Способности - это индивидуальные качества, которые есть у каждого из нас.

Благодаря им мы можем успешно осуществлять ту или иную деятельность.

Это не полученные навыки, знания, умения. Хотя и они тоже важны. Способности - это изначальная предрасположенность к в определенном роде занятий, работы, творчества. Это возможность достигать необходимых результатов с минимальными затратами.

У кого они есть? У всех!

В основе любых способностей лежат задатки - наши природные, биологические качества, с которыми мы рождаемся. Это особенности строения нашего тела, двигательного аппарата, органов чувств, мозга и т.д.

Память, мышление и воображение не являются способностями. Это психические процессы. Но их качество, быстрота, интенсивность влияют на реализацию наших способностей, на то, насколько мы сумеем их применить.

Конечно, приобретенные знания, умения, навыки свидетельствуют о наличии способностей. Но, скорее, они все-таки говорят о чертах характера, нежели о врожденной предрасположенности.

И вот что важно! При отсутствии даже большие задатки не становятся способностями. Зато при надлежащем воспитании даже из небольших задатков могут развиться выдающиеся способности. Получается, что не только растения нуждаются в надлежащем уходе и культивировании, но и мы с вами. Иначе чахнут не только цветы, но и наши задатки и способности.

Хотите успешно проявлять способности? Сочетайте их со своим темпераментом

Чтобы понять, к чему вы наиболее предрасположены, важно знать, . Темперамент может способствовать или препятствовать проявлению ваших способностей. Например, холерик не может долго быть усидчивым, поэтому даже если у него есть художественные способности, он не сможет заниматься некоторыми видами искусства. Например, не сможет расписывать мелкие миниатюры или заниматься точечной графикой. Ему больше подойдет монументальная живопись или создание плакатов.

Темперамент сам по себе не имеет отношения к способностям. Но он важен для выбора той области деятельности, в которой вы сумеете максимально эффективно воплощать свои способности и быстро добиваться успеха.

Чтобы найти свои способности, надо многое пробовать

Как можно понять, есть у кого-то способности к той или иной деятельности или нет? Их наличие можно определить по быстроте, глубине и прочности обучения какому-то виду деятельности, скорости овладения ее приемами.

Например, если ваш ребенок на детской площадке лучше всех умеет качаться на кольцах, бесстрашно и ловко забирается на верх лестницы, готов часами упражняться на брусьях и других детских тренажерах, то это говорит о том, что у него есть способности к спортивным, физическим видам деятельности.

А если он моментально запоминает мелодии, легко повторяет их звучание и ритм, любит слушать музыку, в том числе симфоническую, то, скорее всего, в нем заложено музыкальное дарование. И т.д.

Чтобы вовремя выявить способности, наблюдайте за ребенком. Присматривайтесь к тому, что он быстро схватывает и запоминает, что он умеет делать лучше других детей.

Ученые считают, что способности формируются и развиваются в деятельности. Если вы хотите узнать, какими способностями обладает ваш ребенок, отправьте его заниматься в : рисования, музыки, иностранного языка, гимнастики и т.д. Привлекайте его к домашним работам: пусть он помогает вам украшать интерьер, печь пироги, ухаживать за животными, младшими братьями и сестрами. Наблюдая за ним в процессе деятельности, вы сможете заметить то, к чему он предрасположен. Со временем это поможет вам определиться - где ему лучше учиться, какую профессию выбрать.

И вот что еще важно. Между способностями и талантом (не говоря уже о гениальности) есть разница. Она заключается в том, что способный, талантливый человек может использовать свой , а может и нет. А у гения все сложнее. Он является заложником своего дара: он физически не может не работать в той области, в которой он одарен. Если его лишают возможности заниматься ею, то для него это худшее наказание. Поэтому если вы замечаете, что вашего ребенка невозможно оторвать от рисования, он постоянно что-то рисует, и другие занятия ему не интересны, то это явный повод задуматься о дальнейшем серьезном развитии его дара. Как говорится, этот тот случай, когда нельзя «зарывать талант в землю».

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность.

1 . Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются ноги гелями субъективных юридических прав и обязанностей. Таково общее положение. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими. Малолетние дети, душевнобольные, организации, прекратившие свое существование, фактически не могут участвовать в правоотношениях: ведь если нет субъекта права, то нет и субъекта обязанности, нет и самой обязанности - нельзя быть обязанным в отношении никого.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью.

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И напротив, все дееспособные люди являются правоспособными. Следовательно, правоспособность - понятие более широкое, так как распространяется на больший круг лиц. Различия в дееспособности отдельных лиц заложены уже в самой природе людей и в условиях их жизни.

1. Возраст правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности.

В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной. Так, несовершеннолетние совершают сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей.



2. На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья. Если вследствие душевной болезни или слабоумия гражданин теряет способность понимать значение своих действий и руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют их опекуны. В соответствии с законом ограничивается дееспособность лиц, страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих наркотическими веществами.

К, индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане (иностранцы) и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства.

К организациям -коллективным субъектам правоотношений - относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом.

2. Объекты правоотношений . Объект правоотношения - то то, на что воздействует правоотношение.

Экология жизни. Познавательно: Осознанность - это состояние, в котором ты понимаешь, что происходит в настоящем моменте...

Осознанность - это состояние, в котором ты понимаешь, что происходит в настоящем моменте. Если ты мечтаешь о будущем - ты не осознаёшь себя. Если ты вспоминаешь прошедшие события - ты не осознаёшь себя.

Если посмотришь на что-нибудь, например, на свои руки, или заметишь, как воздух наполняет твои лёгкие и выходит из них, почувствуешь своё тело, прислушаешься к окружающим тебя звукам, понюхаешь воздух, поймёшь, о чем сейчас думаешь, какие эмоции испытываешь - тогда ты осознаешь себя.

Осознанность может отличаться по глубине. Наиболее глубокая осознанность будет, когда ты сможешь одновременно видеть, слышать, нюхать и чувствовать, осознавать свои мысли или их отсутствие, осознавать испытываемые эмоции. Различные звуки, запахи, изображения и ощущения всё время воспринимаются твоим подсознанием, но большую часть времени ты не осознаёшь эту информацию.

Осознанность обладает величайшей силой. Вот некоторые проявления её:

Неуязвимость

Когда ты всецело себя осознаёшь, ты становишься неуязвимым. Никто не может тебя обидеть. Если он прав - так чего ж тут обижаться, ты знаешь это. А если ты знаешь, что он не прав - тебя это не обижает, ведь ты и так знал это. Если прав отчасти, ты осознаёшь, что правда, что нет.

Если бы люди всегда вели себя осознанно, то не было бы ссор, недопонимания. Вести себя осознанно, значит быть открытым. Говорить открыто. Действовать открыто. Ты можешь позволить себе быть открытым, потому что ты неуязвим.

Ты можешь действовать для наивысшего блага других, или для наивысшего своего блага - тебе выбирать.

Главное, что в результате осознанных действий получается, что выигрывают все. Мы все - одно целое, поэтому осознанные действия приносят наибольшую пользу для всех.

Решение проблем

В глубокой осознанности проблемы растворяются. Борьба с проблемами только усиливает их. Избегание проблем не решает их, а приводит к тому, что они только усугубляются и рано или поздно проявляются (как перелом руки, заклеенный пластырем).

Осознанность позволяет сталкиваться с проблемой напрямую, посмотреть ей в глаза, понять её истинную природу и растворить её. Осознанность порождает действие, если это необходимо. Причем действие, наиболее эффективное для разрешения проблемы.

Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали.

Альберт Эйнштейн.

Повышение сознательности помогает решать проблемы.

Власть

Когда ты ведёшь себя осознанно, ты чувствуешь себя хозяином своей жизни. Ты - создатель своего мира. События, люди, которые тебя окружают - всё это доступно только тебе. Только ты видишь вещи в таком свете и в такой последовательности. Жалко было бы не обращать на это внимание, ведь никто другой не может за тебя осознать твой мир, увидеть его таким, какой он есть и сделать его лучше.

Скорее всего ты уже знаешь, что наблюдение созидательно. То, на что ты больше всего обращаешь внимание, становится всё большей частью твоей жизни. Осознанность позволяет задействовать эту силу созидания.

Осознанные сновидения

Моя текущая цель в области личного развития - испытать осознанные сновидения. Я понимаю, что развитие осознанности в реальном мире помогает мне быть более внимательным к необычным деталям во сне. Проанализировав свои сновидения, я понял, что в них очень мало осознанности - и это прямой результат того, что я испытываю в реальном мире. Я могу сосредоточиться на одном деле и посвятить всё своё внимание ему, но в это время я теряю контроль и осознанность над более глобальной картиной.

Не часто я прислушиваюсь к звукам, которые меня окружают. Не часто рассматриваю предметы, аксессуары одежды, людей, природу. Вкус пищи для меня вообще не имеет большого значения, чаще задумываюсь о пользе поедаемого, но тоже не всегда. Не редки случаи, когда я не слышу, что мне говорят. Мои сны не очень яркие, и таковы же мои воспоминания о прожитом дне. Случается ли такое с тобой? Всё это - проявления недостаточной осознанности.

Красота

Осознанность помогает более глубоко ощущать красоту. Какое наслаждения рассматривать что-нибудь, которое разум считает окрашенным в один цвет, но которое при достаточной осознанности настоящего под лучами солнца приобретает тысячи оттенков! Конечно, проще использовать свою логику и сказать - это белое, это тёмно-синее, это светло-синее. Но что если выключить логику и включить сознание? Что ты увидишь тогда?

Позитив

Осознанность позволяет испытывать позитивное эмоционально состояние вне зависимости от обстоятельств. Если в тебе достаточно осознанности, тебе не составит труда жить с улыбкой на лице и прямой осанкой, чтобы не произошло в жизни.

Кстати, это можно использовать как тест на осознанность: как долго ты сможешь оставаться с улыбкой на лице и прямой осанкой? Если это не твоё состояние по-умолчанию, то как только ты перестанешь осознавать себя, улыбка пропадёт, а спина согнётся.

Управление мыслями

Для человека с низким уровнем осознанности кажется невозможной сама идея управлять своими мыслями, заставлять себя думать о чём ты хочешь. Тем не менее, навык сосредоточивать все свои мысли на одном, можно развивать - и он развивается параллельно с развитием осознанности.

Сколько секунд подряд ты можешь думать о лимоне, не прерываясь на другие мысли? Хорошо, если получится это сделать в течение 5 секунд. Но при развитии навыка можно удерживать мысль и в течение минуты, нескольких минут. А теперь вопрос - сколько времени нужно сосредоточивать свои мысли на достижении своей цели, чтобы она была достигнута наверняка?

Точная картина мира

Знаешь ли ты, что у каждого из нас своя картина мира? Два человека, находясь в одной и той же обстановке и условиях, видят мир по-разному. Один выходит на улицу в метель, и ему тут же хочется вернуться обратно. Каждый порыв ветра вызывает в нём неприятные ощущения и только усиливает желание спрятаться куда-нибудь. Другой выходит, и говорит «Э-эх, хорошо!» Каждый порыв ветра усиливает улыбку на лице и уверенность в себе, что он, человек, может преодолеть любые преграды, выжить в любых обстоятельствах.

Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее

Ницше

Осознание своих убеждений позволяет сознательно выбирать, во что ты веришь. Некоторые убеждения тебя усиливают, например, «у меня есть уникальный дар, который я могу предложить миру», «у меня достаточно денег для жизни», «у меня всегда много времени на важные дела», «всё люди - одно целое».

Другие же убеждения делают тебя более слабым в этом мире, например, «я ни на что ни способен», «мне не хватает денег», «у меня не хватает времени», «человек человеку - волк», «я не заслуживаю повышения» и т.д.

Из твоих убеждений складывается твоя картина мира. Заметь, что не сам мир делает тебя сильным или слабым, а твоя картина мира. Осознав убеждения, которые делают тебя слабее и заменив их убеждениями, которые делают тебя сильнее, ты реально становишься сильнее, повысив свою личную эффективность.

Настоящий человек

Какое наслаждение разговаривать с человеком, который здесь, в настоящем. Который не летает в будущем, не копается в прошлом, а разговаривает с тобой, полностью осознавая, что ты сейчас сказал, что сказал он, понимает, где вы оба сейчас находитесь, понимает, что происходит вокруг. Если тебе нравится такое общение - тебе стоит самому его стимулировать. Быть человеком, который осознаёт происходящее, настоящим человеком. Прямо сейчас.

Как задействовать силу осознанности?

Чтобы достичь состояния глубокой осознанности, достаточно сконцентрироваться на глубине одного чувства. Можно сконцентрироваться на максимальном осознании своего тела. Можно сконцентрироваться на максимальном осознании звуков, в пределе - услышать голос тишины, даже при наличии других звуков. Можно сконцентрироваться на настоящем моменте, позволив уйти всем мыслям о прошлом и будущем. Можно сконцентрироваться на осознании своих мыслей, в пределе - осознавать отсутствие мыслей.

Если ты сможешь уделить повышению своей осознанности в день хотя бы минут 10 - уже замечательно.

Однако это то, что можно делать в течение дня. Это можно делать на пике своих умственных и физических способностей, можно делать когда ты очень сильно устал - не важно, потому что ни ум, ни тело тебе не нужны.

Сознание существует за умом и телом. Повышать осознанность можно перед сном, способствуя лучшему расслаблению и отдыху. Стоя в очереди, в ожидании чего бы то ни было, потратив время с пользой. Во время разговора, максимально вслушиваясь в речь и интонации собеседника, замечая малейшие жесты и движения глаз, способствуя лучшему пониманию и эмпатии, установлению более крепких и доверительных отношений. Ты можешь привлечь больше осознанности, занимаясь любым делом - и это принесёт огромную пользу и делу, и тебе.

Кроме таких кратковременных действий по повышению своей осознанности и выработке привычки жить осознанно всё время, есть стратегические действия, предложенные Стивом Павлиной в статье «10 способов стать более сознательным» (10 Ways to Become More Conscious). Вот они, 10 способов, с моими пояснениями.

10 способов повысить свою сознательность

1. Правда повышает сознательность, ложь понижает её. Каждый раз, когда ты принимаешь правду, поощряешь правду, говоришь правду - ты повышаешь свою осознанность.

2. Храбрость повышает сознательность, трусость понижает её. Храбрость всегда требует сознательных усилий. Для проявления трусости не требуется ничего - разве что закрыть глаза да спрятаться в угол. Принимая решения, подумай о том, требует ли храбрости принятое решение. Если нет, возможно, ты просто прячешься от проблемы, понижая свою сознательность.

3. Сострадание повышает сознательность, жестокость понижает её. Проявление сострадания может происходить только в состоянии осознанности. Проявление жестокости может происходить только в бессознательном состоянии - вряд ли ты захочешь сознательно проявлять жестокость. Безразличие тоже чаще происходит в бессознательном состоянии - это действие по умолчанию. Сострадание же просто требует осознанности. Учись различать голос сознания и голос ума - ум может происходить найти оправдание для любой деятельности, даже найти пользу в проявлении жестокости. Слушай своё сердце, совесть - недаром слово совесть и сознательность на английском звучат очень похоже (conscience и consciousness).

4. Желание повышает сознательность, апатия понижает её. Можно долго размышлять о том, хороши или нет твои желания, насколько хорошие цели ты поставил, но факт в том, что чётко определённые желания - повышают сознательность. Если желания расплывчаты, нет фокуса - сознательность понижается. Чёткие желания порождают действия. Неопределённые желания приводят к апатии. Большое количество желаний без определённости, какое ты осуществляешь в данный момент - понижает сознательность. Поэтому стоит определить свои цели и выбрать одну, которая в фокусе твоего внимания - это повысит твою сознательность.

5. Внимание повышает сознательность, рассеянность понижает её. Внимание - ключ к осознанности. Внимание к себе, к своим мыслям, эмоциям, к другим людям, к их настроению, к словам, к происходящему. Всё это - повышает осознанность. В состоянии глубокой осознанности ты до предела сосредоточен. Поощряя проявление внимания во всём, ты с каждым разом становишься всё более сознательным человеком.

6. Знание повышает сознательность, невежество понижает её. Всегда стремись к тому, чтобы узнать больше, ищи знания не только вокруг себя, но и внутри себя - это повышает сознательность. Когда ты закрываешь глаза на знания, ты понижаешь сознательность.

7. Здравый смысл повышает сознательность, непоследовательность понижает её. Сознательность может повышаться, даже когда ты не пользуешься своим умом, например, во время медитации, когда ты не думаешь ни о чём. Однако когда ты пользуешься интеллектом, когда ты рассудителен, ты больше делаешь пользы для повышения своей осознанности, чем когда ты непоследователен в своих рассуждениях.

8. Сознательные люди повышают сознательность, несознательные люди понижают её. Общение с людьми, которые живут осознанно и постоянно повышают свою сознательность, помогает и тебе повышать сознательность. Люди, живущие менее осознанно, будут тянуть тебя к своему уровню. Ты можешь выбирать людей, с которыми ты живёшь, работаешь и общаешься. Пользуйся этой возможностью.

9. Здоровье и энергия повышают сознательность, болезнь и пассивность понижают её. Лень, пассивность понижают твою сознательность и со временем приводят к болезням. Наполняй каждое своё действие энергией - и это будет повышать твою сознательность.

10. Намерение повышать сознательность, повышает её. Намерение понижать сознательность, понижает её. В этом заключается сила намерения - если ты по-настоящему будешь хотеть повышать свою сознательность, сама жизнь подскажет тебе способы сделать это. Сознание может повышаться безгранично.

Порог восприятия

Ещё два простых, но очень эффективных способов повышения осознанности: ведение дневника и ведение хронометража.

Постарайся следующие 24 часа провести настолько осознанно, насколько ты только можешь. Позволь себе испытать наслаждение осознанной жизни.опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Что такое осознанность? Осознанностью называется непрерывный процесс отслеживания текущих переживаний, т.е. всего происходящего в настоящий момент, без отвлечения на мысли о прошлом или будущем. , человек становится способен не только получать практическую пользу от каждого проживаемого момента, но и находить связь между всеми произошедшими и происходящими событиями, понимать своё жизненное предназначение, совершать осознанный выбор в той или иной ситуации, совершать меньшее количество ошибок и т.п.

