Органы по метрологии. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфереобеспечения единства измерений осуществляется федеральным органом потехническому регулированию - Минпромэнерго России. Указанный федеральныйорган принимает в области метрологии, следующие нормативные правовые акты:

Правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

Метрологические правила и нормы;

Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений;

Порядок представления средств измерений на поверку и испытания, а также установления интервалов между поверками;

Порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке;

Порядок проведения государственного метрологического контроля.

Действующее в рамках Минпромэнерго России агентство по техническому регулированию и метрологии – ФА ≪Ростехрегулирование» осуществляет:

Руководство деятельностью Государственной метрологической службы и государственных справочных метрологических служб;

Определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

Ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

Государственный метрологический надзор.

Функция государственного метрологического надзора выполняется ФА ≪Ростехрегулирование≫ непосредственно и через семь межрегиональных территориальных управлений. Функции государственного метрологического контроля продолжают выполнять ≪на местах≫ федеральные государственные учреждения - центры стандартизации, метрологии и сертификации (ФГУ ЦСМ). В России функционирует более 90 ЦСМ.

Службы по метрологии. Обеспечение единства измерений в стране осуществляется следующимисубъектами метрологии:

Государственной метрологической службой (ГМС);

Справочными метрологическими службами (СМС);

Метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти;

Метрологическими службами организаций (МСО).

В ГМС входят:

Подразделения центрального аппарата ФА ≪Ростехрегулирование≫, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельности по обеспечению единства измерений (ОЕИ) на межотраслевом уровне;

Государственные научные метрологические центры;

Органы ГМС в субъектах РФ (на территориях республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов) - ЦСМ.

Государственные научные метрологические центры представлены институтами:

ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва);

ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт-Петербург);


НПО ≪ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений≫ (ВНИИФТРИ, пос. Менделеево Московской обл.);

Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др.

Указанные научные центры не только занимаются разработкой научно- методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов.

В России функционирует более 90 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

ФА ≪Ростехрегулирование≫ осуществляет методическое руководство тремя государственными справочными службами:

Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);

Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);

Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведомствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.

Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утвержденных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших предприятиях рекомендуется назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязанности и ответственность.

Основные задачи метрологических служб:

Калибровка средств измерений;

Надзор за состоянием и применением средств измерений, за аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку;

Анализ состояния измерений, испытания и контроля на предприятии, в организации.

Метрологические службы предприятий должны уделять особое внимание состоянию измерений, соблюдению метрологических правил и норм в сферах деятельности предприятия, предусмотренных ФЗ ≪Об обеспечении единства измерений≫ (ст. 13): при испытаниях и контроле качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов, при выполнении предприятием работ по обязательной сертификации продукции и услуг и др.

ГМС России в своей деятельности учитывает документы международных региональных организаций по метрологии.

Субъекты метрологии - юридические и физические лица, осуществляющие метрологическую деятельность К ним отно­сятся международные и региональные организации по метрологии, а также метрологические службы (государственные и юри­дических лиц).

Метрологическая служба - организующие и/или выполняю­щие работы и/или оказывающие услуги по обеспечению един­ства измерений структурное подразделение центрального аппа­рата федерального органа исполнительной власти и/или его тер­риториального органа, юридическое лицо или структурное под­разделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предпри­ниматель .

Различают три уровня субъектов метрологии: международ­ный, региональный и национальный (рис. 2.4).

Международный уровень представлен международными мет­рологическими организациями, в состав которых входят пред­ставители национальных организаций по метрологии, а регио­нальный - метрологическими организациями стран определен­ного региона земного шара. Национальный уровень метрологии имеет два подуровня:

Государственный;

Службы юридических лиц.

Государственный подуровень метрологии включает Ростехре-гулирование, научные метрологические центры (НМЦ) и центры стандартизации и метрологии (ЦСМ). Каждая группа субъектов национального подуровня обладает определенными функциями и областью компетентности.

Ростехрегулирование (Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии) осуществляет государственное управление обеспечением единства измерений. К его компетен­ции относится:

Представление Правительству РФ предложений по едини­цам величин, допускаемым к применению;

Установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

Определение общих метрологических требований к сред­ствам, методам и результатам измерений;

Осуществление государственного метрологического конт­роля и надзора,

Осуществление контроля за соблюдением условий между­народных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

МКМВ - Международный комитет мер и весов, МБМВ - Международное бюро мер и весов, МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии, ИСО - Международная организация по стандартизации, ТК - технический комитет, ГНМЦ - государственные научные метрологи­ческие центры, РКС - Российская калибровочная служба, МСО - метро­логическая служба отраслей, МСП - метрологическая служба предприятий, ЦСМ - центр стандартизации и метрологии

Руководство деятельностью Государственной метрологи­ческой службы и иных государственных служб обеспече­ния единства измерений;

Участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Государственная метрологическая служба находится в веде­нии Ростехрегулирования и включает:

Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ);

Органы Государственной метрологической службы в регио­нах России.

ГНМЦ представлены Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов, состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной служ­бой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Руководство и коор­динацию их деятельности осуществляет Ростехрегулирование.

ГНМЦ несут ответственность за создание, совершенствова­ние, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений

В состав органов Государственной метрологической службы входят ЦСМ, осуществляющие государственный метрологичес­кий контроль и надзор во всех регионах России.

Метрологическая служба юридических лиц представлена мет­рологическими службами федеральных органов управления и предприятий (МСП), являющихся юридическими лицами (Закон об обеспечении единства измерений). Метрологические службы в государственных органах управления и на предприятиях созда­ются при необходимости в установленном порядке для выполне­ния работ по обеспечению единства и требуемой точности изме­рений, а также для осуществления метрологического контроля и надзора. При выполнении работ в сферах, где необходима поверка средств измерения, создание метрологических служб и иных организационных структур по обеспечению единства изме­рений является обязательным.

