«Однажды маленький лягушонок упал в глубокую яму. Конечно, он тут же начал карабкаться наверх – ведь он был позитивный лягушонок. Его друзья стояли у края ямы. Сверху им было хорошо видно, как глубока яма, как гладки ее отвесные стены и как безнадежны усилия их друга. «Перестань! – кричали они ему, – не трать силы! У тебя все равно ничего не получится!». Но лягушонок продолжал карабкаться. Он падал, поднимался и начинал вновь. «Ты все равно погибнешь! – плакали друзья, – не надо так себя мучить!». Они махали ему, пытались докричаться, а он все не оставлял своих попыток. Наконец, он смог продвинуться чуть вверх, нащупал уступ, схватился за случайную травинку и – выпрыгнул! Он тут же бросился к изумленным наблюдателям. «Друзья! – закричал он, – спасибо вам! Я видел, как вы старались мне помочь! Я не мог услышать ваших советов – слова уносил ветер, но ваша поддержка спасла меня. Без нее, без вашей веры в меня, я никогда бы не смог спастись!»

Что помогло лягушонку выбраться из сложной ситуации? Вера в себя? Вера в поддержку своих друзей? Безусловно, выручила его способность мыслить позитивно….Ведь, лягушонку и в голову не пришло, что друзья могли пожелать ему плохого – ведь это был позитивный лягушонок…

А что же такое позитивное мышление?

Позитивное мышление – это наша жизненная позиция, высказывания и мышление, основанные на описании событий или процессов в позитивном ключе.

Залог современного успешного человека- это способность мыслить позитивно, выбирая и акцентируя свое внимание в любой ситуации только на позитивные моменты. Не страдать по поводу неудач и сделанных ошибок, а способность анализировать, исправлять и двигаться дальше!

Факт – событие нейтральное, а как мы будем к нему относится – это всего лишь наш выбор. Хотим, добавим факту позитива и будем радоваться и смеяться, а хотим так усугубим этот же факт, что рыдать и хандрить будем долго. Мне важно научить моих школьников не огорчаться и « не залипать» на ошибках, а находить быстрые способы решения проблемы или их исправления…

В любой религии, в фольклоре любого народа присутствует борьба сил добра и зла, положительных и отрицательных героев, позитивного и негативного восприятия действительности. Собственно говоря, таким образом, решался важнейший для человечества вопрос: как относиться к реальной жизни? Воспринимать ее, как высшее благо, как бесценный дар, относиться ко всему происходящему с благодарностью или не принимать ее, считать злом, наказанием, посланным человеку? Говорят, что рай и ад существуют на земле, и каждый из нас сам выбирает, в каком мире ему жить. Те, кто из всего, что происходит вокруг, выбирают только негативное – всю жизнь живут в аду, а те, которые выбирают позитивное – в раю.

Вся история развития цивилизации подсказывает нам, что в мире человеческих эмоций и оценок, в мире добра и зла, позитива и негатива выигрывает тот, кто выбирает для себя в качестве постоянного ориентира позитивный взгляд на все, что с ним происходит. Это позитивное отношение стало основой мышления людей, активно работающих над улучшением жизни, стремящихся к её познанию, к её развитию.
Мы работаем с детьми, формируем и тренируем их навыки быстрого, выразительного чтения, правильного арифметического счета, навыки грамотного письма, логическое мышление и многое другое, хотя я считаю акценты нужно расставлять и делать именно на формирование позитивного мышления, ведь это есть залог их успеха в жизни! Почему?
Позитивное мышление - это эффективный инструмент для достижения успеха в любом деле.
Впустив в свою жизнь позитивное мышление, легче будет добиваться результатов, потому что негативное мышление тормозит любой прогресс в делах.
Человек с позитивным подходом к жизни ориентирован на действия, на проявление активности, в отличие от пессимистов, которые не умеют, да и не хотят выкарабкаться из своих проблем, позитивное мышление придает веру в себя, в своих близких, друзей, а так же он есть мощный фактор оздоровления всего организма.
На протяжении многих столетий восточные мудрецы говорят, что позитивное мышление - путь к исцелению духовных, физических и эмоциональных недугов человека .
Как же привлечь позитивное мышление в свою жизнь, можно ли научиться мыслить позитивно? И как научить этому своих учеников?
Безусловно, только на своем опыте и на свое примере, на своих знаниях, которые я получала непосредственно, в процессе саморазвития, посещая различные тренинги.
Так, я открыла для себя тренинги по ЭЙДЕТИКЕ (методы запоминания информации), которые развивают не только образное и ассоциативное мышление у школьников, но и развивают способность фантазировать и представлять позитивно. Ведь наша память эффективнее удерживает и сохраняет ту информацию, которая яркая, необычная, нестандартная. Чем больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается…Сейчас мои второклассники легко могут повторить 20 слов в том же порядке, в котором их услышат, создавая веселые последовательные цепочки.

