Конспект логопедического занятия

Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Повтори:

СА-са-са- вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5. Чашечка.

Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой.

Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

    Составьте слово из букв.

Если переставить буквы, какое новое слово получится?

    Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.


Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)

    Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.

Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)

VII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины.

Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной" голова.

Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках - запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

Туловище имеет руки и ноги.

Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

А, чего нет у животных – лица.

А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

    Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….

    Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

    Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

    Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

XI. Итог занятия

Тема: "Простое предложение".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные :

    закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;

    учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие :

    развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;

    развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;

    формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные :

    воспитывать умение слушать себя и окружающих;

    воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II . Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Открыли зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 -слайд 2 ). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -слайд 3 ). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4 ), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5 ). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6 ), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7 ). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8 ). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9 ).

Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III . Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 -слайд 1 ) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2 )

Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV . Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1 : Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2 ) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V . Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?!

Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 -слайд 3 ).

VI . Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная

Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

V II. Каллиграфическая минутка

Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 -слайд 1 ):

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

Когда это бывает? (Осенью.)

На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О .)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 -слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 -слайд 3 ).

Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 -слайд 4 ).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 -слайд 5 ).

I X . Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 -слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 -слайд 7 ), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X . Итог

Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 -слайд 8 )

20.11.2015 8690 877 Акамова Татьяна Кенисовна

Тема: Предложение. Слово. Дифференциация понятий.

Цель:

1. Формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении.

2. Дифференцировать понятия «предложение» и «слово», научить различать набор слов и предложение, самостоятельно составлять предложение из слов.

3. развитие лексики по теме «Осень»

4. Развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.

Оборудование: индивидуальные комплекты карточек со словами.

Ход занятия.

I. Орг.момент. - Какое сейчас наступило время года? Как мы об этом узнали? Вспомним признаки осени.

II. Уточнение знаний о речи, предложении, слове.

1. - Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная) Чем отличается письменная речь от устной?

Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь? Вы считаете, из слов? Если скажем слово «книга», нам понятно о чем хотели сказать? Мы назвали предмет, но ничего о нем не сказали. А вот так: «Книга лежит на столе». Стало ясно? Что я произнесла? (предложение)

Послушайте, что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит не совсем из слов, а из… предложений.

А что такое предложение? Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? Кошка села на окошко. А это - предложение?

Вывод. Предложение – это законченная мысль.

2. Повторение правил о предложении.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

III. Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Если вы услышите предложение поднимите флажок (карточку) синего цвета, а если это просто набор слов – красный флажок.

Желтый красный листья дерево

На ветках дерева желтые и красные листья.

Зоопарк зебра жираф звери.

В зоопарке мы видели жирафа.

Птицы собрались улетать на…

Птицы собрались улетать на юг.

Физминутка.

Игра «Найди свой листок»

Каждый ребенок получает листочек (дубовый, кленовый, березовый). Дети рассматривают свои листья, запоминают их цвет и форму. Логопед берет бубен и стучит в него, дети кружатся со своими листиками. Вдруг «подул ветер» (бубен зазвенел), дети, бросая листья, бегают по кругу. Затем бубен вновь застучал, и по этому звуковому сигналу каждый ребенок должен отыскать свой листок.

Дыхательные упражнения.

Дети, следуя указаниям логопеда, дуют на свои листики (не надувая щек), изображая при этом то

«слабый ветерок», то «сильный ветер», то «ветер, колышущий листья».

IV. Работа с деформированным предложением. (Задание на индивидуальных карточках.)

Откройте конверты. Что у вас на карточках? (Слова)

Вам нужно из этих слов составить предложение.

Стало, реже, солнце, светить.

Красный, желтый, цвет, деревья, окрасились, в.

Чаще, дождь, идет. Стаями, птицы, собираются, готовятся, и перелету, к.

Звери, лесные, зиме, к, готовятся.

У кого какое предложение получилось? Запомните его.

V. Запись предложений, работа с текстом.

1.Вспомним правила о предложении.

Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?

А как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов.

Что ставим в конце?

С какой буквы начинаем писать первое слово?

2.- Запишем составленные предложения по памяти. (оставим одну строчку свободной)

3. Связаны ли эти предложения по смыслу? Да, значит, у нас получился текст. О чем в нем говорится? Какие признаки осени описаны? Что происходит в природе осенью? Как назовем наш текст? Запишите название в той строчке, которая у нас осталась свободной. Это название текста.

Пальчиковая гимнастика.

Дождь. Град. Солнце. (стучат по парте подушечками, пальцев (дождь идет), затем костяшками (град пошел), затем сцепив руки в замок, поднимают и опускаю пальцы (солнышко сияет).

3. Пересказ текста.

VII. Итог. - О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект занятия в

кружке «Раз словечко, два словечко…»

Устное и письменное общение

Подготовила

Воспитатель

Гладышева Н.В.

Цель: Показать детям значимость устного общения. Познакомить с дыхательными упражнениями, новой чистоговоркой. Воспитывать умение общаться в команде.

Организационный момент:

Ребята, хотите отправиться в путешествие?

  1. На чем можно ехать? (на автобусе, поезде, велосипеде и т. д.)
  2. Предлагаю поехать на поезде.

Включается музыка: «Мы едем, едем…» Дети «въезжают в группу на поезде».

Приехали. Выходите из вагонов и вставайте в полукруг.

Мы с вами оказались в стране общения.

Ребята, а что такое общение? (люди разговаривают, рассказывают и т.д.)

А как люди еще общаются? (через Интернет, телефон, письма)

Сегодня Риторик поможет нам во всем разобраться.

Дети садятся за столы. На доске изображены схемы-символы алгоритма работы.

Посмотрите на доску и скажите, что обозначают эти символы? (проговаривание символов: подумать, говорить, смотреть и идти дальше)

Работа в тетради.

Рассмотрите рисунок. Кто здесь говорит? (мужчина и женщина)

А как вы догадались, что они говорят? (рот открыт, показывают пальцем).

А кто на картинке слушает? (мальчик)

Как вы поняли, что мальчик слушает? (рот закрыт, глаза открыты)

Ребята, а как вы думаете, о чем они говорят? (объясняют мальчику, как пройти в страну вежливых слов)

Чтобы люди понимали друг друга, как нужно говорить? (четко, громко, понятно)

А вы умеете четко говорить? Мы сейчас проверим.

Послушайте чистоговорку:

Ра-ра-ра отправляться нам пора

Ны-ны-ны нам преграды не страшны. (Дети повторяют)

Воспитатель предлагает проговорить 2-3 детям

Дима расскажет нам, как надо говорить, чтобы вас все поняли.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно

Чтоб было все понятно.

Ребята, для того чтобы наша речь была ясной и понятной, нужно не только четко произносить звуки, но и правильно дышать. Давайте поучимся правильно дышать. (Встали)

Набираем воздух через нос (дети выполняют вместе с педагогом) и выдох (педагог считает до 5).

Повторяют упражнение еще раз.

Игра «Возьми предмет»

А теперь давайте поиграем. Разделимся на 2 команды.

Каждая команда подходит к своему столу.

Первая команда выбирает предметы, которые относятся к письменному общению.

Вторая команда - к устному общению.

Посчитаем: «Раз, два, три предметы в руки бери».

Воспитатель подходит к каждой команде и проверяет, правильно ли нашли предметы.

Назовите, какие предметы вы отобрали. (дети называют свои предметы).

Молодцы, все справились с заданием. (дети встают в полукруг)

Итог:

Что мы делали сегодня?

Что вы узнали нового?

Что вам понравилось?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Садятся в вагоны и под музыку уходят)


Сегодняшнее занятие посвящено дифференциации звуков [Ш] – [Ж] в устной и письменной речи.

Что это такое? Недостаточно просто поставить каждый звук отдельно. Сначала его надо автоматизировать в слогах словах и фразах. А затем требуется дифференциация звуков, сходных по звучанию и произношению. Чтобы у ребенка не было путаницы.

Данное занятие прислала учитель-логопед Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №103»

Как всегда этот конспект Вы можете использовать, занимаясь с ребенком дома.

Коррекционные задачи:

– учить различать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях по артикуляции и акустическим признакам;

– развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать слуховое внимание.

Образовательные задачи:

– учить вписывать пропущенные буквы Ш и Ж в начало, середину, конец слова;

– закрепить понятия «звонкий», «глухой» согласный звук, способы их различения;

– упражнять в чтении слогов, слов, предложений;

– упражнять в звуковом анализе слов.

Воспитательные задачи:

– воспитывать желание говорить красиво и правильно, писать без ошибок;

– воспитывать психологическую готовность и желание работать с компьютером.

Оборудование: настольное зеркало, карандаши, наборное полотно, предметные картинки, компьютер, (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс] / Е.А. Котова. – Режим доступа: www.logopedgame.ru), слайдовая презентация для пальчиковой разминки «Кот Яшка и кошка Машка».

Демонстрационный материал: картинки слов со звуками [Ш] и [Ж], схемы произношения звуков [Ш] и [Ж], графический материал (слоги, предложения), модели для звукового анализа, «бархатные буквы» и сундучок, медаль «Знаток букв Ш и Ж».

Ход:

1. Организационный момент и пальчиковая разминка .

Логопед: (дети выполняют пальчиковую разминку в сопровождении слайдовой презентации «Кот Яшка и кошка Машка»).

Отправимся на прогулку. Жили-были кот Яшка и кошка Машка. Однажды они отправились погулять и увидели большое дерево. На дереве в гнезде ждали маму птенчики и тихо пищали «пи-пи-пи». Захотелось Яшке и Машке съесть птенчиков, выпустили они когти и стали карабкаться на дерево. Птенчики в гнезде еще громче запищали. Мама-птичка уже возвращалась домой, когда услышала писк своих детей, замахала быстрее крылышками и подлетела к гнезду. Увидела Яшку, начала его клевать, а потом заметила Машку, и ей попало. С тех пор Яшка и Машка за птенчиками больше не охотятся»

Логопед: В детский сад пришло письмо из лесной школы от Медвежонка, он пишет: «Даша, помоги мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа.» Почему медвежонок просит о помощи и чем можно ему помочь?

Ребенок: Он не знает, когда надо писать в словах буквы Ш и Ж.

Логопед: Мы на сегодняшнем занятии тоже будем учиться красиво и правильно говорить, писать без ошибок, а потом отправим видеозапись занятия в лесную школу, чтобы медвежонок научился различать звуки и буквы Ш и Ж.

2. Артикуляционная гимнастика.

Повторим наше правило красивой речи:

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Звуки произносим внятно, чтобы было всем понятно!

Придвинь зеркало, сделаем разминку для язычка.

«Лопатка» – Мышцы языка мы расслабляем и лопатку получаем,

Молча до 5 считаем: 1 – 5,

Язык можно убирать.

«Чашечка» – Язык широкий положи, его ты в чашку преврати,

Молча до 5 считай: 1 – 5

Язык можно убирать.

Снова чашку подержи и спокойно в рот внеси.

«Лопатка – чашечка – лопатка» – 3 раза.

3. Сопоставительный анализ артикуляционных укладов

Логопед: сравним звуки [Ш] и [Ж]. Чем они похожи при произношении? (сравнение с опорой на схему)

Ребенок: губы округлены, зубы закрыты, язык принимает форму чашечки, воздушная струя теплая.

Логопед: Чем они ещё похожи по их характеру?

Ребенок: они согласные, всегда твердые, шипящие.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Ребенок: [Ш] – глухой, [Ж] – звонкий.

Логопед: Как отличить звонкий звук от глухого?

Ребенок: Нужно приложить руку к горлу, произнести звук и послушать дрожат ли голосовые связки.

4. Сравнение букв Ш и Ж.

Логопед: Какими буквами обозначаются эти звуки?

Ребенок: буквами Ш и Ж.

Логопед: В таинственный сундучок я спрятала несколько букв, среди них есть Ш, Ж. Найди на ощупь букву Ш, чтобы было легче искать, вспомним стишок про неё.

Посмотри на букву Ша, буква очень хороша,

Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

А теперь поищем букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука

И при этом точно жук издает жужжащий звук: ж-ж-ж.

Ты достал из сундучка буквы печатные, а какие ещё бывают буквы?

Ребенок: Еще бывают письменные буквы.

5. Чтение слогов по карточкам.

Логопед: А теперь поиграем в «эхо». Читай слоги на карточках и повторяй их. (Предлагаются слоговые дорожки типа: шма – жма – шма, жду – ждо – шдо и т.д.)

6. Дидактическая игра «Назови лишнее словечко»

Логопед: ежонок – медвежонок – лягушонок – жеребёнок, кто лишний? Почему?

кошка – мошка – мышка – шишка – чижик ;

жадный – важный – нежный – пушистый – нужный.

Выбери на наборном полотне лишнюю картинку.

Шорты – ширма – желуди – шахматы;

Мешок – петушок – кошка – ежик;

Жёлудь- живот- жираф- шарф почему шкаф лишний?

Ребенок: В слове шарф есть звук [Ш], а в остальных словах [Ж]

7. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Логопед: Прочитаем предложения на карточках и решим, так бывает или нет.

Поезд ждет пассажиров. Лягушка боится мошки. Кошка боится мышки. Этажерка лежит на журналах.

8. Физ. минутка «Веселые лягушки» (упражнение выполняется в максимально быстром темпе)

На полянке вдоль опушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Шли веселые лягушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера)

Громко песни распевали (раскрывать ладошки, как лягушиные рты)

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера),

И спокойно спать мешали (погрозить пальцем лягушкам),

Ква! (топнуть ногой).

9. Работа с логопедической компьютерной программой «Играем и учимся».

Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем согласные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы: в начале, в середине, в конце слова.

Логопед: Компьютер предлагает тебе «вписать» пропущенные буквы Ш и Ж в начало слов.

Логопед: Буквы Ш и Ж пропущены в середине, их надо правильно «вписать».

Логопед: Теперь нужно будет вписать буквы в конец слов. В этом задании надо быть очень внимательными, чтобы не сделать ошибку. Почему можно ошибиться?

Ребенок: Потому что в конце слова звонкие согласные звучат так же как глухие.

Логопед: Как надо проверять написание слов? Есть нож, но нет ножа! Ясно слышится звук [Ж], значит надо написать букву Ж.

Задание 2. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Найди лишнее слово».

Логопед: проанализируй звуковой состав слов и найди лишнее слово, его звуковая схема отличается от предложенной.

Выполняем 2 варианта заданий «СКСК» урок № 3 и № 4.

10. Итог занятия.

Логопед: Чему сегодня научились на занятии?

Какое задание понравилось выполнять?

Какое задание показалось самым сложным?

Отправляем видеозапись занятия в лесную школу.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.