Классный час для старшеклассников. Конспект «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

Описание: Данный классный час, посвященный освобождению узников лагеря смерти Освенцим, рассчитан для учащихся 10-11 классов. Работу могут использовать классные руководители для проведения классных часов, бесед посвящённых 70- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель:
Познакомить учащихся с историей концлагеря Освенцим.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- Формировать у учащихся интерес к истории страны;
- Воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.

Звучит музыка Иоганна Себастьян Баха, композиция: Sarabande
Ученик 1: (слайд 1;2)
Сколько б лет не прошло и столетий,
Будет помнить народ и земля
Лагеря, где мучительной смертью,
Гибли люди, фашистов кляня.
Гибли женщины, дети, солдаты,
Оставляя лишь горы костей
Да пижамы, штаны полосаты,
Что валялись у камер – печей
Ну а те, кто дождался победы
До сих пор не верят тому,
Что ушли навсегда страхи - беды,
До сих пор проклинают войну.
До сих пор по ночам еще снятся
Голод, холод, болезни и смерть,
Номер лагерный навечно остался,
Не сотрет его временем след.…
Надежда Горланова
Классный руководитель: (слайд 3, 4)
Под польским городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Лагерный комплекс состоял из трех лагерей: Аушвиц I (служил главным центром всего комплекса), Аушвиц II (также известный как Биркенау, «лагерь смерти»), Аушвиц III (группа из нескольких небольших лагерей,созданных вокруг общего комплекса). Каждый день для проживающих в лагере проходил в борьбе за выживание.

Сбежать оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать каралась смертью. Это одно из самых страшных мест на земле… Сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, давайте совершим небольшую экскурсию в лагерь и вспомним, какие события там происходили…


Ученик 2: (слайд 5)
Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и воды было невозможно. Лишь изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день на несколько секунд. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Бывало, нацисты развлекались, устраивали «гонки», когда в разных концах лагеря узникам бросали брюкву, люди бросались к овощу, давя друг друга. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой. В таких антисанитарных условиях люди часто заболевали различными инфекционными болезнями.


Ученик 3: (слайд 6)
Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и делили на трудоспособных и нетрудоспособных. Людей слабых и больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры, чтобы не было паники им говорили, что ведут в баню. В газовых камерах их травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей. После этого с тел снимали все ценности, хорошие вещи, вырывали зубы, у женщин отрезали волосы. Затем тела отправляли в печи.


Ученик 4 (слайд 7)
В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к строительству дорог, новых бараков, складов. Многие работали на металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало, запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали. Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории.


Ученик 5: (слайд 8)
Немало в Освенциме было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам. Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от 8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов.
Мало, кто из детей сумел выживать в таких зверских условиях.


Ученик 6 : (слайд 9)
В Освенциме широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Испытывались новейшие лекарственные препараты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. На заключенных проводили эксперименты, заражали такими опасными заболеваниями как малярия, гепатит, тиф и желтуха. Нацистские врачи проводили хирургические операции на здоровых людях, в качестве тренировок. Одной из распространенных операций, была кастрация мужчин и стерилизация женщин. Мало кто из подопытных заключённых выживал.


Классный руководитель: (слайд 10; 11)
27 января 1945 года, советская армия освободила концлагерь Освенцим от нацистов, где тысячи заключённых ждали освобождения. Этот день считается Днём памяти жертв концлагерей.


После войны на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…» Это место - напоминание о самом страшном преступлении против человечества. Наш с вами долг помнить историю своей страны, чтобы те ужасные события никогда не повторились.


Наш классный час, хочу закончить строками из стихотворения Eвгения Понятовского
Освенцим.
Полвека над Освенцимом всевластна тишина.
Она погромче всякого набата.
Цветут цветы там, где когда-то
Лежали грудой сотни мёртвых тел людских...
Неужто позабудем мы о них,
Безвестных, и ни в чём не виноватых?...

Презентация на тему: Классный час «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

СЦЕНАРИЙ

Сценарий

«Война и судьбы»

Звучит песня «Бухенвальдский набат» в исполнении вокальной группы «Вдохновение»


Видео

Чтец (на фоне музыки)

Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья – память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит и пасть не может.

2 ведущий Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Великолепно отлаженная гитлеровская машина уничтожения людей перемалывала всех с одинаковой аккуратностью и беспощадностью: дряхлых стариков, цветущих женщин, новорожденных младенцев.

Чтец

Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!


1 ведущий По всей Европе день и ночь дымили крематории бесчисленных лагерей смерти. Всего на территории рейха содержалось в лагерях и тюрьмах 18 миллионов человек, причем каждый пятый из них был ребенком. Лишь 1 из 10 детей - узников концлагерей - вернулся домой.


2 ведущийДахау - первый немецкий концлагерь. Был создан в 1933 г. в 17 километрах от Мюнхена по личному распоряжению Гиммлера. Осенью 1941 г. в лагерь поступили первые эшелоны с советскими военнопленными. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тысяч узников, из них погибло около 70 тысяч.

1 ведущий Дахау был одним из лагерей, где проводились жуткие медицинские опыты на живых людях. Узникам в специальных бараках прививал туберкулез, малярию, тиф, заражали гангреной. Потом лечили экспериментальными методами. Были и другие опыты. Например, заключенного на несколько часов опускали в ванну со льдом, доводили тело почти до полного отморожения. Затем отогревали. Так гитлеровцы пытались найти эффективный способ лечения своих летчиков, сбитых над холодными морями.


2ведущий Майданек – один из самых страшных фашистских лагерей. Был создан в 1941 году в польском городе Люблине. Прибыв в лагерь, каждый заключенный получал круглый жетон со своим лагерным номером; номер на шею, номер на грудь, номер на правую ногу. Полосатая роба. Гремящие деревянные башмаки, кружка, миска, на сутки - маленький кусочек хлеба, баланда – чай, заваренный на траве. Работа - с утра до ночи. Девочки спаривали и увязывали шнурками ботинки, сапоги. Горы обуви! Горы одежды... Работа мальчиков - паковать в мешки людские волосы. Из них потом хозяйственные немцы делали парики, кисти, щетки, ими набивали матрацы...

Чтец Вот уснул малыш на своих нарах. Вдруг услышит жутко знакомые шаги - и в комок сожмется. Вот они остановились рядом. Окрик, ребенок поспешно протягивает из-под занавески ручонку. В нее вонзается жало укола... Малыш проваливается в забытье…

Видео со стихотворением «Варварство» М. Джалиля


Видео

1ведущийБухенвальд. На тяжелых решетчатых воротах надпись: «каждому свое»: немецким арийцам - господствовать над миром, остальному человечеству - работать на них за колючей проволокой...


2ведущий Детский блок 8. Оскорбления, унижения, побои. Кормили два раза в день - баланда на воде, вареная брюква. 150 граммов хлеба - из отрубей, с опилками, только вечером. Хлеб надо бы оставить на завтра, но проглатывали его еще в раздаточной.

1 ведущий Двенадцати-тринадцати летних на работу не гоняли - у них брали кровь.

2 ведущий Самым страшным был 46 блок. Над его узниками проводили медико-биологические опыты. Всего в Бухенвальде уничтожено 56 тыс. заключенных

Чтец

Цветут в Бухенвальде цветы –

Алые маки.

В музейном покое – щиты,

А рядом – бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы -

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.

Дым не клубится …

Цветы пламенеют – и свет

Ложиться на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть

На алые маки.

1 ведущий Всего в Усть-Илимске и районе проживало порядка 40 бывших узников концлагерей, которые встретили войну маленькими детьми или подростками. Сегодня их осталось чуть больше 20.

2 ведущий Можно только преклоняться перед людьми, которых не сломило пережитое, у которых хватило сил не только выжить, но жить дальше, созидать, творить, радоваться и любить. Сегодня на нашей встрече присутствует Мария Громышева, внучка одной из наших землячек – бывшей малолетней узницы концлагеря, Агрофены Александровны Громышевой, которая ушла из жизни в 2008 году. Дадим ей слово.

Мария



1 ведущий Памяти погибших, замученных, сожженных в фашистских лагерях объявляется минута молчания!

Зажигается свеча, запускается метроном

Прошу всех сесть

АВЕ МАРИЯ


Видео

Чтец

В обители смерти молчат о смерти.

И только крик.

Парит и кружит над крышей блока.

Бьется о твердые кулаки стен:

Тяга к жизни – сорняк живучий –

Дает нам силу

Сломить бессилие.

И все-таки Вы выжили!


1 ведущий 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание против фашистов, и вышли на свободу. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы немецких застенков.Мальцева Надежда Трофимовна в 16 лет оказалась в концлагере, Вера Тимофеевна Савицкая - в 15, Цмыкайло Елизавета Сафроновна – в 17 лет. Воспоминания - голод, изнуряющий труд на фабриках, в хозяйских подворьях, нескончаемые унижения и побои.

2 ведущий Александр Алексеевич Хуторной в 4 года стал узником концлагеря в Польше, затем – в Австрии. Батурину Марию Федоровну фашисты отправили в лагерь в 5 лет. Виталию Андреевичу Михайлову шел второй годик, когда попал он в лагерь смерти Саласпилс с мамой и сестренкой. Николай Николаевич Чижиков в год оказался в одном из концлагерей Литвы, Людмила Ивановна Андреева в 3 года попала в концлагерь. Большинство из них были так малы, что не могут вспомнить, в каких лагерях их содержали, благодатная память не сохранила страшных подробностей, кроме некоторых эпизодов.

1 ведущий Александра Алексеевна Мильцева семилетним ребенком попала в один из концлагерей на территории Карелии. Ярко помнит один момент – голодные дети в поисках пропитания выползали за территорию лагеря, охранники их ловили и с остервенением кидали истощенных детей на колючую проволоку ограждения.

2 ведущий Многие из узников, живущих в нашем городе, прошли сквозь горнило самых страшных из фашистских концлагерей – Дахау, Саласпилс, Освенцим, Бухенвальд…


1 ведущий Многие из прихожан Свято-Софрониевского храма много лет знают его алтарника - Виктора Степановича Ефимова - но даже не подозревают о том, как трагична история его жизни, ставшая основой художественного фильма «Помни имя свое». Память Виктора Степановича до сих пор цепко хранит все мельчайшие детали своего детства. Вспоминает, какое замечательное было лето 1941 года и как славно он, шестилетний мальчик и две его сестры, отдыхали на детской даче под Брестом, где служили его родители – кадровый офицер и военный фельдшер. Там-то ранним июньским утром и разбудили детей гул самолетов и взрывы снарядов: началась война. Израненных ребятишек и взрослых советские солдаты вывезли в Брест. Когда стало понятно, что ему не выстоять, было решено спасти женщин и детей, выдав их на милость врага. Так маленький Виктор с сестрами и мамой оказался в латвийском лагере Саласпилс.

2 ведущий ВСаласпилсе немцы организовали фабрику детской крови, выкачивая у детей из кровеносных сосудов кровь для нужд своей армии. Для этой цели использовали даже новорожденных младенцев.

1 ведущий Не трогали только малышей с признаками заболевания и тех, у кого кожа была покрыта язвами. Поэтому ребятишки постарше царапали малышам лица, пачкали их грязью и так спасали от смерти…

2 ведущий За период с конца 1942 г. по 1944 г. через Саласпилский лагерь прошло до 12 000 советских детей.

Песня «Саласпилс»


Видео

1 ведущий Пригнанных в Саласпилс детей из Бреста, оторвали от матерей и «отсеяли»: всех, кто был темноглаз, черноволос и не преодолел метровой отметки по росту – расстреляли или сожгли в крематории. Виктор и его сестры, к счастью, были рослыми, голубоглазыми и русыми. Из Саласпилса детей увезли в Освенцим.


2 ведущийОсвенцим – лагерь смерти, огромная территория в 40 кв.км. Стена высотой до восьми метров. Внутри – кирпичные бараки под железной крышей, снаружи ворота с надписью: «Труд делает свободным». Около ворот утром и вечером лагерный оркестр играет Штрауса, «приветствуя людей, идущих на работу или … в крематорий». В Освенциме уничтожено более 4 млн. человек.

Чтец

Мы пришли из распятого детства,
Где погибли отец или мать.
И досталась нам память в наследство,
Чтобы внукам её передать.
Мы пришли из бараков Освенцима,
Где в печах нас сжигали живьём.
До сих пор никому и не верится,
Что вернулись и даже живём…

1 ведущий Все, о чем сегодня мы узнаём из архивных источников, книг и кинофильмов, Виктору Степановичу пришлось пережить наяву: четыре года он, как и тысячи других детей, был подопытным «материалом» для известного фашистского биолога Йозефа Менгеля. Ему вживляли в мозг электроды, из его вен выкачивали кровь, а из позвоночника – спинномозговую жидкость, заменяя ее какими-то растворами, его заражали тифом и испытывали на нем новые лекарства, замораживали в ванне с водой, а затем размораживали, проверяя способности организма к оживлению. Сколько раз оказывался этот ребенок в шеренге отобранных для сжигания в газовой печи! То, что он выжил, можно назвать чудом, а можно – заступничеством Божиим. Ведь недаром всю жизнь носил он на шее маленькую иконку-образок, найденную в развалинах Брестской крепости. Много раз фашисты, увидев иконку на шее мальчика оставляли ему жизнь.

2 ведущий Виктор Степанович рассказывает, что истощенные, забитые, искалеченные, находящиеся в постоянном страхе дети забывали свои имена, своих родных, свою страну, свой язык. Однажды, в тифозном жару, увидел мальчик образ прекрасной женщины, так похожей на маму и вспомнились ему мамины слова: «Сынок, помни имя свое, тебя зовут Виктор, Витя». Эти слова стали названием фильма, главную героиню в котором сыграла Людмила Касаткина. С ней Виктор Степанович повстречался, годы спустя, на берегу Байкала, рассказал ей историю своей жизни, которая и легла в основу сюжетной линии фильма.

Отрывок из фильма «Помни имя свое»


Видео

1 ведущий После освобождения Освенцима, Виктор некоторое время находился на лечении в Англии. Потом его усыновил чех Карл Крайчевич, который, разыскивая своих родных, в женском концлагере Метхаузен познакомился с его мамой, заклинавшей его искать ее сына Витю – мальчика с голубыми глазами и седыми волосами.Чешская семья отогрела мальчика любовью, заботой и вниманием.

2 ведущий Но Виктор, которому к тому времени уже исполнилось четырнадцать, рвался на Родину, к маме, сестрам. Он возвращается в Советский Союз, где его, несмотря на заступничество самого Г. Жукова, признали предателем Родины и дали три года лагерей. Уже после отсидки и смерти Сталина, отслужил в армии, закончил экстерном курс десятилетки, институт. Отыскались и сестры с мамой, которая после немецких лагерей, тоже попала в лагерь сталинский. Жить после института уехал в Иркутск, к младшей сестренке, работал на Байкальском ЦБК. В Усть-Илимск приехал в 1974 году, работал на ответственных должностях лесопромышленного комплекса. Вырастил трех сыновей, сейчас служит Богу…и называет себя счастливым человеком: «выжил, живу до сих пор, вырастил прекрасных детей и есть силы служить».

1 ведущий Виктор Степанович!Просим Вас сказать несколько слов тем. Кто находится сегодня в нашем зале.

1 ведущий Дорогие ветераны, сегодня мы вновь и вновь говорим вам Спасибо за то, что вы выжили! За то, что вы всё прошли и победили! И строили дома после войны, растили хлеб и детей!

С приветственным словом к вам обращается


  1. Александр Алексеевич Ситников, заместитель мэра нашего города

  2. Сивкова Наталия Васильевна, представитель соцзащиты города
1 ведущий Счастья Вам и понимания, мира и добра на долгие годы! Примите от нас в знак признательности и уважения небольшие подарки

2 ведущий (перечисляем по списку)

1 ведущий Фашизм – это трагедия для многих народов, которым угрожало массовое истребление,

2 ведущий это едкий дым крематориев и чудовищный конвейер смерти.

Чтец Нельзя забывать о том, что принес фашизм человечеству,

нельзя забывать зловещие тени палачей, которые хладнокровно и безжалостно убивали военнопленных,

1 ведущий кто замучил в концлагерях миллионы невинных,

2 ведущий кто цветущие города и села превращал в руины,субеждением в своем расовом превосходстве над остальными народами.

Для вас, переживших ужасы фашистских концлагерей, но сумевших сохранить в сердце любовь и весну звучит

«Русский вальс» в исполнении вокальной группы «Вдохновение».

2 ведущий

Мы благодарим вас, дорогие ветераны, за то, что вы нашли силы прийти сегодня к нам, вас, гости нашего вечера за участие и внимание. А также

благодарим за проникновенное исполнение Емельянову Марину, вокальную группу «Вдохновение» (школа № 17), Виктора Грицуник кадет военно-спортивного клуба «Витязь»

Полную версию презентации Вы можете заказать в библиотеке

им. Ю. Федотова

Классный час «Памяти узников концентрационных лагерей, посвящается».

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие благоприятные условия для общения учащихся в совместной деятельности.

Оборудование. Презентация, Фильм БИ-БИ-СИ. Концентрационные лагеря Второй Мировой Войны, трафареты голубей, карты расположения концлагерей

Чтец 1.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны,

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить.

    Что такое свобода?

    Все ли люди одинаковы?

    Имеет ли право один человек лишать другого свободы просто потому что кто то другой нации?

Фильм БИ-БИ-СИ. Концентрационные лагеря Второй Мировой Войны.

Учитель. Это страницы истории и закрывать на это глаза нельзя. 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза. Давай сегодня попробуем ответить вместе на вопросы.

Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».

Классный руководитель -

Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреев. Эту методичную, бюрократическую, организованную на государственном уровне операцию по преследованию и истреблению называют Холокостом . Слово "холокост" - греческого происхождения, оно означает "жертва всесожжения". Нацисты, пришедшие к власти в Германии в январе 1933 и утверждавшие, что немцы - "высшая раса”, считали евреев “низшей” расой, представляющей угрозу так называемому Германскому расовому обществу.

В период Холокоста нацисты преследовали также и другие группы людей, которых считали "неполноценными": цыган, людей с умственными и физическими отклонениями, некоторых славян (поляков, русских и других).

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ - место массового заключения гражданского населения либо военнопленных, обычно во внесудебном порядке. В отличие от обычных мест лишения свободы К.л. создаются тоталитарными режимами в период террора либо колониальными - в период военных действий.

    Работа с картой концентрационных лагерей второй мировой войны.

    Работа по группам по изучению концлагерей на примере Бухенвальда

    Для каких целей был предназначен Бухенвальд?

    Что такое «Appelplatz»?

    Почему люди не сбегали?

    Где и как жили военнопленные?

    Что такое крематорий?

В 1933 году, неподалеку от городка Веймар, началось строительство нового, “адского” концлагеря – Бухенвальд. Первоначально он был предназначен для изоляции немецких антифашистов.

На главных воротах Бухенвальда девизом было высказывание Цицерона - "Каждому - своё". За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.

Сразу за воротами располагалась площадь называемая «Appelplatz», куда выводили для построения заключенных. Сам «Appelplatz» и дороги между бараками представляли собой пыльную, выложенную щебёнкой землю. «Appelplatz» был рассчитан на 20000 человек, куда выводили для построения заключенных.Appelplatz. На этой площади перед главным зданием многим узникам приходилось стоять часами на морозе в одних рубахах, самых шумных поливали холодной водой за непослушание. Процедура могла длиться целый день.

Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным . Сбежать было практически невозможно. Справа от ворот находился карцер, где надзиратели лагеря устраивали допросы. В противоположенную же сторону от ворот, находилось самое главное здание - канцелярия.

Свидетельство очевидца: «Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза... В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».

Одежда заключенных . Под номером треугольники разного цвета - разделение на евреев, эмигрантов, полит.преступников, священнослужителей и т.д. Бухенвальд был мужским лагерем. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. Число охранников достигало 6000 человек.

Ниже площади находились бараки, в которых жили узники . Бараки - незамысловатые 3-ярусные кровати. За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым.

В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен польских заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Существовал еще так называемый "малый лагерь" - карантинная зона. Условия жизни в карантинном лагере были бесчеловечны.

Свидетельство очевидца:

« ... примерно в середине октября нас, более 2000 человек, погрузили в железнодорожные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Мы не получали никакой пищи. В вагонах было тесно и душно. Многие товарищи умерли от недостатка воздуха, тесноты и голода. ... Нас выгрузили в Веймаре, и оттуда эсэсовцы погнали нас по дороге в лес, на гору. По пути нас били дубинками и натравливали на нас овчарок. Товарищей, которые отставали, немедленно расстреливали. Обочины дороги были устланы трупами. ... К вечеру мы подошли к концлагерю Бухенвальд. ... Нас разместили в деревянных бараках, которые были отделены от остальной территории лагеря изгородью из колючей проволоки. В бараках не было ни окон, ни стульев, ни кроватей – ничего…»

Свидетельство очевидца:

По мере отступления немецких войск с оккупированных территорий гестапо перевозило в Бухенвальд заключенных поляков и граждан Советского Союза, чехов и голландцев, венгерских евреев. С января 1945 года в "малый лагерь" ежедневно привозили до 4 тысяч человек. Между тем, в "малом лагере" насчитывалось только 12 бараков без окон - бывшие конюшни, размером 40 на 50 метров. В каждом таком бараке обитало 750 человек. От 50 до 100 из них ежедневно умирало. Их тела продолжали выносить на перекличку, чтобы живым достались предназначенные для них порции.

Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода новых заключенных. Одежду умершего тут же делили, и в крематорий уносили уже голое тело. В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил медперсонал, например, против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола. После подъема в четыре утра заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где плотной стеной обступали водопровод и мылись без мыла и полотенец. Затем тех, кто держался на ногах гнали на работу.

Труд в концлагере можно охарактеризовать, как средство физического уничтожения заключённых. Все немецкие концлагеря обогащались за счёт принудительного труда заключённых, поэтому именно они несут ответственность за гибель сотен тысяч узников фашизма.

Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года. По воспоминаниям, это были офицеры и политработники. Всю группу, 300 человек, расстреляли в тире на территории завода «ДАВ». Их имена установить не удалось. 18 октября 1941 года в Бухенвальд были переведены около 2000 советских военнопленных. Эта группа была предназначена для работ по расширению лагеря и размещалась отдельно в западной части лагеря.

Рационом для узников концлагерей была баланда из замерзшего картофеля и ломоть хлеба на весь день, а работать приходилось 12-14 часов в сутки. Большинство узников умирало от истощения

Крематорий - был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.

Рассказ узника концлагеря Освенцим:

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам - и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов - все нагие.

Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.

«Наполнить до отказа!»-командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы - это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы-им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи-они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы - посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубами-налево, без золота-направо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»

Медицинские опыты проводившиеся над узниками.

Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились, не было элементарных лекарств .

Эксперименты документировались в журнале наблюдения за пациентами эсэсовским врачом Эрвином Динг-Шюлером, были подтверждены врачами-узниками лагеря, а также описывались в книге бывшего заключенного, австрийского социолога и философа Ойгена Когона «Государство СС».

Достоверные сведения, документы и протоколы допросов представлены в сборнике Ангелики Эббингхауз «Уничтожение и лечение. Нюрнбергский процесс над врачами и его последствия». Эта книга вышла благодаря пожертвованиям 8000 врачей, после того как федеральное медицинское ведомство Германии отказалось опубликовывать данный проект.

В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся достичь личных успехов в области медицины. Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими инстинктами, они не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в роли подопытных кроликов.

Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратитом, дифтеритом.

Узников разного возраста и пола искусственно заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и вели наблюдения, кто первый - дети или женщины - умрут, как долго их организм сможет сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания.

Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти. Пересаживали узникам половые органы, якобы для определения влияния гормонов на жизненный тонус. Из всей группы отобранных для данного опыта выжить не удалось никому.

Конвейером смерти в концентрационном лагере Бухенвальд заправляли Карл и Ильза Кох. Карл Кох был назначен комендантом Бухенвальда с 1939 года. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Любимым развлечением садистки было натравливание свирепой овчарки на подростков, она приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей.

Позже Ильзу Кох прозвали «фрау Абажур». Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, сделанными из человеческой кожи. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи «весьма декоративными». По словам фрау Кох, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.

Движение сопротивления в лагере.

    Когда осуществилось вооруженное восстание в лагере Бухенвальд?

    На какие войска больше всего надеялся многострадальный Бухенвальд?

    Сколько времени удерживали узники фашисткие войска?

    Кто отказался сдавать оружие?

Летом 1942 года в садике санитарной части лагеря состоялось совещание руководителей групп. Совещание избрало свой центр, который возглавил Симаков. Бакланов был назначен руководителем военного сектора, Ногаец - политсектора, Павлов - сектора безопасности, Левшенков - руководителем сектора агитации и пропаганды и редактором подпольной газеты «Правда пленных».

После обмена мнениями центр выработал следующую программу действий: 1) систематически вести антифашистскую пропаганду и агитацию среди военнопленных; 2} расширять и укреплять интернациональные связи с политзаключенными различных национальностей; 3) организовать подрывную деятельность на военных пред приятиях на которых применялся труд советских военно- пленных и граждан СССР, насильственно угнанных фашистами в гитлеровскую Германию; 4) готовить вооруженное восстание.

На этом совещании впервые возникла идея восстания. После тщательного обсуждения единогласно

решили готовить вооруженное восстание и приступить к Созданию подпольной бригады. Это наиболее конспиративное дело поручили группе надежных товарищей. Так было положено начало образованию широко разветвленной подпольной организации среди военнопленных. Все хорошо понимали, что необходимо не только активное сопротивление, но и создание предпосылок для наступательных действий.

Пожалуй, самым трудным оказалось наладить собственное производство оружия. Руководящий центр ре шил организовать и это очень важное дело. С особым риском было связано производство гранат. Идею изготовления самодельных гранат подали военнопленные П. Лысенко (по лагерю О. Миронов), А. Лысенко и Б. Сироткин. Поскольку невозможно было достать порох, П. Лысенко предложил применить взрывчатку, полученную путем обработки ваты смесью серной и азотной кислоты Б. Сироткин изготовил схему гранаты и ее макет. Устройство ее было простое. Корпусом служил кусок трубы. Внутри ее помещалась вата, обработанная кислотой. В верхнюю часть ввинчивался штуцер с капсюлем и кусочком бикфордова шнура. В ручке монтировалось ударно-зажигательное устройство.

Гранату удалось тайно испытать. Выполнил эту сложнейшую задачу Павел Лысенко. Но с ним случилось несчастье. Как только он сорвал чеку, его ранило взорвавшимся в руке запалом. Товарищи перевязали его и тайно вылечили.

Испытание производилось с целью проверки действия взрывчатки, изготовленной самими заключенными, и силы ее взрыва. Вот почему первый корпус гранаты сделали из куска прочной трубы. Когда взрывчатку проверили, на корпусе стали делать насечки, чтобы он разлетался при взрыве на мелкие осколки, а кусок стальной трубы заменили чугунным. Снова произвели испытание. Результаты были удовлетворительными.

Испытания пистолетов, собранных в лагере, проводили лично Н. Симаков и С. Бакланов. Для тайного стрельбища выбрали один из колодцев канализации, рас положенный в дальнем углу лагеря. И тут помог все тот же Ян Геш.

В один из воскресных дней Симаков и Бакланов вместе с Гешем, захватив ведра, лопаты, а заодно и оружие для испытания, направились в самый дальний уголок участка лагерного огорода. Геш шел впереди, то и дело покрикивал на своих «помощников». Часовой на вышке, узнав агронома чеха по знаку на рукаве одежды, успокоился.

Так подгоняемые окриками Яна Геша смельчаки достигли колодца, расположенного за сараем и скрытого от глаз часового. Геш остался в поле зрения охранника, продолжая отдавать какие-то «распоряжения». Его «помощники» тем временем приподняли крышку колодца, в отверстие влез Бакланов и скрылся в темноте. Симаков осторожно положил тяжелую крышку на место. Бакланов по ступенькам спускался все ниже и ниже. Но вот под ногами что-то захлюпало. Дальше спускаться было некуда, там текли сточные воды. Не хватало воздуха. Одной рукой Бакланов нащупал стены канализационной трубы и установил ее направление. Затем вынул из кар мана пистолет, стал прислушиваться, не подает ли Сима ков условный сигнал. Но было тихо. Первый выстрел немного оглушил Бакланова, но и обрадовал. Ведь в руках у него, офицера Советской Армии, опять оружие, да еще собранное самими заключенными!

11 апреля 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны ценой жизни тысяч заключенных, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат.

Гитлеровские власти накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных. Десятки тысяч ни в чем не повинных людей из 18 стран Европы должны были быть уничтожены за одни сутки. В воскресенье 8 апреля 1945 года в эфир над центральной немецкой областью Тюрингией неожиданно ворвались сигналы бедствия «SOS»! Радиограмма трижды передавалась на английском, немецком и на русском языках.

Зная, что союзническая американская армия находится всего часах в 10-15 хода на транспорте, многострадальный Бухенвальд больше всего надеялся на американцев. Узники уже три дня слышали канонаду, а из передач по радио знали, что 3-я американская танковая армия генерала Паттона и входящая в нее 4-я бронетанковая дивизия генерал-майора Уильяма Хоуга наступают в направлении Бухенвальда. Советские войска были далеко, и радиограмма до них не долетела. Штаб генерала Паттона сигнал бедствия узников принял, но ничего не сделал для скорейшего освобождения Бухенвальда. Помощь не спешила, хотя два американских самолета вскоре после сигнала бедствия несколько раз низко пролетели над лагерем - пролетели, слегка покачивая крыльями.

Двое суток истощенные узники удерживали фашистские войска, которые пытались любой ценой вернуть лагерь. Радость освобождения узников Бухенвальда была омрачена американцами. Своим первым приказом они потребовали сдать находившееся в руках заключенных оружие, а также попытались восстановить разрушенный во время восстания забор из колючей проволоки вокруг лагеря и поставить своих часовых. Это вызвало глубокое возмущение бывших узников Бухенвальда.

Вот как об этом вспоминает французский публицист Жак Готье, узник Бухенвальда:

«К воротам подошли танковые части американцев, мы встречали их как освободителей. У многих танкистов на глазах были слезы, когда они увидели, в каком мы находимся состоянии. Но тут прибыло командование, которое сразу отдало приказ сдать оружие, захваченное у фашистов. Никто не осмелился ослушаться приказа и начали сдавать то оружие, которое у них находилось. Но тут из группы Русских узников вышел заключенный. Наступила мертвая тишина. Голосом, больше похожим на грозный шепот, он сказал: «Попробуйте забрать, если сможете. И над всем лагерем разнес ветер его голос: «Слушайте мой приказ! Оружие не сдавать!». Батальон из советских военнопленных не выполнил требование о сдаче оружия и продолжал существовать как боевое подразделение.

На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».

Свидетельство очевидца:

«Главный палач под улюлюканье и звериный гогот соучастников преступления вывел на плац красноармейца женщину-майора. Он многократно отдавал женщине по-русски строевые воинские команды: «направо», «кру-гом», «нале-во», требуя их немедленного и четкого выполнения. Ожидая, что женщина будет умалять о пощаде, нас всех заставляли на это смотреть, под страхом смерти нельзя было даже отвести взгляд. Явно насытившись своими издевательствами, он затем обратился к своей жертве с вопросом: «Зачем ты это сделала?». Что именно она совершила мы так и не узнали, но в ответ она громко сказала, что действовала в интересах своей Родины. Услышав такое, взбесившийся эсэсовец наотмашь ударил женщину в лицо, цинично сказав: «Это за твою Родину!» Сохраняя поразительную стойкость, майор приблизилась к палачу, плюнула ему в лицо, заявив при этом: «А это за твою родину!». Палач был в бешенстве. Женщину-майора сожгли заживо.»

Материалы Нюрбернского процесса.

    Где состоялся суд Международного трибунала?

    Когда была подписана «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства»?

    Как был сформирован трибунал?

    Приведите примеры свидетельства очевидцев Нюрбернского процесса.

Нюрнбе́ргский проце́сс - международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия), располагавшемся в «Зале 600» здания суда присяжных в Нюрнберге.

1 ноября 1943 был подписан Секретный протокол Московской конференции Министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, 18-м пунктом которого была «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». 2 ноября «Декларация…» была опубликована в газете «Правда» за подписями Рузвельта, Сталина и Черчилля. В заключительном абзаце «Декларации…» было указано:

Эта декларация не затрагивает вопроса о главных преступниках, преступления которых не связаны с определённым географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 окт. 1943 г.): Сборник документов / М-во иностр. дел СССР.- М.: Политиздат, 1984. Т. 1.

Во время Крымской конференции руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (4-11 февр. 1945 г.) премьер-министр Великобритании Черчилль сказал, «что лучше всего было бы расстрелять главных преступников, как только они будут пойманы». В ходе беседы Сталин подтвердил, «что перед расстрелом главные преступники должны быть судимы». На вопрос Черчилля, «какова должна быть процедура суда: юридическая или политическая?», Рузвельт заявляет, что процедура не должна быть слишком юридической. При всяких условиях на суд не должны быть допущены корреспонденты и фотографы. Черчилль говорит, что, по его мнению, суд над главными преступниками должен быть политическим, а не юридическим актом.

Развязывание Германией агрессивной войны, применяемый как государственная идеология геноцид, разработанная и поставленная на поток технология массового уничтожения людей на «фабриках смерти», бесчеловечное отношение к военнопленным и их убийство, стали широко известными мировой общественности и требовали соответствующей юридической квалификации и осуждения.

Принципиальное, но не детализированное решение о безусловной вине немецкой стороны было согласовано между союзниками и обнародовано после совещания в Москве в октябре 1943 г. В связи с этим применительно к ней как субъекту судопроизводства казалось не нужным обращаться к принципу презумпции невиновности (лат. praesumptio innocentiae).

Члены трибунала

Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав в соответствии с Лондонским соглашением:

от СССР: заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко;

полковник юстиции А. Ф. Волчков;

от США: бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл;

Джон Паркер (англ.);

от Великобритании: главный судья Джеффри Лоуренс (англ.);

Норман Биркет (англ.);

от Франции: профессор уголовного права Анри Доннедье де Вабр (англ.);

Роберт Фалько (нем.).

Всего было проведено 403 судебных слушания, председателем суда был представитель Великобритании Дж. Лоуренс. Были представлены различные доказательства, среди них впервые появились т. н. «секретные протоколы» к пакту Молотова-Риббентропа (были представлены адвокатом Рудольфа Гесса А. Зайдлем).

Из опроса коменданта лагеря на Нюрнбергском процессе:

«Обвинитель: Видели ли вы в лагере беременных женщин? И что с ними происходило?

Свидетель: Да… После того, как они производили на свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, из них выкачивали кровь, для переливания солдатам на фронте или использовали для опытов.»

Свитетель: Лазаретом был блок, в который помещали больных. В действительности это место не может быть названо лечебным заведением потому, что оно не соответствует тому, что принято подразумевать под этим словом. Чтобы туда попасть, надо было получить разрешение начальника блока, а это было чрезвычайно трудно. Наконец, надо было выстоять в очереди перед лазаретом, какая бы погода ни была, шел ли снег или дождь. Для того чтобы быть допущенным, приходилось выстаивать в очереди в течение многих часов даже с температурой 40. Часто больные умирали у входа в лазарет еще до того, как они могли туда попасть. К тому же собираться перед лазаретом было

опасно: когда там было слишком много народу, эсэсовцы хватали всех женщин, стоявших в очереди, и направляли их прямо в 25-й блок.

Обвинитель: То есть они попадали в газовую камеру?

Свидетель: Да, в газовую камеру. Вот почему зачастую многие мужчины предпочитали не ходить в лазарет и умирали на работе или во время переклички. После вечерней переклички зимой ежедневно поднимали трупы упавших в канавы. Единственное преимущество, которое получали те, кто попадал в лазарет, заключалось в том, что пребывание в нем освобождало от выхода на перекличку,

но там приходилось лежать в ужасных условиях, не менее четырех человек на одной кровати в метр шириной, людям, страдавшим различными заболеваниями, и это приводило к тому, что тот, кто попадал в лазарет из-за ран на ногах, заражался от соседа тифом или дизентерией. Подстилки были страшно грязны, и их меняли лишь тогда, когда они окончательно сгнивали. На одеялах было

множество вшей, которые кишели, как муравьи. в то время, когда она была больна тифом, она не могла спать всю ночь из-за вшей, которых она, отвернув одеяло, сбрасывала на бумагу и затем в стоявший около кровати ночной сосуд, и так ей приходилось делать целыми часами. В лазарете не было медикаментов, больных оставляли лежать без присмотра, не создавали им гигиенических условий, не давали мыться. В продолжение многих часов живые лежали вместе с мертвыми. Когда же трупы обнаруживали, их просто вытаскивали из кроватей и сваливали перед помещением. Те, кто переносил трупы, приходили туда и перетаскивали их на небольших носилках, с которых свешивались голова и ноги трупа. С утра до вечера заключенные, перетаскивавшие трупы, курсировали между лазаретом и мертвецкой.

Во время сильных эпидемий зимой 1943/44 года, когда мертвецов было слишком много, носилки заменили повозками. Во время этих эпидемий ежедневно умирали от 200 до 350 человек.

Обвинитель: Сколько людей умирало в это время?

Свидетель: Во время больших эпидемий тифа зимой 1943/44 года от 200 до 350 человек в день.

Используя целую систему для того, чтобы максимально принизить человеческие существа, эсэсовцы с помощью террора принуждали совершать поступки, которые должны были заставить их краснеть за самих себя; эта система привела к тому, что они не являлись более человеческими существами. Вот к чему стремились эсэсовцы. И требовалось невероятное мужество, чтобы противостоять этой атмосфере уничтожения человеческого достоинства и террора.

Муса Джалиль: ВАРВАРСТВО

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Минута молчания метроном.

Письма неизвестному солдату.

Учитель. (Журавли) После окончания Второй мировой войны в 1949 году (20-25 апреля) одновременно в Париже и Праге проходил первый Всемирный конгресс сторонников мира (World Council of Peace). Эмблема этого конгресса – белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь (автор: Пабло Пикассо).Оргкомитет «Победа» утвердил единый логотип празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне: это белый голубь, летящий на небесно-синем фоне и мы с вами выразим свои чувства на крыльях голубей.

Слышите громовые раскаты?

Стонет океан, Тихий океан.

Таня плакала, слушая эти стихи.

Он отнёс стихотворение в «Правду» - фронтовик, инвалид войны, поэт. Но это –в белой чаше

весов. А в чёрной –беспартийный еврей. Рождённый под именем «Исаак». Там его встретили

вполне дружелюбно, внимательно расспросили кто он, откуда, где работает, и обещали

прислать письменный ответ. Когда он получил ответ, в конверте лежали его стихи -

перечёркнутые.

Тем не менее, в «Труде» стихотворение взяли –глядя на его художественные достоинства, а не

композитору Вано Мурадели.

Слайд 68 - Газетова Екатерина Через 2 дня Вано Ильич позвонил по

телефону и сказал: "Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам

и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое

слово!!!". Музыка оказалась достойной этих слов. "Прекрасные

торжественные и тревожные аккорды эмоционально усилили мощь

стихов". Мурадели сампонёс эту песню на Всесоюзное радио, там

Художественный совет передал песню на одобрение самому

прославленному в то время поэту - песеннику, генералу песни, как его называли, Льву

Ивановичу Ошанину.

мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек.

В судьбе же поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, бессердечного

убийцы, который своей бессовестной фальшивойоценкой, явно из недоброго чувства зависти,

а, может быть, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения

Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у

строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что

же это Вы, Вано Ильич, так нерадиво относитесь к выбору текста для песен. Казалось бы, всё -

зарезана песня рукой Ошанина.

Но Соболеву повезло: "...в это время в Советском Союзе проходила подготовка к участию во

Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс

"Бухенвальдский набат", песню оценили, как подходящую по тематике и разрешили к

исполнению в художественной самодеятельности. В Вене она была впервые исполнена хором

студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели

МКОУ «Ильменская СОШ»

Патриотический

классный час

«За колючей проволокой»

(Дню освобождения узников фашистских концлагерей посвящается)

Подготовила и провела

классный руководитель

Ерофеева Е.И.

Цели :

    рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;

    воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к

каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

Учитель: (Слайд 1) Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас.

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

(Слайд 2) Мы сегодня будем говорить о концлагерях, в которых погибли миллионы людей…. Узникам фашистких лагерей посвящается наш классный час.

Ведущий 1: (Слайд 3) 11 апреля 1945 года вошел в книгу истории как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Ведущий 2: Сегодня вспомним тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

Ведущий 3: (Слайд 4) Начиная с 1933 года, в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря "лагеря смерти", "фабрики смерти".

Ведущий 4: Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер, "неполноценных" народов.

Ведущий 1: (Слайд 5) Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек.

Ведущий 2: В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению мыла из человеческого тела.

Ведущий 3: Мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти.

Ведущий 4: Плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся мишеням".

Ведущий 1: Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Ведущий 2: Одним из таких лагерей являлся концлагерь Дахау

I . Дахау (Слайды 6-8)

Ведущий 3: Дахау -первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

Ведущий 4: KZ Dachau – не считался лагерем уничтожения и фабрикой смерти, как например (Освенцим), а скорее пересылочным пунктом.
Ведущий 1: В Дахау отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками, в том числе и медицинские эксперименты над заключенными под руководством главврача Зигмунда Рашера.

Ведущий 2: До начала 2-й мировой войны в Дахау находились политические противники нацистского режима - коммунисты, социалисты, священнослужители, позже – русские, венгерские и польские военнопленные, евреи.

II . Майданек. (Слайд 9-12)

Ведущий 3: В Польше в предместье города Люблин осенью 1941 года был создан один из немецко-фашистских лагерей «Майданек» для массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллиона человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. В 1944 году Майданек был уничтожен советскими войсками.

III . Освенцим. (Слайд 13-15)

Ведущий 4: Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские”

эксперименты. Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года. В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

(Показ фильма)

I V . Саласпилс. (Слайд 16 – 20)

Ведущий 1: В Латвии вблизи железнодорожной станции на линии Рига - Огре в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. На стене, сооружённой на месте лагерных ворот, сохранилась надпись: “За этими воротами стонет земля”.

Ведущий 2: Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

Ведущий 3: В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.

Ведущий 4: Когда советская армия освободила концлагерь, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

На фоне музыки звучит стихотворение “Женские волосы”

Чтец:

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты,
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.

Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая,
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.

V . Бухенвальд. (Слайд 21- 23)

Ведущий 1: Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория.

Ведущий 2: С началом Великой Отечественной войны он стал одним из главных лагерей смерти для военнопленных. Через него прошло более 238 тысяч людей.

Ведущий 3: У одних Бухенвальд отнял юность, у других - здоровье, у третьих - жизнь. Море человеческих страданий в Бухенвальде неисчерпаемо.

Ведущий 1: Лагерь увековечил себя муками, болью своих узников. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.

Свидетельство очевидца:

«Через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована.

Они подымаются по нескольким ступенькам - и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов - все нагие. Они медленно продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!» - командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся ждут своей очереди. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы - им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи - они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии…»

Ведущий 2: Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда.

Ведущий 3: Но и здесь, за колючей проволокой Бухенвальда, за каменными стенами бараков, в нечеловеческих условиях фашистского плена люди не только выживали - они боролись, создавали подпольные центры Сопротивления, стремились сломить фашистский гнёт, отомстить за смерть товарищей.

Ведущий 4: В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

(Фильм про Бухенвальд)

Ведущий 1: Люди разных национальностей, но одной судьбы, им есть что рассказать о зверином облике фашизма!

Ведущий 2: Лагеря смерти, через которые многие из них прошли, невозможно вычеркнуть из памяти.

Ведущий 3: Вновь скупая слеза сторожит тишину. Вы о жизни мечтали, уходя на войну. Сколько юных тогда не вернулось назад, не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Ведущий 4: Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье - ты послушай святую минуту молчанья. 

(метроном ) Минута молчания.

(Поочерёдно к доске выходят учащиеся с рисунками в руках)

Я нарисую яркое солнце.

Я нарисую синее небо.

Я нарисую свет в оконце.

Я нарисую колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья.

Школу, друзей, ручей беспокойный.

Вместе: И зачеркнём нашей общею кистью выстрелы, взрывы, огонь и войну.

(Исполняется песня «Дети и война)

Учитель: Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости: бывшая узница фашистских концлагерей, наша односельчанка Кривенцева Н.В., труженица тыла Вострикова Н.Н. и глава Мазурского сельского поселения Чигарёв Д.В.

(Выступление гостей, вручение им цветов)

Фоторепортаж классного часа

«За колючей проволокой»