Порядок престолонаследия на Руси был достаточно прост, он основывался на обычае, ведущем свое начало от основания Московского великого княжества, когда престолонаследие осуществлялось по родовому признаку, т.е. престол почти всегда переходил от отца к сыну.

Лишь несколько раз в России престол переходил по выбору:

  • · в 1598 году Земским собором был избран Борис Годунов;
  • · в 1606 году боярами и народом был избран Василий Шуйский;
  • · в 1610 году _ польский королевич Владислав;
  • · в 1613 году Земским собором был избран Михаил Федорович Романов. Порядок престолонаследия был изменен императором Петром I. Опасаясь за судьбу своих реформ, Петр I решил изменить порядок престолонаследия по первородству. 5 февраля 1722 года им был издан "Устав о наследовании престола", в соответствии с которым прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии был отменен. По новому правилу наследование Российского Императорского Престола стало возможным по завещанию государя. Стать преемником по новым правилам мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство. Однако сам Петр Великий, завещания не оставил. В результате с 1725 по 1761 год произошло три дворцовых переворота: в 1725 году (к власти пришла вдова Петра I _ Екатерина I), в 1741 году (приход к власти дочери Петра I _ Елизаветы Петровны) и в 1761 году (свержение Петра III и передача трона Екатерине II). Чтобы в дальнейшем не допустить государственных переворотов и всяческих интриг, император Павел I решил заменить прежнюю, введенную Петром Великим, систему на новую, которая четко устанавливала порядок наследования Российского Императорского Престола. 5 апреля 1797 года при коронации императора Павла I в Успенском соборе московского Кремля был обнародован "Акт о престолонаследии", который с малыми изменениями просуществовал до 1917 года. В Акте определялось преимущественное право на наследование престола за мужскими членами императорской фамилии.

Женщины не были устранены от престолонаследия, но преимущество закрепляется за мужчинами по порядку первородства. Устанавливался порядок престолонаследия: в первую очередь наследие престола принадлежало старшему сыну царствующего императора, а после него всему его мужскому поколению. По пресечении сего мужского поколения, наследство переходило в род второго сына императора и в его мужское поколение. По пресечении же второго мужского поколения, наследство переходило в род третьего сына и так далее. При пресечении последнего мужского поколения сыновей императора, наследство оставлялось в том же роде, но в женском поколении. Такой порядок престолонаследия абсолютно исключал борьбу за престол. В "Акте" содержалось также положение о непризнании законными женитьб членов императорского дома без дозволения государя. Император Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении 16 лет, а для прочих членов императорской фамилии _ 20 лет. На случай восшествия, на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В "Акте о престолонаследии" содержалось также исключительно важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви. В 1820 году император Александр I дополнил нормы о престолонаследии требованием равнородности браков, как условии наследования детьми членов Российского Императорского Дома.

"Акт о престолонаследии" в отредактированном виде вместе с позднейшими актами, касающимися данной темы, включался во все издания Свода Законов Российской Империи. В конце мая 2013 года отметили четырёхсотлетие дома Романовых. Торжественные праздничные мероприятия были проведены не только на территории РФ, а также и в Украине. Празднование было приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на русский престол 11 июня 1613 года (в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора). Воцарение Михаила Фёдоровича стало началом новой правящей династии Романовых В заключение вышеуказанного можно сделать вывод: порядок престолонаследия очень важная часть для народа, государства, правителя и для монархии в целом.

Престолонаследие - преемство верховной власти в монархиях. Различают 3 вида преемства: по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия.

Избрание короля - народом или определенной, предназначенною к тому комиссией - в настоящее время не существует ни в одном из цивилизованных государств. Примерами прежде существовавших избирательных монархий могут служить Польша, Священная Римская Империя, в средние века - Венгрия и Богемия, а также Шлезвиг-Голштинские герцогства и Дания; в последних государствах свобода выбора государственных членов была ограничена пределами царствующей династии. Избирательная борьба партий нередко приводила государство к самым тяжелым кризисам; монарх, обязанный властью партии, от которой в большинстве случаев будет зависеть и избрание преемника - а в его выборе из лиц, ему близких, заинтересован каждый государь - не может обладать ни независимостью, ни самостоятельностью. Вместе с тем пожизненное избрание безответственного монарха не доставляет государству и выгод, сопряженных со срочностью полномочий президентов республик. В настоящее время возможность избрания монарха и сам порядок этого избрания устанавливаются многими конституциями, но лишь на случай прекращения царствующей династии. В России по пресечении династии из рода Рюриковичей престол переходил несколько раз по выбору: в 1598 г. земским собором избран Борис Годунов; в 1606 г., боярами и народом - Василий Шуйский; в 1610 г. - польский королевич Владислав; в 1613 г. избран земским собором Михаил Федорович Романов. Затем в XVIII в. престол два раза доставался по избранию: в 1725 г. сенат, Синод и генералитет избрали Екатерину I, а в 1730 г. Верховный тайный совет - Анну Иоанновну .

Назначение монархом себе преемника путем завещания или специального закона представляет те же неудобства, что и избрание монарха, причем главным объектом происков становится сам монарх. Такая система существовала в императорском Риме; в настоящее время она нигде не практикуется, хотя и не исключается законодательствами некоторых стран, например Англии, где "король в парламенте" в силу принадлежащей ему неограниченной власти может назначить любое лицо наследником престола. Эта система, по-видимому, существовала в России в московский период нашей истории, хотя фактически престол переходил почти всегда от отца к сыну; обыкновенно князья и цари считали себя вольными давать царство, кому хотели, а сыновья видели основание своей власти не в факте своего происхождения, а в воле родителя, благословившего сына на царство. При наследовании по закону, принятому в настоящее время во всех монархиях, порядок преемства определяется или конституцией, или особым законом, не включаемым в конституцию и потому во всякое время подлежащим изменению (это сравнительно редкий случай; к таким государствам относится не имеющая писанной конституции Англия), или, наконец (в значительном числе государств с германскими династиями), особыми семейными договорами, устанавливающими права и взаимные отношения отдельных членов царствующего дома. Эти договоры при переходе полупатримониальных государств к современному строю обыкновенно в основных своих чертах включались в конституции; прежние семейные договоры являются в настоящее время главным материалом для толкования соответствующих постановлений конституции и восполнения их пробелов. Акт о порядке престолонаследия в России, составленный Павлом Петровичем, носит форму у нас совершенно необычную; он написан в форме договора между наследником престола и его супругой, утвержденного при короновании Павла, причем и само утверждение это совершено в форме, не употреблявшейся для санкции законов.

Подводя итог можно сказать, что строго семейному способу разработки, по содержанию и духу явно примыкающим к германским семейным договорам, акт этот исторически должен быть отнесен к группе семейных законов.

Определив, кто имеет право на престолонаследие, следует затем выяснить порядок, в каком лица, имеющие это право, призываются к замещению престола. Неделимость государства приводит к установлению начала единонаследия. Престол наследует всегда одно только лицо. Порядок единонаследия может основываться на различных системах: сеньората, майората и примогенитуры или первородства. Сеньорат есть наследование престола старейшим по возрасту во всем роде. Майорат - наследование престола лицом, стоящим в ближайшей степени родства к последнецарствовавшему, а если имеется несколько лиц одинаковой степени родства, то из них старейшего по возрасту. Таким образом, по началу майората брат исключает от престолонаследования внука и правнука.¹* Обе эти системы представляют то неудобство, что престол при них постоянно переходит в боковые линии с исключением прямой. Между тем для государства удобнее, чтобы престол переходил всегда к лицу, наиболее близко стоящему к последнецарствующему, так как только при этом условии государственному управлению обеспечены будут желательные устойчивость и постоянство. От представителей прямой нисходящей линии, конечно, с гораздо большим основанием можно ожидать осуществления власти в одном и том же духе и направления и сохранения раз установившихся традиций, чем от боковых линий. Поэтому в настоящее время везде установилось начало первородства в соединении с правом заступления. Престол переходить к нисходящему потомству, так что прежде всего наследует перворожденный и все его потомство, затем следующий и его потомство и т. д. В боковые линии престол может перейти лишь по пресечении всех прямых нисходящих линий. Только по пресечении всего потомства старшей линии призываются представители младших линий, только по пресечении прямых - боковая. На этом основании правнук, например, старшей линии исключает от престола всех младших детей. И наши Основные Законы устанавливают оба эти начала: первородство и заступление (ст. 5).²*

Но этими началами еще не вполне определяется порядок престолонаследия. Кроме первородства и заступления, необходимо еще выяснить соотношение, какое устанавливает закон в отношении к правам на престолонаследие между мужчинами и женщинами и между мужскими и женскими линиями. В этом отношении постановления законодательства современных монархий довольно разнообразны. Правда, мужчинам и мужским линиям везде оказывается некоторое преимущество перед женщинами и женским линиями. Так как политическими правами в современных государствах вообще пользуются только мужчины, то весьма понятно стремление без крайней необходимости не допускать женщин к осуществлению прав монарха, как высших политических прав. Наследование же престола женскими линиями имеет то неудобство, что оно приводит неизбежно к появлению на престоле иностранных родов. Но предпочтение мужчин и мужских линий установлено не везде в одинаковой степени. В этом отношении можно различать три основных системы престолонаследия: салическую, кастильскую и австрийскую.

Салическая система допускает к престолонаследию только мужских представителей мужских линий, совершенно и безусловно лишая прав престолонаследия женщин и женские линии. В Итальянской конституции, ст. 2, определение порядка, престолонаследия ограничивается просто ссылкой на “условия. салического закона”. Та же система принята в Бельгии (Конст. ст. 60), Пруссии (Конст. ст. 53), Румынии (Конст. ст. 82, 83), Сербии (Конст. ст. 10), Дании (закон 31 июля 1853 года, постановляющий, что датская корона наследственна в мужском потомстве короля Христиана IX по порядку первородства), в Швеции, где эта система установлена при воцарении Бернадота законом 26 сентября 1810 года.

Австрийская система допускает к престолонаследию и женщин, и женские линии, но только при условии полного пресечения всех мужских линий и мужских представителей мужских и женских линий. Этот порядок престолонаследия установлен в Австрии Леопольдом I, так наз. pactum mutuae successions 12 сент. 1703 года. Прагматическая же санкция 19 апреля 1713 года изменила его только в одном частном вопросе. pactum mutuae successions, в случае пресечения всех мужских линий, призывал к занятию престола прежде всего представителей старшей женской линии, так наз. Regredienterbinen, и тем сохранял и в престолонаследии женщин и женских линий начало первородства; прагматическая санкция, напротив, отдает преимущество в престолонаследии ближайшей родственнице последнецарствовавшего лица, так наз. Erbtochter, и тем устанавливает в престолонаследии женщин и женских линий, вместо начала первородства, начало заступления, Rückwärtsprimogeniturordnung.

Австрийская система принята также в Голландии (Конст. Статьи 11-15), Баварии (Конст. Статьи 2-6), Саксонии (Конст. Статьи 6, 7) и Вюртемберге (Конст. ст. 7).

Кастильская система еще более, чем австрийская, расширяет права женщин и женских линий на престолонаследие. Она применяется теперь только в четырех государствах: Испании, Португалии, Греции и Англии. По испанской конституции ст. 60 и 61, престолонаследие совершается, в потомстве Альфонса ХII, по порядку первородства и представления, с предпочтением всегда старших линий младшим; в одной и той же линии более близкий родственник предпочитается более далекому; при равной степени родства мужчина предпочитается женщине, при равенстве пола - старшее лицо. Если все потомство Альфонса ХII пресечется, наследуют его сестры, затем его тетка, сестра его матери, вместе с их потомством и, наконец, его дяди, братья Фердинанда VII. Точно такой же порядок престолонаследия устанавливает и португальская конституция. За отделением от Португалии Бразилии и отречением бразильского императора дон Педро I от португальского престола, престол этот признается наследственным в потомстве королевы Марии II, а за пресечением всего нисходящего ее потомства перейдет в боковые линии (Конст. статьи 86‑88). Греческая конституция, ст. 45, довольно неопределенно постановляет, что греческий престол наследствен в потомстве короля Георга I по порядку первородства с предпочтением мужских представителей.

Та же система установлена в Англии актом 1701 года (Act of Settlement, 12 and 13 W. II. III, с. 2). Этот акт устранял после королевы Анны свергнутую революцией 1688 года мужскую католическую ветвь Стюартов в лице двух тогда существовавших ее представителей, Джемса и Чарльза Эдварда, и предоставлял наследование английского престола женской протестантской линии Стюартов, родоначальницей которой была дочь Якова I, Елизавета, бывшая королевой Богемской и выдавшая свою дочь Софию за ганноверского курфюрста. Во время составления Акта она была вдовствующею курфюрстиною. По смерти Анны английской престол перешел к ее сыну Георгу I и потом к внуку Георгу II, к правнуку Георгу III и праправнуку Георгу IV. У Георга IV не было детей, но было три брата: Вильгельм IV, герцог Кентский и герцог Кумберландский. Георг IV сменен был на престоле старшим своим братом Вильгельмом, умершим также бездетным; за ним должен был бы следовать герцог Кентский, но он умер раньше опростания престола и оставил после себя только дочь - Викторию; по началу первородства и по кастильской системе, допускающей предпочтение мужчин женщине только в одной линии, она, как представительница линии третьего сына Георга III, отстранила от престола четвертого сына родоначальника другой, младшей линии сыновей Георга III, и сама вступила на престол. По австрийской, напротив, четвертый сын Георга III, герцог Кумберландский, устранил бы от престола свою племянницу, хотя бы и дочь старшего своего брата.³*

Австрийская система престолонаследия установлена также и у нас Актом 5 апреля 1797 года. Порядок престолонаследия определяется в нем в описательной форме, причем император Павел говорит только о себе и своих детях, что престол после его кончины перейдет к его старшему сыну и всему его мужскому потомству по порядку первородства, затем в род его второго сына и т. д. По пресечению всего мужского потомства сыновей Павла, престолонаследие перейдет в женское поколение, к ближайшей родственнице последнецарствовавшего, и затем к другим женским линиям, всегда переходя от ближайших к последнецарствовавшему к дальнейшим: порядок, именуемый в Акте 5 апреля порядком заступления и представляющийся прямо противоположным порядку первородства.

Определения эти, в их конкретной форме, совершенно ясны и точны: “избираем, говорится в Акте 5 апреля 1797 года, наследником, по праву естественному после смерти моей, Павла, сына нашего большого Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, сказано о поколении старшего моего сына и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшего, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому, однако, здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право беспосредственно пришло. По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнецарствовавшего рода вышеупомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лицо мужское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что мужское лицо предпочитается женскому, что и есть заступление. По пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих моих сыновей, следуя тому же порядку, а потом в род старшей дочери моей в мужское ее поколение, а по пресечении оного - в женское ее поколение, следуя порядку, наблюденному в женских поколениях сыновей моих. По пресечении поколения мужского и женского старшей дочери моей наследство переходит к поколению мужскому, а потом женскому второй дочери моей, и так далее. Здесь правилом положить должно, что меньшая сестра, хотя бы и сыновей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы незамужней, ибо оная могла бы выйти замуж и родить детей. Брат же меньший наследует раньше старших своих сестер”.

“Положив правила наследства, должно объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род”.

Из такого описания порядка престолонаследия ясно, что мужским линиям отдается безусловное преимущество перед женскими. Самая отдаленная мужская линия исключат самую близкую женскую. Только после совершенного пресечения всего мужского потомства всех сыновей Павла I престол может перейти в женскую линию.

В мужских линиях престол наследуется по порядку первородства, так что линии призываются к наследию престола одна за другой в порядке их старшинства, сначала старший сын и его мужское потомство, затем второй и его мужское потомство и так далее до самого младшего. Поэтому самый отдаленный представитель старшей линии имеет преимущество перед самым близким представителем младшей (Linealprimogeniturordnung).

Порядок призыва к наследию престола различных женских поколений гораздо сложнее. Прежде всего призывается к престолонаследию женское потомство сыновей и затем женские поколения мужских линий. Только по пресечению всех женских поколений мужских линий призывается мужское и затем женское потомство дочерей: мужские и женские поколения женских линий. При этом мужское лицо предпочитается женскому, с тем ограничением, что никогда не теряет право на престол то женское лицо, от которого право непосредственно пришло. В женских линиях младший брат исключает старшую сестру, но племянник не исключает своей тетки, старшей сестры своей матери.

Акт 5 апреля 1797 г., несмотря на свою описательную форму, вполне пригоден для общего определения порядка престолонаследия не только между сыновьями и дочерьми Павла, но и между всем его потомством, так как в нем говорится, во-первых, везде не только о старшем сыне и младшем сыне, но и о других, “если бы более у меня сыновей было”; во-вторых, право престолонаследия предоставляется в этом не одному только определенному лицу, а всегда вместе с тем и всему “его поколению” мужскому или женскому.

Эти постановления Акта 5 апреля дополнялись и пояснялись параграфами 15 и 16 Учреждения Императорской Фамилии.⁴* В первом из них постановляется: “чтобы родившиеся от Императорской крови, к получению титула, пенсий и уделов, счет свой вели по степени родства их с тем Императором, от которого прямою линиею происходят, и не смешивали бы оного приближавшимся родством с последующими Императорами, после Начальника фамилии восшедшими”. Во втором: “что все младшие Императора дети, или младшие Его поколений, получают по рождению своему, яко сыновья Государевы , титул и пенсию. Старший сын Императора и все старшие старшего поколения ⁵* от Его происходящие, уважаемы и почитаемы быть должны яко наследники престола - и назовутся Государевы дети ”. Затем в § 17 “дабы все вкупе ясно изображено, и чтоб никто некоторого двоякого толка не представил” излагается, как наследуют престол Константин и Александр и их потомство.

Таким образом, положение этого акта имеет характер обобщенного гипотетического описания, определяющего порядок престолонаследия не только при наличном составе Императорского дома, но и при всяком возможном его составе в будущем. Поэтому, если бы при составлении Свода Законов они были воспроизведены в соответствующих статьях Основных Законов дословно, мы бы имели вполне ясное и полное определение порядка престолонаследия. Но можно было, конечно, описательную форму изложения заменить общей, абстрактной. При этом следовало бы вовсе отбросить конкретное описание того, кто наследует после того или другого отдельного императора.

Составители Свода Законов не последовали ни тому, ни другому пути, а соединили вместе общее определение и описание. При этом общее определение не получило достаточно полного развития, а описание лишилось должной определенности, так как собственные имена заменились совершенно неопределенными обозначениями “царствующий император”, “император” и “император-родоначальник”.

В первом издания Свода, 1832 года, после общих определений статей 3, 4 и 5, говорящих о том, что престол наследствен в ныне благополучно царствующем доме, о нераздельности с российским престолом престолов польского и финляндского идут описательные статьи 6‑12. Ст. 6 указывает на принадлежность престола прежде всех старшему сыну царствующего императора; затем последующие статьи, определяющие порядок призвания к наследию мужских и женских поколений младших сыновей и дочерей, говорят просто об императоре, очевидно, разумея под ним также царствующего. Эта редакция, определяя порядок престолонаследия только после царствующего императора, этим самым исключает от престолонаследия все поколения не царствовавших братьев и сестер императоров.

В издании 1842 г. эта редакция была изменена: в ст. 9, 10, 11, говорящих о престолонаследии женских поколений, говорится об императоре-родоначальнике. В изданиях 1857 и 1892 гг. редакция статей сохранилась та же.

В нашей литературе государственного права долгое время вовсе не было толкования статей Свода, определяющих порядок престолонаследия. Клобуцкий ограничился дословной перепечаткой этих статей⁶*; у Андреевского, Романовича-Славатинского и даже Градовского дословная перепечатка заменяется пересказом, но также без всяких объяснений. Как бы предполагается, что постановления эти сами по себе вполне ясны.⁷* Сам составитель Свода, Сперанский, в своих беседах о законах с императором Александром II, когда тот был наследником, ограничивался передачей статей 3 и 5 Осн. Зак.⁸*

Между тем, в действительности они не имеют той ясности, какой отличался, несмотря на свою описательную форму, Акт 5 апреля 1897 года;

В ст. 5⁹* говорится: “Оба пола имеют право к наследию престола; но преимущественно принадлежит сие право полу мужскому по порядку первородства; за пресечением же последнего мужского поколения, наследие престола поступает к поколению женскому по праву заступления”. Такого общего определения в Акте 5 апреля нет. Оно явилось впервые в Своде и формулировано довольно удачно, и если бы к нему присоединены были из Акта 5 апреля определения “порядка первородства” и “права заступления”, порядок престолонаследия был бы определен вполне точно и полно.

Но в Основных Законах не повторены почему-то эти определения Акта 5 апреля, а в примечании к ст. 696 ч. I т. X, изд. 1882 г.¹⁰* право заступления истолковано как представление, что, как будет доказано ниже, совершенно неверно. Все это делает постановления о престолонаследии, как они выражены в Своде, недостаточно ясными.

Параграфы 15 и 16 Учрежд. Импер. Фам. 1797 г. в Своде Законов издания 1882 г. изложены в ст. 83‑87 Учр. Импер. Фам. Параграф 15 изложен в несколько измененном виде: указания на титулы и пенсии опущены и говорится общим образом о счете степеней по родству. Параграф 17 весь опущен.

Эта редакция сохранилась в изданиях 1842 и 1857 годов. В действующем издании 1892 года, на основании новой редакции Учр. Имп. Фам., данной Именным указом 2 июля 1886 г., к первоначальному тексту ст. 87¹¹*, согласному с текстом параграфа 16 Учр. Имп. Фам. 1797 года, присоединены слова “или когда наследует престол их родной брат”.¹²*

Первый обратил внимание на некоторую неясность постановлений Основных Законов о порядке престолонаследия проф. Эйхельман. Но он не считал возможным разрешить возникающие из текста Свода недоумения доктринарным толкованием и потому, вместо истолкования подлежащих статей, предлагает проект их изменения и дополнения. В ст. 8¹³* Осн. Зак. он находит необходимым к слову “император” присоединить слово “родоначальник” и, кроме того, между статьями 7¹⁴* и 8¹⁵* включить новую статью, которая бы восполнила оставляемый ими пробел в определении порядка престолонаследия боковыми мужскими линиями.¹⁶*

Вопрос, возбужденный Эйхельманом, однако, остался почти вовсе без дальнейшего разъяснения. Сокольский¹⁷* считает совершенно бесспорным, что император-родоначальник - Павел I, а на толковании статей 7¹⁸* и 8¹⁹* вовсе не останавливается. Алексеев²⁰* говорит, что “по пресечении женского поколения последнецарствовавшей мужской линии престол переходит к женскому поколению самой первой мужской” не объясняя этого никому неведомого термина. Изложение порядка престолонаследия вообще не отличается у него точностью. Он говорит даже, будто “для практического вопроса, кто может вступить на престол по праву первородства, должно держаться правила, что по этому праву всегда вступает на престол ближайший родственник последнего императора”. Это совсем неверно. Первородство отнюдь не совпадает с близостью родства. Если после умершего императора останутся его брат, его младший сын и внук от старшего сына, умершего раньше отца, то по праву первородства на престол будут призваны не ближайшие родственники умершего императора, брат и сын, состоящие с ним в первой степени родства, а внук от старшего сына, состоящий к умершему во второй степени родства. Неясность проф. Алексеев усматривает только в ст. 8²¹*, и не в том, кого надо разуметь в ней под “императором”, а в том, будто бы в конце этой статьи, вместо слов “лицо, от которого право непосредственно пришло”, следовало бы сказать “лицо, к которому право пришло”. Но предположение о такой переделке редакции основано на очевидном непонимании смысла конца ст. 8²¹*. Говорить о том, что не теряет права на престол то лицо, к которому оно пришло, нет никакой надобности. Это разумеется само собой: кто получает право, тот, конечно, его не теряет. Конец ст. 8²¹* имеет совершенно другой смысл, вполне правильно выраженный. Тут устанавливается исключение в пользу того женского лица, от которого право непосредственно пришло в данному женскому поколению, из того общего правила, в той же ст. 8²¹* выраженного, о предпочтении и в женских поколениях мужских лиц женским. То лицо женское, которым начинается данная женская линия, всегда самое первое призывается на престол, не устраняясь от него в силу наличности мужских представителей той же женской линии.

Куплеваский²²* утверждает, что в ст. 8²³* под Императором надо разуметь Павла I; но это основано на том, что он, очевидно, вовсе не обратил внимания на статьи 83‑86²⁴* Учр. Импер. Фамилии и потому не знает, что значит на языке нашего Свода Законов “сыновья Государевы”.

Для правильного истолкования статей Основных Законов, определяющих порядок престолонаследия, необходимо выяснить: 1) кого следует понимать под “императором-родоначальником”, “императором”, “царствующим императором” и 2) что такое “право заступления”.

Нет никаких действительных оснований понимать под “императором-родоначальником” только одного Павла I. В Акте 5 апреля Павел I не именуется так и об Императорской Фамилии Акт говорит не как об “одном” едином роде Павла I, а напротив, как о совокупности многих родов. Объясняя причины, побудившие к определению порядка престолонаследия, Акт указывает, как на одну из них, на желательность избежать затруднений при переходе престола “из рода в род”; право на престол признается не только за отдельными лицами, но и за родами. Определяя порядок престолонаследия, Акт говорит о переходе, за пресечением всего мужского поколения старшего сына императора, престола в род второго сына и других младших, предполагая, таким образом, что потомство каждого из сыновей императора составляет особый род, и каждый сын есть родоначальник своего потомства, как в свой черед и каждый из внуков, правнуков и т. д. будут родоначальниками их потомства. И это вполне согласно с тем, как определяется род в 1 ч. X тома Св. Зак.: совокупность лиц, происходящих от одного лица.

Поэтому, следует признать, что император-родоначальник не какое-либо определенное, конкретное лицо, а каждый член Императорского Дома, имеющий потомство, и потому под императором-родоначальником надо понимать всегда ближайшего к последнецарствующему императору родоначальника. Когда нет ни сыновей, ни внуков, ни родных братьев и т. д. умершего императора, престол переходит к двоюродным, троюродным и т. д. братьям и племянникам.

Точно, так же и выражения “император” и “царствующий” не обозначают никакого определенного лица, а всех императоров, смотря по обстоятельствам.

В статьях 6‑13²⁵* Осн. Зак. последовательно определяются четыре возможных случая наследования престола. Ст. 6²⁶* говорит о преимущественном перед всеми другими наследовании “детей Государевых” (Учр. Имп. Фам. ст. 84²⁷*, т. е. первородных; ст. 7²⁸* - о наследовании всех вообще “Государевых сыновей” (ст. ст. 85 и 86²⁹* Учр. Имп. Фам.), т. е., по немецкой терминологии, всех агнатов , кроме, первородных; ст. 8³⁰* - о наследовании женского поколения последнецарствовавшего “сына Государева”, или агната и, наконец, статьи 9‑11³¹*, о наследовании женских поколений сыновей и дочерей государевых.

В мужских линиях порядок наследования определяется не близостью степени родства, а первородством. Первородный сын и все его мужское потомство имеют преимущество в наследии престола перед всеми другими членами Императорского Дома. Поэтому, если бы после скончавшегося императора остались братья, младшие сыновья и внук от умершего раньше отца первородного сына, наследуют не ближайшие родственники умершего, младшие сыновья его и братья, а внук его от первородного сына.

При престолонаследии женских линий начало первородства заменяется “правом заступления”. В Основных Законах, как уже было сказано, нет определения права заступления, а в 1 ч. X тома Свода Законов это право истолковано, как право представления, что совершенно неверно.

Прежде всего, и в самих Основных Законах, в ст. 5³²*, право заступления указывается, как отличительная особенность престолонаследия одних только женских линий, а право представления применяется, вне всякого сомнения, к престолонаследию и мужских линий.

Еще яснее будет ошибочность толкования, данная праву заступления в X томе, если обратиться к тексту Акта 5 апреля. В нем дано, прямое определение права заступления. В женском поколении, говорится в нем, “наследует ближняя родственница последнецарствовавшего, а в недостатке оной то лицо мужское или женское, которое заступает ее место; это и есть заступление”.

Заступление есть особый порядок наследия престола женскими линиями, обратный порядку первородства. В Австрии, где установлен совершенно тот же порядок престолонаследия, этот порядок так и называется Rückwärtsprimogeniturordnung. У нас такого названия нет, но из постановлений Акта 5 апреля ясно видно, что порядок заступления есть обратный порядку первородства. В самом деле, в женских линиях к престолонаследию призываются прежде всего ближайшая родственница последнецарствовавшего представителя мужских линий, а таким при пресечении всех мужских линий всегда окажется представитель самой младшей из них и следование наследования престола женскими линиями пойдет не от старших к младшим, а от младших к старшим.

Резюмируем все сказанное в кратких словах. Ни одна из статей 6‑13³³* Осн. Зак. не имеет в виду какого-либо определенного, конкретного лица. И “царствующий император” статьи 6³⁴*, и просто “император” статей 7 и 8³⁵*, и “император-родоначальник” статей 9‑11³⁶*, - все это меняющиеся лица. В статьях этих последовательно. определяются четыре случая наследования престола. Статья 6³⁴* говорит о преимущественном наследовании “детей государевых” (Учр. Имп. Фам., ст. 84)³⁷*, т. е. первородных. Статья 7³⁸* - о наследовании всех вообще “Государевых сыновей” (Учр. Имп. Фам., ст. 85, 86)³⁹*, т. е. агнатов по немецкой терминологии. Статья 8⁴⁰* - о наследовании женского поколения последнецарствовавшего “сына Государева”. Статья 9‑11³⁶* - о наследовании женских поколений, или когнатов, в боковых линиях мужских и женских, по порядку заступления.

Основные Законы не говорят прямо, чем определяются права на престолонаследие, рождением или зачатием. Другими словами, если не имеющая сыновей вдова последнецарствовавшего остается после его смерти беременной, то следует ли ожидать разрешения ее от бремени для возведения на престол могущего у нее родиться сына, или престол должен быть, в таком случае, прямо предоставлен старшему брату последнецарствовавшего? Манифестом 22 августа 1826 года (П. С. З., № 537) вопрос этот решен в смысле приобретения права на престол самим зачатием, но не в виде общего правила, а лишь в применении к частному случаю.

Лицо, имеющее право на наследие престола, может осуществить это право только при условии исповедания православной веры (Осн. Зак., ст. 41⁴¹*). Поэтому, если наследие престола дойдет до лица, исповедующего другую веру, как это может случиться в женских линиях, оно должно принять православие. Статья 13⁴²* Осн. Зак. предвидит лишь тот случай, когда инославный наследник русского престола уже занимает другой престол. Но из сопоставления этой статьи с ст. 41⁴³* Осн. Зак., устанавливающей безусловную необходимость исповедания русским императором православной веры, явствует, что ст. 13⁴⁴* следует толковать распространительно.

Занятие иностранного престола несовместимо с занятием русского престола.

Лицо, имеющее право на наследие престола, вступает на него независимо от того, представляется ли он по своему возрасту или по состоянию своего здоровья дееспособным или нет. Это правило признается во всех почти современных государствах. Единственное исключение представляет в этом отношении испанская конституция, не допускающая вступления на престол совершеннолетних лиц, неспособных управлять государством, а также недостойных царствовать: признание лица неспособным или недостойным царствовать зависит от законодательной власти (Конст. § 64) Несовершеннолетние же и в Испании вступают на престол, и тогда для управления государством устанавливается регентство.

Подобно вопросу о праве на престолонаследование и вопросы о порядке престолонаследования решаются властью царствующего императора. В ст. 32⁴⁵* Осн. Зак. сказано: “В манифесте о восшествии на престол возвещается вместе и законный наследник престола, если лицо, коему по закону принадлежит наследие, существует”. Изложение этой статьи, основанной только на бывших примерах, и, следовательно, выражающей собою лишь установившийся обычай, не совсем ясно. В ней как бы предполагается возможность принадлежности права на престол лицу не существующему. Приложенные к Осн. Зак. формы манифестов о вступлении разъясняют это.

Вступление на престол совершается у нас само собой, непосредственно вслед за кончиною царствовавшего. Наследник престола считается вступившим на престол сейчас же, и тут же все население приводится к присяге на верность подданства (Осн. Зак., ст. 33).⁴⁶* Если даже в момент кончины царствовавшего императора нельзя было бы почему-либо определить, кто должен взойти на престол, и потому манифест о вступлении на престол нового государя был бы издан через некоторое время, восшествие на престол все-таки считается со дня кончины прежнего. Согласно с этим в манифесте о восшествии на престол Николая I, данном только 12 декабря 1825 года, постановлено время вступления на престол считать с 19 ноября (П. С. З., № 1).

В монархиях конституционных вступление на престол обусловлено предварительным принесением вступающим на престол присяги на верность конституции. Присяга граждан на подданство приносится лишь после принесения присяги государем.

Обряд священного коронования и миропомазания совершается над уже царствующим государем, в срок, назначаемый по его собственному усмотрению. Венчание на царство происходит в Московском Успенском соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий. До облачения в порфиру, возложения на себя короны и восприятия скипетра и державы венчаемый император произносит вслух верных его подданных символ православной веры, а по облачении призывает “Царя Царствующих” в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: “да наставит Его, вразумить и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непостыдно воздаст Ему слово” (Осн. Зак., ст. 36).⁴⁷*

Вступление на престол право, а не обязанность. Имеющий право на престол может от него отречься. Исключение составляет лишь тот случай, когда отречением создаются какие-либо затруднения в наследовании престола (Осн. Зак., ст. 15).⁴⁸* Отречение, раз оно обнародовано и обращено в закон, не может быть взято обратно (ст. 16)⁴⁹*. Может ли уже вступивший на престол отречься от него? Так как царствующий государь несомненно имеет право на престол, а закон предоставляет всем, имеющим право, и право отречения, то надо отвечать на это утвердительно.

В некоторых конституциях предусмотрен и случай полного пресечения всей царствующей династии.

Так, бельгийская конституция в статьях 61, 62, 85⁵⁰* на случай прекращения всего мужского потомства короля Леопольда, бывшего герцога Саксен-Кобургского, предоставляет королю, не имеющему наследников, назначить себе при жизни наследника с согласия палат. Если этого не будет сделано, престол после смерти такого короля признается вакантным, и палаты по совместному обсуждению устанавливают временное регентство до собрания палат, обновленных во всем своем составе, долженствующем произойти не позже двух месяцев. Вновь выбранные палаты, заседая сообща, окончательно решают вопрос о замещении престола, но не иначе, как при участии по крайней мере двух третей членов каждой палаты и решением, принятым по меньшей мере большинством двух третей. Палаты могут избрать на бельгийский престол и лицо, уже состоящее правителем другого государства. Бельгийский король не может принять никакой другой короны, кроме одной только Люксембургской.

Голландская конституция (статьи 20, 21, 23)⁵¹* постановляет, чтобы при неимении никакого наследника у царствующего он назначался законом по инициативе короля или земскими чинами, созванными для этого в двойном числе, в течение месяца со дня смерти последнецарствующего.

Испанская конституция (ст. 62) предоставляет, в случае полного пресечения династии, выбор нового короля кортесам; Сербская (ст. 10) - скупщине, с оговоркой, что ни в каком случае не может быть выбран кто-либо из потомства Карагеоргиевича, проклятого постановлением великой скупщины 5 июля 1868 г. за убийство 10 июня князя Михаила Обреновича⁵²*, Греческая конституция, ст. 52, предоставила выбор нового короля палате (Βονλη) в двойном составе.

Примечания

¹* H. v. Schulze-Gävernitz . Das deutsche Fürstenrecht (in Holtzendorff"s Encyklopedie, 5 Aufl. 1890), S. 1370;

²* Ст. 27, св. зак. т. I, ч. 1, изд. 1906 года.

³* Смотри о престолонаследии в Англии у Blackstone , Commentaries on the English constitutional law. Book I. chapt. ст. 3 и Fischel , Ed. Die Verfassung Englands. 1862, cap. 2; .

⁵* Курсив подлинника.

⁶* Исследование главных положений Основных Законов Российской Империи. Харьков. 1839.

⁷* Такое понимание было принято всеми а мною в двух первых изданиях I тома моего Русского государственного права.

⁸* Сборник Русского Исторического Общества, т. XXX, стр. 371.

⁹* Ст. 27 Осн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

¹⁰* В действующем издании Свода это ст. 1123.

¹¹* Ст. 131, т. I, ч. 1 св. законов, изд. 1906 года.

¹²* П. С. З. № 3851.

¹⁴* Ст. 30.

¹⁵* Ст. 29.

¹⁶* Das kaiserlich-russische Thronfolge und Hausgesetz. Archiv für öffentliches Recht, hrsgbn von Laband und Störk. В. III, 1887, SS. 108‑110.

¹⁷* Учебник государственного права, 1890, стр. 118.

¹⁸* Ст. 29 Основн. Госуд. Зак., св. зак. т. I, ч 1, изд. 1906 г.

¹⁹* Ст. 30.

²⁰* Русское государственное право, 1892, стр. 177, 178 [изд. 4, 1897 г., стр. 226‑227].

²²* Русское государственное право, т. 1, 1894, стр. 133, 134.

²³* Ст. 30 Осн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

²⁴* Ст. 127‑130.

²⁵* Ст. 28‑35 Основн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак. изд. 1906 г.

²⁶* Ст. 28.

²⁷* Ст. 130.

²⁸* Ст. 29.

²⁹* Ст. 129 и 130.

³⁰* Ст. 30.

³¹* Ст. 31‑33.

³³* Ст. 28‑35 Основн. Госуд. Зак., т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

³⁴* Ст. 28.

³⁵* Ст. 29 и 30.

³⁶* Ст. 31 и 33.

³⁷* Ст. 128.

³⁸* Ст. 29.

³⁹* Ст. 129, 130.

⁴⁰* Ст. 30.

⁴¹* Ст. 63 Основн. Госуд. Зак., т. 1, ч. 1 св. зак., изд. 1906 г.

⁴²* Ст. 32.

⁴³* Ст. 63.

⁴⁴* Ст. 32.

⁴⁵* Ст. 54 т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 года.

⁴⁶* Ст. 55.

⁴⁷* Ст. 58 т. I, ч. 1 св. зак., изд. 1906 года.

⁴⁸* Ст. 37.

⁴⁹* Ст. 38.

⁵⁰* Кокошкин , Тексты важнейших основных законов иностранных государств, 1905, стр. 92‑93, 108‑109.

⁵¹* См. Нови к , Современные конституции. 1905.

⁵²* В мае 1903 года сербский король Александр Обренович и королева Драга были убиты. Династия Обреновичей прекратилась и на сербский престол призван был скупщиной князь Петр Карагеоргиевич, а наследником признан сын его Александр. По ст. 75 ныне действующего Устава Сербского Королевства 1888 года, отмененного королем Александром и вновь введенного после государственного переворота 1903 года, совет министров в случае освобождения сербского престола должен в двухмесячный срок созвать, скупщину, на которой и лежит урегулирование вопроса. Новик , стр. 620 и след.

Формально в России до Петра I престолонаследие определялось государственно-правовым обычаем, согласно которому право на престол получало лицо мужского пола по праву первородства; этот принцип, утвердившийся еще со времен московских Рюриковичей, в дальнейшем был подкреплен правом Земского собора либо избирать династию, либо утверждать на царство нового монарха, иногда могло произойти и простое избрание из нескольких кандидатов подходящего к царскому венцу лица. Последним царем из династии Романовых, который был формально избран царем в обход, кстати, принципа первородства, стал сам Петр I.

В связи с делом царевича Алексея Петр Манифестом от 3 февраля 1718 г. определил главную причину, заставившую его прибегнуть к крайним мерам, заявив:

"Ибо не могу такова наследника оставить, которой бы растерял то, что через помощь Божию отец получил, и испроверг бы славу и честь народа российского, для которого я здоровье свое истратил, не жалея в некоторых случаях и живота своего, к тому ж и боясь Суда Божия, вручить такое правление, знав непотребного к тому"; в связи с чем было постановлено следующее: "И тако мы сожалея о государстве своем и верных подданных, дабы от такого властителя наипаче прежнего в худое состояние не были приведены, властию отеческою, о которым по правам государства нашего и каждой подданный наш сын своего наследства лишить и другому сыну, которому хочет оное определить, волен, и яко самодержавной государь для пользы государственной лишаем его, сына своего Алексея, за те вины и преступления наследства по нас, престола нашего Всероссийского, хотя б ни единой персоны нашей фамилии по нас не осталось".

Престол, таким образом, передавался сводному брату Алексея от брака с Екатериной. Однако на этом вопрос исчерпан не был. Именным указом от 5 февраля 1722 г. он, фактически отменяя прежнее правило, установленное обычаем: "токмо от обычая старого, что большему сыну наследство давали", ссылаясь на прежние примеры несоблюдения этого правила, установил завещательный порядок престолонаследия: "дабы сие всегда было в воли правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство". Правда, по смыслу самого Указа было очевидно, что монарх все же ограничен в своем праве выбора нисходящими родственниками, а не посторонними людьми. Полной свободы завещания, таким образом, установлено не было.

Последнее подтверждается дальнейшей практикой передачи престола: Петр II - внук Петра I, Анна Иоанновна - его племянница, дочь сводного брата Петра - царя Иоанна Алексеевича V, Иоанн VI - внучатый племянник Петра (внук Иоанна V), Елизавета - дочь Петра, Петр III - его внук. Исключения из общего ряда царствований XVIII в. (до 1797 г.) составляют только Екатерины I и II, чьи права на престол определялись всецело условиями государственного переворота. Права Павла I на престол определяются его рождением в законном браке от Петра III с Екатериной II, однако впоследствии явились сведения, которые ставили под сомнение его происхождение именно от Петра III, - историки до сих пор не могут установить этого с точностью. Но именно Павел Петрович - формальный правнук Петра I - упразднил чехарду с престолонаследием, установив в этом важном государственном вопросе твердый и законный порядок, который действовал до 1917 г.



Новый порядок престолонаследия был утвержден Указом от 14 апреля 1797 г. Текст Указа составлен еще ранее - 4 января 1786 г. в форме договора между тогда еще великим князем Павлом и его супругой великой княгиней Марией Федоровной. Последнее, впрочем, не помешало ведущему юристу дореволюционной России Н.М. Коркунову утверждать, что данный акт тем не менее не может считаться семейным договором, а "его следует признать законом" [Коркунов. 1893. 1: 172] , тем более что в последующем ему была придана, несомненно, легитимная форма.

Указом о престолонаследии устанавливался так называемый австрийский порядок наследования престола, по которому права на престол получали все нисходящие императора-родоначальника, а таковым являлся, как известно, сам Павел I, вне зависимости от пола. Право преимущества, однако, устанавливалось для лиц мужского пола согласно факту первородства. Это означает, что сыновья предшествуют дочерям при престолонаследии. В случае пресечения мужского потомства к наследованию призываются дочери последнего царствовавшего Императора, что было названо в акте "правом заступления".

Нормы Указа о престолонаследии 1797 г. дополнялись в последующем уточняющими постановлениями. Так, в 1820 г. по поводу морганатического брака великого князя Константина Павловича с католичкой был определен принцип равнородности брака, что юридически основывалось на необходимости получения разрешения Императора на такой брак. Дети от мезальянса устранялись от наследования престола, что законодательно было подтверждено, однако, только в 1886 г. Манифестом от 12 декабря 1825 г. и одновременно с обнародованным с ним Манифестом Александра I от 16 августа 1823 г. определялся порядок отречения от престола. Далее, при составлении Свода законов в 1830 г. и внесении в первый том этого акта Учреждения Императорской Фамилии было постановлено, что лицо, вступающее в равнородственный брак с представителем Императорского дома, должно до бракосочетания перейти в православие; несоблюдение этого положения вело к потере прав на престолонаследие для детей от такого межконфессионального союза. Вместе с тем в 1886 г. появляется новая редакция ст. 142 Осн. гос. зак. , ставшая теперь ст. 60 Осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1892 г., которой устанавливалось требование перехода в православие до брака только для прямых наследников престола: "Брак наследника престола и старшего в его поколении мужского лица с особой другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного вероисповедания"; тем самым было восстановлено старое правило, утвержденное еще Петром III: как известно, Алексей Петрович - несчастный сын отца-реформатора - был женат на католичке (австрийской принцессе), которая даже после брака не перешла в православие, соответственно у Петра II мать не была православного вероисповедания. Наконец, Манифестом 1826 года право на престол устанавливалось для лиц императорской крови с момента зачатия.

Совершеннолетие наследника престола устанавливалось с 16 лет, тогда как наступление общей дееспособности для подданных начиналось только с 21 года. Впрочем, для Императора момент дееспособности не имел определенного значения. До достижения совершеннолетия над ним учреждалась опека во главе с правителем или регентом. Назначение регента и опеки подлежало ведению последнего царствовавшего Императора, в случае же невозможности подобного волеизъявления опека и Регентство вручались отцу или матери Государя, но никак не отчиму или мачехе (ст. 44 Св. осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1906 г.). "Когда нет отца и матери, то правительство и опека принадлежат к ближайшему к наследию престола из совершеннолетних обоего пола родственников малолетнего Императора" (ст. 45 Там же ). При регенте учреждался Совет из особ первых двух классов по Табели о рангах в количестве шести человек, впрочем, Совет имел только совещательное значение (ст. 51 Там же ).

Вступление на престол следующего Императора осуществлялось автоматически без каких-либо формальностей, "силою самого закона о наследии". Таким образом, старый монархический принцип: "Le roi est mort: vive le roi" получал и в России свое полное подтверждение. Коронация не имела строго юридического значения и осуществлялась, если можно так сказать, с целью придания должной пышности началу нового царствования. В этом коронация отличается, например, от инаугурации современных президентов России, поскольку для последних данный акт имеет юридическое значение - только со дня вступления в должность (инаугурации) вновь избранный президент начинает отправлять свои обязанности.

Учреждение Императорской фамилии.

Круг кровных родственников Императора, как восходящих, так и нисходящих, и боковых, составлял в России с 1797 по 1917 г. особое привилегированное сословие, статус которого определялся Основными государственными законами страны. Выше говорилось, что Уч. Имп. Фам. включалось в качестве особого отдела в первый том Свода законов с первого по последнее издание. Вплоть до 1885 г. этот акт не претерпевал существенных изменений, однако в связи с расширением династии, увеличением ее численности понадобилось точнее определить как статус ее членов, размер их привилегий, так и суммы денежного содержания, отпускаемые ежегодно. К чести императора Александра III необходимо отметить, что он, пожалуй, единственный в истории России произвел радикальное сокращение расходов на содержание правящего слоя страны. Во многом сокращение составило снижение сумм в 3 или 5 раз, а некоторые графы расходов, например, на праправнуков Императора, были упразднены вовсе. Реформой 1885 г. значительно сужался и круг Императорской фамилии.

Управление имуществом династии находилось в ведении Министерства двора и уделов.

§ 2. Высшая представительная власть в Российской империи

5 апреля 1797 г., в день своего коронования, император Павел I обнародовал Акт о престолонаследии, отменявший петровский указ о престолонаследии (1722 г.). Этот Акт с небольшими изменениями просуществовал до упразднения монархии в России (1917 г.). Павел установил строгую очередность в порядке наследования престола, чтобы в будущем было невозможно отстранить от власти законных наследников. Совершеннолетие для государей и наследников устанавливалось по достижении 16-ти лет, а для прочих членов императорской фамилии - 20-ти лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В Акте о престолонаследии содержалось также важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви. В 1820 г. император Александр I дополнил нормы Акта о престолонаследии требованием равнородности браков как необходимого условия наследования престола детьми членов императорской фамилии.

В древнерусском государстве действовал порядок наследования власти по старшинству в роде, так называемый лествичный принцип престолонаследия (официально закреплен в завещании Ярослава Мудрого, 1054 г.). В соответствии с ним верховный, Киевский престол занимал старший из сыновей умершего великого князя. Далее престол передавался по старшинству от брата к брату, а после кончины самого младшего доставался старшему из следующего поколения князей. Князья-родичи не являлись постоянными владельцами областей, достававшихся им по разделу: с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи шла передвижка, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость, с младшего стола на старший, т.е. как бы поднимались по лестнице (др.-рус. «лествица»). Принцип очерёдности в отношениях между князьями по мере разрастания княжеского рода приводил к постепенному дроблению и измельчанию княжеских владений, а отношения между родственниками становились всё более запутанными. Возникавшие между князьями споры о старшинстве и порядке владения разрешались или договорами на съездах, или, если соглашение не удавалось, оружием.

Для предотвращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в октябре 1097 г. состоялся Любечский съезд 6 князей: великого князя киевского Святополка Изяславича, черниговских князей Давыда и Олега Святославичей, переяславского князя Владимира Мономаха, волынского князя Давыда Игоревича и теребовльского князя Василько Ростиславича. Князья заключили между собой мир и постановили не допускать междоусобных распрей, объединившись для защиты от половцев. По постановлению съезда каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу. Таким образом, Русская земля перестала считаться единым владением всего княжеского дома, и стала совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома.

Тем самым отменялась «лествичная» система занятия престолов, основанная на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской землей. На смену ей пришло династическое правление. Русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. В отличие от установлений Ярослава Мудрого, теперь гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший», киевский, а все князья.

Такой же династический принцип престолонаследия существовал и в Московском княжестве, которое окончательно сформировалось в 1263 г. как удел Даниила Александровича, сына Александра Невского. Впервые серьезный конфликт по поводу наследования московского престола возник в 1425 г., когда после смерти великого князя Василия I Дмитриевича права его Василия II оспорил его младший брат Юрий Дмитриевич. Лишь в 1453 г. Василий II после продолжительной борьбы с дядей и двоюродными братьями окончательно закрепил за собой престол.

После пресечения прямой линии династии Рюриковичей (название утвердилось в XVI в.) в 1598 г. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (шурина умершего царя Федора Ивановича). Годунов рассчитывал стать основателем новой династии, но его сын Федор уже через полтора месяца после смерти отца (еще до коронации) был убит сторонниками Лжедмитрия I. После свержения Лжедмитрия в 1606 г. на импровизированном соборе царем был избран Василий Шуйский; после его «сведения» с престола в 1610 году Боярская дума пригласила на престол польского королевича Владислава. После завершения Смутного времени в 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова.

При первых Романовых престол переходил от отца к сыну (при наличии у царя мужского потомства). Порядок престолонаследия был изменен императором Петром I. 5 февраля 1722 г. он издал «Устав о наследовании престола». В соответствии с ним наследование Российского Императорского Престола стало возможным по завещанию государя. Стать преемником по новым правилам мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство.

Однако сам Петр Великий завещания не оставил. В результате с 1725 по 1761 гг. произошло несколько дворцовых переворотов, подрывавших легитимность монархии. В результате последнего из дворцовых переворотов в декабре 1761 г. к власти пришла Екатерина II, свергнув своего мужа Петра III и отстранив от власти сына Павла.

Наследовав трон после смерти матери в 1796 г., Павел, чтобы в дальнейшем не допустить государственных переворотов и интриг, решил заменить прежнюю, введенную Петром Великим, систему на новую, которая четко устанавливала порядок наследования российского императорского престола. 5 апреля 1797 г. во время коронации Павла I в Успенском соборе московского Кремля был обнародован «Акт о престолонаследии», который с некоторыми изменениями просуществовал до 1917 г. Его проект Павел разработал совместно со своей супругой Марией Федоровной еще в 1788 г., будучи цесаревичем.

В Акте определялось преимущественное право на наследование престола за мужскими членами императорской фамилии. Женщины не были устранены от престолонаследия, но преимущество закрепляется за мужчинами по порядку первородства. Устанавливался порядок престолонаследия: в первую очередь наследие престола принадлежало старшему сыну царствующего императора, а после него всему его мужскому поколению. По пресечении сего мужского поколения, наследство переходило в род второго сына императора и в его мужское поколение, по пресечении же второго мужского поколения, наследство переходило в род третьего сына и так далее. При пресечении последнего мужского поколения сыновей императора, наследство оставлялось в том же роде, но в женском поколении. Такой порядок престолонаследия абсолютно исключал борьбу за престол. В «Акте» содержалось также положение о непризнании законными женитьб членов императорского дома без дозволения государя. Император Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении 16 лет, а для прочих членов императорской фамилии - 20 лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В «Акте о престолонаследии» содержалось также очень важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви.

В тот же день императором был издан и другой акт - Учреждение об императорской фамилии. Оно определяло состав императорского дома, иерархическое старшинство его членов, гражданские права членов, их обязанности по отношению к императору, устанавливало гербы, титулы и размеры содержания. В конце XIX в. в связи с ростом императорской фамилии (к 1885 г. было 24 великих князя) император Александр III ограничил ее состав. По новому Учреждению 1886 г. великими князьями стали считаться лишь дети и внуки императора, от которого они происходят; правнуки и последующее поколение считались князьями императорской крови. Определялись условия вступления в брак членов императорской фамилии. Изменялся и размер получаемого денежного содержания.

В течение XVIII в. члены династии Романовых заключали браки лишь с иностранными принцами и принцессами. Это стало уже само собой разумеющимся фактом, так что никому не приходило в голову, что установившаяся традиция может быть нарушена. Поэтому в Акте императора Павла I 1797 года понятие морганатического брака не было предусмотрено, что потребовало уточнения в момент возникновения первого прецедента. Этот случай возник в связи со вторым браком брата императора Александра I, цесаревича Константина Павловича, который пожелал жениться на польской княжне Грузинской. Император Александр Павлович разрешил этот брак, но своим Манифестом 20 марта 1820 г. установил «Мы признаем за благо, для непоколебимого сохранения достоинства и спокойствия Императорской Фамилии и самой Империи Нашей, присовокупить к прежним постановлениям об Императорской Фамилии следующее дополнительное правило: если какое лицо из Императорской фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому Царствующему или Владетельному Дому, в таком случае Лицо Императорской Фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих Членам Императорской Фамилии, и рождаемые от такого союза дети не имеют права на наследование Престола». Таким образом, потомки от морганатических браков лишались права на наследование престола. «Акт о престолонаследии» в отредактированном виде вместе с позднейшими актами, касающимися данной темы, включался во все издания Свода законов Российской империи.

«Акт о престолонаследии», который император Павел I собственноручно поместил в серебряный ларец, хранился на престоле Успенского собора. Позднее в этот ларец были добавлены манифест Александра I о запрете неравнородных браков, документы о передаче прав на наследование престола Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) и некоторые др. документы. В 1880 г. все они по распоряжению императора Александра III вместе с ларцом были переданы в Государственный архив.

Акт, Высочайше утвержденный в день священной коронации
Его Императорского Величества и положенный для хранения
на престол Успенского собора.

МЫ ПАВЕЛ, Наследник, Цесаревич и
Великий Князь, и МЫ, Супруга Его МАРИЯ
Великая Княгиня.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Общим НАШИМ добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт НАШ общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти Моей, ПАВЛА, сына НАШЕГО большого, АЛЕКСАНДРА, а по нем все его мужеское поколение. По пресечении ceго мужеского поколения наследство переходит в род второго МОЕГО сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего МОЕГО сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения Сыновей МОИХ наследство остается в сем роде; но в женском поколении последне-царствовавшего, как в ближайшем Престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лицо женскому, однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право беспосредственно пришло. По пресечении сего рода, наследство переходит в род старшего МОЕГО Сына в женское поколение, в котором наследует ближняя Родственница последне-царствовавшего рода вышеупомянутого Сына МОЕГО, а в недостатке оной то лицо мужеское или женское, которое заступает ее место, наблюдая что мужеское лицо предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление: по пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих МОИХ Сыновей, следую тому же порядку; а потом в род старшей Дочери МОЕЙ в мужеское Ее поколение, а по пресечении оного в женское Ее поколение, следуя порядку, наблюденному в женских поколениях Сыновей МОИХ. По пресечении поколения мужеского и женского старшей Дочери МОЕЙ наследство переходит к поколению мужеского, а потом к женскому второй Дочери МОЕЙ и так далее. Здесь правилом положить должно, что меньшая сестра хотя бы и Сыновей имела не отъемлет права у старшей хотя бы не замужней, ибо оная могла бы выйти замуж и родить детей. Брат же меньший наследует прежде старших своих сестер. Положив правила наследства, должен объяснить причины оных, они суть следующая: дабы Государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследстве, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род. Учредив таким образом наследство, должно дополнить сей закон нижеследующим: когда наследство дойдет до такого поколения женского, которое царствует уже на другом каком Престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и Престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и Престола, если таковой Престол связан с законом, для того, что Государи Российские суть главою церкви, а если отрицание от веры не будет, то наследовать тому лице, которое ближе по порядку. За сим должны обязаться свято наблюдать сей закон о наследства при вступлении и помазании, если наследовать будет женское лицо, и таковая Особа будет замужем или выйдет, тогда мужа не почитать Государем, отдавать однако ж почести наравне с Супругами Государей и пользоваться прочими преимуществами таковых, кроме Титула. Женитьбы не почитать законными без дозволения Государя на оные. В случае малолетства наследующей Особы порядок и безопасность Государства и Государя требуют учреждения Правительства и опеки до совершеннолетия. Совершеннолетие полагается Государям обоего пола и наследникам шестнадцать лет, дабы сохранить время правительства. Если последне-царствовавший не назначил Правителя и Опекуна, ибо ему следует учинить сей выбор для лучшей безопасности, правительство Государства и опека персоны Государя следуют Отцу или Матери, Отчим же и Мачеха исключаются, а за недостатком сих ближнему к наследству из родственников совершеннолетних, обоего пола, малолетнего, совершеннолетие прочих обоего пола особ Государских фамилий полагается двадцать лет, не способность законная препятствует быть Правителем и Опекуном, а именно безумие, хотя бы временное, и вступление вдовых во второй брак во время правительства и опеки. Правителю полагается совет правительства и как Правитель без совета, так и совет без Правителя существовать не могут: совету же нет дела до опеки. Совету же сему состоять их шести особ первых двух классов по выбору Правителя, которому и назначать других при случающихся переменах; в сей совет правительства входят все дела без изъятия, которые подлежат решению самого Государя, и все те, которые как к нему, так и в совет Его вступают; Правитель же имеет голос решительный, мужеские особы Государской Фамилии могут заседать в сем совете по выбору Правителя, но не прежде своего совершеннолетия и не в число шести особ, составляющих совет. Назначение сего совета и выбор членов оного полагаются в недостатке другого распоряжения скончавшегося Государя, ибо оному должны быть известны обстоятельства и люди. Сим МЫ должны были спокойствию Государства, которое на твердом законе о наследстве основано, о чем каждый добромыслящий уверен. МЫ желаем, чтоб сей акт послужил доказательством самым сильнейшим, пред всем светом НАШЕЙ любви к Отечеству, любви и согласия НАШЕГО брака и любви к детям, и потомкам НАШИМ. В знак и свидетельства чего подписали НАШИ ИМЕНА и приложили печати Гербов НАШИХ. Апреля 7 дня 1797 года.

© ФКУ «Российский государственный исторический архив» (РГИА)
Ф.1329. Оп.1. Д.191. Л.16-17

Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. София, 1924.

Еп. Иоанн (Максимович М. Б.). Происхождение закона о престолонаследии в России. Шанхай, 1936.

Назаров М.В. Кто наследник Российского престола? 3-е изд. М., 2004.

Порядок престолонаследия в России с основания русскаго государства до ныне благополучно царствующаго Императора Александра II-го. М., 1874.

Какие два принципа престолонаследия существовали в Древнерусском государстве?

Почему издание нового закона о престолонаследии стало одним из первых решений Павла I?

Что такое морганатический брак?