Любовь Васильева
Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь".
Задачи :
коррекционно-образовательные:
Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Г, Гь;
коррекционно-развивающие:
Учить детей дифференцировать звук Г, Гь изолировано, в слогах, словах, предложениях;
Развивать звуковой анализ и синтез;
Закрепить умение делить на слоги, находить ударный слог;
Развивать фонематический слух и восприятие;
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мышление;
коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, сотрудничество и навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: картинка с изображением буквы Г, символы звуков Г, Гь, стихотворения о букве Г, тетради, простые карандаши и цветные карандаши, капельки зеленого и синего цвета, картинки на звуки Г. Гь, буквы, магнитная доска.
Организационный момент.
Приветствие (установление контакта):
Здравствуй, здравствуй, юный друг!
Будем весело играть,
Звуки, буквы изучать.
Упражнение «Сердечко».
Артикуляционная гимнастика: «Кеша проснулся» (Игрушка попугай Кеша).
1. Логопед: Послушайте внимательно стихотворение. Какой звук вы чаще всего будете слышать?:
Гром, гром, гром,
Где-то рядом за холмом.
Гневно молния сверкает,
Голубь сжался под кустом,
Гусаки бегут гуськом.
(выслушивает ответы детей)
2. Логопед:
Звонко,громко повтори:
Га-га – га - плывут белые облака,
Гу-гу- гу - пасутся гуси на лугу,
Ги-ги –ги - быстро к стульчикам беги! (Дети садятся).
3. Логопед: Давайте вместе произнесем Г, кладите тыльную сторону ладони на горлышко.
Когда мы произносим Г, кончик язычка прижимается к потолку в глубине рта. Значит, есть преграда из язычка.
4. Характеристика звуков : Г- согл., звонкий, твердый, Гь – согл, звонкий, мягкий. (Показ символов)
5. Развитие фонематического слуха. (Различение звуков Г, Гь в звуковом ряду: - изолировано, - в слогах, - словах). На звук Г –, на звук Гь – .(Показываем капельки синего и зеленого цветов).
6. А вот буква Г пришла в гости (показывает картинку). На что она похожа?
Логопед читает стихи:
1. Буква Г как кран подъемный,
Груз поднимет многотонный.
2. Перед нами буква Г,
Стоит подобно кочерге.
(логопед показывает картинку).
7. Логопед: Внимательно посмотрите в тетрадь, назовите слова со звуком Г, Гь. Обозначьте квадратик соответствующим цветом. (Напоминает, что твердый звук обозначается: синим цветом, мягкий звук – зеленым).
8. Логопед:
Предлагаю дружно встать и поиграть:
Мы лопатки взяли,
Грядки мы вскопали,
Грабли быстро взяли,
Грядки разровняли
(Выполнение действий по тексту).
9. Логопед: Звуки спрятались в словах, отыщите их в названиях. Найдите звуки Г, Гь в названиях на картинке.
10. Пальчиковая гимнастика: «Раз. два, три, четыре, пять, будем буквы мы писать!»
11. Логопед: Предлагаю прописать в тетради букву Г, а затем прочитать слоги.
12. Дифференциация звука в словах.
Логопед: Наши звуки от нас спрятались. Предлагаю вас сделать звукобуквенный разбор слов и найти их. Первое слово для разбора: Грядки. Считаем сколько звуков в этом слове. Делим слово на слоги. Разбираем слоги по порядку. Выкладываем из букв слово. Ставим ударение.
Второе слово: Грабли. Выполняем разбор слова самостоятельно. Один ребенок выполняет задание на магнитной доске. Логопед обращает внимание детей на доску. А теперь посмотрите, правильно ли Вы выполнили задание?
13. Логопед: Предлагаю вам составить предложение из слов: грабли, грядка. А затем дети выкладывают схему предложения.
Итог:
Встаньте дети, встаньте в круг,
До свидания, юный друг!
Было весело играть,
Звуки, буквы изучать.
