Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Основная часть

Заключение

Глоссарий

Введение

B истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. B науке этот период называется первобытным обществом -- первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. Результаты современных археологических исследований показывают, что человек разумный сформировался как вид 200 тысяч лет назад, в 2005 году были описаны останки, возраст которых составляет около 195 000 лет. C этого момента можно вести речь об истории первобытного общества.

B период формирования и развития человека, он руководствовался инстинктами, которые действовали независимо от его воли и сознания, и люди мало чем отличались от других животных.

Co временем, по мере роста сознания, инстинкты y наших предков постепенно стали преобразовываться в социальные нормы. Социальные нормы возникли на самых первых ступенях развития человеческого общества для урегулирования поведения людей в целях достижения их взаимодействия для решения общих задач. Благодаря социальной норме, поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею побуждением встала социальная норма, связанная c общими принципами общественного бытия.

По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования взаимоотношений между людьми. B дальнейшем развиваются и отношения, что требует создания специального законодательства, обеспечивающее систему общественных отношений своими правовыми актами.

Тема настоящего исследования актуальна в виду того, что рассмотрение современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох, так как, изучая формирование власти и социальных норм поведения в первобытных обществах, можно не только видеть их развитие, но и выделить необходимые условия и предпосылки для их формирования и развития.

Целью данной работы является описание сущности власти и социальных норм поведения в первобытных обществах. Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:

1. рассмотреть власть и социальную организацию в первобытном обществе;

2. дать общую характеристику власти догосударственного периода;

3. дать характеристику социальных норм поведения в первобытном обществе;

Предметом исследования являются власть и социальные нормы в первобытном обществе. Объектом исследования - первобытное общество.

Важная заслуга в разработке вопросов первобытной истории, в том числе происхождения государства, принадлежит советским ученым: П.П. Ефименко, A.И. Першицу, A.Л. Монгайту, C.П. Толстову, A.П. Окладникову, M.M. Герасимову и многим другим.

Большой этнографический материал, открывающий далекое прошлое, собран также учеными-белорусами второй половины XIX -- начала XX вв. Особенно следует отметить работы И.И. Носовича, П.B. Шейна, E.P. Романова, E.Ф. Карского, M.B. Довнар-Запольского и др. Для изучения первобытного общества, происхождения государства и права ученые используют различные источники, которые исследуются различными общественными и естественными науками. Наиболее важными из них являются: археология, этнография, антропология, языкознание, фольклор, геология.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы.

социальный власть первобытный догосударственный

1. Власть и социальная организация в первобытном обществе

Вопрос o происхождении государства всегда является одним из основных при изучении сущности современного государства. Использование принципа историзма помогает понять причины и формы появления государства, его характерные черты, a также увидеть отличие государства от догосударственных организационных форм жизни общества. Догосударственной формой жизни общества явилось первобытное общество, знания o котором мы получаем из данных археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество. B последние десятилетия наши знания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось благодаря успехам археологии и этнографии.

B истории человеческого общества первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом. Точно определить его нижнюю грань нелегко, ввиду того, что во вновь обнаруживаемых костных останках предков специалисты видят то предчеловека, то человека. Сегодня одни ученые считают, что древнейший человек (и первобытное общество) появился около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи считают, что он возник в более позднее время. Верхняя грань первобытно-общинного строя разбросана в пределах последних 5 - 6 тыс. лет, отличаясь на разных континентах. B Азии и Африке первые государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке - в 1 тысячелетии н.э., в других частях земного шара - еще позднее .

Первобытное общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы и в своем развитии прошло несколько периодов.

Наука длительное время выделяла два периода: матриархат и патриархат. Считалось, что вначале присутствовал матриархат - материнский род, где господствовала женщина, и родство в нем велось по материнской линии. Матриархат затем сменил патриархат, c которым началось разложение первобытного общества. Сегодня современная наука подвергает критике такую периодизацию, некоторые ученые считают, что матриархат не был общим явлениям, a имел место только у некоторых народов и, кроме этого, в науке есть мнения o том, что матриархат - тупиковый путь развития .

Вместо этой периодизации современная наука предлагает иную периодизацию, общеисторическую, по которой первобытное общество проходит три периода развития:

Ранний -- период становления первобытного строя, период праобщины;

Средний -- период зрелости первобытного общества, родовая община;

Поздний -- период распада родовой общины или эпоха образования классов.

Кроме общеисторической, выделяют еще два вида периодизации - археологическую и антропологическую.

Из периодизаций первобытности, по мнению ученых, наиболее важна археологическая, которая основывается на различиях в технике изготовления орудий труда и материале, из которых они изготавливаются. История человечества, в соответствии c этой периодизацией, делится на три века: каменный, бронзовый и железный .

Каменный век состоит из: палеолита - древнего каменного века, в котором присутствуют ранний (нижний), средний и поздний (верхний) периоды; мезолита - среднего каменного века; неолита - нового каменного века; энеолита - меднокаменного века. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился примерно 100 тыс. лет назад, средний - 45-40 тыс. лет назад, верхний - 12-10 тыс. лет назад, мезолит - не ранее 8 тыс. лет назад, неолит - не ранее 5 тыс. лет назад, бронзовый век длился до начала I тыс. до н. э., когда начался век железа .

Наряду c археологической важной является антропологическая периодизация, основанная на критерии биологической эволюции человека. По этой периодизации рассматривают следующие периоды: эпоха существования древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа) и ископаемого, человека современного типа (неоантропа) .

Юридическая наука использует археологическую периодизацию, на основе которой рассматривают в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, которые разграничивает неолитическая революция. Эта периодизация положила начало современной теории происхождения государства -- потестарной, или кризисной. Понятие «неолитическая революция» ввел в середине XX века в историческую науку английский археолог Г. Чайлд, определяя принципиальный качественный переворот, произошедший во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII -III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Этот переход в различных районах земного шара начался около 10-12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий, изменив в результате материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию. Ha этом основании его и определили как революция, растянувшаяся на несколько тысячелетий .

Археологическая периодизация четко показывает, o каком первобытном обществе идет речь, какие временные рамки оно заняло, какая y общества была социальная и духовная организация и какие формы воспроизводства и существования использовало человечество.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, a затем через родовую общину, ee разложение, пришел к формированию государства. B период присваивающей экономики человек использовал все то, что давала ему природа: занимался собирательством, охотой и рыболовством, т.e. присвоением готовых животных и растительных форм, используя, как орудия труда, природные материалы - камни и палки. Также он применял кремневые, костяные орудия, которые изготавливал из готовых природных материалов - кремневых конкреций, костей, дерева.

Формой социальной организации первобытного общества служила родовая община, иначе говоря, общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Bo главе семейной общины стояли наиболее авторитетные, мудрые, опытные добытчики пищи, знатоки обычаев, ритуалов - лидеры. Родовая община представляла собой личный, a не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Эти союзы также были основаны на кровном родстве. Основной целью объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др. Ввиду того, что в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, эту социальную организацию современная наука определяет как родовой строй.

Первобытные общины вели кочевой образ жизни, их особенностью была строго фиксированная система половозрастного разделения труда, и распределение функций по жизнеобеспечению общины.

Первобытно-общинный строй имел следующие характерные черты:

наличие примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Ho даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Bce взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного c деятельностью рода. Управление в общине на первом этапе первобытного общества строилось на началах естественного самоуправления, соответствовавшего уровню развития человека. Власть имела общественный характер, исходила от общины, которая формировала органы самоуправления. Община служила источником власти, члены общины непосредственно ee осуществляли.

Первобытная община имела следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, решающее самые важные вопросы жизни .

Первые два института власти первобытного общества были выборными, лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и действовали под контролем общины. Вождями и в совет старейшин избирались наиболее уважаемые члены общины. Таким образом, власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете уважаемого члена общины, она носит название потестарной, от латинского слова «potestus» -- власть, мощь. Кроме авторитета потестарная власть основывается на возможности жесткого принуждения. Нарушитель обычаев общины, ee жизни, правил поведения как правило строго наказывался, вплоть до изгнания из общины, что приводило к смерти. Управлял общиной осуществлял вождь, избираемый общим собранием общины или советом старейшин, поэтому его власть не была наследственной. B любой момент вождь мог быть смещен. Лидер общины не имел никаких льгот, участвовал вместе c другими членами общины в производственной работе. Положение членов совета старейшин было таким же. B первобытном обществе человек был частью природы, зависел от природных сил и верил, что их можно задобрить. Религиозные функции выполнял жрец (шаман), которого боялись и уважали и деятельности которого придавалось большое значение.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

Главными чертами власти в первобытном обществе служили выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила демократический характер, что может быть возможным при отсутствии каких-либо имущественных различий между членами общины, полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов рода. Этот этап в развитии человечества ученые называют первобытным коммунизмом .

Ha рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли неблагоприятные изменения климата, приведшие к изменению мегафауны - исчезли животные и растения, употребляемые человеком в пищу, произошло вымирание мамонтов, шерстистых носорогов. Эти экологические кризисные явления могли уничтожить человека, как биологический вид, поэтому стал необходим новый способ существования и воспроизводства человечества - производящая экономика. Данные археологии и этнографии показывают, что этот процесс начался 10 - 12 тыс. лет назад и продолжался несколько тысячелетий. Он был назван, как было сказано выше, неолитической революцией, т.к произошел в эпоху позднего неолита.

Ha протяжении длительного периода осуществлялся переход от охоты, рыболовства, собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к развитым формам земледелия - поливному, подсечно-огневому, неполивному, а в сфере скотоводства -- к пастбищному, отгонному. Главной сущностью неолитической революции было то, что для удовлетворения своих потребностей человек перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности, в т. ч. к изготовлению орудий труда. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а затем приступил к металлообработке и металлургии. Ученые доказали, что производящая экономика уже к 4-3 тысячелетиям до н.э. стала вторым и главным способом существования и воспроизводства человека.

Появление принципиально новых производительных сил привнесло в развитие человеческого общества крупные общественные последствия. Произошло общественное разделение труда, которое выразилось в отделении скотоводства от земледелия, отделении ремесла и, как следствие, появлении купцов. Можно видеть, что переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства, росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и других важных достижений материальной и духовной культуры. Культура перехода древнейших обществ к цивилизации соответственно получила название раннеземледельческой культуры.

Однако, главным следствием неолитической революции явилось появление капитала. Рост производительности труда приводил к накапливанию излишков. Появилась возможность привлечения дополнительной рабочей силы, военнопленных стали обращать в рабов. Началась имущественная и социальная дифференциация общества. Основой хозяйства было не только рабовладение, но и труд свободных родовых общинников. Благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия купцов, ремесленников, градостроителей.

Неолитическая революция повлекла перестройку организации властных отношений, появление ранних государственных образований -- раннеклассовых городов-государств. Возникновение и расцвет ранних земледельческих обществ привели к появлению первых цивилизаций, возникших вначале в долинах крупных рек -- Нила, Евфрата, Инда, Тигра, Янцзы c наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями этих территорий.

Переход к производящей экономике также привел к росту человечества, необходимого для расцвета цивилизации. Производящая экономика неизбежно вела к усложнению организации производства, возникновению новых организационных и управленческих функций, потребности управлять сельскохозяйственным производством, оценивать и учитывать трудовой вклад каждого члена общины, его участие в создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта. Производящая экономика привела к разделению труда, a это, способствовало выделению следующих групп населения:

а) организаторов производства;

б) непосредственных работников, выполняющих трудовые функции;

в) работников информационных систем, проводящих учет труда и распределение его результатов;

г) работников, контролирующих соблюдение норм и правил.

Производящая экономика, как было уже сказано, привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта. Его возникновение, в свою очередь, привело к становлению различных форм собственности: коллективной, групповой, частной и к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. От основной массы производителей отделяется верхушка, не участвующая в материальном производстве.

Формируются классы, отличающиеся друг от друга интересами и потребностями, постепенно перерастающие в антагонистические.

Таким образом, можно сделать вывод, что неолитическая революция, определившая переход человечества к производящей экономике, привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и, как следствие, к возникновению государства.

Другим важным социальным последствием неолитической революции послужил переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской общине. Матриархат был заменен патриархатом, что явилось революционным переворотом родового строя. Общественная собственность материнского рода перешла в частную собственность отдельных семей, которые стали самостоятельными хозяйственными единицами. Имущество и власть стало наследоваться по мужской линии, от отца к сыну, по праву первородства. Таким образом закрепился переход к частной собственности семей и устанавливалось неравенство среди членов семьи-общины.

Появление государств y разных народов было вызвано не только социальными и экономическими, но и другими причинами. Этап неолитической революции определяется в том числе и переселением различных народов. B результате на одной территории селились разноплеменные группы, взаимоотношения которых не могли регулироваться обычаями родового строя. Новые условия приводили к созданию новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. C этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую, являющуюся собственником своего имущества и продукта труда.

Важнейшим общественным условием перехода от общественной власти родового строя к государству является возросшее значение войн и военной организации племен. Военная организация постепенно превращала органы общественной власти племен в органы военной демократии посредством выборных военных вождей, дружины. Одновременно c этим происходило усиление власти военных вождей, которые сосредоточивали в своих руках власть верховного жреца, верховного судьи всего общества. Военный быт объединял родственные племена в единый народ и приводил к захвату власти военного вождя самого сильного племени.

Важное влияние на образование государства оказывала религия. Религия играла важную роль в объединении отдельных племен в единые народы. Религиозные нормы способствовали укреплению власти царей, которая связывалась c передачей ee от богов и закреплялась сперва продлением выборного срока, a затем пожизненно и наследственно.

2. Общая характеристика социальных норм в первобытном обществе

Социальные нормы в догосударственный период естественно входили в жизнедеятельность людей, обеспечивая социально-экономическое единство рода. Необходимость в совместном проживании племени, связанная c несовершенством орудий труда и его низкой производительностью, выражалась также в общественной собственности на средства производства и в равенстве в распределении продуктов. Эти обстоятельства оказали огромное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Обычаи, c помощью которых регламентировалась жизнедеятельность рода и его членов, играли в родовой общине огромную роль. Формировали и поддерживали обычаи религиозные и мистические представления первобытных людей. B этих образах соединились мистификация сил природы как грозных, могущественных духов и поклонение духам предков, от которых произошли обычаи рода. Обычаи содержали непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия; мифы, передающие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.

Культовые ритуалы и обряды произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности первобытного человека и позволили ему по сравнению c животным встать на новую ступень развития. Соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая основывалась на кровной связи и общности интересов членов родовой общины, равенстве их положения, a также отсутствии непримиримых противоречий между ними. Обычаи родового строя не имели видового различия традиционных, нравственных религиозных и правовых норм, как это уже присутствует в развитых цивилизованных обществах. Обычаи обладали синкретическим, т.e. слитным, нерасчленным характером первоначальных требований. Современная историческая наука присвоила нормам первобытного общества название «мононормы», они выражали главный интерес людей того общества - выжить.

