Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 7»

Разработала:

Ткаленко Анна Игоревна

Учитель физической культуры

Джанкой, 2016

Содержание:

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития инновационного педагогического потенциала............................................................................. 6

1.1. Развитие инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования как психологически – педагогическая проблема .............................................................................................................. 6

1.2. Педагогические педагога в процессе профессионального образования................................. 8

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию инновационного педагогического потенциала в процессе профессионального образования педагогов……………………………………………………………………... 11

Заключение…………………………………………………………………… 14

Список литературы…………………………………………………………... 19

Приложение.…………………………………………………………...…….. 21

Введение

В самом общем представлении педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью.

Педагогический потенциал личности – это сложное комплексное понятие, под которым обычно понимают способности и синтез определённых качеств и свойств человека.

Понятие «педагогический потенциал» позволяет рассматривать возможности учителя не только такими, какие они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспективы развития. Педагогический потенциал педагога концентрирует в себе три аспекта:

    прошлое – совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития;

    настоящее – актуализация возможностей и их применение в профессионально – педагогической деятельности;

    будущее – тенденции будущего профессионального и личностного развития.

Педагогический потенциал – это биосоциальная система, которая складывается в процессе «превращения» задатков в педагогические способности. Этот процесс в зависимости от условий может проходить более или менее успешно.

Основу такого становления составляет профессиональное обучение, которое может максимально способствовать раскрытию задатков и формированию способностей и связанных с ними профессионально важных качеств и профессионально – педагогической направленности.

Актуальность проекта. Представляя собой непрерывный поток изменений, современная педагогическая деятельность выдвигает вполне определённые требования к личности педагогов – быть способным к изменениям и в деятельности и в своей личности, поскольку перед педагогическим коллективом поставлена задача создания условий для развития и перехода к новому качеству образования, удовлетворяющего потребностям личности, общества и государства.

При этом образовательный процесс, цель которого – развитие личности школьника, обуславливает собственную активность педагогов в поиске и реализации внутренних ресурсов изменения себя.

В качестве такого ресурса выступает потенциал педагогических кадров. Ведь какие бы изменения не происходили в образовании, педагог по-прежнему остается одним из основных носителей общественного прогресса, главным стратегическим и технологическим ресурсом. От его профессионализма, нравственных ценностей и интеллекта зависит не только качество образования, но и наше будущее. Осознание его приоритетной роли в преобразовании общества требует повышенного внимания к вопросам развития педагогического потенциала с тем, чтобы педагогические кадры соответствовали требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Объект проекта : процесс профессионального образования.

Предмет проекта: педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования.

Цель проекта : выявить и обосновать педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в профессиональном образовании.

Задачи проекта:

    Рассмотреть развитие инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования как психологически – педагогическую проблему;

    Раскрыть сущность профессионального образования как фактора развития инновационного потенциала педагога;

    Разработать обеспечение педагогических условий развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования;

    Организовать опытно – экспериментальную работу по реализации выявленных педагогических условий;

    Экспериментально проверить эффективность разработанного обеспечения педагогических условий развития инновационного потенциала педагога.

Для решения поставленных задач могут быть выбраны следующие методы исследования: анализ социально – философской, психологически – педагогической и научно – методической литературы, научной периодики по тематике исследования; педагогический эксперимент; экспериментальные методы: опрос (анкетирование, беседа, тестирование); педагогическое наблюдение; анализ продуктов педагогической и учебной деятельности педагогов; методы самоисследования, самооценки личностно – профессиональных качеств педагога.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития инновационного педагогического потенциала

1.1. Развитие инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования как психологически – педагогическая проблема

Анализ научно – педагогической литературы в аспекте темы моего проекта позволяет сделать вывод о том, что педагогические условия, влияющие на развитие инновационного потенциала педагога, целостно не исследовались. В научных работах по исследуемой проблеме больше внимания уделяется вопросам поиска закономерностей процесса внедрения инноваций, общих и специфических особенностей инновационной педагогической деятельности и прочее, но недостаточно освещены содержательные и технологические аспекты развития инновационного потенциала в процессе профессионального образования. Существующая потребность практики обеспечена теоретической поддержкой: требует уточнения педагогическое содержание понятий «инновационный педагогический потенциал», «развитие инновационного педагогического потенциала», необходимо определение критериев развития инновационного потенциала педагога.

Но в условиях общеобразовательного учреждения, в котором работаю я (Джанкойская общеобразовательная школа I – III ступеней № 5), нашему педагогическому коллективу приходится сталкиваться с рядом противоречий между:

Осознанием большинством педагогов необходимости активизации творческих сил личности и отсутствием надлежащих педагогических условий для инициации процесса ценности осмысления педагогами собственного профессионального опыта;

Требованиями общества к активной творческой позиции специалиста и отсутствием механизмов включения педагогов в целенаправленную практически – ориентированную инновационную деятельность;

Постоянно возрастающей по объёму и усложняющейся по содержанию научно – практической информацией в области педагогической инновации и недостаточной мобильностью форм научно – методического сопровождения процесса развития инновационного потенциала педагога.

Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в создании эффективных педагогических условий развития инновационного потенциала педагога в условиях профессионального образования.

Социальная востребованность, теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Развитие инновационного педагогического потенциала».

1.2. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования

Развитие инновационного педагогического потенциала в профессиональном образовании – сложный интегративный процесс проблемно – ориентированного учебного поиска по созданию, разработке, освоению, использованию новшеств. Развитие инновационного педагогического потенциала будет осуществляться более эффективно, если реализовать специальную программу профессионального образования педагогов, предусматривающую создание следующих педагогических условий:

Инициирование процесса ценностного осмысления педагогами собственного профессионального опыта;

Включение педагогов в целенаправленный практико – ориентировочный поиск на основе исследования, моделирования, анализа и коррекции реальной инновационной деятельности участников образовательного процесса;

Научно – методическое сопровождение процесса развития инновационного педагогического потенциала.

В результате создания данных условий развитие инновационного педагогического потенциала обнаруживается в его стремлении к активной рефлексивно – творческой позиции в профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

    обосновано положение об осознанном и целенаправленном развитии инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования, согласно которому исследуемый процесс по прямой связи разворачивается под действием стремления личности педагога к принятию рефлексивно – творческой позиции в профессиональной деятельности, а по обратной связи является инициирующим механизмом данной активности при условии непрерывности образования ;

    разработано обеспечение развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования, представленное теоретической моделью, состоящей из трех компонентов: содержательный , операционально – деятельностный (совокупность педагогических условий исследуемого процесса), оценочно – регулятивный (определение основных – когнитивного, эмотивно – аксиологического и деятельностного критериев), и экспериментально доказана эффективность данного обеспечения в контексте проблемы исследования;

    доказано, что педагогическими условиями, обеспечивающими развитие инновационного потенциала в процессе непрерывного профессионального образования, являются: инициирование процесса ценностного осмысления педагогами собственного профессионального опыта; включение педагогов в целенаправленный практико-ориентированный поиск на основе исследования, моделирования, анализа и коррекции реальной инновационной деятельности школы; научно-методическое сопровождение развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования;

    должна быть разработана специальная программа профессионального образования педагогов, сущность которой заключается в использовании ресурсов рефлексивно – аналитического и творческого видов деятельности каждого педагога и созидательной инновационной деятельности всего коллектива посредством реализации (прохождения) деятельностных этапов, обеспечивающих непрерывное самомотивированное приобщение личности к инновационным процессам и развитие соответствующего потенциала.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории и методики профессионального образования в области развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования за счет того, что: уточнено педагогическое содержание понятий « », « развитие инновационного педагогического потенциала »; обобщены философско-психологические подходы к сущности профессионального образования как фактора развития инновационного педагогического потенциала, что может в дальнейшем послужить основанием для разработки теоретических положений подготовки и переподготовки педагога. Выстроена совокупность положений, обеспечивающих развитие инновационного педагогического потенциала.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и реализована специальная программа профессионального образования педагогов, которая может быть использована в массовой практике научно – методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях профессионального образования, а также в процессе повышения квалификации учителей.

Связь между разрабатываемой теоретической базой и практической частью работы должна обеспечиваться поэтапным ходом работы.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию инновационного педагогического потенциала в процессе профессионального образования педагогов

Диагностический этап (ориентировочный).

На данном этапе необходимо провести диагностику инновационного педагогического потенциала и определить условия их работы, готовность коллективов к инновациям. Для осуществления такой диагностики предполагается использовать несколько анкет для учителей. (Приложение 1)

    Восприимчивость педагогов к новому.

    Информационная готовность педагогического коллектива.

    Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.

    Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций.

    Уровень новаторства учителей в школьном коллективе.

Также на ориентировочном этапе проводится диагностика удовлетворительности условий для развития инновационного потенциала. При анализе результат особое внимание уделяется следующим проблемам:

    недостаток педагогического опыта;

    слабое мотивирование учителей на их профессиональный рост;

    недостаток технических средств для обучения;

    проблема самостоятельности и творчества педагогов.

Основной этап

Реализация следующих ключевых условий.

    Школа должна быть хорошо технически оснащена для творческой самореализации педагогов – интерактивными досками, компьютерами, обучающими видеозаписями, проекторами, спортивным инвентарём и т.д. Хорошая оснащённость помогает создать инновационную среду, а также уменьшает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, и они более уверенно чувствуют себя, когда знают, что вся нужная техника у них под рукой.

    Возможно открытие для учителей мастер – класса и повышение самостоятельности учителя. Например, дать ему возможность самому выбирать программу работы, разрабатывать различные новые методики и делиться опытом с коллегами.

    Желательно направлять педагогов на стажировки, и при этом оплачивать научно – методическую литературу, а также давать время на самостоятельную методическую работу.

    Полезен будет момент состязательности: за выдающиеся достижения давать материальное поощрение и грамоты.

Основным средством развития инновационного потенциала педагогических кадров школы выступает инновационная деятельность педагогов. Основные этапы внедрения инноваций в работу педагогов:

    изучение потенциала педагогов;

    мотивирование педагогов на труд и творчество;

    непосредственное внедрение инноваций;

    контроль за результатом.

Заключительный этап (контрольно - оценочный)

Задача этапа – выявить результаты работы, направленной на развитие инновационного потенциала педагогических кадров школы. Для этого определяется соответствие показателей результата по следующим критериям:

    критерий «способность к позитивно – критическому восприятию новой информации» - с помощью анкет с вопросами, где педагоги могли бы ставить «» «» или «», что наглядно показывало бы их отношение к инновациям;

    критерий «способность к приращению общих и профессиональных знаний» - путём проверки знаний педагогов;

    критерий «способность к выдвижению новых конкурентноспособных идей» - оценить количество идей, выдвигаемых каждым педагогом, в течение учебного года;

    критерий «способность к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач» - оценить, используют ли учителя новые методики или пользуются старыми, проявляют ли они гибкость ума;

    критерий «способность к использованию знаний для практической реализации новшеств» - устанавливается, разрабатывают ли педагоги собственные методики, занимаются ли они какими – то творческими проектами.

Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс. Данный процесс характеризуется преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие потенциала педагогов учреждения. Это позволит последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к развитию потенциала; повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов в коллективе; обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития потенциала учреждения в целом.

Заключение

Характер обеспечения инновационных процессов в образовании определяется тремя взаимосвязанными компонентами: степенью ценностного осмысления педагогами собственного профессионального опыта, инновационным потенциалом педагога и среды и качеством научно-методического сопровождения инновационной деятельности.

В основе проекта лежит концептуальное положение « образование через всю жизнь », где стратегическая цель образования взрослых определяется не просто как предоставление возможности личности адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, а как требование к образованию – занять упреждающую позицию, чтобы вооружить каждого индивидуума умением преодолевать встречающиеся препятствия, предоставлять ему возможность справляться с многочисленными неопределенными ситуациями.

Соответственно в проекте выделены характерные признаки, позволяющие составить представление о профессиональном образовании как факторе развития инновационного педагогического потенциала:

а) этапы: этапы образовательной деятельности становятся развивающими в той мере, в какой они, с одной стороны, расширяют, сферу возможного выбора, а с другой, сохраняют некоторую неопределенность ситуации, которая ожидает педагога в профессиональной деятельности;

б) выбор: педагог становится творцом своей образовательной ситуации только в ситуации выбора и готовности к нему, тогда разнообразные источники информации становятся средствами образовательной деятельности, а сам процесс приобщения человека к различным источникам знаний обуславливает процесс самообразования ;

в) субъектностъ: субъектом образовательной деятельности педагог становится тогда, когда осознает необходимость в пополнении знаний, в приобщении к инновационной культуре. Это осознание обусловлено в первую очередь его потребностями, в подоснове которых лежит несколько групп противоречий;

г) мотивация: чем богаче мотивация образования учителя, тем глубже осознание его ценности и тем эффективнее процесс развития инновационного потенциала педагога;

Уровень развития инновационного педагогического потенциала зависит от его профессионально – личностных качеств. Инновационный потенциал может быть проявлен, развит и актуализирован при создании соответствующих педагогических условий в процессе профессионального образования, из которых основополагающим условием является инициирование ценностного осмысления педагогами

Содержание понятия « развитие инновационного педагогического потенциала » в контексте исследования характеризуется как сложный интегративный процесс проблемно – ориентированного поиска по созданию, разработке, освоению, использованию новшеств. Развитие инновационного потенциала обнаруживается в стремлении педагога к активной рефлексивно-творческой позиции в профессиональной деятельности. Развитие инновационного потенциала способствует: а) осознанию педагогом ценностных ориентаций в процессе нахождения смысла инновационной деятельности; б) активному включению педагогов в инновационную деятельность; в) повышению качества инновационных решений.

Под педагогической сущностью понятия « инновационный педагогический потенциал » я понимаю комплекс профессионально-значимых личностных качеств педагога, возобновляемых произвольно, т.е. направляемых самой личностью в соответствии с поставленными целями инновационной деятельности. Инновационность потенциала определяется нацеленностью педагога на решение нестандартных профессиональных задач. Структура инновационного потенциала включает в себя две составляющие: операциональную , связанную со спецификой инновационной деятельности, и личностную , позволяющую педагогу путем проявления своих профессионально – значимых личностных качеств эффективно участвовать в инновационной деятельности.

Выявленные критерии помогли мне обнаружить основные закономерности процесса развития инновационного педагогического потенциала в профессиональном образовании: чем выше степень включенности педагога в реальный инновационный процесс школы, тем эффективнее процесс развития инновационного педагогического потенциала; чем активнее рефлексивно – творческая позиция педагога в профессиональной деятельности, тем выше уровень развития инновационного педагогического потенциала; чем выше уровень осмысления педагогом собственной профессиональной деятельности, тем интенсивнее процесс развития инновационного педагогического потенциала.

Вышеперечисленные закономерности и принципы могут послужить основой при составлении программы для профессионального образования:

а) ориентация на неповторимую личность каждого учителя; обеспечение дифференцированного и индивидуально – творческого подхода;

б) обеспечение пространства профессионального взаимодействия, культивирования рефлексии , конструктивно – деятельностного стиля обсуждения профессиональных проблем;

в) исследование, моделирование, анализ и коррекция реальной инновационной деятельности участников образовательного процесса школы;

г) создание информационного резонирующего пространства;

д) предоставление многовариантности содержания, форм и методов процесса и свободного выбора способов и форм вхождения в него.

Психологически – педагогическое осмысление понятия « учитель как субъект инновационной деятельности » и критериев развития инновационного педагогического потенциала в непрерывном профессиональном образовании легло в основание вывода о том, что уровень развития инновационного педагогического потенциала зависит от его профессионально – личностных качеств. Инновационный потенциал может быть проявлен, развит и актуализирован при создании соответствующих педагогических условий в процессе профессионального образования, из которых основополагающим условием является инициирование ценностного осмысления педагогами собственного профессионального опыта.

Процесс развития инновационного профессионального потенциала в профессиональном образовании строится на основе анализа и решения педагогами собственных практических проблем в коллективной инновационной деятельности в тесной связи с реальной жизненной практикой посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Личностной составляющей программы определено развитие инновационного педагогического потенциала, ее операциональная составляющая содержит технологию освоения новых образовательных технологий в условиях реального инновационного процесса. Сущность программы заключается в использовании ресурсов рефлексивно - аналитического и творческого видов деятельности каждого педагога и созидательной инновационной деятельности всего коллектива.

Действительный смысл развития инновационного педагогического потенциала учителя в профессиональном образовании состоит не столько в объеме знаний из области альтернативной педагогики , сколько в их соотнесенности с индивидуальной целостностью учителя, которая у каждого своя и имеет свой набор характерных свойств, качеств и приемов работы. Следовательно, создание условий развития инновационного педагогического потенциала связано с применением тонких инструментальных средств и гибких эвристических технологий: педагог должен иметь реальную возможность выбирать те приемы и способы педагогической деятельности, содержание инноваций, которые максимально способствуют этому. Процесс развития инновационного педагогического потенциала в профессиональном образовании должен обязательно строиться на основе анализа и решения педагогами собственных практических проблем в коллективной инновационной деятельности в тесной связи с реальной жизненной практикой посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Закономерные связи, проявляющиеся в процессе развития инновационного потенциала педагога, обуславливают целенаправленный и систематический характер межличностного взаимодействия. Необходимость активной субъектной позиции педагога, возрастание его потенциальных возможностей в личностно – профессиональной деятельности обуславливают связь между характером деятельности человека и результатом развития его инновационного потенциала.

Проблема развития инновационного педагогического потенциала в системе профессионального образования в достаточной мере не ставилась и не решалась. Таким образом, выбранная тема исследования является актуальной.

Общие теоретические и дидактически - методические положения исследования предполагают дальнейшую разработку. Мы обозначили основные педагогические возможности для развития инновационного педагогического потенциала в условиях профессионального образования через его самомотивированную включенность в инновационную деятельность школы. Перспективы дальнейшей работы состоят в рассмотрении влияния развития инновационного педагогического потенциала на решение проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности учителя в инновационном процессе школы.

Список литературы

1. Арламов A.A. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогики в школьную практику: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед . наук. М., 1985. - 17 с.

2. Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 159 с. >
Новосёлова Н. В.

3. Бабанский Ю.К. Развитие инициативы и творчества учителя веление времени// Воспитание школьников . - 1987. - №2.- С.2 - 7.

4. Зеленина Е.Б. Инновационный потенциал педагогического коллектива http://www.zam.resobr.ru

5. Зеленина Е.Б. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования

6. Зуева Е.Н. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Электронный ресурс Сидоров С. В. Сайт педагога – исследователя.

7. Климина Н.В. Развитие профессионально – педагогического потенциала коллектива МОУ Саранская ОШ: опыт, перспективы.

8. Курнешова Л.Е. Современная школа сегодня и завтра

9. Ларина В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы .

10. Левитов Н.Д. Педагогический потенциал личности учителя.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.

12. Новосёлова Н. В. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива. Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период

13. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993. - 64 с. 14. Серафин Е. А. Развитие педагогического потенциала

15. Толкачёв В.А. Инновации в высшем образовании как стратегический фактор развития России

16. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995. - 200 с.
17. Шамова Т.И. Управление школой: проблемы и перспективы. -Архангельск, 1995. 161 с.
18. Шевченко Л. П. Экспериментальная педагогическая этика.

19. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: Метод, пособие. -М., 1991.-260 с.
20. Юсуфбекова Н.Р. Тенденции и законы развития основных инновационных процессов в образовании. //Новые исследования в педагогических науках. Вып.2 /581/. Составители И.К. Журавлев, В.С. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. - С. 6 - 9.

21. Яновская М.Г. Эмоциональное стимулирование в процессе изучения методики воспитательной работы. //Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Сыктывкар, 1993.- 51-56 с.

Приложение 1

Анкета № 1: Восприимчивость педагогов к новому

    Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?

    Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

    Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

    Вы сотрудничаете с научными консультантами?

    Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

    Вы открыты новому?

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле: К = Кфакт: Кмакс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:

    критический уровень – К < 0,45;

    низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;

    допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;

    оптимальный уровень – К > 0,85.

Анкета № 2: Информационная готовность педагогического коллектива

1. Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:

    на совещаниях и семинарах;

    из средств массовой информации;

    из книг по вопросам инноватики;

    на совещаниях в школе;

    из общения с коллегами в школе;

    из общения с коллегами других школ.

Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт: Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива.

Для оценки используют следующие показатели:

    критический уровень – К < 0,45;

    низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;

    допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;

    оптимальный уровень – К > 0,85.

Анкета № 3: Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает
к этому? Выберите не более трех ответов.

    Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

    Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

    Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

    Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

    Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.

    Потребность в лидерстве.

    Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

    Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

    Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

    Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

    Потребность в риске, преодолении рутины.

    Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

    Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Анкета № 4: Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций

Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:

    Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

    Убеждение, что эффективно учить можно и по¬старому.

    Плохое здоровье, другие личные причины.

    Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.

    Отсутствие материальных стимулов.

    Чувство страха перед отрицательными результатами.

    Отсутствие помощи.

    Разногласия, конфликты в коллективе.

Примечание. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень ИППК.

Анкета № 5: Уровень новаторства учителей в школьном коллективе

К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Примечание. Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК.
Программа развития ИППК является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности. Результатами ее реализации в практике работы школы являются:

на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;

    на организационном этапе – теоретическая готовность;

    на практическом этапе – практическая готовность;

    на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнями ИППК.

РАЗДЕЛ VI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Симонова Алевтина Александровна

Уральский государственный педагогический университет, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой теории и практики управления организацией, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected], Екатеринбург

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Simonova Alevtina Aleksandrovna

Ural State University teacher education, pro-rector for academic affairs, chair of theory and practice of organization management, Ph.D., associate professor, for teaching uchny head readings, [email protected], Ekaterinburg

DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL BUILDING PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM

Успешная профессиональная деятельность педагога невозможна без непрерывного обновления знаний, совершенствования профессиональной компетентности. Анализ теории и практики образования свидетельствует, что значительные возможности совершенствования образовательной деятельности заключены в создании условий для роста педагогического потенциала. Понятие «педагогический потенциал» очень часто используется в характеристике деятельности как педагогов, так и системы образования в целом. Вопрос развития педагогического потенциала возникает всякий раз, когда затрагивается проблема развития профессионального мастерства и педагогической компетентности педагога, что определяет поиск новых образовательных технологий, направленных на развитие одного из компонентов профессионального мастерства - педагогического потенциала. Между тем, управление развитием потенциала педагогических кадров не является объектом внутришкольного планирования. Реализуя работу с педагогическими кадрами, руководители школ, как правило, не придают большого значения изучению и определению условий развития их потенциала. Это актуализирует проблему поиска и создания организационнопедагогических условий развития педагогического потенциала как педагогов, так и системы образования в целом.

Задачей данной статьи мы считаем рассмотрение подходов к определению понятия «педагогический потенциал», понятия «педагогический потенциал муниципальной образовательной системы», его структуры и организационно-педагогических условий развития в рамках муниципальной системы образования. Под организационно-педагогическими условиями понимаем совокупность содержательных, субъектных, структурных и процессуальных компонентов образовательной среды, оказывающую влияние на динамику педагогического потенциала.

Анализ научной и методической литературы выявил несколько основных трактовок понятия «педагогический потенциал».

Понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач: как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области .

Т. Л. Божинская рассматривает педагогический потенциал как интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, создающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению субъектами культуры и образования, вживанию и развитию их личности в культуре. Педагогический потенциал, по мнению данного автора, аккумулирует необходимые ресурсы региональной культуры и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности . Педагогический потенциал также характеризует необходимые ресурсы педагога и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности. Б. А. Вяткин, Е. А. Силина, опираясь на положения теории интегральной индивидуальности В. Мерлина, рассматривают педагогический потенциал как структуру, включающую в себя психодинамические, инструментальные и мотивационные характеристики. Интеллектуальные характеристики педагогического потенциала представлены профессиональным опытом учителя и некоторыми личностными качествами. Инструментальные характеристики педагогического потенциала - это педагогические способности . Они играют в структуре педагогического потенциала особую роль, являются его ядром. На этот факт специально обращает внимание Л. Д. Кудряшова, которой принадлежит оригинальная психологическая теория способностей .

Анализ научных и практико-ориентированных исследований показывает, что педагогический потенциал реализуется при решении задач профессиональной педагогической деятельности, в результате мобилизации физиологических, адаптивных, информационных ресурсов вокруг культурноценностных ориентиров, представляющих своеобразные центры поляризации значимых компонентов опыта.

Н. Г. Закревская в своем исследовании доказывает, что профессионализация педагогического потенциала, его трансформация в профессиональнопедагогический проходят стадии формирования и аккумулирования в процессе профессиональной вузовской подготовки, развивается как устойчивая си-

стема связей, создающая условия для передачи опыта в процессе профессиональной деятельности и дополнительного профессионального образования. Критериями развития профессионально-педагогического потенциала выступают: степень профессиональной субъектности, уровень профессионального самосознания, соотношение профессиональных возможностей и притязаний, степень актуализации педагогического потенциала личности .

Основными условиями развития профессионально-педагогического потенциала выступают: обеспечение в процессе образования движения в развитии от аккумулирования возможностей к их реализации; осуществление гармонизации процессов образования и личностного развития человека; обеспечение преемственности и интеграции учебной и профессиональной деятельности, множественности и вариативности условий образования в зоне реализации профессионального педагогического потенциала .

Н. Г. Закревская, исследую проблему развития педагогического потенциала в условиях вуза, вычленила аспект научно-педагогического потенциала как единства научных школ, научно-педагогических кадров на всех уровнях воспроизводства социально-культурных образцов, способствующих сохранению научных традиций и развитию научных исследований; научнопедагогического потенциала личности, который рассматривается как взаимосвязь интеллектуального, нравственного, физического совершенствования и является основой социального здоровья.

Данным автором подчеркнуто, что научно-педагогический потенциал научного сообщества развивается, в том случае, если созданы необходимые условия для его формирования и развития: усвоение субкультуры эталонной группы; развитие познавательных способностей; факторы социальной среды; трансляция и производство знаний как функции научного сообщества предполагают научно-педагогическую деятельность и создание научных школ в области образования . В условиях муниципальной системы образования прообразом научного сообщества являются ассоциации педагогов и руководителей, созданные в целях активизации научно-методической работы школьных методических объединений, кафедр и отдельных педагогов.

Таким образом, педагогический потенциал муниципальной системы образования представляет собой интеграцию педагогического потенциала субъектов образовательной деятельности, педагогического потенциала профессиональных и научных сообществ, потенциала региональной культуры в ее муниципальном контексте, организационно-управленческих условий их взаимовлияния.

Анализ вышеприведенных и не упомянутых в данной статье научных подходов позволяет определить основные показатели, которые можно принять в качестве критериев развития педагогического потенциала муниципальной образовательной системы:

Педагогический потенциал представляет собой совокупность ценностных, содержательных и научно-методических средств, позволяющих оказывать педагогические (образовательно-воспитательные) воздействия на людей;

Интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, использующее необходимые ресурсы региональной (территориальной, в том числе муниципальной) культуры и обеспечивающее эффективность профессиональной педагогической деятельности;

Развитие педагогического потенциала рассматривается по отношению к личности субъектов педагогической действительности (педагогов, студентов, научных работников, заинтересованного населения), а также по отношению к феноменам культуры и социальной действительности, образовательновоспитательным системам и учреждениям, научным сообществам;

Обеспечение эффективности становления и развития педагогического потенциала требует выявления теоретико-методологических оснований, разработки практико-ориентированной концепции (модели), технологии внедрения и сопровождения (организационно-управленческой модели), описания необходимых условий (ресурсов).

Все вышеизложенное позволяет сделать выводы о возможностях и условиях развития педагогического потенциала муниципальной системы образования. Моделью, содержащей нормативные основания, может служить модель национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Необходимым условием эффективного функционирования муниципальной системы образования по развитию педагогического потенциала является учет особенностей образовательного пространства, традиции и перспективы развития образовательной среды, педагога в контексте его профессионально-личностного становления и развития. Реальным проявлением уровня развития педагогического потенциала в практике образовательной деятельности является профессиональная мобильность педагогов, для формирования которой необходимо, как указывает в своем исследовании Б. М. Игошев, создание интеграционной образовательной среды на управленческом, организационном и ресурсном уровнях .

На наш взгляд, базисом проектирования развития педагогического потенциала муниципальной системы образования в соответствии с современными тенденциями развития образования может служить реализуемый с 2003 г. Стратегический проект «Городская школа стандарт «Пять звезд»», разработанный по решению Коллегии главы города Екатеринбурга на период до 2015 г. .

Основными критериями оценки проекта как основы развития педагогического потенциала могут быть: соотношение цель - результаты (качество формулировок, реальность, соответствие друг другу, опора на специфику Екатеринбурга сегодняшнего и учет положений стратегического плана развития, учет внешних для Екатеринбурга образовательных тенденций); способы движения от цели к результату; охват субъектов образовательной системы; возможности ресурсного обеспечения (кадровые, организационные, материальные, финансовые и др.); преемственность данного проекта с предыдущими программными документами Екатеринбурга.

Основная задача городского образовательного комплекса состоит в качественной реализации конституционных прав граждан на образование, что

предполагает повышение профессиональной направленности получаемого образования, обеспечение готовности молодого поколения к реализации своего личностного потенциала, интересов и потребностей. Постановка задач и результатов программы через развитие потенциала субъектов образовательной системы выдвигает требования к развитию педагогического потенциала профессионального педагогического сообщества, ресурсного обеспечения образовательной деятельности.

Проект в своих подходах, направлениях соответствует федеральным тенденциям, учитывает федеральные программы развития образования.

Анализ потребностей и интересов городского сообщества, изучение мнений жителей Екатеринбурга, проведенные в период работы Управления образования над Стратегическим планом развития Екатеринбурга на период до 2015 г., позволил выделить основные «слагаемые» городского социального заказа системе общего образования по сегодня являются:

Потребность горожан в устойчивом развитии и надежном функционировании общеобразовательных учреждений всех типов и видов;

Потребность в надежном обеспечении правовых гарантий в области образования для всех социальных слоев населения города, всех субъектов образовательной деятельности;

Общественный запрос на предоставление услуг высокого качества для детей и подростков Екатеринбурга по всем общеобразовательным дисциплинам в любом общеобразовательном учреждении города;

Особое внимание, по мнению горожан, следует обратить на достижение современного уровня общего образования, достаточного для реального самоопределения всех выпускников системы общего образования в жизни;

Запрос на оптимальное обновление содержания и методов современного общего образования в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры в условиях полного соблюдении требований соответствия возрастным возможностям обучающихся и отсутствия физической, нервно-психической перегрузки учеников и педагогов, подрыва их здоровья;

Заказ на ведение в ОУ эффективной профилактической работы, направленной на воспитание устойчивого социального и духовного сопротивления детей воздействию на них наркомании, алкоголизма, криминогенной среды, реакционных учений;

Потребность в развитии системы общего образования, способной не только более полно востребовать совокупный культурный потенциал города Екатеринбурга, но и обеспечить его дальнейшее обогащение и приращение.

