним транспортных колонн. Эту задачу ОКСВ выполнял с первого же дня пребывания на территории сопредельного государства. Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению. Так, агитационно- пропагандистскими отрядами 40-й армии, были безвозмездно розданы жителям афганских кишлаков десятки тысяч тонн продовольствия. Итак, введенная в конце 1979 г. - начале 1980 г. на территорию Афганистана группировка советских войск и ее личный состав с первых дней оказались в весьма специфических условиях. Это потребовало внесения серьезных изменений в типовые организационно-штатные структуры и оснащение соединений и частей, в подготовку их личного состава, повседневную и боевую деятельность ОКСВ.

14 слайд

Описание слайда:

Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Только по мере завершения «холодной войны» в мире возникла возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводило свои войска, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 начался вывод советских войск. . 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов

18 слайд

Описание слайда:

7 апреля 1988 г., министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Язов подписал директиву, определявшую порядок вывода войск из Афганистана и обеспечения их безопасности на марше. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе.

19 слайд

Описание слайда:

Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал-полковник Б. Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

20 слайд

Описание слайда:

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов-интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР.

21 слайд

Описание слайда:

Потери По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тысяч 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранения и контузии получили более 53 тысяч человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек. Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолетов и 333 вертолета

22 слайд

Описание слайда:

Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советские солдаты, офицеры и специалисты, сделали все возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. И неважно, к какому министерству, ведомству или организации тогда принадлежали люди, воевавшие в Афганистане! Важен общий подвиг, совершенный этими людьми, подлинными воинами-интернационалистами. Благодарная память о них не имеет права померкнуть. Сегодня в России мы вспоминаем тех, кто воевал, тех, кого с нами сегодня нет и мы должны за них быть счастливыми, достигать вершины которые для них остались не покоренные.

23 слайд

Описание слайда:

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Давно ушли мы из Афгана, Почти забыли запах дыма и огня, Но помню: было там все без обмана, А здесь все фальшь преследует меня. А здесь повсюду мелочность, нечестность, Которую встречаю я в штыки, И вспоминается в песке и пыли местность У той далекой и чужой реки. Не каждый ведь сейчас поймет, Как наши парни шли вперед Земля горела вся в дыму. От жажды трескалися губы, Горело горло, как в огне, Но парни стискивали зубы, Глоток воды свой отдавали мне А кто поймет, не испытать ему, Сейчас мне стыдно, что я раненый Просил и бредил о воде, Глоток, которой там был равен Порою жизни всей цене. Как братья были люди там, Ценой безмерной за все платили.

26 слайд

Описание слайда:

Разрывами гранат, осколками свинца, Афганистан! Ты весь во мне: Ты заревом окутан, весь в огне, Страданиям и болям нет конца. Афганистан! Ты наша боль и горе, Крик матерей доносится сюда, Горючих слез уж выплакано море, Пожалуй, хватит их на все года. И снова поднимаюсь я в атаку, И снова пули поднимают пыль. Афган! Зачем же раньше сроку Суровую всем открываешь быль. Историю не повернуть вспять, Сполна мы за Россию заплатили, Но память возвращает нас опять В Афганистан – туда, где мы служили.

27 слайд

Описание слайда:

В музее Боевой Славы ГОУ СОШ №229 есть экспозиция, посвященная воинам- афганцам, выпускникам нашей школы (бывшей Крюковской школы №1)

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Классный час «Афганистан - болит в моей душе»

Цели:

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжать формировать у подростков активную гражданскую позицию;

Образовательные:

познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.; помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения;

Развивающие:

продолжать развивать патриотические и гражданские чувства, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.

Задачи:

формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

формирование опыта нравственного поведения личности;

эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.

Оборудование:

Презентация «Афганистан болит в моей душе»

Ход классного часа:

Время неумолимо отсчитывает свои бег: 5, 10,15, 20…Двадцать три года минуло с той поры как завершилась война в Афганистане. Восемнадцатилетние парни, одев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернуться домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.

Нет больше рядом тополей

И тех цветов, что ты нам подарила.

Нет больше рядом матерей

И той земли, которая взрастила.

О, русские цветы и тополя!

О, русские рассветы и закаты!

Родимая, далёкая земля,

Мы шлём тебе поклон,

Твои солдаты.

Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда –то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна славянская фамилия…

Немного расскажу об Афганистане.

До середины 70-х годов Афганистан оставался из наиболее отсталых государств мира. 86% населения проживали в деревне, почти 3 млн вели полукочевой образ. Больше половины земли оставалась необработанной, крестьян жестоко эксплуатировали. В Афганистане не было ни современной промышленности, ни железных дорог.

В стране были межнациональные противоречия. Страну населяли пуштуны, узбеки, таджики, белуджи, хазарейцы и др. Одни хотели чтоб страна стала развитой, другие наоборот чтоб страна оставалась отсталой.

Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и .

(песня Синева)

12 декабря 1979 года на очередном заседании Политбюро было принято решение о вводе советских войск для оказания интернациональной помощи афганскому народу.

Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: летим в Афганистан,

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем не строки.

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески

И сапогами скалы будем мерить.

В горах у нас один закон, один завет:

Коли – руби душманского бродягу.

И если не поймаешь в грудь свинец,

Медаль на грудь получишь за отвагу.

25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан.

На аэродромы в Кабуле и Баграме с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.

Основные задачи перед бойцами Советской Армии.

1.Ликвидация бандитских формирований.

2.Провод колонн с горючим и продуктами для местных жителей, помощь им.

3.Охрана специалистов.

4.Прочёска кишлаков, операция по изъятию оружия.

Прежде всего русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Но не все страны хотели этого укрепления позиций России.

Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская армия не была готова к такой войне. Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, а и то их на всех не хватало и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем. Наших солдат называли афганцы Шурави.

Подготовленные в лагерях моджахеды (бандиты) проникали горными тропами на территорию Афганистана, вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы и больницы, разрушали линии электропередач, убивали учителей, врачей.

Отряды моджахедов пытались действовать открыто, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике «из-за угла», потому, что открытые столкновения оказались им не под силу.

Настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики

Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.

Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером».

Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненные, которых надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом.

(песня «Афганский ветер»)

Сколько жизней было потеряно на этой жестокой беспощадной войне.

Сколько слёз было пролито поседевшим от горя матерями.

15 февраля 1989 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.

Десятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день. Но самыми невосполнимыми потерями были люди.

9 лет и полтора месяца длилась афганская война.

Сотни тысяч людей могут сказать: «Афганистан болит в моей душе».

Афганистан болит в душе тех, кто шагал горными тропами Афганистана.

Афганистан болит в душе тех, кто терял друзей в той далекой стране.

Нестерпимой болью и горечью Афганистан болит и будет болеть в душе тех, кто потерял в этой войне сыновей, мужей, братьев, отцов.

5.462.555 человек прошли через Афганистан;

13.836 человека убиты или умерли от ран и болезней

49.985 человек получили различные ранения

6.669 человек стали инвалидами

312 пропали без вести

На горных заставах, в воздухе и на земле, выполняли свой воинский долг мальчишки. Это они попадали в засады и заживо горели в БТРах. Это они глотали пыль дорог под перекрестным огнём пулемётов, это они, рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых, это они, оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей.

Чем он стал для нас? Расплатой за легкомыслие политиков, Божьей карой или способом прозренья-истории предстоит ещё ответить, но Родина посылала своих солдат на защиту своих южных рубежей, а не подчиниться приказу они не могли. Это потом развязывание этой колониальной войны было признано трагической ошибкой, авантюрой. Во имя чего мы воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..

Афганистан… Высоких слов не надо

Его и так - не спрятать, не забыть.

Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,

А кто погиб, тот в песнях будет жить.

Афганистан… Кровавые закаты,

Песок и горечь. Все ни как у нас.

И шли на смерть российские солдаты

Не обсуждая Родины приказ.

Не берите, парни, не берите

На себя за прошлое вину…

Лучше руку дружбы протяните

Всем, прошедшим через ту войну.

Разработка классного часа по теме «Солдат войны не выбирает»

Цель: воспитание гражданско - патриотических чувств подрастающего поколения

Задачи:

    В день вывода советских войск из Афганистана вспомнить события, предшествовавшие ему

    Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде.

Оформление:

    выставка книг об Афганистане

    презентация «Солдат войны не выбирает (Афганская война 1979-1989 г.г.)»

Оборудование:

Компьютер.

Музыкальное оформление:

А.Розенбаум - «Монолог пилота «Черного тюльпана»;

А.Сухов и ансамбль «Каскад»- «Мы уходим»;

Ансамбль «Голубые береты» - «Расплескала синева, расплескала…»

Ход классного часа

Ведущий 1

Мальчишкой был убит в Афгане.

За что? Кого он защищал?

И, закрывая рукой раны,

Ты перед смертью “мама” прошептал.

Она, безумная от горя,

Прижавшись к цинку головой,

Шептала, дав слезам всю волю:

Я так ждала тебя домой”.

Ведущий 2. Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Никем и никому не объявленная

Ведущий 3. Что же это за страна – Афганистан?

Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам.

    Территория 647,5 тысяч кв. километров.

    Население 15,5 млн. человек.

    Более 20 народностей

    Официальный язык – пушту и дари

    Столица – Кабул

    Господствующая религия – ислам

    Долгое время – колония Англии

    В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость

    27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.

Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… (из книги С.Алексиевич «Цинковые мальчики»).

Ведущий 2: 1979 год. Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Еще никто не догадывается, что продлится она долгие многие молодые жизни. В конце декабря в Афганистан по договоренности с руководством введены советские войска. Поводом стала просьба президента Афганистана Хафизуллы Амина об оказании ему военной помощи для борьбы с антиправительственными силами. 25 декабря 1979 г. дворец Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Советское руководство приводит к власти в Афганистане нового президента Бабрака Кармаля.

Ведущий 1. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом, официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг.

Вооруженная борьба со стороны советских войск вначале ограничивалась отдельными ударами и рейдами, в дальнейшем вылилась в систему специальных наземных, воздушно-десантных и воздушных операций.

Со стороны моджахедов велась вначале в форме партизанских действий, затем стала приобретать все более организованный и масштабный характер. Настоящая партизанская война. Несмотря на абсолютное техническое превосходство «Ограниченного контингента советских войск» (ОКСВ- «40-я армия») война стала затяжной. А тем временем в Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы.

Слово учителя

«Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны…

Ведущий 3.

Так продолжалось 10 лет, 2238 дней.

14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез.

Ну, вот и кончилась война,

Которая была не наша…

Ведущий 1.

Каждое время рождает свои песни. Эта война породила немало одаренных поэтов, бардов. В песнях появились мужество и стойкость, чувства и переживания молодых людей, с оружием в руках исполнявшие свой воинский долг. Эти песни писали ребята, прошедшие ад афганской войны. Они знали ее не со стороны, поэтому простыми словами этой песни говорит сама правда. Такое нельзя придумать, это надо пережить самому.

На советские, позже - российские экраны вышли фильмы об Афганской войне: «Афганский излом», «Девятая рота» и другие. В них так же сделана серьёзная попытка показать весь трагизм и героизм тех событий, желание понять и объяснить, что поднимает людей в атаку, ведет навстречу пулям и какие чувства испытывает человек на войне, находясь на зыбкой границе, отделяющей жизнь от смерти

Ведущий 2.

Мы два года шагали с тобой

По горячим дорогам войны,

Нам знакомы и зной, и бой

И тюльпан афганской вины.

Ах, тюльпан прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней

Алым пламенем вы проросли,

Словно кровь наших русских парней.

Слово учителя:

Время и история всё расставит по своим местам. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом. (слайд №15).

Такие воины-афганцы есть и в нашем селе.

Ведущий 3.

Родители, мой брат, друзья, невеста!

Простите, что вот здесь себе я выбрал место.

Я вас любил, я жизнь любил,

И не моя вина, что мало жил.

В чужой стране я вас берег

И честно выполнил свой долг.

Ведущий 1. Афганистан – это боль, скорбь, память. Это война, в которой наши ребята были просто солдатами…

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках они держали автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.

Димова Наталья Петровна
учитель математики и информатики
КГКСКОУ СКОШ 5 вида № 2
г. Комсомольск-на-Амуре

Данный материал предназначен для учащихся и рассчитан на 8-10 классы. Используется на внеклассных мероприятиях и классных часах. Класный час посвящен, памяти погибших войнов-интернационалистов. Мероприятие развивает интерес у учащихся к историческим событиям, уважение к России, расширяет кругозор.

