Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»

«Умелые ручки»

Программа кружковой деятельности

для детей дошкольного возраста

Составитель:

Власова А.А.,

воспитатель МБДОУ

детский сад «Колобок»

2016

Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.

(С. Моэм)

Пояснительная записка

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном возрасте. Именно поэтому данная программа рассчитана на детей 3 - 6 лет.

Цели и задачи программы

Цель кружка:

Развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;

Развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

Создать условия для детского творчества;

обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;

Предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение довести начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.

Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Сроки реализации программы.

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.

Формы и режим .

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы подведения итогов.

Изготовление альбома фотографий детских работ;

Проведение выставок детских работ.

Основные методы работы.

Словесный– предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Примерная структура занятий.

    Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

    Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.

    Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

    Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

    Самостоятельное изготовление поделки.

    Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.

    По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.

    Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут (зависит от возраста). Общее количество занятий в год составляет: 32 занятия.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны уметь:

наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;

умение создавать аппликацию способом обрывания.

наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;

составлять плоскостную, сюжетную композицию;

осваивать последовательность работы.

Учебно-тематическое планирование

Октябрь

«Черепашка»

Аппликация из крупы. Формировать умение детей равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.

3

«Зайчонок»

Познакомить детей с методом рисования тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, черный). Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в творчестве и игре.

4

«Мышка» Работа с нитками

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Развивать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Ноябрь

«Грибочек»

Поделка из природного материала. Развивать умения детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

2

«Гусеница»

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда

3

«Конверт»

Продолжать развивать умение детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.

4

«Маленький цветочек, мамочке в подарок, приготовлю я

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Формировать умение детей передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного).

Декабрь

«Елочка»

Мозаика из пластилина. Формировать умение детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

3

«Снежинки»

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); закрепить умение детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое до конца.

4

«Новогодняя открытка»

Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем.

Январь

«Снеговик»

Познакомить детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать развивать умение детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.

2

«Деревья в снегу»

Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.

3

Вот на ветках птички: снегири, синички

Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их, правильно работать с ножницами.

4

«Кастрюлька для Юльки»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Закреплять умение детей посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо.

Февраль

«Лесовичок»

Продолжать развивать умение детей создавать образ сказочного человека из природного материала. Совершенствовать умение детей работать с хрупким материалом. Проявлять фантазию и творчество. Закреплять умение детей размазывать пластилин по поверхности картона. Формировать умение детей самостоятельно выбирать цвет фона и поделок, природный материал для аппликации. Закреплять умение работать с клеем и разнообразным природным материалом. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

2

«Валентинки»

Аппликация. Развивать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

3

«Галстук для папы»

Продолжать развивать умение детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам.

4

Аппликация. Формировать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

Март

«Солнышко»

Познакомить детей с техникой рисования клеем и пшеном. Закрепить умение детей посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

2

Аппликация из салфетки. Развивать умение детей приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, закреплять умения катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Продолжать развивать умения детей аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию.

3

«Подсолнух»

Аппликация из крупы. Развивать умения детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

4

«Ландыши»

Продолжать формировать навыки детей работать с природным материалом, ракушки. Совершенствовать умение размазывать пластилин по линиям. Развивать межую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность.

Апрель

«Нарядный мухоморчик»

Познакомить с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба.

2

«Божья коровка на листочке»

Формировать умения детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, что бы не загораживать работы других детей.

3

«Одуванчик»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать развивать умения детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

4

«Дельфин»

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Формировать умения детей равномерно намазывать небольшие участки изображения клеем и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Май

«Облако»

Познакомить с техникой рисования клеем и манкой. Закрепить умение детей посыпать рисунок манкой аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

«Рыбка»

Формировать умения детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.

«Барашик»

Познакомить детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

«Фрукты и овощи на тарелочке»

Закреплять умения детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.

Список используемой литературы.

    Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М.2008.

    Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 .

    Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

    Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.

    Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.

    Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.

    Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.

    http:/stranamasterov.ru

Паспорт программы дополнительного образования «Умелые руки» в общеобразовательной школе для воспитанников ИСТ

программы

Горшкова Прасковья Пантелеевна

Координатор программы

Администрация школы

Задачи курса

Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

Развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности младших школьников;

Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Срок реализации программы

Основные разделы программы

        1. Пояснительная записка.

          Цель программы.

        2. Особенности построения курса.

          Условия реализации программы.

          Предполагаемые результаты

          Календарно-тематическое планирование

          Ожидаемые результаты

          Оценка результатов работы.

          Библиография.

Направление деятельности : художественно-эстетическое

Уровень освоения : долгосрочная

Тип программы: модифицированная

Возрастной диапазон : младший школьный возраст (от 7 до 15 лет)

1.Пояснительная записка

В документах Федерального государственного Образовательного стандарта основного общего образованияодной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и школьном возрасте.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, этого для развития детского творчества уроков «Технологии» не всегда достаточно. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей в сфере кружковой деятельности направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

2.Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

3.Задачи программы :

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

6. Обучить выполнению швов «через край», «петельный», «вперед иголку», «тамбурный»

7. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, соленого теста.

Развивающие

1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память

Воспитательные

1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

2. Адаптировать детей к школе.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

4.Особенности построения курса.

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных объектов труда для школьников младшего и среднего звена.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, бисером, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

5. Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста 7 -15 лет

Год обучения: 1

Количество часов: 68 часа (1 раза в неделю)

Количество учащихся в группе: 10 человек.

6. Предполагаемые результаты:

К концу обучения учащиеся должны

знать:

    название и назначение материалов – бумага, ткань, бисер;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь :

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

7.Календарно-тематическое планирование

кружка «Умелые ручки»

Наименование раздела. Тема занятия

Количество часов

дата проведения

1.Работа с природным материалом (6 часов)

Теория – 2 час

Флористика. Природа северного края. Экскурсия на природу.

Практика - 4 часов

. «Крупяное панно. Воробей »

Поделка из гречневой и пшенной крупы

Составление композиции «Осень на Ямале»

6

2

2

2

15.09

22.10

29.10

. Работа с бисером (14 часов).

Теория – 2 час

Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

Встреча с руководителем кружка «Бисер» Генчик И.С.

Практика – 12 часов

Пробные плетения

Плетение национальных узоров

Плетение браслетов – «фенечек» из бисера

Цветы и деревья из бисера. Изготовление сувениров для дома

Оформление выставки

Работа с бумагой и картоном (15 часов).

Теория – 1 час

Профессия дизайнера. Экскурсия в кабинет труда.

Практика – 14 часов

Мозаика из цветной бумаги

Оригами «В мире животных»

Аппликации по желанию детей

Изготовление игрушек-сувениров

новогодний фонарик,

ангелочек

домовенок

Работа с бросовым материалом и соленым тестом (13 часов)

Теория – 1 часа

Интернет ресурсы в помощь начинающим художникам и скульпторам. Просмотр видео ролика «В мире прекрасного»

Практика- 12 часов

Поделки из соленого теста. Фигурки людей и животных

Конструирование игрушек из спичечных коробков. Автомобиль.

Конструирование игрушек из спичечных коробков. Игрушечная мебель для сказочных героев

Поделки из пластмассовых бутылок. Цветы

Работа с тканью и сукном (18 часов)

Теория – 2 час

Беседа + слайдовая презентация. «Чудесная иголка». Экскурсия в кабинет технологии.

Практика - 16 часов

Тренировочные упражнения по выполнению швов. Прием выполнения швов «через край», «петельный», «вперед иголку», «тамбурный

Техника выполнения швов «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу)

Вышивка (по шаблону) Цветы

Вышивка (по шаблону) Северные орнаменты

Вышивка (по шаблону) Олень

Оформление «Туча» (женской сумочки)

Изготовление сувениров по желанию детей

Итоговое занятие (2 часа).

Практика – 2 часа

Выставка творческих работ

Итого: 68 часов

14

2

2

2

2

2

2

2

15

1

2

2

2

2

2

2

2

13

1

2

2

2

2

2

2

18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6.10

13.10

20.10

27.10

3.11

10.11

17.11

24.11

1.12

8.12

15.12

22.12

29.12

12.01

19.01

26.01

2.02

9.02

16.02

23.02

1.03

8.03

15.03

22.03

29.003

5.04

12.04

19.04

26.04

3.05

10.05

17.05

1 год обучения определяет содержание и характер совместной работы воспитателя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия учащиеся под руководством воспитателя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

обеспечение программы.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов : ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.

Материал : ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

Программа предусматривает различные формы и методы работы :

    теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;

    работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

    практические занятия по изготовлению поделок и оформлению

Творческих отчетов о проделанной работе.

Методы

Приемы

Объяснительно-

иллюстративные

Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания

10.Ожидаемые результаты.

    Укрепление физических и психологических сил детей.

    Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

11.Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, участие в конкурсах, составление портфолио.

Поделки-сувениры используются в качестве подарков, оформления зала для проведения праздничных мероприятии

    Литература для педагога

    Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

    Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

    Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

    Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

    Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

    Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

    Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

    Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

    Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

    Кочетова С. В. “Игрушки для всех” . М., Олма-пресс, 1999.

    Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

    Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.

    Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

    Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

    Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.

Литература для обучающихся

    Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

    Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

    Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

В рамках организации работы детского досуга в МБОУ Развилковской СОШ с углублённым изучением отдельных предметов Ленинского муниципального района Московской области в летнем оздоровительном лагере “Факел” в 2009 году был организован кружок “Умелые ручки”, которым руководит учитель начальных классов Юркина Наталья Анатольевна. Проект основан на опыте преподавания ученикам начальных классов базовых знаний о народных промыслах.

Данная работа пишется на основании деятельности кружка за лето 2013 года.

Ежегодно для кружка разрабатывается новая программа. Учебный план и сетка проведения занятий кружка утверждены заместителем начальника лагеря по воспитательной работе Л. Ю. Величкиной и директором летнего оздоровительного лагеря “Факел” В.А. Роговой.

Количество занятий 8х3=24 часов за 1 лагерную смену, 2 раза в неделю с каждым отрядом (отрядов 3 в среднем по 20–25 человек).

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования кружка “Умелые ручки” составлена на основе рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 г № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, письма Минобрнауки от 11.12.2006 г № 06-1844 “ О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”, локального акта о программе дополнительного образования МБОУ Развилковской СОШ с УИОП от 26.05.2013 г приказ №1.

Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами лепки из бумаги, работе с бумагой и картоном.

Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны , т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой (“Квиллинга” нет).

Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Цель программы – развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно-нравственное развитие.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно– нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – “от родного порога в мир общечеловеческой культуры”.

Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Главный смысловой стержень программы. (Приложение 1)

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Направления работы:

  • Изготовление цветов в технике квиллинг.
  • Изготовление сувениров и открыток к празднику.
  • Конструирование.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 месяц обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7–13 лет.

Тип программы: Программа является модифицированной на основе программ: “Волшебная бумага”(авт. Мячина С.В.), “Бумажные фантазии”(авт. Шабунина И.А.), “Волшебство квиллинга”(авт. Осипова В.А.).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 13 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны, но на данный момент программа составлена на 1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря).

Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по распределению по отрядам. Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут 2 раза в неделю в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря “Факел” в первой половине дня. Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 “Методические указания” Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г). Этапы : теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Режим занятий – занятия проводятся по отрядам 2 раза в неделю с 9.15 до 12.00 в кабинете № 342 школы с 3 июня по 27 июня 2013 года. Всего планируется провести 8 занятий для каждого отряда.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Программа предусматривает формирование навыков:

1) чтения простейших схем по лепке из бумаги;
2) изготовления простейших игрушек и композиций;
3) украшение предложенных изделий краской.

Программа призвана:

1) Развивать наблюдательность, зрительную память.
2) Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус.
3) Развивать моторику рук, глазомер,
4) Развивать духовно– нравственное содержание каждого ребёнка.,
5) Способствовать сохранению здоровья школьников.

Формы подведения итогов:

  • По окончанию курса дети выполняют отчётную работу.
  • Текущие и отчётные работы представляются на отчётных выставках в школе (на стендах)
  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихсяпосле прохождения каждой темы.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:
– цветную бумагу,
– гофрированный картон;
– картон белый и цветной,
– клей (наилучшим является клей ПВА),
– зубочистка.

Инструменты : ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Учебно-тематический план занятий . (Приложение 3)

Материальное обеспечение программы:

Видеомагнитофон, видеокамера, проигрыватель дисков, телевизор, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, таблицы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, наличие у каждого посещающего кружок бумаги, картона, кистей для клея, ножниц, зубочисток, тряпочек для рук, клеёнок для стола, клея.

Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.

Приложение 5. Работы ребят.

Методическое обеспечение программы

  1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”, Москва 1996.
  3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва 2000.
  4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.
  1. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского – М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.
  3. Джейн Дженкинс . “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.
  5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
  6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с.

К современным детям предъявляется очень много требований: быть самостоятельными, творческими, инициативными и нацеленными на результат, как в сфере обучения, так и в других направлениях. Кружок «Умелые ручки» создан для того, чтобы дети могли развить свои творческие способности. О том, что ждет детей при посещении кружка очумелых ручек в начальной школе, читайте в нашей статье.

Кружок «умелые ручки» как в начальной школе, как и в детском саду имеет общую направленность. Главные цели программы кружка «умелые ручки» - это развитие творческих способностей детей и креативного мышления, а также формирование разносторонне-развитой личности. План кружка «умелые ручки» нацелен на то, чтобы дети могли проявить свои лучшие качества: активность, любознательность, творческое мышление, развитое воображение и многое другое.

Предлагаем вам подробнее узнать о том, какую программу занятий предлагает кружок умелые ручки, 1 класс: программа кружка «умелые ручки» включает работу с бумагой и картоном, тканью, бросовым материалом и пластилином.

Из картона и бумаги дети делают закладки для книг, также большой популярностью пользуются поделки из оригами. Юных творцов обязательно учат создавать симметричные формы, складывая цветную бумагу пополам и вырезая разные формы: фрукты, овощи, листья, цветы и многое другое. Дети с удовольствием создают красочные аппликации, чаще всего для этого им предлагается ознакомиться с образцом. На занятиях кружка практикуется изготовление разнообразных настольных игрушек. Также с особой радостью дети работают на уроках, связанных с праздниками: речь идет об изготовлении елочных игрушек и нарядных карнавальных масок.

Во время работы с тканью дети изучают различные виды швов. В первую очередь производят обучение таких швов, как шов «вперед иголка» и шов «через край». Во время нескольких уроков дети создают салфетки с бахромой, следующая серия занятий посвящается созданию мягких игрушек. Также некоторые кружки практикуют изготовление одежды для кукол Барби.

Работа с пластилином включает лепку разных предметов по образцу: овощей, людей, животных. Несколько уроков посвящается созданию пластилиновой аппликации, для основы которой используется цветной картон. И, наконец, на итоговых занятиях детям предлагается сделать поделки по собственным идеям и фантазиям.

К концу семестра кружок «умелые руки» должен обучить детей использованию таких материалов, как бумага, ткань и пластилин. Также дети должны знать назначение ножниц, иглы, наперстка, кисточки, клея и других ручных инструментов. Учениками должны быть изучены правила безопасности труда и личной гигиены при работе с подручными инструментами. Дети должны уметь выполнять задания учителя, использовать шаблоны, соединять детали в аппликации и вышивать стежками «вперед иголка».

Утверждаю

Директор школы____________

Кузнецова О.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Водзимонская средняя общеобразовательная школа

Вавожского района Удмуртской Республики

Программа внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Умелые ручки».