Метрологические службы юридических лиц осуществляют метрологический контроль путем калибровки средств измере­ний, надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, а также за соблюдением установленных метрологических правил и норм. Кроме того, они осуществляют проверки своевремен­ности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

В соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений» государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляет Госстандарт России.

Государственная метрологическая служба (ГМС) находится в введении Госстандарта и включает:

1) подразделения центрального аппарата Госстандарта России , осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельностью по обеспечению
единства измерений на межотраслевом уровне;
2) государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) , метрологические научно-исследовательские институты, несущие в соответствии с законодательством ответственность за создание, хранение и применение государственных эталонов и разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленном виде измерений;
3) органы ГМС на территориях республик и других субъектов в составе РФ . Органы Государственной метрологической службы, образованные по территориальному признаку, осуществляют государственный метрологический контроль и надзор на местах.

Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.

В состав Государственной метрологической службы (ГМС) входят такие ГНМЦ, как:

− Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);
− Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева (НПО ВНИИМ им. Д.И. Менделеева);
− Всероссийский научно-исследовательский инсти-тут физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ);
− Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений (ВНИИОФИ);
− Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ), г. Новосибирск;
− Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ), г. Екатеринбург/

Главным центром Государственной метрологической службы ГМС является ВНИИМС . Важнейшими направлениями деятельности ВНИИМС как главного центра Государственной метрологической службы ГМС являются общее научно- методическое руководство и координация деятельности метрологических служб, а также разработка научно-методических, организационных, технико-экономических и правовых основ метрологического обеспечения народного хозяйства.

Главными центрами эталонов являются:

- ВНИИМ (специализация величины длины и массы, механические величины, теплофизические величины, ионизирующие излучения, давление, физико-химический состав и свойства веществ). Во ВНИИМ созданы и находятся государственные первичные эталоны всех основных единиц Международной системы, кроме единиц времени и частоты. Эталон единицы был первоначально представлен платиново-иридиевым штриховым метром № 28 - копией международного эталона. В 1895 г. после работ А. Майкельсона была признана возможность замены вещественного эталона естественным - длиной световой волны определенной спектральной линии какого-либо атома. Новое определение метра на основе оранжевой линии криптона 86 было принято позднее - только в 1960 г. на 11-й Генеральной конференции по мерам и весам. Начиная примерно с 1930 г. во ВНИИМС была начата работа по переходу на новое определение метра. Работы завершились в 1968 г. созданием нового государственного первичного эталона длины.
Эталон единицы массы представлен платиново иридиевым килограммом № 12, полученным в 1889 г. от Международного бюро мер и весов в качестве копии международного эталона. В послевоенные годы во ВНИИМ были созданы первичный эталон единицы силы тока и эталон единицы силы света - канделы. Для воспроизведения единицы температуры - кельвина - был создан прецизионный гелиевый газовый термометр и определены температуры реперных точек: кипения кислорода, затвердевания кадмия, цинка, олова и золота.
Кроме перечисленных основных эталонов Международной системы единиц во ВНИИМ созданы эталоны и эталонные установки для многих единиц различных физических величин. Из общего числа государственных эталонов нашей страны около 50 % сосредоточены во ВНИИМ.
- ВНИИФТРИ (радиотехнические и магнитные величины, время и частота, акустические и гидроакустические величины, низкие температуры, ионизирующие излучения, давление, твердость, характеристики аэрозолей и т. д.), в котором хранится эталон времени.
- ВНИИОФИ (оптические и оптико-физические величины, акустооптическая спектрометрия, измерения в медицине, измерения параметров лазеров).
- СНИИМ (радиотехнические, электрические и магнитные величины и др.).

Ряд эталонов хранятся в центрах государственных эталонов: ВНИИМС, ВНИИ расходометрии, г. Казань, НПО «Дальстандарт», г. Хабаровск).

Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответственность за метрологическое обеспечение измерений в стране на межотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор метрологических служб юридических лиц.


Основная деятельность органов государственной метрологической службы

направлена на обеспечение единства измерений в стране. Она включает создание государственных и вторичных эталонов, разработку систем передачи размеров единиц ФВ рабочим СИ, государственный надзор за производством, состоянием, применением, ремонтом СИ, метрологическую экспертизу документации и важнейших видов продукции, методическое руководство метрологическими службами юридических лиц. Руководство государственной метрологической службой осуществляет Госстандарт.

Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) образуются из числа находящихся в ведении Госстандарта предприятий и организаций или их структурных подразделений, выполняющих работы по созданию, совершенствованию, хранению и применению государственных эталонов единиц величин, а также ведущих разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений и имеющих высококвалифицированные научные кадры.

Присвоение конкретному предприятию, организации статуса ГНМЦ не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение их к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.


Основные функции ГНМЦ:

Создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;
. выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области метрологии, в том числе по созданию уникальных опытно-экспериментальных установок, шкал и исходных мер для обеспечения единства измерений;
. передача размеров единиц величин от государственных эталонов исходным;
. проведение государственных испытаний средств измерений;
. разработка оборудования, необходимого для оснащения органов государственной метрологической службы;
. разработка и совершенствование научных, нормативных, организационных и экономических основ деятельности по обеспечению единства измерений в соответствии со специализацией;
. метрологическая служба федеральных органов исполнительной власти, метрологическая служба предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами взаимодействует с ГНМЦ;
. информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам единства измерений;
проведение работ, связанных с деятельностью ГСВЧ, ГСССД и ГССО;
. проведение экспертизы разделов метрологического обеспечения федеральных и иных программ;
. проведение метрологической экспертизы и измерений по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и федеральных органов исполнительной власти;
. подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров для метрологических служб;
. участие в сличении государственных эталонов с национальными эталонами других стран, разработке международных норм и правил.

Под единством измерений понимается такое их осуществление, которое обеспечивает достоверность и сопоставимость результатов однородных измерений, а значения измеряемых величин при этом выражаются в узаконенных и общепринятых единицах.

Вся общественная практика деятельности людей и особенно их познавательный процесс требуют одинаковости, единства сходных по сути измерений. Поэтому возникали различные единицы измерений - меры.

Так, например, из древности известна единица измерения драгоценных камней - карат (в переводе «семя боба», «горошина»), а также аптекарская единица измерения веса лекарственных гранул - грайн («зерно»). На Руси прежде применялись такие единицы длины, как вершок («верх перста», т.е. длина концевой фаланги указательного пальца) и пядь (от слова «пять», «пятерня» - расстояние между концами вытянутого большого и указательного пальцев). Были и такие русские меры длины, как аршин, равный примерно 0,7 метра, а также сажень (от слова «сягать», «досягать»), т.е. расстояние, на котором можно достать рукой, и равное длине трех локтей; косая сажень - предельное расстояние от подошвы левой ноги до конца среднего пальца вытянутой вверх правой руки; маховая сажень - расстояние между концами пальцев раскинутых рук; верста (от «верт», «поворот» плуга обратно) - это длина борозды пашни, равная от 500 до 1000 саженей; поприще - расстояние, которое пробегает лошадь от отдыха до отдыха, равное примерно 20 верстам.

Первая международная Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ) состоялась в 1889 г. На этом форуме Россия получила два эталона метра из платино-иридиевого сплава. Длина 1 метр на эталонах отмечалась штрихами.

Последующие, регулярно созываемые ГКМВ уточняли величины основных единиц измерений и совершенствовали их эталоны - эталоны килограмма, метра, секунды.

Решения международных ГКМВ многими странами принимались к исполнению на добровольных началах. Так, например, 14 сентября 1918 г. Совнарком РСФСР принял законодательный декрет «О введении Международной метрической десятичной системы мер и весов».

В 1960 г. наXI ГКМВ были приняты и используются по настоящее время всеми странами мира основные международ■

ные единицы измерений (СИ - система международная) и их эталоны.

Закон о единстве измерений, принятый в нашей стране 27 апреля 1993 г., устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Для целей данного Закона РФ установлены следующие основные понятия и их определения:

Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью;

Средства измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений;

Эталон единицы величины - средство" измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

Государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории РФ;

Нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации;

Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений;

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм;

Проверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;

Калибровка средства измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

Обеспечение единства измерений осуществляется комплексом правовых, организационных, технических и экономических мер.

Правовой основой для реализации единства измерений является законодательная метрология, создающая государственные акты и нормативные документы различного уровня (например, государственные и отраслевые стандарты, стандарты предприятий, технические условия, методы и т.д.), регламентирующие метрологические правила, требования и нормы. Юридической гарантией обеспечения единства измерений выступает административная и уголовная ответственность за нарушение требований законодательной метрологии.

Единство измерения обеспечивается субъектами метрологии - Государственной метрологической службой, которой руководит Ростехрегулирование, увязывающей свою деятельность с отраслевыми метрологическими организациями, метрологическими службами федеральных органов власти РФ и метрологическими службами юридических лиц.

В состав Государственной метрологической службы входят семь государственных научных метрологических центров, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы и около 100 центров.

Государственная метрологическая служба осуществляет госконтроль и надзор в области метрологии и надзор в области измерения.

Объекты госконтроля: средства измерения, в том числе эталоны, методики выполнения измерений, количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и реализации и др.

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа измерения;

Поверку средств измерения;

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерения.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

Количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

Выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм.

Средства измерения, не подвергаемые государственному метрологическому контролю подлежат калибровке.

Организационное обеспечение единства измерений осуществляют Ростехрегулирование и его подразделения в регионах страны, а также ведомственные метрологические службы.

Технической базой для единства измерений является система хранения эталонов, а также система воспроизведения и распространение прототипов или эквивалентов с передачей информации о них всем заинтересованным в этом.

Экономический фактор обеспечения единства измерений состоит в объективных требованиях этого для создания необходимой продукции и ее рыночного товарообмена. Собственно вся практическая экономика нуждается в единстве измерений свойств, их сочетаний, качеств, стоимостей и т.д.

К субъектам метрологии относятся: 1) Государственная метрологическая служба РФ (ГМС); 2) метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МС); 3) международные метрологические организации.

Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта и включает:

государственные научные метрологические центры (ГНМЦ);

органы ГМС в субъектах РФ (на территории республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей), а также городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г.Москва), ВНИИ метрологии им.Д. И.Менделеева (ВНИИМ, г.Санкт-Петербург); НПО “ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений” (ВНИИФТРИ, пос.Менделеево Московской обл.); Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г.Екатеринбург) и др. Указанные научные центры занимаются не только разработкой научно-методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов.

В России функционирует более 100 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Госстандарт осуществляет руководство тремя государственными справочными службами: Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает 2 раза в год - при переходе на летнее и зимнее время. Потребителями измерительной информации ГСВЧ являются службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками, Единая энергетическая система и пр.

ГССО обеспечивает создание и применение сие- . темы стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов - металлов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и газовых смесей и др. Практическое значение СО показано выше.

ГССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и" материалов, в том числе конструкционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потребителями информации ГССД являются организации, проектирующие изделия техники, к точности характеристик которой предъявляются особо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагаться на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащуюся в справочной литературе.

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведомствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 Закона РФ, создание МС для обеспечения - единства измерений является обязательным. Так, MG созданы в Минздраве, Минатоме, Минприроде, Миноборонпроме и других федеральных органах исполнительной власти. МС функционируют в РАО ЕЭС России, РАО “Газпром”, НК ЮКОС, НК “Лукойл”.

Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями органов управления или юридических лиц.

Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утвержденных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших предприятиях Госстандарт рекомендует назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязанности и ответственность.

Международные метрологические организации действуют с конца XIX в. Как уже отмечалось выше, в 1875 г. 17 государств, в число которых входила Россия, подписали в Париже. Метрическую конвенцию, которая, по существу, явилась первым международным стандартом. При этом было создано первое международное метрологическое учреждение - Международное бюро мер и весов (МБМВ), которое до сих пор активно функционирует, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ располагается во Франции, в г.Севр. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма и некоторые другие эталоны, а также организует периодическое сличение национальных эталонов с международными. Руководство деятельностью МБМВ осуществляется Международным комитетом мер и весов (МКМВ), созданным одновременно с МБМВ.

В среднем раз в 4 года собирается Генеральная конференция по мерам и весам, принимающая общие, наиболее важные для развития метрологии и измерительной техники решения.

В 1956 г. была учреждена Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), членами которой (на период 1998 г.) являются 85 стран мира. МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии: установление классов точности СИ; обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразия метрологических характеристик СИ независимо от страны-изготовителя; порядок поверки и калибровки СИ и др.

В период 1996-1997 гг. метрологическими институтами Госстандарта осуществлялось ведение 3 ТК ”" 12 ПК МОЗМ и ИСО. Этими ТК и ПК осуществлен на разработка 16 проектов международных документов при авторстве России.

Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений страд Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Организации России ведут или участвуют в реализации 60% тем КООМЕТ.

Итоги многолетней деятельности международных организаций очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Международная система единиц физических величин (SI) действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик СИ, по сертификации СИ, по испытаниям СИ перед выпуском серийной продукции.

ГМС России в своей деятельности приходится учитывать документы региональных международных метрологических организаций, а также зарубежных У национальных метрологических организаций США, Великобритании и пр.

Обеспечивают единство измерений (организационная база). К ним относятся:

Государственная метрологическая служба (ГМС)

Метрологические службы (МС) федеральных органов власти и юридических лиц

Международные метрологические организации (ММО)

Состоят из:

Метрологических научных центров

Государственных метрологических научных центров (ГНМЦ-ВНИИМ имени Менделеева)

ГМС субъектов РФ (их более 100)

Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ)

Обеспечивает единство измерений времени и частоты, которой пользуются службы навигации и управления самолётами, судами и спутниками, единая энергетическая система и др. Об этой службе рядовой потребитель узнаёт два раза в год при переводе часов.

Государственная служба стандартных образцов состава, свойств веществ и материалов (ГССО)

Обеспечивает создание и применение стандартных (эталонных) образцов состава и свойств различных материалов, то есть веществ и металлов, а также образцов твёрдости, шероховатости, различных лекарственных препаратов и т.д.

государственная служба стандартных справочных данных о физических константах, свойствах веществ и материалов, в том числе о свойствах минералов, нефти и газа.

Этой информацией, в основном, пользуются проектировщики изделий техники.

Метрологические службы федеральных органов власти и юридических лиц

Могут создаваться в министерствах, организациях и предприятиях, которые являются юридическими лицами, для выполнения задач по обеспечению единства измерений и требуемой точности измерений, а также для осуществления метрологического контроля и надзора. Например, МС созданы в Минздраве, Минатоме, Минприроды, Минобороны.

Права и обязанности МС определяются и утверждаются руководителями органов управления или юридическими лицами. На небольших предприятиях назначаются ответственные лица за соблюдением требований по обеспечению единства измерений. Права и обязанности этих лиц устанавливаются должностными инструкциями, которые согласовываются с федеральным агентством по ТР и метрологии.

Действуют с конца 19-го века.

МБВМ (международное бюро мер и весов) – самая раняя (1875). Находится в городе Севр, Франция. Хранит международные эталоны и организует периодическое сличение национальных эталонов с международными и международных между собой.

МОЗМ (международная организация законодательной метрологии), 1956. Членами являются 85 стран мира. Она разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии, устанавливает классы точности СИ, обеспечивает единообразие определённых типов СИ, образцов и систем измерений приборов, рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразия метрологических характеристик СИ, которые должны быть независимыми от страны-изготовителя, а также устанавливает порядок поверки и калибровки СИ.

Работа ММО очень полезна и результативна. Например, большинство стран по рекомендациям ММО приняли международную систему физических величин, используют совместимую терминологию и пользуются рекомендациями по способам нормирования метрологических характеристик и сертификации СИ.

44 .Основные положения закона «об обеспечении единства измерения»

Одним из важнейших направлений деятельности по стандартизации явл. обеспеч. единства измерения.Работа по этому направлению регламентируется «законом о единстве измерения».

Управление деятельности по обеспеч. ед-ва измер. возложено на «федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии»,которое в соответствии с законом, выполняет следующие функции:

1.Межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспеч. ед-ва измер.

2.Предоставление правительством Р.Ф.Предложений по единицам величин, допускаемым применением.

3.Установление правил создания,утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин.

4.Опред.общих метролог. требований и средств измерения методом измер. и обработки результатов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Субъекты метрологии

метрология эталон измерение

Субъекты метрологии -- юридические и физические лица, осуществляющие метрологическую деятельность. К ним относятся международные и региональные организации по метрологии, а также метрологические службы (государственные и юридических лиц).

Метрологическая служба -- организующие и/или выполняющие работы и/или оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и/или его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель.

Различают три уровня субъектов метрологии: международный, региональный и национальный (рис. 1).

Международный уровень представлен международными метрологическими организациями, в состав которых входят представители национальных организаций по метрологии, а региональный -- метрологическими организациями стран определенного региона земного шара. Национальный уровень метрологии имеет два подуровня:

* государственный;

* службы юридических лиц.

Государственный подуровень метрологии включает Ростехрегулирование, научные метрологические центры (НМЦ) и центры стандартизации и метрологии (ЦСМ). Каждая группа субъектов национального подуровня обладает определенными функциями и областью компетентности.