В процессе подготовки проекта было выявлено несоответствие тенденций стратегического развития города как современного многофункционального центра с элементами мирового города и уровня развития детского образования, которое сегодня не соответствует международным стандартам качества, что приводит к низкому стартовому уровню развития трудового потенциала горожан. Полученные в результате анализа данные свидетельствуют, что в городе существует реальная проблема сохранения несоответствия между ка-

чеством образования, получаемого в школе и потребностями реальной жизни современного мегаполиса, каким является Екатеринбург. Последствиями проблемы являются увеличение количества горожан, не имеющих возможности успешной адаптации к условиям жизни современного крупнейшего города, снижение общего интеллектуального потенциала горожан и, как следствие, снижение трудового потенциала, мобильности кадровых резервов.

Проект ориентирован на все категории граждан. Результатом реализации проекта планируется повышение уровня развития трудового потенциала города в будущем, обеспечение качества общего образования детей в соответствии с международными стандартами, направленное на обеспечение перспектив развития трудового потенциала города средствами повышения профессионального и личностного потенциала горожан.

В Проекте заявлены показатели, обеспечение территориальной доступности полного спектра качественных образовательных услуг для всех категорий жителей Екатеринбурга; обеспечение международных стандартов качества образования в соответствии с современной концепцией качества; обеспечение профессиональной ориентированности молодых горожан, воспитание готовности к активной адаптации на рынке труда крупнейшего города.

Четко прописаны, прозрачны, измеряемы результаты решения задач, что не часто встречается в таких крупных, достаточно долгосрочных проектах, например, развитие динамичной вариативной общеобразовательной системы, удовлетворяющей образовательные потребности жителей Екатеринбурга и обеспечивающей равный доступ горожан к качественному образованию вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи и др.

В структурном плане охвачены все составляющие образовательной системы: дети, педагоги, управленцы, семья, общественность, обеспечивающие условия, процессы обучения, воспитания, охраны и коррекции здоровья детей (физического, психического, социального).

Технология проекта предполагает его реализацию через систему среднесрочных программ развития сферы «Образование» на 3-4 года и стратегических подпроектов на длительную перспективу, по приоритетным направлениями развития системы образования города. Такой модульный принцип построения программ уже оправдал себя в практике образования.

К разработке и реализации проекта привлечены вузы города, общеобразовательные учреждения, органы управления образованием, а также ученые города, что повышает гарантию рассмотрения и учета всех проблем.

Подробно разработан организационный план, включающий мероприятия, этапы проекта, стоимость каждого мероприятия. Представлен финансовый план проекта, причем определены поэтапно стоимости отдельных направлений деятельности и крупных мероприятий. Это свидетельствует о реальности представлений разработчиков о возможностях развития системы образования города, в том числе развития педагогического потенциала.

Следующим, более конкретным уровнем являются городские целевые программы на 2-3 года. Например, городская целевая программа развития

системы образования МО «город Екатеринбург» на 2011-2013 годы. Анализ результатов выполнения предыдущей программы развития, сопоставление требований модели «Наша новая школа» с реальными показателями образовательных учреждений позволил сформулировать основные задачи деятельности образовательной системы:

1. Создание доступной, здоровьесберегающей, технологически оснащенной образовательной среды для всех категорий детского населения города Екатеринбурга, в том числе посредством оптимизации инфраструктуры образовательных учреждений.

2. Предоставление доступа к получению общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, посредством создания безбарьерной среды.

3. Совершенствование системы работы с талантливыми детьми и обеспечение условий для развития индивидуальных способностей, личностных качеств, творческого потенциала одаренных детей.

4. Переход на новые образовательные стандарты в системе общего образования г. Екатеринбурга.

5. Обеспечение системы общего образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка органами местного самоуправления и общественностью.

6. Создание условий для освоения обучающимися и педагогами современных информационных технологий обучения и организации жизнедеятельности образовательных учреждений.

7. Развитие экспериментальной и инновационной деятельности, в том числе через взаимодействие с вузами и другими учреждениями профессионального образования.

8. Создание условий для управления и организации мониторинга качества образования (качества условий, качества образовательного процесса и качества результата образования) в каждом ОУ.

Позитивная динамика педагогического потенциала образовательной системы обеспечивается прежде всего развитием потенциала педагогических кадров образовательных учреждений. Поэтому в программе развития системы образования Екатеринбурга особое внимание уделено разделу «Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами».

На сегодняшний день в Екатеринбурге достаточно условий для развития образовательной системы: имеется разветвленную инфраструктуру образовательных учреждений, обеспечены кадрами, накоплен опыт мобильного изменения содержания, сформирована прослойка профессиональных разработчиков содержания, технологий, программ, развивается сеть производителей средств обучения, на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне есть опыт обновления содержания и технологий, применения нетрадиционных методик; во внешней среде повысился интерес к образованию и спрос на образовательные услуги. В качестве следующего организационного уровня приведем пример проекта Городские педагогиче-

ские чтения, которые проводятся в Екатеринбурге на протяжении последних шестнадцати лет.

Анализ опыта научного руководства педагогическими чтениями позволяет сделать некоторые выводы и обобщения по организации таких долгоживущих мероприятий. Изучение состава участников показало, что большинство из них регулярно участвуют в педагогических чтениях. Таким образом, сформировалось педагогическое сообщество (своего рода общественная организация), которое функционирует и развивается по законам и правилам теории и практики организационного развития. В настоящее время Педагогические чтения являются практически круглогодичным проектом. В марте проходит Инновационный форум, в котором принимают участие руководители и педагоги - победители ПНП «Образование», других инновационных конкурсов, участники сетевых инновационных площадок. На этом Форуме проходит анализ и обсуждение инновационных идей, начинаний и проектов в образовательных учреждениях Екатеринбурга, организуется выставка инновационных проектов. Результатом работы круглых столов являются предложения по разработке и внедрению инновационных идей, и определяется тема педагогических чтений года. А далее реализуется описанная выше технология. Также расширен временной интервал проведения педагогических мастерских, мастер-классов на период с октября по февраль следующего года.

Учет широкого круга научных, интеллектуальных, образовательных, профессиональных и иных факторов, оказывающих воздействие на изменение образовательной системы города, позволяет в определенной мере предвидеть основные черты, свойства, направления этих изменений, оказывать влияние на развитие педагогического потенциала.

В связи с необходимостью обеспечения непрерывности профессионального педагогического образования в целях развития педагогического потенциала возрастает актуальность взаимодействия учреждений (факультетов) дополнительного профессионального образования, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с муниципальными информационно-педагогическими центрами. Важное место в организации повышения квалификации руководителей, педагогов занимают ресурсные центры: внедрение информационных технологий в образовательный процесс, организация дистанционного обучения, работа виртуальных методических объединений учителей, проведение видеоконференций по инновационной деятельности педагогов. Оправдали себя такие формы, как представление педагогического опыта на региональном и всероссийском уровне, мониторинг эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров, использование потенциала учителей и школ-лидеров в формирующейся мобильной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, в организации сетевого, проектного взаимодействия с учреждениями высшего и профессионального образования.

Библиографический список

1. Божинская, Т. Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании [Текст] / Т. Л. Божинская // Педагог, воспитай личность: науч.-метод. пособие. - Ростов н/Д, 2010. - 0,4 п. л.

2. Вяткин, Б. А. О вкладе В. С. Мерлина в развитие отечественной психологической науки [Текст] / Б. А. Вяткин, Е. А. Силина// Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия: Психология. - 1998. - № 1. - С. 60-68.

3. Гусинский, Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. - [Текст] / Э. Н. / Гусинский - М., 2000.

4. Закревская, Н. Г. Социология образования и научных сообществ: Хрестоматия. [Текст] / Н. Г. Закревская, - СПб.: [б. и.], 2009. - 176 с.

5. Игошев, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: Монография. [Текст] / Б. М. Игошев - М.: ВЛАДОС, 2008. - 201 с.

6. Кудряшова, Л. Д. Психология и оценка личности. [Текст] / Л. Д. Кудряшова, - М., 2007.

7. Рыбаковский, Л. Л. Миграционный потенциал: понятие и критерии оценки [Текст] / Л. Л. Рыбаковский// Социологические исследования. - 2009. - № 2.

8. Стратегический проект «Городская школа - стандарт „Пять звезд“». [Текст] - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.

Лопапова Елена Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии, [email protected], Омск

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Lopanova Elena Valentinovna

Professor Associalte, Head of Department for pedagogy and psychology, lopanova_omgpu@ mail.ru, Omsk

LOPANOVA E.V. MODEL OF SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF THE TEACHERS, BASED ON COMPETENCE

Среди проблем перехода на новый образовательный стандарт выделяются: перевод набора ключевых компетентностей в перечень образовательных

Являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной, обеспечивающей и иной. Задумывая ту или иную деятельность, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий. На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.

К таким факторам можно отнести следующие:

1. Научный потенциал влияет на привлечение договоров на выполнение грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов.

2. Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной нормативной базы обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана максимально благоприятная обстановка.

4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификаты и т. д. является необходимым условием для осуществения большинства видов внебюджетной деятельности.

5. Регион расположения учебного заведения определяет внешние условия его функционирования –демографическую ситуацию, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию и т. д.

6. Оборудование. Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечение заказов на исследования и разработки, предостановления широкого спектра различных услуг, товаров, работ и пр., сдачи оборудования в аренду.

7. Производственные мощности. Обладание производственными мощностями обеспечивает выполнение работ, связанных с производством товаров, выполнением заказов, поддержкой наукоемкого бизнеса, инноваций на собственных мощностях, обеспечением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

8. Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий , реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета.

9.Библиотечный фонд. Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.

10.Помещения. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации это приносит доход.

11.Кадры. Наличие достаточного количества профессорского-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема учащихся на платное обучение, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектора специальностей и направлений подготовки.

12.Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов.

13.Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения.

В народном образовании рыночные отношения возможны и необходимы, но их сфера неизбежно будет ограничена целым рядом объективно действующих факторов. Такой ограниченный рынок не сможет выявить истинную цену большинства образовательных услуг. В этих условиях возникает необходимость в разумном, регулирующем воздействии государства на рынок образовательных услуг через механизмы ценообразования. Научно-методической основой такого регулирования должна стать организация расчета и утверждение нормативных цен на образовательные услуги, определяемые суммой двух составляющих: нормативной себестоимостью и нормативной прибылью. Эти составляющие рассчитываются по нормам и нормативам, соответствующим общественно необходимым затратам ресурсов, которые требуются для производства образовательных услуг. В связи с этим нормативные цены теоретически должны совпадать с истинными ценами, определямыми свободным рынком. На практике же возможно их несовпадение, обусловленное несовершенством методик расчета цен и нормирования.

Определение нормативных цен на образовательные услуги необходимо для решения задач установления:

1) предельно допустимых цен с целью защиты потребителей;

2) норм отраслевого и бюджетного финансирования учебных заведений (прямое финансирование);

3) размеров пособий обучающимся, предназначенных для оплаты образовательных услуг (непрямое финансирование учебных заведений);

4) исходной базы при формировании договорных и свободных рыночных цен.

Основной структурной составляющей цены любого товара является себестоимость, для расчета которой в настоящее время применяются принципиально различные методы. Большинство из них основано на учете фактических или плановых затрат. Использование фактической или плановой себестоимости при расчете нормативной цены недопустимо, так как при этом реализуется затратный подход, который, как известно, побуждает производителя к обоснованному увеличению затрат ресурсов.

Среди опубликованных известен пока лишь один метод расчета нормативной себестоимости образовательных услуг. Он разработан НИИ высшего образования в 1989 г. применительно к высшим и средним специальным учебным заведениям. Разработаны также методики расчета нормативной себестоимости и цены подготовки специалистов, которые прошли апробацию в Гособразовании СССР, Минфине СССР и ряде вузов.

23. Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.

В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности. Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений , и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.

Налог - общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом.

Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы.

1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)

2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)

3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)

4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).

Объектами налогообложения в сфере образования , как, впрочем, и в других сферах, являются:

* обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

* выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

* прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

* объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

Налоговые льготы:


  1. Скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

  2. Изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя.

  3. Налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков.

  4. Налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.
Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица

24

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Принадлежность человека к различным профессиям проявляется в образе его мышления и особенностях деятельности. Е.А. Климовым была предложена классификация, согласно которой, профессия педагога относится к тем профессиям, основным предметом которых есть другой человек. Кроме того, педагогическая профессия выделяется среди других повышенным чувством ответственности и долга, особым образом мыслей ее представителей.

Основная особенность, отличающая профессию педагога от всех остальных специальностей класса «человек-человек» - это то, что профессия является как управляющей, так и преобразующей. Обладая в качестве цели собственной деятельности желанием преобразования и становления личности, педагог управляет процессом эмоционального, интеллектуального, физического развития личности, формирования ее внутреннего духовного мира.

Ведущей задачей в профессии педагога является правильное понимание общественных целей и направление усилий других людей на достижение данных целей. Именно поэтому педагог должен всегда идти в ногу со временем, проявлять интерес к окружающим его событиям, чувствовать потребности и дух времени. В противном случае педагог не сможет подготовить своих учеников к окружающей их действительности , будет воспитывать их на устаревших идеалах, что никак не поможет личности в будущем достойно отвечать на вызовы и требования своего времени.

Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло.

С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения. Если, изучая предмет онлайн, ученик осознает необходимость самостоятельной подготовки, то при наличии педагога ответственность за получение учеником знаний полностью перекладывается на него.

Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные.

Кроме того, педагог должен любить людей, как ни парадоксально это звучит. Даже высококвалифицированный профессионал, владеющий большим объемом специальных знаний, никогда не сможет добиться успеха в качестве преподавателя, если не сможет завоевать авторитет у своих учеников.

А это невозможно без уважения, восхищения и любви к каждому человеку. Публика чувствует настроение педагога и если он будет заходить в класс или аудиторию, ненавидя всех, кто там сидит, ему стоит выбрать другую профессию. Ввиду таких особенностей профессии, вполне справедливым считается требование психологов вводить обязательное тестирование и психологическую проверку и подготовку каждого, кто собирается связать свою жизнь с преподаванием

Отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

25.Оплата труда вузовских работников.

В рыночной экономике расчет численности персонала и, соответственно, средств на оплату труда на предприятиях частной собственности отличается от планирования этих показателей в бюджетных организациях. Основными показателями по труду являются, как правило: численность персонала, темпы роста производительности труда, фонд заработной платы, величина средней заработной платы, система окладов и тарифных ставок. В частных предприятиях меняется роль и место этих показателей, поскольку для рынка не имеет значения, какой фонд заработной платы сложился на том или ином предприятии и каков показатель средней заработной платы; важен показатель расходов на персонал, отнесенный к единице изделия, с одной стороны, а с другой - установление допустимой величины расходов на персонал, являющийся базой для планирования других показателей по труду. Отправной точкой для планирования заработной платы на государственных предприятиях является фонд заработной платы, утверждаемый министерствами или ведомствами, при этом подобный подход приводит к следующим негативным последствиям: - обесценению рабочей силы в государственных предприятиях и учреждениях; - снижению мотивационных возможностей заработной платы; - сохранению уровня бедности в регионах. Характерной чертой российского общества стала возросшая дифференциация среднемесячной заработной платы не только между отраслями, регионами и предприятиями , но и между частными и государственными организациями. Значительно выше средней по стране ее уровень в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях, ниже - в сельском хозяйстве, перерабатывающей и легкой промышленности. В бюджетной сфере, в частности в системе образования, столь же низкий уровень заработной платы, как и на предприятиях агропромышленного комплекса. Кроме того, структура заработной платы разбалансирована: надтарифная часть во многих организациях превышает базовую (тарифную), в результате нарушаются пропорции в оплате труда между работниками. При оценке качества и сложности труда работников частной сферы и государственных предприятий внесен элемент субъективизма, который создал перекосы в оплате труда работников различных категорий и профессиональных групп работников предприятий (рис. 1): Учитывая негативные явления в планировании заработной платы, рассмотрим на примере высших учебных заведений недостатки и преимущества планирования оплаты труда работников. Уровень оплаты труда работников государственных учреждений высшего профессионального образования сегодня необоснованно ниже заработной платы работников внебюджетного сектора экономики. Действующая на основе Единой тарифной сетки система оплаты труда работников бюджетной сферы при всем многообразии форм выплат имеет существенные недостатки: - она жестко зависит от минимального размера оплаты труда, который значительно ниже прожиточного минимума; - отсутствует четкая привязка уровня оплаты труда к результатам профессиональной деятельности. Известно, что от уровня квалификации работников вузов, качества их работы в значительной степени зависит динамика развития всей системы образования страны и в дальнейшем развитие производств ее регионов. Сложность задач, которые стоят перед работниками высшего образования, предопределяет повышенные требования к кадровому обеспечению и, соответственно, к системе оплаты труда. В России высшее образование представлено 655 государственными учреждениями, в которых занято свыше 800 тыс. работников, из них 155,3 тыс. кандидатов и 37,3 тыс. докторов наук. Среднемесячная заработная плата работников высшей школы ниже средней заработной платы работающих в экономике (табл. 1). Динамика среднемесячной заработной платы Таб. 1 В последние годы в результате недостаточного бюджетного финансирования материальная база высших учебных заведений существенно устарела, что сказывается на предоставлении гражданам качественных и доступных услуг. Для достижения этой цели в рамках приоритетных национальных проектов, в том числе в образовании, осуществляется реформирование сети государственных учреждений, модернизация их технического оснащения и кадрового обеспечения. Особенно остро стоит проблема совершенствования системы оплаты труда. В связи с этим Правительство Российской Федерации разработало ряд нормативных документов о совершенствовании заработной платы работников федеральных государственных учреждений и утвердило Положение об установлении систем оплаты труда федеральных бюджетных учреждений…

26.Роль преподавательского потенциала в развитии образования.

Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) провела в Дакаре (Сенегал) Всемирный образовательный форум (WEF), который подчеркнул ключевую роль преподавателей в достижении целей программы «Образование для всех». В мире наблюдаются две тенденции, которые существенно повлияют на мировые образовательные системы. Первая – это ускоренный рост знаний и технологий, трансформирующий все аспекты деятельности глобального сообщества и экономики. Вторая тенденция – растущая нехватка преподавателей как в развивающихся, так и в развитых странах. По оценкам ЮНЕСКО, необходимо около 15–35 миллионов новых преподавателей для достижения целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» . Это приводит к необходимости разработки стратегий и политики и выделения ресурсов в странах для подготовки и удержания преподавателей, что продиктовано образовательными требованиями общества XXI века.

Во многих странах стоит не только проблема нехватки преподавателей, но и задача обновления знаний и умений имеющегося преподавательского состава. Требования к тому, что должны знать и уметь преподаватели , постоянно растут. От них требуется изучать новый образовательный контент, педагогику и технологический инструментарий. Однако зачастую ресурсов для реализации долгосрочных профессиональных нужд преподавателей недостаточно, и даже если такие ресурсы есть, у преподавателей, как правило, недостаточно свободного времени для посещения семинаров по причине загруженности их рабочего графика.

Дополнительная проблема заключается в новых требованиях жизни, работы и образования в XXI веке. Гражданам, студентам и трудящимся XXI века необходимо:


  • уметь приспосабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире в условиях глобализации;

  • обладать способностью к независимости и самостоятельности;

  • уметь самостоятельно приобретать знания и знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества, организаций и предприятий.

Необходимо исследовать новые стратегии и методы для решения проблем развития образования и повышения квалификации преподавателей. Всемирный образовательный форум отметил особо важную роль, которую могут играть дистанционное обучение и информационно-коммуникационные технологии в развитии образования и повышении квалификации преподавателей. E-обучение, не будучи панацеей, представляет собой важный ресурс для повышения квалификации преподавателей. E-обучение может обеспечить нынешний и будущий преподавательские составы доступом к богатым информационным ресурсам, курсам, инструментарию, программам обучения, онлайновым сообществам, а также обеспечить возможности сотрудничества с другими работниками образования по всему миру . В очень краткие сроки e-обучение стало одним из наиболее динамично развивающихся компонентов сектора высоких технологий . Оно оказало существенное влияние на высшее образование. В настоящее время большинство школ в развитых странах обеспечивают доступ к интернету в классах. На основании этих тенденций для разработчиков политики и стратегии очень важно оценивать потенциальную ценность e-образования для подготовки и обновления навыков преподавателей с тем, чтобы они, в свою очередь, помогали в подготовке обучающихся к успешной работе в экономике XXI века.

E-образование имеет целый ряд преимуществ для повышения квалификации преподавателей, включая:

Основной рекомендацией Европейского саммита по е-обучению для стран-участниц было увеличить инвестиции в непрерывную профессиональную подготовку работников образования с тем, чтобы помочь им в освоении приложений и педагогики e-обучения. Использование e-обучения в качестве инструмента развития образования, однако, ставит важные вопросы перед правительством и научными учреждениями, относящиеся к политике, финансированию, практике преподавания, исследованиям, технической инфраструктуре и поддержке. В ответ на многочисленные требования организации сбалансированного обсуждения возможностей и проблем, связанных с e-обучением и развитием образования, ЮНЕСКО подготовила книгу, предназначенную для помощи представителям образовательных министерств и ведомств, факультетам образования и школам в плане осмысления ключевых проблем, стратегий и новых подходов к использованию e-образования в качестве инструмента развития образования.

Предлагаю вниманию педагогической общественности выступление на педагогической конференции. В данном материале представлен опыт работы по формированию творческой позиции учителя в системе методической работы школы. Думаю, редставленный материал будет интересен администрации школ. Буду благодарна за отклики. Автор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования

Г.А.Шейда

Заместитель директора школы по методической работе

(выступление на традиционной августовской конференции педагогических работников)

Вопрос совершенствования качества образования является актуальным как для российского образования в целом, так и для каждой конкретной школы в частности.

Система оценки качества образования в школе ставит определённые целевые ориентиры, которые являются планируемым результатом:

  • если речь идёт о материально- технической базе, то она должна быть достаточной и совершенной,
  • если кадры, то отличающиеся высокой квалификацией и мобильностью, умением находить такие способы воздействия на своих учеников, которые непростого современного школьника могут привести к пониманию важности процесса обучения.

Насколько же МКОУ СОШ № 20 г.Пласта соответствует выбранным критериям качества условий образования?

Эффективная организация учебного процесса опирается на прочную материально - техническую базу. Условия, которые созданы в нашей школе для осуществления образовательного процесса, позволяют организовать образовательный процесс на современном уровне.

Мы любим свою школу и стараемся не только приобрести новое, но и сохранить имеющиеся мебель и оборудование,

Великий А. Дистервег сказал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Каков собирательный портрет педагога в нашем учреждении?

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. В коллективе 51 педагог. Средний возраст – 40,5 лет, это возраст ответственных, зрелых, серьезных решений.

Образовательный ценз высок: 48 педагогов имеют высшее педагогическое образование (94%)

Уровень квалификации достаточно высок: 76% педагогов аттестованы на квалификационные категории.

Необходимо отметить, что количество педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию, возрастает.

Педагогических работников, прошедших повышение квалификации в течение последних 5 лет – 98%

Педагоги имеют награды и звания:

  • Почётные работники народного образования - 1
  • Отличники народного просвещения –1
  • Награждены Почётной грамотой Министерства образования РФ- 5
  • Почётная грамота Министерства образования Челябинской области – 13
  • Благодарность ЗСО Челябинской области – 2
  • Премия ЗСО Челябинской области – 1
  • Благодарность Политсовета ЧРО ВПП «Единая Россия» - 5
  • Грамоту управления образования -32

Профессиональный уровень коллектива позволяет осуществлять активную инновационную работу в содержании образования, в организации учебного процесса, в педагогических технологиях

Однако как в любом большом коллективе возникают проблемы

14 % педагогов - молодые специалисты со стажем работы до 5 лет, следовательно, априори они не могут быть аттестованы, что влияет на данный показатель.

32 % педагогов в возрасте до 35 лет, то есть в репродуктивном возрасте, это правильно, это счастье, но педагог на определенный период времени просто отстраняется от работы, потом опять проходит адаптацию на рабочем месте.

Важнейшим средством развития педагогического потенциала , соединяющим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, которая решает задачи всего педагогического коллектива и каждого конкретного учителя.

Задачи методической работы:

  • формирование ценностных установок и созидательной творческой педагогической среды;
  • создание инновационного поля и мотивационной среды учителя;
  • углубление и расширение знаний учителя, его профессиональных компетенций;
  • развитие креативного мышления педагога, его профессиональных ценностей

В школе через систему методических мероприятий проходит каждый педагог. Используются традиционные формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, методические семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.

Каждый педагог в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме ШМО и школы. Итог этой работы - творческие отчеты, обобщение опыта перед аттестацией. Все материалы оформляются в портфолио и представляются на школьном и муниципальном конкурсе «Лучшее портфолио учителя».

Сегодня учителю необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И без педагогических технологий не обойтись. Учителями широко используются проектные, исследовательские, развивающие технологии обучения, проблемные творческие задания, учебно-исследовательская деятельность по всем предметам. Результатом такой работы становится представление открытых уроков во время ежегодного методического марафона «Приглашаю на урок», в котором принимают участие все учителя - предметники. В течение учебного года проводится еще и конкурс конспектов уроков, так как практика показывает, что сегодня учитель должен не только провести урок, но и уметь описать, как он владеет элементами той или иной педагогической технологии.

Перестройка содержания образования вносит достаточно серьезные изменения в обучение и воспитание школьников, что в свою очередь требует изменений деятельности учителя.

Этому способствует наполняемость учебного плана школы факультативными и элективными курсами. В течение последних лет в учебный план вводились курсы «Русская словесность», это обусловлено наличием квалифицированных кадров, рекомендациями инструктивно – методических писем министерства образования. На основе результатов системного мониторинга потребности в образовательных услугах мы обеспечили изучение русского языка, литературы, обществознания на профильном уровне при получении среднего общего образования. Для этого есть все предпосылки: кадры, информационная среда, материальные ресурсы. Учебный план среднего общего образования позволит углубить изучение вышеназванных предметов и завершить базовую подготовку учащихся по непрофилирующим направлениям образования. Оцениваются результаты учебных достижений старшеклассников на основе положений Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области. Мы считаем необходимым ввести процедуру промежуточной итоговой аттестации обучающихся, иначе говоря, независимую экспертизу 8-ых и 10 -го классов в рамках внутришкольной системы оценки качества образования.

Мы уверены, что данная процедура позволит повысить результаты ЕГЭ. В нашей школе они стабильные, мы ежегодно вручаем аттестаты всем учащимся, но результаты ЕГЭ могут быть более высокими.

В методической работе активно участвуют молодые учителя, которые находят поддержку администрации, коллег.

Опытные педагоги оказывают помощь молодым, система наставничества, которая действует школе, дает свои результаты. Мы убеждаемся, что конкурентоспособным может быть учитель любого возраста.

Возможность предъявить результаты своего труда дают конкурсы «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный». Учителя нашей школы обязательно участвуют в муниципальных конкурсах и становятся призерами.

Важным условием повышения эффективности работы педагогов является сотрудничество с педколлективами других школ.

Мы проводим некоторые методические мероприятия с приглашением педагогов других школ района. Это большие межшкольные семинары для руководителей школ и учителей по темам: «Организация проектно – исследовательской работы с учащимися как один из методов формирования познавательного творческого потенциала учащихся» и «Современный урок».

Теперь каждый педагог сетевого сообщества, с одной стороны, является уникальным ресурсом сети, с другой - имеет возможность развивать свою профессиональную компетенцию за счет общих ресурсов.

Реализация модели взаимодействия школ открывает новые возможности для повышения качества образования. Такая образовательная среда позволит существенно расширить контакты педагогов, иначе выстроить свои индивидуальные маршруты самообразования. Тем более, что опыт сетевого общения есть: 70 % педагогов зарегистрированы в различных педагогических интернет - сообществах.

Большое количество изменений, происходящих в образовании, настоятельно требует от педагога готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях. Ученые считают, чтобы адекватно реагировать на изменения, нужно свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость .

Одна ведущая международная консалтинговя компания провела исследование, суть которого состояла в том, чтобы выявить, какие факторы напрямую влияют на успешность системы образования. Оказывается, в успешных системах образования работают учителя, которые могут что-то ещё, кроме того, что учить детей. Именно дополнительное увлечение или хобби (туризм, дайвинг, цветоводство, рыбки и т.д.) делает учителя специалистом в ещё одной области, а это в свою очередь вызывает дополнительный интерес к личности педагога. Во время подготовки к районному семинару для руководителей школ, администрация предложила педагогам подготовить выставку изделий, выполненных ими на досуге. Экспонатов оказалось столько, что под выставку пришлось освободить целый класс. Учитель может все!

А участие педагогов в смотре художественной самодеятельности помогает выявить талантливых в исполнительском мастерстве. Таким образом, подтвердились слова, что талантов нам учительских не счесть. Поэтому я советую нам всем найти время для своих увлечений, чтобы легче перенести все сложные моменты повседневности.

Один философ сказал: «Чтобы найти себя - надо себя переделать». В стремительно меняющимся мире учитель обязан изменяться, только тогда он сформирует активного, деятельного, творческого человека. Творчество, креативность - это самый главный фактор обновления качества образования. Педагогов, решивших развивать свой творческий потенциал, не сломают никакие стандарты, ЕГЭ, эксперименты.


Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Роль и полномочия местного самоуправления в социально–экономическом развитии муниципального образования. Современное состояние и пути совершенствования социально–экономического развития Добровского района, анализ формирования доходов и расходов.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2009

    Современное состояние бюджетного финансирования системы начального профессионального образования в России и перспективы на будущее. Действующие принципы организации финансово-экономической деятельности заведений начального профессионального образования.

    контрольная работа , добавлен 08.07.2009

    Некоммерческие организации в экономической инфраструктуре муниципального образования. Понятие некоммерческих организаций и основы их деятельности. Виды некоммерческих организаций. Характеристика деятельности некоммерческих организаций в г. Сургуте.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2009

    Методические подходы к формированию и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования. Стратегические цели, приоритеты и направления социально-экономической политики Ангарского муниципального образования.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2010

    Понятие экономической безопасности муниципальных образований. Нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности муниципального образования. Анализ социально-экономического развития муниципального образования "Дятьковский район".

    дипломная работа , добавлен 22.03.2019

    Сущность государственного долга и его роль в экономическом развитии страны. Социально-экономическая необходимость существования внешнего и внутреннего государственного долга. Изучение причин образования государственного долга в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Экономическая безопасность как составляющая структур национальной безопасности страны. Взаимосвязь экономической безопасности страны с состоянием экономики. Цифровые индикаторы для определения состояния экономики. Экономическая безопасность России.