Цели:

1. Наполнить благородством и уважением отношение к России.
2. Развитие интереса к историческим событиям.
3. Расширение кругозора.
4. Воспитание чувства любви к Родине.

Оборудование: проектор, слов слова, видеофильм о войне, аудио песни про Афган, презентация, минута молчания.

Ход классного часа:

Я не знаю, кому и зачем (Читает стих – под минус песни)
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Недрожащей рукой,
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой. А. Вертинский.

Видео ролик - Афган (просмотр)

Сегодня ребята, мы с вами поговорим о знаменательной дате, которая вошла в историю России как Афганистанская война.
В течение этого времени хотелось, чтобы вы провели грань между трагической войной и миром, чтобы задумались над теми фактами, которые будут затронуты. Чтобы наполнились у вас сердца благородством и уважительным отношением к России, также хочется, чтобы вы гордились за своих земляков. Но при этом будем развивать умение слушать, анализировать, делать выводы при этом грамотно выражать свои мысли.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Война-какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Ушла в историю еще одна война, которая не пожалела молодые души ребят. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Слайд (карта): Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.
27 апреля 1978г- В Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. К власти пришли коммунисты, которые запрещали совершать утренние мотивы, посещать храмы, запрещали совершать мусульманские обряды. Никто не хотел соглашаться с этим. Так началась гражданская война в Афганистане против коммунистов. Афганистан попросил помощи у Советских войск. Наша страна откликнулась (Брежнев). Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер
? Как вы думаете, для чего были введены советские войска В Афганистан? (оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Задача русских войск-защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.).
Итак, началась война-25 декабря 1979
Слайд: Война в Афганистане продлилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней – 2238дней. Единого мнения о случившемся нет до сих пор, но сомнению не подвергаются мужество и честь, с которыми советские солдаты выполняли свой воинский долг, как тогда именовали - интернациональной.
Каждый из наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества».
15 февраля 1989г был осуществлен выход наших войск из Афганистана. Этот день 15 февраля – считают Днем памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Отечества.
Слайд: По официальным данным, за годы в Афганистане мы потеряли более 15 тыс, 36 тыс было ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц
? Сколько лет в этом году исполняется со дня вывода советских войск из Афганистана. (24 года)
Ни за что погибали молодые солдаты, отправленные в ад на землю песков и ветров. И вот об этих молодых солдатах пойдет сейчас речь:
(Я) Попов и Васянин - слайды
Выступление учащихся: войны - интернационалисты
Вы все наверняка, смотрели фильм «9 рота» - о событиях этой войны.
Слайд: В Хабаровске, ребята, установлен мемориал на площади Славы. «Черный тюльпан» - так назывался самолет, который вывозил умерших солдат с поле боя. На подиуме из гранита возвышаются три черных пилона в форме лепестков тюльпана, на которых расположены фамилий жителей Хабаровского края, погибших в «горячих точках». В центре, у основания лепестков, - полусфера диаметром около 2 м, на которой, как на глобусе, огоньками отмечены зоны конфликтов, где воевали дальневосточники. Вокруг полусферы надпись: «Землякам, павшим в локальных войнах и военных конфликтах». Перед тюльпаном высечена надпись: «Погибшим при выполнение интернационального и воинского долга в мирное время»
Редким выдается день, когда к этому обелиску не приходят люди. Одни останавливаются, чтобы прочесть, кем и когда отлит этот памятник, другие приходят с печалью в глазах и, тихо положив к мраморному подножию обелиска букетик живых цветов, молчат, бросая взор на черные лепестки тюльпана, пробитые осколками снарядов.

Слайд:
Минута молчания (памятник)
Помяни нас, Россия,
И злых, и усталых,
Одуревших от зноя,
Без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь
От привала к привалу,
От звезды до звезды,
От беды до беды.

Давайте почтим память не только войнов - афганцев, но и тех, кто не вернулся из горячих точек.
Итог мероприятия: Когда началась афганская война? Сколько она продолжалась?
Сколько лет в этом году исполняется, когда завершился выход советских войск из Афганистана?
Какие герои, воевавшие в Афганистане запомнились?

