МБОУ « Федоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Классный час

«Георгиевская ленточка»

Разработала и провела

классный руководитель

Шишта Лариса Петровна

2015 год

Акция «Георгиевская ленточка»

Цели: познакомить детей с героическими фактами русской истории; воспитывать бережное отношение к традициям своего народа; способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков, формированию положительной оценки российской истории; оказания помощи ветеранам.

Форма: акция – коллективное творческое дело.

Ход классного часа

Учитель:

С 22 апреля по 9 мая стартует Народная патриотическая акция «Георгиевская ленточка». Атрибут акции представляет собой символическую ленту, в которой использован традиционный биколор «Георгиевской ленты». Он хорошо известен каждому и использовался при создании одной из главных наград ВОВ - «Ордена Славы». «Георгиевская ленточка» не является ее точной копией, но призвана ассоциироваться с этим символом доблести и мужества.

Народная патриотическая акция «Георгиевская ленточка» - 70лет Победе.

Об истории Георгиевской ленты.

Георгиевская лента – это лента от ордена св. Георгия, утверждённого в начале 18-ого века как орден за доблесть, проявленную в реальном бою. Со временем георгиевская лента стала употребляться и более широко - появились Георгиевские петлицы, штандарты, трубы и т.д. Георгиевская лента и орден св. Георгия были вновь утверждены как символы воинской чести и доблести в 1992 году.

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Георгиевская лента

Георгиевская лента - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награжденного Георгиевский флагом.

Цвета ленты - чёрный и жёлто-оранжевый - означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

Но как бы то ни было, для нас – это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.

Нынешняя акция «Георгиевская ленточка» - это как эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважение к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, своё имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважение к ветеранам.

Наш народ всегда силён своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины, пока помним.

Давайте и мы прикрепим к груди Георгиевскую ленточку и продолжим эту эстафету.

В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, одтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.

В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой

Рассказы учащихся о родственниках-участниках ВОВ.

Классный руководитель . Ребята, все вы знаете, что уже несколько лет в России проходит акция «Георгиевская ленточка», приуроченная к годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Что означает эта ленточка? Почему она сейчас стала символом победы? В чём смысл этой громкой акции, в которой участвуют миллионы людей в разных странах?

Об этом мы поговорим на классном часе. И помогут мне ваши товарищи.

Информационный блок «Георгиевские цвета»

Ученик 1. Георгиевская ленточка получила своё название от ордена Святого Георгия. Этот орден был учреждён в России в 1769 году. Он назван по имени святого Георгия, покровителя русского воинства.

Ученик 2. Святой Георгий – великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства –язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют ещё Победоносцем.

Ученик 1 . На иконках святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающий копьём змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.

Ученик 2. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Чтобы утолить ярость змея, люди регулярно по жребию отдавали ему на съедение юношу или девушку. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Ученик 1 . Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьём поразил змея и спас девушку. Этот юноша был святой великомученик Георгий.

Ученик 2. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Ученик 3. В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почётному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги.

Ученик 4. Эта награда могла быть выдана за взятия неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.

Ученик 5 .Орден святого Георгия подразделяется на четыре степени, причём первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвёртый подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.

Ученик 6 . О том, насколько почётно было получить орден Святого Георгия 1-й степени, говорит например, следующий факт. Высшую награду Российской империи - орден Андрея Первозванного – получило более тысячи человек. А орден Святого Георгия 1-й степени только 25 человек. Среди них великие русские полководцы Суворов и Кутузов.

Ученик 7. Для награждения солдат в начале 19 века был учреждён особый серебряный Георгиевский крест, имевший одну степень и носивший на оранжево-чёрной Георгиевской ленте.

Ученик 8. В середине 19 века солдатский Георгиевский крест был подразделён на четыре степени (1-я и 2-я – золотая, 3 –я и 4 – я серебряные) и стал выдаваться так же, как и ордена Святого Георгия. Некоторые герои носили на груди Георгиевские кресты всех 4 степеней, так называемый «полный бант».

