Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфиче­ских особенностей, среди которых можно выделить несколько важ­ных* особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится .

1 Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2002, с. 456.

2 Там же, с. 457.


В отличие от животных человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вы­зывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмо­ционального стресса, к которому не всегда применимы закономерно­сти его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса - сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации . По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций .

Основные отличия между биологическим и психологическим стрес­сом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разно­видности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное поврежде­ние организму?». Если ответ «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.

Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом

Продолжение


1.2. Психологический стресс 27

Таблица 1. (Окончание)

Параметр Биологический стресс Психологический стресс
Характер эмо­циональных переживаний «Первичные» биологиче­ские эмоции - страх, боль, испуг, гнев «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с ког­нитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
Временные гра­ницы предмета стресса Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)
Влияние лич­ностных качеств Незначительное Очень значительное
Примеры ф Переохлаждение, вы­званное долгим купанием ф Ожог горячим паром Ф Интоксикация, вызван­ная приемом алкоголя ф Вирусная инфекция ф Обострение гастрита по­сле приема острой пиши ф Травма (ушиб, перелом) ф Выговор, полученный от начальника Ф Повышение квартплаты ф Страх полетов на само­летах ф Семейный конфликт Ф Беспокойство за здоровье близких родственников ф Несчастная любовь ф Беспокойство по поводу будущего

Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в со­ответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающий­ся психологический стресс будет модифицироваться в сторону уси-


ления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса

Субъективные факторы Усиление уровня стресса Уменьшение уровня стресса
Память о про­шлом Наличие неудачных выступ­лений в прошлом, провалы публичных выступлений Опыт успешных выступле­ний, презентаций, публич­ных докладов
Мотивации «Аля меня очень важно от­лично выступить на зашите и получить высшую оценку» «Мне все равно, как я вы­ступлю и какую оценку получу»
Установки ф «Все зависит от меня» ф «Во время публичных вы­ступлений все волнуются, а я особенно» 4 «От судьбы не уйдешь» ф «подумаешь, зашита дип­лома. Это всего лишь фор­мальность, не стоящая особых переживаний»
Ожидания Неопределенность ситуации, непонятно отношение чле­нов комиссии Определенность ситуации (ожидание благожелательно­го отношения к себе членов комиссии)

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория


1.2. Психологический стресс 29

Введение




Список сокращений

АД - артериальное давление.

АТ - аутогенная тренировка.

НС - нервная система.

СМР - сенсомоторная реакция.

Психологический стресс

Глава 2

Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессор-ных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Мии В. ]. выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

Настроение (например, волнение);

Когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

Физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор); + поведенческие реакции .

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

Оценка уровня стресса

Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую работу в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом снижают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу . Поэтому своевременный прогноз возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимизации их функционального состояния повысить эффективность их деятельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирования реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей испытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные ситуации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психологических и вегетативных реакций студента на одном экзамене дает возможность прогнозировать характер и уровень переживаемого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях (воздействие сильных зрительных, звуковых и тактильных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников",

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной ситуации, которая по своим параметрам была бы достаточно близ ка к ситуации реальной.


Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326.

Стрессор - фактор, вызывающий стресс.

От англ. &ге§з - напряжение.

Иммобилизация - принудительное обездвиживание.

Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 331.

Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1999, с. 442.

Там же, с. 680.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2002, с. 456.

Там же, с. 457.

Например: Свидерская Н. Е. и др. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у чело­века // Журнал ВИД. 2001. Т. 51, №2, с. 158-165.

Щербатых Ю. В. Насколько метод цветовых выборов Люшера измеряет вегетатив­ный компонент тревоги? // Прикладные информационные аспекты медицины. 2003. Т. 5. № 1-2, с. 108-113.

Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» .

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, - в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь - психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал доя преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

Список сокращений

АД - артериальное давление.

АДС - артериальное давление систолическое.

АДД - артериальное давление диастолическое.

АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ - аутогенная тренировка.

ВИК - вегетативный индекс Кердо.

ВНД - высшая нервная деятельность.

ВНС - вегетативная нервная система.

ВСР - вариабельность сердечного ритма.

ИН - индекс напряжения регуляторных систем.

И ПС - интегральный показатель страхов.

НЛП - нейролингвистическое программирование.

НС - нервная система.

ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР - сенсомоторная реакция.

ЧСС - частота сердечных сокращений.

ЦНС - центральная нервная система.

Глава 1 СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

/ Что такое стресс?

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых "Формула долголетия", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни человека. Первые два месяца видео будут посвящены различным аспектам долголетия, а затем будут выходить видео с конкретными рекомендациями по продлению жизни и повышению ее качества.

Видео №10 «Советы 102-летнего долгожителя - путь к здоровому долголетию»

В наше время «стресс» - чуть ли самое популярное слово. Семейная ссора - стресс, ребенок принес из школы двойку - стресс, подскочил курс доллара - стресс, не вдевается нитка в иголку - опять стресс, оставил машину в неположенном месте и из головы не выходит тревожная мысль об эвакуаторе - само собой стресс, а уж когда муж возвращается домой с работы позже обычного и от него при этом слегка пахнет женским парфюмом - то стресс вырастает до таких размеров, что молнии начинают сверкать! Но называя наши разнообразные психологические реакции на эти разные события одним словом мы не продвинемся на пути к пониманию, что же с нами происходит на самом и деле и как от этого избавиться.

Изначально термин стресс пришел из медицины - после того, как Ганс Селье обнаружил типичную реакцию организма на разнообразные повреждающие факторы среды в опытах на крысах. При этом важнейшим признаком стрессорной реакции было ее негативное воздействие на организм и гормональный ответ со стороны надпочечников, которые вырабатывали антистрессорные гормоны глюкокортикоиды. Эти вещества помогали крысам справиться с теми неприятностями, которые придумывал для них Ганс Селье. Он морозил их в ледяной воде, бил током, подвергал воздействию механических и химических факторов - в общем создавал им адскую жизнь. И в результате и у бедных крысок развивался стресс, который проявлялся в различных телесных нарушениях типа язвы желудка и нарушении эндокринной системы..

Но люди - не крысы! И стрессы у них проявляются тоже по-другому. Наше отличие состоит в том, что мы выдумываем себе большую часть наших неприятностей или многократно преувеличиваем в сознании возникающие проблемы. Поэтому и стрессы у нас не совсем такие, как у животных, которых изучал Селье. Поэтому в 1975 году Ричард Лазарус вел понятие «психологического стресса» как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено в том плане, что психологический стресс стал рассматриваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию

(например, трехдневный байдарочный поход второй категории будет сильным стрессом для офисного работника и легкой прогулкой для спортсмена-водника; или публичное выступление явиться сильнейшим стрессом для человека, не имеющего опыта, и легкой разминкой для матерого политика.).

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г.Селье, обладает рядом особенностей - в частности, он может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. То есть стрессом может быть то, что не происходит в настоящий момент и не произойдет в будущем - если мы допускаем такой вариант теоретически (например стресс летать на самолете или беспокойство по поводу срыва важной сделки у бизнесмена).

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса:

«Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» .

Если «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.

Подводя итог сказанному давайте постараемся дать определение понятию стресс в применению к человеку:

«Стресс - это длительная системная (психологическая и гормональная) реакция организма на жизненные ситуации, которые человек считает угрожающими для своего благополучия, и не видит возможности для их быстрого разрешения» (Ю.В.Щ.).

Классическая концеп­ция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологиче­ские проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

236 Приложения

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 237

Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Осо­бенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и дру­гих состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, фи­зиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций ор­ганизма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессо-устойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсив­ность стресса, его продолжительность и характеристики индивиду­альной чувствительности к стрессу).

Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав­матический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов

Субъективные причины возникновения психологического стрес­са: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психо­логической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реали­зации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; полити­ческие и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес­соров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен про­фессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Про­фессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс ру­ководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные ме­тоды нейтрализации стресса. Новые информационные методы ней­трализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ­ления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная ре­лаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (аутора-циональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлек­торные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­ских навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни­кативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоян­ный цейтнот как источник стресса. Освоение приемам тайм-менедж­мента.

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения 1


  1. Проблема стресса в биологии и медицине.

  2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

  3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

  4. Эволюционная структура психики человека и стресс.
1 Для студентов-заочников преподаватель выбирает перечень вопросов, исходя из объ­ема и перечня прочитанных тем.

238 Приложения


  1. Особенности психологического стресса.

  2. Поведенческие признаки стресса.

  3. Интеллектуальные признаки стресса.

  4. Физиологические признаки стресса.

  5. Эмоциональные признаки стресса.

  1. Объективные методы оценки уровня стресса.

  2. Субъективные методы оценки уровня стресса.

  3. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчиво-
    сти человека.

  4. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик
    стрессора на уровень стресса.

  5. Факторы, влияющие на развитие стресса.

  6. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав­
    матический синдром.

  7. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

  8. Объективные причины возникновения психологического стресса.

  9. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес­
    соров различного типа.

  10. Общие закономерности профессиональных стрессов.

  11. Примеры профессиональных стрессов.

  12. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая ак­
    тивность - важный фактор нормализации стресса.

  13. Биологическая обратная связь как .

  14. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ­
    ления.

  15. Общий обзор способов саморегуляции психологического состоя­
    ния во время стресса.

  16. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

  17. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

  18. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

  19. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

  20. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психо­
    терапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

  21. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­
    ских навыков.
Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 239

  1. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни­
    кативных навыков.

  2. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование
    уверенного поведения.

  3. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

  4. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

  5. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса
    у клиента.

  6. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса
    в организации.
Приложение 4. Программа семинарских занятии и темы рефератов... 241

Приложение 4

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМАМ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ»

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии

«Боюсь травмировать мелкую. Ей уже год и 9мес. Она уже так привыкла. Боюсь навредить переделками», — такие опасения я слышу от многих мам, которые сомневаются в том, можно ли сделать работу по коррекции сна безопасной для малыша. Всегда в таких фразах звучит та или иная форма слова травма. И это, напомню, от мамы, которая уже просто на грани от усталости сама, и видит, что малыш в текущих условиях тоже страдает от недостатка отдыха – никто от хорошей жизни улучшением сна не занимается.

ТРАВМА. Какое сильное слово. И очень манипулятивное в современном интернете, где есть тонны статей о том, что любой неверный шаг родителей тут же обязательно приведет к травме малыша. К счастью, любой детский психолог вам с уверенностью скажет, что истинные травмы наносятся детям только через очень серьезные проступки взрослых: постоянное длительное насилие (как физическое, так и эмоциональное); регулярное игнорирование потребностей малыша (например, мамой в состоянии глубокой депрессии или, находящейся под воздействием наркотиков); отсутствие стабильных условий жизни (у малышей, которых перебрасывают из одного детского дома в другой); длительный стресс, вызванный тяжелыми жизненными условиями в семье (семья живет за порогом бедности или в условиях войны). Ко мне такие семьи не обращаются, наоборот, мои клиенты – это заботливые, образованные мамы, которые проводят с малышом целый день в смехе, обнимашках, пальчиковых играх, книжках, песенках, песочнице, и… содрогании перед каждым предстоящем укладыванием спать.

И вот тут-то и начинают маму грызть два чувства – вина за то, что устала и хочет выспаться, и страх за то, что может навредить своими «переделками». Лишь изредка такая мама скромно замечает, что да, и малыш не высыпается, капризничает и ходит с синяками под глазами, но ей все равно кажется, что это ОНА хочет выспаться (и кто ее может в этом винить?). Добрые соседки щедро делятся своими открытиями из интернета, что длительный стресс может быть токсичным для мозга малыша, что он приводит к серьезным изменениям в архитектуре нейронных связей (что, кстати, правда), и, что эти изменения приводят к последствиям на всю жизнь этого человечка. Осталось только определиться с тем, что же такое «длительный стресс», который может быть токсичным?

Центр изучения детского развития Гарвардского Университета (США) внес классификацию стресса, которая была принята Американской Ассоциацией педиатров. Согласно этой классификации стресс можно условно разделить на три уровня: позитивный, терпимый и токсичный:

Позитивный стресс — нормальная и важная часть здорового развития, характеризующаяся кратким учащением сердечного ритма и небольшим ростом уровня стрессовых гормонов. Примером ситуаций, которые могут запускать позитивный стресс может быть первый день с новой няней или получение прививки. Такой стресс – это часть нормальной жизни малыша и умение приспосабливаться к изменениям становится ключевым аспектом здорового развития ребенка. Враждебные события, которые запускают позитивный стресс, помогают детям научиться контролировать и управлять этими событиями — с помощью заботливых взрослых, и на фоне в целом спокойных, защищенных и теплых взаимоотношений.

Терпимый стресс – запускает усиленную работу систем организма, регулирующих стресс, в ответ на более серьезные и продолжительные события, такие как потеря любимого, природная катастрофа, или серьезная травма. Если запуск этих систем временный и амортизируется за счет взаимоотношений со взрослыми, которые поддерживают малыша и помогают ему адаптироваться, мозг и другие органы ребенка справляются с реакцией, которая могла бы быть травматичной в других условиях.

Токсичный стресс – образуется, когда ребенок находится под длительным, серьезным и/или частым давлением враждебных факторов. К перечню подобных факторов можно отнести физическое и эмоциональное насилие, хроническое пренебрежение потребностями ребенка, злоупотребление родными алкоголем или наркотиками, подвергание ребенка насилию, аккумулированные трудности, связанные с тяжелой экономической ситуацией в семье без должной поддержки со стороны взрослых. Подобная длительная активация механизмов в ответ на стресс, может нарушить формирование архитектуры нейронных связей и других систем, а так же увеличивает риск развития заболеваний, связанных со стрессом, ограничивает когнитивное развитие и может иметь эффект вплоть до взрослых лет.

Теперь вернемся к теме коррекции сна. Ни одна, даже самая прямая методика, не подразумевает игнорирования потребностей малыша, исключения теплых и действительно крепких взаимоотношений с малышом на протяжении всего времени внедрения процесса. Подумайте над этим: как можно сравнивать стресс от обучения самостоятельному засыпанию со стрессом от потери члена семьи, например (терпимый стресс)? Все существующие методики, прошедшие многократные исследования на безопасность и эффективность создают условия, в которых ребенок учится управлять и справляться с новыми обстоятельствами (необходимостью заснуть без опоры на внешние факторы). При этом само засыпание даже в самых сложных случаях не длится сутки напролет, и в периоды бодрствования у родителей есть возможность укреплять связь с малышом, поддерживать его, демонстрировать тепло, заботу, ласку, что как раз и является амортизирующим фактором для любых негативных аспектов, связанных со стрессом. Более того, на сегодняшний день есть несколько очень мягких методик, которые позволяют родителям быть с малышом рядом во время всего процесса обучения. Присутствие родителя, который ободряет, демонстрирует спокойствие и веру в ребенка уже зачастую достаточно для того, чтобы малыш перестал нервничать, расслабился и начал эффективно искать альтернативные инструменты для перемен без экстремально увеличенного стрессового ответа на измененные условия.

Наши дети могут справиться с обычным жизненным стрессом – это жизненный навык, который позволяет им быть гибкими и адаптироваться к вечно меняющимся жизненным условиям. Вспомните, как малыш встретил первое купание под душем, надевание шапок в холодную погоду, необходимость пристегиваться в автокресле, массаж? Скорее всего, малыш был не рад, но длилось ли это вечно? Скорее всего, нет – ребенок научился справляться с этой ситуацией, и она не принесла вреда его организму, хотя, возможно ему понадобилось десять сеансов массажа, чтобы привыкнуть или пару месяцев надевания шапки, чтобы перестать ее замечать. И ваша поддержка и настрой стали ключевыми факторами в облегчении адаптации для ребенка. Процесс обучения самостоятельному засыпанию никогда не длится месяцами и уж точно не подразумевает слез ребенка днями или неделями. Да, безусловно, как и любая перемена в жизни малыша – это стресс, но он позитивный, он ведет к освоению нового и ценного умения. Верьте в своего ребенка, он(а) обладает гораздо большими способностями, чем вы зачастую готовы признать, и наша задача, как ответственных родителей, дать этим способностям возможность раскрыться на полную мощь, предоставляя свое плечо и сердце для того, чтобы поддержать, направить, обнять, поцеловать и подарить замечательное ощущение «Я могу!».

www.sleep-expert.ru

Категории стрессов;

Организационно-личностные факторы

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективнотревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

Страх не справиться с работой;

Страх допустить ошибку;

Страх быть обойденным другими;

Страх потерять работу;

Страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-климатический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавлять и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для благоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как проводить профилактику стресса, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы может как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

К. Купер и Дж. Маршалл предложили 6 основных категорий стрессов, характерных для деятельности «белых воротничков» — специалистов управленческого труда:

1. Факторы, связанные с трудовой деятельностью. К ним относят условия труда (тяжесть, темповые характеристики, длительность или неудобства рабочего режима) и рабочие перегрузки, качественные или количественные. К сожалению, многие управленцы реагируют на перегрузки увеличением длительности работы: работы по выходным, вечерами, без отпусков, что в дальнейшем может привести к психосоматическим заболеваниям.

2. Роль в организации. К этой категории стрессов относят ролевую неопределенность (у работника недостаточно информации о своих профессиональных обязанностях, условиях работы, ожиданиях коллег), ролевой конфликт (работник считает, что он выполняет несвойственные ему функции), чрезмерная ответственность (наличие малой реальной власти при высоком уровне ответственности. Существует определенная зависимость: люди умственного труда тем больше подвержены стрессу от ролевых конфликтов, чем меньшую физическую нагрузку они имеют.

3. Взаимоотношения на работе. В этой категории необходимо выделить взаимоотношения с руководством — плохое отношение со стороны руководства вызывает чувство напряжения; отношения с подчиненными — отказ подчинённых выполнять указания руководителя из-за отсутствия средств давления; взаимоотношения с коллегами — соперничество, отсутствие адекватной социальной поддержки в сложных ситуациях.

4. Развитие карьеры. В этот фактор включают «боязнь ранней отставки» вследствие реальной или предполагаемой профессиональной неуспешности и несоответствие статуса (медленное или слишком быстрое продвижение).

5. Организационная структура и психологический климат . Само участие в организации — это своего рода угроза свободы личности, ее автономии и статусу. Стрессорами могут стать отсутствие или малое участие в процессах принятия решений, отсутствие чувства принадлежности к организации, невозможность получить квалифицированную помощь, отсутствие оценок хорошей работы или излишний контроль, интриги.

6. Внереализационные источники стресса . Это самый большой и разнообразный круг воздействий. Прежде всего сюда следует отнести проблемы семьи (недостаток времени на семью и наоборот), финансовые проблемы, возрастные кризисы, конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми в организации, личностные особенности.

Общие понятия и категории стресса

Факторы, вызывающие стресс и неспецифические способы борьбы с ними, интенсивность потребности организма к адаптации. Неприятное эмоциональное возбуждение, сопровождаемое возрастанием физиологического стресса, отрицательные рефлексивные ощущения человека.

Подобные документы

Понятие стресса, его виды, способы предотвращения и преодоления. Разделение физиологического и психического стресса. Стрессоустойчивость и факторы, вызывающие стресс. Борьба с ежедневными стрессовыми ситуациями и релаксация как профилактика стресса.

контрольная работа, добавлен 27.10.2015

Стресс как один из видов эмоционального состояния организма человека. Причины и признаки стрессового состояния. Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. Жизненные ситуации, вызывающие стресс. Характеристика разновидностей стресса.

курсовая работа, добавлен 21.05.2014

Понятие стресса, его психологические признаки. Динамика развития стрессового состояния. Влияние стресса на поведение и деятельность человека, в том числе криминогенного характера. Реакция организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом.

реферат, добавлен 22.10.2014

Понятие стресса, основные причины. Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса. Факторы вызывающие стресс. Методы профилактики стресса. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни.

курсовая работа, добавлен 23.01.2010

Анализ стресса, причины его возникновения и влияние на организм человека. Организационные факторы стресса, проявление, жизненно важная роль и опасность для здоровья. Приемы поведенческой антистрессовой защиты, способы борьбы и методы профилактики стресса.

реферат, добавлен 23.05.2013

Психологические проявления стресса как вида эмоционального состояния сильного и длительного психологического напряжения. Предвидение жизненных ситуаций, вызывающих стресс. Адаптация стресса, его стадии. Способы борьбы со стрессом, его профилактика.

реферат, добавлен 03.12.2014

Рассмотрение проблемы психологического стресса населения, его понятия, как особого психического состояния, основных стадий и факторов способных вызвать стресс, а также причин и последствий стресса для человеческого организма и методов борьбы с ним.

реферат, добавлен 06.03.2014

Стресс-состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Теория стресса Г. Селье. Реакции организма на стресс. Профилактика стресса. Методы саморегуляции стресса. Основные методы борьбы со стрессом.

контрольная работа, добавлен 09.10.2008

Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Факторы, вызывающие стресс. Способы борьбы со стрессом: релаксация, концентрация, регуляция дыхания. Методы профилактики стресса. Результаты экспериментальных исследований.

курсовая работа, добавлен 25.05.2009

Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Повреждающие агенты, неспецифические требования, предъявляемые их воздействием. Стадии развития стресса, реакция организма; адаптационный синдром.

Стресс как биологическая и психологическая категория

2.2. Психологическая система деятельности и стресс

2.2. Психологическая система деятельности и стресс Информационный стресс человека-оператора является категорией, характеризующей его деятельность в экстремальных условиях. Но это состояние человека и порождается этой деятельностью. Стресс рассматривается как

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая

63. КАТЕГОРИЯ БУДДЫ

63. КАТЕГОРИЯ БУДДЫ 16 сентября Я обращаюсь к проповеди Будды и нахожу такие слова: «Он — мирской человек — назовет отречением то, что для Озаренного есть чистейшая радость. Он увидит уничтожение там, где Совершенный находит Бессмертие. Он будет считать смертью то, что

Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация

Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация Всякое психологическое объяснение рано или поздно завершается тем, что опирается на биологию или логику (или на социологию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернативой). Для некоторых

Глава V. Корни гомосексуальности: биологическая основа

Глава V. Корни гомосексуальности: биологическая

Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением

Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением Не делайте из травм культа! Возвращаться к ним в мыслях и проклинать – это путь к неврозу и самоистязанию.Даже катастрофы можно превратить в интересные события.Когда висишь на волоске, радуйся совершенно

7. КАК УСТРОЕНА КАТЕГОРИЯ?

7. КАК УСТРОЕНА КАТЕГОРИЯ? Известно, что категория как базовое понятие научного знания восходит к началам науки как таковой. Категориями и классами как абстрактными конструкциями и инструментами познания постоянно занимались философы, математики, естествоиспытатели и

Категория души

Категория души Каждый человек есть свободная личность, и его душа является неисчерпаемым источником радости, силы и творчества. Эти возможности – плод творческого акта, творения. Бог каждого человека украсил великим даром – бессмертной живой душой, а значит,

ГЛАВА II Смерть клиническая и биологическая

ГЛАВА 1. Самец и самка. Биологическая эволюция отношений

ГЛАВА 1. Самец и самка. Биологическая эволюция отношений Из разговора Бога с Адамом: - Тебе что, ребра жалко? - Да нет, просто какое-то нехорошее

ГЛАВА 2. Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации

ГЛАВА 2. Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации Выбирая богов - мы выбираем себе

Глава 1 Самец и самка. Биологическая эволюция отношений

Глава 1 Самец и самка. Биологическая эволюция отношений Из разговора Бога с Адамом: – Тебе что, ребра жалко? – Да нет, просто какое-то нехорошее

Глава 2 Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации

Глава 2 Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации Выбирая богов – мы выбираем себе

psy.wikireading.ru

Основные виды стресса – изучаем врага, выигрываем сражение

Стремление к покою характерно не только для любого тела во вселенной, но и для нервной системы. Любое внешнее воздействие на организм запускает адаптационную реакцию – стресс. Какие бывают базовые виды стресса? Выделяют четыре основных группы: эустресс, дистресс, физиологическая и психологическая форма. Классификация стрессов учитывает степень пагубного влияния раздражителей, способность самостоятельно справится с нагрузкой и скорость восстановления стабильности нервной системы.

Какие бывают виды стресса?

В психологии принято разделять подобную нагрузку на две основные категории:

  • «Хорошая» форма (эустресс);
  • «Плохая» форма (дистресс).

Механизм запуска стресса необходим человеку для выживания, поскольку является формой адаптации к изменяющемуся миру. Краткосрочные стрессы тонизируют организм, высвобождая энергию, позволяющую человеку быстро мобилизовать внутренние ресурсы. Возбудимая стадия эустресса продолжается считанные минуты, поэтому нервная система быстро восстанавливает стабильность работы и негативные аспекты не успевают проявиться.

«Плохим» стрессом в психологии называют воздействие, с которым организм не в состоянии справится самостоятельно. Речь идёт о длительном стрессовом воздействии, когда ресурсов психики не хватает для адаптации, либо идёт речь о нарушении физического здоровья. Дистресс предполагает пагубное влияние на организм – в критических случаях человек без должного лечения полностью теряет работоспособность. Длительный стресс способствует истощению иммунной системы, что в свою очередь влечёт за собой ряд хронических или острых заболеваний.

Физиологический стресс – элементарная форма адаптации

Классификация стрессов также базируется на способе запуска адаптационных процессов. Категории «простого» стресса учитывают минимальный набор воздействий –факторы окружающей среды, физические перенагрузки. Результатом становится физиологический стресс.

Данная форма подразумевает острую реакцию тела на агрессивное воздействие окружающего мира. Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации. К пусковым механизмам физиологического стресса следует также относить чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием (обжорством или голоданием).

В популярной психологии выделяется особая, пищевая форма стресса, которую провоцирует неправильное питание (нарушение режима, неадекватный подбор продуктов, чрезмерное поглощение пищи или отказ от неё).

В нормальных обстоятельствах физиологическая форма проходит бесследно за счёт высокой выносливости человеческого организма. Однако в случае, когда человек продолжительное время пребывает в дискомфортном состоянии, его организм перестаёт правильно адаптироваться и происходит сбой на физическом уровне – возникает болезнь.

Психологический стресс

Психологический стресс – бич современности. Данная форма стала характерной чертой эпохи, поскольку напрямую связана с адекватностью взаимодействия человека с обществом. Если на физическом уровне адаптация является первичным залогом выживания и облегчается мощным механизмом инстинктивных реакций, то психологический стресс способен надолго выбить человека из колеи.

Характеристика психологической формы стресса

«Подорванная» психика является результатом экстремальной реакции на два вида воздействия – информационные или эмоциональные факторы.