Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать . К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

На букву Л

Твердый тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Если вам потребовался квалифицированный специалист по устранению нарушений речевой функции у детей, воспользуйтесь сайтом Юду. Закажите услуги профессионального логопеда для ребенка в Москве любым удобным способом:

  • заполните форму обратной связи на этой странице
  • оставьте заявку по телефону или через мобильное приложение

Опытные педагоги проводят индивидуальные занятия, направленные на эффективное развитие речевой функции. Проверенные специалисты готовы приехать по указанному вами адресу в любое время для проведения консультации и постановки диагноза. Цена курса логопедической коррекции у частных специалистов Юду ниже, чем во многих крупных логопедических центрах.

Профессиональный курс по исправлению нарушений речи

Оформите заявку на сайте сайт и выберите частного логопеда из числа откликнувшихся. Квалифицированный специалист разработает развивающий курс для вашего ребенка, чтобы устранить дефекты дикции в короткие сроки.

Профессиональные логопеды, имеющие многолетний опыт работы с детьми, разработают комплекс эффективных упражнений для коррекции речи:

  • гимнастика для развития артикуляционного аппарата
  • корректировка произношения звуков
  • обогащение словарного запаса, развитие грамматической составляющей речи и др.

Закажите на сайте Юду услуги частного логопеда в Москве - цена индивидуального курса занятий будет зависеть от квалификации специалиста и типа нарушения речи у ребенка. Посмотрите примерную стоимость занятия, подготовленного по индивидуальной программе, в прайс-листах исполнителей YouDo.

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком рекомендуется осуществлять в возрасте 4-7 лет, именно в этот возрастной период у детей можно без особых усилий провести коррекцию родной речи и поставить правильное произношение звуков.

Логопедические занятия положительно влияют на общее развитие детей. Исправлять нарушения произношения в устной речи можно не только с педагогом, но и дома в игровой форме, когда ребёнок положительно настроен на занятие.

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи. Занятия с ребёнком в игровой форме идут только на пользу, пальчиковые игры это отличный способ совместить развивающие упражнения с весёлой ободряющей игрой. Данные занятия учат детей координировать движения в соответствии со словами в стихотворной форме, развивают речь, память и воображение. Упражнения жестикуляции кистей и пальцев рук, развивают письменную речь.

Пальчиковая игра «Сороконожки»

  1. У сороконожки заболели ножки (опускаем кисти рук вниз и расслабляем пальцы).
  2. Десять ноют и гудят (каждый пальчик гладким, жалеем).
  3. Пять хромают и болят (пять пальчиковая жалеем и считаем при этом).
  4. Помоги сороконожке сосчитать больные ножки (считаем 15 пальчиковая, прикасаясь к ним).
  5. Пусть бежит сороконожка по извилистой дорожке (перебираем пальцами по поверхности).
    Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнения для губ и языка тренируют мышцы и делают из более подвижными, что способствует ускоренному развитию правильного произношения наиболее сложных звуков [ж],[р],[ш],[л] и т.п..
  7. Занятия артикуляционной гимнастикой дома позволяют предотвратить или свести к минимому речевые дефекты. Упражнения лучше всего проводить перед зеркалом, чтобы ребенок смог сравнить своё отражение с рисунком на картинке.
  8. В помощь родителями существуют различные иллюстрированные методические пособия, где чётко сформулированы упражнения по возрастным категориям. Рекомендации некоторых авторов: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Куликовская Т.А. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Краузе Е.Н.

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша

Игры со звуками

Правильно слышать, произносить и различать звуки, значит иметь отличный фонематический слух. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение процесса чтения), поэтому обратить внимание на произношение звуков и своевременно скорректировать дефекты следует ещё в дошкольном периоде. Упражнения для детей в игровой форме помогут родителям подготовить ребёнка к школе.

Игра «Веселые картинки»

Положите несколько карточек с тематическим изображением предметов;

Игра 1 . Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например [с].

Игра 2 . Попросите ребёнка выбрать лишнюю картинку, где нет заданного звука, например, коромысло, кран, цветок, крот, пирамида.(основной звук [р]).

В такую игру можно играть не только с изображениями на рисунках, но и с реальными предметами, например в комнате.

Простые чистоговорки

Упражнения в форме различных стишков корректирует нечёткое произношение звуков. Рифма чистоговорки состоит из трудных сочетаний букв и звуков, поэтому для правильного произношения ребёнок использует разные положения языка и губ, тем самым тренирует и улучшает дикцию.

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Шипящие буквы и звуки не редко произносятся с нарушением фонетики.

