Светлана Лапшина
Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «Познавательное развитие» (средняя группа)

Образовательная область «Познавательное развитие »

Цель : развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей , которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально- познавательные и интеллектуально-творческие

Задачи :

Развивающие :

Развитие познавательных интересов детей , расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие , развитие любознательности и познавательной мотивации ; развитие воображения и творческой активности

Развитие восприятия , внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Образовательные :

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира : форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с природой и природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля . Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды .

Воспитательные :

Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Учебный план .

Организованная образовательная деятельность (количество)

неделя месяц год

Календарно – тематическое планирование по познавательному развитию

Месяц Неделя Тема Знания и умения

Сентябрь

Осень Рассматривание осенних пейзажей, иллюстраций

Д/и «Что растет на грядке»

«В сад за фруктами»

«Здравствуй, осень»

«Осенние посиделки. Беседа о домашних животных» .

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства; воспитывать умение наблюдать явления природы

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе фруктов, о местах их произрастания.

Учить устанавливать простейшие связи между природными явлениями (похолодало, исчезли насекомые)

Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Я в мире человек Фотовыставка «Мое любимое место в городе»

«Перелетные птицы»

«В лес с лукошком»

«Мои друзья» . Закрепить название родного города, домашний адрес. Формировать у детей чувство любви к родному краю.

Расширить знания о перелетных птицах, их детенышах.

Продолжать знакомить детей с грибами.

Учить различать съедобные и несъедобные.

Развивать внимание и наблюдательность.

Формировать понятие «друг» , «дружба» , воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам.

Мой город – моя страна Целевая прогулка «Что такое улица» .

«Многоэтажный лес»

«Путешествие с лесовиком»

«Прохождение экологической тропы» . Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад;

Учить сравнивать и называть отличительные особенности. Расширить представление о лесе.

Закрепление знаний детей о дарах леса, о разнообразии растений , учить бережному отношению к природе.

Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы

Новый год «Новогодние кружева»

«Здравствуй зимушка – зима!»

«Зимующие птицы»

«В гости к деду природоведу» (экологическая тропа зимой) . Учить замечать характерные признаки, изменения в погоде.

Продолжать знакомить детей с временами года.

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их внешним видом, повадками. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу.

Расширять представления детей о зимних явлениях природы Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Зима «Новогодний карнавал»

«Зимушка – зима»

«Зимний лес. Деревья» Обращать внимание на красочное оформление зала, группы .

Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны.

Дать элементарные понятия о значении празднования Нового года.

Продолжать знакомить с различными видами деревьев. Учить различать деревья по цвету коры, форме листьев, плодам.

День защитника отечества Фотовыставка «Мой папа - защитник»

«Мы едем, едем, едем…»

«Буду в Армии служить» Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Продолжать знакомить детей с профессией шофера.

Показать значение и важность профессии для других людей.

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям защищающим Родину от врагов.

Март Знакомство с народной культурой и традициями Рассматривание фотографий, альбомов родителей на работе.

«Земля - наш общий дом»

«Путешествие в гости кресла» .

«Путешествие в прошлое одежды» . Закрепить название профессий родителей.

Развивать интерес к родному краю, к народным традициям.

Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло) . Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма)

Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Апрель Весна Беседы с использованием наглядного материала «Пришла весна»

«К нам весна шагает…»

«Дружат небо и земля»

«В гости к хозяйке луга» Научить детей правилам безопасности, уточнить знания о том, куда надо обращаться , если попал в беду.

Закрепить знания детей о временах года.

Учить называть основные признаки.

Развивать наблюдательность , любовь к природе.

Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года. Расширять представления детей о разнообразии насекомых . Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Май Просмотр видео-ролик «Прогулка по родному городу»

«На параде с дедушкой»

Рассматривание репродукции на тему войны, медали, ордена, сюжетные картинки на тему «День Победы» .

«Посадка лука» . Воспитывать любовь к своему городу, улице, дому

Дать понятие : кто такие горожане.

Дать представление о празднике, посвященному Дню Победы.

Воспитывать уважение к ветеранам войны, любовь к Родине.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет)

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений

Месяц Неделя Тема занятия

Знания и умения

Сентябрь Один и много, большой и маленький, круг Закрепить умение сравнивать количество предметов; сравнивать знакомые предметы по величине; закреплять знание о геометрической фигуре круг

Ориентировка в пространстве Учить детей ориентироваться в пространстве : наверху, внизу, над, под; различать лево и право, упражнять в счете в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2

Счет по образцу . Времена года. Слева, справа Считать по образцу ; закреплять знания о времени года; учить ориентироваться на листе бумаги

Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, использовать эти слова в речи. Формировать представление, что квадраты могут быть разного размера.

