В форме диктанта представляют собой игру для детей дошкольного и школьного возрастов. Рисуя по клеточкам, ребёнок учится ориентироваться на листе, выстраивать логически направление движения линии руки. Также он обучается фиксации углов на клетках и развивает логическое и пространственное мышление.

Графические диктанты можно условно разделить на 3 части, когда дети выполняют задания, рисуя по клеточкам самостоятельно или под диктовку:

  • Ребёнок должен повторить изображение в своей тетради, считая клетки, которые представлены в образце.
  • Во 2 случае ребёнок под диктовку обводит клетки, слушая учителя. Он должен сказать в каком направлении ребёнку нужно двигать ручку, сколько клеток пройти.
  • Самодиктант – у ребёнка есть инструкция, где описана задача. Также имеются подсказки о том, какое количество клеток, в какую сторону рисовать.
Графические рисунки по клеточкам могут быть разных видов — как для самостоятельного выполнения, так под руководством взрослых

Как правило, в задачах используются цифровые обозначения шагов. Рядом с ними указаны стрелки, ориентирующие ребёнка в пространстве. Важно, чтобы во время этих математических игр у детей было хорошее настроение и желание решить пример, получив красивый рисунок. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребёнку в ненавязчивой форме узнать возможности арифметических действий.

Этапы проведения занятий

Стоит отметить, что практически все диктанты дополняются расслабляющими играми, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой для отдыха.

В процессе занятий дети вырабатывают чёткую речь, развивают мелку моторику рук и отрабатывают концентрацию внимания на тех вещах, которые требуют повышенной вдумчивости – особенности предметов, пополнение словарного запаса (загадки для получившихся рисунков).

Задания построены так, чтобы ребёнок смог решать примеры «от простого к сложному». По принципу графического метода дети быстрее и легче запоминают последовательность цифр, развивают ориентацию в направлении движения.


Прежде чем проводить графический диктант, учитель объясняет суть задания

Для проведения занятий нужно:

  1. Основной этап заключается в разговоре учителя с детьми. Нужно объяснить задачу, правила и особенности игры.
  2. Учитель просит оставить на парте только тетрадь в клетку, карандаш и ластик на случай, если ребёнок сбился или не успел закончить шаг.

Детям дошкольного возраста выдают тетради в клетку до 0,8 мм (крупная), чтобы было удобно сконцентрироваться на движении пальцев. Мелкие клетки слишком «сложны» для обводки и рисунков, поэтому малышам 5-6 лет нужно обеспечить комфорт самого процесса.

Ниже представлен пример графического диктанта для ребёнка 4-5 лет:

Этапы Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6 Шаг 7 Шаг 8
Блок 1 Вправо 1 Вверх 3 Вправо 2 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 3 Вправо 6 Вверх 1
Блок 2 Вправо 1 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 2 Влево 1 Вниз 4 Влево 1 Вниз 2
Блок 3 Влево 3 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 1 Влево 2 Вниз 1 Влево 1 Вниз 1
Блок 4 Влево 2 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 2 Влево 1 Верх 1 Влево 3 Вверх 1

В итоге должна получиться картинка собаки:

Продолжительность диктанта составляет не более 10 мин. для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Для малышей 6-7 лет диктант длится 20 мин., так как задания сложнее, как правило. А в школе детям дают подобные занятия длинной в целый урок. При этом прерывать игру нельзя.

Если среди детей есть левши, стоит объяснить, что лево и право находятся в тех же сторонах, где обычно. Для некоторых малышей есть подсказка – можно ставить точки после отсчёта клеток.

Перед началом занятий нужно сделать пальчиковую гимнастику и параллельно объяснять детям следующие моменты:

  • Каждое животное имеет схематическую интерпретацию – схожесть с реальностью и тем, что будет в итоге на листе.
  • Фотографии могут отличаться друг от друга, как и цвета шерсти, размеры клювов. А схема фигуры – всегда одинаковая.
  • В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток – нельзя перепрыгивать через 1, сбиваться или дорисовывать «от себя», если кто-то что-то не успел сделать.

В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток

Схематические рисунки имеются отличительные черты:

  • зайцы имеют длинные уши;
  • слон – большие круглые уши;
  • страус обладает длинной шеей.

При этом формы круга или овала отображаются схематически с учётом квадратных клеток. В качестве примера можно привести мозаику, которая также показывает формообразование по некруглым очертаниям отверстий.

Графические рисунки по клеточкам стоит выполнять после вступительной речи учителя, разговора с классом (группой детей) и проведения подготовки:

  • Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и несколько раз подбросит его.
  • Далее на каждый слог скороговорки (чистоговорки) малыш должен поймать мяч. Так развивается чувство такта, понимание последовательности. Дети не будут спешить никуда.

Пальчиковая гимнастика способствует правильному выполнению графического рисунка
  • Мяч можно заменить хлопками в ладоши – на каждый слог ребёнок делает хлопок.
  • Пальчиковая гимнастика позволяет подготовить детей к выполнению задания. Чтобы малыши не прерывались, во время чтения и рассказов скороговорок можно раздать листы и карандаши.
  • Далее нужно объяснить план игры, чтобы дети не боялись опоздать с выполнением работы.
  • Перед началом следует прочесть несколько раз условия игры, а затем на примере показать, что может получиться, если верно и последовательно выполнять все пункты.

Перед тем, как диктовать детям задачу, нужно попросить поставить точку – это начало, откуда будет «расти» рисунок. Важно, чтобы точка не оказалась с края или в середине рисунка, который занимает много места на рабочей поверхности.

Рисование по клеточкам для детей (схемы и шаблоны)

Графический диктант можно проводить в группе, а также на индивидуальных занятиях с детьми.

Если во втором случае довольно просто подобрать желаемый рисунок, то в первом – учитель должен отобрать детей по возрасту (внеклассные занятия).

Для дошкольников (5-6 лет)

Ребёнок должен сидеть за столом и внимательно слушать задания учителя. Сначала стоит проговорить условия и объяснить суть всего задания. Малыши 5-6 лет уже умеют отличать формы, цвета, объяснять выбор гаммы цветов, структурированно говорить о возможностях нарисованного героя.

Дети в переходном возрасте талантливы, и важно помочь им раскрыть способности, а не «убить» чувство прекрасного. Поэтому ругать ни в коем случае нельзя. Ребёнок должен понимать, что он имеет право сбиться, отстать от других сверстников, и за это ему ничего не будет – это игра, где нет строгих правил, распространяющихся на поведение или индивидуальные способности личности.


Для графического рисунка понадобятся лист в клеточку, карандаш и ластик

Для работы детям понадобятся:

Если малыш сбился, нужно сказать, чтобы он продолжал с того места, где остановился. Как правило, ближе к концу диктанта многие уже могут определить по фигуре тип животного или изображения. Кто-то сам дорисовывает фигуру – за это ругать не нужно.

Графические рисунки по клеточкам проводятся так:

  1. Учитель говорит: «поставьте точку в верхнем левом углу». Это будет начало рисунка.
  2. Далее нужно диктовать, не повторяясь, каждый шаг, давая ребёнку 10-15 сек. на раздумье.
  3. Самыми простыми фигурами считаются те, которые можно нарисовать по заданиям «золотой ключик», «зайчик» и «слон».

Для рисования «слона» следует пройти следующие шаги:

  • поставить точку в верхнем левом углу;
  • пройти 4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо;
  • далее 8 клеток вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево;
  • в завершении 4 клетки вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево;
  • и для хобота – 2 клетки вверх, 1 вправо, 6 вверх.

Для задания «золотой ключик»:

  • поставить точку в середине листа и отсчитать от неё 8 клеток вправо;
  • из 8-ой клетки: 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх;
  • 4 влево, 4 вниз;
  • 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево;
  • 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Чтобы ребёнку было понятней, удобней, можно предложить схему рисования для наглядного примера, поставив её перед глазами ребёнка на стол.

Особенно удобно это для рисования «зайчика»:

  • Сначала нужно отступить от края листа 5 клеток справа и 3 сверху.
  • Из поставленной точки можно начинать рисунок: 1 клетка вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево.
  • Потом прорисовать 2 клетки вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх.
  • Для лап: 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево.
  • Потом для хвоста: 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

В итоге получится заяц в профиль, который заполняет правую часть листа. В начале диктанта дети смогли отступить место, и рисунок получился. Это важно отметить, иначе ребёнок не будет понимать, для чего были произведены те или иные действия. К каждому рисунку можно придумать названия, стихотворения, рассказы.

На дом дать детям задание – придумать, какого окраса будет рисунок, как лучше изобразить его. Также смышлёным малышам понравится самостоятельно придумывать диктанты по уже готовым рисункам.

Для школьников 7-8 лет

Числовые диктанты хорошо адаптируют детей к школе – они лучше понимают арифметику, математические задания.

Дети 7-ми лет учатся ориентации в пространстве, самостоятельности в выполнении важных заданий. В начальной школе педагог должен установить контакт с каждым ребёнком и, чтобы понять его уровень подготовки, можно давать в виде заданий графические диктанты.

Дети лучше усваивают информацию:

  • Они учатся расшифровывать загадки и решать задачи.
  • Ребёнок уже умеет ориентироваться в базе знаний, опираясь на дошкольную программу.
  • Диктант помогает научить малышей слушать и внимать в суть задач.

Самыми интересными для школьников считаются задания по типу «ёлки». Перед началом нужно поставить точки на ученических листках, после чего продиктовать задачу либо выдать шаблон задания. Он должен содержать цифры и стрелки, свидетельствующие о направлении движении линии. При этом 1 шаг равен 1 стрелке.

Выполняя графические диктанты, важно понимать значение стрелок

Также важно, чтобы дети поняли:

  • Вертикальная и горизонтальная плоскости обозначаются стрелками вправо и влево.
  • Стрелки наискосок – это движение линий по диагонали.
  • За каждое правильное задание нужно хвалить, за отвлечение внимания – ругать. Так ребёнок будет соблюдать дисциплину и не отвлекаться на сверстников или посторонние занятия.

Для выполнения задания нужно подготовить бумагу и карандаш:

  • Сначала следует указать, какой отступ нужен от края бумаги.
  • Затем можно приступать к выполнению: 3 клетки вправо, 11 вниз, 2 вправо, 5 вверх.
  • Потом 3 клетки вправо, 5 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 3 вправо, 3 вниз, 1 вправо.
  • Затем 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз и 1 влево.
  • Далее рисунок идёт к завершению: 3 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево.
  • Дальше 5 вверх, 1 влево, 5 вниз, 4 влево, 9 вверх, 2 влево и 3 вверх.

В результате получится змея.

Для наглядности детям можно раздать схематические задания:

Утка должна быть по центру листа.

Дом можно рисовать с родителями в качестве домашнего задания.

Ёлка с 2 ярусами немного сложнее в исполнении, поэтому лучше предложить ребёнку самостоятельно дома вчитаться в задание, после чего в классе после тренировки нарисовать диктант.

Этот рисунок интересен своими масштабами: на 1 листе умещается большая фигура, которую потом можно раскрасить.

Детям постарше (оканчивающим 2-ой класс) можно дать задания в схемах:

После окончания жирафа можно раскрасить на свой вкус. Ребёнок также должен подобрать цвета и, не выходя за контуры, сделать плавный переход от светлого к тёмному.

А этот диктант будет отличным заданием для ребёнка 8-9 лет. Как видно, на каждом рисунке есть точка, которую нужно самостоятельно перенести в тетрадь. Только из неё можно начинать задание, так как смещение может привести к прерыванию линии.

Для детей 9-10 лет

Ребята в 3-4 классах уже знают особенности построения фигур, могут работать с геометрическими данными, вычислять параметры объектов (уравнения). В качестве домашнего задания можно давать примеры в онлайн режиме. Есть сервис, который предоставляют такую возможность для школьников. Вместе с родителями или братьями/сёстрами такие задания покажутся несложными.

Чтобы нарисовать краба, нужно выполнить следующие действия:

  • Отступить 4 клетки сверху и столько же слева;
  • Нарисовать 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо;
  • 2 вниз 1 влево, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз и 2 вправо;
  • 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо и 4 вверх;
  • 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо и 2 вниз;
  • 1 влево 5 вниз, 2 влево, 1 вниз, 4 вправо, 2 вниз 1 влево, 1 вверх и 1 влево;
  • 2 вниз и 2 вправо, 2 вниз и 1 влево;
  • 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо и 1 вниз;
  • 2 влево, 1 вверх и 10 влево;
  • 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз и 1 влево;
  • 2 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево и 2 вверх;
  • 4 вправо, 1 вверх, 2 влево, 5 вверх и 1 влево.

Как видно, фигура является симметричной и при достижении середины задания, ребёнок уже может схематически двигаться в зеркальном направлении. Это позволяет развивать мышление и абстрактность восприятия.

Симметричное (зеркальное) рисование по клеткам

Графические рисунки по клеточкам можно выполнять без дополнительного задания – нужно опираться не на цифры и стрелки, а само изображение.

В данном случае, представленном ниже, ребёнок видит недорисованный дом, который выполнен схематически. Клетки будут подсказывать, в каком направлении нужно двигаться, сколько клеток дорисовывать в ту или иную сторону.

Подобные занятия интересны детям постарше, которые уже понимают, что такое зеркальность и симметричность. То есть, если рисунок сложить пополам, то получится ½ всего изображения, а значит, нужно зеркально отобразить те линии, которые уже есть на листе.

Рисунки бывают разными, и здесь нет смысла указывать схема направления движения руки. Ребёнок понимает на каком расстоянии удалён квадрат, как выполнить его повторение в зеркальности, чтобы в итоге получился симметричный «аналог» того, что есть перед глазами.

Графические рисунки должны развивать мышления детей, помогать им лучше освоить школьную программу. Недаром подобные игры можно найти в интернете, заниматься всей семьёй. Если рисовать по клеткам не получается, возможно, у ребёнка появятся другие интересы – художественная интерпретация, влечение к музыке или неравнодушие к другим видам спорта/занятий.

Главное, чтобы школьный минимум не вызывал негативной реакции, тогда математика будет в радость не только в 1-ом, но и в 10 классе.

Видео о графических рисунках

Графические рисунки по клеточкам — робот:

Подготовительная группа – ориентировка на листе бумаги в клетку

    Знакомить с понятиями: лист, страница, тетрадь.

    Упражнение «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа).

Машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

    Упражнение «Фрукты»

У каждого из вас в руках картинка с изображением фрукта, назовите, у кого что нарисовано (какой фрукт). Положите картинку с изображением вверх тетради.

Покажите низ тетради. (Дети кладут картинки вниз).

Покажите середину тетради. (Дети кладут картинки в середину).

Что находится внутри тетради в середине? (Сгиб листов тетради, скобки)

Что находится снаружи закрытой тетради? (Обложка)

Где начинаем писать (рисовать) в тетради: сверху или снизу? (Сверху) (Показ)

С какой стороны начинаем писать (рисовать): справа или слева? (Слева) (Показ)

Покажите верхний левый угол первой страницы.

Обведите первую верхнюю клеточку в тетради.

Обведите еще три клеточки (По одной через клеточку)

Сколько всего клеточек обведено?

    Повторение названий сторон и углов листа и страницы

    Упражнение «Найди соседей» (приложение 1)

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

    Упражнение «Назови где находится фигура»

На листе располагаются фигуры (правый нижний угол – красный квадрат, правый верхний угол – синий прямоугольник, левый нижний угол красный прямоугольник, левый верхний угол синий квадрат, центр – желтый круг). Сопровождающие вопросы для детей: «Назови, где находится красный квадрат?» и т д..

    Изучение клеточного и строчного микропространства

1) Упражнение «Клетки»

Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки).

Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).

Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).

Найти стороны клетки (правую, левую)

Найти «пол и потолок» клетки.

Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку).

2) Упражнение «Найдите клеточку» (работа на строкой)

Ставлю детям в тетрадях крестик в клеточке, находящийся в верхнем левом углу страницы.

Найдите клеточку, которая находится, справа от крестика в ней сами нарисуйте крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и т д до конца строчки. Так дети знакомятся со строкой. Нарисовать кружок под первым крестиком.

Найдите клеточку, которая находится под кружком. И в ней сами нарисуйте кружок, затем ещё один кружок в следующей клеточке под нарисованным кружком и. т. д.

    Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку

    Упражнение «Дорисуй узор»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены узоры. Дети дорисовывают их.

    Упражнение «Дорисую фигуру»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены фигуры. Дети дорисовывают их.

    Рисование фигур по точкам

    Упражнение «Графический диктант. Слон»

Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:

4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

    Упражнение «Графический диктант. Зайчик»

Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.

Введение.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса. В детском саду можно организовать специальные занятия, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

В этом помогает знакомство детей с тетрадью в клетку. Чтобы будущему школьнику было легче работать в такой тетради, нужно уделить этому немного времени.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микро-пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Знакомство с тетрадью в клетку можно превратить в игру.

Цель занятия: научить детей пользоваться тетрадью в клетку, ориентироваться на плоскости листа.

Задачи занятия:

Образовательные (предметные) :

Развить умение пользоваться клеткой, работать с тетрадью в клетку.
Научить правильно ориентироваться на плоскости листа.
Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – выделять одну клетку.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение дошкольника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в тетради для самостоятельных работ.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Материал:

Тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей, карточки-ответы по географическому диктанту, рисунок клетки, картинка с изображением комара, квадраты из цветной бумаги.

Ход занятия.

О чем эта загадка?

Их расчертят на листе

Голубыми красками.

Разбегутся по тетрадке.

Квадратными участками.

Правильно о клетке.

Педагог показывает нарисованную бумажную клетку и представляет всем детям новую гостью.

Эта клеточка прибыла к нам из далека. Послушайте какой длинный путь она проделала. Рассказывает сказку « Путешествие клеточки» .

Жила-была в лесу клеточка. Обычная бумажная клеточка: маленькая, квадратная, белая. Она уже и не помнила, как оказалась в лесу. Ей казалось, что всю жизнь она провела среди травы и корней. Жила она во мху под пеньком, рядом с поваленной осиной. Жила – и вздыхала. Никто не хотел с ней дружить.

Однажды рано утром сквозь сон клеточка почувствовала, как её что-то сильно придавило к земле. Она встрепенулась, вскочила – но увидела лишь рыжий хвост. Лиса случайно наступила на неё, когда шла по своим делам. Клеточка горько заплакала – никому она не нужна.

Почему вы плачете? – рядом с клеточкой на травинку сел комарик.- Вам нельзя плакать, вы же бумажная и промокнете!

А что мне делать? Я никому не нужна! – воскликнула клеточка.

Милая клеточка, хотите, я буду вашим другом?

Вы будете дружить со мной? – недоверчиво спросила клеточка.

Мне кажется, наш лес слишком тёмный и влажный для вас. Вы постоянно промокаете. Да ещё и плачете… - с этими словами комарик своим хоботком осторожно осушил все-все слёзы, которые клеточка наплакала за день.

Клеточка, я знаю дом, где живут ваши братья и сёстры. Хотите, мы полетим туда?

Очень, очень хочу!

Комарик и клеточка поднялись над деревьями, и клеточка впервые увидела лес с высоты. Высоко в небе светило яркое солнце. Оно согрело клеточку, и у неё расправились все уголочки. Клеточке было тепло и хорошо.

Постепенно комарик стал снижаться. Впереди показались дома. Комарик влетел в окно на втором этаже одного дома и приземлился на столе.

Вот мы и прилетели. К сожалению, я не могу долго находиться рядом с вами: меня здесь не любят и постоянно за мной охотятся. Но я буду навещать вас. Не скучайте!

Спасибо! – крикнула клеточка вслед улетающему другу.

Она огляделась. На столе лежали ручки, разноцветные карандаши, линейка и раскрытая тетрадь в клеточку. Клеточки в ней были ровные-ровные, белые и очень красивые. На некоторых были нарисованы кружки, палочки и цифры.

Мама, я сделал математику. Тетрадка на столе. Можно пойти погулять? – услышала клеточка голос мальчика.

Так вот она какая, математика, - сказала клеточка. Она подошла поближе к тетрадному листу и запрыгнула внутрь. Как же ей было радостно оказаться среди таких же клеточек! Они тут же подвинулись и пустили её на первую страницу в четвёртый ряд, слева от края.

Педагог демонстрирует тетрадь. Объясняет, что с клетками в тетради нужно обращаться бережно, у каждой клетки в тетради есть свои секреты. Давайте узнаем об этих секретах.

Знакомство детей со сторонами клетки.

На доске появляется крупно нарисованная клетка. У детей на столе белые листочки с одной начерченной на них клеткой. Педагог обращает внимание на то, что у клетки есть потолок – это верхняя сторона клетки, и просит детей обвести её синим карандашом слева направо (вместе с детьми выполняет задание на образце). Затем показывает на пол – это нижняя сторона клетки, дети обводят её зеленым цветом справа налево. Потом педагог поочередно просит детей поднять левую и правую руку, дети обводят соответствующие стороны клеток: сначала левую сторону жёлтым карандашом сверху вниз, затем правую сторону красным карандашом снизу вверх.

Сколько всего сторон у клетки?

Педагог обращает внимание на то, что когда стороны соединились, то между ними получились углы, которые тоже имеют своё название. Появляется друг клеточки – комарик.

Комарик соскучился по своей подруге клеточке и решил её навестить. Педагог просит одного ребенка посадить комарика на правую сторону клетки, затем – на верхнюю. Спрашивает детей: на каких сторонах клетки посидел комарик? (на правой и на верхней). Педагог просит ребёнка посадить комарика в углу между этими сторонами. Педагог спрашивает: Как вы думаете, какое название будет иметь этот угол? (Правый верхний угол). Проводится соответствующая работа с каждым углом.

Сколько всего углов у клетки?

После этого на своих листочках с клеткой дети выполняют задания: Нарисуйте в левом верхнем углу клетки круг, в правом нижнем - треугольник, в правом верхнем – овал, в левом нижнем – прямоугольник. Комарик проверяет выполненные задания и улетает.

Ребята посмотрите внимательно на свои клеточки. Каждая вершина одного угла клетки совпадает с вершинами углов других клеток. Давайте на пересечении вершин любым цветным карандашом поставим точки.

Сколько вершин у клетки?

Педагог показывает клетку на доске, которая пунктиром делит клетку пополам по вертикали, горизонтали и диагонали

Ребята, все эти линии делят клетку пополам, и пересекаются в одном месте. Как называется это место? Дети предлагают свои ответы. (Центр клетки)

Дети берут подготовленные квадраты и сгибают их по горизонтали, по вертикали и по диагоналям, точку пересечения отмечают красным карандашом.

В своих клетках на листочках найдите центр и отметьте любым карандашом

Физкультминутка.

Я по клетке побегу, (имитация бега)

Стороны все оббегу.

И в углах попрыгаю, (прыгают)

Ногами там подвигаю. (поднимают поочередно левую и правую ноги)

В центр клетки забегу, (бегут)

Руки выше подниму (поднимают высоко руки)

Низко стану приседать,(приседают с поднятыми руками)

Центр клетки надо знать.

После физкультминутки дети садятся на место и открывают тетради.

Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.

Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Предложите детям такие задания:

Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.

На листе тетради есть четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.

Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.

В тетрадях прописан образец задания.

Педагог рассказывает, что при письме надо соблюдать следующие правила:

Сидим прямо.

Ноги вместе.

Между грудью и столом расстояние 2 см.

Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по- другому, ребенку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.

Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок должен соответствовать середине груди.

Оба локтя лежат на столе.

Сели прямо, ноги вместе.

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте.

Можно начинать писать.

Дети прописывают по образцу дорожку первого ряда с комментарием педагога: - От точки ведем по верхней стороне клетки вправо, потом спускаемся по левой стороне сверху вниз, ведем по нижней стороне слева направо и поднимаемся по правой стороне снизу вверх.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку.

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке.

Будут линии писать.

(дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки).

Педагог на доске выставляет две картинки: фонарный столб и книжная строка

Что изображено на первой картинке? – Фонарный столб.

Наши клеточки в тетради тоже могут располагаться столбиками. Дети раскрашивают в тетради столбики из трех клеток сверху вниз.

Что изображено на второй картинке? – книжная строка.

Клетки в тетради могут идти строчками. Раскрашивают в тетради строчки из трёх клеток слева направо.

(В первом классе идет знакомство с таблицей, понятия столбик и строка помогут ребенку легко ориентироваться при изучении данной темы).

Можно тренироваться на больших листах разлинованных на клетки. Найдите клетку в первом столбике в первой строке, поставьте точку. Найдите клетку во втором столбике в третьей строке, нарисуйте цветочек. Найдите клетку в четвертой строке в четвертом столбике нарисуйте солнышко и т.д.

Рабочая строка.

Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают ее синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».

Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.

Графические диктант:

Вы любите путешествовать?

Вам когда-нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?

Хотите попробовать?

Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!

Педагог проводит графический диктант.

Что получилось?

Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен был получиться такой же рисунок, как у меня (Педагог показывает детям карточку- ответ). Затем берет клеточку с доски и проверяет работы у детей.

Рефлексия. На маленьких квадратах-клетках дети рисуют смайлики с улыбками и выставляют на доске.

Подготовка руки к письму включают в себя проведение различных видов работы: массаж пальцев рук и ладонных поверхностей, пальчиковую гимнастику, работу с природным материалом, упражнения для глаз, зрительные и слуховые диктанты, работу в тетрадях.

Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве, произвольного внимания, зрительной памяти. Уже в дошкольном возрасте очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Ориентация в клеточке в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования.


Дети дошкольного возраста с нарушением зрения часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка». Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированной зрительно-двигательной координацией.

Последовательность работы при знакомстве с тетрадью в клетку заключается в следующем:

Рассматривание квадратов из которых состоит лист бумаги
Прослеживание глазами и указательным пальцем линий на листе сверху вниз и слева направо.
Затем ребенку предлагается работа в микропространстве, т.е. прямоугольнике небольшого размера, который он сам обводит по пунктирным линиям.


В этом прямоугольнике ребенок проводит линии сверху вниз и слева направо. Затем в получившихся ячейках-клетках учится ставить точки в серединке каждой клеточки.


Затем учится находить на листе разлинованном в клетку РАБОЧУЮ СТРОКУ, по пунктирным линиям проводя ее на листе. Для лучшего зрительного восприятия рабочую строку закрашиваю карандашом.

Следующие задания направлены на ориентацию по строчкам.
Ребенок учится ставить точки в середине каждой клеточки рабочей строки (через одну, две клеточки).

Затем следует учиться видеть середину каждой прямой стороны клетки и в этом нам тоже помогают точки и рабочая строка.

При выполнении всех упражнений в тетради ребенку обязательно надо проговаривать последовательность своих действий.

И только после того как мы познакомили ребенка и научили его видеть на листе разлинованном в клетку вот эту самую клетку и ее стороны и середину мы начинаем строить прямые линии различной величины в одну или две клетки сверху вниз или слева направо. Линии рисуются через одну, две клетки при этом следует считать количество пропущенных клеток. Из этих прямых линий получаются уголки, стульчики, квадраты и прямоугольники. Только потом ребенок учится рисовать волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; и наконец, самостоятельно рисует по клеткам, строит цифры и печатает буквы.

Вся последовательность, которая предшествует написанию букв по клеточкам, подробно представлена в книге Утехиной К. М. «Я учусь писать»
Пользуясь этой методикой вы поможете своему ребенку не только научится рисовать прямые и извилистые линии по клеткам, но и аккуратно раскрашивать; запоминать теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточнит знания о простых геометрических фигурах, научится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

Несколько советов родителям при обучении детей графическим навыкам:

1. Работайте спокойно, без упреков, порицаний. 2. Не торопите ребенка, пусть делает задание медленно.
3. Постарайтесь найти, за что его похвалить.
4. При неудаче повторите задание, давая аналогичное.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
6. Не спешите получить результат; успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.
7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это медленно, избегайте обидных слов.
8. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь.
9. Работа должна проводиться систематически.
10. Длительность занятия не более15 минут.
11. Объяснение задания обязательно.
12. Убедитесь, что ребенок правильно держит ручку, обращайте внимание на его осанку, расположение листа бумаги, освещенность, мебель.
13. При оценивании необходимо корректно обратить внимание на ошибки. Чтобы усложнить задание, попросите ребенка запомнить, что нарисовано, перевернуть карточку заданием вниз и нарисовать то, что на ней было. Начинать работу надо с ориентировки на листе бумаги.Не теряйте терпения, отмечайте малейшие успехи ребенка, и результаты порадуют вас.

Полезная литература по теме

Егорова Наталья Викторовна

Увлекательная деятельность для дошкольников –

графические диктанты.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.

Что такое графические диктанты? Графические диктанты это - рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Для их выполнения нам понадобятся: лист бумаги, на котором расчерчены клеточки, карандаш, ластик. В заданиях указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается – картинка. Это может быть животное, различные предметы, овощи, фрукты, деревья, транспорт и многое другое.

Рисование по клеточкам хороший способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить малыша правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию - получить рисунок.

Я практикую графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями.

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:

Когда воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.

Диктанты пишутся в полной тишине.

Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.

Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.

Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)

Затем переходим к рисованию под диктовку.

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.

В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Данная деятельность включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.

Приложение: