Тема: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ: ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ»

Урок 1 : Строение клеток эукариот».

Цель урока : дать учащимся общее представление о строении клеток эукариот, об особенностях их функций в связи со строением.

Оборудование и материалы : схема строения эукариотической клетки; фотографии органелл, сделанные под световым и электронным микроскопом.

Базовые понятия и термины:

Концепция урока: показать строение клеток эукариот (позже в срав­нении дать информацию о более простых прокариотических клетках). Рассказывая об эукариотах, использовать уже име­ющиеся у школьников знания.На основе знаний о клетках эукариот дать (в сравнении) информацию о более простых прокариотических клетках. Рассказать о прокариотах подробнее в связи с тем, что информации об этих организмах у школьников пока ещё не много.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности :

    Какие органеллы характерны для клеток растений?

    Какие органеллы характерны для клеток животных?

    Какие функции выполняют хлоропласты?

    Что вы знаете о митохондриях?

    Для чего нужна клеточная стенка? У каких клеток она есть?

II . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вступительное слово учителя.

ПРОКАРИОТЫ.

В зависимости от уровня организации клетки организмы де­лят на прокариоты и эукариоты.

Прокариоты (от лат. про - перед, вместо и греч. карион - ядро) - надцарство организмов, к которому относятся царства Бактерии и Цианобактерий (устаревшее название - «сине-зеленые водоросли»).

Клетки прокариот характеризуются простым строением: они не имеют ядра и многих органелл (митохондрий, пластид, эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом, клеточного центра). Только у некоторых бактерий - обитателей водоемов или капилляров почвы, заполненных водой, имеются особые газовые вакуоли. Изменяя в них объем газов, эти бактерии могут переме­щаться в водной среде с минимальными затратами энергии. В со­став поверхностного аппарата клеток прокариот входят плазматическая мембрана, клеточная стенка, иногда - слизистая капсула.

(рис. 1).

В цитоплазме прокариот находятся рибосомы, разнообразные включения, одна или несколько ядерных зон (нуклеоидов), содер­жащих наследственный материал. Наследственный материал прокариот представлен кольцевой молекулой ДНК, прикреплен­ной в определенном месте к внутренней поверхности плазмати­ческой мембраны (рис. 1).

Рибосомы прокариот сходны по строению с рибосомами, рас­положенными в цитоплазме и на мембранах эндоплазматической сети клеток эукариот, но отличаются более мелкими размерами. Плазматическая мембрана клеток прокариот может образовы­вать гладкие или складчатые выпячивания, направленные в ци­топлазму. На складчатых мембранных образованиях могут рас­полагаться ферменты, рибосомы, а на гладких - фотосинтезирующие пигменты. В клетках цианобактерий обнаружены округ­лые замкнутые мембранные структуры - хроматофоры, в кото­рых расположены фотосинтезирующие пигменты.

Клетки некоторых бактерий имеют органеллы движения - один, несколько или много жгутиков. Жгутики прокариот состо­ят из одной молекулы специфического белка, имеющей трубча­тое строение. Жгутики могут быть длиннее самой клетки в не­сколько раз, однако их диаметр незначительный (10-25 нм), поэтому в световой микроскоп они не видны. Кроме жгутиков, поверхность бактериальных клеток часто имеет нитчатые и трубчатые образования, состоящие из белков или полисахаридов. Он обеспечивают прикрепление клетки к субстрату или принимаю участие в передаче наследственной информации во время полового процесса.

Клетки прокариот имеют небольшие размеры (не превышают 30 мкм, а есть виды, диаметр клеток которых составляет около 0,2 мкм). Большинство прокариот - одноклеточные организмы есть среди них и колониальные формы. Скопления клеток прокариот могут иметь вид нитей, гроздей и т. д; иногда они окружен: общей слизистой оболочкой - капсулой. У некоторых колониальных цианобактерий соседние клетки контактируют между собой через микроскопические канальцы, заполненные цитоплазмой.

Форма клеток прокариот разнообразна: шаровидная (кокки), палочковидная (бациллы), в виде изогнутой (вибрионы) или спирально закрученной (спириллы) палочки и др. (рис.2)

(рис.2)

***

(сообщение учащегося – выдержка из реферата- до 5 мин.)

Открытие вирусов и их место в системе живой природы. Су­ществование вирусов впервые доказал русский ученый Д. И. Ива­новский в 1892 г. Исследуя заболевание табака - так называе­мую листовую мозаику, он при помощи микробиологических фильтров пытался выделить возбудителя этой болезни. Но даже фильтры с наименьшим диаметром пор не могли задержать это­го возбудителя, и отфильтрованный сок больного растения вы­зывал заболевание здоровых. Ученый высказал предположение о существовании какого-то неизвестного организма, по размерам значительно уступающего бактериям. Позже было доказано су­ществование аналогичных частиц, которые вызывали заболева­ния у животных. Все эти невидимые в световой микроскоп час­тицы получили общее название вирусы (от лат. вирус - яд). Од­нако настоящее изучение вирусов стало возможным лишь в 30-х годах XIX ст. после изобретения электронного микроскопа. На­ука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

Особенности строения и функционирования вирусов. Разме­ны вирусных частиц составляют от 15 до нескольких сотен, иног­да до 2 тысяч (некоторые вирусы растений) нанометров. (рис.3)

(рис.3)

Жизненный цикл вирусов состоит из двух фаз: внеклеточной и внутри­клеточной.

Каждая вирусная частица состоит из молекулы ДНК или осо­бой РНК, покрытых белковой оболочкой (соответственно их назы­вают: ДНК - или РНК-содержащие вирусы). (рис.4)

(рис.4)

Обе эти нуклеиновые кислоты несут наследственную информацию о вирусных частицах.

Вирусные нуклеиновые кислоты имеют вид одно- или двух-, цепочных спиралей, которые, в свою очередь, бывают линейны­ми, кольцевыми или вторично скрученными.

В зависимости от структуры и химического состава оболочки вирусы подразделяют на простые и сложные.

Простые вирусы имеют оболочку, состоящую из однотипных белковых образований (субъединиц) в виде спиральных или многогранных структур (напр., вирус табачной мозаики) {рис. 28). Они имеют различную форму - палочковидную, нитчатую, шаровидную и др.

Сложные вирусы дополнительно покрыты липопротеиновой мембраной. Она представляет собой часть плазматической мемб­раны клетки-хозяина и содержит гликопротеиды (вирусы оспы, гепатита В и др.). Последние служат для распознавания специ­фических рецепторов на мембране клетки-хозяина и прикрепле­ния к ней вирусной частицы. Иногда в мембране вируса содер­жатся ферменты, обеспечивающие синтез вирусных нуклеино­вых кислот в клетке-хозяине и некоторые другие реакции.

Во внеклеточной фазе вирусы способны существовать длитель­ное время и выдерживать воздействие солнечных лучей, низких или высоких температур (а частицы вируса гепатита В 1 - даже кратковременное кипячение). Вирус полиомиелита 2 во внешней среде сохраняет способность к заражению хозяина на протяже­нии нескольких дней, а оспы - многих месяцев.

Механизмы проникновения вируса в клетку-хозяина. Боль­шинство вирусов специфичны: они поражают только определен­ные типы клеток-хозяев многоклеточных организмов (клетки-ми­шени) или отдельные виды одноклеточных организмов. Проник­новение в клетку-хозяина начинается взаимодействием вирусной частицы с мембраной клетки, на которой расположены особые Рецепторные участки. В оболочке вирусной частицы содержатся особые белки (прикреплённые), «распознающие» эти участки, что и обеспечивает специфичность вируса. Если вирусная частица прикрепляется к клетке, на мембране которой нет чувствительных к ней рецепторов, то заражения не происходит. У простых вирусов прикрепительные белки находятся в белковой оболочке, у сложных - на игольчатых или шиловидных выростах поверхно­стной мембраны.

В клетку-хозяина вирусные частицы попадают разными путя­ми. Многие сложные вирусы - благодаря тому, что их оболочка сливается с мембраной клетки хозяина (напр., как у вируса грип­па). Часто вирусная частица попадает внутрь клетки путем пиноцитоза (напр., вирус полиомиелита). Большинство вирусов рас­тений проникает внутрь клеток-хозяина в местах повреждения клеточных стенок.

Она состоит из расширенной головки, белковая обо­лочка которой содержит ДНК, отростка, в виде чехла, напоми­нающего растянутую пружину, внутри которого находится по­лый стержень, и хвостовых нитей. При помощи этих нитей ви­рус соединяется с рецепторными участками клетки-хозяина и прикрепляется к ее поверхности. Затем чехол резко сокращает­ся, вследствие чего стержень проходит через оболочку бактерии и впрыскивает вирусную ДНК внутрь нее. Пустая оболочка бак­териофага остается на поверхности клетки-хозяина.

(обобщение учителя – до 1 мин.)

ЭУКАРИОТЫ.

(сообщение учащегося – выдержка из реферата - до 5 мин.)

Известно, что клетки очень разнообразны. Их разнообразие настоль­ко велико, что поначалу, рассматривая клетки в микроскоп, ученые не замечали в них сходных черт и свойств. Но позже было обнаруже­но, что за всем многообразием клеток скрываются их принципиаль­ное единство, общие, характерные для них проявления жизни.

Чем же клетки одинаковы?

Содержимое любой клетки отделено от внешней среды особой структурой - плазматической мембраной (плазмалеммой). Эта отделённость позволяет создавать внутри клетки совершенно особую среду, не похожую на ту, которая ее окружает. Поэтому в клетке могут идти те процессы, которые не протекают больше нигде. Их называют процессами жизнедеятельности.

Все содержимое клетки, за исключением ядра носит название цитоплазмы. Поскольку клетка должна осуществлять множество функций, то в цитоплазме имеются разнообразные структуры, обес­печивающие выполнение этих функций. Такие структуры называ­ются органеллами (или органоидами - это синонимы, но органел­лы - более современный термин).

Какие же основные органеллы клетки?

Самая крупная органелла клетки - ядро, в которой хранится и из которого переписывается наследственная информация. Это - центр управления обмена веществ клетки, он контролирует деятель­ность всех других органелл.

В ядре есть ядрышко - это место, где образуются другие важные органеллы, участвующие в синтезе белка. Их называют рибосомами. Но рибосомы только формируются в ядре, а работают они (т. е. синте­зируют белок) в цитоплазме. Часть из них находится в цитоплазме свободно, а часть прикрепляется к мембранам, которые образуют сеть, получившую название эндоплазматической. Эндоплазматическая сеть - это сеть канальцев, ограниченных мембранами. Существует два типа эндоплазматической сети: гладкая и шероховатая. На мемб­ранах шероховатой эндоплазматической сети расположены рибосомы, поэтому в ней идёт синтез и транспорт белков. А гладкая эндоплазма­тическая сеть - это место синтеза и транспорта углеводов и липидов.

Для синтеза белков, углеводов и жиров необходима энергия, ко­торую вырабатывают энергетические станции клетки - митохонд­рии. Митохондрии - двухмембранные органеллы, в которых осу­ществляется процесс клеточного дыхания. На мембранах митохонд­рий окисляются пищевые продукты и накапливается химическая энергия в виде особых энергетических молекул.

В клетке имеется также место, где органические соединения мо­гут накапливаться и откуда они могут транспортироваться. Это ап­парат Гольджи - система плоских мембранных мешочков. Он при­нимает участие в транспорте белков, липидов, углеводов, обновле­нии плазматической мембраны. В аппарате Гольджи образуются также органеллы внутриклеточного пищеварения - лизосомы.

Лизосомы - одномембранные органеллы, характерные для кле­ток животных, содержащие ферменты, которые могут разрушать белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.

Все органеллы клетки работают совместно, принимая участие в процессах обмена веществ и энергии.

В клетке могут быть органеллы, не имеющие мембранного строения.

Цитоскелет - это опорно-двигательная система клетки, кото­рая включает в себя микрофиламенты, реснички, жгутики, клеточ­ный центр,

продуцирующий микротрубочки и центриоли.

Есть органеллы, характерные только для клеток растений,- пла­стиды.

Пластиды бывают трех типов: хлоропласты, хромопласты и лей­копласты. В хлоропластах, как вы уже знаете, идет процесс фото­синтеза. В растениях есть также вакуоли - это продукты жизнеде­ятельности клетки, которые являются резервуарами воды и раство­ренных в ней соединений. (см.рис.6,7,8)

рис.6

рис.7

рис.8

(обобщение учителя – до 1 мин.)

(Работа а парах с дидактическими карточками и рисунками )

Итоги изучения эукариотической клетки можно объединить в таблицу.

Органеллы эукариотической клетки

Название органеллы

Особенности строения

Биологические функции

Самая крупная двухмембранная органелла клетки

Является информационным центром клетки, отвечает за процессы хранения, измене­ния, передачи и реализации наследственной информации

Рибосомы

Немембранные органеллы, сферические структуры диаметром 20 нм. Это самые мелкие клеточные органеллы

На рибосомах происходит синтез белка в клетке

Шерохова­тая эндоплазматическая сеть

Система мембран, образующих канальцы и полости. На мембранах расположены рибосомы

Система синтеза и транс­порта белков

Гладкая эндоплазматическая сеть

Система мембран, образующих канальцы и полости. Рибосом на этих мембранах нет

Система синтеза и транс­порта углеводов и липидов

Аппарат Гольджи

Состоит из окружённых мембранами полостей, уло­женных в стопку

Место накопления, сорти­ровки, упаковки и дальней­шего транспорта веществ по клетке

Лизосомы (характерны для клеток животных)

Одномембранные органеллы, мелкие пузырьки, содержа­щие ферменты

Способны расщеплять белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты

Вакуоли (характерны для клеток растений)

Полости, окружённые мембра­ной

Резервуары воды и раство­ренных в ней соединений, поддерживают тургорное давление

Митохонд­рии

Двухмембранные органеллы

Обеспечивают процессы дыхания в клетке

Пластиды: хромоплас­ты, лейко­пласты, хлоропласты

Двухмембранные оргалеллы: лейкопласты - бесцветные, хлоропласты - зелёные, хромопласты - цветные (не зелёные)

В хлоропластах идёт процесс фотосинтеза, хромопласты обеспечивают различную окраску частей растений, а лейкопласты играют запасающую роль

Цитоскелет

Включает в себя немембранные органеллы: микрофиламенты, реснички и жгутики, клеточ­ный центр, продуцирующий микротрубочки и центриоли

Обеспечивает движение клетки, изменение формы клетки, изменение взаимо­расположения органелл внутри клетки

III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

    укажите НА ДИДИКТИЧЕСКИХ КАРТОЧКАХ основные структурные элементы (органеллы) клеток растений и животных.

(работа в парах с дидактическими карточками)

(Образцы дидактических карточек:

V. Домашнее задание :

§ 25, 26 учебника (с. 100-107), - изучить; рисунки – рассмотреть.

§ 9, - повторить. Подготовиться к лабораторной работе.

УРОК 2 : «Строение прокариотической клетки».

Лабораторная работа : «Строение клеток прокариот и эукариот».

Цель урока : продолжить формирование у учащихся общего представления о строении клеток прокариот (в сравнении с эукариотами), об особенностях их функций в связи со строением.

Оборудование и материалы : схема строения прокариотической и эукариотической клеток; постоянные препараты клеток эпидермиса лука, эпителиальной ткани. Для лабораторной работы: световой микроскоп, покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы.

Базовые понятия и термины: органеллы, эукариоты, прокариоты, ядро, рибосо­мы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, митохонд­рии, хлоропласты, плазматическая мембрана, мембранные органеллы, немембранные органеллы, клеточный центр.

Концепция урока: на основе знаний о клетках эукариот дать (в сравнении) информацию о более простых прокариотических клетках. Рассказать о прокариотах подробнее в связи с тем, что информации об этих организмах у школьников пока ещё не много.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА :

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:

    Какие органеллы есть в любой клетке?

    Во всех ли клетках есть ядро?

    Какие функции выполняет в клетке ядро?

    Могут ли быть безъядерные клетки?

II. Изучение нового материала :

    Работа с таблицей.

Прокариоты – одноклеточные организмы, у которых нет оформленного ядра и многих других органелл. Но поскольку это живые организмы, то они должны выполнять все функции живого. Как? С помощью чего? Если у них нет тех органелл, которые характерны для эукариот, то как они без них обходятся? Отличия в характеристиках прокариот и эукариот видны по следующей таблице:

(Работа а парах с таблицами)

Характеристика

ЭУКАРИОТЫ

ПРОКАРИОТЫ

Размеры клеток

Диаметр до 40 мкм, объем клетки в 1000-10000 раз больше, чем у прокариот.

Диаметр в среднем составляет 0,5 – 5 мкм

Форма

Одноклеточные и многоклеточные

Одноклеточные

Наличие ядра

Есть оформленное ядро

Есть ядерная зона, в которой расположена кольцевая молекула ДНК, выполняющая роль информационного центра

Наличие рибосом

Имеются в цитоплазме и на шероховатой ЭПС

Есть только в цитоплазме, но гараздо меньшие по размерам

Где идет синтез и транспорт белка

В цитоплазме и на мембранах ЭПС

Только в цитоплазме

Как протекают процессы дыхания

Процесс аэробного дыхания протекает в митохондриях

Аэробное дыхание протекает на дыхательных мембранах, специальных органелл для этого процесса нет

Как протекает процесс фотосинтеза

В хлоропластах

Спецорганелл нет. У некоторых форм фотосинтез протекает на фотосинтетических мембранах

Способность к фиксации азота

Не способны к фиксации азота

Могут фиксировать азот

Строение клеточных стенок

У растений – целлюлоза, у грибов - хитин

Основной структурный компонент – муреин

Наличие органелл

Много. Одни двухмембранные, другие - одномембранные

Мало. Внутренние мембраны встречаются редко. Если они есть, то на них протекают процессы дыхания или фотосинтеза

Лабораторная работа: «Особенности строения клеток прокариот и эукариот».

ХОД РАБОТЫ:

    Подготовить микроскоп к работе.

    При малом увеличении рассмотреть постоянный препарат клеток (растений, грибов, животных). Затем перевести микроскоп на большое увеличение и рассмотреть препараты детальнее.

    Сравнить препараты между собой. Зарисовать увиденное.

Рассмотреть электронно-микроскопические фотографии клеток различных организмов. Найти на них клеточную стенку, плазматическую мембрану, ядро, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, вакуоли.

4. Сделать вывод.

III . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся :

    В чем основные отличия клеток эукариот и прокариот?

    В чем их сходство?

    Какие из клеток являются более древними?

    Какие функции выполняют в клетке: ядро, митохондрии, хлоропласты?

IV. Самостоятельная работа учащихся :

Назовите с помощью каких своих частей выполняют жизненные функции прокариотические клетки.

V. Домашнее задание :

§ 26, - учебника (с. 104-108), - повторить. Рисунок № 28 - рассмотреть и зарисовать.

Подцарство Одноклеточные животные включает в себя животных, тело которых состоит из одной клетки . Эта клетка является сложным организмом с присущими ему физиологическими процессами : дыханием, пищеварением, выделением, размножением и раздражением.

Форма клеток у них разнообразна и может быть постоянной (жгутиковые, инфузории) и непостоянной (амеба). Органоидами движения являются ложноножки, жгутики и реснички . Питание у простейших бывает автотрофным (фотосинтез) и гетеротрофным (фагоцитоз, пиноцитоз). Размножение у одноклеточных бесполое (деление ядра – митоз, а затем продольный или поперечный цитокинез, а также множественное деление) и половое : конъюгация (инфузории), копуляция (жгутиковые).

Около 30 000 видов одноклеточных объединены в несколько типов . Наиболее многочисленными являются типы Саркожгутиконосцы и тип Инфузории .

Тип Инфузории насчитывает более 7 500 видов. Это высокоорганизованные простейшие, которые имеют постоянную форму тела.

Типичным представителем типа является инфузория-туфелька . Тело инфузории покрыто плотной оболочкой. У нее два ядра: большое (макронуклеус ), которое регулирует все жизненные процессы , и маленькое (микронуклеус ), играющее основную роль в размножении . Инфузория-туфелька питается водорослями, бактериями, а также некоторыми простейшими. Реснички инфузории колеблются, что «продвигает» пищу в ротовое отверстие, а затем в глотку, на дне которой образуются пищеварительные вакуоли , где и происходит переваривание пищи и всасыванием питательных веществ. Через порошицу – особый орган – удаляются непереваренные остатки. Функции выделения осуществляются сократительными вакуолями . Размножается инфузория-туфелька , как и амеба, бесполым способом (поперечное деление цитоплазмы, малое ядро делится митотически, большое – амитотически). Характерен и половой процесс – конъюгация. Это временное соединение двух особей, между которыми образуется цитоплазматический мостик , посредством которого они обмениваются разделившимися малыми ядрами. Половой процесс служит для обновления генетической информации.

Инфузории являются звеном в пищевых цепях. Обитающие в желудках жвачных, инфузории способствуют их пищеварению.

Типичным представителем является амеба обыкновенная.

Живет амеба в пресноводных водоемах. Форма тела ее непостоянная. Ложноножки служат также и для захвата пищи – бактерий, одноклеточных водорослей, некоторых простейших. Непереваренные остатки выбрасываются из любого места амебы. Животное дышит всей своей поверхностью тела: кислород, растворенный в воде, посредством диффузии проникает в организм амебы, а образующийся при дыхании в клетке углекислый газ выделяется наружу. Животное обладает раздражимостью. Размножается амеба делением : сначала митотически делится ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. При неблагоприятных условиях происходит инцистирование .

Типичный представитель Жгутиковых – эвглена зеленая – имеет веретеновидную форму. От переднего конца тела эвглены отходит длинный тонкий жгутик: вращая им, эвглена передвигается, как бы ввинчиваясь в воду. В цитоплазме эвглены ядро и несколько окрашенных овальных телец – хроматофоры (20 штук), содержащие хлорофилл (на свету эвглена питается автотрофно). Светочувствительный глазок помогает эвглене находить освещенные места. При длительном содержании в темноте эвглена теряет свой хлорофилл и переходит к питанию готовыми органическими веществами, которые она всей поверхностью тела всасывает из воды. Дышит эвглена всей поверхностью тела. Размножение осуществляется делением надвое (продольное).

Остались вопросы? Не знаете, кто такие « Простейшие» ?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.











1 из 12

Презентация на тему: Многообразие одноклеточных организмов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

№ слайда 3

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Описание слайда:

№ слайда 7

№ слайда 8

№ слайда 9

№ слайда 10

Описание слайда:

Строение простейших Их тело состоит из 1 клетки, функционирующей как целый организм. Клетки простейших способны к самостоятельному питанию, передвижению, защите от врагов и к переживанию неблагоприятных условий. Клетка простейшего организма ограничена наружной мембраной. У большинства видов простейших под мембраной имеется плотная эластичная оболочка – пелликула. Иногда пелликула отсутствует и ее функции выполняет более плотный гомогенный поверхностный слой цитоплазмы – эктоплазма, окружающая более жидкую и зернистую эндоплазму. У ряда других видов простейших, кроме пелликулы, формируется более толстая наружная оболочка, выполняющая защитную и опорную функции. В эндоплазме расположено ядро (или несколько ядер), клеточные органоиды (рибосомы, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии и др.), а также некоторые специальные органоиды и включения. Клетки простейших имеют размеры от 3 мкм до 3 мм (в среднем 50-150 мкм). В большинстве случаев форма их тела ассиметричная, некоторые, имеющие более плотную скелетную структуру, построены по радиально-лучевой, спиральной или двусторонней симметрии.

№ слайда 11

Описание слайда:

Размножение Бесполое размножение у одноклеточных может осуществляться путем простого деления, которое называется митоз. Оно характерно для амеб и инфузорий. Шизогония, или множественное деление, - форма размножения, развившаяся из предыдущей. При шизогонии происходит многократное деление ядра без цитокинеза, а затем и вся цитоплазма распределяется на частички, обособляющиеся вокруг ядра. Из одной клетки образуется много дочерних.Почкование заключается в том, что на материнской клетке первоначально образуется небольшой бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее.Спорообразование встречается у животных, относящихся к типу простейших, классу споровиков. Спора - одна из стадий жизненного цикла, служащая для размножения, она состоит из клетки, покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.

№ слайда 12



Время Future Simple образуется при помощи вспомогательного глагола will (отличительная черта всех времен группы Future) для всех лиц и чисел инфинитива смыслового глагола без частицы to:вспомогательного глаголаинфинитива I will work. We will work. You will work. He (she, it) will work. They will work. Для образования Future Simple первого лица также можно использовать вспомогательный глагол shall. Но сейчас этим вспомогательным глаголом пользуются все реже и реже. I shall work. We shall work.


Образуется при помощи вспомогательных глаголов shall (в первом лице) и will (во втором и третьем лице). В американском варианте языка употребляется will во всех лицах. В современном британском языке в 1-м лице допустимо употреблять как shall, так и will. Чаще они не различимы, так как в речи и на письме сокращается до "ll. I shall/will go (I`ll go); He will go (He`ll go); She will go (She`ll go); Пример: We shall/will talk about it tomorrow = Мы поговорим об этом завтра.


Образуется путем прибавления к вспомогательному глаголу will (в первом лице shall) отрицательной частицы not/n"t: I shall/will not go (I`ll not go, I shan`t/won`t go); He will not go (He`ll not go, He won`t go); Пример: He won`t get the job = Он не получит работу.




Tomorrow - завтра; next week - на следующей неделе; next year - в будущем году; in a week - через неделю; in a few days - через несколько дней; some day- когда-нибудь; one of these days - на днях (по отношению к будущему). Например: I shall be free tonight = Я буду свободен сегодня вечером.


Future Simple употребляется для выражения однократного действия в будущем Future Simple употребляется, когда решение что-то сделать принимается прямо в момент разговора, т.е. не было запланировано (иначе оборот to be going to или Present Continuous) Также Future Simple часто употребляется в следующих ситуациях: -когда предлагаем что-либо сделать -когда соглашаемся или отказываемся что-нибудь делать -когда обещаем сделать что-нибудь Это важно запомнить!!! Future Simple НЕ употребляется в придаточных предложениях условия или времени. В этих случаях употребляется Present Simple, но переводится будущим временем: When I come to the country I shall go to the river = Когда я приеду в деревню, я пойду к реке

FUTURE SIMPLE TENSE

БУДУЩЕЕ ПРОСТОЕ ВРЕМЯ

4 класс

МБОУ гимназия №44 г. Ульяновск

Мальцева Татьяна Сергеевна


Когда употребляется? Future Simple употребляется для выражения однократного или последовательных действий в будущем.


Как образуется?

Под­ле­жа­щее (кто/что со­вер­ша­ет дей­ствие)

ос­нов­ной гла­гол (без из­ме­не­ния формы)


Как переводится? Will воз­мож­но пе­ре­ве­сти на рус­ский, как буду, будет, будем , од­на­ко на рус­ский язык его пе­ре­вод не все­гда необ­хо­дим. I will go to school with my friend. Я буду ходить в школу с моим другом. I will go to school. Я пойду в школу.


Слова-спутники Future Simple: Обстоятельства времени - tomorrow – завтра - the day after tomorrow – послезавтра - Next ... – в следующий (next week – на следующей неделе, next month – в следующем месяце, next year – в следующем году, next Monday – в следующий понедельник) - In a day – через день (in a week – через неделю, in a month (year)- через месяц (год) In three days – через три дня In ten days – через десять дней


Утвердительная форма: Кэйт пойдёт в школу завтра.

Существительное/местоимение

Вспомогательный глагол WILL

Смысловой глагол в I форме

Дополнение

Обстоятельство времени


Отрицательная форма: Кэйт не пойдёт в школу завтра.

Существительное/местоимение

Смысловой глагол в I форме

Дополнение

Обстоятельство времени

Вспомогательный глагол WILL


Сокращенные формы Future Simple:

Утвердительная форма:

Отрицательная форма:

will = ’ll

will not = won’t

I will go = I’ll go

I will not go = I won’t go

We will go = We’ll go

We will not go = We won’t go

You will go = You’ll go

You will not go = You won’t go

He will go = He’ll go

He will not go = He won’t go

She will not go = She won’t go

She will go = She’ll go

It will go = It’ll go

It will not go = It won’t go

They will not go = They won’t go

They will go = They’ll go


Общий вопрос: Кэйт пойдёт в школу завтра?

Существительное/местоимение

Вспомогательный глагол WILL

Смысловой глагол в I форме

Дополнение

Обстоятельство времени


Краткий ответ на общий вопрос: Кэйт пойдёт в школу завтра? Yes, she will. / No, she won’t.


Специальные вопросы: Who?-Кто? / Where? - Где? Куда? / When?-Когда? / Why? Почему?/ How?- Как? / What?- Что? Какой? Когда Кэйт пойдёт в школу?

Существительное/местоимение

Вспомогательный глагол WILL

Смысловой глагол в I форме

Дополнение

Вопросительное слово


Task 1: Рас­по­ло­жи­те слова в пра­виль­ном по­ряд­ке, сле­дуя пра­ви­лу об­ра­зо­ва­ния Future Simple: 1. go to school/ I/ will/tomorrow. 2. will / next week / dance/ you. 3. he / the day after tomorrow / play chess/ will. 4. on Monday /will/ skip/ we. 5. will/ they /next Tuesday/ sing.


Task 1: Ответ: Task 2: Напишите краткую форму глагола will в составленных предложениях.


Task 3: Составьте отрицательные предложения в полной и краткой форме: 1. I will go to school tomorrow. 2. You will dance next week. 3. He will play chess the day after tomorrow. 4. We will skip on Monday. 5. They will sing next Tuesday.


Task 3: Ответ: 1. I will not go to school tomorrow. / I won’t go to school tomorrow. 2. You will not dance next week. /You won’t dance next week. 3. He will not play chess the day after tomorrow. /He won’t play chess the day after tomorrow. 4. We will not skip on Monday. /We won’t skip on Monday. 5. They will not sing next Tuesday. /They won’t sing next Tuesday.


Task 4: Задайте общие вопросы и напишите краткие ответы на составленные вопросы: 1. I will go to school tomorrow. 2. You will dance next week. 3. He will play chess the day after tomorrow. 4. We will skip on Monday. 5. They will sing next Tuesday.


Task 5: Задайте специальные вопросы (в каждом вопросе используйте разные вопросительные слова): 1. I will go to school tomorrow. 2. You will dance next week. 3. He will play chess the day after tomorrow. 4. We will skip on Monday. 5. They will sing next Tuesday.


Task 6: 1. Я пойду завтра в кино. 2. Он будет завтра играть на гитаре. 3. Лена будет петь песни на следующей неделе. 4. Они будут читать книги в следующую субботу. 5. Мы будем плавать в следующем месяце. 6. Макс и Алекс будут играть в футбол через 2 дня. 7. Она будет делать домашнее задание послезавтра. 8. Майк пойдет в школу завтра.


Task 6: Ответы: 1. I will go to the cinema tomorrow. 2. He will play guitar tomorrow. 3. Lena will sing songs next week. 4. They will read books next Saturday. 5. We will swim next month. 6. Max and Alex will play football in two days. 7. She will do homework the day after tomorrow. 8. Mike will go to school tomorrow.


Task 7: Translate from Russian into English: 1. Вы будете завтра слушать музыку? 2. Она будет писать письмо в следующую субботу? 3. Что он будет делать через два дня? 4. Куда они поедут на следующей неделе? 5. Когда Аня будет убирать свою комнату? 6. Как Аня будет помогать своей маме? 7. Ты пойдёшь завтра в школу? 8. Он будет читать книгу в следующую пятницу?


Task 7: Ответы: 1. Will you listen to music tomorrow ? 2. Will she write a letter next Saturday? 3. What will he do in two days? 4. Where will they go next week? 5. When will Ann clean her room? 6. How will Ann help her mother? 7. Will you go to school tomorrow? 8. Will he read a book next Friday?


Task 8: Translate from Russian into English: 1. Мы не пойдем в лес в следующую субботу. 2. Он не будет плавать завтра. 3. Лена и Алекс не пойдут в парк на следующей неделе. 4. Она не будет читать книгу послезавтра. 5. Я не буду есть после шести. 6. Мы не будем играть в теннис завтра. 7. Ты не будешь пить апельсиновый сок.


Task 8: Ответы: 1. We won’t go to the forest next Saturday. 2. He won’t swim tomorrow. 3. Lena and Alex won’t go to the park next week. 4. She won’t read a book the day after tomorrow. 5. I won’t eat after 6 p.m. 6. We won’t play tennis tomorrow. 7. You won’t drink apple juice.