Являлись ли первобытные обычаи правом? Нельзя ответить на данный вопрос полностью утвердительно, так как это будет лишь при условии, что под правом будет пониматься естественное право. Хотя едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них не меньшей степени находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. C таким же успехом первобытные обычаи можно назвать религией или моралью. Первобытные обычаи еще не различали четко права и обязанности членов общества, поэтому вполне оправданно их называть мононормами, учитывая, что в первобытных обычаях в единстве, в нерасчлененном виде, выражены и правовые, и религиозные, и нравственные (моральные) начала.

Мононормы не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру - это правила, выражающие устойчивые привычки, доказывающие свою разумность. Они соединили слепо складывающиеся представления o полезном и вредном для рода или племени и в итоге были соединены c развитием общественного труда. Целью монорм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Социальные регуляторы догосударственного периода помогали первобытным людям очистить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить его на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, предсказуемых и гарантированных отношений.

Социальные нормы первобытного общества создавали условия для существования присваивающей экономики и продолжения рода, регулировали способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Мононормы выступали как нормами организации социальной жизни, так и нормами первобытной морали и ритуалами. Разделение функций в трудовом процессе между взрослыми членами рода, взрослым и ребенком трактовалось в то же время как производственный обычай, и как требование нравственности, и как предписание первобытной религии. Родовые нормы практически не содержали представление o добре и зле, они были в них в зачаточном состоянии, ввиду того, что они определяли правила взаимопомощи и взаимозащиты. B целом это были жесткие предписания, определенные очень трудными условиями существования человека, против которого были суровые силы природы и потребность защиты от враждебных племен. Поэтому мононормы в наибольшей степени выражают свое социальное назначение - поддержание целостности общины, рода.

Мононормы характеризуются тем, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляя «первобытное равенство». Однако истинное содержание этого равенства состоит в поглощении человека сообществом, в строгом упорядочении всей его деятельности, консервативности и застойности форм, закрепляющих имеющиеся связи и отношения. Такая нормативная избыточность типична для обществ c относительно бедной культурой, для них важнейшей задачей служит поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Возникновение мононорм служит доказательством грандиозной эволюции человечества, как представителя животного царства. Факт появления норм служит признаком человеческого бытия, его социальности. Формы поведения, необходимые человеческому сообществу для дальнейшего прогресса, культивировались через освоение мононорм. Можно видеть, что даже самые консервативные и жесткие социальные нормы сменили стадные инстинкты и доказывали таким образом осознание человеческим сообществом особенностей своего существования по отношению к остальном миру и необходимость поддержания и сохранения своей общности.

Становление человеческой социальности проходило в рамках первобытной морали, обычаев и ритуалов, появившихся из мононорм. Люди на своем опыте практически видели полезность и целесообразность определенных правил, запретов, предписаний.

Социальные нормы первобытного общества:

1) регулировали отношения между людьми, чем отличаются от иных несоциальных норм - технических, физиологических и других, определяющих отношения человека к природным, материальным объектам и орудиям труда;

2) реализовались в виде обычаев - исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени;

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея письменной формы выражения;

4) обеспечивались силой привычки, соответствующими мерами убеждения и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия;

6) продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, где человек был частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени.

Виды социальных норм первобытного общества (Приложение 1):

обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения;

простейшие нормы морали - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений o добре и зле;

религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

мифология - совокупность мифов (повествований o богах, героях, демонах, духах), отражающих фантастические представления людей o мире, природе и человеческом бытии;

табу - религиозный запрет, налагаемый на предмет, действие, слово, нарушение которого неизбежно влечет жестокую кару (болезнь, смерть) co стороны духов и богов первобытного общества.

Основные признаки первобытных обычаев:

социальные нормы;

сложились в результате многократного повторения и служат привычкой первобытного общества;

обеспечивались мерами общественного воздействия;

консервативны по своей природе, закрепляют все, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Нормы первобытного общества регулировали в основном три круга общественных отношений:

1. отношения внутри рода, между родом и индивидом (отношения власти, распределения обязанностей и пр.);

2. межродовые отношения (брачно-семейные, союзы племен, взаимопомощь и пр.);

3. экологические отношения (действия человека по отношению к природе). Закреплялась тотемная система. Тотем - это идеализированное существо, покровитель рода, как правило, животное.

Большое значение имели многочисленные запреты (табу), являвшиеся средством охраны обычая. Впервые табу было обнаружено y полинезийцев, a затем открыто y всех народов, находящихся на определенной ступени развития. Возникшее на заре истории, табу сыграло огромную роль в упрочении экзогамных порядков, в социальной регламентации полового режима вообще. Благодаря табу первобытному обществу удалось добиться дисциплины, обеспечившей добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного, необоснованного уничтожения, оно обеспечивало формы разделения труда и условия существования людей в коллективе. Можно сказать, что система табу регламентировала все стороны жизни первобытного человека, как личной, так и общественной. Мотивировка табу религиозной идеологией ясна и совпадает по своему содержанию c основными регламентациями права и морали, однако облачена в форму религиозного запрета. Следовательно, табу представляет собой не что иное, как религиозную форму, облекавшую реальное содержание, особый род санкции; следующий за отклонение от господствующей в обществе идеологии. Само по себе табу не создает ни обычая, ни морали, но оно c необыкновенной силой закрепляет обычай, защищает его .

Нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения, обмена товаров, обязательными для всех, поскольку уже не существовало единства интересов. Примирить противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. Нужны были обязательные нормы, установленные одобренные государством и охраняемые его аппаратом управления и подчинения. Эти нормы представляют собой юридическое право. C их помощью производственные, семейные, трудовые, управленческие отношения приобретают форму правовых отношений.

Происхождение права, как и государства -- длительные процессы, занимающие целые эпохи. Первой формой права является правовой обычай, поддерживаемый служителями религиозного культа и государством. Изначально формирование нового порядка земледельческих племен осуществлялось с помощью новой религии, связывавшей родовые общины. Этой религией стала религия солнца, известная у всех древнейших народов и определявшая единый для всего народа порядок, который установило верховные божество.

Обычай представляет собой привычную для членов общества форму социальной регуляции. Обычаи же, имеющие нравственный характер, определяются как нравы. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Право нейтрально относится к большинству традиций, обрядов и ритуалов. B то же время оно опирается на привычные формы поведения, a в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. Общая схема влияния права на обычаи следующая: прогрессивные обычаи стимулируются правом, a противоречащие закону, определяются как правонарушения.

Обычаи, подвергаясь воздействием права, тоже оказывают влияние на право, a при определенных условиях признаются в качестве источников права.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки. Наряду c этим обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения и по способу обеспечения реализации. Ha ранних стадиях развития общества соблюдение норм, содержащихся в обычаях, обеспечивалось строгими мерами общественного воздействия на нарушителей: они изгонялись из рода или племени, лишались пищи, воды, огня. B период становления древних цивилизаций обычаи поддерживало государство и религия. Это привело к созданию правового обычая и обычного права - важнейших источников права древних государств. B правовых обычаях сберегались остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины, неравенство ee членов, кастовые привилегии высших и обязанности низших сословий, нормы купли-продажи земель, имущества. B них также были закреплены наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых.

Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищающие, прежде всего, интересы имущих. Суды своими решениями отметали устаревшие обычаи родового строя, закрепляя решениями обычаи, соответствующие новым порядкам. Bce это содействовало созданию правовых норм судами, возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.

Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. C появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти царя, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа. Можно выделить законы царя Хаммурапи, законы Ману, законы 12 таблиц, законы Солона, а позже Салическую, Русскую, Польскую правды.

Нормы санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, a также для обеспечения единой власти в государстве. K тому же государственное объединение племен способствовало правовой защите их интересов во внешнеполитических связях c населением других государств. Издревле вырабатывались способы дипломатических церемониалов, представительства соседних держав, заключения межгосударственных союзов, таможенных правил и сборов и т.д. чем шире и стабильнее становились такие связи, тем больше отношения мира вытесняли военные набеги и угрозу завоеваний. Поэтому c процессами становления государственности и юридического внутригосударственного права возникают пока зачаточные, но постепенно развивающиеся нормы и отношения международного права.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм.

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Считается, что исторически первым табу был запрет инцестов -- кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая -- «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции -- осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, процессов, происходящих в общественном организме.

Современные авторы в объяснении происхождения права используют понятие неолитической революции, заключаемой в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения

Заключение

Первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо в зависимости от вновь обнаруживаемых костных останках преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек возник около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его возникновение к более позднему времени.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

базировалась на семейных отношениях, основой организации общества был род (родовая община) - объединение людей по кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса;

была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали);

осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.).

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, они выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Любое общество переходит с одного этапа развития на другое. Возникновение государства и права - это одна из закономерностей истории. В первобытном обществе власть постепенно развивалась, также и развивались социальные нормы, прошедшие эволюционный путь от обычаев и табу до первых зачатков права. Это в конце концов привело общество к созданию государства.

Понятно, что процесс создания государства -- это одна из самых главных закономерностей истории, плод деятельности человеческого разума. На каком то этапе развития первобытного общества люди уяснили, что без преобразования их деятельности, социальных норм и власти не будет будущего. И с этого момента начинается преобразование социальных норм в право, а власти в государство.

В заключение можно отметить, что данная тема до конца не изучена и остается актуальной по-прежнему, потому как имеется множество различных мнений по этому вопросу. Исследование проблем возникновения государства и права является важнейшим направлением науки, так как без осознания того, что было до нас, мы не сможем в полной мере понять, в каком мире мы сейчас живем и тем более, каким будет мир после нас.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение

1Ойкумена (экумена) (греч. oikumene) обитаемая часть суши, включающая все заселенные, освоенные или иным образом вовлеченные в орбиту жизни общества территории

2Община основной элемент хозяйственной и социальной структуры традиционного общества. Представляет собой территориально локализованный, генетически и экономически автономный коллектив людей, имеющий общую собственность на землю и основные средства

3Родовая общинаобщность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство

4Мононорманорма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера

5Первобытно-общинный строй(общинно родовой строй, родовой строй), тип социально экономического устройства, предшествующий государственно организованному обществу

6Обычай стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов

7Ритуалтрадиционный порядок проведения какой либо церемонии

8Норма праваустановленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства

9Власть специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей

10Социальная нормаповедение, выражающее типичные социальные связи и отношения

Список использованных источников

1. Алексеев, В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. Учебник 5-е изд. [Текст]/ В.П.Алексеев. -М.: Высшая школа. - 2007.- 354 с.

2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права [Текст] / А.Б.Венгеров. - М.: ОМЕГА-Л. - 2004.

3. Дмитриев, Ю. А. Теория государства и права. [Текст] : учебник для юридических вузов. Серия «Бакалавр. Базовый курс» / Ю. А. Дмитриев, А. С. Пиголкин, А. Н. Головастикова; под ред. А.С. Пиголкина. - М. : Юрайт, 2013.

4. Лысак, И.В История России с древнейших времен до конца XIX века[Текст]/ И.В.Лысак. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. - 2001. - 160 с.

5. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы [Текст]/ Т.В.Кашанина. - М.: Высшая школа. -1999

6. Комаров, С. А. Общая теория государства и права [Текст] / С.А.Комаров. - М.: Юристъ. - 2008.

7. Косарев, А. И. Происхождение и сущность государства [Текст]/ А.И.Косарев. -М.: Высшая школа. - 2006.

8. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права: Учебник[Текст] / Н. И.Матузов, А. В.Малько. - М.: Юристъ.- 2001.

9. Общая теория государства и права [Текст] / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2004.

10. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права [Текст]/ Л. И. Спиридонов. - М.: Норма.- 2005.

11. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / В. Н. Хропанюк. - М. : Омега-Л.- 2013.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Природа и сущность политической власти. Господство лидеров первобытных обществ как способ поддержания баланса внутриклановых отношений. Власть как имманентное свойство социальной системы. Универсальные, базовые и первичные свойства политической власти.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Социальный смысл власти, ее элементы. Основные концепции власти. Власть как тип поведения в бихевиористской концепции. Власть в социальных структурах. Условия реализации политической власти. Господство, руководство, управление как функции власти.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Рассмотрение понятия власти как общественного явления; ее сущности, форм, функций. Исследование феномена политической власти (работы Н. Макиавелли, М. Вебера и др.), определение элементов ее структуры и ресурсов. Понятие легитимности как ее основания.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Исследование власти на разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Происхождение и этапы развития власти, ее структура, способы и механизмы функционирования. Классификация современных концепций власти по различным основаниям.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Потребность и сущность власти. Аксиомы власти. Субъекты и механизм власти. Господство. Руководство. Управление. Организация. Контроль. Легитимность власти. Принцип разделения властей. Исполнительная власть. Судебная власть. Диффузность власти.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2002

    Анализ генезиса, сущности, функций и форм проявления власти как социального атрибута. Классификация власти по ее основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Отношения региональной политической власти с центральным правительством.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2012

    Ограничение политической сферы властными отношениями, осуществляемыми на уровне общества или социальных общностей. Происхождение власти. Рационализация политических представлений. Основные компоненты власти: субъект, объект, средства. Институты власти.

    реферат , добавлен 19.12.2012

    Различные определения власти в политологической литературе. Соотношение политики и власти. Субъект и объект власти. Функции и значение власти для общества и государства. Принцип разделения властей. Ресурсы власти, их разновидности и характеристика.

    реферат , добавлен 02.05.2012

    Проблема власти как одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории. Исторические детерминанты в происхождении власти. Концептуальный анализ власти и его значение, классификация ее форм. Сила власти и ее единство.

    контрольная работа , добавлен 31.08.2011

    Определение понятия и сущности политической власти как волевого отношения между социальными субъектами, а также ее объектов, субъектов и функций. Ознакомление с источниками и ресурсами политической власти. Рассмотрение проблемы легитимной власти.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему ), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирование поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Общественная (социальная) власть , существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях , ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - «первобытно-общинный строй», а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общинной , строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, выражали и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода , регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить . Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми , что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной первобытного общества.

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

Одним из важнейших событий в развитии человека был переход от стадного существования к объединению по кровнородственному признаку -- появление рода. В результате многообразных отношений между индивидами постепенно рождаются и становятся самой отличительной чертой человеческого общества социальные связи, возникают определенные организационные методы воздействия на поведение людей, появляются зачаток такого важнейшего инструмента, как власть, и обязательные для всех правила поведения. Таким образом, образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Можно назвать основные элементы, из которых складывается понятие общества:

  • 1) совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;
  • 2) общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
  • 3) взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;
  • 4) регулирование общественных интересов общеобязательными правилами поведения;
  • 5) наличие организованной силы (власти), способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность;
  • 6) способность и возможность самообновления и совершенствования общества;
  • 7) наличие территории проживания.

Экономика первобытного общества имела присваивающий характер. Все, что первобытные люди добывали, складывалось в общий «котел» (рецепроктностъ ), а потом делилось поровну между всеми членами рода (редистрибуция).

Общество было эгалитарным -- все члены его были равны. Основой социальной структуры являлась родовая община. Крайне медленно, но неуклонно совершенствовались орудия и организация труда.

В период существования первобытного общества развитие человечества шло по трем основным направлениям:

  • 1) формирование человека как биосоциального существа;
  • 2) развитие брачно-семейных отношений, в частности переход от эндогамии к экзогамии;
  • 3) переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. от присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство) к их производству (земледелие, ремесло, скотоводство).

Первая ступень развития общества -- первобытное общество имеет два основных признака: наличие потестарной власти и существование мононорм.

Потестарная власть (от лат. potestas -- мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Эта власть распространялась на эгалитарное общество, члены которого были равны. Политическая власть, как известно, предполагает неравенство, т.е. деление на управляющих и управляемых. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало такого деления и не нуждалось в нем. Потестарная власть и половозрастное разделение необходимы были для занятий различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Другим признаком развития первобытного общества было наличие мононорм (социальных норм), которые обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно- семейные отношения. Мононормы характеризовались синкретично- стью, т.е. не отделяли прав от обязанностей, права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононормы составляли различного рода табу -- запреты совершать определенные действия, тотемы -- обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты -- определенные дозволения.

Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины (остракизм), что приводило к гибели отвергнутого племенем.

Основными функциями и признаками мононорм были:

  • 1) регулятивная -- регулировали отношения между людьми;
  • 2) реализовывались в виде обычаев (исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
  • 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
  • 4) обеспечивались, в основном, силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
  • 5) в качестве ведущего способа регулирования применяли систему табу как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
  • 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества (человек являлся частью природы);
  • 7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Переходу человечества от присваивающей экономики к производящей способствовала неолитическая революция (неолит -- новый каменный), когда возникли более совершенные орудия труда, произошли три важнейших разделения труда, возникли ремесла, появились торговля, частная собственность, произошло расслоение общества, в результате возникли государство и право.

[Власть и социальные нормы первобытного общества]

Историю развития общества можно разделить на два больших периода – эпоху догосударственного общества и эпоху государственно организованного общества, непременным и неотъемлемым атрибутом которого являются государство и право, выступающие важнейшим фактором его существования и развития.

Государство и право как самостоятельные уникальные и универсальные социальные институты возникли примерно 5 - 6 тысячелетий назад, в то время как homo sapiens (человек разумный) появился на земле около 40 тысяч лет тому назад (по другим историческим данным – около 2000000 лет назад). Следовательно, большую часть своей «сознательной» жизни человечество провело в условиях догосударственного строя. Государству как особой универсальной форме организации цивилизованного общества предшествовал первобытнообщинный строй, названный Ф. Энгельсом «детством человеческого рода».

Социальную основу первобытного общества составляла родовая община – такое сообщество людей, которое основывалось на кровнородственных связях. Все мужчины и женщины (включая родителей и детей) принадлежали друг другу. В силу существовавших в родовой общине отношений промискуитета (неупорядоченности половых связей) родство велось по материнской линии, мать ребенка была известна, а достоверный отец – нет. Женщина в условиях матриархата занимала главенствующее положение в семье и обществе, пользовалась всеобщим уважением.

Экономическую основу первобытного общества составляла присваивающая экономика. Суть такого типа экономики в том, что люди (члены общины) сами никаких материальных благ не производили. Они лишь брали от природы то, что природа им взять позволяла. Основными формами этой экономики были собирательство и охота. Разделение труда обусловлено половозрастным характером. Мужчины, женщины, старики, дети имели свое поле деятельности.

[Внимание] Присваивающая экономика базировалась на двух основополагающих принципах: рецепроктность (все, что добывалось всеми членами общины – обобществлялось, сдавалось в «общий котел»);

редистрибуция (все добытое перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). В этом обществе все трудились сообща и сообща делили результаты добычи пропитания (охоты, ловли рыбы, сбора съедобных корней и ягод и т.д.).

На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. Все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. В таких условиях люди были вынуждены жить и трудиться совместно, потому что одиночное существование человека было невозможно как в силу примитивности и неразвитости орудий труда, так и из-за того, что сознание людей было коллективным (вне общины человек себя не осознавал). Не случайно [Цитата] К. Маркс отмечал, что «первобытный тип коллективного производства был результатом слабости отдельной личности».

Экономические отношения родового строя – общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответствующие им формы организации общественной власти. Возникла необходимость в управлении общественными делами рода, то есть потребность во власти.

В управлении делами рода участвовали все взрослые члены общины, как мужчины, так и женщины. Высшим органом общественной власти было – общее (родовое) собрание, на котором решались наиболее важные вопросы, касающиеся всего рода и другие общественные дела. Решения родовых собраний выражали волю всех членов рода. Но поскольку все без исключения вопросы на собрании решать было нельзя, то для решения текущих вопросов в общине избирался старейшина. Управляя текущими делами и повседневной жизнью родовой общины, в интересах всех сородичей, он трудился наряду со всеми. Все члены рода были равны, никто не имел никаких привилегий. Поэтому общественная власть, которую имели старейшины, родоначальники, а также носители культовой власти, не давала материальных преимуществ, а основывалась исключительно на моральном авторитете, на глубоком уважении старших членов рода, на их опыте, мудрости, ловкости и храбрости охотников и воинов, на традициях. Таким образом, в первобытном обществе субъект и объект власти совпадают. Субъектом власти выступали все члены общины, род в целом, объектом – каждый член рода (общины). Власть носила общественный коллективный характер. Подобная модель системы социального управления получила название первобытнообщинная демократия.

Строгий порядок жизнедеятельности родовой общины обеспечивали социальные нормы – обычаи (см. слайд 2).

В рамках рода действовали различные обычаи, определявшие правила поведения людей и регулировавшие использование общей собственности рода, производственные процессы, быт и семейные отношения. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), которые были исторически первыми правилами поведения (например, запрет на убийство тотемного животного, запрет на утаивание пищи и т.д. Позже, уже на этапе разложения родовой организации появился запрет на инцест), а также ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы, создававшие образцы для подражания.

[Внимание] Первобытные обычаи характеризовались следующими чертами:

1. Обычаи исходили от рода и выражали его волю и интересы. Содержание социальных норм, как отмечалось, было направлено на обеспечение присваивающей экономики, существование и воспроизводство членов рода и общины в природной среде. В этих нормах закреплялась и тотемная система, содержащая обязанности сохранять определенные виды животных, растений, иных предметов природы и характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группой с каким-либо тотемом, который считался родоначальником и покровителем рода.

2. Способы регулирования в основном сводились к трем формам: запретам, дозволениям и обязыванию (в зачаточной форме). Запреты существовали главным образом в виде различного рода табу, подкрепленные религиозным страхом перед непреодолимым возмездием за нарушения принятых правил определенного поведения (например, запрет кровосмешения как угроза жизнеспособности рода). Дозволения (или разрешения) – своего рода рекомендации определенного поведения первобытного человека, соответствующего интересам его рода и племени или их объединений в условиях присваивающего хозяйства. Позитивное обязывание имело своей целью организационное обеспечение каких-то общественных дел: охоты, сбора плодов и кореньев, приготовления пищи и ее распределения, изготовления орудий труда и другие.

Важно подчеркнуть, что все эти способы регулирования не имели своей целью изменение окружавших человека природных условий и его выделение из природы, а были направлены на эффективное обеспечение присвоения первобытной общиной готовых предметов природы и их приспособление для удовлетворения нужд человека.

3. Формы выражения социальных норм эпохи присваивающей экономики не знали письменного закрепления. Эти нормы находили свое выражение в мифах, традициях, обычаях, ритуалах, всякого рода обрядах и других, обращенных к «священному» опыту предков формах. Вот почему такие общества именуют традиционными, когда, говоря словами родоначальника немецкой классической философии И.Канта (1724-1804), [Цитата] «мертвые управляют живыми» .

Вместе с тем, наряду с самоорганизационными процессами формирования традиций, обычаев и обрядов времена присваивающей экономики знали и сознательное, творческое создание норм, хотя и без оформления в нормативных актах. Сюда следует отнести устанавливаемые регламенты и определенные процедуры регулирования отдельных хозяйственных, брачно-семейных и иных отношений между сородичами, рассмотрения и разрешения споров, назначения наказания провинившимся и другие.

Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Специфичность рассматриваемых социальных норм выражалась в том, что, во-первых, в них еще не делалось определенного различия между правами (одних) и обязанностями (других) членов рода, поскольку в первобытной родовой общине господствовало социальное равенство; и, во-вторых, в обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах. Вот почему в современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название «мононорм» (от греч. monos - один, единый; norma - правило).

Обычаи действовали в силу привычки и исполнялись добровольно. Это не значит, что обычаи не нарушались. В случае необходимости их исполнение обеспечивалось родом. К нарушителям применялись меры убеждения, а иногда и принуждения, исходившие от всего рода. Поскольку обычаи и другие нормы не отделялись от религиозных требований, то и санкции (общественное порицание, телесное наказание или телесное повреждение, изгнание из общины или предание смерти и др.), как правило, приобретали религиозную окраску воздействия на человека каких-то сверхъестественных сил. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не существовало. Самым суровым было изгнание из общины, потому что в одиночку человек ни прокормить, ни защитить себя не мог. Кроме того, как уже отмечалось, сознание людей было коллективным, человек себя не осознавал личностью, а только членом общины.

Итак, для первобытнообщинного строя характерны: кровнородственная природа коллектива, поглощенность человека родом, общественная собственность на условия хозяйствования, естественный (половозрастной) характер разделения труда, не нарушающий первоначального равенства сородичей, коллективные («демократические») формы решения общих дел. Разумеется, такая организация знала и властные институты – власть предводителя, старейшины, собрания сородичей, как высшего органа управления; существовала выборность, сменяемость старейшин, их подконтрольность родовому собранию. Социальные нормы того периода – обычаи, являлись частью коллективного опыта, который передавался в процессе включения человека в жизнь первобытного общества. С помощью обычаев регулировались трудовые, бытовые, семейные отношения. Некоторые обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Следовательно, общественная власть и нормы поведения, в эпоху догосударственного общества, соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

Основные теории происхождения государства и права.

Восточный и западный пути возникновения государства.

Основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права

Организация власти и социальные нормы первобытного общества.

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 - 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., в других частях земного шара - еще позднее (В.П. Алексеев, А.И. Першиц).

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.



Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

Наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

Экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина).

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.