Акция «георгиевская ленточка» в классе.

Классный руководитель . Мы услышали о подвигах наших далёких предков. Но это событие давно минувших лет. Какое отношение имеет орден Святого Георгия к самой страшной войне 20 века, когда на нашу землю была брошена мощь всей Европы? А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами был учреждён орден Отечественной войны. На нём тоже есть георгиевская лента – как символ связи с русской боевой традицией. Ведь и воины Александра Невского, и дружинники Дмитрия Донского, и солдаты Суворова, и миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. Около полутора миллионов человек были награждены этим орденом, а значит, почти в каждой российской семье есть свой георгиевский кавалер.

Викторина.

1. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года) 2. В каком году закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года)

3. Исход битвы в нашу пользу (победа).

4. То, чем солдат думает и из чего он ест (котелок).

5. Тот, кто всегда прав (командир).

6. Боевая машина (танк).

7. Морской повар (кок).

8. Слухач и стукач в армии (радист).

9. Одно из главных орудий солдата (ложка).

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель . Ну вот, ребята, наш классный час подходит к концу. Через несколько минут вы отправитесь на выполнение акции «Георгиевская ленточка». А я хочу спросить понравился ли вам наш сегодняшний классный час?

Ответы детей.

Учитель: -Если война коснулась твоей семьи. Если ты знаешь, какой ценой досталась нам Победа. Если ты гордишься своей историей, своей страной, своей семьей. Если ты помнишь.

Сделай «Георгиевскую ленточку» символом своей памяти - прикрепи ее на левый лацкан одежды.

Проект «Георгиевская ленточка»

Тип проекта : информационно-творческий

Вид проекта : групповой

Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)

Возрастная группа : старшая разновозрастная

Участники : педагоги, дети и их родители

Актуальность:

В настоящее время воспитание патриотизма является одним из главных направлений развития подрастающего поколения. Дошкольников знакомят с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне, проводят встречи с ветеранами, экскурсии по памятным местам родного города. Главное, - чтобы знали, чтобы помнили! А для этого необходимо знакомить детей с символами воинской доблести, мужества и героизма защитников Отечества.

В последние годы жители нашей страны в майские дни носят на одежде георгиевские ленточки. Маленькие дети в большинстве своем не знают и не понимают смысл данной акции. А ведь георгиевская ленточка – это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русских воинов на полях сражений. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г. и рассказывать об этом детям.

Цель : прививать уважение к военной истории России, рассматривая

Патриотизм как важную составляющую часть формирования

Нравственных ценностей у дошкольников.

Задачи:

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой

Отечественной войне;

Познакомить с символикой георгиевской ленточки;

Прививать уважение к ветеранам.

Линии развития личности :

Познавательно-речевое развитие дошкольников,

Социально-личностное развитие дошкольников,

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Реализация образовательных областей : «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Чтение художественной литературы,

Рассматривание иллюстраций и плакатов о войне,

Продуктивная деятельность;

Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Методы и приемы:

Сбор и обработка информации,

Работа с литературой,

Беседа,

Презентация,

Творческая работа.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

Определение уровня знаний детей о Великой Отечественной войне;

Определение темы проекта, задач, стратегии и механизмов;

Создание презентации для просмотра;

Оформление развивающей среды.

Основной этап

Познавательное развитие:

Беседы: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.», «Памятники воинской славы», «День Победы в г.Борисоглебске»;

Рассматривание плаката «Родина – мать зовет!», иллюстраций войне;

Показ презентации «Георгиевская ленточка».

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы: Т. Папантонио «Георгиевская ленточка», П.Давыдов «Георгиевская ленточка», Г.Свиридова «Георгиевская ленточка», С. П. Алексеев «Победа будет за нами!», С. Пивоваров

«Старый снимок», И. Ревю «О Великой Отечественной войне. Рассказ детям»;

Составление рассказов из личного опыта «День Победы».

Рисование: «Праздничная открытка»

Аппликация: «Георгиевская ленточка»

Работа с родителями:

Консультация «Как рассказывать детям о войне»;

Подбор материала к составлению рассказов о Дне Победы.

