ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА…

Потускневшие от старости глаза
Загляделись в солнечное небо,
И на миг представилась война,
Где сквозь кровь не видно было света.

И, как будто снова, в этот миг
Стал солдатом он в потертой форме,
Битый временем, в морщинах весь старик,
Сердце вновь забушевало штормом.

И, как будто снова, наяву
Рядом разрываются снаряды,
И пожар врывается во мглу,
От кошмара замирают взгляды.

Он бежит, бежит, быстрее всех,
Только страх со всех сторон сжимает,
Но сейчас не время для помех,
Он ведь жизнь любимых защищает.

Он еще совсем почти мальчишка,
У него пока что нет судьбы,
Но уже он знает не по книжкам
Дикий ужас крови и войны.

Но горит в горячем сердце вера,
Что лишь он спасет свою страну,
И такому мужеству нет меры,
С силой той не справиться врагу!

Но сквозь крики, гром взрывных снарядов
Хриплый голос слышится ему;
И он видит, – друга нет уж рядом,
Беспощаден страшный враг в бою!

И глаза от ужаса раскрылись,
Сердце закипело от обид.
Новой кровью изверги умылись –
Хладнокровно лучший друг убит…

…А потом вдруг вспомнились могилы,
Слезы на глазах родных, друзей;
И никто взглянуть уж не был в силах
На рыдания безумных матерей.

И вопрос: «Зачем все это было?»
Во весь голос крикнул вдруг старик.
«Стольких ты зачем, война, сгубила?» –
Воплем сердце выпустило крик.

«Неужели мы за то сражались,
Чтобы после наши ордена
За гроши на рынке продавались?
Чтобы стерлись наши имена?»

Господи! Как больно это слышать!
Сколько бедным выпало страдать?!!
А теперь – они почти без крыши.
А теперь – им снова голодать…

Мне так хочется пред ними извиниться,
Чтобы все они смогли простить;
До земли, всех ниже поклониться
И сказать: «О вас мне не забыть!»

Рецензии

Очень приятно что вы выразили свое отношение к людям прошедшую ту Отечественную войну да я думаю и к к тому поколению кто ковал эту Победу в тылу!не берусь судить о художественной стороне стиха одно могу сказать что написано искренне, не для "галочки" ! вот так и получается все мы помним что люди воевали что их мало осталось в живых! но правители настолько мелочны что не могут и не хотят даже тем кто остался еще жив обеспечить достойную старость сытую и ухоженную жизнь вернее остаток этой их жизни! это отоносится и к местной власти и к чиновникам от минобороны!подачки по 1.5 -3 т.рублей к празднику и жалкие пенсии лишь бы не умереть с голодухи!

Да, Вы правы... Это печально, да... Но пока остались хотя бы мы, кто в силу своих возможностей выражает им своё почтение...

Спасибо за Ваш отклик!
С уважением,

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


В рамках празднования Дня Победы в городском округе Озёры с участием заместителя председателя Правительства МО Юрия Олейникова состоялось открытие мемориальной доски в честь медиков эвакуационного госпиталя №2928, посажена «Аллея Победы» и проведены спортивные мероприятия

7 мая с рабочим визитом городской округ Озёры вновь посетил заместитель председателя Правительства Московской области Юрий Олейников. На этот раз поездка была посвящена Дню Победы, поэтому программа включала в себя ряд мероприятий, приуроченных к 9 мая.

В начале визита делегация посетила ДЮСШ «Чайка», где состоялось Первенство Московской области по тяжёлой атлетике среди юношей и девушек 2001-2003гг. рождения. В соревнованиях участвовали сильнейшие спортсмены из 25 городов Московской области. Всего 91 тяжелоатлет. Борьба проходила в разных весовых категориях. Озерчане, Таисия Седых и Артур Геворгян, заняли 1 места.

Параллельно с соревнованиями по тяжёлой атлетике во ДС «Озёры» стартовал ежегодный межрегиональный турнир по самбо, посвящённый памяти дважды Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Катукова М.Е.

В соревнованиях участвовали самбисты из городов: Воскресенск, Кашира, Домодедово, Пущино, Узловая, Алексин, Ступино, Коломна, Озёры. Всего 156 человек. Борьба проходила в 17 весовых категориях. По итогам озерчане завоевали 1 общекомандное место.

После посещения спортивных мероприятий зампред Правительства Московской области отдал дань уважения озерчанам, защищавшим Родину в военное время. Делегация возложила цветы к памятнику нашим землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Кульминацией этого дня стало открытие мемориальной доски в честь медиков эвакуационного госпиталя №2928, сформированного в 1941 году в Озёрах. Идея открытия памятной доски принадлежит Озёрскому Совету ветеранов. Информацию об Озёрском эвакуационном госпитале собрал озерчанин Николай Николаевич Кочергин, именно он выступил с инициативной установить памятную доску.

Озёрский Совет ветеранов обратился за помощью в открытии мемориальной доски к Юрию Олейникову. Как куратор Южного Подмосковья, он не смог остаться в стороне и помог в реализации идеи.

На мемориальной доске выгравирована информация о госпитале, о его боевом пути и изображён портрет первого начальника - Мухина Ивана Васильевича. Имея хороший опыт организаторской работы, Иван Васильевич смог в короткие сроки подобрать нужных специалистов и организовать работу госпиталя. Госпиталь № 2928 прошел огромный военный путь, возвращая в строй бойцов и командиров Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны тысячи озерчан сражались на фронтах, громили врага на земле, в воздухе и на воде. В память о героях войны в завершении рабочего визита в городской округ Озёры Юрий Олейников вместе с ветеранами и тружениками тыла, которые отдыхают и проходят курс лечения в пансионате «Озёрский», посадил молодые яблони, продолжив «Аллею Победы», заложенную в прошлом году.

Ученики 3 "В"

Проект "Этих дней не смолкнет слава". Творческая работа учащихся о их близких в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект-исследование Этих дней не смолкнет слава. Авторы проекта: ученики 3 класса «В» НОУ Школы «Ника» Руководитель проекта: Антонова Ольга Алексеевна- воспитатель

Должен ли современный человек хранить память о людях, прошедших Великую Отечественную войну? 100% считают важным сохранение памяти.

Есть ли в вашей семье родственники, воевавшие во время войны? 8 человек (53%) из опрошенных не знают, есть ли родственники, воевавшие с 1941-1945 г.г.

Знаете ли вы об их боевом пути? 100 % не знают о боевом пути своих близких

Хотели бы вы рассказать о боевом пути ваших близких? 100 % желают рассказать о боевом пути своих близких.

Должен ли современный человек хранить память о людях, прошедших путь Великой Отечественной войны? Да 15 человек – 100% 2. Есть ли в вашей семье родственники, воевавшие во время войны? Да - 7 чел. 47% Нет - 0 чел. Не знаю – 8 чел. 53% 3. Знаете ли вы об их боевом пути? Нет - 15 чел. 100% 4. Хотели бы вы рассказать о боевом пути ваших близких? Да – 15 человек - 100% Результаты социологического опроса

Гипотеза: почему мы вновь вспоминаем о войне, об этих трагических событиях в истории нашей страны. Цель: ознакомится с историей родных и близких людей в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Изучить основные события 1941-1945 года. Собрать и систематизировать материал о близких людях - участниках Великой Отечественной войны. Привлечь внимание к актуальности сохранения памяти о предшествующих поколениях.

Память - это ежедневное, ежеминутное, ежесекундное напоминание о том, что в нашей жизни нет и никогда не может быть места фашизму, войне. Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда… Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Прошла война, прошла беда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

Великая Отечественная война вошла в нашу историю, как небывалое по ожесточенности, трагизму и героизму сражение народов против гитлеровского фашизма. Путь к победе был долгим и трудным. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. 22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре часа утра. Сигнал тревоги над страной. Подкрался враг, как вор ночной. Фашистов черная орда не вступит в наши города. И мы врага отбросим так, Как наша ненависть крепка, Что даты нынешних атак Народ прославит на века.

Битва под Москвой 30 сентября 1941г. – 20 апреля 1942 г. Велика Россия, а отступать некуда – позади МОСКВА! (Василий Клочков) 30 сентября 1941 года началось сражение. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве. Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро. Парад на Красной площади в 1941 году действительно состоялся, но это был парад Красной армии, бойцы которой прямо с парада отправились на линию фронта. В результате успешного контрнаступления советских войск зимой 1941-42 годов было разгромлено 38 дивизий противника, освобождены десятки городов и сёл. Враг был отброшен почти на 300 км от Москвы. Поражение под Москвой стало первым крупным поражением Германии в войне. Планы Гитлера по молниеносному захвату СССР были сорваны.

Битва под Москвой 30 сентября 1941г. – 20 апреля 1942 г. Велика Россия, а отступать некуда – позади МОСКВА! (Василий Клочков) Битва под Москвой – самая масштабная во Второй Мировой войне. Именно здесь гитлеровская армия впервые потерпела серьёзное поражение. Незадолго до битвы политрук Панфиловской дивизии Василий Клочков сказал своим солдатам: «Великая Россия, а отступать некуда – за нами Москва!»

Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей, завершилась победой советских войск. Поражение вермахта под Сталинградом имело для Германии и её союзников катастрофические последствия. Десятки тысяч советских солдат и офицеров, учувствовавших в Сталинградском сражение, были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены званием Героя Советского Союза. Более 750 тысяч участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда». Сталинградская битва 17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Для защиты города советским командованием был образован Сталинградский фронт. Победа в этой битве имела для СССР огромное значение. Она наметила коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва 17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943г.

Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 г. В результате наступления советской армии в 1942 году и начале 1943 года в районе города Курск образовался в линии расположения наших войск большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция. У фашистов родился замысел наступательной операции на Курск под кодовым названием «Цитадель». Операция провалилась. Дорогой ценой обошлась победа в Курской битве Советским войскам. Они потеряли 860 тысяч человек.

Цена Победы. Советский народ победил в Великой Отечественной войне. Победа СССР над фашистской Германией была достигнута ценой огромных усилий и жертв. Общие людские потери страны за все эти годы войны оцениваются почти в 27 млн. человек. Страна потеряла в результате фашистской агрессии треть своего национального богатства. 1710 городов, свыше 70 тыс. сёл и деревень разрушили фашистские захватчики. 32 тыс. заводов и фабрик, 1870 мостов, 65 тыс. км железнодорожных путей были уничтожены. Многие памятники культуры и истории лежали в руинах. 427 музеев, 1670 церквей были разграблены.

АНИСИМОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ

Анисимова Маргарита о своем прадедушке. Мой прадед Анисимов Борис Петрович родился в 1927 году в городе Воронеж. Ему исполнилось 18 лет в последний год Великой Отечественной войны. В 1945 году его призвали в армию. Он служил на военном аэродроме, готовил к бою самолеты - истребители и бомбардировщики, а также охранял аэродром от атак фашистов. После войны он переехал в Поволжье, в Волгоградскую область, где стал работать в отряде поиска нефтяных и газовых месторождений. Когда нашли нефть, он остался жить там, работая нефтяником. Там же он познакомился с молодой сельской учительницей. Она стала моей прабабушкой, у них родился мой дедушка. Моего прадеда часто приглашали в школы, где он, как ветеран войны, рассказывал о ней детям.

Рахмангулова Элина Помните тех, кто защитил нашу Родину! На войне воевало много людей. Фашисты напали на Советский Союз. Эта война была жестокой, погибло много людей. Нам, детям, нужно помнить этих людей. Из моей семьи воевали три прадедушки: два с маминой стороны, один- с папиной. Один мой прадедушка – Рахмангулов Габдухак, был автоматчиком. По званию – старший сержант. Пошел он на войну в 1943 году в 17 лет. Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Болгарии. Был очень сильно ранен, но вылечился и выжил на войне. Еще один мой прадедушка – Гафиятов Талгат. Пошел на войну в 17 лет в 1941 году. Он был рядовым. Воевал на Курской дуге. Там был жестокий бой и его сильно ранили. Еще он воевал на Украине. Мой прадедушка выжил на войне. Другого прадедушку с маминой стороны звали Габитов Мансур. Он пошел на войну, когда ему было 23 года в 1943 году. Он был рядовым. Воевал на Финском, Западном и Восточных фронтах. У него были ранения. Мы должны знать и помнить тех, кто принял участие в Великой Отечественной войне. Ведь они защитили нашу Родину и победили врагов! Помните тех, кто защитил нашу Родину!

МОЙ ПРАДЕДУШКА ПЕТЯ

Гинкулова Таисия о своих родных людях. Мой прадедушка Петя родился в Алтайском крае. В 1941 году был призван на фронт. На тот момент ему было 18 лет. Служил в пехоте рядовым. Был ранен под Харьковом. После второго ранения был отправлен на учебу в Одесское военно-пехотное училище. После окончания учебы был распределен в Австрию, начальником эшелона. Там прослужил 2 года. Свою службу он закончил в звании подполковник. Последнее место работы – военкомат. Он был начальником 1 секретной части. Он прослужил 35 лет. У него много медалей и Орден Великой Отечественной войны 2-й степени. Еще один прадедушка Миша родился в Орловской области. Закончил Одесское военно-пехотное училище. После училища был призван на фронт в звании лейтенант. Был командиром пулеметной роты. Трижды был ранен. Был участником Ленинградской блокады. У него 2 ордена Красной звезды, Орден Великой Отечественной войны 2-й степени, медаль за оборону Ленинграда и много других медалей. Прабабушка Маша родом с Кировской области. Служила в зенитно-артиллерийской дивизии. Была ефрейтором. Она охраняла небо Москвы.

Лесин Дмитрий Мой прадедушка Гречишников Егор Иванович уходил на фронт из Тамбова. Был связистом. Погиб в Смоленской области в 1942 году. Еще один мой прадедушка Суслов Петр Степанович – был рядовым, погиб в Брянской области в 1944 году. Дедушка Рашит Мифтяхитдинович на войне был рядовым, воевал в Польше, служил в артиллерийском полку.

Наливайко Александр Моего прадедушку звали Александр Алексеевич Зубарев. Родился он в 1910 году. Когда его призвали на войну, ему был 31 год. Во время Сталинградской битвы они попали в окружение вместе с дивизией, но сбежал и выжил. В походе на Берлин был ранен. Во время войны их вывезли, потому что они были коммунистами. Закончил он войну генералом, начальником арт. снабжения 348 стрелковой дивизии. Больше дедушка ничего не знает о своем отце, потому что он не хотел говорить об этом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПИСЬМА С ФРОНТА

Помню! Горжусь! Шамрай Валерия Мой прадедушка- Руденко Василий Моисеевич. Он был учителем, также как и моя прабабушка - Ларина Татьяна Амросиевна. Во время войны прадедушка служил в 226 стрелковой дивизии младшим лейтенантом. Когда дивизию окружили фашисты, прадедушка попал в плен. Но ему удалось бежать. Он пробрался в свой родной поселок Чернухино, где продолжил воевать командиром разведроты. Однажды к прабабушке пришел немец в таких же сапогах, как у прадедушки. Она спросила: - Откуда ты взял эти сапоги? Он ответил: - Снял с убитого русского. Так моя прабабушка узнала о смерти прадедушки. Вот так погиб мой прадедушка, защищая родной поселок.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РУДЕНКО ВАСИЛИЙ МОИСЕЕВИЧ ЛАРИНА ТАТЬЯНА АМРОСИЕВНА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ольга Григорьевна- моя любимая прабабушка

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Карачурин Михаил У меня из нашей семьи на войне воевали два дедушки. Добындо Николай Иванович и Калениченко Владимир. Николай Иванович был машинистом. Он перевозил разные грузы для солдат. Калиниченко Владимир был солдатом. Последние два года он воевал на фронте. Все мои дедушки выжили на войне, но, к сожалению, уже умерли. Давайте не будем забывать о тех, кто из вашей семьи был на войне. Если бы не они, не было бы нас в этом мире!

С оветские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Рабочий день длился по 14-15 часов, о выходных и не вспоминали. Простое русское слово «надо» вдруг приобрело глубокий смысл. 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей! Если по каждому из погибших, в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать более 32 лет!

Калугины Иван и Мария со своей любимой бабушкой

Калугин Иван о своей любимой прабабушке Я хочу рассказать о своей прабабушке Вере Георгиевне, которой сейчас 88 лет. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 14 лет. Она только закончила 7 класс. В те времена поступать в техникум или училище можно было после 7 класса. Поэтому она подала документы в финансовый техникум. Но из-за того, что началась война, техникум эвакуировали, а родители ее не отпустили. Тогда еще маленькую Веру с ее братьями и сестрами отправили в деревню к бабушке, потому что Москву и Подмосковье постоянно бомбили. В августе немецкие войска подошли очень близко к Москве и родители забрали ее, потому что вместе было не так страшно. В первый год после начала войны бабушка помогала своим родителям, так как в семье были младшие брат и сестра. В мае 1942 года мою прабабушку мобилизовали на завод, где она выполняла работу. Которая ей была по силам: укладывала кирпичи, копала ямы. В июле того же года ее мобилизовали на военный завод на Хорошевском шоссе. На этом заводе она клепала стабилизаторы на бомбах, разгружала цемент. В 1943 году прабабушка стала работать на мясокомбинате им. Микояна подсобным рабочим. Ее отправляли грузить бревна из Москвы реки на торфоразработки. В 1944 году она стала учиться на курсах медицинских сестер. Когда Вера закончила курсы, ей исполнилось 18 лет. И только потому, что Красная Армия победила, ее не отправили на фронт. Моя прабабушка Вера Георгиевна награждена медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне с 1941-1945 г.г.

Сахнов Дмитрий Мои прадедушки воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны. Прадедушка Яша начал воевать на севере, а закончил войну в Чехословакии в звании капитана. Прадед Николай защищал город Ленинград и дошел до Германии. Прадед Александр был на фронте медиком, закончил войну подполковником медицинской службы. Дошел до Германии. Мой прадед Глеб встретил первый день войны 22 июня 1941 года в Белоруссии. Он был младшим лейтенантом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДОБЫНДО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КАЛЕНИЧЕНКО ВЛАДИМИР

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГРЕЧНЕВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ ГРЕЧНЕВА ЕВДОКИЯ АНДРИАНОВНА ЛОПАТИНА МАРИЯ ПАВЛОВНА ЛОПАТИН АЛЕКСАНДР МАКАРОВИЧ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Я буду отлично учиться, стану хорошим человеком и буду помнить о родных истоках, о родных именах и своим потомкам помогу узнать и на века запомнить родные имена в истории нашей Великой страны. В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне наша семья приняла участие в проекте «Бессмертный полк». Моя бабушка, мой папа и я достали фотографии наших родных, которые наяву видели войну и рассказали мне в который раз о былом…, о моих предках. Мой прапрадедушка Гречнев Павел Федорович родом из села Киреевка Дедиловского района Тульской области. Он был красноармейцем и в июле 1941 года ушёл защищать Родину от врага. В декабре 1941 года в боях под Наро-Фоминском, защищая подступы к Москве, он был убит. Ему было 35 лет. В родной сторонушке у него осталась семья. Трудные дни оккупации под немцами моя прапрабабушка Гречнева Евдокия Андриановна выстояла, работала на трудовом фронте, помогая Родине идти к Победе, воспитала троих детей, все они получили высшее образование и стали достойными гражданами нашей страны. Моя прабабушка Гречнева -Лопатина Мария Павловна в свои 13 лет на трудовом фронте под Тулой помогала взрослым – стирала и чинила одежду, готовила еду, собирала в поле колоски. Защитники города Тулы и трудовые силы внесли огромную помощь в оборону Москвы. Мой прадедушка Лопатин Александр Макарович в 17 лет ушёл добровольцем на фронт, воевал в войсках связи – связистом. Победу встретил в Польше под городом Краков. Вернулся на родную Тульскую землю только в августе 1945 года. В трудные годы после войны он окончил Московский гидромелиоративный техникум. Мой прадед прожил жизнь честным и трудолюбивым человеком. В минуты, когда память настойчиво возвращала в далёкие сороковые годы, он рассказывал моей бабушке и моему папе о том, как воевал, как терял друзей, как хотелось побыстрее победить врага, как мечтал о жизни после Победы. Вот и я рассказала о своих корнях, которые подарили нам счастливую жизнь под мирным небом Нам – продолжению их эпохи. Дудник Весна