Ростехрегулирование (Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии) осуществляет государственное управление обеспечением единства измерений. К его компетенции относится:

* представление Правительству РФ предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

* установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

* определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

* осуществление государственного метрологического контроля и надзора,

* осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средствизмерений;

Рис. 1. Структура субъектов метрологии

МКМВ -- Международный комитет мер и весов, МБМВ -- Международное бюро мер и весов, МОЗМ -- Международная организация законодательной метрологии, ИСО -- Международная организация по стандартизации, ТК -- технический комитет, ГНМЦ -- государственные научные метрологические центры, РКС -- Российская калибровочная служба, МСО -- метрологическая служба отраслей, МСП -- метрологическая служба предприятий, ЦСМ -- центр стандартизации и метрологии

* руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

* участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Государственная метрологическая служба находится в ведении Ростехрегулирования и включает:

* государственные научные метрологические центры (ГНМЦ);

* органы Государственной метрологической службы в регионах России.

ГНМЦ представлены Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов, состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Руководство и координацию их деятельности осуществляет Ростехрегулирование.

ГНМЦ несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений

В состав органов Государственной метрологической службы входят ЦСМ, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор во всех регионах России.

Метрологическая служба юридических лиц представлена метрологическими службами федеральных органов управления и предприятий (МСП), являющихся юридическими лицами (Закон об обеспечении единства измерений). Метрологические службы в государственных органах управления и на предприятиях создаются при необходимости в установленном порядке для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, а также для осуществления метрологического контроля и надзора. При выполнении работ в сферах, где необходима поверка средств измерения, создание метрологических служб и иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

Метрологические службы юридических лиц осуществляют метрологический контроль путем калибровки средств измерений, надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, а также за соблюдением установленных метрологических правил и норм. Кроме того, они осуществляют проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

2. Средства поверки и калибровки

Средства измерения, используемые в сферах государственного метрологического контроля, подлежат поверке при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации и продаже.

Поверкой называется установление пригодности средств измерения применению на основании экспериментально определенных метрологических характеристик и контроля их соответствия установленным требованиям.

Различают государственную и ведомственную поверку, а также первичную (при выпуске из производства, после ремонта, при ввозе из - за границы) и периодически проводимую через установленные промежутки времени. Периодические поверки устанавливают из расчета исправности СИ между поверкой. Возможно проведение внеочередной и инспекционной поверки.

Внеочередная поверка проводится, не зависимо от срока периодической поверки, когда необходимо убедиться в исправности СИ. Внеочередную поверку проводят при контроле поверочного процесса, при повреждении поверочного клейма.

Инспекционная поверка проводится при метрологической ревизии. Проверка осуществляется метрологической службой. Поверочные измерения выполняются при нормальных условиях, которые регламентируются ГОСТ 8.395-80 - Нормальные условия при поверки. Общие требования. Поверка является одним из звеньев передачи размера единицы от эталона к рабочим средствам измерения.

Органом государственной метрологической службы проводится аккредитация на право проведения поверки. По решению государственного стандарта право поверки может быть предоставлено другим организациям при условии их аккредитации на право поверки. Порядок аккредитации устанавливает государственный стандарт. Поверку проводят лица, аттестованные в качестве поверителей в органе государственной метрологической службы.

Поверка подразделяется на 3 части: метрологическую, техническую и административную. При метрологической поверке устанавливают:

основную погрешность прибора;

стабильность, повторяемость и дрейф;

чувствительность к электромагнитным помехам, разрешающим способность считывающих устройств и т.д.

При технической поверке осуществляют: поверку общего состояния средств измерения, обнаружение грязи, износа, правильность установки средств измерения, оценку возможности получения неправильных измерений вследствие умышленного неправильного использования.

При административной поверке поверяют наличие знака поверительного клейма или сертификата о поверке, даты предыдущей поверки, целостность клейм, замков и других устройств, наличие документов (протоколов поверки, ремонтов).

Первичная поверка проводится с целью обеспечения соответствия вводимых в действие СИ утвержденному типу. Последующая поверка проводится с целью установления пригодности к применению СИ находящихся в эксплуатации и подтверждение или снятие этого статуса. Первичная поверка может проводиться на территории изготовителя, пользователя, органа государственной метрологической службы или независимой организации. Место проведения поверки устанавливает изготовитель, торгующая организация или пользователь.

Первичная поверка может проводиться поэтапно, например: часть поверки может проводиться перед установкой, а часть после установки СИ на месте эксплуатации. Первичной поверке, как правило, подлежит каждый экземпляр СИ. Для простейших средств измерения, выпускаемых массовым терражем, допускается выборочная поверка. При положительных результатах выборочной поверки на все средства измерения из поверяемой партии наносится знак поверителыюго клейма. Последующую поверку должен проходить каждый образец СИ или соответствующий образец данной совокупности СИ. Периодической поверке подвергается каждое СИ после определенного числа измерений со времени последней поверки или через определенные временные интервалы. Органы государственной метрологической службы обязаны учитывать результаты последующих поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочного интервала. Результатом является подтверждение пригодности СИ к применению в сферах подлежащих государственному метрологическому контролю, или признание СИ не пригодными. При положительных результатах поверки на СИ наносится знак поверительного клейма и (или) выдается свидетельство - сертификат о поверке. У не пригодных СИ аннулируется сертификат и оттиск поверителыюго клейма и выписывается свидетельство о не пригодности. Органы государственной метрологической службы должны обеспечивать контроль поверочного процесса. При контроле проверяют правила и методику поведения поверки, персонал проводящий поверку, эталоны и вспомогательное оборудование, межповерочные интервалы, время и место проведения поверки и т.д.