Октябрь Диагностика

Количество и счет.

Величина.

Форма. Цвет.

Ориентировка во времени; в пространстве. Выявить знания детей о форме, количестве, величине. Выявить умения раскладывать предметы в возрастающем порядке. Выявить представления о различных временных отрезках; умение ориентироваться в пространстве.

Счет по образцу , сравнение чисел 4-5. Части суток. Слева, посередине, справа. Упражнять в сравнении двух групп предметов . Закреплять представление о частях суток. Продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. Познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1. Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.

Ноябрь Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить знание о цифре 1. Закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине. Формировать представление, что треугольники могут быть разного размера.

Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. Познакомить с цифрой 2 . Учить различать понятия «вчера» , «сегодня» , «завтра» , «далеко» , «близко» . Учит понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал. Закрепить знания о цифре 2. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать представление, что овалы могут быть разного размера.

Знакомство с цифрой3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. Познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3. Продолжать учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. Закрепить знание детей о времени года (осень) .

Закрепление знания о цифрах 1,2,3. Высокий, низкий. Закреплять умение писать цифры 1,2,3. Развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

Декабрь Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4. Широкий, узкий. Прямоугольник. Учить отгадывать математические загадки. Упражнять в сравнении двух групп предметов . Закреплять знание о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других .

Счет по образцу , сравнение смежных чисел, установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. Учить устанавливать равенство между двумя группами предметов . Учить отсчитывать предметы по образцу . Продолжать учить определять поло

жение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание . Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. Учить соотносить предметы между собой по величине и обозначать словами.

Январь Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Влево, вправо. Продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4 с количеством предметов. Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Далеко, близко. Учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа. Формировать пространственные представления. Учить соотносить цифру с количеством предметов.

Февраль Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года. Формировать представления о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, внизу, под, перед, посередине) . Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять знания о временах года.

Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Познакомить с цифрой 5 , учить писать цифру 5 по точкам. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно Закреплять умение считать в пределах 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить устанавливать равенство групп предметов , когда предметы находятся на разном расстоянии. Учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.

Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол. Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» . Учить ориентироваться на листе бумаги.

Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера . Продолжать учить порядковому счету, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» ; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи.

Март Независимость числа от величины предметов. Части суток. Закрепление понятий «широкий» , «поуже» , «самый узкий» . Учить понимать независимость числа от величины предметов. Учить сравнивать предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку. Учить решать логическую задачу.

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. Учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов. Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат. Познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Продолжать учить порядковому счету (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» ; учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах.

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Слева, посередине, справа Учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Апрель Счет по образцу , закрепление знаний о порядковых числительных.

Влево, вправо. Установление последовательности событий Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» ; учить соотносить количество предметов с цифрой. Учить устанавливать последовательность событий.

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера . Развитие внимания . Учить : соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей.

Закрепление знаний о порядковом счете. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы : «сколько?» , «какой по счету?» .

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги. Закрепить знания о цифрах от 1 до 5. закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях . Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Обследование детей.

Количество и счет. Геометрические тела. Логическая задача. Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Способствовать развитию зрительного внимания. Закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела.

1. Пояснительная записка.

3. Целевые ориентиры.

5. Учебно-тематический план.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.

7. Методическое обеспечение программы.

1. Пояснительная записка .

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Значимость.

Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

        • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.

Познавательное развитие:

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
  • Развитие речевого творчества.

Художественно – эстетическое развитие.

Физическое развитие.

  • Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» составлена для детей 5-6 лет.

2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.

Цель программы : Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Развивать у детей мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, проводить самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.

2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.

3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.

4. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.

5. Поэтапное, дозированное предъявление материала.

6. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

7. Принцип учета личностных особенностей.

8. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

9. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия.

10. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

11. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

3. Целевые ориентиры.

В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» предполагается:

  • формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
  • формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
  • формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
  • формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» разработана на основе методических рекомендаций:

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе – 25 мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия по познавательному развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Формы обучения:

  • экспериментирование;
  • беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • опыты;
  • исследовательская деятельность;
  • занятия;
  • групповая и индивидуальная работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
  • создание игровой ситуации;
  • проговаривание звуков;
  • беседа;
  • показ воспитателя;
  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • наблюдение.

График работы

5. Учебно-тематический план.