Дополнительно: архив, объемом 20,1 Мб, содержит

  1. Презентация в формате.ppt (15 слайдов)
  2. Видеоролик (.avi)
  3. Музыкальное сопровождение (.mp3)
  4. Конспект урока (.doc)

«ДОРОГАМИ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ»

Слайд №1

Ведущий:

Мост через пограничную реку Аму-Дарью и сотни женских глаз, устремленных туда, где у шлагбаума стоит пограничник, и вот-вот должна появиться очередная колонна с нашими солдатами.

Как вы думаете, о каком событии идет речь?

Правильно, 15 февраля мы отмечали 23 года со дня вывода войск из Афганистана.

Слайд №2

Наш классный час посвящен этой дате.

Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Слайд №3

По прошествии времени до сих пор остается актуальным вопрос: нужны ли были наши ребята в Афганистане? И нет однозначного ответа, более того, мнения резко расходятся.

Как это было: историческая справка

Слайд №4

1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники.

Слайд №5

Афганское правительство не один раз обращалось к правительству Советского Союза с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение всего 1979 года получало решительные отказ, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.

Слайд №6

И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято.

Слайд №7

Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время, “холодной войны”, время жестокого противостояния двух систем: Советского Союза и Соединенных Штатов Америки

Слайд №8

Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”.

Слайд №9

Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 18- 20 лет.

Слайд №10

Что было? Как было? И так ли было?

25 декабря 1979 года в 15.00 часов по московскому времени в Кабул и Баграм начался ввод советских войск. Началась ожесточенная афганская война, которая продолжалась 10 лет.

Слайд №11

1 солдат: “Афганистан мне показался раем. Реки сказочно- голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел, как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий плеск. Никакой войны…”

Слайд №1 2

2 солдат:

Там пальм упругие листы,
Как зеркала, сверкают,
И звезды с чистой высоты
По ним в траву стекают.
Там над ручьем стоит камыш
В три роста человечьих,
Летучая ночная мышь
Порхает в нем беспечно.
Там обезьяны из чащоб
Пугают визгом уток.
Там снайпера стреляют в лоб,
Что тоже кроме шуток.

Слайд №13

3 солдат:

Полыхал бэтээр за спиною,
И бензин разливался вокруг.
И навеки прощался со мною
Настоящий непесенный друг.

Видеоролик:

Слайд№

Ведущий

Им было 20. Что они видели? Ничего, кроме того, как убивать, а затем умирать в одиночестве своих воспоминаний.

Дорогами войны в Афганистане прошло 546 тысяч 255 человек.

За эти годы на афганской войне погибло 13 тысяч 833 военнослужащих, в том числе 1 тысяча 979 офицеров.

Слайд №

Груз 200. До сих пор матери оплакивают своих сыновей, сестры -братьев, жены- мужей, сыновья -отцов.

Награждено орденами и медалями СССР более 200 тысяч человек. 71 военнослужащих удостоены звания Герой Советского Союза, 25-ти из них звание присвоено посмертно.

Видеоролик: 19 лет

Ведущий

1989 года. Советские войска покинули Афганистан. С радостью мы встретили наших солдат. С радостью, омраченной горем. Тихая Амударья для многих стала рекой, отделяющей царство мертвых, им уже никогда не переплыть ее. Там, за рекой, земля пропитанная кровью тысяч наших солдат.

Ведущий:

В Лаишевском районе на Афганской войне погибли пятеро молодых ребят.

Слайды№№

Ведущий:

Светлая память всем тем,
Кто не вернулся с войны,
Кто стал частичкой тишины,
Кто лег в горах и не проснулся
От необъявленной войны.

Видеоролик: Мы уходим

Ведущий:

Родина!… Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и безымянных героев.

Что толкало на это вчерашних мальчишек и девченок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность «за Россию, за народ и за все на свете».

Перед таким выбором, рано или поздно, окажетесь и вы, юноши- будущие защитники Отечества. Наверное, уже сейчас вы задумываетесь: «Служить или не служить в Армии?», но есть такая профессия «Родину защищать!». Я думаю, что сегодняшняя встреча дала вам хороший повод подумать об этом со всей серьезностью и ответственность.