Слайд 2

Слайд 3

Сказка о ударении

Собрались однажды все слова русского языка и стали хвастаться: - Все у нас есть - гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовем и сами обо всем скажем. Ничего нам больше не надо! Услышало эти слова Ударение и возмутилось: - Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будете?! - Подумаешь, важность какая - Ударение! И без тебя обойдемся! - еще больше расхвастались слова. - Ах, так! - рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило оно к слову “крУжки”. А оно только что в крУжки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружкИ всю воду расплескали, всех обрызгали. - Ах, что мы наделали! Ах, простите, мы нечаянно! А Ударение смеется:

Слайд 4

Сказка о ударении

Погодите, вы еще не то сделаете,- и подбежало к слову “потОпать”. А слово “потОпать” хотело ногами потОпать, но вдруг стало потопАть. - Караул! - кричит.- Тону! ПотопАю! А Ударение уже к слову “разделИ” направилось. Слово “разделИ” хотело что-то на всех разделИть, как вдруг что-то с ним случилось. - Помогите! - кричит.- Меня совсем раздЕли! Замерзаю! А слово “заплачУ” хотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало: - Ах, я сейчас заплАчу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество! - Просим! Просим! -закричали хором все слова. - То-то! - сказало Ударение и вернуло все на свои места. С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение стало помогать им точно выражать смысл каждого слова.

Слайд 5

Слово сочетания чу-щу-жи-ши-ча-ща

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧУ-ЩУ –ЖИ-ШИ –ЧА-ЩА

Слайд 6

Сказка о русском языке

В некотором царстве, в некотором государстве в семье Славянских языков жил-был царь Древнерусский язык, и было у него 3 сына: Русский, Украинский и Белорусский языки. Позвал однажды царь своих сыновей и говорит им: - Дети мои, вы теперь все взрослые. Идите по белу свету и счастье свое ищите.Вышли братья во чисто поле и разошлись в разные стороны. Русский язык пошел в Москву да так там и остался. Сдружился Русский язык с Польским, Болгарским языками и взял у них много слов. С разными людьми знался Русский язык: с Ломоносовым, Карамзиным, Державиным, а особенно с Пушкиным. Во многом перерос он своих братьев и сильно возмужал. Стал одним из красивейших языков мира. На нем заговорили более 250 миллионов человек. Стал Русский язык великим и могучим, и слава о нем разнеслась по всему белому свету. Да и живет-здравствует этот язык по сей день и дарит людям ясный свет души своей и теплоту горячего своего сердца.

Слайд 7

звуки

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их

Слайд 8

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Слайд 9

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…Кашлянули:-Кх!Чихнули:Пчх!Зачем то позвали кошку:-Кс, кс, кс!И заскучали….Вдруг:-Тсс!Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.Они плакали, как малые дети:-Уа! Уа!Аукали:-Ау! Ау!

Слайд 10

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):-БДМ ВСГД ВМСТ!И услышали радостное, но тоже невнятное:-У-Е-Е-А-Е-Е!Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!И с тех пор больше никогда не разлучались.Парад букв Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть

Слайд 11

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Посмотреть все слайды

В некотором царстве, в некотором государстве, именуемом страной Русского Языка, жили-были Части Речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол, Местоимение и другие. Семья была большая, но, увы, не очень дружная. Здесь часто спорили и ссорились только из-за того, что каждая Часть Речи считала себя самой главной. В спорах никто никому не хотел уступать. Так продолжалось долго.
Громче и чаще всех спорил Глагол. Ему, видите ли, всегда хотелось только командовать. Каждый раз он взбирался на самую высокую ступеньку и восклицал: «Стоять! Сидеть! Молчать!». Другим Частям Речи это, конечно, не нравилось - ведь они так же, как и Глагол, считали себя главными в стране Русского Языка. Местоимение, например, было совершенно уверенно, что без него вообще не может существовать их большая семья. Поэтому оно торжественно утверждало: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!».
Более покладистым из Частей Речи было Имя Прилагательное. Оно даже согласно было находиться рядом, в одном предложении и с Существительным, и с Глаголом. Поэтому, когда в спор вступало Имя Прилагательное, в доме наступала более мирная и спокойная обстановка. «Сегодня хорошая погода» или «Какой прекрасный вечер!» - тихо произносило Имя Прилагательное, и все вокруг вмиг умолкали.
Но самым скромным, умным и доброжелательным в стране Русского Языка было Имя Существительное. Оно никогда ни с кем не спорило, не повышало голоса, а лишь молча кивало головой и загадочно улыбалось, когда спорили другие Части Речи. А ведь, казалось бы, Имя Существительное могло бы громче всех заявлять, что оно является самой главной Частью Речи. Ведь без него нельзя составить ни одного предложения в русском языке. Но Существительное оказалось мудрее своих товарищей. Когда, наконец, у него появилась возможность говорить, оно спокойно, с толком, с чувством и расстановкой объяснило, что не нужно зря ссориться, потому что в этой волшебной стране важна и нужна каждая Часть Речи. Ведь только благодаря им всем, русский язык может быть таким красивым и правильным.
Наступило молчание. Каждая Часть Речи серьёзно обдумывала всё то, что услышала от Имени Существительного. И они вдруг поняли, что были неправы, когда ссорились друг с другом. Ведь они все очень нужны стране Русского Языка, а это - самое главное! И в доме, наконец, воцарился долгожданный мир. Никто из Частей Речи уже не спорил, называя себя главной. Все помирились друг с другом, и в честь доброго перемирия друзья устроили большой и пышный бал. А Королевой бала была выбрана по праву самая мудрая Часть Речи - Имя Существительное.
С той поры все обитатели страны Русского Языка зажили мирно и в полном согласии, были довольны и счастливы.

Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука...


«Беглое е»

БЕГЛОЕ Е

Вызвали Е из алфавита. - Ну как у вас там? - Полный порядок. Все на местах, каждый работает над своей темой.

А над какой темой вы работаете?

- «Некоторые проблемы шестого места как места, находящегося между пятым и седьмым». Тема трудная, но интересная.

Придется вам на время ее оставить. Думаем на править вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.

А в какое слово меня посылают?

Слово хорошее: ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.

Вы думаете?

Конечно, справитесь. Вы там будете единственным гласным, и решающий голос будет ваш. Главное - хорошо организовать работу.

Е пробует возражать, ему не хочется расставаться с алфавитом, с «Некоторыми проблемами шестого места…», - но что поделаешь! Приходится отправляться в текст.

В слове ДЕНЬ Е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, совсем как в алфавите.

Но вот слово начинают склонять: ДНЯ, ДНЮ…

В чем дело? Куда девалось Е?

Нет его, оно сбежало. Испугалось косвенного падежа.

Вот какое это Е, всю жизнь проведшее в алфавите. В трудную минуту на него не рассчитывайте.

Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные»

Орфографическая сказка по теме

«Безударные гласные в корне слова»

Однажды буквы е и и отправились в лес собирать грибы и ягоды. Шли они,

шли и вдруг увидели реку. В слове «река» обе буквы задумали занять одно и то же место: река. Не хотели буквы е и и уступать друг другу и из_за этого поссорились. Но тут им на помощь пришёл добрый волшебник Ударение. Стоило ему ударить по слову волшебной палочкой, как гласный звук стал слышаться ясно и отчётливо, и уже не могло быть никакого

сомнения в написании буквы. В слове «реки» в ударном слоге пишет_

ся е , значит, и в слове «река» в безударном слоге нужно писать букву е .

После этого буквы е и и подружились с ударением. Давайте и мы с вами будем дружить с добрым волшебником Ударение.

1 8 /10

УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ

Сказки и стихи по русскому языку

И.В. Зайкова

Просмотр содержимого документа
«Веселый язычок»

Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, я предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке ". Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала от­крылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно ле­жит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок - это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая сказка чужак»

Грамматическая сказка «Чужак»

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

Почему гости не сразу приметили чужака?

Не поможете ли вы найти своих родственников слову «водитель»?

Просмотр содержимого документа
«История о суффиксе чик»

История о суффиксе –Чик


Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.

Просмотр содержимого документа
«Как Морфология порядок навела»

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)

Стихотворение О. Высотской "Весёлая грамматика".

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Просмотр содержимого документа
«Как Причастный оборот от Запятых спасался»

Как Причастный оборот от Запятых спасался

В стране Пунктуация правил очень честный король. Он всегда решал споры, раздоры между гражданами, часто сам придумывал правила. Когда он размышлял над очередным правилом, перед ним встала серьезная задача: как справедливо расставить знаки в предложении с причастным оборотом? Нужно было сделать так, чтобы никто не обиделся.

И вот он устроил соревнования по бегу. В них участвовали две Запятые, Причастный оборот и Главные члены предложения. Перед началом турнира все выстроились в один ряд. Раздался свисток, все побежали. Резко вперед вырвалось Определяемое слово, за ним неожиданно понеслась одна из Запятых. Следом, спотыкаясь, бежал Причастный оборот. Он изо всех сил пытался обогнать маленькую соперницу, но ничего не получалось. Вдруг сзади его стала настигать еще одна Запятая. Причастный оборот закричал:

– Какие противные Запятые! Крутятся под ногами! Помогите! Подтолкните! Не хочу прибежать последним! Ой-ой, они меня окружили!

Позади второй Запятой неслись все остальные члены предложения. В таком порядке и прибежали они к финишу. Мудрый король провозгласил, что теперь Причастный оборот будет окружен Запятыми, если он стоит после Определяемого слова.

Л.А. Сей,
г. Великий Новгород

Просмотр содержимого документа
«Как мама Глаголиха учила глагольчиков»

Как мама Глаголиха учила глагольчиков


Жила была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
-Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим…
А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого…
Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам?

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушёл»,
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему.
Глаголы изменяются по временам:
-Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить.
-Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят.
-Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут.

Просмотр содержимого документа
«Как поссорились шипящие с некоторыми гласными»

Как поссорились шипящие с некоторыми гласными

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим.

Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только не могут найти три гласные буквы Ы, Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу!

Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить свой круг общения. Вспомнили они про Я,Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы всё-таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:

Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые душистые. Это я вас всех в лес позвала, это я вывела на самую лучшую полянку, это я..

Буквы рассердились:

Мы так дружно жили, никогда не ссорились, - а главное у нас так не зазнавались, каждый знал своё место, и вдруг….

И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подругу. И буква Ы стала размахивать своей клюкой. Буквы их отправили подальше в конец – поближе к букве Я.

Именно тогда шипящие буквы Ч,Ш,Щ, и с ними Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а дружат только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.

Со стародавних времен на материке Лингвистика располагалось государство Русский язык. Занимало оно большую территорию, было обильно наделено природными богатствами и красотами.

На территории этой страны были и просторные поля, и густые леса, и широкие степи, и необъятные снега. Старожилы говорили, что именно благодаря такому божьему благословению их государство испокон веков - одно из самых богатых и уважаемых во всем мире.

Русский язык дружно и мирно жил со своими ближайшими соседями – родственными государствами: Украинским языком, Белорусским языком, Польским языком, Чешским языком, Болгарским языком и другими. Русский язык помогал им, чем мог, всегда был рад поддержать и уважить.

Не только государства официально дружили между собой, но и простые жители этих стран считали друг друга соседями. У многих семей Русского языка было большое количество родственников, особенно в «восточных» странах: Украинском и Белорусском языках. Великие ученые статистики подсчитали как-то, что больше всего родственников у народа лексиков, проживающих на территории Русского языка. Но тут возмутились другие народности: фонетики, морфологи, синтаксики. Как оказалось, и у них есть родственники в ближайших странах чуть ли не в каждой семье.

Все народности, населяющие Русский язык, дружно сосуществовали между собой. Но, мало того, они плотно взаимодействовали, потому что хорошо и благополучно жить они могли, лишь сотрудничая. Еще много веков назад эти существа поняли, что все они составляют единое целое. Если не будет одного, то окажутся ненужными и погибнут и все другие. Ученые Русского языка пришли к выводу, что народности на его территории живут по закону иерархии: труд фонетиков служит материалом для труда морфемиков, труд морфемиков – материалом для лексиков, труд лексиков – материалом для синтаксиков. А в целом деятельность этих народов представляет слаженный механизм, которым восхищаются, который изучают, который берегут.

Но не всегда жизнь в Русском языке проходила мирно и гладко. Были конфликты и с родственными государствами. Особенно когда те вели себя не очень–то благодарно и отрицали влияние Русского языка на них, его помощь. Но все это были мелочи: конфликты быстро улаживались – слишком велика и сильна была связь между этими странами и их жителями.

Гораздо серьезнее были конфликты, когда на Русский язык совершали нашествие иноземные государства. Летописи сохранили сведения о нескольких таких экспансиях. Одно из них – татаро-монгольское. Оно было очень длительное и сильное. Но народ Русского Языка очень силен. Он сумел сохранить свою индивидуальность. Больше того, он перенял многое от татаро-монголов и сделал это своим, родным, своей особенностью и изюминкой. Многие татаро-монголы остались жить в Русском языке, обогащая его своей деятельностью. Так, у лексиков осталось очень много таких жителей и их потомков: «башка», «халат», «сундук» и многие другие.

Очень серьезная экспансия захватила Русский язык в конце 20 века, когда на это государство пошел войной Англо-Американский язык. Вот тут испугались многие «головы» Русского языка. Они всерьез думали, что постепенно страну поглотит чужеземный народ, а от Русского языка останется лишь воспоминание. И у них был повод для беспокойства. Чужеземцы начали чувствовать себя слишком уж вольготно и приятно на территории Русского языка, замещать собой исконных жителей, занимать их место, отнимать у них работу.

Как известно, беда не приходит одна. «На помощь» Англо-Американскому языку подоспел внутренний враг – жители автономии Жаргон. Они всегда были нагловатые, даже буйные. А тут, почувствовав слабость центра – Литературного языка, и вовсе разошлись. Жаргонцы захотели независимости и главенства.

Долго продолжались бои, долго перевес был на стороне противника. Но и здесь все выдержал, все вынес Русский язык, сумел все перенести и сохранить себя, свою целостность и независимость. Потому что на его стороне вера, правда и бог.

Так восславим же это государство! Пожелаем ему нескончаемых лет жизни, процветания и развития, соседей добрых, друзей верных, а недругов слабых. Слава тебе, Русский язык, трижды слава!


Сказки - Чуковский Корней Иванович | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru

ОБРАЗЦЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

Сварливые принцессы

У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее.

Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень.

А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-.

Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-.

Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-.

Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях.

Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Фантазер.

Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки.

В театре он имел несколько ролей.

Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

Актер из Ера был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, так как сам был мастером искусным.

Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера.

А часто он вставал на место билетера и пропускал даже без билета всех детей, желающих попасть на представление.

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.

Сказка о Знаках препинания .

Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее.

Точка сказала:

Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации.

Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли.

Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться.

Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис:

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

С тех пор знаки препинания зажили дружно.

Сочинения учащихся в жанре лингвистических сказок.

Бал в сказочной стране.

Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я — лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".

Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных — самостоятельные части речи.