А Вы задавались вопросом — как психолог может помочь Вам стать счастливее и успешнее?

Психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием, человек, который слушает, беседует с Вами, помогает выйти из трудной жизненной ситуации. Он не медик и не назначает Вам никаких лекарств. Психолог способен Вас понять и помочь Вам справиться с трудностями наименьшими силами и средствами. Только если случай действительно тяжелый, психолог сам посоветует Вам обратиться к психиатру – врачу со специальным медицинским образованием, который использует в лечении лекарства и не интересуется внутренним состоянием пациента. И все-таки многообразие различных методик действующего психолога в большинстве случаев помогает подобрать решение для любого вопроса, разрешения любой жизненной ситуации.

У каждого психолога в арсенале есть любимые методики, которые он использует для помощи клиенту. Это могут быть как авторские, разработанные им же методики, так и методики, разработанные классиками психологии или коллегами.

Специальные упражнения, которые направлены на то, чтобы разобраться в Вашей внутренней жизни, переживаниях, страхах, помогут понять причину проблемы и подобрать эффективный способ решения без какого-либо медикаментозного лечения. Клиенты психологов – это обычные люди, которым трудно найти решение в жизненной ситуации самостоятельно. За помощью часто обращаются по причине неуверенности, комплексов, страхов, депрессий, фобий, психосоматических заболеваний и других психологических проблем.

В направлениях психологии, которые я применяю в своей практике, влияние психолога на человека, обратившегося за помощью, минимальное. Каждый человек – это индивидуальность, личность. В каждом, наряду с проблемой, существует и ее решение. Моя задача как психолога помочь Вам увидеть свое собственное решение, найти внутри себя не энергозатратный, наиболее приемлемый и эффективный путь к достижению желаемого результата.

Организм человека это самодостаточная система, и если есть нарушение, то есть и рецепт решения. Достаточно только прислушаться к внутренним ощущениям. Техники и методы, которые я применяю в работе, основаны на контакте человека с его подсознанием. Именно Ваше подсознание знает решение Вашей ситуации и именно это решение мы с Вами находим на практическом сеансе – то, что более всего подходит в данной ситуации. Это НЕ внушение или гипноз. Это эффективные и несложные методы, которые помогают получить нужный результат как непосредственно в процессе сессии, так и после занятий. Многие из них могут стать Вашим ежедневным инструментом для понимания собственной Души.

Кратко расскажу о методах, которые я использую на практических сессиях.

Символдрама – это метод «сновидений наяву», путешествие подсознания по специально созданным сценариям. В символдраме используется особый способ работы с воображением для того, чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты. Этот метод применяется для краткосрочного лечения неврозов и психосоматических заболеваний, в лечении пищевых нарушений, при проблемах поведения и социальной адаптации, для избавления от страхов, для того, чтобы справиться с горем, потерей близкого человека, для развития уверенности в принятии решений, познания себя и своих возможностей, улучшения отношений с окружающими.

Арт-терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества. Это все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаика и коллажи, работа с гипсом и боди-арт, лепка, фотография, музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, сказкотерапия и т.д. Занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению. В творчестве ярче и нагляднее происходит воплощение страхов, опасений, представлений в материальную форму, в творческий шедевр. Техники арт-терапии помогают избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, способствуют изменению поведения, активизируют творческие силы. Арт-терапия успешно применяется при работе с детьми и взрослыми.

На занятиях мы с Вами совместно решаем Вашу проблему, а после сессий у Вас остается навык, которым Вы можете пользоваться в дальнейшем для работы с другими проблемами и жизненными ситуациями.

Все используемые техники позволяют влиять на внутренний мир человека и в то же время не травмируют сознание. В некоторых случаях даже не обязательно рассказывать ситуацию, если Вы этого не хотите. Результаты получаются быстро или очень быстро. В зависимости от глубины проблемы и времени нахождения в ней потребуется от 1 до 10 занятий. Чем больше сессий, тем более глубокие проработки проблем и эмоциональных состояний. Тем более стойкий результат.

Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы. Мы представляем свое будущее и вспоминаем прошлое, как реальность. Мы можем представить людей, которых давно уже нет на земле, можем переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Работа с образами — языком нашего подсознания — помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Управление образами, своим восприятием, своим сознанием делает человека хозяином своей жизни, позволяет достичь желаемых целей, избавиться от болезней, ощутить себя сильным, счастливым и успешным.

Не ждите милостей от природы, возьмите свою судьбу в свои руки, сделайте шаг к лучшей жизни!

Ольга Леонтьева, трансформационный коуч, психолог, биоэнергопрактик

Психология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат, и свои методы исследования, то есть приемы и средства, что позволяют ей получить объективную интересующую информацию, оценить состояние психических процессов человека, и при необходимости, спланировать дальнейшую психологическую коррекционную или консультативную работу.

Психологические процессы человека имеют сложную природу, требуют внимательности и терпеливости в изучении. Еще, их проявления очень разнообразны и зависят от конкретных обстоятельств, внешних и внутренних факторов, каждый из которых нужно учесть.

Каждый метод имеет свои задачи и цели, объект, предмет и ситуацию, в процессе которой и будет проходить исследование. Важная деталь – способ фиксирования результатов (видеосъемка, конспектирование).

  • Наиболее прост и доступен каждому – метод наблюдения . По времени оно может быть кратким, называется срез, и длинным, охваченным временными рамками в несколько лет – люнгитюдинальное. Наблюдение, объектом которого становятся определенные особи или отдельные показатели называется выборочным, и есть, соответственно такой вид как сплошное. Исследователь может быть членом коллектива, который исследуется, в таком случае наблюдение будет включенным.
  • Следующий метод – беседа. Главное требование – непринужденность и доверительная атмосфера. В процессе общения психотерапевт получает интересуемые сведения о жизни, деятельности и взглядах испытуемого. В беседе вопросы, ответы и рассуждения исходят от обеих сторон. Разновидности беседы – интервью и анкетирование, здесь, в отличии от простой беседы структура такова: вопрос – ответ.
  • Эксперимент — требует создания определенной ситуации и условий. Его цель – выявить или опровергнуть психологический факт. Может проводиться в естественных для испытуемых условиях, человек не должен знать о том, что он является участником эксперимента. Некоторые предпочитают лабораторный, тогда вспомогательными средствами будут: аппаратура, инструктаж, подготовленное пространство. В этом случае человек понимает цель своего пребывания в созданной «лаборатории», но смысл эксперимента должен оставаться неизвестным.
  • Тестирование – популярный и оправдывающий себя метод. Для диагностики используются методики и тесты, целью которых является выявление состояния конкретных показателей (памяти, внимания, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) и свойств личности. Они имеют задание, которые испытуемый выполняют, а психолог интерпретирует и делает выводы. Для этого метода следует подбирать тесты, которые апробированы и признаны в научном мире, как говорится «классика». Очень популярны тесты на оценку уровня интеллекта и всевозможных личностных аспектов.
  • Исследование продуктов деятельности – пожалуй, наиболее быстр и достаточно информативен метод, особенно в работе с детьми. Держа в руках поделки, рисунки, рабочие тетради, дневники, можно выяснить уровень развития человека, его жизненные предпочтения, особенности характера и другие важные характеристики.
  • Психологическое моделирование – не такой простой, да и не сто процентный метод. Помогает сконструировать привычные модели поведения человека.
  • Биографический метод – предполагает составление жизненного пути испытуемого и отметку на нем факторов, что повлияли на формирование его личности, кризисные моменты и важные изменения, особенности его поведенческих реакций в разные периоды. Составляют график жизни, по которому можно спрогнозировать будущее человека, а также выяснить какие периоды жизни стали формирующими или наоборот, деструктивными, для формирования тех или иных критериев.

Психологическая наука далеко шагнула, используя свои методы исследование, они точны и действенны, доступны каждому психологу.

Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики. Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым. В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:

  1. Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
    • сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
    • лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
    • комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
  2. Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.
  3. Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.
  4. Интерпретационные методы, концентрирующиеся на теоретическом объяснении, психологической трактовке исследуемого явления или свойства. Здесь всегда есть комплексный (в виде системы) набор соответствующих вариантов генетического, функционального и структурного метода, которые замыкают общий цикл психологического исследования.
Замечание 1

Классификацию, разработанную Ананьевым, нельзя считать исчерпывающей, поэтому в следующих частях статьи будут описаны некоторые самые распространенные методы психологии.

Наблюдение как метод психологии

Определение 1

Как и другие методы, для исполнения он требует специальной подготовки. Здесь важен профессионализм, ведь наблюдение может осуществляться как за открывающимся за окном поезда пейзажем, так и за динамикой движения звезд с помощью новейшего телескопа. Для научного наблюдения требуется постановка цели, планирование, составление протокола и др. Самым главным здесь является адекватность в психологической интерпретации результатов наблюдения, так как психику, как известно, нельзя сводить к поведенческим реакциям.

Замечание 2

Важное преимущество метода наблюдения состоит в протекании деятельности людей в нормальных, естественных для них условиях. Человек может не знать, что за ним осуществляется наблюдение, а потому «не подыгрывает» исследователю хотя бы в определенный момент, как говорят, в открытую.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение (интроспекция) в виде исторически первого метода изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение индивида за собственными психическими явлениями. Они, при всей кажущейся житейской простоте, представляют собой в действительности очень сложный и многофакторный процесс. Для такого отражения самого себя (рефлексии) человека необходимо специальное обучение. Квалифицированная интроспекция, которая сопоставляется с результатами других методов, всегда полезна и важна для психологического исследования.

Эксперимент в качестве основного метода психологии

Эксперимент по праву считают основным методом современной психологии. Он исторически находился у ее истоков, но по причине специфики своего предмета психология так и остается наукой в значительной степени описательной. Не над всем в психике можно провести эксперимент в соответствии с его классическим, научным пониманием. Так, работу психотерапевта или психоконсультанта не всегда можно считать собственно экспериментальной. Особенную роль экспериментального метода характеризуют его несомненные преимущества:

  • возможность задействовать у испытуемых любой интересующий исследователей процесс, свойство или состояние (например, нет необходимости ждать проявления воли или эмоции, создавая для этого искусственные условия, которые предусматривает эксперимент);
  • предварительное выделение всех предполагаемых условий, которые влияют на исследуемое явление, возможность их планомерного изменения (увеличение, уменьшение, исключение, то есть целенаправленная организация и изменение течения исследуемого процесса);
  • возможность достоверного выявления меры влияния каждого из управляемого варьирования факторов, то есть обнаружение объективных закономерностей, связей и зависимостей. Это путь от живого явления, фактов до познания сущности;
  • строгая количественная обработка и трактовка полученных эмпирических материалов, математическое описание и моделирование исследуемых явлений в целом.

Перечисленные преимущества метода эксперимента неизбежно ведут и к его основной трудности в виде ограничения. Как психическая, так и внешняя работа испытуемого в экспериментах протекает как бы искусственно, в навязанном порядке, непривычных условиях. Человек может знать, что это не реальная практика, а только эксперимент, который, к примеру, по его желанию можно всегда прекратить. Отсюда проявляется неизбежная методологическая проблема исследования адекватности, корректности и надежности переноса результатов эксперимента на практическую деятельность.

В соответствии с различными основаниями можно рассмотреть большое количество видов эксперимента, включая аналитические и синтетические, констатирующие и формирующие, психолого-педагогические, моделирующие, обучающие, лабораторные, полевые и др. Особенное место в этом перечне занимает естественный эксперимент, который впервые предложил русский психолог А. Ф. Лазурский.

Сущность естественного эксперимента состоит в протекании исследуемой деятельности испытуемого в привычных для него условиях. Испытуемый не знает об эксперименте, подвергаясь строго дозированному экспериментальному воздействию через изучаемые условия и факторы.

Замечание 3

Организация и проведение подобного типа экспериментов связано с большими сложностями по причине противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Наряду с этим значительно упрощается перенос полученных лабораторных выводов в реальную практику.

По некоторым объективным и субъективным причинам современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью. Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.

Другие методы психологии

Тест (испытание, проба) применяют чаще всего в научной психологии. Он используется более ста лет, получая в последние годы все большее распространение. Выделяют множество типов и классификаций тестов в соответствии с их построением, задачами, исполнением. Это можно отнести к особому разделу психологического знания и практики, который называется психодиагностикой. Тем не менее, последнее понятие более широкое, чем учение о тестах (тестология). Не все психологические испытания, пробы, вопросы, задания можно отнести к тестам, так как для тестов должна быть характерна стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкая психологическая интерпретация и др.

Например, стандартизация теста представляет собой не просто предъявление всем испытуемым одной и той же словесной формулировки, а подбор, статистическую подгонку степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов в максимальных выборках испытуемых имеет форму нормальной кривой Гаусса.

Замечание 4

Такое требование, как валидность теста, означает уверенность в том, что он измеряет именно то, на что направлен (например, оценка мотивации, а не мотивировки,текущего настроения, а не устойчивого чувства).

Каждый тест в основе должен иметь некую теорию, авторскую трактовку исследуемой психики. По этой причине за одинаковыми терминами часто скрывается различное содержание. Так, одноименные типы темперамента И. П. Павлова и по Г. Ю. Айзенка сформированы по основаниям, которые невозможно сопоставить. Поэтому при интерпретации результатов теста важно строгое соответствие авторской семантике без изменения заданной трактовки слов. Особенно это актуально для проективных тестов, в которых свободные ответы испытуемых рассматриваются в качестве проекции особенностей его личности, объяснимых с позиций исходной теории.

Замечание 5

Тест рассматривается как предельно упрощенная модификация экспериментального метода. При условии грамотного использования он дает возможность получить большое количество эмпирических данных, позволяя проводить предварительную градацию испытуемых.

Часто в психологии используются и такие методы, как анкеты и опросники в виде всевозможных вариаций тестов. Их составление, использование и интерпретация всегда требуют должного профессионализма, поскольку важность представляет не сама формулировка вопроса, а очередность его предъявления. Психология и социология, например, или педагогика должны использовать разные опросники и анкеты по причине различия в предмете исследования. Особым по направленности видом вопросников являются социометрические методики, посредством которых происходит исследование межличностных отношений в группе, выявление отношений «лидер – ведомый».

Для метода беседы необходима специальная подготовка психолога, особые правила проведения и поведение исследователей. Здесь происходит индивидуальная психологическая работа.

Пример 1

Одно дело – знаменитая клиническая беседа школы Ж. Пиаже; совсем другим вариантом является психоаналитическая беседа по идеологии З. Фрейда; третьим – беседа при психологическом консультировании по определенной теоретической концепции и др.

Праксиметрические методы исследований были разработаны, главным образом, для психологии труда при исследовании разнообразных движений, операций, действий, профессионального поведения человека. Сюда можно включить методы хронометрии, циклографии, составления тщательных профессиограмм (затем – и психограмм).

Анализ продуктов деятельности используют многие разделы психологии, начиная от общей и заканчивая возрастной. Этот метод является комплексным изучением результатов труда в качестве материализации психической деятельности, что можно отнести как к детскому рисунку, так и к школьным сочинениям, произведениям писателей, ошибочным действиям оператора.

Для биографического метода характерен психологический анализ жизненного пути, фактов биографии личности, которая развивается и имеет свою историю, определенные психологические вехи, включая кризисы и подъемы.

Замечание 6

С. Л. Рубинштейн полагал, что человек, совершивший значительное, сам при этом в известном смысле меняется.

Биографический метод представляет собой психологическое изучение, анализ представлений человека о своем пути жизни, о прошлом и будущем. Он рассматривает психологию жизненных планов; психологические стратегии жизни и поведения человека.

В самых разных вариантах представлен и метод моделирования, который использует структурные, функциональные, физические, знаковые, логические, математические, информационные модели. Любая из них беднее оригинала, так как выделяет в нем определенный аспект, вынужденно абстрагируясь от прочих сторон изучаемого явления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Общие сведения

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии , - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия . Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии - предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма . Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости - предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента .
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического . Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов , однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности . Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R =f(P ,S ), где R - поведение, P - личность, а S - ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования

В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему.

В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект (S), предмет (Пси), метод (М), условия (иначе - среда Е) и результат (R - поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.

Отношения элементов психологического исследования образуют систему. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру системы. Они являются реализацией основного методологического принципа - принципа инвариантности результата .

Основные онтологические принципы психологического исследования:

  1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
  2. Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.
  3. Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.
  4. Принцип стандартизации условий : соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. … Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования
  5. Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями.

Т.о., принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует.

Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент:

  1. Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.
  2. Объект является источником фактов.
  3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.
  4. Условия (среда) является источником артефактов.
  5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.

Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов:

  1. принцип регистрации фактов;
  2. принцип планирования факторов;
  3. принцип контроля дефектов;
  4. принцип элиминации артефактов;
  5. принцип контроля результата.

Основные события в создании

  • XVI век - первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век - начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • - публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • - публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • - основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • - публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 17-21

Основные понятия

  • Психологический эксперимент
  • Методы исследования в психологии

    В основе приведённой здесь классификации - классификация Б. Г. Ананьева , который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями .]

    1. Организационная группа:
      • Сравнительный метод
      • Лонгитюдный метод
      • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
    2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
      • Экспериментальные методы
        • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
      • Психодиагностические методы
        • Стандартизированные и проективные тестовые методики
        • Вербально-коммуникативные методы
          • Метод беседы
            • Интервью
              • Клиническое интервью
          • Личностные тесты
    3. Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)
      • Хронометраж
      • Циклография
      • Профессиография
    4. Метод моделирования
    5. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
      • Методы математической статистики
      • Методы качественной характеристики полученного материала
    6. Интерпретационные методы
      • Генетический метод (анализ фаз развития)
      • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
        • Психография

    См. также

    • Классификации методов исследования в психологии

    Критика экспериментальной психологии

    С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

    1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
    2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

    Первая точка зрения - о невозможности применения эксперимента - опирается на следующие положения:

    • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
    • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
    • В психологическом эксперименте неминуемо субъект -субъектное взаимодействие (испытуемый-экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
    • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
    • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
    • И др.

    Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея .

    Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента - оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

    Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, - идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 - физиологический уровень, 1 - психофизиологический уровень, 2 - уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 - интегративный уровень психики, 4 - уровень личности, 5 - уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

    По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 21-25

    Задачи исследований в психологии

    Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение , спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

    Описание поведения

    Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний - первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

    Прогнозирование поведения

    Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

    Объяснение поведения

    Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

    Управление поведением

    Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

    По материалам: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 42-43

    Этические проблемы психологических исследований

    При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

    • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
    • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
    • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
    • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

    При работе с животными:

    • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
    • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

    По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

    См. также

    • Обсуждение проекта этического кодекса Российского психологического общества
    • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
    • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
    • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
    • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    1.2. Методы психологии

    Понятие метода . Термин «метод» имеет как минимум два значения.

    1. Метод как методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, исходная, принципиальная позиция как подход к исследованию.

    Методологической базой научной психологии является гносеология (теория познания), которая рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания человеком мира, критерии истинности и достоверности знания.

    В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерминизма, развития, связи сознания и деятельности, единство теории и практики.

    2. Метод как специальный прием, путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.

    Совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании (в нашем случае – в психологическом) и определяемых соответствующей им методологией, называется методикой.

    Научные требования к методам психологического исследования, или принципы, таковы.

    1. Принцип объективности предполагает, что:

    а) при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных основ, причин их возникновения;

    б) изучение личности должно протекать в процессе деятельности, характерной для человека данного возраста. Психика и проявляется, и формируется в деятельности, да и сама она – не что иное, как особая психическая деятельность, в ходе которой человек познает окружающий мир;

    в) каждое психическое явление должно рассматриваться в различных условиях (типичных и нетипичных для данного человека), в тесной связи с другими явлениями;

    г) выводы должны строиться только на основе полученных фактов.

    2. Генетический принцип (изучение психических явлений в их развитии) состоит в следующем. Объективный мир находится в постоянном движении, изменении, и отражение его не является застывшим и неподвижным. Поэтому все психические явления и личность в целом должны рассматриваться в их возникновении, изменении и развитии. Необходимо показать динамику этого явления, для чего следует:

    а) выявить причину изменения явления;

    б) изучать не только уже сформировавшиеся качества, но и те, которые только зарождаются (особенно при изучении детей), поскольку педагог (и психолог) должны смотреть вперед, предвидеть ход развития, правильно строить учебно-воспитательный процесс;

    в) учитывать, что темп изменений явлений различен, какие-то явления развиваются медленно, какие-то – быстрее, и у разных людей этот темп очень индивидуален.

    3. Аналитико-синтетический подход в исследованиях предполагает, что, поскольку в структуру психики входят самые разные, тесно взаимосвязанные явления, то изучить их все сразу невозможно. Поэтому для изучения постепенно вычленяются отдельные психические явления и всесторонне рассматриваются в различных условиях жизни и деятельности. Это проявление аналитического подхода. После изучения отдельных явлений необходимо установить их отношения, что даст возможность выявить взаимосвязь отдельных психических явлений и найти то устойчивое, что характеризует человека. Это проявление синтетического подхода.

    Другими словами, нельзя понять и правильно оценить психические особенности личности в целом, не изучив отдельных ее проявлений, но и невозможно разобраться в отдельных особенностях психики, не соотнеся их друг с другом, не раскрыв их взаимосвязи и единства.

    Методы психологического исследования . Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Но житейские наблюдения отрывочны, проводятся не систематически, не имеют определенной цели, поэтому они не могут выполнять функции научного, объективного метода.

    Наблюдение – исследовательский метод, при котором психические явления изучаются в том виде, в каком они проявляются в обычной обстановке, без вмешательства исследователя. Оно направлено на внешние проявления психической деятельности – движения, действия, мимику, жесты, высказывания, поведение и деятельность человека. По объективным, внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, о чертах личности и т. п.

    Сущность наблюдения состоит не только в регистрации фактов, но и в научном объяснении их причин, в открытии закономерностей, понимания их зависимости от окружающей среды, воспитания, от особенностей

    функционирования нервной системы.

    Формой перехода от описания факта поведения к его объяснению является гипотеза – научное предположение для объяснения какого-либо явления, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто.

    Чтобы наблюдение не превратилось в пассивное созерцание, а соответствовало своему назначению, оно должно отвечать следующим требованиям: 1) целенаправленности; 2) систематичности; 3) естественности; 4) обязательной фиксации результатов. Объективность наблюдения в первую очередь зависит от целенаправленности и систематичности.

    Требование целенаправленности предполагает, что наблюдатель должен отчетливо представлять, что он собирается наблюдать и для чего (определение цели и задачи), иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение обязательно следует проводить по плану, схеме, программе. Наблюдать «за всем» вообще в силу безграничного многообразия существующих объектов невозможно. Каждое наблюдение должно быть избирательным: необходимо выделить круг вопросов, по которым надо собрать фактический материал.

    Требование систематичности означает, что наблюдение должно проводиться не от случая к случаю, а систематически, что требует определенного более или менее продолжительного времени. Чем дольше проводится наблюдение, тем больше фактов может накопить психолог, тем легче ему будет отделить типичное от случайного и тем глубже и надежнее будут его выводы.

    Требование естественности диктует необходимость изучения внешних проявлений психики человека в естественных условиях – обычных, привычных для него; при этом испытуемый не должен знать, что за ним специально и внимательно наблюдают (скрытый характер наблюдения). Наблюдатель не должен вмешиваться в деятельность испытуемого либо каким-то образом влиять на протекание интересующих его процессов.

    Следующее требование предполагает обязательную фиксацию результатов (фактов, а не их истолкование) наблюдения в дневнике или протоколе.

    Чтобы наблюдение было полноценным, необходимо: а) принимать во внимание многообразие проявлений психики человека и наблюдать их в различных условиях (на уроке, на перемене, дома, в общественных местах и т. д.); б) фиксировать факты со всей возможной точностью (неправильно произнесенные слово, фраза, ход мысли); в) учитывать условия, влияющие на протекание психических явлений (ситуация, обстановка, состояние человека и т. п.).

    Наблюдение может быть внешним и внутренним. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о другом человеке, его поведении и психологии путем наблюдения со стороны. Выделяются следующие виды внешнего наблюдения:

    Сплошное, когда фиксируются все проявления психики в течение определенного времени (на уроке, в течение дня, во время игры);

    Выборочное, т. е. избирательное, направленное на те факты, которые имеют отношение к изучаемому вопросу;

    Лонгитюдное, т. е. длительное, систематическое, в течение ряда лет;

    Срез (кратковременное наблюдение);

    Включенное, когда психолог на время становится активным участником процесса, за которым ведется наблюдение, и фиксирует его изнутри (в замкнутых преступных группах, религиозных сектах и т. п.);

    Невключенное (непричастное), когда наблюдение ведется извне;

    Непосредственное – его проводит сам исследователь, наблюдая за психическим явлением во время его протекания;

    Опосредованное – в этом случае используются результаты наблюдений, проведенных другими людьми (аудио-, кино– и видеозаписи) .

    Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) – это получение данных при наблюдении субъекта за своими собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания (интроспекция) или вслед за ними (ретроспекция). Такие самонаблюдения имеют вспомогательный характер, но в ряде случаев обойтись без них невозможно (при изучении поведения космонавтов, слепоглухонемых и т. п.).

    Существенными преимуществами метода наблюдения являются следующие: 1) исследуемое явление протекает в естественных условиях; 2) возможность применения точных приемов фиксации фактов (кино-, фото– и видеосъемка, запись на магнитофон, хронометраж, стенографирование, зеркало Гезелла). Но данный метод имеет и отрицательные стороны: 1) пассивная позиция наблюдателя (главный недостаток); 2) невозможность исключить случайные факторы, влияющие на протекание изучаемого явления (поэтому почти невозможно точно установить причину того или иного психического явления); 3) невозможность повторного наблюдения тождественных фактов; 4) субъективность в интерпретации фактов; 5) наблюдение чаще всего отвечает на вопрос «что?», а вопрос «почему?» остается открытым.

    Наблюдение входит составной частью в два других метода – эксперимент и беседу.

    Эксперимент является основным инструментом получения новых психологических фактов. Этот метод предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

    Взаимодействие эксперимента с наблюдением раскрыто выдающимся русским физиологом И.П. Павловым. Он писал: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».

    Эксперимент – исследовательский метод, основными особенностями которого являются:

    Активная позиция исследователя: он сам вызывает интересующее его явление, а не ждет, когда случайный поток явлений предоставит возможность его наблюдать;

    Возможность создавать необходимые условия и, тщательно контролируя их, обеспечивать их постоянство. Проводя исследование в одинаковых условиях с разными испытуемыми, исследователи устанавливают возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов;

    Повторяемость (одно из важных преимуществ эксперимента);

    Возможность варьирования, изменения условий, при которых изучается явление.

    В зависимости от условий проведения эксперимента различают два его вида: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент протекает в специально оборудованном помещении, с использованием аппаратуры, приборов, позволяющих точно учитывать условия опыта, время реакции и т. д. Лабораторный эксперимент очень эффективен, если соблюдены основные требования к нему и обеспечены:

    Положительное и ответственное отношение к нему испытуемых;

    Доступная, понятная инструкция для испытуемых;

    Равенство условий участия в эксперименте всех испытуемых;

    Достаточные количество испытуемых и число опытов.

    Неоспоримыми достоинствами лабораторного эксперимента являются:

    1) возможность создания условий для возникновения необходимого психического явления; 2) большая точность и чистота; 3) возможность строгого учета его результатов; 4) многократное повторение, вариативность; 5) возможность математической обработки полученных данных.

    Однако лабораторный эксперимент имеет и недостатки, которые состоят в следующем: 1) искусственность обстановки влияет на естественное течение психических процессов у некоторых испытуемых (страх, стресс, волнение у одних, и подъем, высокая производительность, хорошие успехи – у других);

    2) вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого неизбежно оказывается средством воздействия (полезного или вредного) на изучаемую личность.

    Известный русский врач и психолог А.Ф. Лазурский (1874–1917) предложил использовать своеобразный вариант психологического исследования, представляющий собой промежуточную форму между наблюдением и экспериментом – естественный эксперимент. Его суть – в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в естественном протекании в обычных условиях (в игре, на занятиях, на уроке, на перемене, в столовой, на прогулке и т. д.), а испытуемые не подозревают, что их изучают .

    Дальнейшее развитие естественного эксперимента привело к созданию такой его разновидности, как психолого-педагогический эксперимент. Сущность его состоит в том, что изучение испытуемого ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания. При этом выделяются констатирующий и формирующий эксперимент. Задача констатирующего эксперимента состоит в простой фиксации и описании фактов к моменту проведения исследования, т. е. в констатации того, что происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. Полученные результаты ни с чем не сравниваются. Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы изучить психическое явление в процессе его активного формирования. Он может быть обучающим и воспитывающим. Если происходит обучение каким-либо знаниям, умениям и навыкам, то это – обучающий эксперимент. Если же в эксперименте происходит формирование тех или иных свойств личности, изменяется поведение испытуемого, его отношение к товарищам, то это – воспитывающий эксперимент.

    Наблюдение и эксперимент – основные объективные методы изучения психологических особенностей личности в онтогенезе. Дополнительными (вспомогательными) методами являются изучение продуктов деятельности, методы опроса, тестирование и социометрия.

    При изучении продуктов деятельности, а точнее – психологических особенностей деятельности на основании этих продуктов, исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его предшествующей деятельности. Изучая их, он может косвенно судить об особенностях как деятельности, так и действующего субъекта. Поэтому данный метод иногда называют «методом косвенного наблюдения». Он позволяет изучать умения и навыки, отношение к деятельности, уровень развития способностей, объем знаний и представлений, кругозор, интересы, склонности, особенности воли, особенности различных сторон психики.

    Продуктами деятельности, созданными в процессе игры, являются различные постройки из кубиков, песка, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками детей, и т. п. Продуктами трудовой деятельности можно считать деталь, заготовку, продуктивной – рисунки, аппликации, различные поделки, рукоделие, художественное произведение, заметку в стенгазету и т. д. К продуктам учебной деятельности относятся контрольные работы, сочинения, чертежи, черновики, домашние задания и т. п.

    К методу изучения продуктов деятельности, как и к любому другому, предъявляются определенные требования: наличие программы; изучение продуктов, созданных не случайно, а в ходе типичной деятельности; знание условий протекания деятельности; анализ не единичных, а многих продуктов деятельности испытуемого.

    К достоинствам этого метода можно отнести возможность за короткий срок собрать большое количество материала. Но, к сожалению, нет способа, с помощью которого можно было бы учесть все особенности условий, в которых создавались продукты деятельности.

    Разновидностью данного метода является биографический метод, связанный с анализом документов, принадлежащих человеку. Под документами понимается любой письменный текст, аудио– или видеозапись, сделанные по замыслу испытуемого, литературные произведения, дневники, эпистолярное наследие, воспоминания других лиц об этом человеке. Предполагается, что в содержании таких документов отражаются его индивидуальные психологические особенности. Этот метод широко используется в исторической психологии для изучения внутреннего мира людей, живших в давно прошедшие времена, недоступные для непосредственного наблюдения. Например, по большинству художественных и литературных произведений в определенной степени можно судить о психологии их авторов – это обстоятельство давно и с успехом используют литературо– и искусствоведы, пытающиеся «через» произведение лучше понять психологию автора, и наоборот, познав психологию автора, глубже проникнуть в содержание и смысл его произведений.

    Психологи научились по документам и продуктам деятельности людей раскрывать их индивидуальную психологию. Для этого разработаны и стандартизированы специальные процедуры содержательного анализа документов и продуктов деятельности, позволяющие получать вполне достоверную информацию об их создателях.

    Методы опроса – это методы получения информации на основе вербальной коммуникации. В рамках этих методов можно выделить беседу, интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).

    Беседа представляет собой метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседу можно рассматривать как направленное наблюдение, сконцентрированное вокруг ограниченного количества вопросов, имеющих большое значение в данном исследовании. Ее особенностями являются непосредственность общения с изучаемым лицом и вопросно-ответная форма.

    Беседа обычно используется: для получения данных о прошлом испытуемых; более глубокого изучения их индивидуальных и возрастных особенностей (склонностей, интересов, убеждений, вкусов); изучения отношения к собственным поступкам, поступкам других людей, к коллективу и т. д.

    Беседа либо предшествует объективному изучению явления (при первоначальном знакомстве перед проведением исследования), либо следует за ним, но может использоваться как до, так и после наблюдения и эксперимента (для подтверждения или уточнения того, что было выявлено). В любом случае беседа обязательно должна сочетаться с другими объективными методами.

    Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности со стороны исследователя и от искренности ответов, даваемых испытуемым.

    К беседе как к методу исследования предъявляются определенные требования:

    Необходимо определить цель и задачи изучения;

    Следует составить план (но, будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда индивидуализирована);

    Для успешного проведения беседы необходимы создание благоприятной обстановки, обеспечение психологического контакта с испытуемым любого возраста, соблюдение педагогического такта, непринужденности, доброжелательности, поддержание атмосферы доверия, искренности на протяжении всей беседы;

    Следует заранее тщательно продумать и наметить вопросы, которые будут заданы испытуемому;

    Каждый следующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создалась в результате ответа испытуемого на предшествующий вопрос;

    В ходе беседы обследуемый также может задать вопросы психологу, проводящему беседу;

    Все ответы испытуемого тщательно протоколируются (после беседы) .

    В ходе беседы исследователь наблюдает за поведением, выражением лица испытуемого, характером речевых высказываний – степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, особенностью грамматического построения фраз и т. п.

    Вопросы, используемые в беседе, должны быть понятны испытуемому, недвусмысленны и соответствовать возрасту, опыту, знаниям изучаемых людей. Ни по тону, ни по содержанию они не должны внушать испытуемому определенных ответов, в них не должна содержаться оценка его личности, поведения или какого-либо качества.

    Вопросы могут дополнять друг друга, изменяться, варьировать в зависимости от хода исследования и индивидуальных особенностей испытуемых.

    Данные об интересующем явлении могут быть получены как в виде ответов на прямые, так и на косвенные вопросы. Прямые вопросы иногда смущают собеседника, и ответ может быть неискренним («Вам нравится ваш преподаватель?»). В подобных случаях лучше использовать косвенные вопросы, когда истинные цели для собеседника замаскированы («Как вы думаете, что значит „хороший преподаватель^?»).

    При необходимости уточнения ответа испытуемого не следует задавать наводящие вопросы, подсказывать, намекать, качать головой и т. п. Лучше сформулировать вопрос нейтрально: «Как это следует понимать?», «Поясните, пожалуйста, свою мысль», или задать проективный вопрос: «Как, по-вашему, должен поступить человек, если его незаслуженно обидели?», или описать ситуацию с вымышленной личностью. Тогда при ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение к ситуации.

    Беседа может быть стандартизированной, с точно сформулированными вопросами, которые задаются всем опрашиваемым, и нестандартизированной, когда вопросы ставятся в свободной форме.

    К достоинствам этого метода относятся его индивидуализированный характер, гибкость, максимальная адаптация к испытуемому и непосредственный контакт с ним, что позволяет учитывать его ответные реакции и поведение. Основной недостаток метода заключается в том, что выводы о психических особенностях испытуемого делаются на основе его собственных ответов. Но о людях принято судить не по словам, а по делам, конкретным поступкам, поэтому данные, полученные в ходе беседы, должны быть обязательно соотнесены с данными объективных методов и мнением компетентных лиц об опрашиваемом.

    Интервью – это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса. Интервью чаще используется в социальной психологии. Виды интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизированное, близкое к анкете с закрытыми вопросами.

    Анкетирование – это метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают испытуемым для письменного ответа. По своей функции вопросы могут быть основными, или наводящими, и контрольными, или уточняющими. Главный компонент анкеты – не вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему плану исследования.

    Любая грамотно составленная анкета имеет строго определенную структуру (композицию):

    Во вступлении излагаются тема, задачи и цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты;

    В начале анкеты помещаются простые, нейтральные по смыслу вопросы (так называемые контактные), цель которых – сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого;

    В середине находятся наиболее сложные вопросы, требующие анализа, размышления;

    В конце анкеты приводятся простые, «разгрузочные» вопросы;

    В заключении (при необходимости) содержатся вопросы о паспортных данных опрашиваемого – пол, возраст, гражданское состояние, род занятий и т. п.

    После составления анкета обязательно должна быть подвергнута логическому контролю. Достаточно ли ясно оговорена техника заполнения анкеты? Все ли вопросы составлены стилистически грамотно? Все ли термины понятны опрашиваемым лицам? Не следует ли добавить к некоторым вопросам позицию «Другие ответы»? Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемых?

    Затем следует проверить композицию всей анкеты. Соблюден ли принцип расположения вопросов (от наиболее простых в начале анкеты к особо значимым, целевым в середине и простым в конце? Не прослеживается ли влияние предыдущих вопросов на последующие? Нет ли скопления однотипных вопросов?

    После логического контроля анкета проверяется на практике в ходе предварительного исследования.

    Виды анкет достаточно многообразны: если анкета заполняется одним человеком, то это – индивидуальная анкета, если она выражает мнение какой-то общности людей – то это групповая анкета. Анонимность анкеты заключается не только и не столько в том, что испытуемый может не подписывать свою анкету, а по большому счету в том, что исследователь не имеет права распространять информацию о содержании анкет.

    Существует открытая анкета – с использованием прямых вопросов, направленных на выявление осознаваемых качеств испытуемых и позволяющих им строить ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме. На этот счет исследователь не дает никаких указаний. В открытой анкете обязательно должны содержаться так называемые контрольные вопросы, которые используются для обеспечения достоверности показателей. Вопросы дублируются скрыто-аналогичными – при расхождении ответы на них не принимаются во внимание, потому что не могут быть признаны достоверными.

    Закрытая (селективная) анкета предполагает ряд вариативных ответов. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего из них. Закрытые анкеты легко обрабатывать, но они ограничивают самостоятельность отвечающего.

    В анкете-шкале испытуемый не просто должен выбрать наиболее правильный ответ из готовых, но и прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов.

    Достоинствами всех видов анкет являются массовость обследования и быстрота получения большого количества материала, применение математических методов его обработки. Как недостаток отмечается, что при анализе всех видов анкет вскрывается только верхний слой материала, а также трудность качественного анализа и субъективность оценок.

    Положительным качеством самого метода анкетирования является то, что имеется возможность получить за короткое время большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел». Анкеты обычно подвергаются статистической обработке и используются для получения статистических средних данных, которые имеют для исследования минимальную ценность, так как не выражают закономерности в развитии какого-либо явления. Недостатки метода состоят в том, что качественный анализ данных обычно затруднен и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых .

    Специфическим вариантом анкетирования метода является социометрия, разработанная американским социальным психологом и психотерапевтом Дж. Морено. Этот метод используют для изучения коллективов и групп – их направленности, внутригрупповых отношений, положения в коллективе отдельных его членов.

    Процедура несложна: каждый член изучаемого коллектива письменно отвечает на ряд вопросов, которые называются социометрическими критериями. Критерием выбора является желание человека совместно с кем-либо что-то делать. Выделяют сильные критерии (если осуществляется выбор партнера по совместной деятельности – трудовой, учебной, общественной) и слабые (в случае выбора партнера по совместному времяпрепровождению). Опрашиваемых размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, и дают им возможность сделать несколько выборов. Если количество выборов ограничено (как правило, тремя), то методика называется параметрической, если нет – непараметрической.

    Правила проведения социометрии предусматривают:

    Установление доверительных отношений с группой;

    Объяснение цели проведения социометрии;

    Подчеркивание важности и значения самостоятельности и секретности при ответах;

    Гарантирование сохранения тайны ответов;

    Проверка правильности и однозначности понимания вопросов, включенных в исследование;

    Точный и ясный показ техники записей ответов.

    По итогам социометрии составляется социометрическая матрица (таблица выборов) – неупорядоченная и упорядоченная, и социограмма – графическое выражение математической обработки полученных результатов, или карта групповой дифференциации, которая изображается в виде либо специального графика, либо рисунка, диаграммы в нескольких вариантах.

    При анализе полученных результатов членов группы относят к социометрическому статусу: в центре – социометрическая звезда (те, кто получил 8-10 выборов в группе из 35–40 чел.); во внутренней промежуточной зоне находятся предпочитаемые (те, кто получил больше половины максимального количества выборов); во внешней промежуточной зоне располагаются принятые (имеющие 1–3 выбора); во внешней – изолированные (парии, «робинзоны»), не получившие ни одного выбора.

    При помощи данного метода можно выявить и антипатии, но в этом случае критерии будут другими («С кем бы ты не хотел..?», «Кого бы ты не пригласил..?»). Те, кого сознательно не выбирают члены группы, являются отверженными (отвергаемыми).

    Другими вариантами социограммы являются:

    «группировка» – плоскостное изображение, на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы, и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов;

    «индивидуальная» , где вокруг испытуемого располагаются члены группы, с которыми он связан. Характер связей обозначается условными знаками:? – взаимный выбор (взаимная симпатия),? – односторонний выбор (симпатия без взаимности).

    После проведения социометрии для характеристики социальных отношений в группе вычисляют следующие коэффициенты:

    Число выборов, полученных каждым индивидом, характеризует его положение в системе личных отношений (социометрический статус).

    В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты социометрической процедуры, например в виде экспериментальных игр «Поздравь товарища», «Выбор в действии», «Секрет».

    Социометрия отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы, позволяет наглядно представить структуру этих отношений и сделать предположение о стиле лидерства и о мере организованности группы в целом.

    Особым методом психологического изучения, который относится не к исследовательским, а к диагностическим, является тестирование. Его применяют не для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, а для оценки наличного уровня развития какого-либо качества у данного человека в сравнении со средним уровнем (установленной нормой, или стандартом).

    Тест (от англ. test – проба, испытание) – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества или свойства личности, которые имеют определенную шкалу значений. Тест не просто описывает особенности личности, но и дает им качественную и количественную характеристики. Подобно медицинскому термометру, он не ставит диагноз и тем более не лечит, но и тому и другому способствует. При выполнении заданий испытуемым учитываются быстрота (время выполнения), творческий подход, количество ошибок.

    Тестирование применяется там, где есть необходимость стандартизированного измерения индивидуальных различий. Основными сферами использования тестов являются:

    Образование – в связи с усложнением учебных программ. Здесь с помощью тестов исследуют наличие или отсутствие общих и специальных способностей, степень их развитости, уровень умственного развития и усвоения знаний испытуемыми;

    Профессиональная подготовка и отбор – в связи с увеличением темпов роста и усложнением производства. Выясняется степень пригодности испытуемых к какой-либо профессии, степень психологической совместимости, индивидуальные особенности протекания психических процессов и т. д.;

    Психологическое консультирование – в связи с ускорением социодина-мических процессов. При этом выявляются личностные характеристики людей, совместимость будущих супругов, способы разрешения конфликтов в группе и т. п.

    Процесс тестирования осуществляется в три этапа:

    1) выбор теста (с точки зрения цели тестирования, надежности и валидности);

    2) процедура проведения (определяется инструкцией);

    3) интерпретация результатов.

    На всех этапах необходимо участие квалифицированного психолога.

    Основными требованиями к тестам являются:

    Валидность, т. е. пригодность, обоснованность (установление соответствия между интересующим исследователя психическим явлением и методом его измерения);

    Надежность (устойчивость, стабильность результатов при повторных тестированиях);

    Стандартизация (многократная проверка на большом количестве испытуемых);

    Одинаковые возможности для всех испытуемых (одни и те же задания для выявления у испытуемых психических особенностей);

    Норма и интерпретация теста (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования – возрастных и групповых норм, их относительности, стандартных показателей и т. п.).

    Существует множество видов тестов. Среди них выделяют тесты достижений, интеллекта, специальных способностей, креативности, личностные тесты. Тесты достижений находят применение в общем и профессиональном обучении и выявляют то, что испытуемым усвоено в ходе обучения, степень владения конкретными знаниями, умениями и навыками. Задания этих тестов построены на учебном материале. Разновидностями тестов достижений являются: 1) тесты действия, которые выявляют умения выполнять действия с механизмами, материалами, инструментами; 2) письменные тесты, которые выполняются на специальных бланках с вопросами, – испытуемый должен либо выбрать правильный ответ среди нескольких, либо отметить на графике отображение описанной ситуации, либо найти на рисунке ситуацию или деталь, помогающую найти правильное решение; 3) устные тесты – испытуемому предлагается заранее подготовленная система вопросов, на которые ему предстоит ответить.

    Тесты интеллекта служат для выявления умственного потенциала индивида. Чаще всего испытуемому предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста, или собрать из кубиков с разноцветными сторонами рисунок, сложить из представленных деталей предмет, найти закономерность в продолжении ряда и т. п.

    Тесты специальных способностей предназначены для оценки уровня развития технических, музыкальных, художественных, спортивных, математических и других видов специальных способностей.

    Тесты креативности используются для изучения и оценки творческих способностей личности, умения порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро и оригинально решать проблемные ситуации.

    Личностные тесты измеряют различные стороны личности: установки, ценности, отношения, мотивы, эмоциональные свойства, типичные формы поведения. Они, как правило, имеют одну из трех форм: 1) шкалы и опросники (MMPI – Миннесотский многофазный личностный опросник, тесты Г. Айзенка, Р. Кеттела, А.Е. Личко и др.); 2) ситуационные тесты, предполагающие оценку себя, окружающего мира; 3) проективные тесты.

    Проективные тесты берут начало из глубины веков: от гаданий на гусиных потрохах, свечах, кофейной гуще; от видений, внушаемых прожилками мрамора, облаками, клубами дыма и т. п. В их основе лежит механизм проекции, объясненный З. Фрейдом. Проекция – это бессознательно проявляемая склонность человека невольно приписывать людям свои психологические качества, особенно в тех случаях, когда эти качества неприятны или когда нет возможности определенно судить о людях, но необходимо это сделать. Проекция может проявляться и в том, что мы невольно обращаем внимание на те признаки и особенности человека, которые наиболее соответствуют имеющимся у нас самих на данный момент потребностям. Другими словами, проекция обеспечивает пристрастность отражения мира.

    Благодаря механизму проекции по действиям и реакциям человека на ситуацию и других людей, по оценкам, которые он им дает, можно судить о его собственных психологических свойствах. На этом и основаны проективные методы, предназначенные для целостного изучения личности, а не для выявления отдельных ее черт, поскольку каждое эмоциональное проявление человека, его восприятие, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Проективные тесты рассчитаны на то, чтобы «зацепить» и извлечь скрытую установку подсознания, в интерпретации которой, естественно, весьма велико число степеней свободы. Во всех проективных тестах предлагается неопределенная (многозначная) ситуация, которую испытуемый в своем восприятии преобразует сообразно собственной индивидуальности (доминирующих потребностей, смыслов, ценностей). Различают ассоциативные и экспрессивные проективные тесты. Примерами ассоциативных проективных тестов служат:

    Интерпретация содержания сложной картинки с неопределенным содержанием (ТАТ – тест тематической апперцепции);

    Завершение незаконченных предложений и рассказов;

    Завершение высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест С. Розенцвейга);

    Истолкование событий;

    Воссоздание (восстановление) целого по деталям;

    Истолкование неопределенных очертаний (тест Г. Роршаха, заключающийся в интерпретации испытуемым набора чернильных пятен различной конфигурации и цвета, имеющих определенный смысл для диагностики скрытых установок, побуждений, свойств характера).

    К экспрессивным проективным тестам относятся:

    Рисование на свободную или заданную тему: «Кинетический рисунок семьи», «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное» и т. п.;

    Психодрама – вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников;

    Предпочтение одних стимулов как наиболее желательных другим (тест М. Люшера, А.О. Прохорова – Г.Н. Генинга) и т. п.

    Достоинствами тестов являются: 1) простота процедуры (кратковременность, отсутствие необходимости в специальной аппаратуре); 2) то, что результаты выполнения тестов могут быть выражены количественно, а значит, возможна их математическая обработка. Среди недостатков следует отметить несколько моментов: 1) довольно часто происходит подмена предмета исследования (тесты способностей фактически направлены на исследование наличных знаний, уровня культуры, что делает возможным оправдание расового и национального неравенства); 2) тестирование предполагает оценку только результата решения, а процесс его достижения не принимается во внимание, т. е. в основе метода лежит механистический, поведенческий подход к личности; 3) тестирование не учитывает влияния многочисленных условий, влияющих на результаты (настроение, самочувствие, проблемы испытуемого) .

    Прусова Н В

    3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

    автора Прусова Н В

    7. Методы психологии труда Эксперимент. Невключенное наблюдение. Включенное наблюдение. Метод опросов и интервьюПод методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и практическая деятельности психолога.

    Из книги Психология труда автора Прусова Н В

    Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

    3. Методы юридической психологии Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.);

    Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

    14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

    Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

    9. Методы психологии труда В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение

    автора

    Глава II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Методика и методология Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых

    Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

    Методы психологии Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдениеи эксперимент. Каждый из этих общих методов научного

    Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

    Методы психологии Наличие достаточно объективных, точных и надежных методов - одно из основных условий развития каждой науки.Роль метода науки связана с тем, что сущность изучаемого процесса не совпадает с теми проявлениями, в которых он выступает; необходимы

    Коломинский Яков Львович

    Глава 2. Методы психологии Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без него вы никогда не сможете взлететь. И. П. ПавловМетоды, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты,

    Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

    МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Являясь отраслью психологической науки, педагогическая психология располагает двумя основными методами получения психологического факта, который может быть подвергнут научному анализу, – наблюдением и экспериментом. Однако

    Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен