Светлана Шагина
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития , судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста .

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка . Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка .

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия : побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь , учитывая возраст детей . Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности : общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития , превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики , нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития .

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого , непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств : восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию .

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают :

Потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;

Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

Игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

Разгадывание простых загадок;

Игры направленные на развитие мелкой моторики .

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи .

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух , интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов , обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, фрукты) ; сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках) .

Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы.

Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом. Особое место в играх, направленных на развитие речи , занимают игры на развитие мелкой моторики . Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики .

21 век - век компьютерных технологий. У детей , казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями .

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей ? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память , что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.

Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму. При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры : попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке» , которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка» . Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона» , в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей .

В чем заключается актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста? Вероятнее всего в том, что ребенку не уделяется достаточно времени, чтобы его формирование и познание речи совершенствовалось. Как правило, родители привыкли считать, что успех речевого развития ребенка зависит от того, насколько эффективно с ним занимается детский воспитатель. Следует знать, что на развитие речи ребенка раннего возраста влияет семейная среда. Дети проводят больше времени не с воспитателями, а в окружении близких людей. Поэтому, педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста не может быть единственным выходом в решении этого вопроса. Родители также должны способствовать улучшению речевого общения ребенка.

Речевое развитие у детей - особенности

Посмотрите на поведение ребенка в 1 год? Как он воспринимает звуки, которые его окружают? Нормальной реакцией являются попытки ребенка воспроизвести голос или речь, которые он услышал. С познания звуков и реакции на них как раз и начинается развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы совершенствовались речевые навыки у ребенка, родители должный найти индивидуальный подход к этому вопросу.

Создание богатой языковой среды для ребенка - это оптимальное решение для развития его речевых навыков. На первый взгляд это может показаться трудным. Но если родители используют больше возможностей, для того, чтобы ребенок познавал речь в ежедневных бытовых ситуациях, это значительно улучшит его навыки

Какие определить особенности речевого развития детей раннего возраста?

Таблица, приведенная ниже, включает в себя характерные черты, показывающие нормы речевого развития детей от 0 до 3 лет.

От 0 до 1 года От 1 до 3 лет
От начала рождения, малыши знакомятся со звуками. Любой голосовой звук или шум привлекают их внимание. Спустя несколько месяцев, в ответ на эти звуки младенец может реагировать на них воркованием или гулением.

Уже к 1 году рождения, ребенок не просто слышит звуки, а умеет их распознавать, к примеру, голоса членов семьи, шум машины и т.п. В этом же возрасте, дети способны произносить слоги и краткие слова («бу-бу», «мама», «ба-ба»).

Более активный ребенок, любопытный к различному роду звуков, может не просто угадать, кому он принадлежит, но и объяснить словами, кто его издает. К примеру, при услышанном звуке «мяу», ребенок может сказать «ки-ся»

У детей старше 1 года речевые навыки совершенствуются с невероятной скоростью. Все, с чем сталкивается ребенок в этом возрасте, вызывает у него неподдельный интерес. В 1,5 года малыш может указывать жестами и словами на предметы, которые ему любопытны (к примеру, указывать на книгу, питомца).

Дети также понимают значение словосочетаний или художественных иллюстраций. Если ребенок видит на картинке яркий солнечный день с зелеными деревьями, он может описать это время года словом «лето».

Если в 2 года малыш произносит около 50 слов, понимает короткие фразы и значения большей части предметов, находящихся в доме, это считается прекрасной динамикой развития речи у ребенка.

Дети старше 2-х лет знают некоторые части тела и могут называть предметы и имена людей, сложные для них по произношению, опираясь на первые слоги или буквы этих слов (бутылка - «бука», «дедушка» - «деда»)

Это лишь краткая характеристика, демонстрирующая динамику развития речи у детей раннего возраста.

А как определить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста? В 3 года словарный запас ребенка составляет примерно 150 слов. В этом возрасте дети понимают простые указания родителей типа «дай книгу», «не трогай», «убери это». Сама же речь ребенка становится болей ясной и четкой. Такие буквы, как «р», «ф», «с», которые ранее приходилось детям выговаривать с трудом, в 3 года должны произноситься правильно. Помимо этого, дети могут называть слова во множественном числе и формулировать предложения в разных временах глагола.

В 4 года у ребенка совершенствуются мыслительные процессы, что дает ему возможность запоминать книжные истории, пересказывать и вести разговор длинными предложениями.

К 5 годам дети понимают большую часть разговора бытового характера между взрослыми. Они способны поддерживать диалог даже с незнакомыми людьми.

В 5 и 6 лет дети переходят на уровень познания языка, в то время как речевые навыки продолжают совершенствоваться

Важность самообразования ребенка в развитии речи

Очень важно для детей 6-летнего возраста самообразование, которое будет направлено на главные аспекты речевого развития детей раннего возраста:

  • Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.
  • Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста.

Под самообразованием подразумевается деятельность, путем которой ребенок самостоятельно приобретает речевые навыки. Все, что требуется от родителей - обеспечить ребенка всеми необходимыми условиями для того, чтобы он оказался в незнакомой языковой среде, которую ему бы хотелось исследовать. К различным видам самообразования можно отнести детские клубы или кружки, положительно влияющие на творческое и умственное речевое развитие детей среднего дошкольного возраста. Зачастую такие занятия проходят в интерактивной форме, на которых дети рисуют, учатся считать и разгадывать ребусы.

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста имеет положительные стороны. Иносказательные описания каких-либо персонажей, предметов, событий и действий помогают ребенку обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, способность выражать свои мысли в правильной звуковой и грамматической форме. Методика использования загадок в работе с детьми однозначно носит развивающий характер. Эту практику родители должны использовать регулярно во время занятий с детьми.

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка дошкольника, также, немаловажна. Красочные изображения приводят в возбуждение детское воображение. Когда ребенок видит яркую картинку, у него появляется желание выразить ее смысл словесно.

На сегодняшний день существует курсовая работа, множество программ и методик для развития речи, которые одобряет отечественный педсовет.

Авторы: Дьячковская Татьяна Константиновна, Максимова Марта Захаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №70 д/c "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: город Якутск, с.Хатассы
Наименование материала: доклад
Тема: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".
Дата публикации: 03.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №70 «Кэрэчээнэ» городского округа «город Якутск»

Доклад на тему:

«Актуальность проблемы речевого

развития детей дошкольного возраста».

Подготовили воспитатели: Дьячковская Т.К

Максимова М.З

Актуальность проблемы речевого развития детей

дошкольного возраста.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы

пользоваться им. Гегель Георг Фридрих

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.

Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих

мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций

человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как

личность.

Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых

игр и упражнений.

Задачи: Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить

компетентность родителей.

Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста,

интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки

его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет

исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности

в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение

направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших

педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это

владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного

этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение,

поддерживать эмоциональный тон- всему этому ребенок должен научиться в

дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым

компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети

приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга,

обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями,

интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на

формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у

детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция

предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его

речевая активность.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально-

подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего

времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит

в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее

сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали.

Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где

работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь,

внук, брат, сестра, племянник, дядя.

Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем

домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес

механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают

цифры в его адресе. Многие дети из моей группы знают свой адрес.

После выходных дней интересуюсь у ребенка, чем их родные и близкие

занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу

рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные

беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических

навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с

существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).

На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема

комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих

действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас

делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?»,

«Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой

вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.

Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по

конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и

способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность

познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные

названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское

дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со

второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить

названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети

называют обобщающее слово «посуда», вспомнить с ними профессии «повар»,

«кондитер».

Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы,

требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не

поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?»,

«Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от

другого?» и т.д.

Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых

социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно

сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов,

выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою

очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.

Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения

художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают

ее по вопросам.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Работа с

родителями: мы проводили родительское собрание вместе с логопедом. По

ватсапу создали логопедическая группа и там работаем вместе с родителями, там

даем задания, чтобы они вместе с детьми занимались, повторяли пройденные

темы. Родители вместе с детьми сделали альбомы, где разделяется фрукты, овощи,

мебель и одежды.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе

во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов,

и прежде всего логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это

совместное составление перспективного планирования работы на текущий период

по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов

коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного

пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное

про ведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные

задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед

указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой

теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии

детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие

Логопедические пятиминутки;

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

материала.

Методы развития речи: Наглядные, словесные и практические.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, словесное творчество возникает и развивается там, где

существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для

этой деятельности все условия. Особенно велика его роль в развитии речи и

речевой активности детей.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста развитию речи

и творческому рассказыванию раскрывается в развитии логического, творческого

мышления, расширении словаря и грамматического строя речи.

развития

личности

необходима в любом педагогическом процессе, в любой деятельности ребенка:

игровой, учебной, трудовой и бытовой.

Наше исследование базировалось на значимости развития речи ребенка в ходе

обучения

творческому

рассказыванию,

необходимых

подготовки ребенка к школе, на необходимости воспитания любви к родной речи

и фольклору, умения слушать и рассказывать.

Существенно обогатился словарный запас детей.

Появился интерес к словесному и художественному творчеству.

Эффективными

педагогическими

условиями

успешного

внедрения

проблемы

Итак, исходя из вышеуказанных результатов видно, что мы доказали

актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста в развитии речи

как средство творческому рассказыванию.

Мы считаем, что если в системе использовать предложенную работу то

сформировать

словесное

творчество

воображение.

Список литературы.

1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.

Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.

2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008

Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995

3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники. СПб.,2005.

4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам

с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,

5. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР.

Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.

Организация: МАДОУ «Детский сад №43»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

С ребёнком нужно постоянно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребёнка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

  • Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.
  • Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.
  • Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками связано с их наглядностью, сочетающейся со словом.
  • Разгадывание простых загадок.
  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: "Посмотри - послушай - повтори, что сказал взрослый!".

По мере взросления детей происходит всё больший переход от диалогической речи к монологической.

Что такое диалогическая и монологическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Диалогическая речь значительно легче монологической речи. В ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи, готовит почву для неё.

Основной "пусковой" момент появления речи - общение. Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге - взрослый. Необходимо "провоцировать" ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребёнка надо в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. Критерий правильного ответа - понимание ситуации.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, театрализованная деятельность, вопросы.

Хочется остановиться на роли вопросов для развития речи детей. Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.

Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.

Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Они наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов, часто "да", "нет". Например, " Ты хочешь есть?", "Кто это?" - Мальчик, "Что он делает?" - Играет.

Поисковые вопросы . Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? - Кот спит на диване.

Проблемные вопросы . Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.

Я уже отмечала, что речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры "Мы - весёлые ребята", "У медведя во бору", "Лохматый пёс" и др. совмещают речь детей с двигательной активностью. Дидактические игры, например: Подбери родные слова к слову "снег" (снежинки, снеговик, снегурочка) и др.

Во время наблюдений эффективно использовать все виды вопросов.

На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребёнком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы: "Что сейчас делаешь?", "Что будешь делать потом?", "Что тебе необходимо для этого взять?", а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.

Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

Выделены факторы успешного речевого развития детей , которые являются своеобразной памяткой для родителей:

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

Создавать условия для общения с другими детьми.

Речь взрослого - пример для подражания.

Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

Совместные игры взрослого и ребёнка.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б.И.Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
  3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада./ А.И.Максаков - М.: Просвещение, 1988.- 159 с.
  4. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. Сада./ М.Ф.Фомичева – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

Проблема речевого развития детей на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. Дети дошкольного возраста имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2.Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

3.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

4.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

5.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

6.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

1. Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и другие. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов.

2. Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.

3. Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.

4. Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше.

5.Разгадывание простых загадок.

6.Игры, направленные на развитие мелкой моторики (кубики, конструктор, мозаики, рисование, штриховка). Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей раннего возраста.

Для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста педагогам предлагается:

1. Использовать приемы для развития речи, которые применялись для детей раннего возраста;

2. Педагогами должно обеспечиваться развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организовывать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Обеспечивать детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

3. Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции;

4. В своей работе активно использовать театрализованные игры- это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы),а также настольный театр игрушек и пальчиковый театр.
Они позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

5. В своей практике использовать игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи. Например, такие как "Почемучка", "Сравни и расскажи", "Четвертый лишний", "Один-много", "Что забыл нарисовать художник?", "Скажи наоборот" и многие другие.

Но, работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги должны помнить, что их речь - образец для подражания.

Одна из главных задач начальной школы - обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков.Эти умения и навыки развиваются в процессе активной речевой деятельности, то есть через восприятие речи и говорение. Работу по развитию речи обучающихся необходимо строить по следующим направлениям:

1.Работа над звуковой стороной речи (сводится к формированию правильного произношения слов);

2.Работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением, а также наблюдение за отношениями между словами по характеру выражаемых значений, по фонетическому оформлению (многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы, синонимы и пр.);

3.Развитие связной речи;

4.Развитие культуры речи.

Например, на уроках русского языка и чтения можно использовать чистоговорки, скороговорки (проговариваем в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Очень эффективно задание «Говори правильно»: «Прочитайте слова, соблюдая ударение: столЯр, позвонит, ворота, документ, квартал, нанял, наняла, родились, баловАть». Аналогичную работу можно организовать в рамках любого предмета. Например, на уроке математики можно предложить такие слова:километр, сложить, наименование, перпендикуляр, Пифагор и т.д.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи обучающихся. При работе над предложением можно использовать следующие приемы:

Составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

Составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

Распространение предложений, перестройка их структуры;

Выражение одной и той же мысли в различных вариантах;

Редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления. При обучении пересказу особое внимание нужно обращать на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей. В работе над связной речью эффективны следующие упражнения:

Развернутые ответы на вопросы;

Анализ прочитанных текстов;

Устные рассказы обучающихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

Рассказывание художественных текстов, заученных на память;

Импровизация сказок;

Разыгрывание ситуаций, диалогов;

Различные виды драматизации, словесное рисование;

Письменное изложение образцовых текстов;

Письменные сочинения разнообразных типов;

Составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

Различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением).

Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.