Любовь Васильева

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь".

Задачи :

коррекционно-образовательные:

Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Г, Гь;

коррекционно-развивающие:

Учить детей дифференцировать звук Г, Гь изолировано, в слогах, словах, предложениях;

Развивать звуковой анализ и синтез;

Закрепить умение делить на слоги, находить ударный слог;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мышление;

коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, сотрудничество и навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: картинка с изображением буквы Г, символы звуков Г, Гь, стихотворения о букве Г, тетради, простые карандаши и цветные карандаши, капельки зеленого и синего цвета, картинки на звуки Г. Гь, буквы, магнитная доска.

Организационный момент.

Приветствие (установление контакта):

Здравствуй, здравствуй, юный друг!

Будем весело играть,

Звуки, буквы изучать.

Упражнение «Сердечко».

Артикуляционная гимнастика: «Кеша проснулся» (Игрушка попугай Кеша).

1. Логопед: Послушайте внимательно стихотворение. Какой звук вы чаще всего будете слышать?:

Гром, гром, гром,

Где-то рядом за холмом.

Гневно молния сверкает,

Голубь сжался под кустом,

Гусаки бегут гуськом.

(выслушивает ответы детей)

2. Логопед:


Звонко,громко повтори:

Га-га – га - плывут белые облака,

Гу-гу- гу - пасутся гуси на лугу,

Ги-ги –ги - быстро к стульчикам беги! (Дети садятся).

3. Логопед: Давайте вместе произнесем Г, кладите тыльную сторону ладони на горлышко.

Когда мы произносим Г, кончик язычка прижимается к потолку в глубине рта. Значит, есть преграда из язычка.

4. Характеристика звуков : Г- согл., звонкий, твердый, Гь – согл, звонкий, мягкий. (Показ символов)

5. Развитие фонематического слуха. (Различение звуков Г, Гь в звуковом ряду: - изолировано, - в слогах, - словах). На звук Г –, на звук Гь – .(Показываем капельки синего и зеленого цветов).

6. А вот буква Г пришла в гости (показывает картинку). На что она похожа?

Логопед читает стихи:

1. Буква Г как кран подъемный,

Груз поднимет многотонный.

2. Перед нами буква Г,

Стоит подобно кочерге.

(логопед показывает картинку).

7. Логопед: Внимательно посмотрите в тетрадь, назовите слова со звуком Г, Гь. Обозначьте квадратик соответствующим цветом. (Напоминает, что твердый звук обозначается: синим цветом, мягкий звук – зеленым).

8. Логопед:

Предлагаю дружно встать и поиграть:

Мы лопатки взяли,

Грядки мы вскопали,

Грабли быстро взяли,

Грядки разровняли

(Выполнение действий по тексту).

9. Логопед: Звуки спрятались в словах, отыщите их в названиях. Найдите звуки Г, Гь в названиях на картинке.

10. Пальчиковая гимнастика: «Раз. два, три, четыре, пять, будем буквы мы писать!»


11. Логопед: Предлагаю прописать в тетради букву Г, а затем прочитать слоги.


12. Дифференциация звука в словах.

Логопед: Наши звуки от нас спрятались. Предлагаю вас сделать звукобуквенный разбор слов и найти их. Первое слово для разбора: Грядки. Считаем сколько звуков в этом слове. Делим слово на слоги. Разбираем слоги по порядку. Выкладываем из букв слово. Ставим ударение.

Второе слово: Грабли. Выполняем разбор слова самостоятельно. Один ребенок выполняет задание на магнитной доске. Логопед обращает внимание детей на доску. А теперь посмотрите, правильно ли Вы выполнили задание?

13. Логопед: Предлагаю вам составить предложение из слов: грабли, грядка. А затем дети выкладывают схему предложения.

Итог:

Встаньте дети, встаньте в круг,

До свидания, юный друг!

Было весело играть,

Звуки, буквы изучать.

О какой букве и звуках мы сегодня говорили? Что понравилось? Какие трудности встретились?

