• Насколько удачно аннотация резюмирует статью, изложенные проблемы, методы, результаты и важность? Например, может оказаться, что в аннотации описывается тема фармацевтического исследования, после чего сразу идут результаты без детального рассмотрения методов изучения.
  • Введение задает структуру всей статьи? В нем четко изложены основные моменты? Грамотное введение позволяет получить четкое представление о том, чего следует ждать от последующих разделов. В нем может содержаться проблема и предположение, кратко описываться все методы исследования, а также сообщаться, удалось ли подтвердить изначальное предположение.

Оцените ссылки и обзор литературы в статье. Большинство журнальных статей содержат обзор существующей литературы по теме, а в тексте приводятся ссылки на предшествующие научные работы. Определите надежность источников, на которые ссылается автор, уровень рассмотрения других работ и владения темой. Автор анализирует авторитетные работы или просто перечисляет известные фамилии?

  • В случае необходимости изучите тексты, на которые ссылается автор статьи, чтобы как можно лучше разобраться в существующей литературе по данной теме.
  • Хороший обзор литературы содержит такие утверждения: "В авторитетном исследовании 2015 года Смит и Джонс продемонстрировали успешность лечения для мужчин и женщин. При этом они не изучали результаты и безопасность применения данного метода для детей и подростков. Этот вопрос станет главной проблемой данной статьи".
  • Изучите методы. Задумайтесь: “Данные методы являются разумными, приемлемыми подходами к решению проблемы?”. Представьте другие возможные способы подготовки к эксперименту либо составления структуры исследования, а также укажите возможные усовершенствования, которые могли быть использованы авторами.

    • Например, можно отметить, что субъекты данного медицинского исследования не являются репрезентативной выборкой населения.
  • Оцените способ представления данных и результатов в статье. Определите эффективность всех таблиц, схем, условных обозначений и других наглядных средств. Оцените грамотность изложения и толкования полученных данных в разделах результатов и обсуждения. Насколько полезны либо неуместны таблицы и схемы?

    • Например, может оказаться, что в таблицах содержится много хаотичных данных, которые никак не проанализированы в тексте статьи.
  • Рассмотрите ненаучные доказательства и анализ данных. В случае с гуманитарной темой статьи оцените, насколько грамотно изложены факты, призванные подтвердить утверждение. Насколько актуальны такие доказательства? Автор убедительно истолковал и проанализировал приведенные факты?

    Захарян Мария Игоревна

    РЕЦЕНЗИЯ

    на статью: «Одарённый ученик: наказание для учителя или стимул для его развития» преподавателя МОУ гимназии №6, г. Волгоград

    С.Ю. Игнатьева

    Данная статья была опубликована на сайте http://future4you.ru АКАДЕМИАН – научно- образовательного электронного журнала в сборнике работ педагогов – участников IX всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», 2012, часть 1 , в разделе «Актуальные проблемы учителя при работе с одарёнными детьми»

    Я – путь для ученика. Но и он есть мой путь,

    ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования

    моей учительской интуиции и искусства.

    Своё повествование хочется начать, с чудесных слов, которые автор использует в качестве эпиграфа в своей статье. На самом деле, вся суть статьи заключается в работе учителя с одаренными учениками. Мы видим, что от первого лица, учитель, признается, Я – ЭТО ПУТЬ ДЛЯ УЧЕНИКА. Какой глубочайший смысл имеет это высказывание!

    Автор затронул все стороны такой проблемы, как взращивания одаренного ученика, взаимовлиение ученика и преподавателя. На мой взгляд, данная проблема очень актуальна на сегодняшний день и обосновывается это высокими показателями для развития личности, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. В различные временные периоды и по сегодняшний день, данная проблема волновала умы многих учёных, среди которых американские исследователи Р. Розенталь и Л. Якобсон, и многие другие.

    Поддержка «талантливого ребенка», одарённость, одарённый ребенок, «дар», взращивания одаренного ученика, развития способностей учащихся, учитель, которому предстоит работать с одаренными детьми – это все то, что будет рассмотрено в статье С.Ю. Игнатьева. Помимо этого, в данной статье также рассматриваются методы, по созданию благоприятных условий для учеников, с целью достижения высоких показателей в изучении предмета.

    Поддержка «талантливого ребенка» провозглашается на сегодняшний день приоритетной государственной задачей. По моему мнению, это связано с тем, чтобы поддержать одарённого ребёнка, и прежде всего, в первую очередь поддержка должна исходить от семьи и школы. Так, автор статьи в своей работе пишет: «Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности». Учитель является координатором усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Я полностью поддерживаю слова автора и согласна с его мнением, ведь для ребенка очень важна поддержка со стороны семьи, поскольку ребёнок, не имея собственного опыта, копирует модели поведения, и признаёт как истину нормы и правила принятые в семье. Что касается учителя, тут следует подумать и понять, какую же роль играет ученик, а какую – учитель?!

    Автор статьи пишет: «Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. И тут можно сказать одно, что проблема одаренности – это проблема личности. На личном опыте видела, что если ребенок отличается от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью,бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении, на него необходимо обратить внимание, потому, что они не умеют приспосабливаться к традиционной системе обучения и имеют на все свое личное мнение.

    По мнению автора, с чем я полностью согласна, чем слабее класс, тем спокойнее проходят уроки. Учитель не испытывает никакого стресса, при этом никакого стимула для самосовершенствования у учителя нет. И вот в такую идиллию внедряется одаренный ученик со стремлением всегда быть правым, такой ребенок всегда индивидуальность. И вот тут происходит, что при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности. В принципе, я понимаю этих школьников, перед ними встает очень много задач и проблем с которыми им необходимо справится. Это и неприязнь к школе, и игровые интересы, конформность, погружение в философские проблемы, стремление к совершенству, потребность во внимании взрослых.

    Я согласна с мнением С.Ю. Игнатьева, по поводу того, что необходимо формировать оптимальные отношения между учениками и учителями. А так же солидарна с автором по поводу того, что преподавателю следует быть доброжелательным, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер, проявлять гибкость, обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью, иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний. И на этом этапе, как писалось вначале, «я (преподаватель) – путь для ученика». Здесь уже можно увидеть пользу как непосредственно для ученика, так и для учителя в его профессиональной деятельности.

    Что касается учителей, хочется обратить внимание и высказать свое мнение по поводу того, что одним из условий для развития педагога, как профессионала, является работа с одаренными детьми. Обучаясь в педагогических университетах, каждый будущий преподаватель изучает теоретические аспекты неорганической и органической химии, методики ведения уроков, но этого не достаточно, для того, чтобы стать Учителем с большой буквы. Как пишет автор статьи, помимо этого необходимо еще обладать методической компетентностью, психолого-педагогической компетентностью и аутопсихологической компетентностью.

    В заключении хотелось бы сказать, на мой взгляд, от педагога во многом зависит судьба нынешних одаренных детей, а завтра, быть может, – будущих известных ученых, поэтов, врачей. Необходима всего лишь поддержка, внимание, участие в судьбе ребенка. Если на вашем педагогическом пути Вам встретился одаренный ученик, знайте, это не наказание, это стимул для Вашего развития! - собственно пишет автор в конце своей статьи. Это дает нам понять, к чему мы шли, и какой вопрос был поставлен изначально. Хочу закончить словами французского архитектора, искусствоведа и историка Виоле - ле - Дюка: « Священный огонь не загорается сам собой, - чтобы он запылал, нужно собрать топливо, сложить его в очаг и раздувать, иногда долго раздувать, пока удастся добиться первых проблесков пламени. Тогда действительно, если все было хорошо подготовлено в очаге, этот огонь постепенно согреет вас, он светит, он сверкает, он вас обжигает, но, повторяю, для этого нужно потрудится».

    В следующей статье приводится пример отзыва научного руководителя или образец рецензии внешнего рецензента со степенью доктора наук по профилю публикации на статью аспиранта или соискателя в ВАК-журнал.

    Практически во всех редакциях ВАК-журналов научных периодических изданий, удовлетворяющих необходимым условиям включения в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий от аспирантов или соискателей ученой степени кандидата XXX наук требуют предоставить отзыв (рекомендацию ) научного руководителя на публикацию статьи. Зачастую аспиранта просят предоставить дополнительный отзыв (рецензию ), подписанный внешним рецензентом со степенью доктора наук по профилю данной научной публикации.

    Часто аспиранты сами, вместо своего научного руководителя или внешнего рецензента, пишут отзыв на статью. И ничего так, осмысленно выходит…

    А вот руководство по составлению отзыва (научного руководителя) или рецензии доктора наук (внешнего рецензента) на сферическую статью в вакууме:

    1. «Шапка» или заглавие: Рецензия на статью Ф.И.О. «название статьи» (также встречаются такие фразы: «Рекомендация к статье», «Отзыв о статье»)

    2. Пишется о том, что статья посвящена актуальной проблеме:
    * Статья Ф.И.О «название статьи» освещает … проблему, которая актуальна …, поскольку… (далее приводится пара аргументов в доказательство актуальности и обоснованности постановки проблемы)…
    * Актуальность идей, содержащихся в рецензируемой рукописи заключается в…
    * Автором предложены следующие оригинальные идеи
    * Представленная автором статьи оригинальная концепция…

    3. Указывается научная новизна рецензируемых материалов:
    * В рукописи «ХХХ» изложены … положения, касающиеся формулировки…
    * Автор в своей работе осуществил подробный анализ
    * Автор на основе большого эмпирического материала анализирует…
    * Дана трактовка …
    * Указываются и объясняются такие понятия, как …
    * Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения тем, что …

    4. Отмечается теоретическая и практическая ценность рукописи, осуществляется оценка основных результатов исследования:
    * Автор предлагает оригинальный подход к решению вопроса…
    * В данной научной статье раскрывается и конкретизируется ряд новаторских аспектов…
    * Положение статьи о … заслуживает особого внимания, поскольку…
    * Введение … концепций в научный оборот будет способствовать … в … научных дисциплинах
    * Анализ проблемы… предоставит импульс для дальнейших исследований в области…

    5. Отмечается использование правовых актов, литературных и иных источников, а также качество оформления работы:
    * Источники, цитируемые в рецензируемой статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему…
    * Все разделы статьи логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены цитатами из авторитетных источников и ссылками на научные исследования…

    7. Указание ученой степени и звания, должности того, кто дал отзыв: Подпись. Подпись должна быть заверена в отделе кадров или канцелярии и поставлена гербовая печать.

    Так что публикуйтесь, и будет Вам щастье …

    Вместе с этим читают:

    На статью, ищут примеры рецензий.

    Мы постарались собрать ответы на данные вопросы в одной статье.

    Рецензия на научную статью может быть написана только дипломированным специалистом. К тому же у него должна быть ученая степень в тематической области работы.

    Для публикации в журналах, входящих в список ВАК, необходимо подать не менее двух рецензий.

    На статьи для обычных изданий рецензии пишут очень редко.

    Критерии оценки статьи для рецензирования

    Существует ряд критериев для профессионального рецензирования статей

    Существует список уже традиционных критериев для профессионального рецензирования :

    • соответствие статьи тематике издания;
    • проблемность (в статье автор должен решить определенную проблему);
    • научность (для текстов, предназначенных для публикации в научном источнике);
    • объем текста (соответствие этого параметра требованиям издания, соотношение структурных частей будущей публикации);
    • качество содержания русскоязычной и англоязычной аннотации и перечня ключевых слов;
    • оценка содержания статьи (подробнее описано ниже);
    • степень завершенности (публикация должна полностью решать поставленную проблему – начинаться с ее постановки и завершаться ее решением);
    • правильность оформления библиографии (библиографических ссылок и списка источников);
    • общее оформление статьи (в соответствии с требованиями редакции).

    А теперь рассмотрим, какие элементы должна включать в себя рецензия.

    Структурные элементы статьи с примерами формулировки

    Рецензия должна характеризовать новизну и ценность статьи

    Рецензия для публикации статьи в издании должна включать такие элементы:

    1. Общие данные автора для публикации (занимаемая должность, его ФИО). Образец: Рецензия на статью «Полное название статьи» кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной педагогики и психологи МГУ Ивановой Ксении Владимировны.
    2. Описание темы (проблемы) будущей публикация. Для этой части нужно выделить 1-3 предложения. Образец: Статья К. В. Ивановой посвящена решению (анализу, определению) проблемы…
    3. Оценка актуальности поставленной проблемы. Образец: Рецензируемая работа затрагивает актуальные проблемы…, это объясняется тем, что….
    4. Характеристика отличительных и наиболее примечательных моментов работы. Образец: К.В.Ивановой проведена работа по определению … Важно то, что автор обращает внимание на…, ведь…
    5. Заключительная часть – краткая характеристика новизны и ценности статьи (научной и практической).
    6. Рекомендационная часть рецензии. Образец: В научной статья К. В. Ивановой «Полное название статьи» не выявлено (грубых) нарушений установленных требований к работам такого типа. Статья может быть рекомендована к публикации. Рекомендация может включать замечания о недочетах, из-за которых статья отправляется автору на доработку. В таком случае необходимо точно указать на погрешности работы, аргументировать их там, где это нужно.
    7. Сведения о рецензенте: ученое звание, ученая степень, должность, место работы (на момент написания рецензии), ФИО, печать с места работы, подпись. Обратите внимание, что, оформляя ФИО автора статьи, инициалы необходимо писать перед фамилией.

    Список фраз, которые помогут оформить основной текст рецензии

    Для грамотного оформления рецензии можно и нужно употреблять научные клише

    Существует список фраз, так называемых научных клише, которые существенно облегчают рецензента в плане грамотного оформления основного текста:

    1. В статье рассмотрена новая точка зрения на…
    2. В анализмруемой работе автор* обращается к вопросу о…
    3. Статья основана на анализе …
    4. Автор статьи грамотно аргументирует…
    5. В статье акцентируется внимание на…
    6. Автор проявляет фундаментальные знания в …
    7. На основе подобранного фактического материала автор доказывает (справедливо отмечает);
    8. В статье рассматриваются…
    9. В статье достаточно подробно (недостаточно) аргументированы (изложены, описаны)…
    10. Все содержание статьи (рассуждения автора) подтверждено цитатами из достоверных источников (достоверными источниками).
    11. Автор приводит четкую (уверенную) аргументацию своей позиции.
    12. Именно этот факт – причина внимания к…
    13. Особое внимание следует обратить на мнение (рассуждение) автора о…
    14. Отдельного внимания заслуживает…
    15. Практическая ценность статьи определяется…
    16. Научная (практическая) ценность работы заключается в…

    Вот еще несколько советов, о которых ни в коем случае нельзя забывать при рецензировании:

    1. Анализируя содержание статьи, особое внимание обращайте на обоснованность позиции автора, ведь этот критерий является одним из самых важных в оценке трудов.
    2. Критерий завершенности важен не только для анализируемой статьи, но и для рецензии на нее. Завершение – рекомендации , но они должны иметь достаточную аргументацию в анализе.
    3. В рецензии должны быть только четкие формулировки, нельзя допускать неоднозначности в изложении своих мыслей.
    4. Не «злоупотребляйте сложноподчиненными предложениями.
    5. Рецензия нужно писать понятным языком с использованием общеизвестной терминологии.

    Рецензия на статью пишется в свободной форме, но выполнение ее по указанной структуре, с использованием списка фраз-клише поможет сделать анализ грамотно и быстро.

    В этом видео вы узнаете, как написать научную статью:

    Сейчас очень многие люди сталкиваются с проблемой написания рецензии. Особенно часто эта потребность возникает у студентов и научных сотрудников. Зачастую рецензии путают с отзывами. Это большая ошибка, так как эти две формы высказывания мнения относительно какого-либо труда имеют принципиальные различия. Незнание этих нюансов чревато проявлением невежества и безграмотности со стороны автора. Но стоит отметить, что рецензия - это не сочинение на вольную тему. Она имеет четкий план и должна иметь определенное содержание. Об этих и многих других нюансах написания работ в данном жанре и пойдет речь в статье.

    Что такое рецензия

    Слово "рецензия" (recencio) с латинского языка переводится как "обследование, осмотр". Термин закрепился в литературе на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

    Рецензия рассматривается как один из жанров критики в литературе. Но несмотря на свою кажущуюся однозначность, она делится на несколько основных видов.

    Основные виды рецензии

    1. Рецензия может быть написана в виде эссе. Автор в этом случае описывает свое впечатление от прочитанной книги. Но таким слогом не может быть написана рецензия на - отзыв о каком-то художественном литературном произведении. Эссе чаще всего пишется в форме лирического размышления.

    2. Публицистическая или критическая статья небольшого размера также может быть представлена как Пример такой работы можно встретить в научных журналах, где обсуждаются актуальные литературные и общественные проблемы.

    4. Развернутая аннотация чаще всего используется как рецензия на статью. Пример такой формы обязательно должен содержать информацию о смысле произведения, особенностях написания, а также об основных достоинствах и недостатках работы.

    5. Последним видом этого жанра является экзаменационная рецензия, которая пишется студентом для оценки степени понимания им какого-либо труда. Это может быть рецензия на статью. Пример написания можно найти в учебнике.

    Поскольку рецензия является научным или литературным трудом, она должна содержать в себе определенные части.

    Что должна включать в себя рецензия

    1. Подробное описание предмета анализа. Обязательно с указанием жанра, автора и основных характеристик работы, таких как стиль, объем и использованные методы анализа (если речь идет о научной статье).

    3. В рецензии указывается основная мысль данного произведения. То есть то, что именно автор хотел сказать в своей работе.

    4. Рецензия обязательно должна содержать краткое описание работы. Рецензент обязан дать общую характеристику труду с указанием его ключевых моментов.

    5. Недоработки также должна отметить рецензия на статью. Пример: недостаточное количество или использование неактуальных данных и др.

    6. И в конце рецензии обязательно необходимо сделать выводы. Они должны быть краткими и однозначными. Выводы должны содержать информацию о научной или художественной ценности работы.

    Чем отличается рецензия от отзыва

    Очень часто рецензию путают с отзывом. Но это неправильно, ведь эти два жанра имеют существенные различия. Рецензия обязательно должна содержать в себе все вышеуказанные пункты. В то время как отзыв - это лишь короткая характеристика работы без детального её анализа. Отзывы встречаются гораздо чаще, чем рецензия к статье. Пример отзыва - это краткое описание, которое приводится в конце или в начале любой книги. Целью его является лишь выделение основной идеи произведения и его краткое описание.

    Как пишется рецензия на статью

    Достаточно часто возникает вопрос: "Как пишется рецензия на статью?" можно найти в научных журналах, но, тем не менее, для правильного составления необходимо знать основные принципы и нюансы ее написания.

    Самое главное правило, которое должен усвоить каждый рецензент, - это то, что рецензия должна всегда быть обоснованной и аргументированной. Прочитавший какое-либо произведение читатель (неважно, научное или художественное) может просто выразить свою мысль словами "нравится" ли "не нравится", "верю" или "не верю". Рецензент же свое мнение обязательно должен подкреплять аргументами.

    Если рецензент выдвигает гипотезу, противоположную мнению автора, он обязательно должен её обосновать. Но важно помнить, что рецензия - это лишь короткий анализ статьи или книги. В такой работе недопустимы отвлеченные суждения о других статьях, книгах и прочее. В рецензии отмечается лишь мнение относительно данной работы.