Осознанность — это процесс бесконечный, он длится всю жизнь и не имеет какой-то конкретной конечной точки. А развитие осознанности всегда относится к конкретной ситуации, в которой находится человек, к деятельности, в которую он вовлечён. И какого-то одного определённого способа развития осознанности не существует, т.к. этот процесс имеет свои направления и уровни.

Есть осознанность базового уровня, развитию которой способствуют любые практические действия, совершая которые можно научиться владеть своими эмоциями, находиться в состоянии присутствия, уметь расслабляться и погружаться в медитативное состояние. Если же человек способен осознавать лишь свои сиюминутные желания и потребности – это осознанность низкого уровня. Более высокий уровень проявляется, когда человек видит больше одних только инстинктов своего «Я» , учитывает интересы окружающих, контролирует свои мысли и чувства, старается расширить границы своего восприятия, настроиться на одну частоту с окружающим миром и т.д.

Как уже было сказано, осознанность является процессом, протекающим в течение всей жизни, и новые её грани познаются лишь тогда, когда пройден определённый этап. Но интересно то, что чем чаще человек старается быть осознанным и чем больше он стремится осознать, тем более он приходит к пониманию, что настоящая работа над осознанностью ещё только предстоит.

Однако осознанный человек всегда отличается от неосознанного. Например, внешне это выражается в большей концентрации и внимательном взгляде, размеренных движениях, собранности, умении контролировать эмоции, обдуманной речи, немеханических реакциях, наличии и задач, участливом общении с другими людьми, контроле своего поведения. Осознанный человек стремится найти ответы на вопросы «Кто я?», «Каков мой путь?», «Куда я направляюсь?», «Что я делаю?». Чем более осознан человек, тем чётче он способен определить и увидеть свои поведенческие шаблоны, своих действий, причины проблем и новые возможности. Если задаться целью, то можно привести не один десяток преимуществ, имеющихся в арсенале осознанного человека. Мы же решили в виде тезисов изложить наиболее существенные из них.

Преимущества осознанной жизни

Итак, человек, ведущий осознанную жизнь, способен:

  • Вырваться из круга проблем и , которые всегда приводят к одному и тому же результату и отнимают драгоценное время;
  • Осознать свои страхи и причины неприятностей, преодолеть препятствия и изменить убеждения, оказывающие на жизнь деструктивное влияние;
  • Стать более мудрым, и ;
  • Уйти прочь от двойственности мышления и поступков и стать более целостной личностью;
  • Обрести уверенность в себе и своих силах, повысить силу воли и веру в успех в любом начинании;
  • Научиться работать со своим подсознанием;
  • Прийти к пониманию своего истинного предназначения и найти свой Путь;
  • Научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Очевидно, что развитие осознанности в повседневной жизни является исключительно полезным и , благоприятное воздействие которого отражается не только на изменении качества внешней жизни, но и на развитии и обогащении внутреннего мира. Но что же нужно делать, чтобы начать вести более осознанную жизнь? Для этого существует несколько эффективных стратегий.

Как развивать свою осознанность?

Любой человек, пришедший к пониманию того, что нужно развивать свою осознанность в жизни, должен сначала точно определить, с чего следует начинать работу над собой. Не следует сразу же стараться постичь все основы этого процесса, ведь чрезмерная нагрузка скорее лишь отобьёт желание действовать. Нужно подходить к этому постепенно. Можно даже сравнить процесс развития осознанности с процессом развития физических качеств: есть основное направление – общая физическая подготовка, а есть отдельные составляющие – развитие специальных физических навыков. Основным направлением здесь будет являться повышение осознанности вообще. И этому способствуют следующие упражнения.

Практика развития осознанности

Первое – это дыхание . Дыхание – основа жизни и для начала нужно научиться отслеживать этот процесс. Стремитесь к постоянному контролю своего дыхания: в любом месте, в любое время, с любыми людьми, во время выполнения любого действия обращайте внимание на то, как вы дышите.

Второе – это ощущения . Ощущения сопровождают нас каждый миг. Возьмите за правило на протяжении всего дня осознавать их: обращайте внимание на состояние каждой группы мышц своего тела, что заставляет ваше тело чувствовать себя комфортно, а что – дискомфортно, как это взаимосвязано с происходящими в течение дня событиями. Со временем вы увидите, что любая ситуация, любое настроение, негативные или позитивные эмоции – всё это отражается на теле в виде ощущений. Задавайтесь вопросом: «Какие ощущения сейчас в моём теле и чем они вызваны?»

Третье – это эмоции . Эмоции, как и ощущения – неизменные спутники нашей жизни. Осознанность подразумевает контроль эмоций, а контроль – это отслеживание. Всякий раз, когда у вас возникает та или иная эмоция, просто наблюдайте её. Не давайте ей никаких оценок, стараясь смотреть на неё как бы со стороны. Чем беспристрастней вы будете к своим эмоциями, тем более стабильным будет ваше состояние, и тем быстрее вы научитесь нейтрализовывать негатив в случае его появления. Спрашивайте себя: «Какие эмоции сейчас во мне преобладают и почему?»

Четвёртое – это мысли . Мысли труднее всего поддаются наблюдению, однако это самая эффективная часть практики. Дело в том, что наш разум постоянно поглощён внутренним диалогом, который каждый ведёт с самим собой. И даже если вы сможете в течение нескольких секунд отслеживать его, вы не заметите, как уже глубоко погрузились в новые мысли. Но чем чаще вы будете вспоминать о своих мыслях, тем больше они будут поддаваться вашему наблюдению и контролю. Задавайте себе вопрос: «О чём я думаю сейчас?».

Эти четыре составляющие – основа развития осознанности, её фундамент. Первоначально хотя бы в небольшой степени овладейте этим, например, практикуйте в течение 1-2 месяцев, и только потом переходите к более конкретизированным приёмам. И имейте в виду, что наблюдение своего дыхания, ощущений, эмоций и мыслей – процесс довольно сложный, т.к., скорее всего, сначала вы будете всё время отвлекаться и забывать об этом. Но с практикой данный навык получит своё развитие и действовать станет легче. Если же вы будете усердны, то наблюдение за всеми своими состояниями и проявлениями со временем станет частью вашей натуры, а значит, вы будете осознанны постоянно.

Практика развития отдельных аспектов осознанности

  • Осознанность ценностей – определитесь со своими идеалами, ценностями и убеждениями. И в своей каждодневной жизни руководствуйтесь только ими.
  • Осознанность действительности – всегда и везде стремитесь к полноценному восприятию и пониманию того, что происходит вокруг и внутри вас.
  • Осознанность речи – тщательно следите за всем, что говорят окружающие, и что говорите вы сами, обдумывайте свои слова и будьте внимательным слушателем.
  • Осознанность движений – старайтесь прочувствовать любое свое движение, следите за ощущениями в теле, не торопитесь в действиях. Если что-то привыкли делать быстро или машинально, делайте наоборот – медленно и осознавая любое мышечное сокращение.
  • Осознанность поступков – прежде чем совершить какой-либо поступок, рассматривайте его результат с разных точек зрения и , учитывайте не только свои желания и потребности, но и окружающих.
  • Осознанность деятельности – стремитесь к безупречному выполнению всего, за что бы вы ни взялись. Делайте на высшем уровне даже самую мелочь. Сложные действия раскладываете на несколько составляющих.
  • Осознанность жизни – в начале каждого дня продумывайте его , в процессе — сверяйтесь с ним, держите под контролем своё личное время, остерегайтесь людей и ненужных дел, которые это время отнимают. В конце каждого дня анализируйте его и делайте соответствующие выводы.

И последнее, о чём хочется сказать – это тот эффективный способ развития осознанности, который, в принципе, включает в себя всё, о чём мы сказали выше. Этот способ – постоянное наблюдение за собой . Ваша основная задача – это выслеживание себя, всех своих стереотипов, привычек, реакций, эмоций, мыслей, чувств, желаний, действий, речи и всего, что связано непосредственно с вами. Развивайте и тренируйте своего внутреннего наблюдателя. Если забываете — вспоминайте, создавайте для себя «пусковые механизмы», чтобы вспоминать о своей практике (необычный предмет в кармане, крестик на руке, стикер на мониторе и т.д.). Не давайте себе «заснуть», пробуждайтесь ото сна наяву всеми возможными способами и вы не заметите, как ваша жизнь преобразится, а вы сами сможете с полной уверенностью сказать: «Да, я проживаю свою жизнь по-настоящему и всегда нахожусь здесь и сейчас».

Мы желаем вам успехов на пути к осознанной жизни!

Сам человек тоже является частью действительности, и он, чтобы действовать, должен принимать себя в расчет. В связи с этим ПСУ включает как отдельное звено - построение субъективной модели значимых внутренних условий . Эта возможность не может быть обеспечена рассмотренной способностью, основанной, в основном, на функционированииинтеллекта исознания . Как показывает литературный анализ (Л.В. Алексеева, 1996; 2004), осознание себя, отношение к себе, самоконтроль, саморегуляция, рефлексивные возможности относятся к функциям самосознания. Итак, в обсуждаемом контексте выделяется вторая ССС -способность осознавать себя и социальное значение своих действий в уголовно-правовой ситуации . При проявлении этой способности системообразующим в функционировании психики оказываетсясамосознание , развивающееся в процессе онтогенеза субъектности личности и становящееся центральныморганом ее самоуправления. Проблему самосознания А.Н. Леонтьев характеризовал, как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности» (1983. С. 228), и она остается проблемой до сих пор.

А.Г. Спиркин писал, что главное отличие самосознания и сознания в отличии их предмета. «Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя... Оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе» (А.Г. Спиркин, 1972. С. 141). В свою очередь А.Н. Леонтьев объединял работу сознания и самосознания: «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» (1975. С. 125). Выделение Ф.Е. Василюком (1988) режимов функционирования психики позволяет режим сознавания отнести к функционированию сознания, а режим рефлексии – самосознания, более позднего новообразования в фило- и онтогенезе.

Режимы работы психики можно представить и в «горизонтальной модели». Ю.Б. Гиппенрейтер считает: «Поле сознания… неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания (1988. С. 66). В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний, отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно.

Рефлексия - сложная психосоциальная активность, которую надо специально развивать. Возможность выйти в рефлексивную позицию подразумевает «раздвоение» сознания. Однако справедлива и трактовка, «что работа сознания обеспечивает автоматическую рефлексию того, где, когда, что и зачем человек отражает и делает» (В. Вилюнас, 1990. С. 15). Вышесказанное подразумевает уровневое рассмотрение функционирования способности к осознанию как разные по качеству возможности для осуществления «самоотчета».

Особенность работы самосознания заключается в том, что с помощью него человек подключает специфическую внутреннюю активность, направленную на свой образ, собственные переживания, действия и т.п. Таким образом, осознание значения совершаемых действий в определенной ситуации требует, прежде всего, до выполнения деяния на этапах актуализации потребности, целеполагания или программирования, а такжев процессе ипосле его совершения подключения дополнительной, надстраивающейсянад замыслом этого деяния илик этому деяниюрефлексивной активности человека. Г.П. Щедровицкий (1964, 1974, 1975) для описания этого рефлексивного механизма вводит понятие «рефлексивный выход» и в основу построения модели рефлексии кладет принцип кооперативных связей между рефлексируемой и рефлексирующей деятельностями. Рефлексивная активность начинается свыхода в рефлексивную позицию и переходом функционирования психики в режим рефлексии.

Возникновение рефлексии затруднено при полной отдаче какой-либо деятельности, а также переживанию. Однако эмоции могут быть причиной выхода в рефлексивную позицию. Они становятся «предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют» (Я. Рейковский, 1979. С. 21). Итак, легче осознается тормозящее состояние страха, чем мобилизующее состояние гнева, способствующее вовлечению в деяние.

Какой же минимум выделяется для характеристики осознанности деяния? С.Л. Рубинштейн писал: «Осознанный или неосознанный… характер какого-нибудь акта существенно определяется тем, что именно в нем осознается. Так, я могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым я осуществлял то или иное действие, значит, самого процесса его осуществления, и тем не менее никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель (здесь и далее выделено мною. - Л.А.) этого действия. Но действие назовут неосознанным, если не осознано былосущественное последствие илирезультат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть» (1946. С. 10).

Что касается цели, согласно исследованию Г.С. Никифорова (1989), «цель может в одной ситуации составить содержание контролируемой переменной, в другой - эталона. В первом случае цель представляется как объект самоконтроля, с помощью которого субъект пытается не ошибиться в самом выборе цели деятельности, адекватности своих намерений и желаний, мотивов поведения при принятии решения. Во втором случае уже как эталонная составляющая цель помогает субъекту решить для себя вопрос о том, достиг ли он желаемого в результате осуществленных им действий» (1989. С. 29).

А.З. Зак писал, что «одним из основных условий рефлексии действия выступает моделирование человеком собственного решения» (1978. С. 109). Образцом для контроля может быть цель ,мотив ,план ,образ будущего ,перцептивная прикидка ,модель действия ,деятельности , тактический и стратегическийпрогноз результатов с учетом своих желаний и возможностей и особенностей ситуации, включая возможные действия других людей.Уровень планирования также важен для проявления рефлексии. При частичном планировании «планирование действия и его выполнение чередуются. Целостное планирование характерно для более высокого уровня внутреннего плана действий, развитой способности действовать "в уме"» (В.В. Давыдов, А.З. Зак, 1987. С. 44).

Среди условий, позволяющих кооперировать рефлексируемую деятельность и рефлексивную активность, следует выделить параметр трудности решаемой задачи (А.З. Зак, 1978; др.), а также развитый умственный план, способность к внутреннему диалогу. В свою очередь, рефлексию облегчает наличие образца в наглядном плане, присутствие другого человека, наличие опыта и привычность для субъекта проявления такой активности.

Характеристики, приведенные выше, а также анализ, проведенный в разделе 4.2, дают основание представить рефлексивную активность в соответствии с авторской моделью ПСУ как специфично организованные его 13 функциональных звеньев, связанные с осознанием их «продукции». Подрефлексивным самоуправлением понимается психическая активность, возникающая в результате разрыва выполняемой деятельности и направленная на осознание и преодоление этого разрыва, создающихся как продукт рефлексивной активности. Таким образом,способность осознавать себя и значение своих действий является видом рефлексивной активности, аЯ-образ ,Я-концепция ,самоотчет опрогнозе ,результате ,контроле собственного деяния являются ее продуктом.

Рефлексивная активность возможна только в том случае, если возможно расширение целостности актуализируемого ситуативного контекста. Это осуществляется, благодаря продлению человеком в егосамосознании координат жизнедеятельности: из точкинастоящего в прошлое и вбудущее (временная координата), из точкижеланий Я ипринципа удовольствия в направленииобщественных значений исоциальных ценностей (координата ценностей), а также учета не только своей позиции, но итребований извне : сложившейся ситуации, интересов группы, общества, мира в целом (координата центризма).

Чтобы подключилась рефлексия в процессе совершения деяния, необходима веская причина выхода за рамки Я ,ситуации ,совершаемого , т.е. непосредственного течения жизни. Например, возникновение затруднений в выполнении деятельности, представление о последствиях, получение не того результата, который планировался и т.д. Человек получает эту информацию, если осуществляетсяпонимание действительности исамопознание , что актуализирует учет связи рассматриваемых способностей. Однако эта информация только в том случае даст эффект, если человек ее с чем-то сличит. Таким образом, способность осознавать себя не проявится без звена (этапа)контроля . Кроме того, осознание должно проявляться каксамопонимание , предполагающее участие ситуативной оценки и устойчивого отношения к осознанным фактам.

Таким образом, при проявлении способности осознать себя, кроме этапов выхода в рефлексивную позицию , самопознания , значимыми оказываются этапысамоконтроля ,самооценки исамоотношения . Функционированиеконтроля довольно разнообразно, т.к. сравниваются цель (как эталон) и результат, как окончательный, так и промежуточные; цель и ее общественная допустимость (как эталон); цель и способы ее достижения; цель и вероятность ее достижения; разные образы Я и т.п. Вся информация должна объединиться, включаякооперирование информации от выполняемой деятельности и рефлексивной активности. Это возможно при проявленииинтегрирующего звена ПСУ. Итак, как выход в рефлексивную позицию, так и кооперацию выполняемой деятельности и рефлексивной активности можно связывать с этим звеном, работающим, благодаря звенуотношения , вначале надиссоциацию , а потом наинтеграцию .

Поскольку в акте рефлексии сознание встречается непосредственно с сознанием, для этой встречи важна возможность проявления действия в уме : развитие умственного плана действия, осуществление внутреннего диалога, незанятость оперативного поля сознания. Такие параметры, как скорость событий или собственных действий, кратковременность ситуации, вынужденная необходимость действовать, а не обдумывать, сложность ситуации и рефлексируемой деятельности, затрудняют проявление способности к осознанию.

Чтобы справиться с затруднением в выполняемой деятельности или общении, необходимо понимание действительности. Осмысливая ситуацию и себя, свои действия в ней, человек входит вдиалог с собой , для чего необходимо не только развитие речи и мышления, но и внутреннего (умственного) плана активности. Следующий за ними важный этап –принятие решения . Если кооперация деятельности и рефлексивной активности происходит, инициируется продолжение деятельности, если нет, инициируетсясамокоррекция в виде либо нового витка рефлексивной активности, либо отказа от деятельности. Если отказаться нет возможности из-за значимости происходящего исамоценностности , у человека возникает дилемма: начать осуществлять регуляцию, проявивнепосредственность иреактивность , вплоть до брутальности, переведя противоречие в конфликт с действительностью; либо в русле осмысления проявитьавтономность ,опосредствованность ,креативность ,целостность для совладающего, преодолевающего, преобразующего, созидающего варианта решения. Таким образом, в функционировании обсуждаемых способностей видны проявления атрибутовсубъектности илиобъектности личности.

Развитие самосознания человека невозможно без взаимодействия с социальным окружением и формирования сознания. Социальные знания, образцы и потребность им соответствовать задаются социумом извне, образ Я как психосоциальный продукт, строится также при участии других людей. Но в целом развитие у человека способности осознавать себя зависит от актуализации противоречий «Я - действительность». Если противоречия не актуализируются, способность не развивается, т.к. человек ведет себя привычно непосредственно. Кроме того, функционирование обсуждаемой способности зависит от возможностей мыслящего самосознания, с помощью которого формируется осмысленная Я-концепция как теория о себе, а также от опыта рефлексивной активности.

В целом проявление способности осознавать себя и значение своих действий связано с возможностью человека выйти в рефлексивную позицию и осуществить рефлексивную активность в соответствии с социальными и ситуативными требованиями к своему поведению. Уровневое строение осознания себя и строения обсуждаемой способности возникли из идей о генезисе самосознания (В.М. Бехтерев, 1888; Л.И. Божович, 1968, 1995; С.Л. Рубинштейн, 1946;E. Ericson, 1968) и разных уровней активности человека, т.е. разных характеристик Я-образа.

«Масштаб» деления по уровням проявления способности должен соответствовать задаче ее изучения и применения знаний о ней. Значимыми для психосоциального анализа являются уровни активности человека как организма (особи), индивида, личности, индивидуальности и генезис его самосознания как органа самоуправления. Причем на возникновение самосознания в онтогенезе можно выделить три точки зрения, требующие интеграции: первично самосознание в его элементарных формах - органических ощущениях (В. М. Бехтерев, 1988), первично - сознание, самосознание - высший его этап (Л.С. Выготский, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1946); самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием и позволяет диссоциироваться человеку от среды, разделяя ощущения, идущие извне, и самоощущения (И.М. Сеченов, 1947).

Исходя из анализа исследований, признаком организма является его существование, выраженное самочувствием. Признакииндивида выделялись как возрастно-половые и индивидуально-типичные свойства и формы психики, поведения (Б.Г. Ананьев, 1977; Н.А. Леонтьев, 1975). Признакиличности как проявление социально-типичных или нормированных форм поведения (А.Г. Асмолов, 1983), сферы социальных значений (Н.А. Леонтьев, 1975) и социальных отношений (В.Н. Мясищев, 1995; Б.С. Братусь, 1988). Признакииндивидуальности : особенность социального поведения, творчество и самоактуализация (А. Адлер, 1995; А.Maslow, 1967), уникальность отношений, сферы переживаний и личностных смыслов (З. Фрейд, 1989, 1990; А.Н. Леонтьев, 1975; В.Франкл, 1990; Ch. Osgood, 1964; Д.А. Леонтьев, 1999), надситуативная или сверхнормативная активность (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, 1978; А.Г. Асмолов, 1986; А.Г. В.А. Петровский, 1978; 1991).

Итак, прежде всего следует отметить значимость самоощущений для проявления самосознания. Дифференциация ощущений извне и изнутри позволяет проявиться диссоциации себя и среды. Моменты «забывания себя» и слияния с окружением эпизодически возможны и нормальны. Однако именно самосознание дает возможность не сливаться с окружением, выделять границы (Ф. Перлз, 2001; И. Польстер, М. Польстер, 1997), понимать свою автономность и проявлять независимость. Итак, можно рассматривать, как писал Л.С. Выготский, «самые примитивные формы взаимоотношений с собственным организмом как биологические корни самосознания» (1984 а. С. 228).

Таким образом, первый уровень самосознания - органическое самочувствие. Например, человек, пришедший в себя, задает вопрос: «Где я?» - уже ведя отсчет от себя; ущипнув себя, удостоверяется в реальности происходящего вокруг него, становясь своеобразной точкой отсчета. Понятен дискомфорт человека, когда он «расстроился», он не в форме, точка отсчета флуктуирует. Более того, исследования показывают деформацию функционирования последующих уровней самосознания при плохом самочувствии или депривации базовых потребностей: в безопасности, пище, принятии, любви, отражающихся на самочувствии. Психическая травма в понимании ее как своеобразного разрушения связана с болевыми ощущениями, создающими явный или латентный дискомфорт, или с эмоциональным переживанием по поводу образа события, дающего ощущение неудовольствия. Итак, основу представления о себе дает органическое самочувствие за счет работы внутренней рецепции, непроизвольного переключения внимания, эмоций. Образцом для контроля на этом уровне может являться привычное сенсорное состояние как фоновое самочувствие.

Исходя из индивидного образа жизни, понимание которого дано в разделе 4.1., вторым уровнем образа Я является отражение себя и своих действий в системе координат физического мира: место, время, расположение в пространстве; сила, скорость, направление и т.п. своих действий. Л.И. Божович (1968) показала, что прежде чем ребенок осознает себя социальным субъектом, он осознает себя субъектом активности. Таким образом, ориентировка в своих физических координатах, имея специфику, выступает как отдельный уровень.

Когда человек в виде ориентира и образца использует различного рода социальные категории, нормы, ценности, образуется иной по качеству - третий уровень самосознания. На этом уровне он соотносит свое поведение с тем, что видит себя глазами других людей. Социальный контроль на психологическом уровне становится возможным, благодаря функционированию памяти, не зависимо от реального присутствия других людей. Важную роль в самоорганизации личности имеет понятиеидеального . Так, Б.Д. Эльконин (1994; 1995) вслед за Л.С. Выготским отмечает существованиеидеальной формы действия , предшествующей и взаимодействующей с реальной, составляющей специфику ситуации человеческого развития. Идеальная форма запечатлена в виде образцов поведения, норм и правил, системы значений и понимается как более совершенное, развитое и осмысленное действие, совершаемое в полном соответствии с правилами. Наличие правил контрастирует с их отсутствием в спонтанном натуральном действии и требует от субъекта выхода в рефлексивную позицию.

В процессе того, как другие люди дают ребенку обратную связь о нем как социальном существе, у него возникает условие для соотнесения внешне и внутренне образованного образов Я и для наполнения образа Я содержанием, объединяющим его с другими людьми и отличающим от них. Без выделения уникального наполнения Я-образа невозможны автономность в самоконтроле и эффективность самоуправления в целом. Высшим результатом выделения уникальности в образе Я, пронизывающего все уровни, является осознанное присвоение себе всего того, что человек делает, принятие ответственности за дела и свои поступки, как писал С.Л. Рубинштейн, «в качестве их автора и творца».