Составитель: Чукурнева О.Н.

учитель начальных классов.

Водзимонье 2016-2017

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 6-11 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи:

Научить детей основным техникам изготовления поделок;

Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

Привить интерес к народному искусству;

Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Связь занятий «Умелые ручки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)

Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Особенности реализации программы:

Внеурочная деятельность «Умелые ручки» проводится во второй половине дня. Местом проведения занятий может быть кабинет технологии, кабинет начальных классов, библиотека, культурно-оздоровительный центр села.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

По количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;

По особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;

По дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» рассчитана для проведения занятий во второй половине дня. Продолжительность обучения 1 учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1,5 час. Количество часов за год: 34 часа.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

знать :

    название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

    Некоторые традиции удмуртского народа (куколка-оберег из ткани, изделия из теста в удмуртской кухне).

К концу 1 года обучения обучающиеся должны уметь :

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

    интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

    познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

    адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

    внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

    устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    планировать свои действия;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

    адекватно воспринимать оценку учителя;

    различать способ и результат действия.

    проявлять познавательную инициативу;

    самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

    допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

    учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться, приходить к общему решению;

    соблюдать корректность в высказываниях;

    задавать вопросы по существу;

    контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

    учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

    владеть монологической и диалогической формой речи;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    высказываться в устной и письменной форме;

    анализировать объекты, выделять главное;

    осуществлять синтез (целое из частей);

    проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

    осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:

    развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

    расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

    познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

    использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

    познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

    совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

    оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

    сформировать навыки работы с информацией.

Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.

Тематический план.

В программу внеурочной деятельности «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с пластическими материалами», «Работа с тканью», «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном» «Работа с тканью» «Текстильные материалы». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

1 класс

п/п

Тема занятия

Техника, материалы

Кол-во часов

I . «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

Аппликация, вырезание.

Аппликация, вырезание.

Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.

Аппликация, вырезание.

Букет из роз.

Моделирование.

Новогодний ангелок.

Бумагопластика.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

Торцевание.

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

Моделирование, вырезание.

«Робот». Подготовка модулей.

Оригами-мозаика.

«Робот». Сборка изделия.

Оригами-мозаика.

II . «Работа с природным материалом». (4 часа)

Аппликация.

Аппликация.

Аппликация.

III . «Работа с тканью». (5 часов)

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

IV . «Работа с пластическими материалами». (7 часов)

Рисование пластилином

Рисование пластилином

Рисование пластилином

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

Лепка из солёного теста

Лепка из солёного теста

V . «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

Куколка-оберег из ткани.

Изделие из ткани

Аппликация.

Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

2, 3 класс

Разделы программы, темы занятий

Техника. Материалы.

Кол-во часов

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

2. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Осенние фантазии из природного материала.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

Картины из листьев. Продолжение работы.

Аппликация.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

3. «Работа с бумагой и картоном». (11 часов)

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация, вырезание.

Фантазии из «ладошек».

Аппликация, вырезание.

Цветная бумага. Бумагопластика.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

Баночка, цветная бумага.

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». Продолжение работы.

Баночка, цветная бумага.

Чудо-елочка.

Оригами-мозаика.

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Оригами-мозаика.

4. «Работа с пластическими материалами». (8 часов)

Рисование пластилином

Рисунок. «Бабочка, цветок»

Рисование пластилином

Рисунок. «Бабочка, цветок»

Разрезание смешанного пластилина

Разрезание смешанного пластилина

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка»

Лепка из солёного теста

Лепка. Соленое тесто.

Лепка из солёного теста. Оформление работы.

Солёное тесто. Гуашь.

5. «Работа с тканью». (4 часа)

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Куколка-оберег из ткани.

Изделие из ткани

Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

6. « Текстильные материалы ». (6 часов)

Аппликация «Матрешка».

Лоскутки тонких тканей, картон.

Клубок шерстяных ниток, картон.