Основные упражнения:

  • Ритмичная ходьба в стихотворном или музыкальном сопровождении.
  • Музыкальной речевые игры; ритмичное пение в такт музыки.
  • Психологическая гимнастика; произношение ритмичных фраз с выражением действий их содержания, используя двигательные и мимические жесты.
  • Тренировка дыхания.
  • Пальчиковые игры.
  • Логоритмические упражнения для детей обычно выполняют в группах под руководством педагога, но начать подготовку можно для информирования ребёнка можно дома.
  • Суть упражнений сводится к повторению ритмичных движений и стихотворных фраз за взрослым.

Логоритмика

Упражнения по логопедической ритмике развивают у детей способность координировать движения в соответствии а ритмом музыкального, стихотворного или словесного сопровождения. Такой метод всестороннего развития ребёнка положительно влияет на физическое и психологическое здоровье. Ежедневные занятия способствуют коррекции нарушений фонетики и речи, развивают координацию и внимание.

Логоритмика Стихи для развития речи малышей

Звук и буква –Ж. Путешествие в сказочный лес. Старшая логопедическая группа

Вялкова О.В.

Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»

Цели:

Закрепить правильное произношение звука -Ж-.

Формировать навыки деления слов на слоги.

Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.

Обогащать словарный запас.

Упражнять в словообразовании.

Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Схемы согласных звуков.

Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова.

Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые, мягкие (синие, зеленые)согласные звуки.

Домики для слов разного слогового состава.

Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок, кружка, кружечка, ложка, ложечка, жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)

Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот.

Фланелеграф, наборное полотно.

Ход занятия.

Орг. момент.

Дети встают в круг.

(Психоэмоциональный настрой)

Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Введение в тему.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

(Дети. Звук -Ж-.)

Логопед. Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)

Логопед. А что вы знаете о звуке Ж, он какой?

(Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

Основная часть.

Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук -Ж-.

Сейчас — поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В сказке очутились мы опять.

Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать со звуком Ж.

Логопед рассказывает сказку, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.

На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.

Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:

Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.

Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?

Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии

был звук Ж?

(Дети: желтой, оранжевой)

Логопед продолжает.

Конечно лучше желтой, сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.

Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.

И оранжевой нет, сказал Уж.

Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.

А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит она была какая?

(Дети: Жадная.)

А где живет Жаба?- спросил Уж.

Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.

Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.

И пошли Жук и Уж искать Жабу.

Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.

На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине;

на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот,

Логопед продолжает. Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе.

Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:

Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.

В первом задании надо услышать, где спрятался звук -Ж в слове -

в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?

(Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука Ж в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук -Ж- в середине.) и ставят картинку к нужной схеме).

Логопед. А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук -Ж- и поставить нужную картинку.

*Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)

*Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)

*Полка для книг, какая? (книжная)

*Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)

(Дети называют слова и ставят нужные картинки на наборное полотно).

Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.

Упражнение на словообразование.

На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький.

Перед фланелеграфом на столе картинки: пирог — пирожок,

сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка - ложечка, кружка - кружечка.

Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:

Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.

Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.

(Дети крепят картинки, называя слова:

-Большому брату - пирог, маленькому — пирожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка -ложечка, кружка — кружечка)

Логопед.-Ребята, назовите предметы маленького братца.

Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?

(Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук Ж)

Логопед. Молодцы! Вы помогли помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.

Формирование навыков деления слов на слоги.

На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.

На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка;

Логопед. Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисованмак , и одна короткая полоска, на втором - ландыш , и полоска разделена на две части, а на третьем — ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?

(Дети дают свои ответы с пояснением: в слове МАК - один слог, ЛАНДЫШ - два слога,

РОМАШКА - три слога.)

Логопед. Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:

Помогите нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.

Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.

(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.

Примерные ответы детей:

Жук, (шмель)- В этом слове 1 слог, он живет в домике, где нарисован мак и одна полоска.

Муха, (паук) - 2 слога, живет в домике с ландышем и двумя полосками.

Муравей,(бабочка) - 3 слога, живет в домике с ромашкой и тремя полосками.)

Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.

Дружно пальчики считаем - насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

Начиная с большого.

Это кто же тут жужжиит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!

Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

На фланелеграф крепятся картинки: жаба, лужа, домик,

На столе буквы: А, Ж, А, Б и символы-кружочки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Логопед. Идут Жук и Уж и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.

Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне.

Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»

Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..

(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово ЖАБА.)

Логопед. Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука.

(Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук -Ж- он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук -А-, он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)

Логопед. Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?

(Дети. Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).

Логопед. Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».

Работа над интонацией.

На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей.

Логопед. Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и решили поиграть - стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.

(Дети придумывают разные предложения. Логопед выбирает одно(например , Жаба живет возле лужи. ) и предлагает произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

Итог.

Логопед. Понравилось вам путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям? (Ответы детей)

Наши сказочные герои решили вас отблагодарить за помощь. Наступила весна, снег тает, и они дарят вам первые весенние цветы, в их названии тоже есть звук -Ж-. Как они называются?(Дети. Подснежники.)

В качестве приза каждый ребенок получает картинку с рисунком подснежника.

Логопед. А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.

Поворачиваемся вокруг и говорим:

Раз, два, три, четыре, пять - В нашей группе мы опять.

Логопед. Спасибо, дети, вы все молодцы.

Использование звуковых игр

В процессе развития фонематического слуха, фонематического восприятия, формировании навыков деления слов на слоги и звукового анализа и синтеза я использую речевые игры со сказочными героями: Словознайкин и Звукознайкин. Такие игры активизируют деятельность детей, создают благоприятный эмоциональный фон, вызывают интерес и пользуются успехом у детей старшего дошкольного возраста.

Словознайкин прочитал много книг, знает много стихов, загадок, поговорок, знает все о словах, может объяснить значение всех незнакомых слов. А еще он придумал разные интересные игры, в которых научит нас делить слова на слоги и записывать их с помощью схем. А Звукознайкин знает все о звуках, правильно и красиво говорит. Он придумал игры со звуками.

Игры Словознайкина.

«Нарисуй слова»

Цели: Упражнять детей в умении делить слова на слоги и определении ударного слога.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки), названия которых содержат разную слоговую структуру. На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема этого слова (разделенные на слоги с обозначенным ударением). Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, что такое слог, ударение, сколько может быть ударных слогов в слове.

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки на карточке, назвать их, определить количество слогов и ударный слог.

Игры Звукознайкина.

«Разбери слова по звукам»

Цели: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки). На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема звукового анализа слова (гласные - красными, согласные твердые - синими, согласные мягкие - зелеными кружочками.) Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, какие бывают звуки. Каким цветом обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Затем, самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки сделать звуковой анализ и записать схему.

После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.

Примечание : Для усложнения задания эти две игры можно объединить в одну.

Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.

Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.

(Звук -Ж- адаптированная сказка «Жадная жаба»)

Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.

Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.

Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.

Гита Кудзиева
Логопедические занятия для детей 5–6 лет в домашних условиях

1 Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

2 Правила для логопедических занятий дома

3.1 Развитие фонематического слуха

3.2 Пальчиковая гимнастика

3.3 Артикуляционная гимнастика

4 Логопедические задания

4.1 На букву Р

4.2 На букву Л

4.3 На букву Ш

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях .

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с :

освоением сонорных и шипящих звуков;

звуковым анализом слов;

развитием повествовательной речи;

составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР) . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна .

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка , ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Мама смотрит на ребенка во время занятия

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом . Очень большое значение имеет сама организация занятий . Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата :

Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии » .

Не заставляйте выполнять задания «из-под палки» , развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков, подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки, устраивайте физ-минутки.

Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.

Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать) . Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь» , успех.

Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов . Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Мама занимается с ребенком

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно :

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести :

подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;

подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры ;

составление звуковой схемы слова;

придумывание рифм и коротких стихов;

проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников» :

маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки) ;

ножницы для вырезания;

пластилин;

бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий .

пальчиковые игрушки

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии .

Упражнение Варенье

Упражнение Лопата

Упражнение Иголка

Упражнение чашечка

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков - Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения :

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит) .

Упражнения на звук Р

2. «Где спрятался Р?» (в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

Игра Потерялся звук

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

Упражнение на автоматизацию звука р

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов :

Ра-ра-ра - убежали со двора.

Ро-ро-ро - а они нашли ведро.

Ру-ру-ру - мы придумали игру.

Звуковые дорожки

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры, малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

Игра Подставь слог

6. «Посмотри и назови»

Упражнение Посмотри и назови

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Упражнение с загадками на букву Р

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А. В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома :

Логопедические задания на букву Р

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет . Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения :

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

Упражнение Скажи красиво

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

Упражнение Игрушки для Ларисы

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А. В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20 ) .

Упражнение Один много

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

Упражнение Отыщи звук

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Задание к потешке на букву л

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л :

Логопедические задания на букву Л

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры :

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

Упражнение Кто как шипит

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других) .

Упражнение Поймай звук

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША , ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо) .

4. «Как зовут ребят»

Упражнение Как зовут ребят

4. «Сочиняем логопедические стишки »

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша - убежала каша,

Шо-шо-шо - отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу - грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Упражнение Слова со звуком Ш

Логопедические задания на букву Ш

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет , но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.