МОЙ ПРАДЕДУШКА - СПИЦИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

Романовский Матвей Спицин Иван Дмитриевич был призван в Красную Армию отдельного кавалерийского эскадрона в 1933г. Он постоянно повышал свое звание, квалификацию и дослужился до начальника полковой школы кавалерийской бригады, которую часто посещал герой гражданской войны командующий Первой Конной армии С.М. Буденный. С ним мой прадед был лично знаком! С началом Великой Отечественной войны кавалерия утратила свое былое звание, и прадед был переведен в сухопутные войска. За годы войны он прошел путь от командира роты до командира полка, участвуя в боях в составе Брянского, Юго-Западного, Калининского и 2-го Украинского фронтов. День Победы он встретил в освобожденном чехословацком городе Брно. После победы над Германией прадед принял участие в войне с Японией на Забайкальском фронте и после победы вернулся в Москву и до 1982 года работал на разных должностях в Генеральном Штабе Сухопутных войск в звании полковника. За боевые заслуги награжден 24-мя орденами и медалями. Особую гордость представляют три ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали За Победу над Германией и За Победу над Японией. Мне не пришлось увидеть моего прадеда, но я горжусь им очень сильно!!!

Пчелинцева Дарья Война началась в 1941 году, а закончилась в 1945г. Она длилась 4 долгих года. У маленьких детей пропадали родители, их отвозили на поездах в тыл. В тылу все голодали и многие погибали. Каждому выдавали ломтик хлеба 125 г., а работающим 250 г. Мой прадедушка Пырин Степан Иванович был разведчиком. Дед не любил рассказывать о войне, но мы знаем, что он был ранен, врачи отказались его оперировать и так он всю жизнь прожил с пулями. Мой второй прадед Павлов Василий Михайлович тоже просился на фронт, но его не взяли, стране нужна была руда, а он был лучшим экскаваторщиком. Спасибо всем сражавшимся за Родину!

Строжайший секрет Им Виктория Во время Великой Отечественной войны мой прадедушка по маминой линии находился в Средней Азии, в Узбекистане, потому что в 1937 году по приказу И. Сталина, корейцы были депортированы с Дальнего Востока. Переселенцы корейцы имели статус административно выселенных. Они были ограничены в передвижении, не имели документов и не могли служить в Красной Армии. В годы войны мой прадедушка Тё Владимир работал на трудовом фронте в Средней Азии. Он принимал участие в обустройстве эвакуированных заводов. Это надо было делать в очень короткие сроки, так как фронту нужна была военная продукция. Работали день и ночь. Он не виделся с семьей, не говорил, где он находится, так как это держали в строжайшем секрете.

Помните! Через года, через века… О тех, кто уже не придет никогда, Помните! Памяти павших будьте достойны!.. Именем солнца, именем Родины Клятву даем. Именем жизни клянемся, клянемся павшим героям То, что отцы не допели, - мы допоем! То, что отцы не построили, - мы построим! ПОМНИТЕ!.. Памяти павших будьте достойны!.. Убейте войну! Прокляните войну! О тех, кто уже не придет никогда,- ЗАКЛИНАЮ - ПОМНИТЕ! (Р. Рождественский)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ!

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Новокрещенов И.В. «Страницы Великой Победы»: Учебное пособие для уч-ся 1-4 классов.-М.: Издательство « Ювента », 2008.-64с.:ил. «Детям о ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ!» Беседы о Второй мировой войне/ А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина. – М.: издательство ГНОМ,2014.-48с. «Великая Отечественная война». Демонстрационный материал для школы. Текстовое приложение к демонстрационному материалу. Автор к.и.н., Заслуженный учитель России М.Н. Чернова. – АЙРИС ПРЕСС.2015 «Последний звонок» Газета для организаторов внеклассной работы. 2003. №1. «Последний звонок» Газета для организаторов внеклассной работы. 2005. №9. «Последний звонок» Газета для организаторов внеклассной работы. 2006. №1. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы-1990 г. Некрасова Н.Н. «Войны священные страницы навеки в памяти людской» – Классный руководитель: Журнал. 2004.№8. Реальные истории о родных людях, которые собрали учащиеся 3 «В» класса НОУ школы «Ника» г. Москва.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Час мужества: "Этих дней не смолкнет слава…"

Цель: привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;

воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

расширение знаний об исторических событиях ХХ века;

обогащение словарного запаса;

развитие умения самостоятельной работы при подборе материала для мероприятия.

Результаты обучения: Учащиеся имеют представление о Великой Отечественной войне, знают исторические факты, вклад казахстанцев в великую победу и освобождение от фашистов; умеют работать в группах, рассуждать, анализировать, делать выводы, анализировать, наблюдать.

Оборудование: портреты Героев Советского Союза, фотографии «Ветераны нашего села», выставка книг «Никто не забыт! Ничто не забыто!», слайды презентации, «звёзды», толковые словари, карточки с заданиями для работы в группах , справочный материал .

Ход мероприятия:

1.Вступление

На доске и у каждого изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение.

Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится. Почему выбрали именно это солнышко? Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение.

В то утро, у всех было такое же хорошее настроение. Все люди мирно спали.

(включается запись метронома)
1 вед: - Отчего это воздух тревогой объят?

2 вед: - Отчего вдруг замолкли все птицы?

3 вед.: - Отчего так испуганы лица?

(Звук разрыва бомбы слышится.

Голос Левитана (начало войны).

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.


Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинке весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Сорок первый!
Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

2. Сообщение темы классного часа.

Приближается праздник, который вся страна отметит 9 мая. Какой это праздник? (День Победы)

Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Какие ассоциации у вас возникают при слове «война»?

Мы сегодня поговорим о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Узнаем о героических подвигах казахстанцев, которые проявили мужество, патриотизм в сражениях. Именно людям, прошедшим войну, их славным делам, посвящаются сегодня задания, которые вы будете выполнять в группах.

3.Просмотр видеоролика «Священная война». Прием «5 ключевых слов».

Во время просмотра записывают 5 слов, по которым будут рассказывать о том, что увидели

О чем видеоролик?

Что вы узнали нового, просмотрев его?

4. Игра «Историческая змейка» (За каждый правильный ответ - звезда)
1. В каком году началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г в 4 утра).
2. Почему ее назвали Отечественной? (весь народ сражался за свою Родину, Отечество).
3. Сколько дней длилась ВОВ? (1418).
4. Какой казахский акын поддержал своими стихами ленинградцев? (Жамбыл).
5. Кто из казахстанцев водрузил знамя над рейхстагом? (Рахимжан Кошкарбаев)
6. Девушка – пулеметчица? (М.Маметова).
7. Когда закончилась ВОВ? (9 мая 1945 г)

8. Когда был поднято знамя Победы над Рейхстагом? (30 апреля 1945г)

9.Сколько казахстанцев были дважды удостоены звания Героя Советского союза?(4)

10.Сколько солдат дивизии Панфилова сражались с врагом? (28)

5. Работа в группах.

У каждой группы на столе карточки с заданиями. Время для выполнения заданий – 5-7 минут. По окончании выполнения каждая группа традиционно представит свою работу

Группа 1 – работа с толковым словарём . (На парте - краткий толковый словарь, инструкция)

Прочитайте слова: патриотизм, подвиг, мужество.

Найдите их в толковом словаре, узнайте их значение. Вставьте данные слова в предложение.

В Великой Отечественной войне наш народ совершил ________________________________, в котором слиты воедино величайшее_______________________________ и огромный___________________________________.

Группа 2 – работа с пословицами. (На парте - карточки со словами.)

Задание: - Прочитайте слова на карточках. Составьте из слов 3 пословицы. Объясните их смысл.)

Группа 3 – работа с текстом. ( На парте - карточка с текстом.)

Прочитайте текст.

Сердце Родины – Москва. В тревожную осень 1941 года уходили на фронт защитники столицы. А 24 июня 1945 года здесь состоялся парад Победы. К подножию Мавзолея были брошены знамена разбитых фашистских дивизий.

Несгибаемый Ленинград. 900 дней и ночей блокады не сломили духа жителей города. Ленинградцы выстояли и победили.

В Киеве сорвали гитлеровский план «молниеносной войны» и задержали наступление на Москву.

Вклад в общее дело победы внесли легендарные защитники Севастополя.

Героическая Одесса. Население Одессы мужественно переносило тяготы и опасности осады. Врагу не удалось овладеть городом. Советские войска и жители Одессы отразили наступление фашистов.

Город славы – Сталинград. Сталинградская битва – одна из крупнейших в Великой Отечественной войне.

Непобежденный Брест. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Она продемонстрировала всему миру величайшую стойкость и мужество, богатырскую силу советского солдата. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь.

Подчеркните названия городов – героев.

Ответьте на вопросы:

Сколько городов – героев?

Какие города теперь находятся в других странах?

Перечислите города – герои.Найдите их на карте.

Группа 4 – работа с текстом. ( На парте – карточки с заданиями.)

Задание: - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова и числа.

блокада
Дорога жизни
голод
900
125
8 сентября 1941 года

Гитлер приказал окружить город. _____________________________ началась блокада. Она продолжалась _________ дней. В городе не хватало продуктов. Нормы выдачи хлеба снижались. Самая низкая норма _____________граммов. Начался _________________, который уносил жизни многих ленинградцев. Единственная ниточка, которая связывала Ленинград со страной ____________________________. По ней везли продукты, а из города вывозили детей и больных людей. Эта дорога спасла жизни более 1 миллиона человек.

6. Презентация работ в группе.

Время работы в группе истекло. Подведём итоги этой работы. Итак, слово первой группе.

Благодаря величайшему патриотизму, огромному мужеству и готовности к подвигу народы нашей Родины защитили свою землю и победили врага. А победителя издавна славили в песнях, стихах, пословицах. Ребята второй группы расскажут, какие же пословицы о Родине, о героях они сложили.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Как же вы понимаете смысл этих пословиц?

И стар, и млад всегда вставал на защиту родной земли. Так было и в годы Великой Отечественной войны. В России есть немало городов, в сражениях прославивших державу… Эти города получили почётное звание город-герой. Города становятся героями, когда их защищают героические люди. Об этих городах расскажет нам третья группа.

Сколько городов – героев?

Какие города – герои теперь находятся в других странах?

Перечислите города – герои России. Покажите их на карте.

О героическом подвиге Ленинграда нам расскажет четвёртая группа.

7.Валеопауза

1 ведущий . - Отечественная война - это не только кровь, страдания, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности.

2 ведущий - После тяжёлых боёв солдатам необходим был отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

(исп. Песня “На безымянной высоте”).

1 ведущий .- Солдаты знали, что может быть, уже завтра многих не будет. Но все же звучали на войне шутки, пелись веселые песни .

Песня «Смуглянка»

8. Подведение итогов, исполнение песни «День Победы».

(Звучит первый куплет песни «День Победы» - сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.

Звучат звуки «салюта»:

Праздник Победы – это праздник весны,

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра. (Т.Маршалова)

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май! (М.Владимов)

Звучит мелодия песни «Священная война»

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой! (М.Владимов)

В бой за Родину солдаты

Шли за шагом шаг.

Верили в Победу свято –

Не сломил их враг. (Ю.Друнина)

Звучит мелодия песни «Журавли» сл. Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля

Четыре года страшных испытаний…

Потери, жертвы, искалеченные судьбы…

Война… и тысячи людских страданий!..

Имён героев – никогда не позабудем!!! (О.Климчук)

Учитель: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся, не обнимет детей, внуков, друзей. Низко поклонимся и тем, кто не дожил до счастливого дня Победы. Почтим их память минутой молчания.
Голос Левитана «Памяти павших». Минута молчания.

Помни, как гремели орудий раскаты
Как в огне умирали солдаты

В сорок первом,

Сорок пятом –

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, как земля содрогалась и слепла,

Как заря поднималась из пепла,

Громом орудий не забудем мы с тобой.

Помни, не забудь обожженные лица.
Это может опять повториться.

Не забудем это, люди, никогда.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер.

Мы за счастье и слезы в ответе,

На планете наши дети – поколение юных живет…

Помни, чтоб шумели весенние всходы

Не забудь эти грозные годы!

Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам

И маршалам страны, и рядовым,

Всем тем, кого нам позабыть нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!

Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!

Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –

ПОБЕДОЙ МИРА на ПЛАНЕТЕ НАВСЕГДА!..

Учитель: 71-й год наша страна отмечает великий праздник – День Победы, который так дорого достался нашему народу. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашистов, так как на защиту Родины поднялась вся страна. Люди не думали о своей жизни. Думали о том,

как победить врага. Даже дети воевали вместе со взрослыми на передовой,

в партизанских отрядах.

Учитель: Мы помним тех, кто воевал, кто, защищая, погибал. В каждом населённом пункте нашей страны: в городе, селе установлены памятники героям Великой Отечественной войны – это наша живая память!

Мы славим наших ветеранов,

Достойных чести и любви!

Пускай поменьше ноют раны,

Поют подольше соловьи,

Пусть годы их светло текут,

И хорошо они живут… (И.Яворовская)

Как хорошо, что нет войны! Над нами мирное небо!

(Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце» cлова Л.Ошанина, муз. А.Островского)

Солнце Родины любимой озаряет все вокруг
И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук –

Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край,

Слово мира и привета всем народам передай.

Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись,

Пролетая в синей дали к обелиску опустись.

Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.

Учащиеся прикрепляют бумажных голубей на «земной шар» на доске.
Пишут синквейн «Победа»

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённый 72 годовщине со дня победы в Великой Отечественной войне. В мероприятии участвуют учащиеся со 2 по 10 класс, ветераны школы, дети войны.

Цель мероприятия : воспитывать в учащихся чувства гордости за историческое прошлое России и восхищаться славными деяниями Героев, отдавших свою жизнь на благо Отечества.

Задачи :

  1. Воспитывать в детях мужество и любовь к Отчизне.
  2. Приобщать детей к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны.
  3. Утверждать в сознании учащихся патриотические взгляды и убеждения.

Оборудование: микрофоны, мультимедийный проектор, компьютер.

Место проведения: актовый зал

Участники мероприятия : учащиеся 2-х – 10-х классов

Зал празднично украшен - можно использовать стенгазеты, рисунки детей о войне. Сцена оформлена соответственно данному празднику. Звучит музыка, песни военных лет. Ветеранов встречают учащиеся и проводят в зал, усаживают на места, дарят поздравительные открытки. Звучат песни военных лет.

Ход мероприятия

Ученик:

За всеми памятными датами
Видится главнейшая одна:
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Нам восстановит огненные дни.

Звучит Музыка «Утомлённые солнцем», танцует пара молодых людей (музыка резко прерывается звуками взрывов)

Ведущий 1:

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

Голос Левитана: «Объявление о войне…. ». На сцену выходят школьники разного возраста, учителя, воспитатели. Они внимательно слушают сообщение… Звучит песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача. Муз. А.Александрова)

Ведущий 2: На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатилетние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защитить Родину. Они не стали учителями, врачами, строителями. Они стали солдатами.

Ученик:

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

Ученик:

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

(«Мой милый, если б не было войны». Музыка Марка Минкова, слова Игоря Шаферана. Инсценировка песни в исполнении учеников старшей школы)

Ведущий 1: Война схватила нас крепко – Брест и Перемышль, Киев и Смоленск, Москва и Ленинград, Севастополь и Сталинград, на суше и на море – везде шли кровавые бои, везде гибли люди. Но мы знали, за что сражались, мы каждый день, каждый миг приближали нашу победу!

Ведущий 2 : Не было человека в России, кого не коснулась бы война. Все, от малых детей до стариков, как могли, приближали Победу. Дети стояли у станков, а чтобы доставать до пусковых кнопок, подставляли ящики. И работали ночами, сутками. Война, она возраст не спрашивает. И дети считали, быть может, именно их снаряд спасёт отца, брата, деда! И писали на снарядах: «За победу!»

Ученик :

Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом,
Были слышны песенки «Катюши»
Под Москвой, за Курском и Орлом.
Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победный, боевой
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой!

(Попурри из военных песен в исполнении учеников)

Ведущий 1: Что помогало людям переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы? Песня…, песня военных лет. Именно песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых.

Ведущий 2:

Лишь гасли вспышки в небе грозовом,
И замирала канонада боя.
Был слышен вальс в лесу прифронтовом,
Даря бойцам короткий миг покоя.

Ведущий 1:

Баян вздыхал о девичьих глазах,
О позабытых соловьиных трелях
И падала солдатская слеза,
Росинкой застывая на шинелях.

(«Ах, эти тучи в голубом» – танец в исполнении учеников начальной школы)

Ведущий 2 : Особо хочется сказать о медицинских сёстрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сёстрами милосердия.

Ученик :

Когда, упав на поле боя, и не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такою: не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили живой и мёртвою водой.
Как будто надо мной Россия склонилась русой головой.

(Исполняется танец «Вальс медсестры». На экране кадры кинохроники)

Ведущий 1: Трудными дорогами шли солдаты. По нескольку километров в день – пешком, застревая в грязи, в снегу или под палящим солнцем. Любому солдату фронтовику они памятны.

Ведущий 2:

Та дорога была неподатливо долгой
По безлюдью глухому. В степи ветровой.
Та дорога прошла между Доном и Волгой,
К раскалённому фронту. К передовой…

(«Эх, путь дорожка фронтовая». Музыка Бориса Мокроусова, слова Наума Лабковского и Бориса Ласкина. Исполняет ансамбль учеников школы.)

Ведущий 1 : Женщина и война... Оба эти слова женского рода… Но они несовместимы. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг русского солдата, а на другую подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины.

(инсценировка «У войны не женское лицо»)

Ведущий 2: Солдатские матери… Хочется поклониться им до земли. Это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для родины час встали на её защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона.

Ученик:

Знаю, в сердце у тебя тревога –
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу,
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи..
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу! (А. Курдюмов)

(Песня «Письмо солдата» в исполнении хора учителей и учащихся.)

Ведущий 1: Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают Вечный огонь.

Их теперь не обнять, Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли негасимый огонь –
Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.
Это павших сердца отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.

В честь всех погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания. (Удары метронома)

Ведущий 2 : Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.

Ведущий 1 : И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года – день Победы, день всенародного ликования и радости!

По всей стране от края и до края,
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.

Ведущий 2:

Как быстро бы года не пролетали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.

(Исполняется песня «Боевые ордена» . Слова и музыка Ю. Давидюка)

Ученик:

Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!

Ведущий 1:

Во имя Отчизны – Победа! (вместе)
Во имя живущих – Победа! (вместе)
Во имя грядущих – Победа! Победа! Победа! (вместе)

Все участники и зрители исполняют 1-й куплет и припев песни «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова

Вручение цветов ветеранам, общая фотография.