Публикации по теме:

Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Граница знания: при изучении буквы К узнали, что у неё есть парная согласная буква Г.

Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Г, г и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока:

  • формировать умение выделять и характеризовать звуки [г], [г, ],
  • учить узнавать букву, обозначающую согласные звуки [г], [г, ],
  • формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
  • закреплять знания о признаках “опасных” мест и родственных словах;
  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: презентация; схемы (Приложение ), схемы звуков, индивидуальные листы для учащихся (Приложение ).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся
I. Актуализация знаний и определение темы урока.

Презентация.

- Ребята, на уроке обучения грамоте я желаю вам успеха и удачи! Те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихо садитесь.

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с новой буквой. Как вы думаете, какой?

Предлагаю позвать на помощь сказочного героя. Прочитайте стихотворение, подумайте, какие слова закрыты и о каком герое идет речь.

Сегодня встретиться с новой буквой нам поможет КОЛОБОК. Вместе с ним я предлагаю отправиться к ней в гости в ГОРОД БУКВ.

Кто согласен, поднимите руки.

Тогда сядьте удобнее и в путь!

Могут быть разные предположения учащихся.

Читают стихотворение с экрана про себя, затем вслух хором:

Из муки он был печён,
На сметане он мешён.
На окошке он студился,
По дорожке …

Был он весел,
Был он смел,
И в пути он песню …

Это колобок.

II. Повторение пройденного материала.

1. Подсчет количества букв и звуков в словах.

- Вот и ГОРОД БУКВ. Но что это, у входа в город стоят стражники. Что нам делать?

А ведь нам, ребята может помочь КОЛОБОК. Прочитайте, что он говорит.

Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

ХОДИЛ ЕХАЛ РЫСЬ ПИСЬМО

Почему в этих словах букв больше, чем звуков?

Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

Почему в слове букв меньше?

А теперь посмотрите, по какому признаку слова распределены в два столбика:

рысь, ехал,
письмо, ходил.

Задайте вопрос к каждому слову.

Молодцы! Путь в город свободен! Мы в ГОРОДЕ!

Предположения учащихся.

Читают с экрана:

Нужно выполнить задание!

Это слова: рысь, письмо.

Потому что в словах есть мягкий знак, который не обозначает звука.

Это слово: ехал.

Потому что буква Е в начале слова обозначает два звука [й, э].

В первом столбике - слова, обозначающие предметы, а во втором столбике - слова, обозначающие действия предметов.

Кто? Рысь.

2. Повторение знаний о буквах.

Приложение 1

- Посмотрите, домики некоторых букв закрыли тучки. Давайте вспомним, какие буквы живут в этих домиках.

Что вы знаете о буквах, живущих на улице ТВЁРДЫХ КОМАНД?

Что вы знаете о буквах, живущих на улице МЯГКИХ КОМАНД?

Как называются буквы, живущие на улице САМЫХ ЗВУЧНЫХ?

Как называются буквы, живущие на улице ЗВОНКИХ и ГЛУХИХ?

Назовите буквы согласных звуков, которые обозначают только твердые звуки.

А только мягкие звуки?

Я вас поздравляю, вы много знаете о буквах.

Продолжаем путешествие по ГОРОДУ БУКВ.

Называют буквы, живущие в закрытых тучками домах.

Буквы а, о, у, э, ы показывают на твердость предыдущего согласного.

Буквы я, ё, ю, е, и показывают на мягкость предыдущего согласного.

Эти буквы называются сонорными.

Это парные согласные.

Буквы: ж, ш, ц.

Буквы: ч, щ, й.

Слушают звуки гитары.

III. Фиксация нового материала.

1. Лексическое значение слова ГИТАРА.

Приложение 2

- Звуки какого инструмента вы услышали?

Что такое гитара?

Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гитара. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог.

- Мы слышали звуки гитары.

Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГИТАРА.

Проверка работы фронтально.

2. Выделение звуков [г], [г, ].

Приложение1

- Кто играл на гитаре в ГОРОДЕ БУКВ?

Чтобы узнать, к какой букве мы сегодня зайдем в гости, мальчики составят звуковую схему слова ГУСИ, а девочки составят звуковую схему слова ГИТАРА.

Произнесите первый звук в слове гуси.

Произнесите первый звук в слове гитара.

Дайте характеристику звукам.

Какой буквой обозначаются эти звуки?

Произнесите звуки [г], [г, ] громко, тише, шепотом. В какие звуки они превратились?

Что вы знаете о букве Г?

- Гусь и гусыня.

Два ученика составляют схемы у доски, а остальные учащиеся работают индивидуально, используя карточки звуков:

Звуки согласные, звонкие.

Буквой Г.

Они превратились в звуки [к] и [к, ].

3. Умение слышать звуки устной речи. - Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить встретившиеся слова со звуками [г], [г, ].

Гусь купил себе гитару,
И с гусынею на пару,
И гогочут, и поют,
Спать соседям не дают.
Галки, голуби, грачи
Не могли уснуть в ночи.

Звуки встретились в словах: гусь, гитару, гусынею, гогочут, галки, голуби, грачи, могли.

4. Чтение слов с буквой Г. - Какую песенку про гусей вы знаете?

Прочитаем слова из песни в “Азбуке” на с. 23.

- Песенку “Два веселых гуся”.

Читают про себя, вслух слова песенки.

IV. Динамическая пауза. - Что же нам говорит КОЛОБОК?

Слушайте КОЛОБКА и выполняйте за мной танцевальные движения.

Читают с экрана:

Я тоже умею играть на гитаре!

V. Первичное закрепление учебного материала.

1. Лексическое значение слова ГУСЕНИЦА. Родственные слова.

- Спасибо КОЛОБКУ!

Ребята, а кто появился на веселые звуки музыки?

Прочитаем, какой разговор происходит между гусями и гусеницей в “Азбуке” на с. 23.

А как вы думаете, являются ли слова гусь, гусыня, гусята, гусеница родственными?

Прочитаем на карточке статью о значении этого слова.

Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гусеница. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог.

Гусеница.

Читают про себя, вслух.

Эти слова не родственные, так как гусеница имеет другое значение.

Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГУСЕНИЦА.

Работают на индивидуальных карточках.

Проверка работы фронтально.

Хоровое чтение слова по слогам.

2. Упражнения в умении различать буквы Г и К. Работа в парах.

Приложение 2

- В городе букв мы встретили гусей и гусеницу, но мы отправились в гости к новой букве.

К какой букве зайдем?

Встречает нас хозяйка, прочитайте, что она говорит?

Поработайте в парах. В предложения вставьте пропущенные буквы:

Тане поставили у…ол.
Колю поставили в у…ол.
Мышка ела …орку.
Малыш катался на …орке.

Чтобы не искажался смысл речи, нужно правильно употреблять парные согласные.

Кусочки праздничного пирога на доску прикрепят те пары, которые справились с этим заданием.

К букве Г.

Читают с экрана:

Здравствуйте, гости дорогие! Помогите мне, пожалуйста, закончить печь праздничный пирог!

На листах 3 изображение кусочка пирога. На обратной стороне выполнят задание.

Сравнивают с эталоном на доске.

На доске из кусочков составляется праздничный пирог.

VI. Рефлексия. -Вот и закончилось наше путешествие в Город Букв. Букве Г мы говорим …….

Спасибо КОЛОБКУ за помощь. С ним мы еще встретимся на других уроках.

Какая буква была главной сегодня на уроке?

Что вы о ней запомнили?

Поднимите руки, кому понравилось наше путешествие.

А что больше всего понравилось на уроке?

В чем вы затруднялись?

Спасибо за урок!

Читают с экрана: До свидания!

Буква Г.

Буква Г обозначает звуки [г], [г, ]. Они согласные, звонкие.

У буквы Г есть парная согласная буква К.

При ответе дети опираются на схему 2.

Буква Гг. Звуки [г] и [г ].

Тип : урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.

Технология: на ситуативной (игровой) основе

Цель : Сформировать способность учащихся к новому способу действия.

Задачи:
1
. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты
Предметные.
Обучающийся получит возможность научится:

    давать характеристику согласным звукам;

    узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

    группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;

    классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

    организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

    осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

    уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

    Оценка

Познавательные УУД:

    ориентироваться в учебнике;

    понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

    способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

    соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

    формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

    принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

    проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

    формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    внутренняя позиция школьника;

    учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!

Сядем за парты правильно, спинку держим прямо. Учебные принадлежности, которые помогут нам в работе, разместились в верхнем углу стола.

Актуализация опорных знаний

- Сегодня утром я под дверью в наш класс нашла конверт, а в нем письмо. Давайте его прочитаем вместе.

Кому: Ученикам 1 «А» класса школы №54 города Новоуральска.

От кого: От Крокодила Гены.

«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые. Мне очень нужна ваша помощь! Пропал мой друг Чебурашка. Помогите мне, пожалуйста, его найти!

С уважением, Крокодил Гена.»

Ребята, поможем Крокодилу Гене найти Чебурашку? Для этого я предлагаю отправиться в путешествие.

Хотите узнать, на чем мы отправимся? Отгадайте загадку.

« Каждый день туда-обратно
Возит грузы аккуратно.
В дождь, метель, жару, мороз
Мчит трудяга - ... » (паровоз)

А точнее, мы отправимся в путешествие на Голубом вагоне! Но Голубой вагон не может ехать без друзей-вагончиков. Собрать вагончики в состав паровозика мы сможем на станциях, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания и заодно искать Чебурашку. А помогать нам в путешествии будет Крокодил Гена. В путь, ребята!

Первая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки называется «Повторяйкино» . На этой станции стоит вагончик, в который поселились волшебные буквы. Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.

Буквы на первом вагончике: а, о, у, э, ы, и

Прочитаем буквы на вагончике. (Дети читают: а, о, у, э, ы, и).

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить гласные звуки).

- Что можете сказать о буквах а, у, о, э, ы? (Показатели твердости согласного .)

Что можете сказать о букве и? (и – показатель мягкости согласного звука .)

Чем отличается звук от буквы? (Буквы видим и пишем, звуки произносим и слышим )

Итак, сейчас мы повторили буквы, которыми можем обозначить гласные звуки.

На этой же станции стоят еще два вагончика и Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.

Буквы на втором вагончике: м, н, л, р, в

Прочитаем буквы на втором вагончике. (Дети читают: м, н, л, р, в).

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие согласные звуки).

- Верно, на втором вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие звуки.

Следом за вторым вагончиком следует третий, прочитаем буквы на нем.

Буквы на третьем вагончике: с, т, п, к .

- Дети читают: с, т, п, к.

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить глухие твердые и мягкие согласные звуки).

- Верно, на третьем вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить глухие твердые и мягкие звуки.

Итак, на станции «Повторяйкино» мы повторили уже известные нам гласные и согласные буквы и прицепили к составу поезда 3 вагончика, но, к сожалению, Чебурашку мы не нашли. Продолжаем путешествие на Голубом вагоне вместе с Крокодилом Геной!

И следующая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки, находится в лесу и называется «Звучная» . Чтобы получить вагончик к нашему составу, нужно выполнить задания. Первое задание – отгадать загадку.

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)

- Выделим первый звук в слове «гриб» и произнесем его. (Ггг)

Почему? (воздух встречает преграды – язык и зубы, не тянется).

Какой это согласный звук твердый или мягкий? (твердый)

Почему? (при его произнесении подбородок не опускается)

Как мы его обозначим на схеме? (синим цветом)

Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г]? (Он звонкий)

-

Итак, мы сегодня с каким новым звуком знакомимся? (со звуком [г])

Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).

Как зовут героя, который сегодня отправился с нами в Путешествие? (Гена)

Выделим первый звук в имени Гена и произнесем его. (Г Г )

Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух встречает преграды – зубы и язык, не тянется).

Какой это согласный звук твердый или мягкий? (мягкий)

Как мы его обозначим на схеме? (зеленым цветом)

Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г ]? (Он звонкий)

Почему? (При его произнесении мы слышим голос)

- Как мы обозначаем на схеме звонкие звуки? (точкой в правом верхнем углу).

Итак, с каким вторым звуком мы сегодня знакомимся? (со звуком Г )

Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий).

Кто мне скажет, какова цель нашего сегодняшнего урока ? (познакомиться с новыми звуками [г] и [г ] и узнать, какой буквой их можно обозначить).

Со звуками мы познакомились на станции «Звучная» - это звуки [г] и [г ].

На этой станции мы получили еще один вагон к нашему составу поезда, но Чебурашку не нашли. Значит, вместе с Крокодилом Геной продолжаем поиски его друга.

Сейчас немножко отдохнем и поиграем в игру на внимательность.

Если я произнесу слово, в котором есть твердый звук [г] вы сделаете прыжок на месте, если я произнесу слово, в котором есть мягкий звук [г ] – вы присядете.

Слова: гриб, снеговик, гитара, беглец, гном, Гена, гость, круги, герой, глаза, ворона. (В последнем слове нет звуков [г] и [г ]. Дети должны остаться стоять на своих местах).

Нам пора снова в путь на поиски Чебурашки. Нас ждет следующая станция – «Буквенная» .

Кто из вас догадался или уже знает, какой буквой мы можем обозначить на письме новые звуки [г] и [г ]? (Буквой Г)

Скажите, почему две буквы Гг написаны на вагончике? (С заглавной буквы мы пишем начало предложений и имена, со строчной – все остальные слова и в середине слов).

Сейчас мы познакомились с буквой Г, которой мы можем обозначить звуки [г] и [г ].

Мы получили еще один вагон к составу нашего поезда, но опять не нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку.

Продолжаем поиски Чебурашки и приближаемся к станции «Слоговая» . Как вы думаете, какое задание нас здесь ждет? (Прочитать слоги с новой буквой).

Верно! Нам нужно прочитать слоги. Для этого откроем «Азбуки» на странице 96

Слоги: ГА, ГУ, ГО, ГЫ, ГИ

Продолжаем поиски вместе с Крокодилом Геной. Впереди нас ждет еще одна станция – «Закреплялка». Посмотрите на доску (на доске записаны слова – Галина, сигнал, пугало, напугало) . Как вы думаете, какое задание мы выполним на этой станции? (Прочитаем слова с буквой «г»). Чтение слов с буквой «г» с доски.

Сейчас мы прочитали с вами слоги, в которых присутствует новая буква Г. Прикрепили к нашему составу еще один вагончик, но снова не нашли Чебурашку.

А мы продолжаем путешествие. Следующая станция «Зоркая». Чтение текста. Нахождение и подчеркивание слов с буквой «г».

Эти слова нам встретятся в тексте

Подчеркните простым карандашом все буквы «г» в данном тексте.

Текст на белой доске:

Галина вырастила капусту, лук, салат, укроп и помидоры. У горки пугало. Это сигнал галкам и воронам. Пугало напугало ворон и галок.

Мы сейчас, выполняя задание на станции «Зоркая» учились находить букву «г» в тексте. Пока мы это делали, нам навстречу вышел Чебурашка!

Итак, с какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке, путешествуя вместе с Крокодилом Геной? (Со звуками [г] и [г ])

Какой буквой мы можем обозначить эти звуки? (Буквой г)

Мы проехали с Крокодилом Геной все станции, выполнили все задания, собрали целый состав поезда к Голубому Вагону и нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку! За это нам Гена говорит «Спасибо»!

Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.

Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?

Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели: закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент: садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь». Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука: «Г» - согласный, звонкий, твердый
«Гь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка - логоритмика. Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.

Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

8. Игра «Доскажи словечко».

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

9.Знакомство с буквой «Г».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.

Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-

11.Итог занятия.