К примеру игра « ТЕЛЕВИЗОР»:
КАРЛСОН                 СТУПЕНЬКИ
ДИВАН                   МОРЕ
АРБУЗ                   БЕГЕМОТ
РУЧЕЙ                   ЮБКА
САКВОЯЖ               КОРСЕТ
АПЕЛЬСИНЫ             ШАРИК
КУРИЦА                 ЗЕМЛЯ
ДЖИНСЫ                МОРОЖЕНОЕ
ЛЯГУШКА                КЛЮКВА
САПОГИ                 УШИ

Составляем цепочку образов: КАРЛСОН улегся диван , на диване лежит арбуз , из арбуза течет ручей сока, по ручью плывет саквояж , из саквояжа посыпались апельсины , апельсин схватила курица и т.д.

Нелепица? Но именно она поможет вспомнить все! Если человек способен образно мыслить, то любую информацию он воспроизведет легко. Почему читая увлекательный роман или детектив, мы легко перескажем прочитанное? Потому что, пока читали, автоматически включалась визуализация. У детей образная память более развита, чем у взрослых, потому они и запоминают все быстрее и проще. Взрослые часто жалуются на возрастные ухудшения памяти, но на самом- то деле – когда они последний раз фантазировали, придумывали, креативили? А когда играли и вовлекали в процесс запоминания свою память? Для этого теперь есть записные книжки, мобильные телефоны. Это замечательно. Но при этом память не получает должной нагрузки и тренировки, она не задействована, и отсюда, как правило жалобы на незапоминание…

Игра « ТЕЛЕВИЗОР» при этом очень хорошо развивает аудиальную память. Как показали мои исследования, дети в большинстве случаев, воспринимают информацию визуально, либо кинестетически, а для запоминания «на слух» требуется особая подача материала. Потому зачастую один и тот же материал приходится преподносить по-разному, рассчитывая и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетов, подбирая не только соответствующие слова, но и специальные игры.

Запомните и воспроизведите увиденное:

После составления и воспроизведения цепочки слов (и как показали исследования- если в эту игру играть постоянно и систематически, то через 2 недели навык воспроизведения и представления будет столь устойчивым, что количество слов не будет иметь значения, хоть 100, хоть 200, а соответственно, любую информацию, которую ребенок будет получать аудиально, то ли на уроках биологии, то ли на уроках чтения, литературы воспроизведет легко и непринужденно, сэкономив время на выполнении домашней зубрежки) мы расширяем наши привычные рамки воображения, придумывая парадоксальные ассоциации к этим словам, причем все создается на позитиве: каким это не бывает? Курица в памперсах, море – высохшее посередине, головастики гигантские и т. д.

Моим ученикам очень нравятся такие игры, они придумывают всякие смешные ассоциации, хохочут, чем улучшают не только свою память, а т.ж. настроение и свою работоспособность. И таких упражнений в эйдетике много… Они разнообразны, эффективны, я применяю их и на математике, и на чтении, и на уроках русского и украинского языков, раз в неделю веду кружок «Скорочтение и скоромышление».
Так на уроке русского языка я использую эйдетические приемы для запоминания правописания словарных слов (метод созвучий) :

КАРТИНА – тина кароль поет о картине, (подбираем с детьми созвучные слова, такие, чтобы запоминаемая буква была хорошо и четко слышна)
СОНАТА – от сонаты клонит в сон,
ПИРАТ- пираты идут на пир,
МАГАЗИН – в магазине работает маг,
ОСИНА – в осине много ос,
ВИНЕГРЕТ – вино пьет негр и закусывает винегретом…
Дети любят, очень любят рисовать. Потому часто мы рисуем словарные слова, но так, чтобы в рисунке была хорошо прорисована запоминаемая буква.(графический прием )

К примеру:
ПАЛЬТО –рисую пальто и пуговицы на нем в виде буквы А
САПОГ – изображение сапога, подошва, подъем и каблук- контур буквы А
КОРЗИНА- рисунок корзинки, обвожу дно. Оно похоже на букву О
ЯГОДА – рисую на доске ягоду, цветным мелком обвожу ее. Это есть буква О.
Посмеявшись несколько минут, представив себе все эти веселые картинки, ребята, выполняя проверочный словарный диктант, все эти яркие связки припомнят и правильно напишут ту букву, правописание которой нужно было запомнить..
Сейчас, время большого потока информации. Успеть прочитать материал, еще обработать его, сохранить в памяти, воспроизвести и применять его в жизни – может не каждый… Почему дети тратят много времени на выполнение домашних заданий, особенно устных? А может ли ребенок после 5-тичасовых пересказов текстов, зазубриваний, заучиваний стихотворений чувствовать себя успешным и успевающим? Кто из учителей учит своих учеников рационально использовать свободное время и продуктивно работать с материалом, чтобы с минимальными временными и энергетическими затратами запомнить изучаемый материал? Почему мы не учим детей выбирать из текста ключевую информацию и обрабатывать именно ее?
Из своего педагогического опыта и наработок, одним из самых эффективных приемов запоминания является метод пиктограмм .
Пиктограмма -это схематический значок, рисунок, который содержит в себе некую информацию. К примеру, дорожные знаки, знаки-инструкции, значки в телефоне и компьютере и т.д.
Начиная с 1 класса, я ввожу этот метод. Сначала я говорю слова, дети схематично их рисуют. Работаем, составляем и рисуем коллективно:.

Потом, аналогично мы рисуем пиктограммки на мои предложения. Всем классом обсуждаем каким будет изображение, при чем я сознательно делаю рисунки карикатурно, легко и весело…

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят.

Хочу на трениниг!

Это «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

« Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». А.Суворов

Уровень развития образной памяти уровень Не вижу 0 Еле заметны черты, которые быстро исчезают 1 Четкий черно-белый образ, но неустойчивый 2 Устойчивый черно-белый образ 3 Устойчивый цветной образ 4 Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами 5 Можете изменить его цвет, форму и т. д. 6

Немецкий учёный Эйдетизм В переводе с греческого слово «эйдос»- «образ» Э. Йенш

Эйдетика И. Ю. Матюгин

Фонетические ассоциации. Б е рёза Б и лет Д е ревня Ж е лезо Р е бята С о бака Женщ и на Т а релка Ул и ца

В слове спряталось другое слово. Вал е нки Св е ркает Вдру г Г о реть Л и сица Обл а ко С о л о вей Уж и н Комн а т а

Графические ассоциации. П УГ ВИЦА В СХОД К ПЕЙКА ДУВАНЧИК

Составление ребусов. Вос е мь – во7 Заяц - Ц Я

0 2 2 х 0 = 0 1 2 х 1 = 2

S poon Shoe Shore Cock Carrot

π Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. (~3,14159265358…) M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Уж замуж невтерпёж. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц». У девчонки чужой парчовый башмачок- нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку. Надеваю одежду, одеваю - Надежду. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный»

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (Плутон - с 2006 года карликовая планета).

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

Методы решения творческих задач

Предварительный просмотр:

(1 слайд) Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны учителя МОУ СОШ №31 г. Карталы.

(2 слайд) Тема: «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

  1. Введение в тему

Наша память - это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

(3 слайд) « Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.

(4 слайд) Начать я решила с теста . Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

уровень

Не вижу

Еле заметны черты, которые быстро исчезают

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый

Устойчивый черно-белый образ

Устойчивый цветной образ

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами

Можете изменить его цвет, форму и т. д.

Если вы сумели ярко представить себе образ цветка, то вы обладаете важным условие к формированию опыта сверхзапоминания информации, если вас постигла неудача, то вам предстоит научиться. У взрослых с образами сложнее.

(5 слайд) Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое - логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.

«Образ» по гречески «эйдос».

(6 слайд) Эйдетизм – разновидность образной памяти - это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий психолог Эрих Йенш.

  1. Метод эйдетики - способ развития образной памяти.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: (7 слайд) «Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции - в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. (8 слайд) Существуют Школы Эйдетики с 1989 г.– автор Игорь Юрьевич Матюгин.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения .

Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы - особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

(9 слайд) 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – бе лая бе реза

Билет – автобус сигналит: “ Би-би , купи би лет!”

Деревня – де д в де ревне

Железо – ж еле зо режу еле-еле

Ребята – реб ята решают реб ус

Собака – жила-была со бака, она любила спать, ее прозвали Со ня

Женщина - варит щи

Тарелка – тар елка-это тар а

Улица – на у лиц е встречаю знакомые лиц а

(10 слайд) 2. В слове спряталось другое слово.

Валенки – ва ленки у Ленки

Сверкает – в новом платье с верка ет Верка

В друг – друг-друг а

Гореть – гор е гор еть!

Лисица – братец Лис

Облако – на об лак е лак

Пловец – плов ец плывет в плов е

Соловей - соло вей поет соло

Ужин – ужи на ужи н?

Комната – живёт Ната

(11 слайд) 3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/

(12 слайд) 4. Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц - Яц (за буквой я буква ц)

(Катя и Коля аккуратные)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Урок математики. (13 слайд)

Как ты думаешь, на что похож ноль?

На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.

Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.

А два на что?

Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. 2 х 0 = 0.

Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.

Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.

Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.

Вы скажете: везёт же учителям начальной школы! Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.

(14 слайд) Эйдетика помогает в изучении чего угодно: математики, истории, литературы, химии, физики, иностранных языков! Приём мнемотехники.

Например, ребёнку трудно запомнить слово «ложка» на английском - spoon. Но для этого достаточно всего лишь представить себе что-то неординарное, весёлое. К примеру, человек, который любит поспать - СПУН - спит, свернувшись клубочком в ложке.

Ship - корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.

Shoe - ботинок, туфли. Туфли громко шумели.

Shore - берег. Весь берег был просто усыпан шортами.

Cock - петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.

Carrot - морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.

(15 слайд) Химия.

Менделееву его таблица химических элементов пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия.

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».

Смешивание кислоты и воды. В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приема существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,

А то недолго до беды!

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение:

Железо, алюминий, хром - их валентность равна трём.

Натрий, калий, серебро - одновалентное добро.

Натрий, калий и аргентум - навсегда одновалентны.

(16 слайд) Математика. Медиана - это такая обезьяна, которая всем говорит "здрасти" и делит противоположную сторону треугольника на две равные части.

Назовите числовое выражение величины числа π (~3,14159265358…). Запоминание происходит легче, если использовать его стихотворную форму.

«Чтобы нам не ошибиться,

Надо правильно прочесть

Три, четырнадцать, пятнадцать

Девяносто два и шесть»

Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания, можно использовать, например, такую фразу: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Русский язык (17 слайд)

Уж замуж невтерпёж - мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» - мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

У девч о нки чуж о й парч о вый башмач о к - нехорошо. Береж ё т перч ё ную туш ё нку на ноч ё вку - мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Надеваю одежду, одеваю - Надежду - для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Не чудесно , не прекрасно , а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах « вкусный, интересный » - В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Физика.

Три закона Ньютона:

1) не пнёшь - не полетит

2) как пнёшь, так и полетит

3) как пнёшь, так и получишь

Астрономия. Название и порядок следования планет Солнечной системы начиная от Солнца:

Меркурий,

Венера,

Земля

Марс,

Юпитер,

Сатурн,

Уран,

Нептун

(Плутон - с 2006 года карликовая планета).

(18 слайд) Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

География. Крупные острова Японии.

Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю - для запоминания четырех основных островов Японии.

Ура, ассоциации! Такие ассоциации легко запомнятся ребёнком. Дети с удовольствием будут посещать ваши уроки.

В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.

Правила Дорожного Движения

Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время определяется правилом первых букв: (19 слайд) «ВВ - весной вперед, ОО - осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).

4. Выводы

Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!

(20 слайд)

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

(21 слайд) Литература.

Положите на левую руку то, что вы получили, а на правую – то, что вложили и аплодируйте себе!!!

Меню для памяти:

Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами, например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным - способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления мыслью работает не на полную мощность.

Ваш мозг нуждается в правильном питании не меньше, чем желудок. От полноценного питания зависят память и продолжительность интеллектуальной жизни. Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти:

Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики "хороших" жиров - рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки . Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, "беспамятный" жир.

Углеводы. Они дают глюкозу - "топливо" нейронов.

Белки (протеины). Они содержат необходимые нервам и мозгу аминокислоты. Рекомендуются рыба, злаковые и бобовые культуры: бурый рис, чечевица, красная фасоль.

Витамины. Витамины группы В - лидеры подпитки мозга и нервной системы. Они играют главную роль в процессе запоминания, нужны постоянно. Мало того, они необходимы для правильного обмена белков.
Витамин Е необходим для энергообеспечения и (вместе с витамином А) защиты клеток, в том числе мозга, для жирового обмена. Он даже может, например, замедлить потерю памяти при болезни Альцгеймера.

Макро- и микроэлементы. Наиболее важны для памяти железо, магний, необходимый для эмоционального равновесия и концентрации внимания, цинк.

Институт Питания РАМН установил, что нехватка цинка, железа, йода, витаминов B1, B2, B9, A, E - одни из важнейших нарушений пищевого статуса россиян (до 80% людей не получают их в нужном количестве).
(22 слайд) Спасибо всем!!!

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о методике под названием «Эйдетика». Упражнения для развития разных видов восприятия будут рассмотрены в данной статье.

Мы все сейчас живем в информационном обществе. Каждый из жителей планеты ежедневно погружается в неимоверно большой поток информации. Откуда же он льется? Из телевизоров, газет, интернета, книг, рекламных плакатов и так далее. Эта проблема на самом деле велика, даже в психологии совсем недавно ввели понятия «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Важно запомнить, что всю входящую информацию совсем не обязательно усваивать. Задача каждого человека - научиться ее быстро анализировать, при этом усваивая нужную. Это умение необходимо не только взрослым, но и детям в первую очередь.

Сейчас даже школьные программы сильно изменились. Современные дети должны усваивать гораздо больше информации, нежели школьники тридцать лет назад. Именно поэтому уровень познавательных и творческих способностей должен быть на высоте.

В этом поможет специально разработанная методика эйдетики. Упражнения есть для самых разных групп: малыши, дошкольный возраст, школьники и студенты. Все они направлены на развитие мышления, речи, памяти и воображения.

Немного истории

Сам термин «эйдетика» ввел сербский ученый Виктор Урбанчич еще в далеком 1907 году. Дальнейшее развитие данной методики пришлось только на двадцатые годы двадцатого века благодаря исследованиям немецкого ученого Эрика Йенша.

Что касается российской практики, то данным вопросом занимались довольно популярные ученые-психологи:

  • Павел Блонский.
  • Александр Лурия.