О какой букве и звуках мы сегодня говорили? Что понравилось? Какие трудности встретились?
Публикации по теме:
Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Граница знания: при изучении буквы К узнали, что у неё есть парная согласная буква Г.
Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Г, г и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока:
- формировать умение выделять и характеризовать звуки [г], [г, ],
- учить узнавать букву, обозначающую согласные звуки [г], [г, ],
- формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
- закреплять знания о признаках “опасных” мест и родственных словах;
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- расширять коммуникативные способности детей.
Оборудование: презентация; схемы (Приложение ), схемы звуков, индивидуальные листы для учащихся (Приложение ).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация знаний и определение
темы урока.
Презентация. |
- Ребята, на уроке обучения грамоте я
желаю вам успеха и удачи! Те, кто готов работать и
узнавать новое, кто не боится новых испытаний –
тихо садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит встреча с новой буквой. Как вы думаете, какой? Предлагаю позвать на помощь сказочного героя. Прочитайте стихотворение, подумайте, какие слова закрыты и о каком герое идет речь. Сегодня встретиться с новой буквой нам поможет КОЛОБОК. Вместе с ним я предлагаю отправиться к ней в гости в ГОРОД БУКВ. Кто согласен, поднимите руки. Тогда сядьте удобнее и в путь! |
Могут быть разные предположения учащихся. Читают стихотворение с экрана про себя, затем вслух хором: Из муки он был печён, Был он весел, Это колобок. |
II. Повторение пройденного материала.
1. Подсчет количества букв и звуков в словах. |
- Вот и ГОРОД БУКВ. Но что это, у входа в
город стоят стражники. Что нам делать?
А ведь нам, ребята может помочь КОЛОБОК. Прочитайте, что он говорит. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: ХОДИЛ ЕХАЛ РЫСЬ ПИСЬМО Почему в этих словах букв больше, чем звуков? Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Почему в слове букв меньше? А теперь посмотрите, по какому признаку слова распределены в два столбика: рысь, ехал, Задайте вопрос к каждому слову. Молодцы! Путь в город свободен! Мы в ГОРОДЕ! |
Предположения учащихся.
Читают с экрана: Нужно выполнить задание! Это слова: рысь, письмо. Потому что в словах есть мягкий знак, который не обозначает звука. Это слово: ехал. Потому что буква Е в начале слова обозначает два звука [й, э]. В первом столбике - слова, обозначающие предметы, а во втором столбике - слова, обозначающие действия предметов. Кто? Рысь. |
2. Повторение знаний о буквах.
Приложение 1 |
- Посмотрите, домики некоторых букв
закрыли тучки. Давайте вспомним, какие буквы
живут в этих домиках. Что вы знаете о буквах, живущих на улице ТВЁРДЫХ КОМАНД? Что вы знаете о буквах, живущих на улице МЯГКИХ КОМАНД? Как называются буквы, живущие на улице САМЫХ ЗВУЧНЫХ? Как называются буквы, живущие на улице ЗВОНКИХ и ГЛУХИХ? Назовите буквы согласных звуков, которые обозначают только твердые звуки. А только мягкие звуки? Я вас поздравляю, вы много знаете о буквах. Продолжаем путешествие по ГОРОДУ БУКВ. |
Называют буквы, живущие в закрытых
тучками домах.
Буквы а, о, у, э, ы показывают на твердость предыдущего согласного. Буквы я, ё, ю, е, и показывают на мягкость предыдущего согласного. Эти буквы называются сонорными. Это парные согласные. Буквы: ж, ш, ц. Буквы: ч, щ, й. Слушают звуки гитары. |
III. Фиксация нового материала.
1. Лексическое значение слова ГИТАРА. Приложение 2 |
- Звуки какого инструмента вы услышали? Что такое гитара? Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гитара. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог. |
- Мы слышали звуки гитары.
Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГИТАРА. Проверка работы фронтально. |
2. Выделение звуков [г], [г, ].
