1. Что и как читали герои русской классики? Обзор произведений и их героев

Книга - источник знаний - это распространенное убеждение знакомо, пожалуй, каждому. С давних времен уважали и почитали образованных людей, которые разбирались в книгах. В сохранившихся и дошедших до нынешних времен сведениях о митрополите Илларионе, который сделал огромный вклад в развитие русской духовной и политической мысли своим трактатом "Слово о Законе и Благодати", отмечено: "Ларион муж благ, постник и книжен". Именно "книжен" - самое меткое и наиболее емкое слово, которое, наверно, лучшим образом характеризует все достоинства и преимущества образованного человека перед остальными. Именно книга открывает нелегкий и тернистый путь от Пещеры Невежества, символично изображенной древнегреческим философом Платоном в своей работе "Государство", к Мудрости. Из книг черпали густой и ароматный кисель познания все великие Герои и Злодеи человечества. Книга способствует ответу на любой вопрос, если, конечно, на него вообще имеется ответ. Книга позволяет сделать невозможное, если только это возможно.

Безусловно, многие писатели и поэты "золотого века", характеризуя своих героев, упоминали те или иные литературные произведения, имена и фамилии великих авторов, которыми либо бредили, либо восхищались, либо же коих лениво почитывали от случая к случаю художественные персонажи. В зависимости от определенных характеристик и качеств героя освещались и его книжные пристрастия, отношение к процессу чтения и образования в целом. Немного выйдя за временные рамки заданной темы, автор считает уместным сделать небольшой экскурс в историю, чтобы на некоторых примерах более ранней литературы понять, что и как читали герои русской классики.

Например, возьмем комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", в которой автор высмеивал недалекость класса помещиков, незатейливость его жизненных установок и идеалов. Центральная тема произведения была сформулирована главным его героем, непосредственно недорослем Митрофаном Простаковым: "Не хочу учиться, хочу жениться!" И в то время как Митрофан мучительно и безрезультатно пытается по настоянию учителя Цыфиркина разделить 300 рублей на троих, его избранница Софья занимается самообразованием с помощью чтения:

Софья: Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку.

Стародум: Какую?

Софья: Французскую, Фенелона, о воспитании девиц.

Стародум: Фенелона? Автора "Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал "Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки да воротят с корню добродетель.

Отношение к чтению и книгам прослеживается и на всем протяжении комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова. "Самый знаменитый москвич всей русской литературы", Павел Афанасьевич Фамусов, довольно критичен в своих оценках. Узнав, что его дочь Софья". всё по-французски, вслух, читает запершись", он говорит:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтенье прок-то невелик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

А причиной сумасшествия Чацкого он считает исключительно ученье и книги:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Сам же Александр Андреевич Чацкий читает только прогрессивную западную литературу и категорически отрицает уважаемых в московском обществе авторов:

Я глупостей не чтец,

А пуще образцовых.

Перейдем к более поздним произведениям литературы. В "энциклопедии русской жизни" - романе "Евгений Онегин" - А.С. Пушкин, характеризуя своих героев по мере знакомства их с читателем, уделяет отдельное внимание их литературным предпочтениям. Главный герой был "острижен по последней моде, как dandy лондонский одет", "по-французски совершенно мог изъясняться и писал", то есть получил блестящее по европейским меркам образование:

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграммы разбирать,

Потолковать о Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом.

Деревенский сосед Онегина, молодой помещик Владимир Ленский, "с душою прямо геттингенской", привез "учености плоды" из Германии, где воспитывался на трудах немецких философов. Особенно волновали ум молодого человека размышления о Долге и Справедливости, а также теория Категорического Императива Иммануила Канта.

Любимая же героиня Пушкина, "милая Татьяна", воспитывалась в свойственном своему времени духе и сообразно собственной романтической натуре:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой

И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой.

Жена ж его была сама

От Ричардсона без ума.

Н.В. Гоголь в поэме "Мертвые души", при знакомстве нас с главным героем, ничего не говорит о его литературных предпочтениях. Видимо, таковых у коллежского советника Павла Ивановича Чичикова не было совсем, ибо он был "не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод": господин средней руки. Однако о первом, к кому направился за мертвыми душами Чичиков, помещике Манилове, известно, что". в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года".

Торжество и гибель "обломовщины" как ограниченного и уютного мира Ильи Ильича Обломова, на фоне метаморфоз которого бьет неуемным ключом активная жизнь Андрея Штольца, осветил в своем романе И.А. Гончаров. Несомненно, различие в переоценке ценностей двух героев бросает свою тень и на их отношение к чтению и книгам. Штольц со свойственным ему немецким упорством проявлял особое желание читать и учиться еще в детские годы: "С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же "Телемака"".

Один раз Андрей пропал на неделю, потом его нашли преспокойно спящим в своей постели. Под кроватью - чье-то ружье и фунт пороху и дроби. На вопрос, где взял, ответил: "Так!" Отец спрашивает сына, готов ли у него перевод из Корнелия Непота на немецкий язык. Узнав, что нет, отец выволок его за шиворот во двор, дал пинка и сказал: "Ступай, откуда пришел. И приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся!" Андрей вернулся через неделю с переводом и выученной ролью.

Процессу чтения Обломова как главного героя И.А. Гончаров уделяет особое место в романе:

Что ж он делал дома? Читал? Писал? Учился?

Да: если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет.

Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него появится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и, если принесут скоро, он примется за нее, у него начинает формироваться идея о предмете; еще шаг - и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая.

Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен. Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него.

Как ни интересно было место, на котором он останавливался, но, если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать.

Если давали ему первый том, он по прочтении не просил второго, а приносили - он медленно прочитывал.

Учился Илюша, как и другие, до пятнадцати лет в пансионе. "Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что ничего другого делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. Серьезное чтение утомляло его". Мыслителей Обломов не воспринимает, только поэтам удалось расшевелить его душу. Книги ему дает Штольц. "Оба волновались, плакали, давали друг другу торжественные обещания идти разумною и светлою дорогою". Но тем не менее во время чтения, "как ни интересно было место, на котором он (Обломов) останавливался, но если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать". В результате "голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т.п. Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний". "Случается и то, что он исполнится презрения к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем. Но, смотришь, промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова".

читающий герой русский роман

Апогеем начитанности героев литературного произведения является, без сомнения, роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Страницы просто изобилуют именами, фамилиями, названиями. Здесь есть Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг Гёте, которых уважает Павел Петрович Кирсанов. Николаю Петровичу вместо Пушкина "дети" дают "Stoff und Kraft" Людвига Бюхнера. Матвей Ильич Колязин, "готовясь идти на вечер к г-же Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывал поутру страницу из Кандильяка". А Евдоксия Кук-шина прямо-таки блещет эрудицией и начитанностью в беседе с Базаровым:

Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санд. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном? Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем. Она, я уверена, и не слыхивала об эмбриологии, а в наше время - как вы хотите без этого? Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич.

Проведя обзор произведений и их героев на предмет литературных предпочтений последних, автор хотел бы более подробно остановиться на персонажах Тургенева и Пушкина. О них, как о наиболее ярких выразителях литературных пристрастий, пойдет речь в следующих частях работы.

"Вишневый сад" А.П. Чехова: смысл названия и особенности жанра

Сознательно лишая пьесу «событий», Чехов направлял все внимание на состояние действующих лиц, их отношение к основному факту -- продаже имения и сада, на их взаимоотношения, столкновения. Учитель должен обратить внимание учащихся на то...

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, бывший студент. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже...

В.М. Шукшин – самородок земли алтайской

Шукшин пронес через всю свою жизнь и творчество главную мысль и идею - серьезное исследование народного характера. Все его герои - простые люди, живущие своей жизнью, ищущие, жаждущие, творящие...

Значение критики Шевырева для русской журналистики ХІХ века

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «О воспитании». Ещё на французском -- critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине 19 в...

Изображение севера в ранних произведениях Олега Куваева

В студенческие годы у Куваева впервые возник интерес к Северу: он начинает собирать литературу об этом крае. Сильное воздействие на юношу оказали произведения знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена...

М.А. Булгаков и его роман "Мастер и Маргарита"

А). Иешуа и Воланд. В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого по образу к Христу...

Мотив дороги и его философское звучание в литературе ХIХ века

1.1 Символическая функция мотива дороги Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя...

Народная война в романе "Война и мир"

В романе Толстой высказывает свои мысли о причинах победы России в войне 1812 года: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны...

Роль аллюзий на роман Иоганна Вольфганга Гёте "Страдания юного Вертера" в повести Ульриха Пленцдорфа "Новые страдания юного В."

Итак, в романе И.В.Гёте перед нами следующие действующие лица: Вертер, Шарлотта (Лотта), Альберт (жених, а впоследствии муж Лотты) и друг Вертера Вильгельм (адресат писем, внесценический персонаж, если можно так выразиться, т.к...

Своеобразие творчества писателя Е.Л. Шварца

Современная русская литература. Роман Замятина "Мы"

Современный литературный процесс Литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы. Как и история, литература развивается...

Художественное произведение как межкультурный медиатор

Для учеников, обучающихся в школах Беларуси, русская литература является второй после родной белорусской литературой, изучаемой с целью эффективного осуществления межнациональных контактов, приобщения к достижениям мировой культуры...

Недавно по BBC показали сериал по «Войне и миру» Толстого. На западе всё как у нас - там тоже выход кино(теле)адаптации резко повышает интерес к литературному первоисточнику. И вот шедевр Льва Николаевича внезапно вошёл в число бестселлеров, а вместе с ним читатели заинтересовались и всей русской литературой. На этой волне популярный литературный сайт Literary Hub опубликовал статью «10 русских литературных героинь, которых нужно знать» (The 10 Russian Literary Heroines You Should Know). Мне показалось, что это любопытный взгляд со стороны на нашу классику и перевёл я статью для своего блога. Выкладываю и здесь. Иллюстрации взяты из оригинала статьи.

Внимание! В тексте есть спойлеры.

_______________________________________________________

Мы знаем, что все счастливые героини счастливы одинаково, а каждая несчастная несчастна по-своему. Но дело в том, что в русской литературе мало счастливых персонажей. Русские героини склонны усложнять себе жизнь. Так и должно быть, ведь их красота как литературных персонажей во многом происходит из их способности страдать, из их трагических судеб, из их «русскости».

Самое важное, что нужно понимать о русских женских персонажах: их судьбы это не истории преодоления препятствий, чтобы достичь «и жили они долго и счастливо». Хранительницы исконных русских ценностей, они знают, что в жизни есть нечто большее, чем счастье.

1. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

В начале была Татьяна. Это своего рода Ева русской литературы. И не только потому, что она хронологически первая, но и потому, что Пушкин занимает особое место в русских сердцах. Практически любой русский способен наизусть читать стихи отца русской литературы (и после нескольких стопок водки многие будут это делать). Пушкинский шедевр, поэма «Евгений Онегин», это история не только Онегина, но и Татьяны, молодой невинной девушки из провинции, которая влюбляется в главного героя. В отличие от Онегина, который показан циничным бонвиваном, испорченным модными европейскими ценностями, Татьяна воплощает в себе сущность и чистоту загадочной русской души. В том числе склонность к самопожертвованию и пренебрежение счастьем, что показывает её известный отказ от человека, которого она любит.

2. Анна Каренина (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

В отличие от пушкинской Татьяны, которая не поддаётся искушению сойтись с Онегиным, Анна Толстого бросает и мужа и сына, чтобы бежать с Вронским. Как настоящая драматическая героиня, Анна добровольно делает неправильный выбор, выбор, за который она должна будет заплатить. Грех Анны и источник её трагической судьбы не в том, что она оставила ребёнка, а в том, что эгоистически потакая своим сексуальным и романтически желаниям, она забыла урок самоотверженности Татьяны. Если вы видите свет в конце тоннеля, не обольщайтесь, это может быть поезд.

3. Соня Мармеладова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

В «Преступлении и наказании» Достоевского Соня выступает как антипод Раскольникова. Шлюха и святая одновременно, Соня принимает своё существование как путь мученичества. Узнав о преступлении Раскольникова, она не отталкивает его, наоборот, привлекает к себе, чтобы спасти его душу. Характерна здесь знаменитая сцена, когда они читают библейскую историю о воскрешении Лазаря. Соня способна простить Раскольникова, так как считает, что перед Богом все равны, а Бог прощает. Для раскаявшегося убийцы это настоящая находка.

4. Наталья Ростова (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Наталья - мечта каждого: умная, весёлая, искренняя. Но если пушкинская Татьяна слишком хороша, чтобы быть правдой, Наталья кажется живой, настоящей. Отчасти потому, что Толстой дополнил её образ и другими качествами: она капризна, наивна, кокетлива и, для нравов начала 19-го века, немного дерзка. В «Войне и мире» Наталья начинает как очаровательный подросток, источая радость и жизненную силу. На протяжении романа она становится старше, познаёт уроки жизни, укрощает своё переменчивое сердце, становится более мудрой, её характер приобретает целостность. И эта женщина, что вообще нехарактерно для русских героинь, после тысячи с лишним страниц по-прежнему улыбается.

5. Ирина Прозорова (А.П. Чехов «Три сестры»)

В начале пьесы Чехова «Три сестры» Ирина - самая молодая и полная надежд. Её старшие брат и сёстры плаксивы и капризны, они устали от жизни в провинции, а наивная душа Ирины наполнена оптимизмом. Она мечтает о возвращении в Москву, где, по её мнению, найдёт свою настоящую любовь и будет счастлива. Но, по мере того, как шанс переехать в Москву испаряется, она всё больше осознаёт, что застряла в деревне и теряет свою искру. Через Ирину и её сестёр Чехов показывает нам, что жизнь - всего лишь череда унылых моментов, лишь изредка перемежающихся короткими вспышками радости. Как и Ирина, мы тратим своё время на пустяки, мечтая о лучшем будущем, но постепенно понимаем незначительность нашего существования.

6. Лиза Калитина (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»)

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев создал образец русской героини. Лиза молода, наивна, чиста сердцем. Она разрывается межу двумя ухажёрами: молодым, красивым, весёлым офицером и старым, печальным, женатым мужчиной. Угадайте, кого она выбрала? Выбор Лизы многое говорит о загадочной русской душе. Она явно идёт навстречу страданиям. Выбор Лизы показывает, что стремление к печали и меланхолии ничуть не хуже любого другого варианта. В конце истории Лиза разочаровывается в любви и уходит в монастырь, выбирая путь жертв и лишений. «Счастье не для меня», - объясняет она свой поступок. «Даже когда я надеялась на счастье, на сердце всегда было тяжело».

7. Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Хронологически последняя в списке, булгаковская Маргарита, чрезвычайно странная героиня. В начале романа это несчастная в замужестве женщина, затем она становится любовницей и музой Мастера, чтобы потом обратиться в ведьму, летающую на метле. Для Мастера Маргарита это не только источник вдохновения. Она становится, как Соня для Раскольникова, его целителем, возлюбленной, спасителем. Когда Мастер оказывается в беде, Маргарита обращается за помощью ни к кому иному, как к самому Сатане. Заключив, подобно Фаусту, контракт с Дьяволом, она всё-таки воссоединяется со своим возлюбленным, пусть и не совсем в этом мире.

8. Ольга Семёнова (А.П. Чехов «Душечка»)

В «Душечке» Чехов рассказывает историю Ольги Семёновой, любящей и нежной души, простого человека, которая, как говорят, живёт любовью. Ольга рано становится вдовой. Дважды. Когда же рядом не оказывается никого, кого можно было бы любить, она замыкается в компании кошки. В рецензии на «Душечку» Толстой писал, что намереваясь высмеять недалёкую женщину, Чехов случайно создал очень располагающий к себе персонаж. Толстой пошёл даже дальше, он осуждал Чехова за излишне резкое отношение к Ольге, призывая судить её душу, а не интеллект. По мнению Толстого, Ольга воплощает в себе способность русских женщин любить безусловно, добродетель, неизвестная мужчинам.

9. Анна Сергеевна Одинцова (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В романе «Отцы и дети» (часто неверно переводят «Отцы и сыновья») госпожа Одинцова - одинокая женщина зрелого возраста, на одиночество намекает и звучание её фамилии на русском. Одинцова - нетипичная героиня, ставшая своего рода пионером среди женских литературных персонажей. В отличие от других женщин романа, которые следуют обязательствам, накладываемым на них обществом, госпожа Одинцова бездетна, у неё нет матери и мужа (она вдова). Она упорно отстаивает свою независимость, подобно пушкинской Татьяне, отказываясь от единственного шанса обрести настоящую любовь.

10. Настасья Филипповна (Ф.М. Достоевкий «Идиот»)

Героиня «Идиота» Настасья Филипповна даёт представление о том, насколько сложен Достоевский. Красота делает её жертвой. Осиротевшая в детстве, Настасья становится содержанкой и любовницей пожилого человека, подобравшего её. Но каждый раз, когда она пытается вырваться из тисков своего положения и построить свою собственную судьбу, она продолжает чувствовать себя униженной. Чувство вины отбрасывает роковую тень на все её решения. По традиции, как и у многих других русских героинь, у Настасьи есть несколько вариантов судьбы, связанных главным образом с мужчинами. И в полном соответствии с традицией, она не в состоянии сделать правильный выбор. Покорившись судьбе вместо того, чтобы бороться, героиня дрейфует к своему трагическому концу.

_____________________________________________________

Автор этого текста - писатель и дипломатический работник Гильермо Эрадес. Он какое-то время работал в России, хорошо знает русскую литературу, является поклонником Чехова и автором книги «Назад в Москву» (Back to Moscow). Так что взгляд этот не совсем уж посторонний. С другой стороны, как писать о русских литературных героинях, не зная русской классики?

Свой выбор персонажей Гильермо никак не объясняет. На мой взгляд удивительно отсутствие княжны Мери или «бедной Лизы» (которая, кстати, пораньше пушкинской Татьяны была написана) и Катерины Кабановой (из «Грозы» Остроского). Мне кажется, что эти русские литературные героини более известны у нас, чем Лиза Калитина или Ольга Семёнова. Впрочем, это моё субъективное мнение. А кого бы вы добавили в этот список?


Авторы статей - профессиональные репетиторы И.М. Храпова , Т. В. Воронцова и О.В. Гущина

Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку? Вот вы открываете сборник типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку и понимаете, что кое-что успели забыть, а о чем-то не слышали вовсе. Тогда вы берете в руки объёмистое пособие и понимаете, что не знаете, на какой странице, в каком разделе искать сведения. Как соединить теорию и практику?

Предлагаем вам короткий и эффективный путь к успеху. Мы разобрали для вас отдельно каждое задание ЕГЭ по русскому языку. В каждой статье вы найдете теоретический материал, который содержит только то, что необходимо и достаточно для выполнения заданий ЕГЭ по русскому. мы даем вам алгоритм выполнения заданий ЕГЭ. Подскажем, какие ловушки могут ожидать вас в том или ином задании. Материал, который надо учить наизусть, представлен в виде таблиц-подсказок.

Осваивайте тестовые задания по порядку, от 1 к 26. Вы заметите, что в последующих заданиях вы опираетесь на знания, полученные раньше. Считайте наши материалы справочником-инструкцией, постоянно обращайтесь к ним, когда решаете тесты ЕГЭ по русскому языку.

Что такое ЕГЭ по русскому ЕГЭ. Какие требования и критерии. Что такое КИМ?

Декабрьское сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2019-2020

Как подготовиться к Декабрьскому сочинению - 2018?

Видеокурс по русскому языку и литературе «Декабрьское сочинение 2014».

В данном курсе описаны самые выигрышные темы декабрьского сочинения и раскрыта технология его написания. Вы узнаете, как гарантированно и с минимальными затратами времени получить высокие результаты на сочинении.
Автор видеокурса - ведущий преподаватель русского языка и литературы компании ЕГЭ-Студия, кандидат филологических наук Татьяна Владимировна Воронцова.

Утверждения школьных учителей о том, что «ты не ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.


На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).


Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.


Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.

Пороговые (минимальные) и средние баллы ЕГЭ по русскому языку

Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых) . При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного , правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.


Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых) . Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.


Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.


То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.


Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.


Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:


  • Яндекс. ЕГЭ,

  • Решу ЕГЭ,

  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;

  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.


  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.

  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.

  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.

  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на -тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».

  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Как сдать русский на максимальный балл

Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:


  • обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;

  • постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;

  • разумно распорядится отведенным на экзамен временем.

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.


В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:


  • используйте КИМы как черновик,

  • если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;

  • если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;

  • если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;

  • после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;

  • если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;

  • за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;

  • при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;

  • не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;

  • после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;

  • если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.


Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:


  • правильно определить поднятую автором проблему,

  • написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),

  • успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.

При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.


Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.


После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время - вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.

Государственная итоговая аттестация 2019 года по русскому языку для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. Основные проверяемые в тестировании элементы содержания:

  1. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложениях. Орфограмма.
  2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
  3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
  4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
  5. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
  6. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
  7. Словосочетание.
  8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
  9. Осложнённое простое предложение.
  10. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
  11. Синтаксический анализ сложного предложения.
  12. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
  13. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Дата сдачи ОГЭ по русскому языку 2019 года:
28 мая (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по русскому языку. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.




Текст, который потребуется при выполнении заданий будет указан в каждом вопросе для вашего же удобства.
При выполнении заданий А1-А6 выберите только один правильный вариант.
При выполнении заданий B1-B14 возможно несколько вариантов ответа.