Однако из-за некоторой полемики все проведенные исследования были заморожены практически до двадцать первого века. Интерес вновь вернулся только в девяностых годах двадцатого столетия. Именно в это время была открыта первая школа эйдетики. Упражнения были рассчитаны на все категории людей: от самых маленьких до взрослых. Основал ее в 1989 году Игорь Матюгин. Здесь людей обучали:

  • грамотной работе с информацией;
  • запоминанию большого объема текста по специально разработанной методике;
  • развитию памяти;
  • развитию образного мышления;
  • развитию воображения.

Методы

Сегодня мы предлагаем поговорить о самых эффективных инструментах методики "Эйдетика". Упражнения желательно выполнять не только с педагогами, но и с родителями в ходе ежедневных игр. Обратите внимание на то, что на основе представленных примеров можно придумать множество интересных игр.

Первый метод - зрительная прорисовка. Допустим, вы готовитесь к школе и учите цифры. Ребенку это дается довольно тяжело, попробуйте их превращать в какой-либо предмет. Например: шесть - замок, восемь - очки и так далее. То же самое проделайте с буквами.

Второй метод - мысленная прорисовка. Это подходит для запоминания стихотворений. Допустим, вы учите отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Перед тем как заучивать его, постарайтесь погрузить ребенка в эту атмосферу. Пусть он почувствует запах моря, представит крики чаек, а на берегу - большой многолетний дуб и так далее.

Третий метод - запоминание точной информации. Эта техника включает в себя:

  • мнемонику (запоминание сложной информации путем смены вида, пример: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан");
  • цепной метод (выстраивание ассоциативного ряда, так информация будет воспроизводиться точно и последовательно);
  • акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму).

Такие упражнения эйдетики помогут ребенку запомнить большой объем информации без скучной зубрежки, а в ходе увлекательной игры.

Упражнения для детей

В следующих разделах приведены примеры упражнений эйдетики для детей. Обратите внимание на то, что начинать заниматься нужно минимум с трехлетнего возраста. Не надо заставлять ребенка через силу, если у него будет хорошее настроение, то и учеба будет напоминать не каторгу, а увлекательную игру. На основе приведенных упражнений можно придумывать свои собственные игры.

Малыш должен сам проявлять интерес ко всему новому, чаще предлагайте ему такие занятия. Только не заставляйте, хорошее настроение - залог превосходного результата.

Карточки

Вот два упражнения эйдетики которые требуют некоторой подготовки родителей.

  1. "Сочиняем свои сказки". Родителям потребуется несколько карточек (абсолютно любое количество от трех до десяти) с изображением разных объектов. Дайте их ребенку и предложите придумать такую сказку, чтобы там встречались абсолютно все вещи с картинок. Для более взрослых деток можно усложнить задание: дайте определенную тему. Например: Новый год, отдых на море, поездка к бабушке в деревню и так далее.
  2. "Воришка". Для этой игры также нужны карточки, лучше начать с трех-четырех и постепенно увеличивать их количество. Разложите изображения на столе и внимательно рассмотрите их с ребенком. Попросите кроху отвернуться и заберите одну картинку со стола. Потом ему придется немного потрудиться и понять, какого же рисунка все-таки нет.

Развитие зрительного восприятия

Вот несколько упражнений эйдетики для школьников на развитие зрительного восприятия. Их можно и нужно выполнять с детками более раннего возраста.

  1. "Исследователи". Постарайтесь детально рассмотреть с ребенком какой-нибудь предмет. Наверняка вы знаете из фильмов и мультиков, как работают исследователи. Они как можно больше проговаривают характеристик изучаемого объекта. Возьмите тарелку или чашку и изучите ее. Называйте: форму, цвет, надписи, рисунки, повреждения и так далее.
  2. "Сыщики". В эту игру любят играть даже взрослые. Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в поле вашего зрения. Задача ребенка - отгадать, что вы загадали, задавая наводящие вопросы. Чтобы было понятнее, сначала поменяйтесь местами с крохой. Пусть он загадает, а вы постарайтесь узнать, что именно.

Слуховое восприятие

Первая интересная игра называется "Музыкальные инструменты". Возьмите глубокую коробку и Сначала поиграйтесь ими с ребенком, потом спрячьте в коробку. Не доставая предмет из короба, издайте звук каким-либо инструментом. Ребенок должен отгадать, что это за предмет.

Вторая игра называется "Теремок". Опять нужна большая коробка и игрушки или карточки с изображением разных животных. Спрячьте все вещи в короб и спросите малыша: «кто в теремочке живет»? При этом нужно дать подсказку: «му-му», «мяу-мяу», «ква-ква» и так далее.

Различаем запахи

Вам потребуются небольшие коробочки и ароматные продукты. Например: специи, кофе. Разложите их по коробочкам и попросите ребенка рассказать, что там лежит. Можно усложнить задание: сделать среди всех коробочек две с одинаковым запахом и попросить ребенка найти пару.

Еще одно задание - рассказать, чем пахнет в доме. Если ребенку будет это сделать тяжело, то не ругайте, а помогите. Расскажите ему, что чеснок пахнет резко и остро, а лимон имеет бодрящий и освежающий аромат и так далее.

Развиваем память

Помимо всего, что было сказано ранее, есть упражнения эйдетики для студентов. Они также направлены на путем образного мышления. А сейчас несколько упражнений для развития памяти у деток дошкольного возраста, ведь на этом этапе необходимо начинать улучшать мыслительные процессы.

  • "Запоминание слов". Предложите несколько слов малышу в определенном порядке и предложите составить небольшой рассказ. Обратите внимание на то, что слова должны быть в той же последовательности, которую задавали вы. Дайте волю полету фантазии, эта история может носить фантастический характер.
  • "Танцы". Еще одно интересное упражнение. Все дети без исключения любят танцы и движение. Они с удовольствием разучат с вами новые движения и связки. Чтобы ребенок лучше запоминал последовательность, приводите ассоциации.

Эйдетика – запатентованная Игорем Юрьевичем Матюгиным в 1989 году методика по развитию памяти, основанная на принципах эйдетизма.

Эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их.

Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Отсюда и название методики – «Эйдетика».

В настоящее время в эйдетике используются 27 основных методов развития внимания и памяти, многочисленные упражнения к ним. Эксперименты, международные соревнования (в Минске, Москве, Киеве, Виннице, Осаке, Риге и др.), отчёты талантливых учеников и инструкторов позволили либо открыть заново хорошо известные специалистам приёмы улучшения памяти, либо придумать новые (например, «изменённые модальности», «графические импровизации»). Иногда методы, отвергаемые другими авторами как не очень эффективные, на деле оказались очень полезными (такие, как «метод избыточности»). Вот эти методы.

Мнемотехника:

    • Логические закономерности
    • Последовательные ассоциации
    • Связанные ассоциации
    • Фонетические ассоциации
    • Автобиографические ассоциации
    • Цифро-буквенный код
    • Рациональное повторение

Эйдотехника:

    • Оживление
    • Вхождение
    • Трансформация
    • Образные крючки
    • Соощущения
    • Графические импровизации
    • Трансформации
    • Регрессия
    • Избыточность
    • Метод Цицерона
    • Марка Твена
    • Изменённые модальности
    • Динамическое соответствие
    • Линкольна

Комбинированные методы:

    • Забывание ненужного
    • Фотографическая память
    • Развитие памяти во сне
    • Актера Филозова


Пик эйдетических способностей приходится на возраст от 11 до 16 лет. Существует мнение, что взрослые обладают этой способностью в меньшей степени, и очень немногие сохраняют ее на всю жизнь. Но! Эйдетические способности можно и нужно восстанавливать, можно и нужно развивать, можно и нужно становиться человеком, чьи интеллектуальные возможности расширяются день ото дня.

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи -
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Итак, эйдетика…

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Методы эйдетики

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики "Эйдетика". Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

    Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 - кочергу, а из 8 - очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

    Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

    Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.

    • Мнемоника - это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

      Цепной метод - заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

      Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого - «край», «вербо» - слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей - упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

«Как развивать внимание?» Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

«Как запоминать слова?» В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

«Как запоминать английские слова?» В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью дети смогут без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

По материалам открытых источников