Бытует мнение, что образование можно получить только в учебных заведениях, по окончанию которых, учеба и процесс обучения останавливается. Но это далеко не так и потребность в новых знаниях только увеличивается с возрастом. И вот почему...

Человек на протяжении всей своей жизни узнает что-то новое, приобретает новые навыки, чему-то учится. Иначе, ему не выжить в современном мире.

Стоит ли тратить время, средства и прикладывать усилия для получения этих знаний? Учиться никогда не поздно, это дает человеку дольше сохранять острую память, быстрее мыслить, принимать решения, обучаться быстрее. Сам процесс обучения помогает развить много полезных качеств, такие как собранность, самодисциплина, умение четко выражать свои мысли, повышается умственная концентрация.

Знания - это просто информация, которую вы добываете из разных источников. Но знания всегда должны быть подкреплены практикой. Старайтесь сразу внедрять их в жизнь, проверять их эффективность. Сегодняшний мир - это мир информации и, если вы владеете ею, успех в ваших руках, вы шагаете в ногу с миром.

Постоянно узнавать что-то новое, изучать, читать, исследовать, искать - это природа человека. Посмотрите на маленьких детей, они находятся в постоянном непрерывном процессе обучения и это им нравится. Скорость, с которой они изучают и усваивают всё новое, поражает. Что же случилось с взрослым человеком? Его способности только выросли, а желание узнавать что-то новое, учиться исчезло?

Тот, кто останавливается в развитии, не желая познавать новое, учиться снова и снова, постепенно начнет деградировать, тупеть и быстро стареть.

Это признанный и доказанный учеными факт, что чем больше человек обучается, читает, интересуется новыми знаниями, тем он дольше живет и болезни, характерные для старых людей, ему не страшны.

К тому же если человек постоянно повышает уровень своих знаний, он более интересен для современных компаний. Он более конкурентноспособен на рынке труда, соответственно оплата его труда вырастает в разы.

Знания расширяют человеческий кругозор, его мировоззрение меняется в процессе обучения. Это помогает воспринимать мир, людей, события с другой стороны, так как восприятие трансформируется с усвоением нового. В самом процессе человек начинает постепенно изменяться, а значит и его жизнь тоже. Поэтому если хотите перемен, начинайте снова учится.

Самообучение и саморазвитие стали ключевыми словами современного человека. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары. Не бойтесь открывать новые горизонты и расширять свои границы.

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

Стадии Lifelong Learning

Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.

Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.

Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.

Философия и содержание Lifelong Learning

Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.

Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, - но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.

Сегодняшнюю заметку я хочу посветить роли обучения в нашей жизни, а также необходимости постоянно развиваться и осваивать новые области знаний и учиться практическим навыкам. Лично я считаю, что каждый человек может быть учителем, но стать учителем можно лишь тогда, когда ты начнешь воспринимать всех людей как учителей. Тебя же как учителя воспримет любой, когда это ему будет нужно.

Дело в том, что на сегодняшний день в процессе обучения наблюдается слишком большое превалирование теоретических знаний над практическими навыками. По большому счету, это вполне естественно, поскольку объем информации в мире ежегодно увеличивается в полтора раза. Общаясь с преподавателями, закончившими высшие учебные заведения еще в советское время я могу точно сказать, что тогда соотношение практических и теоретических дисциплин сильно отличалось от сегодняшнего. Благодаря чему из людей вырастали действительно практики, которые могли работать на реальном производстве или реально действующих объектах. На сегодняшний день же объем знаний настолько вырос, что, казалось бы, 5 лет обучения в ВУЗе становится мало, чтобы освоить все необходимое. На самом деле и не нужно. Лично я считаю, что в ближайшее время система образования зайдет в некоторого рода тупик, что приведет к полному пересмотру процесса образования в принципе. Болонская система обучения в том виде, в котором она существует в Европе - яркий тому пример.

Какие существуют пути выхода?

Я считаю, что основная задача системы образования - научить людей обучаться. Собственно, эту программу можно выполнить и в школе, а вот давать людям знания это задача не совсем корректная. Здесь получается прямое нарушение законов спроса и предложения, ведь образование - это монопольная структура, следовательно, никто не может оценить качество предоставляемого образования, и более того - оценить нужно ли в принципе человеку то, что ему преподается. Таким образом в перспективе систему образования я вижу как определенную структурированную базу знаний, где преподаватели будут отвечать за определенные направления и дисциплины, а сам процесс образования можно будет сделать пожизненным, поскольку каждый человек будет обращаться в систему образования за определенными знаниями и навыками по мере того, как они станут ему необходимы.

Однако, это достаточно далекая перспектива и процесс преобразования системы обучения может растянуться на долгие годы. Тем не менее, я могу дать одну, на мой взгляд, важную рекомендацию: обучаться поэтапно и практически применять приобретенные знания, с чем у нас сейчас большая проблема. Ведь как переводчики учат иностранный язык - общаются. Если они возьмут словарь и выучат его от этого не будет никакого смысла, лишь в процессе общения можно осознать суть языка и ощутить все тонкости его применения. Точно также и в любой другой отрасли жизни. Вы выучили что-то - примените на практике, возможно, применяя вещи на практике Вы можете получить очень неожиданный для себя результат - а именно, Вы осознаете, что поняли определенную задачу и сами нашли её решение.

Итоги

Как вывод, могу сказать, что процесс обучения никогда не останавливается выпуском из ВУЗа. Учиться нужно всегда, причем не стоит забывать о том, что предметы обучения бывают теоретические и практические, и научиться готовить, плавать, строить и т.д. - это отличные практические навыки, которые тоже можно смело возводить в ранг умений и использовать в своей жизни. Но у этих навыков есть один нюанс - никто не сможет научить Вас готовить торт кроме человека, который его уже умеет готовить, поэтому таким навыкам в жизни стоит учиться у опытных практиков. Конечно, Вы можете научиться и сами, но испортите не один продукт, сковороду и это займет намного большее количество времени. Если Вы будете воспринимать всех людей как потенциальных учителей, и сможете без стеснения сказать человеку «Вы так хорошо готовите, научите меня.» - это будет для него высшей степенью признания его умений, а для Вас - очень благодарный учитель. Желаю всем успехов в освоении знаний и умений, развивайтесь и совершенствуйтесь ежедневно, лишь так можно познать жизнь в полном объеме;-)!

В ближайшие 10–20 лет учеба постепенно будет переходить в онлайн, и учиться придется всю жизнь

ШКОЛЬНАЯ ПАРТА – В ПРОШЛОМ

Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета - в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. Например, уже сейчас во многих американских школах ученики смотрят видеолекции по предметам дома, а уроки посвящаются обсуждениям. То же ждет и вузы. «Сейчас почти в любой точке мира, где есть интернет, можно слушать курсы лучших профессоров из Гарварда и Принстона. Традиционные лекции со скучным пересказом учебников будут вытесняться новыми формами обучения», - прогнозирует старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Сергей Курбатов.

Единственные, кто не будет полностью учиться онлайн, - малыши. «Главная цель начальной школы - не дать знания, а научить ребенка учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться. А для этого интернет не нужен», - считает директор экспериментальной школы-парка DIXI Ярослав Коваленко.

БУМ МИНИ-ШКОЛ И ДОМАШНИХ УЧЕНИКОВ

«Традиционная школа подходит лишь для малого количества учеников, остальные не вписываются в систему. Поэтому в будущем появится много учебных заведений новых типов, рассчитанных на самых разных детей», - говорит доцент Киевского университета им. Б. Гринченко, президент Всеукраинской тьюторской ассоциации Сергей Ветров. «Школа будет рассыпаться на осколки религиозных, узкоспециализированных, национальных и других мини-школ, где все друг друга знают и есть влияние родителей на учебный процесс, - говорит Ярослав Коваленко. - Все движется в этом направлении. Так, в Финляндии государство платит учителям и дает помещение любой новой школе, если за ее создание подписалось с десяток родителей. Да и в Киеве за последние три года появилось минимум пять мини-школ». Ожидают эксперты и бума семейного, или домашнего, образования. «Уже сейчас в школы экстернов, рассчитанные на домашних учеников, записаться проблематично - слишком много желающих», - говорит Ярослав Коваленко. Также, по словам Сергея Ветрова, появится множество центров, которые будут поддерживать семьи с такими детьми, давать юридические, учебные консультации, организовывать образовательный досуг для тех, кто учится дома.

ВУЗЫ ПОТЕРЯЮТ МОНОПОЛИЮ НА ЗНАНИЯ

В высшем образовании тоже произойдут изменения. «Развитие проектов массовых онлайн-курсов, таких, как Coursera, EdX, встряхнет существующую систему, ведь они открывают доступ к лучшим профессорам и лекциям мира. Поэтому ценность знаний, полученных на этих курсах, будет стремительно расти. Кроме того, некоторые провайдеры онлайн-образования уже объединяют отдельные курсы в долгосрочные программы. Так что со временем онлайн-проекты станут полноценными игроками на рынке, что приведет к потере вузами монополии на высшее образование, - рассказывает основатель проекта «Университет-онлайн» Иван Примаченко. - Но это не означает, что в вузах не будет студентов. Ведь есть те, кому нужно, чтобы их заставляли учиться. Для них разработают смешанные программы: например, лекции студенты будут слушать дома онлайн, а в институт будут приходить на практические занятия, консультации и т. д. Но в любом случае будущее - за онлайн-курсами. И те вузы, которые не начнут создавать свой онлайн-продукт, рискуют остаться просто местом, куда приходят подтвердить полученные онлайн знания и получить корочку». Кроме того, многие онлайн-проекты сейчас активно работают над признанием своих сертификатов. Так что не исключено, что в будущем они составят серьезную конкуренцию вузовским дипломам.

«Следует ожидать и развития узкопрофессиональных корпоративных университетов, нацеленных на подготовку специалистов для конкретных компаний», - прогнозирует Сергей Курбатов. По его словам, можно прогнозировать и развитие центров сертификации профпригодности: «Это могут быть как независимые центры, так и центры при компаниях и фирмах».

УЧЕБНЫЙ «ИНДПОШИВ» И НОВЫЕ ФОРМАТЫ

В учебе появится т. н. «индпошив». «Ученик будет сам выбирать, какие знания получить, - говорит соучредитель частной школы «Афины» Алексей Греков. - Сейчас все больше школ переходит на т. н. продуктивное обучение: дети получают новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе - уже не цель, а средство. То есть они сначала берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания для этого, а не наоборот - сначала изучают весь курс математики с физикой, чтобы потом применить это на практике». Большое место будет отводиться игре: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. А город, по словам психолога, бизнес-тренера, руководителя холдинга OpenEDU Евгения Мирошниченко, станет большой учебной площадкой: «Это может быть урок астрономии в планетарии, химии - в лаборатории НИИ или имитация жизни первобытных людей на уроке истории».

Один и тот же предмет школьники будут изучать по-разному. «Так, на информатике технари будут изучать техническую составляющую ПК-программ, гуманитарии - как их использовать для создания своих творений. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу», - говорит Алексей Греков. «Привычная классно-урочная система может кануть в Лету. Возможно, как в Древней Греции, ученики разного (!) возраста, прогуливаясь по парку с наставником, будут получать от него новые знания, дискутировать», - прогнозирует директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько.

ОЦЕНОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

«В мире появляется все больше школ, которые отказываются от оценок, потому что они перестают мотивировать детей. Более того, порой даже демотивируют. Кроме того, в стремлении получить наивысший балл многие школьники начинают учиться ради оценок, а не ради знаний», - говорит Олег Ересько. Да и, по словам экспертов, в оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал, то наставник, видя его качество, будет решать, что делать со школьником. Если проект качественный - наставник разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой - не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше.

УЧИТЬСЯ БУДЕМ В РЕЖИМЕ "24/7"

По словам Ивана Примаченко, стремительное развитие современного мира приведет к тому, что образование станет делом всей жизни человека, то есть он будет учиться постоянно: «Одни отрасли появляются, другие - умирают. Через 15–20 лет представители определенных профессий останутся без работы - их заменят роботы или «умные» ресурсы. Уже сейчас существуют роботизированные автомобили, которые самостоятельно преодолевают сотни километров, автоматизированные бухгалтерские или туристические сервисы и т. д. Люди, потерявшие работу, будут вынуждены переучиваться. Все остальные - постоянно обновлять свои знания, проходя мастер-классы, тренинги, курсы. Ведь сейчас знания быстро стареют».

ОСТАНУТСЯ ЭЛИТНЫЕ ВУЗЫ

Хоть у вузов появятся конкуренты, элитные учебные заведения сохранятся. «Не случайно ведущие вузы - это прежде всего исследовательские университеты, где исследования доминируют над процессом обучения, - говорит Сергей Курбатов. - Можно прогнозировать сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных «фабрик новых знаний», которые привлекают интеллектуалов». «Такие вузы, как Гарвард или Стэнфорд, будут завлекать в свои стены учебой в мини-группах, высочайшим качеством образования, отличным преподавательским составом, - говорит Иван Примаченко. - Но такое образование будет, как и прежде, доступно лишь немногим из-за высокой стоимости».

УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТЯТСЯ В НАСТАВНИКОВ

«Современный мир меняется так быстро, что люди, чтобы успеть за ним, в среднем каждые пять лет меняют сферу своей деятельности, - говорит Евгений Мирошниченко. - Поэтому роль школы изменится: она не будет всецело ориентирована на подготовку к профессии. Вместо этого в детях будут развивать способности к переучиванию, учить их быстро меняться и т. д.». «Так как учителя больше не являются единственным источником знаний, ведь есть интернет, то они превратятся в наставников: будут учить школьников работать с информацией, применять полученные знания», - прогнозирует Олег Ересько. По словам Евгения Мирошниченко, образование станет более индивидуальным, и у каждого школьника появится своя учебная траектория. «По сути, наставник будет гарантом того, что ученик овладел нужными знаниями и умениями, и именно он будет оценивать то, насколько подготовлен человек, - говорит эксперт. - То есть оценивание перестанет быть прерогативой школы. Впрочем, это касается и вузовского образования, в котором тоже появится понятие наставников, мастеров, которые, не исключено, даже будут выдавать свои дипломы». Также, по словам Евгения Мирошниченко, учителя отчасти уступят свое место детям: «Старшие ученики будут преподавать младшим. Передавая им свой опыт и знания, они сами начнут лучше разбираться в предмете».

В УЧЕБУ ПРИДУТ НОВЫЕ IT –РЕШЕНИЯ

Развитие IT-технологий привнесет интересные технические решения в образование. Например, по словам Ивана Примаченко, уже сейчас начинают создаваться ресурсы для т. н. адаптивного обучения (например, проект Knewton), которое использует искусственный интеллект. «На основании того, какие онлайн-курсы проходит человек, какие оценки получает, с какими заданиями справляется, а с какими - нет, система будет выстраивать виртуальную карту знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще нужно пройти, выучить. Не исключено, что такой виртуальный тьютор будет сопровождать человека с первого класса», - рассказывает Иван Примаченко.

Сыграет свою роль развитие технологий дополненной реальности, которые позволят получать новые знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект, человек на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках (например, в Японии такие уже существуют - при наведении на страницу камеры смартфона включается анимация, иллюстрирующая материал).

Еще одно решение, которое изменит образование, - нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему мозгу обмениваться информацией с компьютером и давать ему команды (образцы уже есть). Как минимум, это создаст еще одну возможность людям с ограниченными возможностями получать образование.

ОХОТА ЗА ТАЛАНТАМИ

Доступность образования сделает возможной глобальную охоту за талантами в будущем. «Такие проекты, как Coursera, имеют возможность полностью анализировать, как себя вел студент во время учебы, например, был ли он активным участником обсуждений, быстро ли сдает онлайн-тесты и на какие оценки, сколько раз просмотрел лекцию. Доступ к такой информации позволит ведущим компаниям находить себе идеальных сотрудников, и движение в этом направлении уже началось, - рассказывает Иван Примаченко. - Также благодаря появлению полноценных бакалаврских или магистерских программ, которые будут проходить полностью в режиме массовых онлайн-курсов (например, такую программу уже создал Университет Джорджии в США), любой человек, независимо от страны проживания, сможет получить диплом любой страны. Это тоже позволит развитым странам «выкачивать» таланты из развивающихся стран».

Компании не только будут находить «звездочек», но и инвестировать в них. Так, уже сейчас создаются онлайн-платформы, на которых инвесторы встречаются с талантливыми молодыми людьми. Последние просят профинансировать их учебу, обязуясь после выпуска платить инвестору процент со своего заработка.

БУДУЩЕЕ: ВУЗЫ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ ДИЗАЙНЕРОВ ГМО

В ближайшие пять–семь лет наиболее востребованными станут такие направления подготовки, как работотехника, искусственный интеллект, 3D-проектирование, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, биоинформатика и IT в медицине, IT в образовании и т. д. Это показал опрос студентов, топ-менеджеров и аналитиков, проведенный HeadHunter и рядом других компаний. В связи с этим в ближайшем будущем появятся такие новые профессии, как, например, инженер 3D-печати, архитектор виртуальной реальности, дизайнер онлайн-курсов и даже дизайнер ГМО.

НОУ-ХАУ: В ЯПОНИИ РОБОТ СДАЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний (среди них - Fujitsu и IBM) ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет (они считаются одними из самых сложных в стране). Недавно робот прошел свои первые испытания - экзамены по математике, ответив правильно на четыре вопроса из десяти. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления.