Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)_____ состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2. При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3. Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4. Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5. Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

5. Вопреки этому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -мн. -ы, -ов, м.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. ед.Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен(о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5. ед. (предл.в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6. (предл.на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (поел.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

освЕдомиться

обзвонИт

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

2. Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников - юных футболистов - в матче с более опытным соперником.

3. Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

4. В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

5. Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЕЕ уместный

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор

ав..нгард

утр..мбовать

возг..рание

фил..рмония

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие

ра..положиться, бе..действие

пр..образовать, пр..шить

под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра. .ваться

магни..вый

незатейл..вый

улыбч..вый

настойч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заброш..нный

потревож..нный

поджар..шь

подмеч..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

2. Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

3. Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

4. Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

5. Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

2. (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

3. Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

4. Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

5. (И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4. Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5. И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

16

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У нас иностранную литературу в подлинниках читают очень мало, и ещё менее знают биографии жизни западных авторов, приёмы их работы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня - наши истоки, наши корни. (4)Деревня - материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне.

(9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская армия.

(10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, её истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Это не идеализация деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

1) 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

    Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

    На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

    Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Импрессионисты Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и

непосредственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы

случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

    Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Долгое время киты (1) наблюдать которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

    1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки

    хотя они уже были полны.

    1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,

    Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

    При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

    Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

    Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Вилъгелъм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

    Какие разные оценки одного человека - одним и тем же, дружеским, пером!

    Где истина? (5)В каком году?

    Однажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою

о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:

    «Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (Ю)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив.

    Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

    Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».

    Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд - его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...

    И отчего не так?

    Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они - нас?

    Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...

(По Н.Я. Эйдельману*)

*Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989) - писатель, историк, литературовед.

Какое предложение должно быть на месте пропуска под цифрой 6?

    Нигде...

  1. Пушкин никогда в этом не признается...

    Свидетельства истинного отношения Пушкина к Кюхельбекеру утрачены...

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

    В предложениях 21-26 содержится рассуждение.

    В предложениях 11-13 представлено рассуждение.

    В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.

    Предложение 9 содержит описание.

Укажите синоним к слову ДОЛГОВЯЗЫЙ из предложения 16.

    высокопарный 2) высокий 3) низкорослый 4) низменный

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

    21 I Из предложений 12-13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из предложений 8-11 выпишите наречие в сравнительной степени.

Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

    I Среди предложений 9-18 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

    | Среди предложений 15-28 найдите предложения, в которых есть обособленное приложение. Напишите номера этих предложений.

20 | Среди предложений 7-16 найдите сложное предложение, в состав которого входят три однородных придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

27 Среди предложений 7-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-АЗО, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Талантливый пушкинист Н.Я. Эйдельман, посвятивший свою научную и литературную деятельность истории декабристского движения, сравнивает дружеские отношения современных молодых людей и лицеистов пушкинского

выпуска, используя такой приём, как (предложения 9-13), и

синтаксические средства: (например, в предложении 16) и

(предложения 27, 28). («дружба» - «насмешка»,

«дружба» - «эпиграмма» в предложении 15) подчёркивают своеобразие отношений между лицеистами».

Список терминов:

    риторические вопросы 6) метафоры

    контекстные антонимы 7) вопросно-ответная форма изложения

    эмоционально-оценочные слова 8) сравнительный оборот

    разговорные слова 9) цитирование

    ряды однородных членов

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов Л® 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 13

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Д 1 | В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    низвЕден 2) зАгодя 3) щАвель 4) облИлась

А2 | В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.

    Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ - вопрос серьёзный для каждого предприятия.

    Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

    ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

ДЗ I Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    около пятиста фотографий

    поезжайте в город

    пара носков

    наиболее уместный

д^ | Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая наскальные изображения эпохи каменного века,

    рисунки могут быть поняты людьми разных национальностей.

    видишь самые важные события жизни людей, сцены охоты и сражений.

    понимание таких рисунков может быть многозначно.

    видны реалии далёкого прошлого.

дд I Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

    Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

    Все, кто написал рецензию на «отлично*, дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

    Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.

    В конце XIX века имение приобрёл курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

    Мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т. Морозову.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. (6)... адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Существуют различные фармакологические препараты, которые способствуют адаптации.

    Рациональное питание обеспечивает нормальный обмен веществ, что повышает уровень адаптации.

    Приспособленность к определённым условиям внешней среды - важнейшее условие выживания живого организма.

    Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

    Сначала 3) Однако

    Следовательно, 4) Впрочем,

А9 I Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    нарушения вызывают (предложение 2)

    организмы способны (предложение 3)

    они способны адаптироваться (предложение 3)

    изменение могло (предложение 5)

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

    Сложноподчинённое 3) простое осложнённое

    сложное бессоюзное 4) сложносочинённое

Укажите предложение, в котором есть личное местоимение.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

Укажите значение слова СПОСОБНОСТЬ (предложение 5).

    условие 2) талант 3) умение 4) причина

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остыо, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

    1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    налом..нание, словарный, выл..жить

    разрослась, орбитальный, полемический

    экзаменовать, асфальтированный, изд..вать

    консервировать, горизонтальный, к..рьерист

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    начислять, бе..компромиссный, несгибаемый

    отбрасывать, на..пись, по..черкнуть

    пр..забавный, соприкосновение, пр..школьный

    из..явить, обез..яна, меж..языковой

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

    сохраняют структуру, ... неравенств. Информатика В года) Каждая сельская... сверху по центру написать Пробный ЕГЭ -2012 . Русский язык ВАРИАНТ - Все СОШ должны... комиссии по проверке пробного ЕГЭ по русскому языку должны прибыть в 12. ...

Вариант № 2597490

1. Задание 1 .

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3)Своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное - многие вещества меняют в процессе охлаждения или нагревания, в результате чего приобретают совсем другие свойства.

4) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

5) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

2. Задание 2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?Выпишите это слово.

Хотя

Эти

Таким образом,

Вопреки этому

Наоборот,

3. Задание 3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).

4. Задание 4 .

оклЕить

шарфЫ

дОсуха

лгалА

вместИтся

5. Задание 5 .

Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.

Во время испытаний новой боевой техники были протестированы принципиально новые ТАКТИЧЕСКИЕ приёмы организации полевой связи.

В знаменитом парке цветов на протяжении нескольких последних месяцев высажено около семи миллионов ЛУКОВИЧНЫХ растений.

Молодёжный проект направлен на ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ и практическую подготовку нового поколения управленцев

6. Задание 6 .

ДОСТИГНУЛИ

менее ВОСЬМИСОТ страниц

ОБЕИХ учениц

КРАСИВЫЙ тюль

по ДЛИННОЙ авеню

7. Задание 7 .

А) Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А. И. Куинджи продемонстрировал зрителям ещё одну картину, применив тот же световой эффект.

Б) Нельзя не согласиться с утверждением, что те, кто неутомимо стремится к достижению своей цели, достоин глубокого уважения.

В) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт.

Г) Произнесение вашего доклада вслух, готовясь к выступлению перед большой аудиторией, поможет вам в дальнейшем более уверенно держаться на сцене.

Д) И. С. Тургенев писал, что «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

8. Задание 8 .

пол..мический

персп..ктива

декл..рация

заг…релый

з…ря

9. Задание 9 .

ин.. .екция, обез.. .яна;

чре...мерный, и...подтишка;

пр..образ, пр...бабка;

пр.. .градить, пр.. .старелый;

н..мордник, не..ценимый.

10. Задание 10 .

отчётл..вый

слад..нький

миндал..вый

тен..вой

леле..ть

11. Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

непередава..мые

пил..т (он)

предполага..мый

наруша..мый

пыла..т

12. Задание 12 .

Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

Ни один восход (не)бывает похож на другой.

(Не)дождавшись брата, я ушел.

(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

13. Задание 13 .

(В) ПРОДОЛЖЕНИИ романа страниц будет (В) ДВОЕ больше, чем в первой части.

ЧТО(БЫ) найти вход в пещеру, спелеологи (В) ТЕЧЕНИЕ трёх недель методично обследовали склон горы.

Работа (В) СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ) ЧАСА.

(НА) КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА) ПОПЯТНУЮ.

КОГДА(ТО) Архип хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ.

14. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.

15. Задание 15 . Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.

2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.

5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.

16. Задание 16 .

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

17. Задание 17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

18. Задание 18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сертификат (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу.

19. Задание 19 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

20. Задание 20 .

Цифры укажите в порядке возрастания.

2) В детстве эта мелодия вызывала другие чувства.

3) Это музыкальное произведение было написано на прощание с Родиной.

5) Вася-поляк знал лично композитора и автора этой мелодии.

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём нее рассказывала мне музыка? (5)0 чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)0н посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «За что, мальчик?» - (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (ЗО)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества - военная и деревенская.

21. Задание 21 .

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 17-24 содержат описание.

2) Предложения 25-28 содержат повествование.

3) В предложении 29-32 представлено рассуждение.

4) В предложениях 9-16 перечислены последовательные действия героя.

5) В предложениях 4-8 содержится повествование.

22. Задание 22 . Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

23. Задание 23 . Среди предложений 25-30 укажите предложение, которое связано с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Задание 24 .

«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автортекста. Подтверждение этой мысли - (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает нетолько чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) эпитет

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Вариант № 2597497

1. Задание 1 . В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В Непале белоснежный покров горных вершин сменяется альпийскими лугами и даже тропическими лесами.

2) Непал - самая высокогорная страна в мире: именно здесь находится высочайшая гора Эверест и ещё семь из четырнадцати вершин планеты, чья высота достигает 8000 м.

3) Климат Непала, самой высокогорной страны на планете, отличается удивительным разнообразием из-за большого перепада высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

4) Территория Непала по своим природно-географическим особенностям разделяется на высотные пояса, тянущиеся с запада на восток вдоль горной системы Гималаев.

5) Удивительное разнообразие климата Непала, самой высокогороной страны, вызвано большим перепадом высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

2. Задание 2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Однако

Например,

Несмотря на это,

Очевидно,

Именно из-за

3. Задание 3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЫСОТА́ , -ы, мн. -оты, -от, -отам, жен.

1. Величина, протяжённость чего-н. от нижней точки до верхней. В. кирпичной кладки. В. прибоя. В. циклона.

2. Пространство, расстояние от земли вверх. Смотреть в высоту. Самолёт набирает высоту. Лететь на большой высоте.

3. Возвышенное место, возвышенность. Занять высоту.

4. Высокий уровень развития чего-н. Достигнуть новых высот. Овладеть высотами мастерства.

5. В математике: отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины геометрической фигуры на её основание. В. треугольника.

6. Одно из основных свойств звука результат колебаний звучащего тела (спец.). Абсолютная, относительная в.

4. Задание 4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

портфЕль

клалА

слИвовый

звалА

цепОчка

5. Задание 5 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звезд в тёмной -не то БОЛОТНОЙ, не то то речной- воде.

6. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЛЕЩЕТ волна

менее ЛЁГКИЙ путь

ИХНИЕ дети

вес в ТЫСЯЧУ двести тонн

несколько ЧЕЛОВЕК

7. Задание 7 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Многие, кто бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными делениями.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл и начал заниматься архивами деда».

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Задание 8 . Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нав..ждение

колл..кционер

оз..рить

заг..рать

соч..тание

9. Задание 9 . Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..коренить, чре..мерный;

сверх..зобилие, с.змала;

пр..огромный, пр..образование;

в..южный, с.ёмка;

не..говорчивый, про..ьба.

10. Задание 10 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

улыбч..вый

засушл..вый

рул..вой

наде..лся

перекле..вать

11. Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

стел..щиеся

кол..щие

дремл..т

нама..вшись

бре..тся

12. Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.

Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.

(Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.

Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.

13. Задание 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше.

(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.

Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.

Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.

(В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы (ТО)ЖЕ остались в избе до вечера.

14. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Ситуация на российском рынке начала коре(1)ым образом меняться из-за предложения всё большего числа акций иностра(2)ых фондов, в том числе зарегистрирова(3)ых в офшорных зонах.

15. Задание 15 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес пахнет хвоей и прелой листвой и убаюкивает нас шумом ветра в кронах

деревьев.

2) К зимовке можно добраться на собаках либо на оленях.

3) Туман постепенно окутал не только старый причал но и весь город.

4) Луна спряталась за тучами и над морем поднялся туман.

5) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и снова поднялся на палубу.

16. Задание 16 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

17. Задание 17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

18. Задание 18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров и решаются организационные вопросы.

19. Задание 19 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

20. Задание 20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Герой-рассказчик полагает, что люди выбирают местом своего жительства уединённый остров для того, чтобы испытать чувство покоя и одиночества.

2) По мнению героя-рассказчика, островные жители живут не спеша потому, что от бурного, суетливого мира их отделяет водное пространство.

3) Герой-рассказчик считает, что неторопливость островного человека объясняется его слабостью.

4) По убеждению героя-рассказчика, жителям островов не следует быть столь медлительными.

5) Если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, то вещи способны заиграть новыми гранями.

(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (Ю)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

* Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 году) - русский писатель-публицист.

21. Задание 21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 20-22 представлено рассуждение.

2) Предложения 2-4 включают описание.

3) Предложения 9-10 содержат повествование.

4) Предложение 24 разъясняет суждение, высказанное в предложении 23 текста.

5) Предложения 11-14 не содержит последовательных действий героя.

22. Задание 22 . Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Запишите его.

жильё (предложение 3)

вымощена (предложение 7)

ясной (предложение 10)

погрузился (предложение 16)

23. Задание 23 . Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

24. Задание 24 . Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в котором воссозданы сиюминутные впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается простотой и яркой образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как (А)_____ («травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам» в предложении 1, «трудноуловимая жемчужная муть» в предложении 10) и (Б)_____ (предложения 2, 4). К лексическим средствам выразительности, встречающимся в тексте, относятся также (В)_____ («себе на уме» в предложении 2, «сломя голову» в предложении 17). Из синтаксических средств автор применяет (Г)_____ («конечно» в предложении 19, «видимо» в предложении 20).

Список терминов:

1) гипербола(-ы)

2) обращение(-я)

3) вводные слова

4) парцелляция

5) сравнение(-я)

6) олицетворение(-я)

7) фразеологизм(-ы)

8) эпитет(-ы);

9) контекстуальные синонимы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


а 27 I Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

главная

    Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

    При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

    Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

    Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

27 I Прочитайте текст.

Межнациональное общение происходит везде: в быту, в мире искусства, на страницах литературных произведений. И каждый раз, чтобы это общение состоялось, помимо знания языка, нужно знать и уважать культуру, обычаи носителей разных языков. Только в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой - взаимопонимание разных народов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга.

    Проблему межнационального общения необходимо решать как на бытовом уровне, так и на уровне приобщения людей к культуре.

    Чтобы достичь взаимопонимания, представителям одной национальности необходимо знать язык другой национальности.

    Цель межкультурной коммуникации - изучение обычаев разных народов.

а 27 1 Прочитайте текст.

С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. Преимущества ясны - достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях; при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. Однако компьютер - такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.

    Компьютер - умная машина, способная к самостоятельному творчеству.

    Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.

    Компьютер - удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

Д27 I Прочитайте текст.

Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Именно поэтому волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

    Кошка - очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

    Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

    Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

а о? I Прочитайте текст,

Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35 -40 миллионов лет назад. Деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. В тёплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Хвойные деревья, жившие 35-40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

    В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

    Янтарь - затвердевшая смола - возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35-40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

    Янтарь - это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

а 27| Прочитайте текст.

Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. Это объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    По сравнению с другими сельскохозяйственными культурами рис требует несколько меньшего количества удобрений.

    Плантация риса может долго сохранять урожайность без внесения азотных удобрений благодаря азотфиксирующим бактериям, снижающим потребность растений риса в удобрениях.

    Плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени благодаря бактериям.

    В корнях растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии.

Косметические средства – обязательная вещь в имидже каждой современной женщины. Даже если производители уверяют о натуральности происхождения всех составных их продуктов, некоторые з них могут серьёзно навредить здоровью.

Исследователи Экологической группы обнаружили, что среднестатистическая женщина в течении дня применяет около 170 химических веществ. Но все ли они полезны, или хот бы безвредны?

Парабены

Парабены – это типичные консерванты, самый популярный из которых метилпарабен. Такой элемент способен вызывать проблемы с молочной железой вплоть до рака груди.

Европейский комитет по безопасности потребителя долгое время исследует подобного рода вещества для уверенности в контроле над продуктами. Конкретно метил и этилпарабен определены безвредными, так как их концентрация в косметических средствах слишком мала.

Тальк

Еще несколько лет назад ученые установили прямую связь применения талька и раком половой системы, а конкретней яичников. Но это может быть обусловлено другими факторами, например, добавлением к тальку других элементов, которые могут вызывать подобные опасности для здоровья.

Свинец

Помады насыщенных цветов скорее всего содержат в своем составе свинец. Он настолько опасен, что может вызывать проблемы врожденны дефектов у младенцев, судороги и даже выкидыша.
Слава богу зачатую в составе помад свинца очень мало, и он не слишком опасен, но помните – чем ярче помада, тем больше в её пигменте опасного вещества.

Наночастицы

Частицы цинка и титана содержатся в косметических продуктах, которые защищают от солнечных лучей, могут повреждать ДНК человека и нарушать геном, что грозит проблемами в развитии потомков. Но конкретных доказательств на этот счет нет.