Калибровка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и / или пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Под пригодностью средства измерения подразумевается соответствие его метрологических характеристик ранее установленным техническим требованиям, которые могут содержаться в нормативном документе или определяться заказчиком. Вывод о пригодности делает калибровочная лаборатория.

Калибровка заменила ранее существовавшую в нашей стране ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений. В отличие от поверки, которую осуществляют органы государственной метрологической службы, калибровка может проводиться любой метрологической службой (или физическим лицом) при наличии надлежащих условий для квалифицированного выполнения этой работы. Калибровка - добровольная операция и ее может выполнить также и метрологическая служба самого предприятия. Это еще одно отличие от поверки, которая, как уже сказано выше, обязательна и подвергается контролю со стороны органов ГМС.

Однако добровольный характер калибровки не освобождает метрологическую службу предприятия от необходимости соблюдать определенные требования. Главное из них - прослеживаемость, т.е. обязательная «привязка» рабочего средства измерений к национальному (государственному) эталону. Таким образом, функцию калибровки следует рассматривать как составную часть национальной системы обеспечения единства измерений. А если учесть, что принципы национальной системы обеспечения единства измерений гармонизованы с международными правилами и нормами, то калибровка" включается в мировую систему обеспечения единства измерений.

Выполнение указанного требования («привязки» к эталону) важно и с другой точки зрения: измерения - это неотъемлемая часть технологических процессов, т.е. они непосредственно влияют на качество продукции. В этой связи результаты измерений должны быть сравнимы, что достигается только передачей размеров единиц от государственных эталонов и соблюдением норм и правил законодательной метрологии. Доверие к продавцу продукции подкрепляется сертификатами о калибровке средств измерений, выданными от имени авторитетной национальной метрологической организации.

Внедрение калибровки в России имеет свои особенности. В Западных странах калибровочные работы расширялись и развивались, вырастая из потребностей повышения конкурентоспособности продукции, и при этом поверке (как обязательной функции) подлежала довольно ограниченная номенклатура средств измерений. В России же калибровка является продуктом разгосударствления процессов контроля за исправностью приборов. И, следовательно, отказ от всеобщей обязательности поверки вызвал к жизни функцию калибровки. Такой процесс либерализации метрологического контроля не всеми приветствуется и не проходит гладко. Метрологам как Государственной метрологической службы, так и метрологических служб предприятий приходится переходить от привычных, отработанных десятилетиями, форм взаимодействия к новым отношениям, что часто вызывает отрицательную реакцию.

Внедрению калибровки объективно мешает отсутствие конкуренции. Здесь проявляется определенное противоречие. С одной стороны, предприятия в соответствии с законом имеют право самостоятельно организовать у себя калибровку средств измерений и не заинтересованы (в отсутствие конкуренции) аккредитоваться у компетентных органов аккредитации на право проведения калибровочных работ. С другой стороны, предприятия понимают, что оторванность от государственной системы передачи размеров единиц от государственных эталонов по налаженной схеме рабочим средствам измерений может привести к потере точности и достоверности результатов измерений.

Возможны следующие варианты организации калибровочных работ:

предприятие самостоятельно организует у себя проведение калибровочных работ и не аккредитуется ни в какой системе;

предприятие, заинтересованное в повышении конкурентоспособности продукции, аккредитуется в Российской системе калибровки (РСК) на право проведения калибровочных работ от имени аккредитовавшей его организации;

предприятие аккредитуется в РСК с целью выполнения калибровочных работ на коммерческой основе;

предприятия, аккредитовавшиеся на право поверки средств измерений, одновременно получают аттестат аккредитации на право проведения калибровочных работ по тем же видам (областям) измерений;

метрологические институты и органы Государственной метрологической службы регистрируются в РСК одновременно как органы аккредитации и как калибровочные организации;

аккредитация предприятия в качестве калибровочной лаборатории в зарубежной калибровочной службе открытого типа.

На сегодняшний день еще не определились предпочтительные варианты организации калибровочного дела в России. Но о принципах организации РСК уже можно говорить. Российская система калибровки базируется на таких принципах, как добровольность вступления; обязательная передача размеров единиц от государственных эталонов рабочим средствам измерений; профессионализм и техническая компетентность субъектов РСК; самоокупаемость.

Эталон единицы физической величины - это средство измерения или комплекс средств измерения, предназначенные для воспроизведения и хранения единиц и передачи её размера ниже стоящим по поверочной схеме средством измерения и утвержденном в качестве эталона в установленном порядке.

Первичный эталон - это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным.

Национальный эталон утверждается в качестве исходного средства измерения для страны национальным органом по метрологии. В России национальные (государственные) эталоны утверждает Госстандарт РФ.

Международные эталоны хранит и поддерживает Международное бюро мер н весов (МБМВ). Важнейшая задача деятельности МБМВ состоит в систематических международных сличениях национальных эталонов крупнейших метрологических лабораторий разных стран с международными эталонами, а также и между собой, что необходимо для обеспечения достоверности, точности и единства измерений как одного из условий международных экономических связей. Сличению подлежат как эталоны основных величин системы СИ, так и производных. Установлены определенные периоды сличения. Например, эталоны метра и килограмма сличают каждые 25 лет, а электрические и световые эталоны - один раз в 3 года.

Первичному эталону соподчинены вторичные и рабочие (разрядные) эталоны. Размер воспроизводимой единицы вторичным эталоном сличается с государственным эталоном. Вторичные эталоны (их иногда называют «эталоны-копии») могут утверждаться либо Госстандартом РФ, либо государственными научными метрологическими центрами, что связано с особенностями их использования. Рабочие эталоны воспринимают размер единицы от вторичных эталонов и в свою очередь служат для передачи размера менее точному рабочему эталону (или эталону более низкого разряда) и рабочим средствам измерений.

Поверочная схема для средств измерений - нормативный документ, устанавливающий соподчинение средств измерений, участвующих в передаче размера единицы от эталона рабочим средствам измерений (с указанием методов и погрешности при передаче).

Для обеспечения правильной передачи размеров единиц измерения от эталона к рабочим средствам измерения составляют поверочные схемы, устанавливающие метрологические соподчинения государственного эталона, разрядных эталонов и рабочих средств измерений.

Поверочные схемы разделяют на государственные и локальные. Государственные поверочные схемы распространяются на все средства измерений данного вида, применяемые в стране. Локальные поверочные схемы предназначены для метрологических органов министерств, распространяются они также и на средства измерений подчиненных предприятий. Кроме того, может составляться и локальная схема на средства измерений, используемые на конкретном предприятии. Все локальные поверочные схемы должны соответствовать требованиям соподчиненности, которая определена государственной поверочной схемой (рис. 31.2). Государственные поверочные схемы разрабатываются научно-исследовательскими институтами Госстандарта РФ, держателями государственных эталонов.

В некоторых случаях бывает невозможно одним эталоном воспроизвести весь диапазон величины, поэтому в схеме может быть предусмотрено несколько первичных эталонов, которые в совокупности воспроизводят всю шкалу измерений. Например, шкала температуры от 1,5 до 1*105 К воспроизводится двумя государственными эталонами.

Государственные поверочные схемы утверждаются Госстандартом РФ, а локальные - ведомственными метрологическими службами или руководством предприятия.

Рассмотрим в общем виде содержание государственной поверочной схемы.

Наименование эталонов и рабочих средств измерений обычно располагают в прямоугольниках (для государственного эталона прямоугольник двухконтурный). Здесь же указывают метрологические характеристики для данной ступени схемы. В нижней части схемы расположены рабочие средства измерений, которые в зависимости от их степени точности (т.е. погрешности измерений) подразделяют на пять категорий: наивысшей точности; высшей точности; высокой точности; средней точности; низшей точности. Наивысшая точность обычно соизмерима со степенью погрешности средства измерения государственного эталона. В каждой ступени поверочной схемы регламентируется порядок (метод) передачи размера единицы. Наименования методов поверки (калибровки) располагаются в овалах, в которых также указывается допускаемая погрешность метода поверки (калибровки). Основным показателем достоверности передачи размера единицы величины является соотношение погрешностей средств измерений между вышестоящей и нижестоящей ступенями поверочной схемы. В идеале это соотношение должно быть 1:10, однако на практике достичь его не удается, и минимально допустимым соотношением принято считать 1:3. Чем больше величина этого соотношения, тем меньше уверенность в достоверности показаний измерительного прибора.

При разработке конкретных поверочных схем необходимо следовать приведенной схеме. Строгое соблюдение поверочных схем и своевременная поверка разрядных эталонов - необходимые условия для передачи достоверных размеров единиц измерения рабочим средствам измерений.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития метрологии. Правовые основы метрологической деятельности в Российской Федерации. Юридическая ответственность за нарушение нормативных требований. Объекты, методы измерений, виды контроля. Международная система единиц физических величин.

    шпаргалка, добавлен 13.11.2008

    Правовые основы метрологического обеспечения единства измерений. Система эталонов единиц физической величины. Государственные службы по метрологии и стандартизации в РФ. Деятельность федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

    курсовая работа, добавлен 06.04.2015

    Теоретические основы и главные понятия метрологии. Методы нормирования метрологических характеристик средств измерений, оценки погрешностей средств и результатов измерений. Основы обеспечения единства измерений. Структура и функции метрологических служб.

    учебное пособие, добавлен 30.11.2010

    Предмет и основные задачи теоретический, прикладной и законодательной метрологии. Исторически важные этапы в развитии науки об измерениях. Характеристика международной системы единиц физических величин. Деятельность Международного комитета мер и весов.

    реферат, добавлен 06.10.2013

    Регламентация и контроль со стороны государства ряда положений метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Субъекты метрологии. Управление тремя государственными справочными службами. Добровольная и обязательная сертификация.

    контрольная работа, добавлен 21.01.2009

    Метрологическое обеспечение строительства. Система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение средств измерений, обеспечивающих определение с требуемой точностью характеристик продукции. Современное состояние метрологии в строительстве.

    реферат, добавлен 16.09.2013

    Общие положения Государственной системы обеспечения единства измерений. Передача размеров единиц физических величин, их поверочные схемы. Способы поверки средств измерений. Погрешности государственных первичных и специальных эталонов, их оценка.

    контрольная работа, добавлен 19.09.2015

    Основные сведения о физических величинах, их эталоны. Система международных единиц, классификация видов и средств измерений. Количественные оценки погрешности. Измерение напряжения и силы тока. Назначение вольтметра, осциллографа и цифрового частотомера.

    шпаргалка, добавлен 14.06.2012

    Основы, цели, задачи и функции стандартизации. Категории и виды стандартов, порядок их разработки. Органы и службы по стандартизации. Метрологические понятия. Классификация измерений. Роль метрологии. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации.

    реферат, добавлен 09.01.2009

    Основные виды деятельности законодательной метрологии, области применения ее правил. Содержание и цели Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Правовые основы и принципы стандартизации. Направления государственной политики в данной сфере.

К субъектам метрологии относятся: 1) Государственная метрологическая служба РФ (ГМС); 2) метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МС); 3) международные метрологические организации.

Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта и включает:

государственные научные метрологические центры (ГНМЦ);

органы ГМС в субъектах РФ (на территории республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей), а также городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г.Москва), ВНИИ метрологии им.Д. И.Менделеева (ВНИИМ, г.Санкт-Петербург); НПО “ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений” (ВНИИФТРИ, пос.Менделеево Московской обл.); Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г.Екатеринбург) и др. Указанные научные центры занимаются не только разработкой научно-методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов.

В России функционирует более 100 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Госстандарт осуществляет руководство тремя государственными справочными службами: Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает 2 раза в год - при переходе на летнее и зимнее время. Потребителями измерительной информации ГСВЧ являются службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками, Единая энергетическая система и пр.

ГССО обеспечивает создание и применение сие- . темы стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов - металлов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и газовых смесей и др. Практическое значение СО показано выше.

ГССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и" материалов, в том числе конструкционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потребителями информации ГССД являются организации, проектирующие изделия техники, к точности характеристик которой предъявляются особо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагаться на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащуюся в справочной литературе.

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведомствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 Закона РФ, создание МС для обеспечения - единства измерений является обязательным. Так, MG созданы в Минздраве, Минатоме, Минприроде, Миноборонпроме и других федеральных органах исполнительной власти. МС функционируют в РАО ЕЭС России, РАО “Газпром”, НК ЮКОС, НК “Лукойл”.

Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями органов управления или юридических лиц.

Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утвержденных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших предприятиях Госстандарт рекомендует назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязанности и ответственность.

Международные метрологические организации действуют с конца XIX в. Как уже отмечалось выше, в 1875 г. 17 государств, в число которых входила Россия, подписали в Париже. Метрическую конвенцию, которая, по существу, явилась первым международным стандартом. При этом было создано первое международное метрологическое учреждение - Международное бюро мер и весов (МБМВ), которое до сих пор активно функционирует, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ располагается во Франции, в г.Севр. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма и некоторые другие эталоны, а также организует периодическое сличение национальных эталонов с международными. Руководство деятельностью МБМВ осуществляется Международным комитетом мер и весов (МКМВ), созданным одновременно с МБМВ.

В среднем раз в 4 года собирается Генеральная конференция по мерам и весам, принимающая общие, наиболее важные для развития метрологии и измерительной техники решения.

В 1956 г. была учреждена Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), членами которой (на период 1998 г.) являются 85 стран мира. МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии: установление классов точности СИ; обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразия метрологических характеристик СИ независимо от страны-изготовителя; порядок поверки и калибровки СИ и др.

В период 1996-1997 гг. метрологическими институтами Госстандарта осуществлялось ведение 3 ТК ”" 12 ПК МОЗМ и ИСО. Этими ТК и ПК осуществлен на разработка 16 проектов международных документов при авторстве России.

Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений страд Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Организации России ведут или участвуют в реализации 60% тем КООМЕТ.

Итоги многолетней деятельности международных организаций очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Международная система единиц физических величин (SI) действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик СИ, по сертификации СИ, по испытаниям СИ перед выпуском серийной продукции.

ГМС России в своей деятельности приходится учитывать документы региональных международных метрологических организаций, а также зарубежных У национальных метрологических организаций США, Великобритании и пр.

Обеспечивают единство измерений (организационная база). К ним относятся:

Государственная метрологическая служба (ГМС)

Метрологические службы (МС) федеральных органов власти и юридических лиц

Международные метрологические организации (ММО)

Состоят из:

Метрологических научных центров

Государственных метрологических научных центров (ГНМЦ-ВНИИМ имени Менделеева)

ГМС субъектов РФ (их более 100)

Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ)

Обеспечивает единство измерений времени и частоты, которой пользуются службы навигации и управления самолётами, судами и спутниками, единая энергетическая система и др. Об этой службе рядовой потребитель узнаёт два раза в год при переводе часов.

Государственная служба стандартных образцов состава, свойств веществ и материалов (ГССО)

Обеспечивает создание и применение стандартных (эталонных) образцов состава и свойств различных материалов, то есть веществ и металлов, а также образцов твёрдости, шероховатости, различных лекарственных препаратов и т.д.

государственная служба стандартных справочных данных о физических константах, свойствах веществ и материалов, в том числе о свойствах минералов, нефти и газа.

Этой информацией, в основном, пользуются проектировщики изделий техники.

Метрологические службы федеральных органов власти и юридических лиц

Могут создаваться в министерствах, организациях и предприятиях, которые являются юридическими лицами, для выполнения задач по обеспечению единства измерений и требуемой точности измерений, а также для осуществления метрологического контроля и надзора. Например, МС созданы в Минздраве, Минатоме, Минприроды, Минобороны.

Права и обязанности МС определяются и утверждаются руководителями органов управления или юридическими лицами. На небольших предприятиях назначаются ответственные лица за соблюдением требований по обеспечению единства измерений. Права и обязанности этих лиц устанавливаются должностными инструкциями, которые согласовываются с федеральным агентством по ТР и метрологии.

Действуют с конца 19-го века.

МБВМ (международное бюро мер и весов) – самая раняя (1875). Находится в городе Севр, Франция. Хранит международные эталоны и организует периодическое сличение национальных эталонов с международными и международных между собой.

МОЗМ (международная организация законодательной метрологии), 1956. Членами являются 85 стран мира. Она разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии, устанавливает классы точности СИ, обеспечивает единообразие определённых типов СИ, образцов и систем измерений приборов, рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразия метрологических характеристик СИ, которые должны быть независимыми от страны-изготовителя, а также устанавливает порядок поверки и калибровки СИ.

Работа ММО очень полезна и результативна. Например, большинство стран по рекомендациям ММО приняли международную систему физических величин, используют совместимую терминологию и пользуются рекомендациями по способам нормирования метрологических характеристик и сертификации СИ.

44 .Основные положения закона «об обеспечении единства измерения»

Одним из важнейших направлений деятельности по стандартизации явл. обеспеч. единства измерения.Работа по этому направлению регламентируется «законом о единстве измерения».

Управление деятельности по обеспеч. ед-ва измер. возложено на «федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии»,которое в соответствии с законом, выполняет следующие функции:

1.Межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспеч. ед-ва измер.

2.Предоставление правительством Р.Ф.Предложений по единицам величин, допускаемым применением.

3.Установление правил создания,утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин.