Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

« Детская школа искусств № 4 г. Курска »

План-конспект открытого урока

по академическому вокалу

с обучающейся 6 класса

Кравченко Евгенией

преподавателя Пахомовой Н.В.

Курск 2016 План-конспект урока по предмету «Вокал»

Дата проведения: 01.03.2016 г.

Время проведения: 10:30 – 11:10

Место проведения: МБОУ ДО ДШИ № 4 г. Курска

Дисциплина: «Вокал»

Преподаватель: Пахомова Наталья Васильевна

Концертмейстер: Борзова Юлия Витальевна

Ученица: Кравченко Евгения, 12 лет

класс: шестой, срок обучения – 7 лет

специальность: хоровое пение

образовательная программа: общеразвивающая

Продолжительность урока –40 мин.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Методы ведения:

Наглядный (слуховой, зрительный);

Словесный (объяснение);

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированная;

Здоровьесберегающая;

Проблемного обучения;

Развивающая;

Информационно-компьютерная.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, учебно-методическое пособие, нотные материалы, видеоматериал.

Тема урока: «Работа над развитием вокальных навыков»

Цель урока: ознакомиться с различными методиками музыкально-певческого воспитания школьников с целью развития певческих способностей и навыков, а так же укрепления организма ребёнка в целом.

Задачи урока:

Работа над дыханием и опорой звука;

Развитие артикуляционного аппарата с соблюдением санитарно- гигиенических требований (использование антибактериального геля для необходимого в упражнениях касания руками лица);

Достижение точности интонирования;

Достижение ровности звучания голоса;

Овладение различными видами звуковедения.

Структура урока:

1) Организационный момент (2 мин.)

2) Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (5 мин.)

3) Артикуляционная гимнастика из комплекса упражнений В.В. Емельянова (просмотр видео и одновременный повтор – 5 мин.)

4) Вокальные упражнения (8 мин.)

5) Работа над репертуаром (20 мин.)

6) Домашнее задание

7) Подведение итогов урока

Ход урока:

1) Организационный момент.

Преподаватель задаёт ученице вопрос: О каких вокальных или певческих навыках ты знаешь? Ученица даёт ответ (певческая установка, певческое дыхание и опора звука, высокая вокальная позиция, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения, дикционные навыки).

2) Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Поработаем над дыханием. Несколько упражнений из основного комплекса. Упражнения повторяем по 4 раза.

Разминка.

1. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Стремитесь соединять ноздри во время вдоха. Не смущайтесь от издаваемого звука.

2. Маршируйте на месте, делая активные вдохи на каждый шаг.

3. Переминайтесь с ноги на ногу вперед-назад, соответственно перемещая тяжесть своего тела, делайте одновременно с каждым движением короткие активные вдохи.

Движения головы.

    Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом – вдох носом.

    «Ушки». Покачивайте головой в одну и другую сторону по направлению ухо – к плечу. Следите, чтобы плечи оставались неподвижными. Активно дышите носом.

    «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладошки зрителю» (поза экстрасенса). Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (делая хватательные движения). Следите за тем, чтобы в момент вдоха не поднимались плечи.

Главные движения.

    «Погончики». Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз, к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем возвратите кисти в исходное положение на уровень пояса – свободный выдох.

    «Насос». Держите перед собой палочку или свернутую газету. Делая одновременно с резким коротким вдохом «с пола» легкий, пружинистый поклон вперед, опускайте руки, затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь полностью), руки в исходное положение - выдох. Делайте шумный вдох носом одновременно с наклоном, ритмично и легко. Спина круглая, голова опущена.

    «Кошка». Имитируйте движения крадущейся кошки: чуть-чуть приседая, поворачивайте корпус то вправо, то влево, перенося тяжесть тела то на одну, то на другую ногу (в сторону поворота). Яростно нюхайте воздух с каждым поворотом.

    «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). Поднимите руки на уровень плеч. Согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, параллельно друг другу в темпе прогулочного шага. Строго одновременно с каждым броском повторяйте короткие вдохи. Не меняйте положение рук, не разводите широко в стороны и не напрягайте. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох «с потолка»).

3) Артикуляционная гимнастика. Просмотр видео и одновременное повторение. Использование антибактериального геля для обработки рук преподавателя и ученицы.

4) Вокальные упражнения. Все упражнения исполняем вверх, а затем вниз по полутонам.

Пение с закрытым ртом трёх звуков нисходящего движения (формирование высокой позиции звука и округлого пения);

Чередование слогов "лё" и "ми" на двух звуках в умеренном темпе (развитие чёткой дикции и артикуляции);

Пение на гласную "а" вверх и вниз. Упражнение на вид звуковедения Legato ;

Пение с "оттяжкой" гласной "а" и объединением по две ноты;

Пение на сочетание букв "тр" вверх и вниз. Лёгкий, подвижный звук, без напряжения. Развитие диапазона.

5) Пение вокализа и песни.

Дж. Конконе Вокализ №5.

Работа над дыханием, пением нот в единой высокой позиции, выработк а legato и певучести. Точные вступления и снятия. Соблюдение всех динамических оттенков.

Муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина "Песня царевны Забавы".

Очень важна работа над характером песни. Чёткая дикция, активная артикуляция. Хорошо открывать рот, работать над активным дыханием. Следить чтобы не было зажимов на высоких нотах. Низкие ноты петь крепко, на опоре. Так же уделять внимание динамическим оттенкам.

6) Домашнее задание.

7) Итоги урока. Обсуждение с обучающейся успехов и неудач работы на уроке. Замечания и похвалы преподавателя.

Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап — работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» — 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии — 2 мин

I .Организационный этап :

— встреча детей;

— проверка присутствующих;

— Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

—свободу мышц

—правильность осанки;

—умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—работу резонаторной системы;

—общая внятность речи;

—ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м — фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

Открытый урок по вокалу

Преподаватель: Архипова Наталья Анатольевна

Концертмейстер: Веретехина Татьяна Михайловна

Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения : 1

Тип урока: комбинированный

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучение правильному произношению скороговорок.
  2. Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
  3. Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.

Развивающие:

  1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
  2. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  1. Формирование речевой культуры.
  2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
  3. Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

*наглядный (слуховой и зрительный);

* словесный (рассказ, объяснение, диалог);

* иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

*эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

* побуждение к самоконтролю;

* проговаривание текста песни «нараспев»;

*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

Просторное светлое помещение;

Фортепиано.

Методическое обеспечение занятия:

Плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».

Структура урока

I. Организационный момент. (1-2 минуты)

Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом . К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. (Показ плаката: строение голосового аппарата).

Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией . Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

III. Практическая часть.

1. Распевание (15 мин.)

1.1 Дыхательные упражнения.

  1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)
  2. Упражнение на тренировку брюшного пресса : активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе ). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
  3. Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
  2. Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

1.3 Вокальные упражнения

2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Долгожданная весна» муз. и сл. Д.Трубачева. (15 -17 мин.)

Педагог: Давай вспомним песню «Долгожданная весна», которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)

а) Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).

б) Проверка домашнего задания

Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.

1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло,

Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,

Чтобы запели птицы и расцвела сирень,

Чтоб мы гулять могли бы целый день.

Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса,

Становятся задорнее и ярче голоса.

Весною столько света , столько солнечной любви ,

Весною так прекрасны соловьи!

2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну.

Пусть солнышко согреет и елку и сосну.

И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец,

И раскрывает клювик маленький птенец.

в) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский.

« Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,

Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д.

Особенности произношения в припеве: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче».

Цель – отработать правильное произношение текста.

д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями . Назови их.

Формулировка домашнего задания : - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)

До свиданья!

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
  2. улучшают дренажную функцию бронхов,
  3. положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
  4. повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
  5. улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа №1 г. Тайшета.

Преподавателя

Попкович Оксаны Олеговны

« ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

План-конспект
урока по специальности
«Вокальное исполнительство»/академический вокал
с учащимся 4 класса Бырдиным Марком

Тема урока: « Кантилена – как основа пения на дыхании »
Цель урока: Познакомиться с вокально-техническими терминами . Закрепление и проработка термина «кантилена» в разных жанрах вокальной музыки.
Задачи урока:
1.Обучающие:
- обеспечить формирование у ребенка знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме
«Дыхание – основа пения»;
- углубленное изучение понятия «кантилена» в вокальной музыке.
2. Развивающие: создать условия для развития у учащегося
- певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные: создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений.

Дата проведения: 18 октября 2017 года
Время проведения урока: 14.45-15.30
Место проведения: ДМШ № 1 г. Тайшета, каб. № 33
Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
-
наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (комментарии, объяснения,образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- фонетический; · вокальные упражнения;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало, кроссворд для выполнения домашнего задания.
Используемая нотная литература:
1.Г. Зейдлер «Вокализ № 9» (D-es dur)
2. «Серенада Трубадура» слова Ю. Энтин, музыка Г.гладков
3. «Тридцать три коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» слова Н.Олев, музыка М. Дунаевский

Ход урока.

I. Приветствие .

Представление преподавателя: Попкович Оксана Олеговна (преподаватель по классу вокала) Стаж работы – 3 года.

Представление концертмейстера: Микушина Ирина Владимировна

Знакомство с учащимся.
Объявление темы, цели и задач урока .

II. Основная часть. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1.Выпонение упражнений для активизации речевого аппарата. Часто у вокалиста бывают проблемы с тем, чтобы найти место для распевания и подготовки вокального аппарата, нет инструмента для распевания. Я предлагаю упражнения, которые помогают мне и моим учащимся настроить свой инструмент:

    Активизация зевка, купола, искуственно вызывая зевоту. Повторять несколько раз в течении минуты.

    Упражнение для дыхания « Собачка». Работаем с дыханием, немного вытащив язык и делаем быстрые вдохи вниз диафрагмы, при этом руки ставим вниз ребер, контролируем процесс. После упражнения предлагаем попить чистой воды комнатной температуры, так как можно испытать неприятное ощущения сухости в горле.

    Упражнение «трубочка». Язык формируем трубочкой, выполняем движение вперед-назад

    Покусывание языка от корня до кончика

    Чередование команды улыбка-трубочка

    Пятачок. Вытянуть губы вперед, затем перемещать их вправо-влево, выполнять также круговые движения.

    Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно, с силой «приклеивая» язык к небу (следить, чтобы губы были в широкой улыбке, подбородок оставался спокойным, не «скакал»)

    Вращение языка круговыми движениями по зубам в одну и в другую сторону

2. Распевание. Рассказ учащегося что такое «певческая установка» Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию. Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, пропевание скороговорки на примарном тоне, удобном для ребенка с различным эмоциональным откликом (радость, грусть, гнев, безразличие) Подвести учащегося к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа(Г.Зейдлер «Вокализ №9»).

Предложить учащемуся после первого исполнения выбрать карточку с наиболее подходящим термином техники исполнения этого произведения.

Продолжение работы над задачами, а именно: добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), точности в ритмических аспектах, напомнить, что вокализ отличается ровностью и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляцией, грамотной фразировкой.

4.Работа над исполнением произведения Г. Гладкова «Серенада Трубадура».

Предложить для просмотра и прослушивания фрагмент из мультфильма « По Следам Бременских Музыкантов» в исполнении знаменитого певца Муслима Магомаева. Дать учащемуся насладиться качественным вокальным звучанием голоса мэтра, отдохнуть и настроиться на работу. Обратить внимание на образ данного произведения.

Задачи работы над серенадой: отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на полноту длинного дыхания во фразах, мягкую атаку, легкость и непринужденность звучания, исходя из образа и смысловой нагрузки произведения.

Используя образное мышление, воображение учащегося, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет ученика к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5. Работа над исполнением произведения М. Дунаевского «33 коровы»

Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащегося к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, заключенное в теме урока. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата.

Важно! При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные, независимо от послогового построения слова, переносятся к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

III . Заключительная часть
1. Закрепление нового материала.
2. Формирование домашнего задания.
3. Декламация трактата о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Санкт-Петербургская детская школа искусств №19»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ

« РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ И ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ВОКАЛЬНО- ХОРОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ,КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ»

Преподаватель - Елизавета Борисовна Бокова

Концертмейстер- Анастасия Александровна Климанова

Санкт-Петербург

26 Ноября 2012г

Введение

Данный открытый урок посвящён работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении, чтобы голос всегда звучал звонко и не натужно, независимо от регистров и нюансов в вокальном произведении.

Часто педагоги во время занятий забывают о важности правильного дыхания, а ведь оно- основа долгого и безвредного для певца использования его голосового аппарата.

Очень важно объяснить ребёнку, что «дышать полной грудью» - это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым, кстати, дышат все новорождённые и маленькие дети - не грудное,а производится с движением живота (диафрагмой) , а также небольшое (т.е., при нём не нужно сильно «надуваться»). Также важно объяснить ребёнку,что дыхание- это прежде всего расслабление,чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение,будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.

Очень важно объяснить ребёнку, почему такое дыхание так важно. Нужно ему сказать, конечно же, в упрощённой форме, что при неправильном, грудном дыхании,мы берём воздух той частью лёгких(верхней частью, при котором поднимаются ещё и плечи), вокруг которой нет мышц,и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу- мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у взрослых певцов) . Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл»,и он сразу идёт в резонаторы- грудной и головной, где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту. Бывали случаи, что во время того, как человек пел, при этом неправильно набирая воздух, резко поворачивал голову – и у него рвались связки от напряжения. Из этого примера мы видим, как важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно дышал во время пения, ведь очень важно уберечь, сохранить и развить этот хрупкий инструмент.

Также на нашем уроке мы обсудим и покажем, как правильно направлять звук в наши резонаторы- грудные и головные, и чтобы при этом звук везде звучал ровно, звонко и красиво.

При этом очень важно, чтобы ребёнок пел «своим» голосом, никого не копируя, иначе звук у него может заглубиться и уйти назад в глотку, что часто происходит, когда дети начинают копировать оперных певцов или своих взрослых преподавателей. Копировать ему нужно будет только правильные ощущения, мышечную память учителя, который в свою очередь должен понять, как стоящим перед ним детям объяснить эти свои ощущения, правильное дыхание и звукоизвлечение так, чтобы каждый, даже самый непоседливый и невнимательный ребёнок его понял и повторил. Здесь уже вступает в действие игра, интересные образы, а также – произведения, которые учитель даст ученику,чтобы заинтересовать и не потерять внимание,затронуть участие чувств и сознания ребёнка,которые так важны во время уроков. Всё это будет способствовать тому, что ученик, правильно используя свой голос, не только через музыку приобщится к художественной культуре, но и создаст сам что-то новое в музыке, внесёт свою художественную ценность.