Буква Ю

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о букве Ю;

— формировать словарь;

коррекционно-развивающие:

— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать чувство любви к Родине;

— воспитывать чувство гордости за то, что являешься гражданином России.

Оборудование: символика российского государства, тетради, карандаши, предметные картинки, разрезные азбуки, схемы предложений, зеркала.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Воспроизведение слоговых рядов (на усмотрение логопеда).

II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление

2. Развитие общей моторики

3. Развитие мелкой моторики

4. Массаж лица

5. Развитие мимических мышц

6. Развитие артикуляционной моторики

— Дифференциация ротового и носового выдоха ЭУ

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся с буквой Ю.

2. Знакомство с буквой Ю.

Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась буква Ю. (А. Шибаев) Дети находят букву в разрезных азбуках.

3. Закрепление знаний о букве в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Составление слогов с буквой Ю (согласные по выбору детей). Каждый ребенок читает свои слоги.

Рассмотреть картинки. Проанализировать, после каких согласных пишется буква Ю. Какие еще буквы стоят после мягких согласных? (Я, Е, Ё, И.)

Звуковой анализ слов: клюв, утюг. Выкладывание цветной схемы этих слов. Печать их в тетрадях.

— Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».

— Составление предложений к заданным схемам.

I V. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Я и прямо, я и боком, И с разбега, С поворотом, И на месте,

И с прискоком, И двумя ногами вместе.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Ознакомительная беседа о символике российского государства. Знакомство с флагом, гимном и гербом России.

Логопед: «У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны в знак уважения встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел».

Дети отвечают на вопросы по рассказу.

VI. Итог занятия и оценка работы детей . С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? Какие символы нашего государства вы знаете?

VII. Домашнее задание.

V Ш. Материал для закрепления вне занятий

1. Фонетические игры.

— Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук С, либо звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

— Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком 3, а вторая — со звуком Зь. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками Ц, С.

Игра «Домик». Определение места звуков Ц, С в словах.

— Звуковой анализ слов типа цапля, сабля. Работа в тетрадях с буквами и словами.

2. Лексико-грамматические игры.

— Знать название страны, города, округа, улицы, домашний адрес, столицу. (Познакомить детей с достопримечательностями города, некоторыми историческими фактами нашей страны.)

Урок обучения грамоте

Раздел: преподавание в начальной школе.

Учитель: Давидович Светлана Адамовна

Тема: Гласная буква Ю, ю (стр. 170-171).

Цели урока:

Обучающие:

1. Познакомить учащихся с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласного.

2. Раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного.

Развивающие:

3. Формировать навык чтения слов с изученными буквами; читать и понимать тексты, быстро ориентироваться по тексту.

4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.

5. Расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая:

6. Воспитывать интерес к чтению, к отечественной литературе, к культуре и традициям разных народов, к профессиям людей.

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесный, наглядный, индуктивный, стимулирующий.

Межпредметные связи: связь с уроком окружающего мира.

Форма опроса: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

I . Организация начала урока. Сообщение темы и целей урока.

а) Приветствие.

К нам на урок обучения грамоте пришли сегодня гости: учителя нашей школы. Поздоровайтесь с ними.

б) Психологический тренинг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее).

Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.

в) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной «хитрой» буквой, узнаем, какие у неё звуки, научимся читать слоги и слова с новой буквой, поупражняемся в чтении слов с изученными буквами, будем развивать свою речь, память и внимание.

II . Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

    Какой бывает наша речь?

    Что такое устная речь?

    Что такое письменная речь?

    Из чего состоит наша речь?

    Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

    Какие бывают звуки?

    Что мы знаем о гласных звуках?

    Что мы знаем о согласных звуках?

    Каким цветом их обозначаем на схемах?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

синий- а,о,у,ы; в зеленый- е,ё,и,я)

- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

    Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)

    Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)

    На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)

    Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)

    Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)

    Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)

    Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)

    На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)

III . Новый материал.

1. Знакомство с новой буквой .

Отгадайте загадку: «Ребятам весело со мной:

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу

Кружу – жужжу,жужжу-кружу».

Что это? (Юла).

Иногда эту игрушку называют по-другому – «волчок». (Выставляю рисунок юлы.)

2. Слого-звуковой анализ слова «юла».

Проведем слого-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.

Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)

Назовите 1 слог? (ю)

Назовите 2 слог? (ла)

Какие звуки мы слышим в слоге ю? ([йʼу])

Охарактеризуйте звук [йʼ]. (согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме раскрашиваем зеленым цветом)

Второй звук? ([у] – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)

- Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки [йʼу], значит слово пишем с буквы «ю». (Показываю букву «Ю»).

Какие звуки вы слышите во 2 слоге?([л] и [а])

Охарактеризуйте их. ([л] – согл., зв., тв., на схеме – синий; [а] – гл., на схеме- красный)

Много букв теперь я знаю.

И слова я прочитаю.

Складываю ю да ла

Получается ЮЛА.

3. На что похожа буква «Ю».

Найдите и покажите букву «Ю».

Сколько у нее звуков, если она находится в начале слова? (2)

Какие это звуки? ([йʼ] [у])

На что похожа буква «Ю»? (Кусочек буквы Н +буква О)

Правильно. Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю». (А. Шибаев)

4. Показ заглавной и строчной буквы Ю, ю.

Буква Ю бывает большая, заглавная и строчная. Чтобы было легче её запомнить, напечатаем их в своих тетрадях.

В старинных летописях летописцы вот так изображали букву «Ю». (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).

5. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)

2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)

Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

А у нас в классе есть такие девочки?

6. Разгадывание ребуса.

На доске предметные картинки с изображением: юрты, ландыша, яблока. (Рисунки перевернуты.)

Что изображено на первой картинке? (юрта)

Что такое юрта? (круглый дом)

Юрта – традиционное жилище казахов. Деревянный каркас юрты покрыт войлочными кошмами из чистой шерсти. В центре юрты – место очага, почитаемое казахами как святое место своего жилища. За очагом, напротив входа – самое почетное место. Застилается самыми лучшими коврами. Сзади его хранятся сундуки с одеждой, поверх которых «горкой» раскладываются ковры, одеяла, подушки. Справа от входа – хранятся продукты, посуда, чуть дальше находилось место отдыха хозяев, слева - висела конская сбруя и другие орудия труда, а чуть дальше – место для сна младших членов семьи. Сейчас юрта используется казахами как летнее жилище.

Какие звуки мы слышим в начале этого слова? ([йʼ], [у])

Что мы узнали о звуках [йʼ], [у] в начале слова? (если слышим [йʼу], то пишем с буквы Ю)

(Выставляю под картинкой букву Ю)

- Отгадайте загадку:

Ночью серенький зайчишка

Не пропустит свой домишко:

Путь дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш.)

Тогда еще одна загадка об этом предмете.

Белые горошки на зеленой ножке . (Ландыш.)

Какой первый звук? ([л])

Какой буквой его обозначаем? (буквой «Л»)

Еще одна загадка. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки . (Яблоко.)

Какие звуки мы слышим в начале слова? ([йʼа])

Какой буквой их обозначим? (Я)

Получилось слово: «Юля» (Вставляю картинку)

Что вы можете сказать об этом слове? (имя)

С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)

7. Физкультминутка.

Мы читали и устали,

А теперь все вместе встали.

Ручками похлопали: «Раз, два, три!»

Ножками потопали: «Раз, два, три!»

Дружно вытянули шеи,

И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Посидели, помолчали

И опять за парты встали.

8. Чтение слогов с буквой Ю.

Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. Вспомним их имена. (Р, Д, Т, Л, С, Н).

Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог.

Читаем слоги: РЮ ЛЮ

ДЮ СЮ

ТЮ НЮ

Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук)

Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).

9. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в большой город. В городе стоит необычный дом. В нем живут слова. Они спрятались за ставнями. Откроем их и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою - поют

играю - играют

Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

Какие? ([ йʼу ] )

Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

Почему?

Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной).

Вывод : Буква Ю обозначает 2 звука, если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной буквы.

IV . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.

Откройте учебники на стр.171, рассмотрите рисунок.

Кого вы видите на рисунке?

Чем занят ежик?

Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.

Прочитаем текст внизу.

Что шьет еж?

Кого он одевает?

Прочитаем текст еще раз.

В каких словах встретилась буква Ю?

А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

3. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

Какой момент изображен на иллюстрации?

Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170.

Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

Хотите послушать отрывок из этой сказки?

4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (приложение 1).

Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

V . Итог урока .

О какой букве узнали на уроке?

Чем она вам запомнилась?

VI . Домашнее задание:

Приложение 1.

Самуил МАРШАК

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОКЕ

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать

Стала жабу в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.

Стала жаба громко квакать:

- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

    Приходи к нам, тетя лошадь,

    Нашу детку покачать.

    И-го-го! - поет лошадка.

    Спи, мышонок, сладко-сладко.
    Повернись на правый бок,
    Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:

- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука

- Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,

А не слышно, что поет...

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поёшь!

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

Приходи к нам,тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

Мяу, мяу, спи,мой крошка,

Мяу, мяу, ляжем спать.

Мяу, мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень сладко ты поеш!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Игровые упражнения с буквой Ю

Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Стихотворения

Я беру дощечку

И круглое колечко.

Быстро их соединяю,

Букву «Ю» я получаю.

Юла вертится, юлит,

О букве «Ю» поёт, жужжит:

«Ю-ю-ю, ж-ж-ж!

Ю-ю-ю, ж-ж-ж!»

Шёл и напевал богач,

Жевал он вкусненький калач,

И за посошок держался,

За гласной буквой «Ю» гонялся.

Юнга плавает по морю,

На широком на просторе.

Юнга, юный морячок,

Юности большой дружок.

Дидактическая игра "Слова с буквой «Ю»

В начале слова В середине слова В конце слова

ЮНГА БРЮКИ

РЮМКА ЛЬЮ

Заданиедля детей: придумать слова с «ю». Прочитай их. К двум словам нарисуй картинки.

Игровое упражнение "Строим горку из слов"

З а д а н и е. Горку напечатай фломастерами в альбоме.

Наш фольклор

В хлеве хрюшки так играли,

Хрюкотушки напевали:

Хрюки-хрюки-хрюки!

Ну-ка все наденем брюки!

Нам завидовать хотели злюки,

Не дадим украсть им брюки!

Нюни распустил малыш.

Что же, милый, ты нюнишь?

Нюни выбрось за порог.

Песенку споёт вьюрок.

Не реви ты, Юлечка,

Юля-капризулечка.

Придёт Нюра-курочка,

Она будет кудах-тах-тать,

Юлю нашу потешать.

Юля кукле юбку шила,

Нюра кофточку кроила,

Нюша куклу одевала,

Ксюша песню напевала.

Сказка"Юла"

Жила среди игрушек Юла. Характером обладала не очень хорошим. Была вертлявой, болтливой, надоедливой. Юла считала себя самой красивой. Она об этом могла говорить целыми днями. Как заведётся прыгать на одной ноге – не остановишь. А нога-то одна, да и та острая. Крутится-вертится Юла и напевает свою несложную песню: «Ю-ж-ж-ж! Ю-ж-ж-ж!» Перепонки от этой песни болят. Хоть уши затыкай! А она своё продолжает.

Однажды собрались игрушки все вместе и решили Юле сказать, что о ней думают. А она и не подумала их слушать. Игрушки объявили ей бойкот: «Ни в одну игру с нами ты больше не будешь принята».

Притихла Юла, сидит в уголке, помалкивает. А игрушкам и без неё весело. Собралась с духом Юла, попросила прощенья у друзей, стала прислушиваться к мнению других. Вот как Юлу проучили.

Задание для детей: прочитай сказку, перескажи и нарисуй картинки.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения на прогулке для детей 2–4 лет на лето. Июль Все мы знаем, что для детей дошкольного возраста, основной вид деятельности - игра. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным.

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает,.

Игровые упражнения с буквой Я Цель:дать детям представления, что у буквы Я два звука (Й А); развивать фонетический слух, мышление;учить находить буква я в словах (в начале,.

Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.

Игровые упражнения с мячом для детей 3-4 лет. Рекомендации для родителей. Мяч занимает первое место в детских играх. Игровые упражнения.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха. Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание.

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

1класс

Тема урока: Буквы Ю ю .

Обозначение буквой ю звуков [ y ] и [й’ y ]

в начале слова и слога.

Составление рассказа «Режим дня».

Цели: - развивать умение учащихся читать слова и предложения с буквой ю

Обогащать словарный запас

Развивать фонематический слух, речь, память, внимание

Развивать умение формулировать собственную точку зрения

Воспитывать интерес к чтению

Воспитывать умение правильно распределять своё рабочее время

Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Оборудование: - презентация

Таблицы

Карточки с буквами

Индивидуальные карточки

Картинка проводника

ХОД УРОКА

I. Приветствие гостей

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится

Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

II. Сообщение темы урока. Слайд

Дети! Сегодня мы отправляемся в кругосветное путешествие на веселом поезде по стране звуков и букв, во время которого мы продолжим работу с буквой Ю , будем учится читать, выполнять интересные задания.

III. Закрепление и обобщение знаний. Слайд

    Вот мы и на вокзале.

Что нам нужно, для того чтобы попасть на поезд.

Но проводник ( рисунок на доску ) говорит, что билеты получат только те, кто правильно ответит на вопросы.

Давайте ответим на вопросы и отправимся в путь.

Слайд

    Из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

    Из чего состоят слова?

    Из чего состоят слоги?

    Какие бывают звуки?

    Какими бывают гласные звуки?

    Какими бывают согласные звуки?

    Чем звуки отличаются от букв?

    Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие.

    Какие звуки обозначают мягкость согласных?

Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получают билеты. Сохраните эти билеты до конца поездки, они нам ещё пригодятся.

А сейчас в путь до станции Повторялкино .

    Станция Повторялкино. Слайд

С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

    Игра «Узнай букву»

Если увидите букву ю , хлопайте в ладоши.

( Вылетают буквы: С, Н, Ю,М,Ю,В,К,Ю,Ю,О,Я,Ю )

Слайды (вылетают буквы)


В купе едут пассажиры:

Люда, Юнона, Ксюша и Юля ( карточки )

Что между ними общего?

На какие две группы можно разделить имена

детей? По какому признаку?

Какую работу может выполнять буква ю ?

Таблица

- Сделайте звуко-буквенный анализ слов

Юля Люда

Одинаковое ли количество звуков и букв? Почему?

    Станция Зарядкино.

Слайд

В окошко мы увидели

И речку, и цветы. (Поворот головы вправо, влево )

Узнали много нового

И я, и мы и ты. (Движения руками)

Зарядкино! Зарядкино! (Прыжки с хлопками над головой )

Довольна детвора, (Руки в стороны )

Скорее все в вагоны (Бег )

Все по вагонам. Следующая станция Смекалкино.

Слайд

    Станция Смекалкино .

Работа в парах

1 ряд – «Составь слово» Карточки

и лют

са зюм

юб хо

брю дюк

ин ка

2 ряд – Анаграммы

ТГЮУ – утюг

СПЮЛ – плюс

РЮБКИ – брюки

СТЮЛАР – люстра

3 ряд – Расшифруйте предложение

реЮ месь тел.

рьпеТе раЮ ченику.

нО итход в выйреп сскла.

Молодцы! (проверяем по слайдам)

Слайды

    Станция Закреплялкино.

Слайд

Игра «Живые буквы»

Отгадайте загадку.

Ученики получают карточки с буквами и выкладывают слово.

Загадки

Слайды

Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день. Юла

Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом!

Брызги света всюду льют.

Это праздничный …. салют

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка – для хоккея

И она зовется … клюшка

    Станция Зарядкино 2. Слайд

Я буду называть слова. Если в слове есть буква ю – приседают мальчики. Если нет – приседают девочки.

Юбка, кофта, север, юг, юный, старый, девушка, юноша, январь, июнь, дом, юрта.

Какое непонятное слово вам встретилось? (юрта)

Слайд

    Станция Читайкино. Слайд

Работа по Букварю

    Чтение слов по цепочке. Что общего в словах каждого столбика?

    Развитие речи учащихся

Прочитайте слова, написанные вокруг буквы Я.

- О чём мы будем говорить?

- Расскажите о своём распорядке дня.

- Для чего человеку нужен режим дня?

3) Чтение «Пробуждальной песенки»

С каким настроением нужно просыпаться?

Каждый день, как только вы проснулись, подумайте – у меня есть бесценная человеческая жизнь, и я не буду тратить её впустую. Я буду тратить свою

энергию, чтобы развивать себя, чтобы быть полезным людям, я буду думать о других только хорошее.

    Подведение итогов. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.

Продолжите предложения:

Слайд
-Я узнал, что…
- Мне было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…

Я хочу поблагодарить вас за работу, за ваше старание, за стремление к знаниям.

У вас на партах лежат билеты. Кому понравилось сегодняшнее путешествие, сдайте их, чтобы по ним можно было ещё совершить поездку.

Спасибо за урок!