Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем школьной библиотеке?

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных образовательных стандартов.
Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. Только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием.
Какие изменения происходят (или должны происходить) в школьных библиотеках?
1.Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

2.Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия. В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

3.Школьная библиотека - это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это еще и формирование информационной грамотности и культуры. Понимание ИГ у нас приобретает гипертрофированный и несколько убогий характер. Всё сводится к тому, что человек должен уметь искать книжку, или работать со словарем, или нажимать на кнопки. На самом деле информационно-коммуникативная компетенция - гораздо более широкое понятие.
Когда мы учились, то очень много конспектировали первоисточников и через эти конспекты научились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат... Современные дети (и не только дети, к сожалению) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Тут же просят отксерокопировать. Нет ксерокса - пытаются сфотографировать на телефон. Если он не берет мелкие тексты, начитывают на телефон, как на диктофон... Изощряются кто как может. Всё, что угодно, только чтобы не работать. Некоторые взрослые их в этом поощряют.

4.Через весь ФГОС красной нитью проходит: использования ИКТ и внедрение их в школах рассматривается как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика». Уже в начальной школе дети должны овладеть азами поиска, сортировки информации, ее упорядочения и хранения - с использованием компьютерной техники! Несомненно, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету. Кроме того, организуя доступ к информации, следует умно ограничить его, ограждая детей от «плохого Интернета». Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

5.Еще один момент, о котором есть также упоминание в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д.
Мы часто слышим, библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей.

6.Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...




Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной думой РФ 21 декабря 2012 года 1. В организациях, осуществляющих образовательную, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данным, информационным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая ученики и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Статья 18


2007 год 30 мая - на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что школьные библиотеки должны быть оснащены передовыми информационными системами, едиными программными продуктами, программным обеспечением год - разработана Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года


Из выступления президента Д.А.Медведева по поводу утверждения г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития»









Ключевые установки концепции новых образовательных стандартов в деятельности школьных библиотек Информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса. Развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности. Информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.


Основные документы Фундаментальное ядро содержания общего образования Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Проект) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа.




Кадровое обеспечение Укомплектованность библиотечными кадрами Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности) Непрерывность профессионального развития Уровень профессионализма, качественные результаты работы Инновационность деятельности


Материально-техническое обеспечение Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам. Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Достаточность площади и освещенности. Размещение рабочих мест и зон. Наличие современной библиотечной техники и мебели. Наличие читального зала. Число читательских мест. Наличие медиатеки.


Материально-техническое обеспечение Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ). для проведения массовых библиотечных мероприятий. Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


Информационно-образовательное обеспечение Технологические средства: АРМ библиотекарей персональные компьютеры для пользователей базы данных коммуникационные каналы программные продукты Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности


Информационно-образовательное обеспечение размещение и сохранность информационных ресурсов организация электронного каталога и работа с ним; фиксация хода библиотечного процесса взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет)


Информационно-методическое обеспечение обеспеченность УМК на разных носителях укомплектованность учебно- методической и программно- методической литературой ЭОР, в том числе размещенными в федеральных и региональных базах детской художественной и научно- популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями).




Ориентированных на создание условий: Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях. Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды Ориентированных на результат: Ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы. Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий. Работа в школьной команде по внедрению ФГОС. Сотрудничество с педагогами


Задачи Освоение новых информационных технологий Направления: библиотечное - НИТ внедряются в технологические библиотечно - информационные процессы (автоматизация библиотеки) образовательное - НИТ внедряются в основную деятельность школы, в т. ч. и на школьную библиотеку Формирование у школьников информационной грамотности предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных организатор и помощник в проектной деятельности, нацеленной на выработку у учеников умения вести поисковую и практико-исследовательскую деятельность


Положительные моменты в деятельности школьных библиотекарей: освоение и внедрение компьютерных технологий в информационно-библиотечное обслуживание; использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания; разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки; создание модели школьной библиотеки в соответствии с концепцией развития школы; разработка концепции, программы развития библиотеки; эстетичность и наглядность библиотеки; оригинальное оформление книжных выставок; системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов: гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения: использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки: создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению.




Школьники о библиотеке будущего «…Библиотека будущего – это много компьютеров и места, чтобы ими пользоваться; разные зоны для тихих и шумных мероприятий; здесь можно встречаться с друзьями, читать журналы, делать домашнюю работу; здесь можно учиться и просто находиться, здесь есть место для того, чтобы думать и отдыхать; персонал – профессиональные сотрудники, приятные, дружелюбные и уравновешенные люди; помещения - уютные, открытые, хорошо освещенные и красочные; библиотека – это искусство, культура и книги, это – территория детства…»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Школьная библиотека в условиях реализации ФГОС

М.Н. Бученкова, к.п.н., доцент кафедры образовательного менеджмента

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия,129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются положения ФГОС, касающиеся школьных библиотек, взаимодействие учащихся и школьной библиотеки, формирование информационной компетентности учащихся, использование школьной библиотеки во внеурочной деятельности. Ключевые слова: школьная библиотека, внеурочная деятельность, информация, ФГОС, информационная компетентность, поддержка чтения, проектная деятельность.

Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.

Главной целью образования сегодня становится формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний. Образование в широком смысле рассматривается как инвестирование в развитие общества.

Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний.

Новая система образования должна ориентироваться не столько на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески креативная, интегрирующая, роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Введение нового стандарта образования может способствовать модер-

низации школьных библиотек. В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты - это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

Принципиально новое - это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы - внеурочной деятельности учащихся (рис. 1).

В соответствии со стандартом определены пять приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность.

Специалист библиотеки может и должен организовать внеурочную деятельность.

Для этого необходимо создать в школьной библиотеке следующие условия:

1) библиотека должна быть информационным центром с компьютерами и сложными программами;

Организация внеурочной деятельности

Направления развития личности

Спортивно- N оздоровительное

Духовно-нравственное

Интеллектуальное

^ Социальное ^ ^ Общекультурное ^

Формы деятельности А -

Научные исследования

Л / Общестаенно- N / поисковые^

полезные практики соревнования

^ Диспуты ^ ^ Конференции ^ ^ Секции

^ (Школьные нучныеЛ общества

Круглые столы

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов

Рис. 1. Схема внеурочной деятельности

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2) совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библио-течно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

Навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиогра-фическая компетентность);

Умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

Умения перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

Умения использовать современные информационные технологии.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки.

Главное - научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания, необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС школьные библиотеки становятся оперативными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Осуществить поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Ни одна другая библиотека не приближена к своему читателю так, как школьная библиотека. И это приближение налагает на школьного библиотекаря и педагогические задачи. По сути, школьный библиотекарь является и воспитателем, и учителем. Он использует как традиционные библиотечные средства, так и педагогические техно-

логии. Школьный библиотекарь прививает любовь к Отечеству, к славной истории предков, воспитывает чувство гордости и сопричастности достижениям страны, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор читателей, обучает способам работы с книгой, дает полезный опыт поиска и получения необходимой информации, то есть в полной мере реализует требования основных документов и положений ФГОС.

Школьная библиотека также должна принимать самое активное участие в проектной деятельности своих читателей, предоставляя традиционные и электронные источники информации, обучая поиску, отбору, обработке полученной информации.

Таким образом, в современных условиях информационного и культурного разрыва школьная библиотека способна компенсировать издержки среды, стать для наших детей своеобразной духовной скорой помощью, аптекой для души и с опорой на принципы ФГОС в полной мере реализовать поставленные перед образованием задачи по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

2. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках // Информ. бюллетень РБА. № 20. СПб., 2002. С. 127-130.

3. Архипова Л.В. Роль библиотеки в организации исследовательской деятельности школьников. СПб., 2010.

4. Барболина М.А. Место библиотеки в образовательном и воспитательном процессах. М., 2013.

5. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде. М., 2013.

6. Михальченко Е.П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы. М., 2004.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

SCHOOL LIBRARY IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

Buchenkova M.N., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof. of Education Management

Academy of public administration (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: [email protected] ABSTRACT

The article deals with the provisions of the GEF relating to school libraries, the interaction of students and the school library, the formation of information competence of students to use the school library during extracurricular activities.

Keywords: school library, extracurricular activities, information, GEF, informational competence, support for reading, the project activity. REFERENCES

1. Federal"nyy gosudarstvennyy obrazovatel"nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya . Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010.

2. IFLA/ UNESCO School Library Manifesto. Inform. byulleten" RBA, 2002, no. 20, pp. 127-130 (In Russian).

3. Arkhipova L.V. Rol" biblioteki v organizatsiiissledovatel"skoy deyatel"nosti shkol"nikov . St. Petersburg, 2010.

4. Barbolina M.A. Mesto biblioteki v obrazovatel"nom i vospitatel"nom protsessakh . Moscow, 2013.

5. Zuyeva Ye.M. Shkol"nyye biblioteki vnovoy obrazovatel"noy srede . Moscow, 2013.

6. Mikhal"chenko Ye.P. Shkol"naya biblioteka kakkomponentpedagogicheskoy sistemy . Moscow, 2004.

7. Polat Ye.S. Novyye pedagogicheskiye iinformatsionnyye tekhnologii vsisteme obrazovaniya . Moscow, 2010.

История и педагогика естествознания

В соответствии с пунктом 5 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 423-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую развития школьных информационно-библиотечных центров (далее - Концепция).

2. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (Зыряновой А.В.) разработать план мероприятий по реализации и представить его на утверждение руководству Министерства до 30 сентября 2016 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение

Концепция
развития школьных информационно-библиотечных центров
(утв. Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. N 715)

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации, школьные библиотеки), в Российской Федерации.

Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации были обозначены целевые ориентиры развития общего образования страны, в том числе создание новой инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, школьных библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в образовательные организации эффективных образовательных технологий и педагогических методик.

I. Значение школьных библиотек в современном мире

В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.

Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.

Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников. Сообществом педагогических работников на базе школьных библиотек создается авторский информационно-образовательный контент различных типов: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.

Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений.

В Российской Федерации, как и во всем мире, школьные библиотеки образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.

II. Проблемы развития школьных библиотек

Общее образование в Российской Федерации претерпевает масштабную реструктуризацию. За последние годы в ряде регионов страны сократилось количество образовательных организаций, в том числе в связи с их укрупнением, возросла численность обучающихся. По данным Федеральной службы государственной статистики, в образовательных организациях функционируют 45 729 школьных библиотек, общий фонд которых составляет более 616 млн экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.

Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий участников отношений в сфере образования, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства.

Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени.

Требуют актуализации федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям в части школьных библиотек.

Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует модернизации. Отсутствует централизованная методическая поддержка школьных библиотек на федеральном уровне и в большинстве случаев на региональном и муниципальном уровнях.

Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный характер. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек. Только в отдельных регионах созданы ассоциации школьных библиотек и (или) центры их методической поддержки.

Требует урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклатуру должностей педагогических работников введена должность "педагог-библиотекарь". Вместе с тем, по результатам опросов, проведенных Русской школьной библиотечной ассоциацией, только в каждой шестой образовательной организации страны такая должность введена в штатное расписание.

В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.

Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации.

В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.

Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") подключено 99,9% образовательных организаций, отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (только 52% образовательных организаций имеют электронную (цифровую) библиотеку). Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.

Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.

Фонды школьных библиотек укомплектованы словарными изданиями ненадлежащего качества. Нуждаются в совершенствовании порядок и механизмы профессионального отбора словарей разных типов современного русского языка, государственных языков республик Российской Федерации для использования их в образовательной деятельности.

В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, информационно-коммуникационных технологий и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.

Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.

В целом в Российской Федерации наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.

III. Цели и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

Задачами развития школьных библиотек в Российской Федерации являются:

совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек;

организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек;

расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

создание условий для дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей.

IV. Основные направления реализации Концепции

В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям школьных библиотек.

На федеральном уровне необходимо определить организацию, на которую будут возложены функции федерального информационно-методического центра (координация деятельности региональных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными организациями и общественными объединениями).

Во второй половине XX века функции федерального информационно-методического центра выполнял ныне действующий как структурное подразделение федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия образования" информационный центр "Библиотека имени К.Д. Ушинского" (далее - информационный центр).

Функции современного федерального информационно-методического центра также целесообразно возложить на указанный информационный центр.

Для эффективного развития школьных библиотек необходимо их объединение в сеть национального масштаба с поддержкой со стороны федерального информационно-методического центра.

В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих программы дополнительного профессионального образования, необходимо:

создать инфраструктуру для дополнительного профессионального образования педагогических работников, участвующих в библиотечной деятельности, актуализировать систему подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций, в том числе педагогов дополнительного образования, служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

разработать профессиональный стандарт "Педагог-библиотекарь".

В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной библиотеке необходимо:

создавать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые), которые способствуют реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;

предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;

создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;

обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.

В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:

пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями;

обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, а также оборудования;

проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе нового контента школьных библиотек участников отношений в сфере образования;

разработать механизмы, обеспечивающие самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента.

Для обеспечения полноты реализуемых школьными библиотеками функций должна быть организована их горизонтальная кооперация, которая предполагает взаимную поддержку участников образовательных отношений информационно-образовательным контентом и материально-техническими ресурсами.

Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети школьных библиотек является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, что позволит создать единую систему обслуживания всех категорий населения с работой по общему плану, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг обслуживания населения.

В части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо:

обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях;

создать единую технологическую платформу, объединяющую педагогических работников школьных библиотек, реализующую функции профессиональной социальной сети, реализации программ повышения квалификации (в том числе сетевой университет), аттестации педагогов-библиотекарей, возможность участвовать в разного рода голосованиях (онлайн-демократия), обеспечивающую доступ к научно-методическим наработкам, поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям образования.

На базе школьных библиотек должны получить широкое распространение электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, поддержанные авторским информационно-образовательным контентом.

Для поддержки процессов библиотечного обслуживания должно быть создано облачное программное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.

Для реализации межпредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.

В целях развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, поиск по внешним системам электронной дистрибуции, печать по требованию, мониторинг востребованности информационных ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.

Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным библиотекам обеспечить реализацию ФГОС и организовать продуктивное сотрудничество между педагогическими и руководящими работниками в рамках образовательной организации.

V. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.

В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.

Обзор документа

Разработана Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Ее задачами являются: совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек; организация методического сопровождения деятельности последних; расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; создание условий для дополнительного профобразования педагогов-библиотекарей.

Определены основные направления реализации Концепции.

1 Информационно- библиотечный центр школы как главный ресурс реализации ФГОС Информационно- библиотечный центр школы как главный ресурс реализации ФГОС Нина Аркадьевна Барсукова, зав. учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ Ульяновского ИПКПРО; директор АБОУУО (регионального представительства РШБА) книговед, канд. ист. наук Нина Аркадьевна Барсукова, зав. учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ Ульяновского ИПКПРО; директор АБОУУО (регионального представительства РШБА) книговед, канд. ист. наук


2 Цель ИБЦ: обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по формированию информационных компетенций школьников Цель ИБЦ: обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по формированию информационных компетенций школьников


Требования ФГОС: Обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических материалов, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности






6 ИБЦ – структурное подразделение школы. Главные задачи ИБЦ: 1. Обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в соответствии с информационными запросами. 2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и вспомогательными документами и информационной продукцией. 3. Создание в общеобразовательном учреждении информационно-библиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами. 4. Формирование информационно-библиотечного фонда. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата 5. Руководство формированием информационного мировоззрения обучающихся ОУ. 6. Формирование политики информационно-библиотечного обеспечения общеобразовательного учреждения. 7. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий. 8. Проведение методической работы по вопросам информационно-библиотечного и библиографического обслуживания. 9. Координация деятельности с электронными библиотеками и другими учреждениями. 10. Обеспечение возможности совершенствование профессионального уровня работников ИБЦ. 11. Осуществление хозяйственной деятельности в целях совершенствования информационно-библиотечного обслуживания.




8 Планируемые результаты: - обновление нормативной базы, регламентирующей введение должности педагога-библиотекаря и заместителя директора школы по ИБР; -готовность педагогических и управленческих кадров к введению должности педагога-библиотекаря и заместителя директора школы по ИБР; - издание методических рекомендаций учебных и учебно- методических пособий по вопросам развития и модернизации информационно-библиотечных центров образовательных учреждений (в том числе – на основе обобщения положительного опыта библиотекарей ОУ); - создание банка методической информации по вопросам развития и модернизации ИБЦ ОУ в условиях введения и реализации ФГОС.


9 Ресурсы развития: Планомерное повышение квалификации - Планомерное повышение квалификации - Развитие инновационной деятельности - Активное продвижение лучшего опыта - Укрепление межведомственного взаимодействия Ресурсы развития: Планомерное повышение квалификации - Планомерное повышение квалификации - Развитие инновационной деятельности - Активное продвижение лучшего опыта - Укрепление межведомственного взаимодействия


: Региональный уровень Муниципальный уровень Уровень общеобразовательного учреждения Пилотная площадка – информационно- методический центр для распространения передового опыта по организации и успешному функционированию информационно- библиотечного центра


11 Информационно-библиотечный центр: -центр формирования устойчивого интереса к чтению школьников; -центр семейного чтения; -центр информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса Информационно-библиотечный центр: -центр формирования устойчивого интереса к чтению школьников; -центр семейного чтения; -центр информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса