ВВЕДЕНИЕ

Личностные критерии успешности учителя

Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя

Соответствие учителя педагогической деятельности

Стиль педагогической деятельности

Модель личностно-деловых качеств учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

1. Личностные критерии успешности учителя


Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение - с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение - с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Критерии успешности учителя

Педагогическая деятельность:

Уровень обученности ЗУН.

Уровень сформированности ОУУН.

Инновационная работа.

Самообразование, исследовательская работа.

Образование, квалификация.

Самоанализ, самодиагностика.

Психолого-педагогическое общение:

Интерес, мотивация.

Сознательное обучение.

Отношения «учитель - ученик».

Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя:

Эмоциональность.

Выразительность речи.

Творческое начало личности.

Организаторские способности.

Чувство юмора.

Настойчивость, дисциплинированность.

2. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя


Рассмотрим личностные и индивидуальные качества учителя также и с позиции требований, которые предъявляет сегодня школа к учителю. Полагаем, что учитель должен отвечать одновременно трем уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии и к учителю, в частности. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий учитель вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях сельской, городской школы, преподает ли математику, труд, язык и т. д. Требования второго уровня предъявляются к передовому учителю вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает. И третий уровень - это уровень требований только к учителю. Соответственно, учитель в современной школе должен отвечать всем уровням такой сужающейся пирамиды требований.

Так, преподавателя вообще как учителя, человека, организующего и управляющего учебной деятельностью школьника в любых условиях обучения, должен характеризовать:

а) высокий профессионализм в области преподаваемого языка, который дает ему моральное право и предметную возможность учить других,

б) подлинная объективность оценивания результатов и хода обучения,

в)дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс.

Это уровень его профессионализма, которым как само собой разумеющимся должен характеризоваться любой настоящий учитель: Учителя нашей школы должны отличать (в силу тех методологических и общетеоретических принципов, на которых строится передовая педагогическая теория и практика обучения, например, принципа гуманизма, активности, сознательности, принципа развивающего обучения и др.) высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия. Показательно в этом отношении не только содержание, но даже само название книги В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Руководствуясь этими требованиями, передовой учитель в средней школе относится к ученику как к активному субъекту учебной деятельности, партнеру педагогического общения, которое организуется по схеме: субъект - субъект. Здесь оба субъекта - уважающие друг друга, взаимодействующие стороны общения. Это план социальной характеристики учителя.

Учитель как предметник, характеризуясь всеми чертами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в условиях школы, определяется еще и специфическими чертами. Так, согласно А. А. Алхазишвили, учитель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали его унижающего их превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, А. А. Алхазишвили подчеркивает, что учитель, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения. Если в какой-то момент учебного занятия в силу каких-либо причин у него нет этого интереса, то он должен быть столь артистичным, чтобы уметь не выявить его отсутствия.

Учителю должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении-умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. Это сложное педагогическое умение не авторитарного, не императивного, а поддерживающего, заинтересованного управления общением с учениками. Такое умение есть профессионально-предметное качество учителя.


3. Соответствие учителя педагогической деятельности

успешность учитель педагогический самопознание

В общепсихологическую характеристику учителя может быть включен и показатель его соответствия (как субъекта) самой педагогической деятельности. Нами выделяются три плана такого соответствия. Первый - это предрасположенность к педагогической деятельности (и пригодность к ней). Она выявляется в отсутствии анатомо-морфологических, физиологических и психологических противопоказаний к профессии, например таких, как тугоухость, косноязычие и др. Предрасположенность к педагогической деятельности предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона (стеничность эмоции) и нормальный уровень развития коммуникативных способностей. Учитывая важность правильной организации учителем педагогического общения с учащимися, необходимо особое внимание обратить на наличие или специальное формирование именно этих способностей.

Второй план соответствия учителя своей профессии - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и системную профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Включаемость в педагогическое общение и обучение ему выявляет третий план соответствия человека деятельности учителя. Она выражается в легкости, правильности установления контакта с собеседником, умении следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее. В личностном плане «преподаватель, обучающий устной речи, должен относиться к типу людей, с которыми легко и интересно говорить»

Важно также отметить, что сама педагогическая деятельность, обусловливаясь индивидуально-психологическими особенностями человека, формирует некоторый свойственный именно ей стиль поведения, контур коммуникативных действий учителя. «Под влиянием специфики педагогического общения происходит нивелирование отрицательных проявлений таких индивидуально-психологических особенностей, как экстравертированность или интровертированность, в результате, которого оптимизируется способ решения коммуникативных задач преподавателя в педагогическом общении независимо от его принадлежности к одному из двух типов»,- подчеркивает исследователь этой проблемы Л. А. Хараева.


4. Стиль педагогической деятельности


Каждый человек в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, и в частности от типа нервной деятельности, вырабатывает свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. На основе комбинации динамических, содержательных и результативных характеристик педагогической деятельности А. К. Маркова, А. Я. Никонова выделили четыре типа таких стилей: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Учителю предстоит определить свой стиль и, если есть необходимость, совершенствовать его. Вот какую характеристику эмоционально-импровизационного стиля дают авторы. «Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал. Однако вашу деятельность характеризуют и определяют недостатки: отсутствие методичности, недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышение самооценки, повышенная чувствительность, обусловливающие, чашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке и т. д.

На материале приведенной характеристики хорошо видна зависимость учебного процесса от стиля учителя. В результате - у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками...» м рядом его индивидуельно-психологических особенностей.

Существенно, что приведенные выше характеристики учителя соотносятся с теми чертами, которые определяют успех общения вообще, согласно В. Леви, В. А. Кан-Калику. Такими чертами являются; интерес к людям, быстрая и точная реакция на собеседника, артистизм, доброе, оптимистическое, открытое, без агрессии отношение к людям, отсутствие предвзятости и тревожности. Очевидно, что именно учителю в силу специфики учебного предмета, требующего организации педагогического общения как средства (условий) и цели обучения, необходимо целенаправленно формировать у себя эти качества, если они недостаточно выявлены.


5. Модель личностно-деловых качеств учителя


Учитель несёт детям не только знания. От самого порога класса, на котором возникает его фигура, начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учеников. Психологический результат этого взаимодействия зависит от личности учителя, от его сознательных установок, от его отношения к людям вообще, к себе, к младшим, от того, как выражается это отношение! То есть, прежде всего, от его характера, личностных качеств. Состояние учителя тоже играет роль, но опять же - в зависимости от его характера и сознательных установок.

Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. В первую очередь это психолого-педагогические качества, сориентированные на создание эффекта личного обаяния учителя: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость.

Коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив. Человек - существо общественное, а к учителю, можно сказать, это вдвойне относится. Его сущность не просто совокупность, а сложный ансамбль общественных отношений, т.е. их слаженность, соподчинённость, содружество, гармоничное единство.

Главный смысл общения - достижение духовной общности учителя и учеников, учителя и коллег по работе, что способствует формированию ценностного сознания, его отношения к другим людям и к самому себе. Педагог должен повышать коммуникативную компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, вырабатывать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих протекание коммуникативного процесса.

Эмпатичность - улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам. Эмпатия означает понимание любого чувства, гнева, печали, радости, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.

Благодаря сопереживанию процесс познания чувств другого человека делается полнее, появляется действительное эмоциональное сопереживание, которое становится основной причиной для возникновения внутренней близости.

В.А.Сухомлинский писал: «У личности развивается одна из самых тонких потребностей - потребность в человеке».

Мы стали порой экономны по части добрых и ласковых слов. И в то же время с надеждой ждём их, не обязательно признаваясь себе в этом. Учиться быть сопричастным другому человеку, активно и непрерывно искать соответствующие, адекватные пути и формы - это труд в конечном счёте направленный на сотворение и желанных радостей общения.

Д.И.Писарев писал: «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя на его положение, надо перечувствовать его горе и радость».

К сожалению не всем это удаётся, особенно, когда дело касается маленького человека. Ежегодно в нашей стране, не дожив до года, умирают 130 тысяч детей, 44 тысячи детей рождаются с больным сердцем. На операцию могут рассчитывать не многие. «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», - говорили древние. У нашего государства, судя по тому, каково положение наших детей, действительно, больная душа.

Эмпатичность - качество, особенно необходимое учителю. Без неё парализуется нить, связывающая его с учеником. Уметь почувствовать настроение, состояние ребенка в данный момент и выбрать необходимый педагогический инструментарий - задача нелёгкая, но оптимальная она сторицей - светом лучистых благодарных глаз.

Для развития данного качества учителю будет полезно знакомится с отдельными советами Д.Карнеги, помещенными в его книге.

Вот некоторые из них:

искренне интересуйтесь другими людьми;

улыбайтесь;

помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

говорите о том, что интересует вашего собеседника;

внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Визуальность - внешняя привлекательность человека. Люди представляют себя через вербальные и невербальные средства общения. Ещё Цицерон считал необходимым обращать внимание не только на то, что каждый говорит, но и на внешнее выражение чувств в мимических движениях.

Учитель обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей с людьми, повышают возможность влияния на них. Формирование личного обаяния достигается в результате огромной работы учителя над собой, преднамеренного упражнения в развитии психолого-педагогических качеств. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

А.П.Чехов, говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно, подчёркивал при этом и значение одежды. Внешность учителя должна свидетельствовать о его движении к людям, стремлении быть для них примером во всём.

Красноречивость - умение внушать и убеждать словам. Учителю всегда пригодится овладение приёмами араторского мастерства, знание закономерностей публичной речи, основных требований к речевой культуре, искусства оперирования словом. Подбор языкового стиля общения осуществляется с учётом содержания языкового материала и подготовленности к его восприятию слушающих. Речь должна быть адаптирована к тем, с кем общаешься. Искусство речи - это также ее гибкость, оригинальность, выразительность, умение свободно использовать литературное богатство родного языка, умение говорить художественно ярко, образно, используя элементы, сравнения, метафоры.

Общаясь постоянно, учитель не должен забывать о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. Здесь тоже важно помнить заповедь Геппократа: «Не навреди!» Известно, что люди способны заражаться отрицательными эмоциями быстрее чем положительными. Испортить хорошее настроение человеку можно очень быстро, но как трудно его потом восстановить!

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с младшими: снижая уровень жизнедеятельности, они подрывают учебную продуктивность, содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы!

Перед тем как войти в класс или учительскую, не забудьте стряхнуть с себя, ещё там, за порогом школы, где никто вас не видит, всё то отрицательное, что налипло по дороге, и включите бдительность самоконтроль: что вы внесёте в учительскую? Пусть это будет светлая приподнятость Добра и Мира. Но она нуждается в защите, чтобы из учительской донести её до детей, чтобы в класс не просочилась «зараза».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю:

склонность к работе с детьми;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

высокая степень личной ответственности;

самоконтроль и уравновешенность;

терпимость, безоценочное отношение к людям;

интерес и уважение к другому человеку;

стремление к самопознанию, саморазвитию;

оригинальность, находчивость, разносторонность;

тактичность;

целеустремлённость;

артистизм;

требовательность к себе и другим;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат - 4 года - с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура - 2-3 года - дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура - 3 года - право преподавать в высших учебных заведениях).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск. - 2009.

.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. /перевод с английского. М.: Прогресс: 2008.

.Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. /психология значимых отношений. - М.: Мысль. 2009. - с.127.

.Общение и оптимизация совместной деятельности (под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. - М.: МГУ, 2008.

.Писарев Д.И. Чаша Мудрости. - М.: Детская литература. - 2008.

.Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. Народное образование. - 2010. - №2.

.По Юнгу, методики общепсихологической типологии личности. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 95-96.

.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрический тест. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 97-103.

.Методика оценки профессиональной направленности личности учителя. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 123-128.

.Исследование личности с помощью модифицированной формы "В" (И.Фаренберг, X.Зарг, Р.Гампел). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 67-82.

.Наракидзе В.Г. Личностная школа проявления тревоги (MMPI). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с. 83-86.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального образования»

на тему: «Личностные качества педагога»

Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

Викторова

Проверил:

Екатеринбург 2004

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....5

4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...6

5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

6. Заключение. …………………………………………………………………15

7. Список литературы. ………………………………………………………...17

Введение.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

Способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я

Гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

Центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

Центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов в этой статье.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Общая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога

Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  • - способность делать учебный материал доступным;
  • - творчество в работе;
  • - педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • - способность организовать коллектив учащихся;
  • - интерес и любовь к детям;
  • - содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • - педагогический такт;
  • - способность связать учебный предмет с жизнью;
  • - наблюдательность;
  • - педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация.

Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса .

Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я;

Гуманистическая - центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

Центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

Центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

Методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания .

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером .

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.

Тип педагогической центрации:

Конформная,

Эгоцентрическая,

На интересах родителей,

Методическая.

2. Профессиональная компетентность.

2.1. Педагогическая компетентность.

2.2. Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

Социально-коммуникативная адаптивность,

Стремление к согласию,

Нетерпимость к неопределенности,

Избегание неудач,

Фрустрационная толерантность.

3. Педагогически значимые качества.

3.1. Логическое мышление.

3.2. Творческий потенциал.

3.3. Эмпатия.

Сопереживание,

Действенная эмпатия.

3.4.Субъективный контроль:

Интернальность,

Экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4. Педагогически нежелательные качества.

4.3. Демонстративность.

5. Педантичность.

Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

  1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

  • - «приспособления» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
  • - «пристройки или достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
  • - усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:

  1. естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
  2. напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
  3. преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
  4. непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
  5. эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
  6. неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Такт в буквальном смысле - «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

  • - иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
  • - тактичность - это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,
  • - педагогический такт - это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педагогический такт - это:

  • - «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;
  • - «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
  • - «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
  • - «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
  • - «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» ;
  • - «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • - требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
  • - деловой тон общения;
  • - внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • - во внешнем облике педагога;
  • - в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
  • - в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • - в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя - тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях - четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе - непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

  • - индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся - особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;
  • - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся.

Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

  • - от психического склада человека,
  • - его ценностных ориентации,
  • - уровня образования и общей культуры,
  • - влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
  • - авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

  • - взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
  • - стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
  • - все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
  • - отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
  • - предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

  • - такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
  • - неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
  • - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
  • - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

  • - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
  • - высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);
  • - интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
  • - умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
  • - отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др. .

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.