Учитель географии : Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

(Звучит музыка, затем ведущие рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.)

Учащийся 1: Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся — над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

Учащийся 2: Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

В результате деятельности человека в реках Европы — Сене, Дунае, Рейне, Волге — нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Учащийся 3: Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате — миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Учащийся 4: Леса . Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Подведение итогов конкурса стенгазет, рисунков, листовок. (Вручение победителям грамот)

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека — единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, — пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг

2 часть – игровая.

Учитель географии: В сказках, бывало, старый камень вещал богатырям: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам погибнешь, а прямо – успех тебя ждет на протяжении всего пути». Знания помогут вам найти правильный путь.

На брейн-ринг приглашаются две команды «Меридиан» и «Параллель». (В каждой команде по одному представителю от 5-11 классов.)

1 ведущая:

На соревновании присутствует жюри в составе…….

2 ведущая: условия игры:

1. Пять раундов, между которыми будут литературные паузы.

2. Каждое задание оценивается в пять баллов.

Если болельщики помогают, то команде также зачисляются баллы.

Приветствие команд (Объяснение названий своих команд)

1 раунд:

Вопросы команде «Меридиан»

    Какое море самое теплое на земном шаре?

    Берега каких частей света оно омывает?

Вопросы команде «Параллель»

    В каком море ловят рыбу жители трех частей света? Назовите эти части света.

    К бассейну какого океана оно относится?

Вопросы команде «Меридиан»

    Какая река самая длинная? Где она протекает?

Вопросы команде «Параллель»

    Какая река самая полноводная? Где она протекает?

Вопросы команде «Меридиан»

    Можно ли спрятать самую высокую горную вершину на Земле в самой глубокой впадине? Почему? Что это за вершина и впадина?

Вопросы команде «Параллель»

    Какие формы рельефа преобладают в Европе?

Вопросы команде «Меридиан»

Вопросы команде «Параллель»

    О какой линии рассказывается в песне из кинофильма «Кавказская пленница»?

Подведение итогов первого раунда — литературная пауза (чтение стихотворения Тютчева Ф.)

Второй раунд. Знаете ли вы географические приборы?

Командам предлагается по прибору. Необходимо рассказать о них. (Барометр-анероид, нивелир).

Третий раунд:

Вопросы команды-соперницы (по два вопроса).

Четвертый раунд: Загадки

Пятый раунд: Кто быстрее ответит?

    Где на Земле выпадает больше всего осадков?

    Какое животное, завезенное в Австралию из Европы, стало ее национальным бедствием?

    Древние греки называли ее – Борисфен, турки – Узу, славяне — Славутич. Как ее называют сегодня?

    почему озеро Эйр в Австралии изображено на карте пунктирной линией?

    На каком материке расположены две части сета? Какие именно

    В какие ворота нельзя забить гол?

    Какой пролив должен был переплыть Д.Артаньян, чтобы привезти подвески для королевы Франции?

    На каком материке нет ни одной реки?

    Какой океан омывает пять материков?

    Существует ли на Земле точка, которая имеет лишь одну координату?

Подведение итогов брейн-ринга.

Учитель географии: Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека — единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, — пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг.

Примеры мы не станем множить.

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

(Звучит мелодия «Одинокий пастух»».)

Учитель географии: Эта неделя в нашей школе экологическая. Ребята совершили много полезных дел. Чем меньше мусора будет на планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем городе, в вашем селе тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. За каждое доброе дело, сделанное во имя природы, вы получите зеленый листочек. В зале развешаны листы (у каждого класса свой) с нарисованными деревьями без листьев. Так вот, чье дерево окажется самым зеленым, тот наглядно покажет свою сплоченность, дружбу и единство в защите природы.

Учащийся: Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
Как будто просят нас: люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыб — не море,
Ведь небо без птиц не небо,
Земля без зверей не земля,
А нам без земли нельзя.

Татьяна Щербакова
«Планета Земля - наш дом» - конспект открытого занятия в подготовительной группе

Планета Земля - наш дом .

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Воспитатель Щербакова Т. А.

Цель :

1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар , большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша , где живут люди.

2. Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир

3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты , так как только на Земле есть жизнь .

4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю .

5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материал и оборудование : глобус, презентация по теме, материал для изобразительной деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги форматом А4 красного цвета, клей, картинки для игры"Собери рюкзак",знаки предупреждающие, изготовленные заранее с детьми, ватман (лучше частично изготовленный плакат, например с надписью и фоном)

Ход занятия.

Воспитатель озвучивает загадку

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар. (Ответы детей) (слайд2-3)

Воспитатель : Что вы знаете о нашей планете ? Какая она, Земля ? А как вы узнали, что это Земля (Ответы детей)

Воспитатель : Почему она голубая (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь (Ответы детей)

Воспитатель : Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Педагог показывает их на глобусе.

Воспитатель :А что такое глобус (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле : океаны и суша. Вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли .

Красива и удивительна наша планета Земля . Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны. (слайды 4-11)

Воспитатель во время показа слайдов красот Земли зачитывает стихотворение :

Наш дом родной, наш общий дом

Земля , где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка, там – зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть :

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля !

Игра "Собери рюкзак"

Воспитатель : С древних времен человек путешествует, что бы увидеть все красоты Земли . Отправимся и мы в путешествие. Но сначала соберем рюкзак. Вы должны разбиться на две команды. Для каждой команды приготовлен рюкзак. В него вы должны сложить только нужные вещи. (Дети собирают "вещи")

Воспитатель : Рюкзаки собрали. Молодцы! Путешествовать хорошо, столько всего увидишь. К сожалению, часто приходится видеть совершенно не приглядные картины. Например, вышел из дома, а там. (слайд12-18)

Что же это такое ребята? Что делать? Почему надо защищать природу? (ответы детей)

Давайте с вами изготовим плакат для всех кто не знает как вести себя на природе.

Изготовление плаката. (Дети прикрепляют изготовленные заранее запрещающие знаки. При это объясняют их значение. Например, нельзя в лесу разжигать костры,или нельзя сливать грязь в водоемы, или нельзя бросать мусор.)

Физминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре-

Полетели, закружили.

Воспитатель : Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле . У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность. У нас есть Солнце. которое нас освещает и согревает.

Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни .

В конце концов, люди поняли : если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля Мы с вами уже говорили о ней. А сейчас я предлагаю вам самим сделать Красную книгу, маленькую.

Изготовление Красной книги. (каждый ребенок)

Дети вклеивают в импровизированную красную книгу фото животных и птиц которые находятся на грани исчезновения.

Рефлексия

Воспитатель : Что вам ребята понравилось сегодня? Вы поняли почему надо бережно относится к природе? (Ответы детей) Зачитывается стихотворение.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Примечание : презентация к данному занятию выполняется в виде слайд-шоу, состоящего из двух частей : 1 часть картины природы подбираются в соответствии со словами стихотворения; 2 часть это картины загрязнения природы (воздуха, воды, леса.)

Публикации по теме:

Конспект экологического занятия «Планета Земля в опасности» Конспект занятия по экологическому воспитанию «Планета Земля в опасности» Цели: объяснить детям необходимость природоохранной.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Наш дом-планета Земля» в подготовительной к школе группе Цель: - дать понятие экологии как науки; - сформировать представление о том, что юный эколог-это ребёнок,который любит природу, заботится.

Это занятие мы подготовили и провели вместе с коллегой Челноковой Галиной ИвановнойЦЕЛЬ:продолжать развивать географическое мышление Задачи:.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Социализация Обучающие задачи: закрепить.

Конспект занятия «Наш дом планета земля» Тема: «Наш дом - планета Земля» Цель: Углубить представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого, покрыта.

Сценарий внеклассного мероприятия среди учащихся 8-х классов. Цель данного мероприятия: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия

среди учащихся 8-х классов.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

Ф. Жолио – Кюри

План

  1. Значение природы для человека.
  2. Какова экологическая обстановка в нашем городе?
  3. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Замечание. В брифинге принимают участие:

  • эколог,
  • представитель комитета по охране природы,
  • медицинский работник,
  • экономист.

В их роли выступают учащиеся 8 «А» класса, подготовившие свои выступления заранее по рекомендованной классным руководителем литературе.

По вопросу «Экологическая обстановка в нашем поселке» в ходе выступления демонстрируется видеозапись.

Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».

Ведущий.

Здравствуйте!

Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.

Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.

1 ученица.

Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

Ведущий. В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.

2 ученица.

Моя планета - человеческий дом
Ну, как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: “Больше не могу!”
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живет! Всё еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!

Ведущий. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека . «Наш дом- планета Земля» – тема брифинга.

В брифинге принимают участие: эколог …, представитель Комитета по охране природы …, медицинский работник …, экономист...

Аэродромы,

Пирсы

И перроны,

леса без птиц

И земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

С информацией выступает эколог …

Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…

К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…

Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.

За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы, в том числе и наш город.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называе-мых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.

Какова же экологическая обстановка в нашем поселке?

Слово предоставляется представителю Комитета охраны природы …

Представитель комитета по охране природы …

Замечание. Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в городе, и заканчивается стихотворением В. Глебова «И только ахает Природа…».

И только ахает Природа …

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек?

Ведущий. Экологическая ситуация в нашем поселке тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

С информацией выступает медицинский работник …

Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.

На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.

Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).

Что необходимо сделать для сохранения природы?

Слово экономисту …

Экономист. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?

Таблица

«Будьте активными защитниками природной среды»

Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.

В одном из стихотворений М. Дудин пишет:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите…

Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.

Литература

  1. Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений).
  2. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986.
  3. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)
  4. З.П. Белых. Новые грани алмазного края. Фотоальбом. – М.: Союзрекламкультура, 1993.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
  2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
  3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
  4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
  6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование:

Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

Ход занятия

На центральной стене зала висит большое панно с изображением земного шара. На боковой стене размещены: старинная карта, карта земли до открытия Кука, физическая карта мира, плакат «Солнечная система». Около стены на столах разложены книги о планете Земля, о Космосе, слайды и иллюстрации «Вселенная», «Народы мира».

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).

Педагог. Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!

Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

Дети . Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог . Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля.

Дети . А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Дети . Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.

Дети . Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

Дети . Но только на нашей Земле есть жизнь.

Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.

Ребенок находит и показывает.

Педагог . А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

Дети показывают.

Педагог . А как вы узнали, что это Земля?

Дети . Наша планета голубого цвета.

Педагог . Почему она голубая?

Дети . На Земле много воды.

Дети . Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог . Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Дети . На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог . Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

Дети . В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Дети . Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Дети . Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Дети . Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Дети . Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

Педагог . И добирались они до края Земли?

Дети . Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог . Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог . Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

Педагог . Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети . В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?

Дети (хором) . Солнце.

Педагог . Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

Дети . Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.

Педагог . Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

Ответы детей.

Педагог . Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?

Дети . Они находятся очень далеко от нас.

Педагог . Какая звезда к нам ближе всего?

Дети . Это наша звезда – Солнце.

Дети . Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Звучит «космическая» музыка.

Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).

Педагог . Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.

Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети узнают в них очертания современных материков и островов.

Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.

Дети рассматривают материки, называют их.

Дети . Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Педагог показывает их на глобусе.

Педагог . А что такое глобус?

Дети . Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Педагог . Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы. Педагог показывает иллюстрации, книги, плакаты. Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом».

Ребенок .

Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Педагог . Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?

Ответы детей.

Педагог . Дети, представьте, что Земля – это яблоко.

Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

Педагог . Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Ответы детей.

Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».

Педагог . Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Скерцо».

Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.

Дети читают стихи.

Первый ребенок.

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

Звучит музыка Эрио Марикони «Капли дождя».

Педагог.

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!

Литература

  1. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.
  2. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
  3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
  4. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
  5. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.

Звучит песня Ю. Антонова «Места родные»

Слайд №2

« Я сорвал цветок,

И он увял

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладони.

Итогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

Мы живем в окружении прекрасного и удивительного мира лесов, полей, рек, морей. Мы можем любоваться на причудливые формы облаков, восхищаться высотой и могуществом гор, греться под лучами теплого и ласкового солнышка.

Как одним словом можно все это назвать? Молодцы.

Сегодня на нашем занятии мы совершим необычное путешествие в удивительный мир природы.

Слайд №3.

«И если мне хочется иногда жить 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы».

К.Г. Паустовский.

Я прошу вас посмотреть на экран и попробуйте ответить на вопрос: «Что Паустовский хотел сказать этими словами? Как вы понимаете их смысл?

Правильно, наша планета Земля сказочно красива. Можно бесконечно долго любоваться её красотами. И мы вместе с вами попробуем заглянуть в её

природные сокровищницы, познакомимся с её обитателями, узнаем как

гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. А так же поговорим о том, какую роль играет человек в жизни природы.

А в процессе наших открытий мы попытаемся создать картину под названием «…..».

Итак, мы начинаем наше путешествие. Путешествовать можно по-разному: на самолете, на поезде, на пароходе… А мы будем путешествовать пешком. (Встают)

Повторяйте за мной.

«Дорога напрямик» (взмах рукой вперёд)

«Ой, что это?» (руки перед собой)

«Да это же лес!» (руки в стороны)

«Над ним не пролетишь» (прыжок вверх)

«Под ним не проплывешь» (приседание)

«Его не обойдешь» (руки в стороны)

«Дорога напрямик» (руки вверх)

«Пошли по лесу, шурша листьями» (разгребающие движения руками и шаркающие-ногами)

Муз. Пауза «Шум леса» Слайд № 4 «Лес».

Слышите звуки? Где мы очутились? В лесу на лесной полянке.

Первое задание . - Послушайте шум леса и попробуйте угадать, кто или что издаёт эти звуки.

Молодцы. Если в лесу вести себя тихо и быть внимательным, можно услышать как разговаривают между собой растения и животные.

Второе задание . - Отгадайте, каких животных, растения вы можете встретить в нашем лесу?

1. В густом лесу под ёлкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Комочек, а живой.

1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

2. Днём слепа, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот.

На поляне возле ёлок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.

(муравейник)

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь? (березка)

О берёзке мы говорим много. Она является символом нашей страны. Недаром в народе её называют «русская красавица».

Молодцы. Все загадки вы отгадали правильно.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, как нужно вести себя в лесу.

(Ученик читает стихи)

Вот и пришло время начать создавать свою картину. Найдите заготовки, которые мы уже можем приклеить на нашу картину. А для этого надо вспомнить, кого мы встретили в лесу на лесной полянке.

Мы продолжаем путешествие.

(Ученик читает стихотворение)

Слайд №5 «Луг».

Посмотрите, какая красота вокруг. В воздухе запахло ароматом трав, рядом стрекочут кузнечики, а над цветами кружат красивые бабочки. В небе светит теплое солнышко, а под ногами раскинулся пёстрый ковёр из цветов и трав.

Давайте посмотрим на цветы, которые мы встретили на лугу, полюбуемся их красотой. А девочки про эти цветы расскажут нам стихи.

Слайды №6-13 «Цветы».

Согласитесь, на такую красоту можно долго любоваться. Но некоторые растения приносят еще и пользу человеку! Какую? (Помогают от болезней)

Ромашка аптечная помогает при простудных заболеваниях.

Корень этого растения возбуждает аппетит.

Сердечные капли при болезни сердца.

Как называются такие растения? (лекарственные)

А какие из этих растений называют лекарственными?

От каких болезней они помогают?

Какие ещё лекарственные растения вы знаете?

А кто лечился лекарственными растениями?

К сожалению, многие люди хотят унести частичку этой красоты с собой, поэтому рвут большие букеты цветов, чтобы поставить их дома в вазу.

Послушайте стихотворение и задумайтесь, что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту природы. Что можем сделать мы с вами, чтобы цветы не плакали?

(Ученики читают стихи)

Слайд №14 «Цветы плачут».

Правило: Нельзя рвать цветы на лугу и в лесу. Пусть красивые растения останутся в природе.

Мы продолжаем создавать свою картину природы. Наверное, на ней не хватает цветов.

Кто продолжит работу?

Ребята, скажите, пожалуйста, а человек-это частица природы или нет?

Почему вы так решили?

Правильно. Человек-это частица природы, только в отличие от других живых существ, он умеет думать, то есть обладает разумом.

С тех пор как появился человек на нашей планете, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь!

Слайды №15-20 «Гибель природы».

Люди придумали удобрения, чтобы сделать урожай богатым и отравили землю.

Созданные автомобили заполонили улицы и отравляют воздух, которым мы дышим.

Человек вырубает деревья, осушает болота.

Вдумайтесь - каждый день под пилой погибает 5 миллионов деревьев. А ведь это «легкие» планеты!

Человек покрывает Землю слоем мусора.

Запомните! За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора! Тем самым загрязняет воздух и подземные воды.

Человек добрался и до моря. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута. Поэтому погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают.

Отравленная вода - это смерть для жителей Планеты.

С тех пор, как человек возомнил себя царём природы - на Планете случилась беда! Условия жизни растений и животных ухудшились, поэтому многих мы никогда не увидим, они исчезли с лица Земли, а многие находятся под угрозой исчезновения.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые согласные буквы и вы узнаете названия животных и растений, которых осталось немного на нашей планете.

С З В У Б Р З В О Д Б К Д

К М С Т Б Е К Р М Л Я Н Б Д Н Ь

В К Ж Ы Н К С Д Р Н Ж А С

Б Р М С Е Б З Ч С Д Р У Н В И В Ч Ц А З

Л С М Ю З М Б К К А С

Ц М Б У З М Р С У Г Ц Н Л Д З У С Г К Л

****************

4в. Л В З Е Р М В Б М Е Р Д Ь З

В М Е З К Т Ш Р З Е К С Б Н Б И Ц С М А М

****************

5в. Ф Х Ц И Ш Л Ш И Х Н Ц

З Д Б А Р Д Ш З Н М А Н Х Ч Р О Х К

Слайды №20-30 «Редкие и исчезающие животные и растения Нижегородской области».

Природа больше не может терпеть. Она плачет и просит: «Человек, помоги мне!»

Слайд №31. Показ и представление книги.

Красная книга - это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных.

Красная книга называется так потому, что красный цвет - сигнал смертельной опасности. Хранится она в Швейцарии.

Я черная страница Красной книги. Я - свидетель беды нашей планеты. На моей странице названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Они умерли! Они уничтожены человеком!

Красная страница - это исчезающие виды, которые находятся под прямой угрозой вымирания и требуют специальных мер охраны.

Белая страница - редкие виды, которые не находятся под прямой угрозой вымирания, но сохранились в небольшом количестве.

Желтая страница - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, их численность стремительно сокращается.

Серая страница - неопределенные виды, которые очевидно находятся под угрозой исчезновения, но достоверных фактов об их состоянии нет.

Зеленая страница - виды, которые восстанавливают свою численность.

Но занести в Красную книгу - не значит спасти.

(Создают заповедники, заказники).

Ребята, мы должны помнить, что человек - не только губитель, но и друг природы. А кем мы с вами хотим стать, зависит от нас самих, ведь на то мы и наделены разумом.

Вы пока ещё дети, может кто-то и станет учёным, но и сейчас вы сможете помочь нашей планете. А как? Очень просто.

Если вы хотите помочь природе стать её настоящими друзьями, нужно запомнить простые правила:

Слайды №32-39 с рисунками детей в форме запрещающих знаков.

Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Не ловите диких животных и не уносите их домой!

Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоема!

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не забивайте лягушек и жаб!

Не разоряйте птичьих гнёзд!

Берегите природу! Берегите наш дом - Земля!

Ну, а теперь пришло время закончить нашу картину.

Чего же не хватает на ней?

Посмотрите на своё творение.

Нравится ли вам картина, созданная вами или нет?

Отражает ли она тему нашего занятия?

А вот теперь давайте придумаем ей название.

Вернее название у неё есть, только надо догадаться какое?

Посмотрите, много ли места занял человек на нашей картине?

Мы его поместили в центре картины?

Можем ли мы теперь ответить: так кто же человек - царь природы или нет?

Конечно, вы правы. Человек - лишь маленькая частица природы, и он полностью зависит от неё. Теперь эта картина будет украшать наш класс и служить напоминанием нам всем - чтобы сохранить красоту нашей Планеты, нужно её беречь.

Звучит песня Ю.Антонова «Живет повсюду красота».

Слайд №40 «Береги Планету».

«Одари свой край чуткой нежностью,

Помоги ветрам веять свежестью,

И зерну помоги вызреть колосом,

Помоги лесам быть дремучими,

Грусть грустить ивняку над кручею,

Помоги реке быть глубокою.

Ты цветам помоги ковры выстелить,

Птицам помоги облетать крыло,

Делай всё любя, чтобы впрок пошло.

Помоги всему, чем Земля красна.

Пусть в сердцах людей зазвенит весна!

Не пройди по Земле незамеченным!

Не дай сделать мир покалеченным!»

И если вы согласны с этим наказом, то давайте оставим под ним свои подписи.

И будем следовать ему, беречь нашу Землю, делать её ещё краше и помнить, что «Планета Земля - наш дом!»