Заключительный этап

Выставка детских работ «Дню Победы посвящается»;

Использование георгиевской ленточки в праздничных мероприятиях

В День Победы.

Ожидаемые результаты

Дети:

Формирование представлений о победе русского народа в Великой Отечественной войне;

Формирование представлений о георгиевской ленточке как символе памяти;

Воспитание уважительного отношения к ветеранам.

Родители:

Повышение уровня знаний о военном прошлом своего города;

Установление партнерских взаимоотношений с детьми в ходе совместной деятельности.

Педагоги:

Распространение и обобщение опыта;

Разнообразие форм работы по познавательному развитию детей.

Перспективы проекта : участие в международной акции «Георгиевская ленточка» (http://zvezdy-obrazovaniya.ru/).


МКДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида городского округа – г. Нововоронеж»

ПРОЕКТ

«Георгиевская ленточка»

Воспитатели: Сергиенко Д.Н.

Муратова Е.В.

2015

Содержание

1 Введение

2 Содержание проекта «георгиевская ленточка»

3 Список используемой литературы

4 Приложение

    Введение

Одним из постулатов патриотического воспитания в детском саду является формирование у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого. В преддверии празднования 70–летия Дня Победы совместно с родителями и детьми нашей группы нами был разработан и осуществлен проект «Георгиевская ленточка».

Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

    познакомить детей с событиями ВОВ,

    формировать элементарные знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания,

    формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

Обсуждаем: Для чего нам нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?

Участники: воспитатели, дети, родители.

Время проведения проекта: С 27 апреля по 9 мая.

Предметно-развивающая среда:

    Дидактические игры с патриотическим содержанием.

    Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.

    Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.

    Подборка песен военных лет.

    Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

Средства реализации проекта:

    Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой);

    Просвещение родителей;

    Организация развивающей среды;

    Специально-организованные занятия.

    Посещение памятных мест города.

    Содержание проекта

Содержание проекта:

Деятельность

Познавательная

Игровая

Продуктивная

Художественно- речевая

Занятие «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней»

Цель: Формировать представления детей о защитниках нашей Родины в разные исторические эпохи , воспитывать чувство гордости за историческое

прошлое России.

Сюжетно-ролевая игра

« Военные», познавательная игра «Раньше и теперь», подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?»

Рисование «Защитники России», аппликация «Рода войск», лепка

«Военная техника»

Слушание музыки

Ф. Шуберт «Военный марш»,

А. Пахмутова «Богатырская наша сила»,

рассматривание картин

В. М. Васнецов «Богатыри»

Занятие «Детям - о Великой Отечественной войне»

Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Сюжетно-ролевые игра

«Пограничники»,

русские народные игры «Русское единство»,

«Снять часового»,

дидактическая игра «Что в военном пакете?»,

подвижная игра «Саперы»,

«Снайперы».

Рисование «Памятники воинской славы нашего города»,

лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк».

Слушание музыки

В. Агапкин «Прощание славянки»,

чтение А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне».

Экскурсия к памятнику «Воинам Алёновки».

Цель: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомство с воинами- героями;

Сюжетно-ролевая игра «Военный корабль»,

русские народные игры « Перетягушки», « Крепость»,

тренировочные игры: «Парашютисты», «Капитаны»,

дидактическая игра

« Определи род войск».

Конструирование из бумаги «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов»

Чтение произведений

В. Давыдов «Дозор»,

О. Высотская «Мой брат уехал на границу»,

Слушание музыки М.Магиденко «У кремлевской стены».

Занятие «Города- герои»

Цель: Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»,

подвижная игра «Переправа через мост»,

дидактическая игра «Найди город на карте»,

«О каком городе говорю».

Изготовление гербов городов-героев,

рисование «Москва- город герой», «Это наша страна».

Слушание музыки

Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,

чтение произведений С.П.Алексеев «Брестская крепость»,

чтение сочинений старшеклассников.

Занятие «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны» Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям.