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Неделя Темы занятий. Программное содержание Литература
Октябрь
I 1. «Песочная страна» с. 5.
2. «Почему песок хорошо сыплется?» с. 45.
II 3. «Глина, какая она?» с. 5.
4. «Волшебный материал» с. 45.
III 5. «Песок и глина – наши помощники» с. 5.
6. «Свойства мокрого песка» с. 5.
IV 7. «Ветер и песок» с. 5.
8. «Песочные часы» с. 5.
Ноябрь
I 9. «Упрямый воздух» с. 52.
10. «Поиск воздуха» с. 5.
II 11. «Ветер в комнате» с. 5.
12. «Что в пакете?» с. 35.
III 13. «Парусные гонки» с. 5.
14. «Надувание шарика» с. 30.
IV 15. «Сухой из воды» с. 52.
16. «Воздух при нагревании расширяется» с. 5.
Декабрь
I 17. «Как распространяется звук?» с. 54.
18. «Почему всё звучит?» с. 40.
II 19. «Где живет эхо?» с. 54.
20. «Откуда берётся голос?» с. 40.
III 21. «Кораблик» с. 41.
22. «Как сделать звук громче?» с. 54.
IV 23. «Коробочка с секретом» с. 54.
24. «Почему Мишутка пищал? с. 54.
Январь
III 25. «Откуда берется вода?» с. 51.
26. «Какие свойства?» с. 51.
IV 27. «Помощница вода» с. 51.
28. «Изготовление цветных льдинок» с. 28.
Февраль
I 29. «Сколько ушей» с. 55.
30. «Проверим слух» с. 55.
II 31. «Наши помощники – глаза» с. 55.
32. «Большой - маленький» с. 55.
III 33. «Чей глаз острее?» с. 55.
34. «Определи на вкус» с. 55.
IV 35. «Определи по запаху» с. 55.
36. «Узнай по голосу» с. 55.
Март
I 38. «Твердые - жидкие» с. 22.
39. «Как измерить тепло?» с. 54.
II 40. «Чем похожи?» с. 25.
41. «Вкусный опыт» с. 54.
III 42. «Куда делась вода? с. 4.
43. «Солнце высушивает предметы» с. 54.
IV 44. «Как работает термометр» с. 4.
45. « Круговорот воды в природе» с. 4.
Апрель
I 46. «Притягиваются - не притягиваются» с. 53.
47. «Магнитные силы» с. 53.
II 48. «Как увидеть магнитные силы?» с. 53.
49. «Два магнита» с. 53.
III 50. «Мы – фокусники» с. 39.
51. «Необычная скрепка» с. 53.
IV 52. «Рисует магнит или нет» с. 53.
53. «Парящий самолет» с. 53.
Май
I 54. «Древесина, ее качества и свойства» с. 55.
55. « Бумага, ее качества и свойства» с. 50.
II 56. «Ткань, ее качества и свойства» с. 52.
57. «Стекло, его качества и свойства» с. 47.
III 58. «Родственники стекла» с. 23.
59. «Металл, его качества и свойства» с. 48.
IV 60. «Резина, ее качества и свойства» с. 48.
61. «Пластмасса, ее качества и свойства» с. 49.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:

  • выставка;
  • конкурс;
  • фестиваль художественно-прикладного творчества;
  • отчетные выставки;
  • отчетные концерты;
  • открытые уроки;
  • проведение мастер-класса среди педагогов.

7. Методическое обеспечение программы .

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.

Тематическое планирование по образовательной области «познавательное развитие»

Цель : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания.

Развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Воспитатель:

Макрушева Е.В.

Козинцева, Померанцева

Волгоград 2014

10

ознакомление с природой «свет, тепло, воздух»

ст.21

занятия по экологии в детском саду

Н.В. Коломина

15

познавательно-иссл. Д-ть «сбор семян настурции»

ст. 31

волгоград

2013

16

ФЭМП

счет до 5. счет на слух. Геометрические фигуры (повторение)

ст.17

Козинцева, Померанцева

Волгоград 2014

17

ознакомление с природой

беседа «воздух которым мы дышим»

Ст.6 Познавательные сказки

Т.А. Шарыгина

22

социокульт. Ценности

чтение рассказа Э. Шима «брат и младшая сестра»

ст.20

23

ФЭМП

образование чисел 4 и 5

ст.19

Козинцева, Померанцева

Волгоград 2014

24

ознакомление с природой «беседа о лесе»

ст. 31

29

познавательно-иссл .

Муравьиная семья

просмотр мультфильма Эдуарда Назарова «путешествие муравья»

презентация «Муравьи»

ст. 35

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

диск

Осень

30

фэмп

цыфры 1 и 2

1-я - 4-я неделя октября

Праздник «Осень»

выставка детского творчества

ст.21

1

о знакомление с природой «дары осени»

ст.19

занятия по экологии в детском саду Н.В. Коломина

6. социокульт.ценности

«богатство страны. Как выращивают хлеб»

ст.34

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

8

ознакомление с природой

«игра-хоровод Здравствуй, осень!»

ст.13

занятия по экологии в детском саду Н.В. Коломина

13

познавательно-иссл.

Золотой клен

ст.38

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

14

фэмп число и цыфра 0. палочки Кюизенера

ст.23

15

ознакомление с природой

«живое-неживое»

ст.12

занятия по экологии в детском саду Н.В. Коломина

20 социокульт.ценности

Беседа с детьми о русских народных сказках

ст. 39

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

21.

фэмп

знакомство с тетрадью

ст.25

22.

озн с природой

«экологическая сказка «осень»»

ст.38

занятия по экологии в детском саду Н.В. Коломина

27

познавательно-иссл.

Осенью в лесу

ст.44

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

28.

фэмп

счет до 5. работа в тетрадях

ст. 27

29.

озн с природой

нод

путешествие в осень

ст.6

День народного единства

4

фэмп

Цыфры 3 и 4. палочки Кюинезера

1-я неделя ноября

Тематическое развлечение «День народного единства»

ст.28

5

озн с природой

нод

кто живет в лесу

ст.8

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

История обычных вещей

10.

соцокульт. Ценности

русская народная игра «краски»

2-я- 4-я неделя ноября

НОД «Вещи вокруг нас»

ст. 45

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

11.

фэмп Цыфра 1,2,3,4

ст.30

12.

озн с природой

нод

на бабушкином дворе

ст.14

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

17.

познавательно-иссл.

«откуда стол пришел?»

ст.66

18.

фэмп знакомство с овалом. Образование чисел 4и 5

ст.31

19.

озн с природой

комнатные растения. Уголок природы

ст.92

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

24

социокульт. Цен

история возникновения некоторых предметов. Чтение рассказа Пермяка «от костра до котла»

ст.27

озн. Дош с окр Н.В. Алешина

25.

фэмп

Закрепление пройденого матриала

ст.33

26.

ознакомление с природой

рассматривание веток деревьев

ст.84

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

Новый год

1

познавательно-иссл .

«знакомство с тополем»

1-я -4-я недели декабря

Праздник новый год

ст.67

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

2

фэмп цыфра 5. Сравнение предметов по величине

ст. 35

3

озн с природой

нод

снеговичок

ст.18

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

8

соц. Ценн

беседа о новогодних праздниках

ст.106

ознакомление дошкольников с окружающими.ст.гр Москва2009

9

фэмп Работа с блоками Дьениша

ст.36

10.

озн. С природой

15.

познавательно-иссл. «трудовой десант »

ст.70

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

16

ф эмп образование чисел 6 и7. Счет до 7

ст.38

17.

озн. С природой

Вода и её превращения

Ст.12

Познавательные сказки Шорынина

22.

социокульт. Ценн.

Народные традиции. Рассказ о новогоднем празднике

ст.90

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

23

. фэмп ориентировка в пространстве

ст.41

24.

озн с прир

Вода и её превращения (продолжение)

Ст.12

Познавательные сказки Шорыгина

29.

позн. Исс

«народные традиции. Рассказ о новогоднем празднике»

ст.90

москва 2009

30.

фэмп Число и цыфра 6

ст.42

Зима

12

социокульт. Ценн.

Правила безопастности на улицах города

1-я-4-я недели января

Развлечение

«Зима»

ст.107

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

13.

фэмп палочки Кюизенера. Счет до 6

ст. 45

14.

озн с прир

нод «колобок удивляется»

ст.19

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

19.

позн. Исс

«кустарники зимой»

ст.73

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

20

Фэмп Четырехугольник

ст. 47

21.

озн.с прир

нод «зимушка-зима»

ст.177

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

26.

социокульт. Ценн.

27.

фэмп Счет предметов в разных направлениях

ст.49

28.

озн с прир

нод «жизнь птиц зимой»

ст.179

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

День защитника Отечества

2.

позн. Исс

день защитника отечества. Памятники защитникам Отечества

1-я-3-я недели февраля

Спортивный праздник посвященный дню защитника отечества

ст.125

ознакомление дошкольников с окружающими.ст.гр

москва 2009

3.

фэмп Счет по осязанию и на слух

ст.51

4.

озн.с прир

нод Жизнь птиц зимой

ст.181

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

9.

социокульт. Ценн.

\какую носили в девности обувь-лапти

ст.115

10.

фэмп Прямой и обратный счет до 6

ст.54

11.

озн с прир

посадка лука

ст.20

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

16.

позн. Исс

«куда ушел снеговик?»

ст.63

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

17.

фэмп Цыфра 7

ст.56

18.

озн.с прир

Кормилица наша земля

Ст.20

Познавательные сказки

Международный женский день

23.

социокульт. Ценн.

Чтение рассказа Е. Пермяка «мамина работа»

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

выставка детского творчества

ст.129

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

24.

фэмп Счет до 6. сравнение предметов по длинне и ширине

ст.58

25.

озн с прир

веснянка знакомит с новыми комнатными растениями

ст.24

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

1.

позн. Исс

«экскурсия к старому пню»

ст. 85

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

2.

фэмп счет в пределах 7

ст.60

3.

озн.с прир

нод

на птичьем дворе

ст.16

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

Народная культура

Космос

8.

социокульт. Ценн.

Рассматривание русского народного костюма

2-я-3-я недели марта

Фольклорный праздник

ст.117

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

9.

фэмп измерение длинны предмета с помощью условной мерки

ст.65

10.

озн с прир

нод «родной край»

ст.192

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

15.

позн. Исс «как снеговики весну искали»

ст. 104

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

16.

фэмп с чет до 7 работа с палочками

ст.68

17.

озн.с прир

нод «рада скатерть хлебушку,он на ней как солнышко»

ст.186

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

22.

социокульт. Ценн.

День космонавтики

ст.164

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

23.

фэмп

цыфры от 1 до 7 . ориентировка в пространстве

ст.69-71

24.

озн с прир

нод «воздушный океан»

ст.120

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

29.

познавательно-иссл.

Беседа по рассказу «трое в космрсе»

ст.165

ознакомление дошкольников с окружающим и Н.В. Алёшина

Весна

30.

фэмп счет до 7 и обратно. Ориентировка в пространстве

2-я недели апреля

Развлечение «Весна»

ст.73, 77

31.

озн.с прир

правила поведения на природе

ст.47

формирование основ безопасности у дошкольнков К.Ю. Белая М-2014

5.

социокульт. Ценн.

История России. Символика страны

ст.168

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

6.

фэмп число и цыфра 8. деление целого на части

ст.80, 82

7.

озн с прир

«лес весной. Весеенние первоцветы»

ст.214

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

День Земли

12

позн. Исс

«посадка цветочной рассады»

3-я-4-я недели апреля

Тематический праздник «День Земли»

ст.100

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

13.

фэмп счет в пределах 8. сравнение чисел

ст.84-85

14.

озн.с прир

«планета Земля»

ст.11

занятия по экологии в детском саду Н.В.Коломина

19

социокульт. Ценн.

Нод «полет на луну»

ст.171

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

20.

фэмп Число и цыфра 9. Порядковый счет

ст. 90-92

21.

озн с прир

нод «космос, вселенная,звезды»

ст.209

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

познавательно-иссл .

Показ презентации «весна-красна»

Эор

27.

фэмп Состав чисел 5 и 6 из единиц. Ориентировка на листе бумаге

ст.88,93

Лето

3

социокульт. Ценн .

1-я-4-я недели мая

Праздник «здравствуй лето!»

ст. 180

ознакомление дошкольников с окружающими.ст.г

москва 2009 Алешна

4 .

фэмп счет до 9. сравнение предметов

ст. 95, 97

5.

озн с прир «одуванчик золотой-солнышко сынок родной»

ст.114

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

10.

познавательно-иссл.

«знакомство с полевой ромашкой»

ст.135

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

11.

фэмп число 10. дни недели

ст.105-107

12.

озн с пр

нод «Опасные насекомые»

ст. 49

формирование основ безопасности у дошкольнков К.Ю. Белая М-201

17.

социокульт. Ценн.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «В родном краю»

ст.196

ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В. Алёшина

18.

фэмп сравнение чисел. Дни недели

ст. 110,112

19.

озн с прир

«бабочка капустница»

ст.109

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

24.

познавательно-иссл.

«ветер-это хорошо или плохо»

ст.132

познавательно-иссл. Занятия с детьми 5-7 лет

волгоград

2013

25.

фэмп счет до 10. Смежные числа

ст.117, 128

26.

озн с прир

нод «солнечые лучики»

ст.222

сценартий занятий по эколог воспит Л.Г. Горькова М. 2010

Галина Владимировна Васильева
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в старшей группе

Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию

№ Тема ООД Программное содержание Методический источник

День знаний (1-я неделя сентября)

Сентябрь

1 неделя - День знаний

Мониторинг Определение уровня знаний детей на начало учебного года

2 Ознакомление с окружающим «Кто нас воспитывает?» Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость; уточнить знания о профессиях : воспитатель, медсестра, повар, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, дворник, прачка и др. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/сада » , с. 22

2 неделя - Осень в саду и огороде

1. ФЭМП Закреплять навыки счета в пределах 5,образовывать число5 на основе сравнения. Различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. , с. 15

«Во саду ли, в огороде» . Расширять представления детей о многообразии мира растений. Расширять представления о способах ухода за садов - огородными растениями Конспект прилагается

3 неделя - Сезонные изменения в природе

1 ФЭМП Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов. Сравнивать два предмета по двум параметрам величины И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 17

2 Ознакомление с окружающим. ОБЖ «Правила поведения на природе» Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них. К. Ю. Белая , с. 47

4 неделя - Живая и неживая природа

1 ФЭМП Учить составлять множество из разных элементов. Закреплять представления о знакомых плоскостных геометрических фигур. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 19

2 Ознакомление с окружающим «Земля –наш общий дом» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, расширение знаний детей. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» , с. 79

Я вырасту здоровым (1-я -3-я неделя октября)

1 неделя - Я и моё тело

1 ФЭМП Учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета, счет в пределах 5.

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 20

2 Ознакомление с окружающим миром «Наши руки» . Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства : развивая руку , мы развиваем речь . Учить сознательно относиться к развитию своей руки . В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 73

2 неделя - Я и моя семья

1 ФЭМП Учить считать в пределах 6. Показать образование числа 6. Развивать умения сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 21

2 Ознакомление с окружающим миром

«Я и моя семья» Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 10

3 неделя - Я и моё здоровье

1 ФЭМП Учить считать в пределах 7. Показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов . Развивать умения сравнивать до 6 предметов по длине. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 23

2 Ознакомление с окружающим миром

«Сохрани своё здоровье сам» Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, учить оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнения В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 64

День народного единства (4-я неделя октября - 2 неделя ноября)

4 неделя - День народного единства

1 ФЭМП Продолжать считать в пределах 6 и 7. Знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7. Развивать умения сравнивать до шести предметов по высоте. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 24

2 Ознакомление с окружающим миром

«Москва – столица нашей Родины» Дать представление о том, что Москва – самый большой город а нашей стране, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России - Москвой В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 118

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 24

2 Ознакомление с окружающим «История и достопримечательности моего города» Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему, знакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 112

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 25

2 Ознакомление с окружающим «Я люблю тебя, Россия» Воспитывать любовь к родной Отчизне; познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 121

Здравствуй, гостья зима! (3-я неделя ноября – 1-я неделя декабря)

3 неделя - Сезонные изменения

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 27

2 Ознакомление с окружающим

«Зимние явления в природе» . Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Закрепить знания о зимних месяцах. О. А. Соломенникова , с. 57

1 ФЭМП Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно, отвечать на вопросы : «Сколько?» , «Который по счету?» , «На котором месте?» . Упражнять в умении сравнивать предметы по величине.

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 29

2 Ознакомление с окружающим

«Беседа о зиме» Конкретизировать и углубить представление о зиме. Т. М. Бондаренко , с. 79

5 неделя - Животные и птицы зимой

1 ФЭМП Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов , выраженных соседними числами 9 и 10. Закреплять представления о частях суток. Совершенствовать представления о треугольнике. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 30

2 Ознакомление с окружающим «Беседа о том, кто как зимует» Расширять и углублять представление о зимовье зверей, птиц. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» , с. 59

1 ФЭМП Совершенствовать счет по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 31

2 Рассматривание картин «Волки» , «Лоси» Объяснить, что в природе всё взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 117

Новогодний праздник (2-я – 4-я неделя декабря)

2 неделя - Новый год

1 ФЭМП Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними. Познакомить с цифрами 1 и 2 . Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 33

2 Ознакомление с окружающим

«Новый год у ворот. Беседа об истории праздника» Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 173

1 ФЭМП Закреплять представления о свойствах и видах треугольника и четырехугольника. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 34

2 Ознакомление с окружающим «Как празднуют Новый год в разных странах мира»

Познакомить учащихся с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира Конспект прилагается

1. ФЭМП Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5. Познакомить с цифрой 4 . Продолжать учить определять направления движения, используя знаки. Закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 35

2 Ознакомление с окружающим «Что за праздник Рождество»

Познакомить детей с народным праздником Рождество» Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 182

Зима (2-я – 5-я неделя января)

2 неделя - Зимние виды спорта

1 ФЭМП Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними. Познакомить с цифрой 5 . Развивать глазомер , умение находить предметы одинаковой длины, разные образцу. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , стр. 37

2 Ознакомление с окружающим «Зимние виды спорта» Познакомить с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким либо видом спорта.

Конспект прилагается

1 ФЭМП Учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. Познакомить с цифрой 6 . Развивать глазомер и умения находить предметы одинаковой ширины. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , стр. 39

2 Ознакомление с окружающим «Небезопасные зимние забавы» Расширять и обогащать знания о безопасном поведении зимой. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» , с. 25

4 неделя - В гостях у зимушки – зимы

1 ФЭМП Формировать представления о равенстве групп предметов . Познакомить с цифрой 7 . Продолжать развивать глазомер и умения находить предметы одинаковой высоты. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 40

2 Рассматривание картины И. Грабара «Февральская лазурь» Формировать представления детей о явлениях зимней природы Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» , с. 83

1 ФЭМП Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8 . Учить видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 42

2 Ознакомление с окружающим «Зимушка – зима в гости к нам пришла» Сформировать представление о зиме.

Развивать познавательный интерес , Воспитывать любознательность Конспект прилагается

День защитника Отечества (1-я – 3-я неделя февраля)

1 неделя - День защитника Отечества

1 ФЭМП Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Познакомить с цифрой 9 . Учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 43

2 Ознакомление с окружающим «История возникновения праздника День защитника Отечества.» Рассматривание картины «Три богатыря» Знакомить детей с защитниками Отечества Древней Руси и современной Российской армии. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства Конспект прилагается

1 ФЭМП Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9. Совершенствовать представления о треугольнике и четырехугольнике. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 44

2 Ознакомление с окружающим

«Военные профессии» Расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления детей о родах войск, воспитывать уважение к людям военных профессий Н. Е. Веракса,Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 244

1 ФЭМП Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Учить делить предмет на две равные части. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 46

2 Ознакомление с окружающим «Российская армия» . Расширять представления о Российской Армии. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» , с. 38

Международный женский день (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта)

4 неделя - Международный женский день

1 ФЭМП Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Формировать представление о делении предмета на две равные части, называть и сравнивать целое и часть. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 47

2 Ознакомление с окружающим «Весенний праздник – 8 Марта» Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам Конспект прилагается

1 ФЭМП Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка. Познакомить с цифрой 0 . Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 49

2 Ознакомление с окружающим «Беседа о маме»

Дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» ,261

Народная культура и традиции (2-я – 4-я неделя марта)

2 неделя - Народная игрушка

1 ФЭМП Познакомить с записью числа 10 . Учить делить круг на две равные части. Учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной мерки. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 50

2 Ознакомление с окружающим «Чудо – чудное, диво – дивное!»

Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 44

3 неделя - Декоративно – прикладное искусство

1 ФЭМП Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , стр. 51

2 Ознакомление с окружающим «Краса ненаглядная (русские народные промыслы) » Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 48

4 неделя - Фольклор

1 ФЭМП Познакомить с делением круга на 4 равные части. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 53

2 Ознакомление с окружающим «Отгадайте – ка загадки! (русский народный фольклор) »

Познакомить с мудростью русского народа – загадками, показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских фольклористах В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада » , с. 53

Весна (1-я – 3-я неделя апреля)

1 неделя - Сезонные изменения

1 ФЭМП Познакомить с делением квадрата на 4 равные части. Сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры. Закрепить знание цифр от 0 до 9. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 54

2 Ознакомление с окружающим «» Признаки весны» Уточнить признаки весны; воспитывать бережное отношение к природе. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 264

2 неделя - Домашние животные и птицы

1 ФЭМП Учить понимать отношения рядом стоящих чисел 6 и 7,7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закрепить умение обозначать их цифрами. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 56

2 Ознакомление с окружающим «Домашние животные и птицы»

Дать понятие о том, какую пользу приносят человеку домашние животные, о жизни домашних птиц. Ю. А. Вакуленко»Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах », с. 85 и с. 94

3 неделя - Весна в лесу

1 ФЭМП Учить понимать отношения рядом стоящих чисел Сравнивать величину предметов по представлению. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 58

2 Ознакомление с окружающим миром «Весна в лесу»

Закреплять знания о сезонных изменениях весной; воспитывать бережное отношение к природе Конспект прилагается

День Победы (4-я неделя апреля – 1-я неделя марта)

4 неделя - День Победы

1 ФЭМП Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 59

2 Ознакомление с окружающим «Беседа о Великой Отечественной войне»

Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины; осуществлять нравственное воспитание Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 350

1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на количество и счет, величину. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 61

2 Ознакомление с окружающим «Этот День Победы» Расширять представления, знания о празднике Победы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Конспект прилагается

Лето (2-я – 5-я неделя мая)

2 неделя - Цветы и растения

1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на форму, ориентировку в пространстве. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 62

2 Ознакомление с окружающим «Растения весной»

Познакомить детей с изменениями , происходящими с растениями весной. Развивать любознательность Л . Б. Фесюкова, О. О. Григорьева , с. 129

3 неделя - Животные и насекомые

1 ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на величину, количество и счет. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 61

2 Ознакомление с окружающим

«Как животные помогают человеку» . Развивать любознательность . Расширять словарный запас. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» , с. 55

4 неделя - Безопасное лето

1. ФЭМП Работа по закреплению пройденного материала. Дидактические игры на форму, ориентировку в пространстве. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» , с. 66

2. Ознакомление с окружающим «Опасные насекомые» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» , с. 49

5 неделя - Здравствуй, лето

1. ФЭМП Мониторинг

2. Ознакомление с окружающим «Беседа «Наступило лето!» Воспитывать бережное отношение к природе. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия для детей 4 – 7 лет» , с. 182

Рабочая программа по познавательному развитию для детей 6-7 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» разработана на основе
Общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детского сада №43 «Яблонька» в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012года; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
- Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва)
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;
возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности. В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г.). Программа направлена также на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность для детей 6-7 лет основывается на программе «Детство», программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основная образовательная программа учреждения разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобиридзе, О. В. Солнцева; переработанной в соответствии с ФГОС, а также парциальных и авторских программ:
1. С.Н.Пениной, И.Ю.Мусатовой «Живая математика»;
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.
Рабочая программа образовательной области «Познание» включает в себя три взаимосвязанных блока:
развитие элементарных математических представлений;
экологическое воспитание;

Ознакомление с окружающим миром.
Старший дошкольный возраст классифицируется современной педагогической наукой как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения.
Дошкольники 6-7 лет осваивают умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, что проявляется в интересе детей к моделированию, использованию общепринятых и предложенных ими условных обозначений.
Дети проявляют особый интерес к цифрам, как знакам чисел, написанию их, использованию в разных видах практической деятельности, играх в поиск кладов с зарисовкой ходов и отсчетом расстояния.
В Образовательной программе дошкольного учреждения, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, большое место отводится освоению практических связей, зависимостей, простых закономерностей. Именно эти стороны развития ребенка отражены в отдельной образовательной области программы - «Познание».
Интеграция в подготовительной к школе группе состоит в использовании ребенком приемов познания (обследование, количественная и качественная оценка, сравнение, обобщение) в разных видах продуктивной детской деятельности с целью познания или уточнения связей и зависимостей в изобразительной деятельности, природоведческой, конструктивной (из песка, различных конструкторов), а также в музыкальной и социальной деятельности.
Основные задачи программы:
Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов
Содействовать в самостоятельном обнаружении детьми связей и зависимостей между объектами, в том числе и скрытых от непосредственного восприятия (по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования).
Побуждать дошкольников обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (изменить; проверить путем подбора аналогичных объектов, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, соединить, изменить форму, расположение на листе и т.п.)
Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Развитие сенсорной культуры
Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов формы, цвета, эталонов величины, длительности времени, эталонов материалов.
Поддерживать стремление детей использовать систему обследовательских действий при рассматривании предметов для выявления их особенностей, определения качеств и свойств материалов, из которых сделаны предметы.
Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном замечать их сходство и отличие по нескольким основаниям.
Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия.
Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе
Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир.
Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов.
Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы.
Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранительную деятельность.
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Основными методами выступают:
организация практической деятельности детей;
продуктивные виды деятельности;
экспериментирование;
игра во всех ее проявлениях и видах;
проектная деятельность;
создание проблемных ситуаций;
эвристические беседы;
событие «одного» дня;
фантазийная деятельность;
ведение «дневника наблюдений».
Игры:
На освоение элементов логики, структуры высказываний с использованием отрицания «не», отдельных слов и сочетаний с включением союзов «и», «или», «если (изменить), то…;
На освоение состава чисел из двух меньших, сосчитывание парами, по 3, 4, 5, разделение множеств на равные и неравные группы, увеличение и уменьшение по числу элементов: игры и упражнения, самостоятельная деятельность с использованием цветных счетных палочек Кюизенера;
На овладение умениями преобразования объемных и плоских конструкций, самостоятельного использования отдельных приемов в разных видах деятельности, проявление смекалки и сообразительности в играх-головоломках, в ходе решения логических занимательных задач;
На самостоятельное обнаружение и обоснование зависимости между общим количеством объектов и числом их в каждой из полученных групп, размером мерки, величины и числовым результатом, количеством монет и суммой и в других ситуациях.