Осознание своей личностной уникальности и то, что человек значит для самого себя, оформляется в онтогенезе в Я-концепцию, которая может отличаться у различных людей, например, по степени стабильности (крайние варианты: человек одинаковый в разных ситуациях или наоборот), уровню осознания, интеграции (она есть или ее нет), ценности своего Я , проявляемого как уровень собственного достоинства. Сличения обобщенной Я-концепции с реальными, идеальными и другими образами его Я, образами других людей и социальными нормами вызывают различные оценки себя. Итак, понимание своей уникальности, осознание смысла собственной активности образует особое содержание самопознания и будет представлено отдельным – его 4-м уровнем.

Поскольку социальные образцы не единственные, в сравнении с которыми может осуществляться самопознание, в самосознании человека формируются 4 разноуровневых характеристикиобраза Я как: организма, индивида, личности, индивидуальности. Итак,о бразцы для самоконтроля у человека могут соответствовать разнымобразам его Я : органическому (1 уровень); физическому (2 уровень); общественно-социальному, т.е. публичному (3 уровень); уникально-социальному, т.е. приватному (4 уровень). Четырехуровневый характер контроля связан с четырехуровневым строением способности к осознанию. Причем 1 и 4 уровни осознания Я – оба приватные, но действуют по-разному: органический образ Я – непосредственное информирование, а уникально-социальное Я – опосредствованное, но на обоих уровнях значим атрибут самоценностности (как биологическое или культурное по природе самоотношение). Разноуровневость контроля связана с неоднозначностью в проявлении способности осознавать себя и значение своих действий.

Поуровневую возможность осознания себя можно продемонстрировать на примере человека в ситуации драки. Удар в органических параметрах может осознаваться на уровне самочувствия, напряжения или болевых ощущений; в физических (индивидных) параметрах быть представленным в характеристиках его силы, скорости, времени, а также расположения частей тела в пространстве. Социальными характеристиками становятся значения удара как драки, приема спортивной борьбы, телесного повреждения, убийства. Наконец, личностным смыслом удара может быть нападение или защита, преступление, игра, шутка, испытание себя или самоутверждение. Личностный смысл при болевых ощущениях может формироваться не опосредствованно – через социальные значения, а непосредственно - через органические ощущения. Затем по типу «экстренного реагирования», как «короткого замыкания» в опосредствованной цепи функциональных звеньев самоуправления, проявляться в виде бессознательной или эмоциональной - непосредственной и реактивной регуляции.

Социальные нормы и ценности являются приоритетными эталонами для понимания и контролирования человеком себя, своего поведения в юридически значимых ситуациях. Однако существующие общественные нормы не являются однозначными, устойчивыми и только просоциальными. Проникновение криминальной субкультуры в общество обеспечивается в нашей стране не только количеством людей, отбывших наказание, но и содержанием светской культурной продукции. Так, подростки-подэкспертные понимают слово «опущенный», «лох», «подельник», но не знают, что такое «личное достоинство», «патриот», «волевой человек». Это значит, что контроль их поступков с помощью этих социальных значений может быть затруднен.

Итак, диагностическимии признаками способности осознавать себя и социальное значение своих действий в уголовно-правовой ситуации являются:

а) развитость речи , возможность проявленияумственного плана действий и продлениякоординат жизнедеятельности за счет развития и функционированиясамосознания (координаты: временная, ценностная, центризма);

б) проявление в исследуемой ситуации основных этапов или функциональных звеньев рефлексивной активности, представленных таким образом:

- остановка исполнения (коррекция регуляции),

- выход в рефлексивную позицию (диссоциация в интегрирующем звене),

- осознание результата ,

- самопознание исамоанализ ,

- осознанное целеполагание и программирование способов,

- самоконтроль ,

- самооценка ,

- внутренний диалог (регуляция),

- осознание смысла совершаемого илисамоотношения ,

- прогнозирование,

- кооперация выполняемойдеятельности ирефлексивной активности (интеграция),

- осознание нового результата ,

- принятие решения в видеинициации активности в соответствии с прежними параметрами деяния, или очередное осуществлениесамокоррекции ;

в) уровень сличения с образцом: что охваченоконтролем ;

г) возможность соответствовать требованию сложившейся ситуации при проявлении функциональных звеньев рефлексивной активности;

д) возможность соответствия рефлексивной активности социально-правовым требованиям.

Уровневая модель обсуждаемой способности строится с учетом того, что человек должен не только отдавать себе отсчет в том, чтоон делает (осознание себя), но и в том,что онделает (осознание значения своих действий).

Эталон способности осознавать себя и значение своих действий в уголовно-правовой ситуации :

1 уровень – осознание органических параметров в образе Я, констатацияуровня бодрствования и отнесения совершаемого к себе самому.

2 уровень - осознание физических параметров в образе Я, в своих движениях и действиях.

3 уровень – осознание общественно-социального значения в образе Я, характера своего деяния и его прямых и косвенных последствий.

4 уровень - осознание уникально-социального значения в образе Я, личностного смысла совершаемого.

Характер неполноты («мог, но не проявлял»; «проявлял, но недостаточно») или тотального снижения («не мог») данной способности будет связан с несоответствием этим требованиям.

Следующие выдержки из материалов уголовных дел демонстрируют нарушение 1 и 2 уровней осознания себя и своих действий в аффективных преступлениях, приводящих к тому, что контроль в социальных координатах на 3 уровне осознания будет нарушен: «"Я был сам не свой, в глазах у меня все поплыло". "Я после этих оскорблений полностью перестал ощущать себя и свое тело". "Мне казалось, я сдавил несильно". "Я не почувствовал, каким образом вытащил нож, каким образом удержал его в руке"».

Способность осознавать себя и значение своих действий в полной мере в социально-правовой ситуации проявляется как возможность человека, отражая себя и свои действия как объект, относить к себе совершаемое, соотносить и оценивать при этом свои возможности и состояние с требованиями ситуации, а также с социально-нормативным прогнозом основных (прямых и косвенных) результатов деяния.