Сюжетно ролевая игра ««Военные моряки»,

дидактическая игра «Сигнальные флажки», «Салют»,

подвижная игра «Разведчики».

Изготовление

поздравительных открыток ветеранам войны

«Весенний букет для ветеранов», рисование

«Подвиг солдата».

Слушание фронтовых

песен,

чтение произведений

Е. Благинина «Миру - мир»,

К.М.Симонов «Товарищ».

Занятие «Земляки - фронтовики. Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям.

Сюжетно - ролевая игра «Подводная лодка»,

игра-эстафета

«Попади в цель»,

дидактическая игра «Памятные места нашего города».

Изготовление закладок для книг для ветеранов,

аппликация

«Мир на земле»,

конструирование из строительного материала (взлетная полоса, ангар, самолеты)

Слушание музыки «Вилючинский марш», чтение произведений

А. Г.Твардовский

«Рассказ танкиста», В.П.Катаев

«В разведке»,

чтение альбома «Солдаты войны» (о вилючинских ветеранах)

Занятие «Символы Победы - ордена, медали и знамена» Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Сюжетно - ролевая игра «Радисты», Дидактическая игра «Ордена войны», Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет»

Лепка

«Ордена и медали»,

аппликация

«Знамя Победы».

Слушание музыки

А. Аренский

«День Победы,

чтение произведений П.Лесников «Наш флажок», А.Игебаев «День Победы», А.П.Гайдар «Поход»

Беседа « История георгиевской ленточки»

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки,воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Сюжетно - ролевая игра «Парад войск», дидактическое упражнение «Готовлюсь быть солдатом», «Что нужно солдату»

Рисование

«Георгиевская ленточка»,

аппликация «Ордена на георгиевской ленте»

Слушание музыки

А. Филиппенко «Вечный огонь»,

чтение произведений

А.Аким «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края»

Комплексное занятие «Повяжи. Если помнишь!»

Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Сюжетно - ролевые игры по желанию детей, дидактическая игра «Род войск и боевая техника», подвижные игры «Пограничники», « Кто больше повяжет ленточек».

Рисование «Праздничный салют»,

коллективная аппликация «С днем Победы»,

лепка

«Пограничник в дозоре».

Слушание песен Б.Савельев

«Из чего наш мир состоит»,

Чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости, С.П.Алексеев

«Рассказы о А.Суворове»

Вечер чтения стихов, посвященных Дню Победы Цель: Подготовить детей к празднику « День Победы», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувс

тво гордости за народ, победивший врага.

Сюжетно - ролевая игра « Концерт для ветеранов», «На учениях»,

дидактические игры «Будем в армии служить», подвижная игра «Кто быстрее соберется по тревоге».

Рисование «Храбрые защитники», оформление альбома со стихами о Великой Отечественной войне, аппликация «Венок славы»

Чтение стихов А.Игебаев

«День победы»,

В. Берестов

«Нет, слово «мир» останется едва ли...»,

Слушание песен А.Александров «Священная война.

Список используемой литературы

    Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

    Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Приложение

Беседа « История георгиевской ленточки».

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.

Ход занятия.

Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.

Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?

Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).

Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.

Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?

Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!

Неугасима память поколения Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим, Пусть мир будет в мире везде и

Давайте, люди, встанем на мгновенье ввсегда!

И в скорби постоим и помолчим.


Автор: Дьяченко Валерия,
ученица 4 класса ДМБОУ «Гимназия 1», г.Бийска
Руководитель: Нижегородцева Аксана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия 1», г.Бийска
Исследовательская работа
«Георгиевская ленточка»
Актуальность
В мае 2015 года в России будут праздновать 70-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка».
Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент.
Раздавали ленты у метро,
Люди брали их, на грудь крепили,
Кто на сумочки, кто на автомобили.
Раздавали ленты у метро…
Ленту Ветерану подарили,
Он её прижал к своей груди,
А в глазах, вдруг, слёзы проступили.
Что в минуты эти пронеслось
В памяти героя и солдата?
Может, вспомнил вражеский налёт,
Может девушку из медсанбата?..
Сколько было пройдено дорог,
И в жару и в лютые морозы…
От воспоминаний по щекам
Всё катились и катились слёзы.
Старенький, поношенный пиджак,
Тросточка и сгорбленные плечи.
В ту войну он грудью защищал
Наши с вами будущие встречи,
Наши поцелуи под луной,
Наше счастье в маленькой квартире,
Чтобы жили с вами мы сейчас
И спокойно по земле ходили.
И у нас такого права нет -
Забывать геройский подвиг дедов!
Сколько жизней унесла война,
Прежде чем досталась им победа?!
Сколько их погибло за страну,
Даже не оставив своё имя!
Раздавали ленты у метро,
Ленты цвета пламени и дыма.
Да, такую ленту можно часто увидеть в День Победы! Оранжевые и чёрные полосы – что они обозначают? Почему именно эта лента стала символом Победы? Все эти вопросы не давали мне покоя. Я решила провести исследование и рассказать об этом одноклассникам.
Я поставила перед собой цель: исследовать, почему Георгиевская лента стала символом Великой Победы; познакомить учащихся гимназии с символикой и историей Георгиевской ленты.
Задачи:
- узнать историю Георгиевской ленты
- беречь память о защитниках нашей Родины
Методы исследования
1.Опрос у взрослых.
2.Изучение научной, энциклопедической литературы
3.Поиск информации по локальной сети интернет.
Гипотеза
Можем предположить, что Георгиевская ленточка служит для украшения.
Теоретическая часть
1.1.Святой Георгий Победоносец
Изучив, литературу по данной теме я узнала. Святой Георгий Победоносец – покровитель всех защитников Отечества. Георгий жил в 1-м веке, он вырос в христианской семье, поступил на службу в римское войско. Он был мужественным, бесстрашным в сражениях, отважным воин. Георгий был настоящим защитником, совершал чудеса героизма и подвиги. Самый известный его подвиг – победа над змеем, пожиравшим людей и разоряющим их дома. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Этот подвиг Георгия изображен на гербе Москвы (слайд с гербом Москвы). В те времена убивали верящих в Христа. Георгий не отказался от своей веры, был замучен и убит.
Георгиевская лента – это лента от ордена св. Георгия, утверждённого в начале 18-ого века как орден за доблесть, проявленную в реальном бою. Георгиевская лента и орден св. Георгия были вновь утверждены как символы воинской чести и доблести в 1992 году. Гео́ргиевская ле́нта - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награжденного Георгиевский флагом.
Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии. Цвета ленты - чёрный и жёлто-оранжевый - означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
1.2. Георгиевская ленточка в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.
За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Иван Никитович Кожедуб сбил 62 самолета противника. Первыми в годы войны звания Героя были удостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду.
В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена Зоя Космодемьянская (посмертно). Комсомолка Зоя добровольно вступила в специальный партизанский отряд. Она дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года, при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны и не назвала своего имени.
Акция «Георгиевская ленточка»
В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны. Целью данного мероприятия, по мнению инициаторов проекта, является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта».
Масштабы акции имеют довольно большой территориальный характер. В 2005 году было распространено 800 тыс. ленточек; в 2006 году было распространено 1,2 млн ленточек; В 2007 году было распространено около 10 млн. лент по всему миру.
Однако далеко не все жители России поддерживают акцию. Был создан сайт za-lentu.ru, который выступает в защиту Георгиевской ленты и считает акцию крайне неуважительной по отношению к символу Победы. В первую очередь, противников акции возмущает использование ленты в коммерческих целях, неуважительное привязывание её на одежду, на сумки и даже на домашних животных. Участники акции рассматриваются некоторыми представителями СМИ, как фашисты или люди, не уважающие и не ценящие ветеранов ВОВ. Моральный аспект данной дилеммы крайне сложен, и, как мне кажется, каждый человек сам решает для себя: либо ленточка – дань уважения, олицетворения нашей благодарности, либо неправомерное использование части военной награды.
Практическая часть
Анкетирование
Георгиевская Лента имеет славную историю и заслуживает того, что бы её цвета символизировали Великую Победу. Среди одноклассников, я провела социологический опрос: «Что для тебя значит Георгиевская ленточка?». Было опрошено 21 респондент, из которых 18 ответили в различных формулировках – символ Победы над фашистской Германией; 2 – затрудняюсь ответить; 1 – не знаю.
Из вышеизложенного следует, что в целом в нашем классе за Георгиевской ленточкой закрепилась устойчивая ассоциация с Победой нашего народа в Великой Отечественной войне.
Наши дела
Ежегодно наш класс активно принимает участие в акции «Мы помним! Мы гордимся!», главным ее символом является Георгиевская ленточка. Благодаря моей исследовательской работе, ребята расширили знания о георгиевской ленте. Теперь к нашим традиционным мероприятиям добавились такие дела как: поздравление ветеранов, возложение цветов к памятнику Неизвестного Солдата, поздравление жителей города с праздником 9 мая и конечно же акция «Георгиевская ленточка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я пришла к такому выводу, что Георгиевская лента - это многовековой символ Победы, элемент наградного комплекта за особые боевые заслуги в боевых действиях.
Моя гипотеза не подтвердилась георгиевская лента – это не украшение, а выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта.
..Майский день красив необычайно-День Победы празднует страна!Может это вовсе не случайно-Что весной закончилась война?
Неслучайно в этот день чудесный,В память о героях давних лет,-Распустились нынче повсеместноЛепестки георгиевских лент.
Список использованной литературы.
Научно-популярное издание. Всё обо всём. ООО «Издательство Астрель» 2005
Детский журнал «Филиппок»
Большая энциклопедия «Россия», 2008г - Москва ЗАО Олма Медио Групп
Полная энциклопедия «История России »,2008г-Москва, ООО «Эксмо»

Интернет-ресурсы:
1. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm
2. http://superclass80.ucoz.ru/publ/1-1-0-6
3. http://www.v-kn.ru/content/view/298/109/
4. http://www.flagcenter.ru/news/5/
5. http://www.youtube.com/watch?v=oL3NZmG6sfk6. http://www.statesymbol.ru/news/20050420/39596492.html7. http://genefis-gbr.ru/view.php?id=342
8. http://www.marsiada.ru/624/lica/718/5022
9. http://www.chaskor.ru/p.php?id=6023

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 62 «Аленький цветочек» Архангельская область г. Котлас

Конспект занятия по теме «История Георгиевской ленточки» для детей подготовительной группы

Цель: Познакомить с Георгиевской ленточкой как символом победы в ВОВ, с Георгиевскими наградами. Способствовать формированию военно-патриотического воспитания

Задачи: Развитие познавательного интереса у детей к истории страны Формирование нравственного сознания детей. Воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за воинов — защитников; воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.

Предварительная работа: Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата, рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, рассматривание альбома «Награды героев».

Оборудование: ТС для воспроизведения музыки. Презентация: История Георгиевской ленточки Георгиевские ленточки по количеству детей

Материалы: Полоски черной и оранжевой ленты (30 см), раскраски с Георгиевской лентой, цветные карандаши

Музыка: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы»

Ход занятия.

Майский праздник — День Победы
Отмечает вся страна, надевают наши деды
Боевые ордена, их с утра зовет дорога
На торжественный парад, и задумчиво с порога
Вслед им Бабушки глядят.

Слайд 2) Парад. В мае месяце наша страна отмечает великий праздник. Кто знает, как он называется? В честь праздника проходит парад на Красной площади «Георгиевская ленточка» — общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Что означает эта ленточка? Почему сейчас она стала символом Победы? Эта лента — символ. Сегодня мы с вами поговорим о Георгиевской ленточке.

(Слайд 3) «Георгиевская лента» Эта лента — символ. Ленточки, раздающиеся в рамках данной акции, называют георгиевскими, означают символ победы в Великой Отечественной войне, Ленточка представлена в двух цветах – черном и оранжевом. Оранжевый цвет символизирует пламя, а черный – дым. Эти два цвета представляют в совокупности военную доблесть и славу. Цель акции — создание символа праздника — Дня Победы. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Акция проходит под лозунгами: «Победа деда — моя Победа», «Повяжи. Если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!», «Спасибо деду за победу!»

(Слайд 4) «Георгий Победоносец». Вам интересно узнать, почему ленту называют «Георгиевской лентой»? Георгиевская лента появилась при Екатерине II вместе с орденом Святого Георгия — высшей воинской наградой Российской империи. Кто такой Георгий?

Святой Георгий -великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства — язычниками. Самое известное чудо называется: «Чудо святого Георгия о змие».

В озере близ города Бейрута обитало чудовище, которому поклонялись жители тех мест - язычники. Они боялись змея настолько, что даже отдавали ему в жертву на съедение своих детей. Дошло дело и до единственной дочери царя. В страшном горе царь привел девушку к озеру и оставил ее там одну. Но когда чудище, почуяв добычу, поднялось из воды, перед девушкой вдруг появился всадник в огненно-алом плаще на белоснежном коне. Со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и пригвоздил копьем змея к земле, а затем попросил царевну обвязать чудище поясом и вести в свой город. Пораженные подобным чудом, двадцать пять тысяч горожан уверовали во Христа.

Теперь Святой Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы в образе всадника, пронзающего копьем змея.

(Слайд 5) герб Москвы, герб России

(Слайд 6) Орден Святого Георгия. В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену

(Слайд 7) Орден святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая З- я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги. Это была исключительная воинская награда

(Слайд 8) Степени ордена и правила ношения. Орден имел четыре степени:

1-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на ленте через правое плечо

2-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на шейной ленте.

3-я степень: малый крест на шейной ленте.

4-я степень: малый крест в петлице или на колодке.

(Слайд 9) Георгиевская медаль вручалась нижним чинам за проявленное в военное или мирное время мужество и храбрость.

Солдатский Георгиевский Крест Знак Святого Георгия для нижних чинов, который носился на ленте тех же цветов, что и орден. Вручался за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля.

(Слайд 10) Штандарт особый вид знамени, флага — персональное знамя знатного человека, непрямоугольной формы Золотое оружие «За храбрость» — наградное оружие в Российской империи. Награждение Золотым холодным оружием — шпагой, кортиком, позднее саблей — производилось в знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность. В русской армии были введены наградные георгиевские знамёна

(Слайд 11) Орден Отечественной войны I степени, II степени

(Слайд 12) Ордена Славы I степени, II степени, III степени


Физминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

А сейчас мы с вами соберём из разных ленточек Георгиевскую ленту, каждый из вас берёт ленточку и прикладывает по цвету, посмотрим какой длины у нас получиться лента, напоминаю, что цвета ленты чередуются (раскладывают на ковре)


(Слайд 13) 9 мая у нас в городе возлагают цветы к памятнику Неизвестного солдата. Мы с Вами тоже пойдём возлагать цветы к памятнику Неизвестного солдата, чтобы почтить память погибших в этой войне, подарим открытки и цветы ветеранам войны

(Слайд 14) Ветераны войны

(Слайд 15) Возложение цветов памяти погибших.

(Слайд 16) В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки? Почему?



Посмотрите, как по- разному можно завязать Георгиевские ленточки Вы можете взять эти ленточки и повязать их себе на одежду, в память о людях, которые победили врага и защитили нашу Родину.

Чтение стихотворения.
Есть в этой ленточке Слава!
Кровь в ней с землёю слоиться
Это ведь наша держава
Сынами своими гордиться.
Красное с черным подружит,
Незачем порознь томиться…
Пусть будет пухом земля,
В маковый цвет окропиться.

Звучит музыка Д. Тухманов; В. Харитонов «День Победы»

(Слайд 22) Спасибо за внимание!

(Слайд 23) Шаблон рамки интернет ресурсы

Предложить детям разные раскраски с Георгиевской ленточкой.
Дети раскрашивают, оформляем выставку «Георгиевская ленточка»

Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили?
Что запомнили?
Кому расскажите?
Молодцы!