О том, сколько баллов должна получить на ЕГЭ по литературе проверяющая комиссия и чего ждать будущим абитуриентам, редакция «Выпускника» поговорила с Марией Александровной Алексеевой , кандидатом филологических наук, зав. кафедрой филологии СУНЦ УрФУ, заместителем директора СУНЦ УрФУ по учебной работе и экспертом предметной подкомиссии Свердловской области.

Об изменениях, новшествах и «сюрпризах»

М.А.: В 2014 году глобальные изменения коснулись только технической организации экзамена, всего, что было связано с камерами, металлоискателями и прочим «счастьем». Камеры были и в аудиториях, где писали, и в аудиториях, где работали эксперты. Запрещались звонки сотовых телефонов, обмен репликами, перемещения по аудитории.

Структура экзамена не изменилась по сравнению с прошлым годом, но во время проверки выявилось, что некоторые варианты включали тот материал, который точно в кодификаторе указан не был. Например, поэзия второй половины ХХ века в кодификаторе представлена рядом имен. При этом указано, что задания по этому разделу формулируются только в третьей части экзаменационной работы. Неожиданным оказалось появление в одном из вариантов стихотворения И. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» во второй части работы. Для тех, кто читал или изучал этот текст, а таких очень немного, шока не было, но некоторые, я подозреваю, всё-таки испытали некоторое волнение, увидев произведения, которые в кодификаторе точно не были названы, но с которыми пришлось работать на экзамене. Появление таких текстов во второй части экзамена, скорее всего, связано с усложнением экзамена по литературе как экзамена профильного уровня.

С другой стороны, нового в этом году было то, что ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) создал открытый банк данных. Задания и вопросы ЕГЭ выкладывались в открытый доступ, начиная с февраля. Предполагалось, что те вопросы, которые туда входят, потом и будут попадать на экзамене. С моей точки зрения, такой открытый банк данных скорее вреден, чем полезен. Когда человек видит, что у него 854 вопроса и нужно их все «прорешать», он распределяет время так, чтобы написать ответы на все 854 вопроса, вместо того чтобы понять структуру ответа и уделить внимание выявлению закономерностей и более глубокой проработке материала.

Были небольшие изменения в критериях при проверке заданий на сопоставление (С2, С4). Более чётко и развернуто, чем раньше, были прописаны позиции выбора контекста и аспекта сопоставления художественных текстов, поэтому можно было точнее различить хорошие работы и отличные. Два года назад, например, это было сделать достаточно сложно. Увеличился объем ответов на эти вопросы, что тоже закономерно.

Сказать, что были какие-то материалы, к которым никто не готовился, я не могу, потому что во всех вариантах экзамена были заявлены программные произведения. Другое дело, что во время проверки выявляются работы, авторы которых считают, что Евгений Онегин убил не Ленского, а другого героя, но это уже другой вопрос. Как было сказано в одном из вариантов, Евгения плохо воспитали в детстве, несмотря на то, что «няня кормила его с рук», а потом он вырос, у него изменилась система ценностей, и он убил старуху-процентщицу. Но это всё издержки стремительной подготовки и незнания экзаменационного материала.


ЕГЭ для экспертов

М.А.: ЕГЭ на высокий балл эксперты сдать могли бы. Я не говорю про сто баллов абсолютно, потому что сто баллов отчасти предполагают элемент случайности: по сути все - и участники, и проверяющие являются заложниками компьютерной системы. Если разница в оценивании экспертов может быть в один балл (грубо говоря, я ставлю три балла за какое-то задание, второй эксперт ставит два балла), то компьютер по максимуму оценивает в пользу абитуриента. В итоге получается, что работа, которая формально выполнена на девяносто шесть баллов (в литературе это одна ошибка, там большой шаг) оценивается на сто. А работа, которая могла бы оцениваться на сто баллов, может быть оценена на девяносто шесть. Компьютерная система, которая ещё не вполне совершенна, иногда выводит на уровень ста баллов работы, которые таковыми не являются. Впрочем, многие работы, оцененные областной комиссией по максимуму, отправляются на перепроверку в Москву, и, как показывает практика, выпускники Свердловской области заслуженно получают высокие баллы за свои работы, несмотря на технические каверзы.

Эксперты могут и должны писать экзамен как минимум на девяносто два балла. Они знают чётко структуру и критерии, по которым проверяются работы, в отличие от некоторых абитуриентов, что выясняется во время апелляции. Кроме того, сотрудники кафедры филологии Института регионального образования и специалисты УрФУ экспертов очень активно учат, собирают на семинары несколько раз в течение года, рассказывают о новых требованиях, правилах, нюансах. Существует очень мощная практическая часть подготовки работы комиссии, где эксперты и создают тексты, и оценивают их, и выполняют тестовые задания, поэтому любой эксперт области, если бы сдавал экзамен, получил бы максимальный или очень высокий балл.


Реальные знания. Что проверяет ЕГЭ? Двоечник-стобалльник: это возможно?

М.А.: Таких крайностей система ЕГЭ, скорее всего, не предполагает. Двоечник на сто баллов не напишет, отличник на очень низкий балл - тоже. Если мы говорим о знаниях, то ЕГЭ проверят не столько знания, сколько умение выполнять работу по определённым правилам. Это Единый Государственный Экзамен, и здесь на первое место, поскольку система оценивания критериальная, выходит определённый аспект работы: умение понимать вопрос, понимать и структурировать текст, подбирать аргументы, использовать из всего объёма знаний только то знание, которое необходимо для ответа на данный вопрос, то есть умение отбирать информацию. ЕГЭ проверяет комплексный набор того, что сейчас называется компетентностями, а раньше называлось «знания, умения, навыки». Знание материала, понимание материала, умение материал отбирать, умение с материалом работать, умение материал выстраивать, умение материал грамотно излагать… Оценивается глубина приводимых суждений, убедительность аргументов, точность передачи авторской позиции. При оценивании «большого» сочинения С5 в критерии входит отсутствие фактических ошибок, уровень владения теоретико-литературными понятиями, обоснованность привлечения текста. композиционная цельность и логичность изложения, следование нормам речи. ЕГЭ, в частности по литературе, - это очень комплексная работа.

Отличник может написать на какой угодно балл, начиная от шестидесяти, потому что оценка выше шестидесяти баллов в ЕГЭ свидетельствует о достаточно высоком уровне выполнения работы.

На экзамене может сыграть роль не только знание или незнание материала. В этом году ЕГЭ по литературе был первым, поэтому громадную роль играло волнение. Первый экзамен по новым правилам. Потом, выходя с экзамена, некоторые говорили: «Ой, надо было бы по-другому сделать…». Может подвести также неумение распределять время выполнения частей экзаменационной работы. Это же очень жёстко ограниченная деятельность: экзамен длится три часа пятьдесят пять минут. Если вы великолепно всё пишете, но создаете избыточно большой текст, не успеваете переписывать с черновика на чистовик, то уже проигрываете. Поэтому здесь знания – только одна составляющая.


Общая эрудиция на ЕГЭ – в помощь?

М.А.: В ЕГЭ по литературе – да. В вопросах сопоставительного характера (самых сложных вопросах, на мой взгляд), когда мы должны рассмотреть произведение в историческом и литературном контексте, знание внепрограммных произведений русской литературы поможет. Если ученик знает современную литературу, ту литературу, которая не изучалась на уроках, но точно подходит по контексту, проблематике, системе образов, мотиву, к тому тексту, который дан, то он спокойно подбирает два контекста. Чем больше объем знаний и пониманий взаимосвязей элементов эстетической системы, тем более выигрышно смотрится работа выпускника.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ без репетиторов

М.А.: Сейчас таких возможностей очень много. Во-первых, интернет: ЕГЭ-online и всё, что с этим связано (только лучше выбирать такие варианты, где предусмотрена обратная связь). УрФУ ведёт программы подготовки к ЕГЭ и привлекает экспертов, которые дают рекомендации по поводу выполнения части «С» (она не проверяется компьютером). Если я очень хорошо знаю материал, структуру работы, тренируюсь в умении выстраивать текст, то я спокойно могу подготовиться самостоятельно.

А что мы понимаем под самостоятельной подготовкой? С помощью книжек, справочных материалов и школьных уроков подготовиться можно, но лишь в том случае, когда мы предполагаем, что на школьных уроках есть преподаватели, которые отвечают на заданные вопросы. Преподаватели говорят, на что обратить внимание, выстраивают общие сюжетные линии в истории русской литературы. В общем-то, программа так построена, что она позволяет это сделать.


Ученик на апелляции: права и правила. Может ли быть понижен балл?

М.А.: Правила проведения апелляций, как и порядок проведения ЕГЭ в целом, определяются приказом Министерства образования и науки РФ. Человек, сдавший экзамен, действительно имеет право подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Создается конфликтная комиссия, рассматривает поданные заявления, принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов. Части «А» и «B» обычно не становятся предметом апелляции, только часть «С». Правда, в этом году конфликтная комиссия рассмотрела работу, где в части «В» компьютерная программа неправильно «прочитала» букву «П» вместо «Л» («Психологизм» как «психопопизм»). Выяснили, что совершенно отчётливо прописана буква «Л», обозначена ошибка при обработке работы. балл был пересмотрен в сторону повышения. По правилам пересматривается вся работа, и оценка может быть как повышена, так и понижена.

Апеллируют, как правило, в двух ситуациях: выражается несогласие по поводу одного конкретного задания, то есть «я не согласен с оценкой задания С1, С2 или С4» В таком случае у нас есть возможность в первую очередь посмотреть на это задание и его внимательно прочитать. Или второй вариант– «Я не согласен с оцениванием всей работы». В таких случаях в заявлениях на апелляцию ещё встречается формулировка: «Я вообще сомневаюсь в объективности ваших экспертов». Эти случаи меня несколько настораживают. Они свидетельствуют, как правило, о незнании критериев оценивания работы.

Если человек точно знает критерии оценивания и находит в своей собственной работе соответствие этим критериям, то апелляция удовлетворяется. Можно улучшить результат на один-два балла. В случаях необходимости понижения балла комиссия предельно осторожна и внимательна. Когда я в этом году работала в конфликтной комиссии, обычно оценка оставлялась без изменений, потому что поводов для понижения или повышения баллов не было. Это. кстати, свидетельствует о качественной работе комиссии. Другое дело, когда абитуриенты приходят на апелляцию и в ходе беседы выясняется, что критерии они видят первый раз в жизни: «Как, ещё были правила, по которым надо писать?». С такими, конечно, очень сложно работать. Когда выпускники не знают правил игры, по которым они выполняли работу, очень сложно объяснить, что правила всё-таки были и что работа оценивалась в строгом соответствии с ними.

«Привычка» к ЕГЭ. Эволюция выпускников

М.А.: Каждый год выпускники разные по уровню знаний, уверенности в своих силах и талантам. Сравнивать выпускников-2014 с выпускниками-2010 и 2012 очень сложно. Задания немножко другие по характеру, критерии немножко другие, тональность другая, подбор аргументов другой совершенно. Хотя я могу точно сказать, что эта форма экзамена освоена учителями и выпускниками достаточно хорошо. Если в первый год проведения ЕГЭ по литературе встречались «нулевые» работы, где выпускник просто не приступал к выполнению сложных заданий С2, С4, С5, то сейчас таких работ практически нет. Во всех работах есть попытки хотя бы на минимальном уровне справиться с заданными правилами игры. Другое дело, что продолжают встречаться случаи, когда работа по литературе выполняется в жанре работы по русскому языку, но это уже вопрос подготовки.


ЕГЭ усложняется каждый год

М.А.: ЕГЭ становится сложнее, изменяется характер вопросов. Больше теоретического материала включается даже в задания С1, С2, хотя прямо вопрос по теории там не задан. Например, вопрос из варианта прошлого года: «Какие черты элегии присутствуют в стихотворении Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»?» Согласитесь, чтобы на него ответить, нужно именно с точки зрения теории объяснить, кто такая элегия и какие черты этого жанра в тексте присутствуют. Вопросы становятся всё более обращёнными к теории, это во-первых. Во-вторых, для ответа на вопрос не достаточно просто зафиксировать сходство текстов. «Есенин пишет письмо матери, так же, как письмо к няне пишет Пушкин, а сходство в том, что оба обращаются к родному и близкому человеку». Когда-то для получения высокого балла этого было вполне достаточно, а сейчас – нет, нужно убедительно обосновать выбор текста, сопоставить в заданном направлении анализа и не допустить при этом фактических ошибок, не исказить авторскую позицию. Требуется более глубокое понимание текстов. Более уверенные знания: а) теории, б) закономерностей историко-литературного процесса. Это уже не базовый, а углублённый уровень изучения предмета. Для экзамена по выбору это закономерно.

Что убрать из ЕГЭ: лишние вопросы. Универсальная «Война и мир»

М.А.: Во время проверки я сталкиваюсь с очень ограниченным количеством заданий. Насколько они представляют общую конструкцию, сказать сложно. Это можно выявить потом, на основании работы с методическими материалами, которые выдаёт ФИПИ, на основании общения на конференциях, где выясняется, какие были вопросы в других областях и регионах. В этом году мне стало известно, что в одном из регионов был вопрос о любовной интриге в поэме Блока «Двенадцать». Комиссия сама задумалась, прежде чем отвечать на этот вопрос, потому что большинством читателей это произведение воспринимается как поэма о революции. Когда на первый план выходит любовная интрига, то возникает дополнительный повод для размышления.

Иногда вопросы составлены так, что в С2 и С4, требующих два контекста, один находится достаточно уверенно и легко, а вот над вторым контекстом приходится ломать голову. Но надо отметить, что в последние годы подобные вопросы предполагают очень широкие возможности выбора: «В каких произведениях русских писателей изображены герои, переживающие духовный кризис…». Согласитесь, почти во всех произведениях русской классики персонажи искали истину, переживали духовный кризис, находились в состоянии нравственного поиска, приходили к тем или иным выводам. Сложность в том, что нужно отобрать точный контекст, назвать эпизод и героя.

«Война и мир» - один из универсальных романов, который может стать контекстом множества произведений и использоваться в массе вариантов, но каждый раз нужно выбирать новый эпизод. В большинстве случаев выпускники вспоминают хрестоматийный эпизод про Наташу Ростову, которая отдаёт подводы раненым, причем обращаются к нему часто вне зависимости от того, о чем был задан вопрос. Видимо, в сознании преподавателей и детей есть такие клишированные формулы о том, что в русской классической литературе все всем помогают, что она очень гуманна и заботится о маленьком человеке.

По поводу лишних вопросов я не смогу ответить. В том корпусе вариантов, что я проверяла, таких вопросов не было.


Популярность ЕГЭ по литературе

М.А.: По данным Министерства образования Свердловской области, количество выпускников этого года, выбравших литературу, примерно сопоставимо с количеством прошлого года (1381 человек в 2913 году. 1124 человека в первой волне 2014). Цифра колеблется от года к году, но она не становится пятью тысячами и не сокращается до семисот человек. Выбор обусловлен прежде всего вузами, которые предлагают набор экзаменов для поступления на определённые специальности. Кроме филологических факультетов и факультетов журналистики, это архитектурные институты, консерватории, театральные институты… Видимо, всё больше народу собирается в творческие профессии. С другой стороны, литературу иногда сдают те (это не такие частотные случаи), кто не очень уверен, например, в своих знаниях по биологии и других естественных и точных науках. Таким выпускникам кажется, что если у них перед глазами текст, то на вопросы по этому тексту они так или иначе ответят и какой-то минимум баллов получат.


О том, где лучше подготовят. Статистика школ

М.А.: Статистика эта есть в РЦОИ (Центр обработки информации Свердловской области). С докладами на основании этой статистики на заседаниях коллегии в министерстве образования Свердловской области выступает Марина Леонидовна Жигулина. Данные становятся известны уже осенью, обычно это сентябрь-октябрь, поскольку информация является открытой, представители всех школ имеют возможность посмотреть, где они в этом рейтинге находятся.

Кроме СУНЦ УрФУ, можно назвать известные в Екатеринбурге гимназии, выпускники которых очень успешно сдают ЕГЭ. Это гимназия № 2, гимназия № 9, гимназия № 13. Хорошо сдают экзамен по литературе выпускники Нижнего Тагила, Каменска-Уральского. Как правило, ученики, дающие высокие результаты на ЕГЭ, успешны и на Всероссийских олимпиадах по литературе и русскому языку. Думаю, это закономерно.

Творческая составляющая ЕГЭ. Новый способ раскрыться

М.А.: Поскольку это Единый Государственный Экзамен, то творческая составляющая там уходит с первого плана на план четвёртый-пятый. На первом месте - знание материала, логика, структура, умение отвечать на заданные вопросы. Творческая составляющая проявляется в поисках контекстов, в сочинении С5, которое предполагает ответ на заданный проблемный вопрос. Если вы отвечаете на вопрос о значении финала поэмы Блока «Двенадцать», то, пожалуйста, проявляйте свою творческую составляющую и предлагайте разные интерпретации и сопоставления. Демонстрируете и знания, и понимание, и умение пользоваться терминологией, составлять метафоры и т.д.

Видимо, творческой составляющей не хватает не только нам, потому что в системе выпускных экзаменов с 2014 – 2015 учебного года появится новый (старый) жанр - сочинение. В декабре этого года все будут выполнять письменную работу, которая будет являться допуском к ЕГЭ и оцениваться по системе «зачёт-незачёт». Сам выпускник будет определять, нужно ли ему представлять это сочинение в качестве части портфолио в вуз, куда он будет поступать. Вуз сможет оценить сочинение максимум десятью баллами и прибавить их к экзаменационным баллам.

Это новшество уже следующего учебного года. Под руководством Натальи Солженицыной создана группа, которая разрабатывает направления тем. (Состав комиссии можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки РФ). Сейчас ведется обсуждение рабочих материалов. Мне больше всего понравились такие направления тем, как «Юбилей Лермонтова», «Художник и власть». Точная формулировка темы будет предложена выпускникам во время экзамена в декабре. Как в добрые старые времена. Тот, кто получит «незачёт», сможет переписать в феврале. Полная информация о сочинении, темах, организации работы, критериях оценивания должна появиться к началу учебного года.

Это то новшество, которое призвано внести творческую составляющую в процесс итоговой аттестации. Поскольку сочинение будут писать все, а не только те, кто сдаёт литературу, творческая составляющая должна проявиться максимально. Такое сочинение требует несколько других умений и других навыков по сравнению с уже ставшей традиционной системой ЕГЭ. Ещё один вызов и выпускникам, и преподавателям, и социуму… Любопытный, с моей точки зрения.


Что надо изменить в критериях проверки. Со вет проверяющим

М.А.: Каждый год, после того, как завершается проверка экзаменационных работ, председатель областной предметной подкомиссии собирает замечания, рекомендации, вопросы экспертов, этот материал обобщается, систематизируется и отправляется в Москву, чтобы в следующем году можно было внести коррективы в структуру и содержание экзаменационных материалов.

Сейчас предлагать какие-то серьезные изменения сложно, потому что система экзамена отработана, всё неплохо. Единственное, я бы всё-таки (может быть, это будет слишком строго), проверяла грамотность в сочинениях по литературе. Мы сейчас рассматриваем только речевые ошибки, не обращая внимания на грамматические, но единство формы и содержания текста создаётся ещё и грамматическими средствами. Грамматическая ошибка – это неграмотно построенное предложение или словосочетание. Такие конструкции встречаются и в тех работах, которые могут получить максимальный балл – получается нелогично, я бы внесла ещё один критерий оценивания работ по литературе, который мог бы называться называется «грамотность». Может быть, стоит в работах по литературе обращать внимание и на орфографию с пунктуацией.

Ещё есть такой любопытный нюанс. В заданиях С1 и С3, заданиях по тексту, в качестве критерия оценивания значится «следование нормам речи», то есть Вы можете за высокое качество речи получить дополнительный балл. (3+1 =4). В более сложных заданиях – С2, С4 качество речи уже не оценивается. Я не знаю, почему это происходит, у меня такое ощущение, что 12 критериев уже есть, и на бланке проверки работы просто клеточек не хватает. Получается немножко нелогично: более простые вопросы требуют качества речи, более сложные – нет.

М.А.: Прежде всего - читать. Самый элементарный совет: читать и стараться понимать прочитанное. Понимать и присваивать. Самое главное – понять, что ты читаешь, и сделать прочитанный текст частью собственного опыта: жизненного, духовного, нравственного. Тогда вы сможете спокойно оперировать текстом и его смыслами в экзаменационных и не только экзаменационных ситуациях.

Сдача ЕГЭ совсем не является сверхзадачей обучения литературе (это справедливо и для других предметов). Сдача ЕГЭ – это одна ступень на пути к творческой самореализации. Самое главное - не думать о том, как сдать ЕГЭ как можно лучше, а думать о том, как умения работать с текстом, понимать текст, читать текст, сравнивать тексты потом пригодятся в дальнейшей творческой (и не только) профессии. Сформировать внутреннюю мотивацию чтения – самая главная задача. А если в качестве внешней мотивации нужны ЕГЭ или сочинение – пусть будет так.

Самый проверенный вариант - пойти на перечневую олимпиаду, взять там призовое место и получить льготу, которая и даст сто баллов по литературе. А вот как готовиться к перечневым олимпиадам - вопрос отдельный...

Если же вы решите идти другим путём и получить сотню напрямую, то я бы порекомендовал следующее:

1) Вызубрить наизусть все термины. Они пригодятся в первой, тестовой части. Даже если вам кажется, что вы всё знаете - обратитесь к гуляющим в сети спискам, поскольку трактовки, считающиеся на ЕГЭ правильными, порою очень сомнительны. Вот один из списков, хоть и не новый - http://5litra.ru/lit-terms.html

2) Среди открытых вопросов встречаются и те, в которых предлагается подобрать аналогию. Вот пример одного из таких вопросов: «В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки нашла своё отоб­ра­же­ние тема «отцов и детей» и в чём эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с шо­ло­хов­ским «Тихим Доном»?». Чтобы в будущем легче справляться с такими заданиями, стоит заранее найти как можно больше аналогий для каждой очевидной проблемы или для каждой яркой черты персонажа.

3) Советую на время экзамена забыть о наличии у вас собственного мнения. Не пытайтесь оспорить прописные истины и устоявшиеся каноны. Не избегайте опостылевших штампов вроде «фамусовского общества». Не уповайте на проверяющих и как можно тщательней разжёвывайте даже самую очевидную мысль - недостаточно исчерпывающие формулировки будут приняты за «нестройность рассуждений». Вворачивайте при любом удобном случае цитату, причём прямую, потому как косвенное цитирование на ЕГЭ частенько таковым не считается.

Хоть следование этим советам и не гарантирует отличного результата, как не гарантируют его даже сотни часов, проведённые с репетиторами, я верю, что у вас всё получится. Желаю удачи на экзамене!

P. S. С 2018 года в ЕГЭ по литературе будут внесены существенные изменения.

Сдавала в 2012 году, 96 баллов, не хватило одного первичного до 100, и тот снизили за грамотность. Первый ответ бредовее некуда, честно говоря. Писать в сочинении заведомо чужие мысли не стоит. Что помогло лично мне? Я три раза сходила на репетиторство к очень крутому преподавателю. На первое занятие мы сели, он взял стих, чей уже не вспомню, но что-то там гроза, дуб-березка, лесок шелестит, все стандартно. И за полчаса доказал мне, что это о боге и космосе. И у меня сознание перевернулось, потому что я действительно поняла, что это так и почему. Не просто "голубые занавески" - символ чистоты, что нам говорят учителя в школе, что некогда сказали и им, и во что никто не верит. Он провёл анализ вслух при мне, так что связь дуба, поваленного грозой и бога стала предельно очевидной. Так что ищите хорошего репетитора, который поможет вам понять не схему, а суть. Много читать при этом - совет очевидный и базовый, об этом даже говорить не стоит. А, ещё - в произведении есть то, что есть в тексте и то, чего там нет. Для меня великим открытием было. И на ЕГЭ помогло. Нужен был пример темы "поэт и толпа". Маяковский в тексте задания, Пушкина привела, помню что было у Лермонтова, а стиха ни одного вспомнить не могу. Беру "Нет, я не Байрон" - что есть в тексте - я особенный, чего нет, но есть в содержании - я против толпы.

Скажу по опыту своих друзей, которые сейчас учатся на медиакоме Вышки и журфаке МГУ, что получение именно 100 баллов маловероятно. Литература состоит из творческих заданий, важнейшими из них являются мини-сочинения о произведениях, которые оцениваются проверяющими весьма субъективно. Однако, получение 90+ вполне реально. Для этого нужно: 1) Иметь представление, а лучше выучить критерии проверки, чтобы точно знать, чего от вас хотят. 2) Уметь чётко и грамотно формулировать свои мысли. Воду не очень любят, даже если она наполнена средствами художественной выразительности. 3) Много читать. Приветствуется не только знание того произведения, которое дано вам в сочинении, но и тех, чья тематика и затрагиваемые проблемы сходны с ним. Особенно любят примеры из отечественной литературы, но и знание зарубежной лишним не будет. 4) Решать пробные варианты. Круг произведений в школьной программе по литературе ограничен и хоть всё объять невозможно, велика вероятность, что идентичные задания по пройденным произведениям попадутся вам непосредственно на ЕГЭ. Даже если этого не произойдёт, вы будете иметь солидный опыт, который поможет справиться с любыми заданиями. 5) Консультироваться с преподавателями. Они не только знают материал, но и новость относительно формальной составляющей экзамена. В год моей сдачи были сильно изменены варианты двух предметов-истории и литературы. Причем последние изменения произошли всего за 3 месяца до самого ЕГЭ и благодаря учителям мы своевременно узнали об этом и подготовились.

Однако, способ гарантированно получить 100 баллов всё же есть-это призовое место или победа на олимпиаде с профилем "литература" из перечня олимпиад школьников. Перечень обновляется каждый год и его можно посмотреть на сайте Российского совета олимпиад школьников. Победа в некоторых из этих олимпиад может давать право поступления без вступительных испытаний (то есть без ЕГЭ) на бюджет. Даже если вы не займёте призовое место, участие даст вам бесценный опыт, который пригодится и на ЕГЭ.

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

На этой неделе школьники напишут первые экзамены — по литературе и географии. «Газета.Ru» решила помочь 11-классникам и провела опрос среди студентов, сдавших ЕГЭ на 100 баллов и поступивших в ведущие российские вузы на бюджет. Участники опроса поделились рецептом своего успеха и рассказали, можно ли списать на экзамене.

Дмитрий Киселев (100 баллов за ЕГЭ по математике и по физике)

Я ЕГЭ сдавал сам, без репетиторов и какого бы то ни было читерства. ЕГЭ по физике и математике сложными быть не могут, там все задания в стиле «прочитай условие и не ошибись в одной формуле», а вот по русскому языку сдать на 100 баллов не получилось. Потерял пару первичных баллов где-то в районе «логики и связности текста» в части С. Вот здесь уже зависит от проверяющего, то есть если на физике или математике можно получить 100 баллов, руководствуясь одной формулой (опять же прочитать условие и не ошибиться, ну и, конечно, оформить аккуратно), то на русском языке половина успеха части С зависит от проверяющего.

Списать на ЕГЭ? Не знаю, не пробовал. Говорят, что это довольно легко. Не знаю, правда ли это, но, наверное, можно. Одна моя ученица (я тут репетиторствую понемножку) вообще готовиться перестала, говорит, ей больше 60 баллов не надо, а на 60 она спишет чего-нибудь. Да так-то полно способов обмануть теоретически честную систему.

Слышал от знакомых, что папа их подруги, суровый бизнесмен, гроза округа, пришел к директору школы, в которой должна была сдавать экзамен дочь, выложил на стол крупную сумму и сказал: «Она напишет, что знает, а ваши там пусть допишут правильные ответы».

Слава богу, закончилось все относительно хорошо: она написала, что знала, но дописать не смогли. Отцу деньги вернули, последствий он никому не учинил, но факт налицо: кто захочет — спишет.

На английском языке все еще веселее. Знакомые учителя, поставленные надзирателями, рассказывают, что качество микрофонов, на которые надо надиктовывать текст, прямо скажем, не очень. То есть запись может оказаться настолько корявой, что половину слов разобрать будет невозможно. Не знаю, случайность это или нет, но самому сдавать расхотелось, благо для поступления он не понадобился. Я уже не говорю про ситуацию прошлых лет, когда всех поголовно срезали на одной задаче, чтобы понизить количество 100-балльников в стране. Никому потом ничего доказать не удалось, хотя люди божились, что написали задачу идеально.

Дарья Титова (100 баллов за ЕГЭ по литературе)

«За полгода до сдачи экзаменов я внезапно решила, что мне обязательно нужно сдавать литературу. Отчасти потому, что, честно говоря, ее никто больше не сдавал, а мне хотелось выделиться.

А еще потому, что я твердо решила поступить на факультет журналистики, чем очень удивила мою семью врачей.

На этом сумасшедшем желании поначалу я сама зубрила первоисточники и читала критику.

Но настоящая моя подготовка началась в тот момент, когда я нашла репетитора — преподавательницу вуза, которая когда-то занималась непосредственно разработкой тестов по литературе. Она знала саму кухню: как что оценивается, что стоит и не стоит писать в сочинениях. С ней мои абсолютно несистематизированные знания по предмету были абсолютно вымыты от лишней мишуры и переживаний — были четкие планы анализа произведений и финального ответа. Ничего лишнего.

Не обошлось без удачи: в моем билете все произведения я хорошо знала.

Списывать я даже не пыталась: не хватало времени еще и об этом думать, плюс это был первый экзамен, и я была напугана строгой обстановкой.

Вспоминая весь этот процесс сейчас, думаю, что сдать все предметы на 100 баллов невозможно. Этот экзамен проверяет не знания, ну, или не только знания. К такой системе нужен механический подход. Стоит хоть немного определиться с дальнейшей учебой, выбрать экзамены, которые будешь сдавать, и сфокусироваться на них. Пять-шесть 100-бальных ЕГЭ не дают никаких гарантий дальнейшей счастливой жизни».

Алексей Кубарев (100 баллов за ЕГЭ по математике)

«Я сдал ЕГЭ на 100 баллов просто благодаря способностям (оба родителя окончили мехмат МГУ, с математикой проблем не было даже в одной из лучших физико-математических школ Москвы). К ЕГЭ готовился только в школе на проверочных экзаменах, а еще мне помогал учитель, который иногда давал на дом задачи из бывшей части С. Никаких репетиторов у меня не было — просто пришел и написал. О сложности не волновался, волновался только о маленьком количестве времени (к тому же я медленно пишу), так что на экзамене старался быстро оценивать, каким путем задачи решаются, и писать решения сразу в чистовик.

На черновике практически ничего не писал, разве что некоторые вычисления.

Естественно, каким бы способным ты ни был, нельзя гарантировать написание ЕГЭ на 100 баллов, но 90+ гарантировать можно. Лично я, когда шел на ЕГЭ, надеялся, что мне повезет с двумя задачами из части С, в остальном был уверен.

Сегодняшним 11-классникам могу посоветовать поменьше волноваться на самом экзамене и до него. Лично я много выступал на сцене, поэтому от волнения отвык. Также ни в коем случае нельзя готовиться всю ночь напролет, особенно перед экзаменом. Хотя бы за пару-тройку дней до него надо начать ложиться вовремя: на экзамене совершенно необходимо быть выспавшимся.

По поводу списывания: я с этим не сталкивался, но от знакомых из других школ слышал, что в принципе списать реально.

Например, говорят, что народ проносил шпаргалки, прикалывая их булавками к одежде: булавки слишком маленькие, чтобы металлоискатель их почувствовал.

Но это, конечно, совсем не для тех, кто нацелен на 100 баллов: им просто некогда откуда-то там списывать, только успевай задачи решать.

Написать все ЕГЭ на 100 баллов вполне реально, хотя и сложно. Во-первых, конечно, без везения ничего не выйдет, а везение на трех экзаменах — это не то же самое, что на одном. Во-вторых, нельзя забывать о человеческом факторе. Вот сидит проверяющий, твоя работа у него сотая, он уже уставший, а у тебя, скажем, плохой почерк. Естественно, у него складывается негативное впечатление, и вероятность получить сотню сильно падает. В математике это не так страшно, а, скажем, в русском легко можно схлопотать снижение балла в сочинении на каком-нибудь пункте вроде «выразительность речи». И иди потом докажи, что у тебя за этот пункт должен быть максимальный балл!

В общем, советую поменьше волноваться, выспаться перед экзаменом, а также не рвать на себе волосы уже после написания за обнаруженные ошибки или несделанные задания.

Себе нервы (и прическу) испортите, а балл не поднимите».

Екатерина Карцева (100 баллов за ЕГЭ по истории)

«К ЕГЭ подготовилась за год, до этого историей вообще не занималась, только дату Куликовской битвы знала. Но помогло то, что в школе ко мне хорошо относились, и в 11-м классе я, можно сказать, школу не посещала. Вместо этого с одиннадцати до восьми вечера я несколько дней в неделю зависала у репетитора, который, видя мое рвение, денег с меня брал на удивление мало. Социальные контакты, конечно, пострадали за год, потому что из дома не выходила.

Хорошо подготовиться к ЕГЭ за короткий срок реально, просто нужно чем-то жертвовать (временем, тусовками, другими предметами). Ну и система важна.

Готовилась так: каждый день начинала с конспектирования мгимошного учебника, потом учила конспект. Дальше решала +10 тестов, пролистывала паблики в ВК, разбирала все ошибки и выписывала их в отдельные тетради, которые перечитывала перед сном. Вечером просила маму проверять даты (в обе стороны), где-то штук по 25. Ближе к экзамену уже отказывалась от учебников, а больше переписывала и перечитывала сборник заданий части С (за год собрала большой вордовский файл). В общем, на все это дело обычно и уходил почти весь день.

На мой взгляд, получить 100 баллов по нескольким предметам можно, если ты в школе выполнил образовательный стандарт, а в 11-м классе натаскался на тесты плюс тебе повезло на экзамене. Но для этого все учителя должны быть сильными предметниками, а школьник должен обладать устойчивой мотивацией на протяжении всей старшей школы. В общем, на практике почти нереализуемо, я думаю. Сама пожертвовала математикой ради предметов, которые нужны были для поступления (49 баллов вроде было). А вот по русскому 100 баллов всегда можно получить, предмет легкий.

Списать на экзаменах можно было, люди телефоны доставали, у меня шпаргалки были с собой».

Анна Ландау (100 баллов за ЕГЭ по русскому языку)

Я занималась два года с репетитором, но и на ЕГЭ довольно-таки повезло. Мне попался хороший текст с ясной проблемой, и было достаточно легко подобрать аргументы. Я считаю, что ЕГЭ по русскому на 100 баллов сдать вполне реально, нужно лишь вызубрить определенный набор правил, нарешать заданий, подобрать достаточное количество аргументов для разных тем и написать несколько десятков сочинений — так сказать, набить руку.

Списать, как по мне, было невозможно, потому что был жесткий надзор и контроль на входе.

С моей точки зрения, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна скорее удача, нежели знания. При мне бывали и случаи, когда человек, писавший пробники на 60 баллов, на самом экзамене набирал 90+ и наоборот. Так что результат, скорее, зависит от везения и от того, какой вариант попадется.

Наталья Кирашева (100 баллов за ЕГЭ по географии и по русскому языку)

«Так вышло, что два ЕГЭ — по русскому языку и географии — я сдала на 100 баллов. Честно говоря, не ожидала. Как и все, стремилась к высоким результатам, но цифра 100 никогда не была заветной. С репетиторами я не занималась: школьных занятий и самостоятельной подготовки вполне хватало. Еще и время оставалось — на танцы, друзей и походы. Я считаю, что высокие результаты — это заслуга учителей. Они у меня были замечательные: не пугали «этим ЕГЭ, от которого зависит вся жизнь», а спокойно, урок за уроком, вкладывали в наши головы знания.

Было ли сложно? Сильного волнения, если честно, не помню. По поводу возможности списать: самые хитрые, пожалуй, всегда найдут таковую, но по мне проще подготовиться и быть уверенным в своих знаниях, чем волноваться и бояться, что тебя «засекут».

Хотя шпаргалки у меня были почти на всех экзаменах — не для списывания, а исключительно для уверенности.

Я думаю, что сдать ЕГЭ и по русскому, и по математике на 100 баллов возможно, наверняка есть такие ребята. Хотя я таких, кажется, не встречала».

Ольга Зинченко (100 баллов за ЕГЭ по обществознанию и по русскому языку)

«Я получила 100 баллов за обществознание и русский язык. Занималась с репетиторами (не помню точно, но, по-моему, с каждым раз в неделю), по обществознанию и истории еще дополнительно ходила на групповые курсы (в Сибирском федеральном университете и подготовительные курсы ВШЭ). В гимназии у нас были очень сильные преподаватели, поэтому, по сути, подготовка была многосторонней, если можно так выразиться. Дополнительно занималась историей, но в последний момент не стала ее сдавать (потому что стала призером Всеросса по английскому, что было достаточно для вузов, куда я хотела), хотя, по мнению педагога, я могла бы сдать на 100 баллов (это, конечно, уже из категории сослагательного наклонения, но все же).

Что касается рецепта успеха, то могу сказать, что взяла этот рубеж только за счет тяжелого труда. В неделю выполняла по три-четыре теста (по каждому предмету, включая часть С), по истории еще слушала аудиокниги (по дороге на курсы / к репетиторам). Без репетиторов было бы сложно, так как ЕГЭ — это все-таки определенный формат, ты можешь быть потрясающе грамотным, но если не написал сочинение по определенному шаблону, то баллы будут снижены.

На ЕГЭ принципиально не списывала, но знаю, что многие сидели с телефонами.

Некоторые фотографировали задания и высылали, а им потом репетиторы / старшие друзья или еще кто-то присылали ответы. Сейчас, наверное, такая система не пройдет, слышала, что ставят глушилки, хотя и нас ими пугали».

Необходимую для . Для этого, бесспорно, понадобится количество времени и сил, однако, в таком случае вы можете небезосновательно рассчитывать на большое количество .

Конспектируйте объемные произведения. Краткое содержание, написанное собственноручно, облегчит вам повторение пройденного материала непосредственно перед экзаменом. Прочитав его, вы освежите в памяти основные моменты произведения. Не перегружайте конспект ненужными подробностями, излишними описаниями природы и малозначительными диалогами. Однако подробнее опишите характеры героев и жизненные перипетии, ставшие центральным сюжетом произведения. Конспектируйте материал блоками - например, классифицируйте произведения по жанру. Перед ЕГЭ по просмотрите конспект, акцентируя на них внимание – так писать ответы на вопросы будет гораздо легче.

Интересуйтесь смежными науками - историей, философией, культурологией, . Это даст вам возможность развивать гуманитарное мышление и свободно ориентироваться в исторических романах, философских проблемах произведений и нормах права и морали.Написание ЕГЭ по литературе предполагает умение изъяснить свои мысли не только в пределах этого предмета, но и опираясь на , понятия правовой культуры и принципы .

Подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе предполагает также выполнение пробных тестов. Вы сможете ознакомиться с примерным перечнем вопросов и продумать заранее возможные варианты ответов. На полноценном экзамене вы будете чувствовать себя комфортнее, свободно ориентироваться в заданиях. Экзаменационная работа разбита на три части. Первая часть предполагает выполнение 20 заданий, смысл их состоит в выборе одного верного ответа из четырех возможных вариантов. Ответы на второй блок вопросов предполагают высказывание собственного мнения в формате кратких ответов на поставленные вопросы. Третья часть представляет собой - развернутый ответ на поставленный в том или ином произведении вопрос.

Видео по теме

Экзамен по литературе является одним из самых сложных экзаменов, так как при его выполнении вам придется столкнуться со множеством письменных заданий. Чтобы написать сочинения по темам, предложенным экзаменаторами, а также выполнить несколько тестовых заданий, вам необходимо тщательно подготовиться. Вам придется много читать и изучать различные литературные термины. Поэтому перед началом учебы нужно подготовить себя к тому, что придется уделять много внимания данному предмету, а также самостоятельно готовиться к предстоящему экзамену.

1. Посещайте школьные уроки по литературе и дополнительные занятия.

Учитель литературы должен стать вашим помощником в процессе подготовки к экзамену. Заранее скажите ему о том, что вы решили сдавать экзамен по его предмету и попросите оказывать помощь в случае необходимости. Если ваш учитель настроен дружелюбно, вы также можете попросить его о дополнительных занятиях, на которых он даст вам ряд советов по выполнению заданий. Не бойтесь просить о помощи и интересоваться новыми материалами.

Как правило, такой список содержится в документе, который называется "Кодификатор". Вы сможете найти его на сайте ФИПИ. В кодификаторе представлен список литературы, которую вам рекомендуют прочитать экзаменаторы для подготовки к экзамену по литературе. Там будут содержаться произведения отечественной литературы, классика и поэзия. Но не стоит ограничиваться только этими произведениями. Вы также можете читать те книги, которые вас привлекают. Они также могут пригодиться вам при написании сочинений.

3. Запоминайте героев книги, основные события.

В ЕГЭ существует задание на знание персонажей различных произведений. Чтобы к нему подготовиться, вам нужно завести тетрадь, куда вы будете выписывать персонажей и события, с которыми они связаны. Не стоит делать слишком обширных конспектов. Минимизируйте информацию и делайте ее более доступной для запоминания.

4. Сами придумывайте клише для написания сочинений.

При написании сочинений вам будет необходимо пользоваться клише. Например, создавая переходы от одной части к другой, рекомендуется использовать различные связующие фразы. В интернете существует великое множество таких фраз, которые встречаются в работах миллионов школьников и не придают им особой оригинальности. Для того чтобы разнообразить свои письменные работы, разработайте самостоятельно несколько фраз, которыми вы будете пользоваться на экзамене.

5. Пополняйте свой словарный запас.

Экзаменаторы в ходе проверки сочинений учитывают не только соблюдение различных критериев его написания, но и лингвистические навыки, уровень владения речевыми оборотами, интересными фактами. Для того чтобы учесть этот важный фактор, вам необходимо работать со словарем. Запоминайте новые слова и их определения. Они обязательно пригодятся вам в экзаменационной работе.