Клубок шерстяных ниток, картон.

Итоговое занятие. Выставка работ.

4 класс

п/п

Тема

Техника, материалы

Кол-во часов

I . Работа с пластическими материалами (9 часов)

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Черепашка».

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами».

Разрезание смешанного пластилина. Барельеф.

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами».

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка»

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка»

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

Пластилиновое рисование.

«Бабочка, цветок»

Пластилиновое рисование.

«Бабочка, цветок»

II . Поделки из гофрированной бумаги

(3 часов)

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. «Панно»

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

3. Модульное оригами (5 часов)

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка».

Цветная бумага. «Стрелочка», «Оригинальные закладки».

Объёмное изделие «Сундучок санбо».

Цветная бумага

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки».

Баночка, цветная бумага.

4. Текстильные материалы (5 часов)

Аппликация из цельных нитей. «Снежинка».

Клубок шерстяных ниток, картон.

Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик».

Клубок шерстяных ниток, картон.

Аппликация из резаных нитей. «Африканская хижина».

Клубок шерстяных ниток, картон.

Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Клубок шерстяных ниток, картон.

Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

Лоскутки тонких тканей, картон.

5. Шитьё и вязание (12 часов)

Шитьё медвежонка. Раскрой деталей.

Ткань, пуговицы, нитки.

Сшивание деталей медвежонка.

Ткань, пуговицы, нитки.

Сшивание деталей медвежонка.

Ткань, пуговицы, нитки.

Оформление медвежонка: пришивание пуговиц (глаз). Набивание мягкой игрушки мягким материалом.

Ткань, пуговицы, нитки.

Шитьё мягкой игрушки «Кругляш».

Ткань, пуговицы, нитки.

Раскрой деталей «Кругляша».

Ткань, пуговицы, нитки.

Сшивание деталей мягкой игрушки «Кругляш».

Ткань, пуговицы, нитки.

Пряжа, крючок.

Вязание крючком прихватки «Овечка».

Пряжа, крючок.

Итоговое занятие. Выставка работ.

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

    патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

    трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

    ценностного отношения к природе, окружающей среде;

    ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

    интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

    формирование информационной грамотности современного школьника;

    развитие коммуникативной компетентности;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края.

При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа (1 час).

    Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

    Требования к поведению учащихся во время занятия.

    Соблюдение порядка на рабочем месте.

    Соблюдение правил по технике безопасности.

    Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом(4 часа).

    Рассказ о флористике. Природа Удмуртской Республики.

    Изготовление композиций из засушенных листьев.

    Изготовление животных из шишек.

    Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).

Работа с бумагой и картоном (11 часа).

    Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

    Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изделия из оригами «Сундучок санбо», «Стрелочка», «Оригинальные закладки».

    Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

    Изготовление «Чудо-ёлочки».

    Цветочные фантазии.

    Наряд для баночки.

    Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с пластическими материалами (8 часов).

    Рассказ о глине и пластилине, солёном тесте. Некоторые изделия из теста в удмуртской кухне.

    Рисование пластилином

    Разрезание смешанного пластилина

    «Расписной» пластилин, полученный способом резания.

    Лепка из солёного теста. Перепеч, пельнянь- удмуртские блюда.

    Лепка из солёного теста по образцу или замыслу детей.

Работа с тканью (4 часа).

    Знакомство с наперстком.

    Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

    Изготовление куколки-оберега из ткани. Куколка-оберег в удмуртской народной традиции.

    Знакомство с пришиванием пуговиц.

    Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

    Изготовление аппликаций из жатой ткани.

Текстильные материалы 6 часов).

    Аппликация «Матрешка». Русский народный сувенир.

    Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

    Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». НРК «Лён».

    Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». НРК «Шерсть».

    Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Подведение итогов (1 час).

Список литературы для учителя:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Список сайтов:

4. Сайт Страна Мастеров

http :// stranamasterov . ru

5. Сайт Всё для детей

http :// allforchildren . ru

Список литературы для учащихся

1. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.