Педагогическая этика





Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых

  • исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
  • разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
  • выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
  • изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
  • исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
  • разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

  • профессиональный педагогический долг,
  • педагогическая справедливость,
  • педагогическая честь
  • педагогический авторитет.

  • Авторитет подавления
  • Авторитет педантизма
  • Авторитет резонёрства
  • Авторитет мнимой доброты

Педагогический такт

  • это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
  • Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • – требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • – умение видеть и слышать студента, сопереживать ему;
  • – деловой тон общения;
  • – внимательность, чуткость педагога.

Преподаватель и педагогический коллектив

  • Моменты делового общения:
  • в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,
  • когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:
  • в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,
  • нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,
  • когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной принцип поведения - «начни с себя».

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель - подчиненный)

  • стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
  • замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
  • укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
  • доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
  • привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на
  • других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель)

  • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,
  • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.
  • будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,
  • не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)

  • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
  • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
  • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
  • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
  • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
  • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  • Только в том случае, если преподаватель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда тем, кого учим, будет интересно на учебных занятиях, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Цель : развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивацииучащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личностишкольника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климатобучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя”

А.А.Леонтьев

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Приглашаем к разговору Маркова О.В., заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 53 г. Хабаровска

« Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя» Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя. Педагогический совет

«Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!» «Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»- «Крова!» «Чего надо, жаждущий, тебе?»- «Воды!» «Чего надо, страждущий, тебе?»- «Слова!» Расул Гамзатов

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений

“ Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя ” А.А.Леонтьев

Характер общения учителя с учениками наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение "над" детьми; сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя "вместе" с детьми; заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение "под" детьми.

Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных).

Составляющие компетентности учителя Педагогический такт Педагогическая техника Педагогическая этика

Педагогический такт – чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения Естественность Простота общения без фамильярности Искренность без фальши Доверие без попустительства Просьба без упрашивания Рекомендации и советы без навязчивости

Педагогический такт – выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребёнка как главной ценности Воздействия в форме предупреждения Внушения и требования без подавления самостоятельности Серьёзность без натянутости Юмор без насмешки Требовательность без придирки Деловой тон без сухости

Педагогическая этика Доверительность, чуткость, доброта, терпение Взаимопонимание, проникновение в психическое состояние детей Высокая эрудиция, разносторонние интересы, умение творчески преподнести ученикам материал Диалогичность общения, умение слушать, отказ от воздействия и переход к взаимодействию

Педагогическая техника Умение педагогического общения, эмоциональная отзывчивость (эмпатия) Техника речи Выразительные показания чувств и отношений с помощью мимики Внешний облик Саморегуляция психических состояний Умение видеть себя со стороны

Элементы общения Взгляд Слово Интонация Жест

«Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» В.А. Сухомлинский

Инструментальные ценности педагога Ценности межличностного общения (чуткость, воспитанность, жизнерадостность Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) Ценности принятия других (терпимость, широта взглядов, чуткость)

Для учителя важны следующие коммуникативные умения: Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). Понимать личность ученика, его психическое состояние. «Подавать себя» в общении с учащимися. Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.

Общаться на людях. Через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность. Целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Коммуникативные эмоции: расположение чувство симпатии уважение к участникам общения желание делиться мыслями, переживаниями

Педагог должен уметь управлять своей коммуникативной деятельностью. Коммуникативные умения вырабатываются при наличии определенных коммуникативных способностей. Основным компонентом коммуникативных способностей является общительность.

Профессиональное самовоспитание 1. Посетите уроки нескольких учителей и попытайтесь по тональности общения, настроению детей, общей атмосфере урока определить характер взаимоотношений учителя с детьми. Обменяйтесь впечатлениями с коллегами и попытайтесь создать целостную картину этих взаимоотношений. 2. Постарайтесь определить, какими приемами пользуется учитель, организуя общение, помогают ли они решать учебно-воспитательные задачи. 3. Попытайтесь как бы “примерить” манеру общения с учащимися разных учителей на себя и установить, что в “технологии” этого общения соответствует вашей индивидуальности, а что нет. 4. Побывайте на воспитательных мероприятиях у опытных педагогов и обратите внимание на то, как они учитывают настроение детей, их индивидуальные особенности и т. п., как это все отражается на общении. 5. Попытайтесь сравнить атмосферу на уроках у нескольких учителей и определить, чем она отличается, каковы причины этого отличия.

Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения, необходимо: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться; уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

В.А.Сухомлинский писал: “ А что вы чувствуете на уроке тогда, когда между учителем и учениками нет контакта, когда учитель уткнулся в поурочный план, а дети рассматривают потолок или облачко, плывущее на небе? Вам неловко перед учениками, неловко и за учителя, и за себя, и за педагогику”.

Возрастные особенности учащихся начального, среднего и старшего звена в начальных классах мыслительная деятельность учащихся полностью зависит от психических состояний (настроение, самочувствие, тревожность и активность), при чем активность влияет на все эти состояния. При авторитарном стиле активность значительно выше, но чрезмерное использование элементов авторитарного стиля резко повышает тревожность и приводит к негативному эффекту - ухудшается самочувствие детей, мыслительная деятельность учащихся;

в средних классах хорошо прослеживаются особенности подростков возраста: от самочувствия зависит не только настроение, но и все остальные параметры (психические состояния и мыслительные операции); в старших классах прослеживаются более сложные связи психических состояний и мыслительных операций. Настроение влияет на чувственное и образное мышление, активность и логику. При авторитарном стиле показатели активности, самочувствия и настроения значительно выше, чем при демократическом. Умеренные компоненты авторитарного стиля поднимают тревожность, до уровня оптимальной работы отрицательных эмоций. Создаются благоприятные условия для самореализации старшеклассников в учебной деятельности.

Не родственники мы, не домочадцы, Но я хотел бы жизнь свою прожить, Чтоб с вами никогда не разлучаться И «здравствуйте» всё время говорить.


«Мастерство педагогического общения» - Общение. Робот. Мастерство педагогического общения. Отстранение от учащихся. Китайская стена. Педагогическое общение и его функции. Локатор. Стили отношений. Бумеранг. Гамлет. Тетерев. Роли учителя в профессиональной деятельности. Стили работы. Непродуктивный стиль. Формула стиля педагогического общения.

«Формы педагогического взаимодействия» - Уровни и типы педагогического взаимодействия. Психологический климат урока. Обучение самоанализу. Здоровьесбережение. Основные идеи педагогики сотрудничества. Тема педсовета. Типы индивидуального стиля деятельности. Учитель. Индивидуальный стиль деятельности. Педагогическое взаимодействие. Средняя школа.

«Педагогическое взаимодействие» - Общение. Задачи обучения. Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (ученики). Ученик выступает в непосредственное взаимодействие. Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (педагоги). Типы взаимодействия. Диагностика «Дерево взаимоотношений». Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия.

«Стили педагогического общения» - Активно-положительное отношение к учащимся. Самостоятельность и инициативу. Позиция педагога. Стиль общения и учитель. Четкость социальной и профессиональной позиции учителя. Авторитарный стиль. Педагоги демократического стиля общения. Стили педагогического общения. Демократический стиль. Попустительский стиль.

«Технология педагогического общения» - Уровни общения педагогов и школьников. Социальные роли. Общение и отношение. Содержание профессионально-педагогического общения. Характерные особенности некоторых манипуляторов. Структура профессионально-педагогического общения. Разновидности общения. Манипуляции в общении педагогов и школьников. Профессионально-педагогическое общение.

«Основы педагогического общения» - ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в %. Психологические основы педагогического общения. Стили руководства по Курту Левину (1938 год). Начальные. Обществоведческие. Тема 1. «Психологические основы педагогического общения». Естественно-математические. Аспекты педагогического общения. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.

Всего в теме 16 презентаций

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства учителя. Типы профессиональных знаний. Роль женщины в воспитании и обучении детей.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Психологический аспект в воспитании личности учителя. Профессиональные качества, педагогические способности. Индивидуальный стиль и мастерство. Мораль и её проявления в деятельности учителя. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2013

    Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Мастерство и коммуникативность учителя в управлении учебно-воспитательным процессом.

    учебное пособие , добавлен 03.07.2011

    Сущность анализа урока: цель, этапы, виды, содержание. Педагогическое мастерство - комплекс личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Педагогический анализ как функция управления школой, его роль в повышении мастерства учителя.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Сущность и основные функции педагогической деятельности. Индивидуально-психологических особенности личности учителя. Понятие о педагогической позиции. Педагогическое мастерство, профессионализм и педагогическая техника. Мастерство учителя на уроке.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Понятие и классификация педагогических умений. Педагогическая техника, ее компоненты. Эффективность и виды педагогического внушения. Педагогические способности и такт учителя. Функции и структура педагогического общения. Педагогика В. Сухомлинского.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2009

    Педагогическое мастерство как важная сторона профессиональной культуры. Возможности реализации творческого подхода к организации преподавания в современной школе. Личностные и профессионально значимые качества учителя. Особенности умений учителя-мастера.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014