Приложение1 |
- Кто играл на гитаре в ГОРОДЕ БУКВ? Чтобы узнать, к какой букве мы сегодня зайдем в гости, мальчики составят звуковую схему слова ГУСИ, а девочки составят звуковую схему слова ГИТАРА. Произнесите первый звук в слове гуси. Произнесите первый звук в слове гитара. Дайте характеристику звукам. Какой буквой обозначаются эти звуки? Произнесите звуки [г], [г, ] громко, тише, шепотом. В какие звуки они превратились? Что вы знаете о букве Г? |
- Гусь и гусыня.
Два ученика составляют схемы у доски, а остальные учащиеся работают индивидуально, используя карточки звуков: Звуки согласные, звонкие. Буквой Г. Они превратились в звуки [к] и [к, ]. |
3. Умение слышать звуки устной речи. | - Послушайте стихотворение и
постарайтесь запомнить встретившиеся слова со
звуками [г], [г, ]. Гусь купил себе
гитару, |
Звуки встретились в словах: гусь, гитару, гусынею, гогочут, галки, голуби, грачи, могли. |
4. Чтение слов с буквой Г. | - Какую песенку про гусей вы знаете? Прочитаем слова из песни в “Азбуке” на с. 23. |
- Песенку “Два веселых гуся”.
Читают про себя, вслух слова песенки. |
IV. Динамическая пауза. | - Что же нам говорит КОЛОБОК? Слушайте КОЛОБКА и выполняйте за мной танцевальные движения. |
Читают с экрана:
Я тоже умею играть на гитаре! |
V. Первичное закрепление учебного
материала.
1. Лексическое значение слова ГУСЕНИЦА. Родственные слова. |
- Спасибо КОЛОБКУ!
Ребята, а кто появился на веселые звуки музыки? Прочитаем, какой разговор происходит между гусями и гусеницей в “Азбуке” на с. 23. А как вы думаете, являются ли слова гусь, гусыня, гусята, гусеница родственными? Прочитаем на карточке статью о значении этого слова. Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гусеница. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог. |
Гусеница. Читают про себя, вслух. Эти слова не родственные, так как гусеница имеет другое значение. Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГУСЕНИЦА. Работают на индивидуальных карточках. Проверка работы фронтально. Хоровое чтение слова по слогам. |
2. Упражнения в умении различать буквы Г
и К. Работа в парах.
Приложение 2 |
- В городе букв мы встретили гусей и
гусеницу, но мы отправились в гости к новой букве.
К какой букве зайдем? Встречает нас хозяйка, прочитайте, что она говорит? Поработайте в парах. В предложения вставьте пропущенные буквы: Тане поставили у…ол. Чтобы не искажался смысл речи, нужно правильно употреблять парные согласные. Кусочки праздничного пирога на доску прикрепят те пары, которые справились с этим заданием. |
К букве Г. Читают с экрана: Здравствуйте, гости дорогие! Помогите мне, пожалуйста, закончить печь праздничный пирог! На листах 3 изображение кусочка пирога. На обратной стороне выполнят задание. Сравнивают с эталоном на доске. На доске из кусочков составляется праздничный пирог. |
VI. Рефлексия. | -Вот и закончилось наше путешествие в
Город Букв. Букве Г мы говорим ……. Спасибо КОЛОБКУ за помощь. С ним мы еще встретимся на других уроках. Какая буква была главной сегодня на уроке? Что вы о ней запомнили? Поднимите руки, кому понравилось наше путешествие. А что больше всего понравилось на уроке? В чем вы затруднялись? Спасибо за урок! |
Читают с экрана: До свидания!
Буква Г. Буква Г обозначает звуки [г], [г, ]. Они согласные, звонкие. У буквы Г есть парная согласная буква К. При ответе дети опираются на схему 2. |
Буква Гг. Звуки [г] и [г ′ ].
Тип : урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.
Технология: на ситуативной (игровой) основе
Цель : Сформировать способность учащихся к новому способу действия.
Задачи:
1
.
Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные.
Обучающийся получит возможность научится:
давать характеристику согласным звукам;
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
классифицировать предметы по общему признаку;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
Оценка
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Личностные.
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!
Сядем за парты правильно, спинку держим прямо. Учебные принадлежности, которые помогут нам в работе, разместились в верхнем углу стола.
Актуализация опорных знаний
- Сегодня утром я под дверью в наш класс нашла конверт, а в нем письмо. Давайте его прочитаем вместе.
Кому: Ученикам 1 «А» класса школы №54 города Новоуральска.
От кого: От Крокодила Гены.
«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые. Мне очень нужна ваша помощь! Пропал мой друг Чебурашка. Помогите мне, пожалуйста, его найти!
С уважением, Крокодил Гена.»
Ребята, поможем Крокодилу Гене найти Чебурашку? Для этого я предлагаю отправиться в путешествие.
Хотите узнать, на чем мы отправимся? Отгадайте загадку.
«
Каждый день туда-обратно
Возит грузы аккуратно.
В дождь, метель, жару, мороз
Мчит трудяга - ...
»
(паровоз)
А точнее, мы отправимся в путешествие на Голубом вагоне! Но Голубой вагон не может ехать без друзей-вагончиков. Собрать вагончики в состав паровозика мы сможем на станциях, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания и заодно искать Чебурашку. А помогать нам в путешествии будет Крокодил Гена. В путь, ребята!
Первая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки называется «Повторяйкино» . На этой станции стоит вагончик, в который поселились волшебные буквы. Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.
Буквы на первом вагончике: а, о, у, э, ы, и
Прочитаем буквы на вагончике. (Дети читают: а, о, у, э, ы, и).
- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить гласные звуки).
- Что можете сказать о буквах а, у, о, э, ы? (Показатели твердости согласного .)
Что можете сказать о букве и? (и – показатель мягкости согласного звука .)
Чем отличается звук от буквы? (Буквы видим и пишем, звуки произносим и слышим )
Итак, сейчас мы повторили буквы, которыми можем обозначить гласные звуки.
На этой же станции стоят еще два вагончика и Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.
Буквы на втором вагончике: м, н, л, р, в
Прочитаем буквы на втором вагончике. (Дети читают: м, н, л, р, в).
- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие согласные звуки).
- Верно, на втором вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие звуки.
Следом за вторым вагончиком следует третий, прочитаем буквы на нем.
Буквы на третьем вагончике: с, т, п, к .
- Дети читают: с, т, п, к.
- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить глухие твердые и мягкие согласные звуки).
- Верно, на третьем вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить глухие твердые и мягкие звуки.
Итак, на станции «Повторяйкино» мы повторили уже известные нам гласные и согласные буквы и прицепили к составу поезда 3 вагончика, но, к сожалению, Чебурашку мы не нашли. Продолжаем путешествие на Голубом вагоне вместе с Крокодилом Геной!
И следующая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки, находится в лесу и называется «Звучная» . Чтобы получить вагончик к нашему составу, нужно выполнить задания. Первое задание – отгадать загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)
- Выделим первый звук в слове «гриб» и произнесем его. (Ггг)
Почему? (воздух встречает преграды – язык и зубы, не тянется).
Какой это согласный звук твердый или мягкий? (твердый)
Почему? (при его произнесении подбородок не опускается)
Как мы его обозначим на схеме? (синим цветом)
Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г]? (Он звонкий)
-
Итак, мы сегодня с каким новым звуком знакомимся? (со звуком [г])
Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).
Как зовут героя, который сегодня отправился с нами в Путешествие? (Гена)
Выделим первый звук в имени Гена и произнесем его. (Г ′ Г ′ )
Какой это звук? (согласный)
Почему? (воздух встречает преграды – зубы и язык, не тянется).
Какой это согласный звук твердый или мягкий? (мягкий)
Как мы его обозначим на схеме? (зеленым цветом)
Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г ′ ]? (Он звонкий)
Почему? (При его произнесении мы слышим голос)
- Как мы обозначаем на схеме звонкие звуки? (точкой в правом верхнем углу).
Итак, с каким вторым звуком мы сегодня знакомимся? (со звуком Г ′ )
Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий).
Кто мне скажет, какова цель нашего сегодняшнего урока ? (познакомиться с новыми звуками [г] и [г ′ ] и узнать, какой буквой их можно обозначить).
Со звуками мы познакомились на станции «Звучная» - это звуки [г] и [г ′ ].
На этой станции мы получили еще один вагон к нашему составу поезда, но Чебурашку не нашли. Значит, вместе с Крокодилом Геной продолжаем поиски его друга.
Сейчас немножко отдохнем и поиграем в игру на внимательность.
Если я произнесу слово, в котором есть твердый звук [г] вы сделаете прыжок на месте, если я произнесу слово, в котором есть мягкий звук [г ′ ] – вы присядете.
Слова: гриб, снеговик, гитара, беглец, гном, Гена, гость, круги, герой, глаза, ворона. (В последнем слове нет звуков [г] и [г ′ ]. Дети должны остаться стоять на своих местах).
Нам пора снова в путь на поиски Чебурашки. Нас ждет следующая станция – «Буквенная» .
Кто из вас догадался или уже знает, какой буквой мы можем обозначить на письме новые звуки [г] и [г ′ ]? (Буквой Г)
Скажите, почему две буквы Гг написаны на вагончике? (С заглавной буквы мы пишем начало предложений и имена, со строчной – все остальные слова и в середине слов).
Сейчас мы познакомились с буквой Г, которой мы можем обозначить звуки [г] и [г ′ ].
Мы получили еще один вагон к составу нашего поезда, но опять не нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку.
Продолжаем поиски Чебурашки и приближаемся к станции «Слоговая» . Как вы думаете, какое задание нас здесь ждет? (Прочитать слоги с новой буквой).
Верно! Нам нужно прочитать слоги. Для этого откроем «Азбуки» на странице 96
Слоги: ГА, ГУ, ГО, ГЫ, ГИ
Продолжаем поиски вместе с Крокодилом Геной. Впереди нас ждет еще одна станция – «Закреплялка». Посмотрите на доску (на доске записаны слова – Галина, сигнал, пугало, напугало) . Как вы думаете, какое задание мы выполним на этой станции? (Прочитаем слова с буквой «г»). Чтение слов с буквой «г» с доски.
Сейчас мы прочитали с вами слоги, в которых присутствует новая буква Г. Прикрепили к нашему составу еще один вагончик, но снова не нашли Чебурашку.
А мы продолжаем путешествие. Следующая станция «Зоркая». Чтение текста. Нахождение и подчеркивание слов с буквой «г».
Эти слова нам встретятся в тексте
Подчеркните простым карандашом все буквы «г» в данном тексте.
Текст на белой доске:
Галина вырастила капусту, лук, салат, укроп и помидоры. У горки пугало. Это сигнал галкам и воронам. Пугало напугало ворон и галок.
Мы сейчас, выполняя задание на станции «Зоркая» учились находить букву «г» в тексте. Пока мы это делали, нам навстречу вышел Чебурашка!
Итак, с какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке, путешествуя вместе с Крокодилом Геной? (Со звуками [г] и [г ′ ])
Какой буквой мы можем обозначить эти звуки? (Буквой г)
Мы проехали с Крокодилом Геной все станции, выполнили все задания, собрали целый состав поезда к Голубому Вагону и нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку! За это нам Гена говорит «Спасибо»!
Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.
Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.
Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.
Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?
Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели:
закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент:
садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь».
Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука:
«Г» - согласный, звонкий, твердый
«Гь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка - логоритмика.
Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.
Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).
Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).
8. Игра «Доскажи словечко».
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.
9.Знакомство с буквой «Г».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-
11.Итог занятия.