Главная > Документ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе? Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу- чению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах - родители, воспитатели детского сада и учителя, школа? Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе си-лами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помо-гают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учре-ждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полно-стью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном уч-реждении детям прививают многие полезные навыки, учат ри-сованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает от-носиться к ним пренебрежительно, не стремится работать луч-ше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника при-даёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении лю-бого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и спо-собствует близости родителей и детей. Правила создания позитивной обстановки в обучении:

    Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно
    участвуют родители.

    Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый
    день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

Необходимо учитывать принцип «от простого к сложно-му», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвеча-ет неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изме-няя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распо-знавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

    Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одоб- ряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (по-каз, объяснение), то было бы ещё лучше».

    Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что заня-тия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому иг-райте с малышом, например, во время приготовления ужина
    на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге
    в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).

    Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому
    не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует,
    то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу
    не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое обще-ние должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого.
    В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения
    и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всесторон-нее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной под-готовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в се-мье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помо-щью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни стра-ны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формиру-ется столь необходимая первокласснику интеллектуальная ак-тивность, рождается радость познания. Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ре-бёнка верными, яркими образами окружающей действительно-сти, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В про-цессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. Как организовать подготовку ребенка к школе? Подготовку к школе нужно организовать как непродолжи-тельные приятные для ребёнка занятия. ^ Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродол-жительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. ^ Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ре-бёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, по-ставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Ис-кусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ре-бёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя кото-рые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объ-яснение материала). ^Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть. ^ Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось. ^ Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощ-ряйте поиск решения. ^ Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. За-давайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном. ^ Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение. ^ Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий. ^ Развивайте образные представления ребёнка. Этому спо-собствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок. ^ Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще иг-рать с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, пла-вать и т. п. ^ Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевти-ческих, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выпол-нения каких-либо действий. ^ Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном воз-расте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их. ""Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизы-вание бус. ^Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей. ^ Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача). Как научить ребенка читать, считать, писать? Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила разви-тия и обучения детей - их желание быть похожими на взрослых. Когда ребёнку читают книги, он слушает и рассматривает кар-тинки. Но наступит момент, когда начнёт самостоятельно перелис-тывать любимую книгу, по памяти сопровождать иллюстрации проговариванием текста. Тогда он объявляет всем, что «читает». Родители могут использовать появившееся желание. Делает-ся это так. Сначала ребёнок вместе со взрослым рассматривает крупные буквы и называет звуки, которые они обозначают. Не надо объяснять детям, что их учат читать, иначе некоторые, особенно упрямые, сразу же станут сопротивляться. Затем вме-сте можете нарисовать буквы и раскрасить их (изображайте только печатные буквы). Это уже обучение письму. Про бук-вы можно сочинять истории, одушевлять их. А потом буквы «подружатся», например: М-И; М-А; М-У... Так происходит чтение согласной буквы с различными гласными. Ребенок нау-чился читать по слогам! Не торопите ребёнка, продолжайте чи-тать ему книжки с яркими картинками и крупными буквами. Старайтесь сопровождать текст пальцевым слежением, то есть проводите своим пальцем по читаемым строчкам. Это ускорит процесс обучения. Здесь необходимо отметить, что оптимальный возраст нача-ла обучения зависит от индивидуальности ребёнка. Если малыш познал приёмы чтения, но не желает упражняться в этом, пред-ложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами взрослый, а затем и сам ребенок, указывает нахождение чего-то интересного. Например: «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ». Счёту надо обучать тоже постепенно. Но, называя цифру, обязательно соотносите её с количеством предметов. Иначе у малыша нарушается развитие понятия «число». Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ре-бёнка математических умений. В быту, в домашних условиях малыш закрепляет счёт, помогая накрывать на стол. Пусть ребё-нок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия решения задач («Нас трое, а две ложки. Сколько не хва-тает?»). Тогда счёт станет для него привычным и понятным. Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребёнок может изображать их «зеркально». Не удивляйтесь. Перевёрнутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника по-степенно это пройдёт. Когда ребёнок рисует, пишет левой рукой, понаблюдайте за ним. Если, играя, одеваясь, он действует активнее левой ру-кой, то, скорее всего, писать этой рукой ему будет удобнее, чем правой. Никогда не заставляйте использовать правую руку. Этим можете нанести большой вред психике малыша. При воз-никновении сомнений проконсультируйтесь у специалистов (психологов, психоневрологов). Чем ещё можно помочь ребёнку, чтобы облегчить его вхож-дение в новую жизнь? Используйте те игровые приёмы и уп-ражнения, которые доступны и интересны ребёнку, которые разносторонне подготовят интеллектуальные психические про-цессы к предстоящей школьной нагрузке.

Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?

Нет, ни в коем случае. У ребёнка ещё слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Лучше помогите ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совсем не обязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, по-могает перебирать крупу, вышивает, вяжет - это и есть подго-товка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте по-играть в школу. «Будем писать диктант, только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум кле-точкам вправо, потом по двум клеточкам вниз, затем две кле-точки вправо, две клеточки вверх» и т. д. Это полезно не только для рук, но и для умения точно выполнять задание взрослого. Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя поле, можно значительно раньше. Но не давайте ребёнку сразу боль-шую картинку. Начните с раскрашивания, например, воздушно-го шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обра-тите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур. Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предме-ты, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука, она ста-нет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребёнок письмом в 1 классе. Надо ли играть с ребенком старшего дошкольного возраста? Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к шко-ле, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наи-гравшись», что игры детей 5-6 лет примитивны и неинтересны. Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе? В игре дети:

    учатся применять имеющиеся у них знания;

    ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

    получают богатый чувственный опыт, прежде всего ка-сающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окру-жающих их. В игре развиваются все психические процессы -
    внимание, память, мышление, речь и, что особенно существен-
    но, воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребён-ка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправлен-ной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует парт-нёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой парт-нёр. В-третьих, игра - своеобразное общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость. Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, ко- торые:

    формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто
    ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки
    не хватает?», «Сделай так же»);

развивают детские представления о качествах и свойствах
предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме); развивают логическое мышление («Что сначала, что по-том», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание сти-хов»). Несколько советов, как организовать игру:

    Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если
    вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для
    совместной игры.

    Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком
    лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

    Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны
    в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если иг-
    ра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

    Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему
    возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

    Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль уче-
    ника, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непони-
    мающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы
    («Почему?», «Зачем?»).

Что делать при отсутствии у ребенка интереса к чтению Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтере-сованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них: 1) Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей от-ношение к чтению как к удовольствию. 2) Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием:
цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитан-ным и т. п. 3)Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, да-рите их сами и получайте в качестве подарков.

    Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в биб-лиотеке, книжном магазине и т. п.).

    На видном месте дома повесьте список, где будет отражен
    прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой
    срок).

    Выделите дома специальное место для чтения (укромный
    уголок с полками и т. п.).

    В доме должна быть детская библиотечка.

    Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще
    что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или
    космических путешествиях).

    Предложите детям до или после просмотра фильма про-
    читать книгу, по которой поставлен фильм.

    По очереди читайте друг другу рассказы или смешные
    истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть те-левизор.

    Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят
    читать.

    Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

    Поощряйте чтение детей вслух, когда это только воз-
    можно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.

    Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые
    они читают.

    Поощряйте чтение любых материалов периодической
    печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов -
    пусть дети чаще читают все что угодно!

    Пусть дети читают каждый вечер (перед тем как уснуть).

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка к школе:

    формирование адекватного поведения;

    установление контактов с учащимися и учителем;

    овладение навыками учебной деятельности.

    Выбор школы

    Если есть возможность выбрать для ребёнка ту или иную школу из числа государственных или частных, прежде всего на-до, во-первых, определить, какую пользу мы ждём от неё; во-вторых, понять, на что следует обратить внимание, чтобы оце-нить, устраивает ли нас данная школа. Нет нужды говорить, что каждый родитель стремится дать своим детям нечто из ряда вон выходящее. Одних интересует, насколько серьёзное образование можно получить в данной школе, других особенно волнует социальный статус учеников, с которыми придётся общаться их детям. Прежде чем знако-миться с какой бы то ни было школой, нужно составить для себя чёткое представление, чего же мы хотим. Мнения людей отно-сительно школы очень разные. Если родители считают, что лучшей системой является та, в которой уделяется много внимания каждой отдельной лично-сти, то их не устроят школы, где в классах много учеников. Если родители убеждены, что школы с первого же класса должны быть разделены на мужские и женские, их детям не подойдут учебные заведения, где мальчики и девочки учатся совместно. Во всех подобных случаях мнение взрослых не касается самой школы, а показывает, отвечает ли она их представлению о ней или нет. Выбор школы не должен быть сложным. Отправляя учиться детей, мы надеемся, что они получат определённые сведения об окружающем мире, о людях, живущих на земле, о собствен-ных способностях. Образование должно помочь стать достой-ными гражданами своей страны. Даже будь у нас возможность оставить детей дома, мы не смогли бы сами научить их всему тому, что они узнают в школе. Полученные там знания нужны, чтобы обобщить жизненный опыт, который дети приобретают с нашей помощью в семье. Совершенно очевидно также, что большинство школ заинтересовано в таких же результатах, ка-кие хотели бы получить и мы.

    О чем следует сказать учителю перед началом учебного года

    Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Лож-ный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно - «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто являются при-чиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора. Не забудьте рассказать:

      о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть
      хронические заболевания, нарушения зрения и слуха;

      как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро
      отвлекается, рассеянный, скоро утомляется);

      каковы особенности его поведения (спокойный, дисцип-линированный, беспокойный, легковозбудимый, раздражитель-ный, плохо управляемый); особо отметьте, если ребенок лени-
      вый или левша;

      как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);

      что вы знаете об особенностях его мышления, памяти
      (воспринимает только конкретный материал, владеет абстракт-ными понятиями, может обобщать; память - хорошая или пло-хая);

      как развита речь (произносит правильно все звуки, непра-вильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет
      распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь
      бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка,
      рассказа).

    Если вы занимались или занимаетесь у логопеда, не забудьте сообщить об этом.

    Предостережения родителям

    Многие родители начинают думать об образовании ребёнка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознаёт реальную трудность и сложность школы. Не только учёбы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок - интеллектуальных, эмо-циональных, физических. Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное - готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей? Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их не-заметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препят-ствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и под-держки. Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уде-ляем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожале-нию, желания родителей не столь уж часто совпадают с воз-можностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлага-ли столько надежд, неудачи следуют одна за другой. Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетер-пимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намере-ниями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, кри-ки, выяснение отношений, наказания - всё это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и созда-ёт новые проблемы. Сейчас можно отдавать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее провести ещё годик дома или в детском саду. Не потому, что ребёнок к учёбе не готов, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объёму школьных нагрузок, с кото-рыми он должен будет справиться. И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребёнка, сколько в возрастных особенностях его функционального разви-тия, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значи-мость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ре-бенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитаци-ей всех выявленных отклонений.

      Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько
      «зрел» или «незрел» ребенок, или же проведите самостоятельно
      ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Если
      ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе,
      ко всем трудностям, которые там ждут. Если малыш условно
      зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попы-
      таться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, ис-
      пользуя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок ваш
      недостаточно готов, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его
      по вашей просьбе записали в школу. Если ребёнок готов, вам на-
      до выбрать только школу, необходимую ему, которую вам посо-
      ветуют на медико-психологической комиссии.

      Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он
      встретился в школе. Объясните их необходимость и целесооб-разность.

      Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него мо-жет что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет
      право на ошибку.

      Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, сле-дите за его соблюдением.

      Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на на-чальном этапе овладения учебными навыками. Если у перво-классника, например, есть логопедические проблемы, постарай-тесь справиться с ними на первом году обучения.

    Поддержите первоклассника в его желании добиться ус-пеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его по хвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

      Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учеб-ных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консульта-цией к учителю или школьному психологу.

      С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появил-ся человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте
      мнение первоклассника о своем педагоге.

    10. Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступле-ние в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно
    лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника
    должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА

    1. Педагогическая готовность:

      навыки чтения;

      навыки письма;

      навыки рисования;

      звуковая культура речи (чистая речь);

      умеет развернуто ответить на вопрос;

      хороший словарный запас;

      хорошая общая осведомленность.

    2. Интеллектуальная готовность:

      дифференцированность восприятия как основа мышления;

      развито воображение;

      хорошая ориентировка в пространстве и времени;
      -развито наглядно-образное мышление (умение выделять

    существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);

      развита тонкая моторика рук (владение карандашом, руч?
      кой, ножницами, навыки рисования);

      хорошая память;

    -развита регулирующая функция речи (выполняет словес-ные инструкции); - интеллектуальная активность (умение превратить учебную
    задачу в самостоятельную цель деятельности); -предпосылки абстрактно-логического мышления (способ-ность понимать символы, формулировать вопросы, самостоя-тельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы). 3. Мотивационная готовность:

      выраженность познавательных интересов;

      стремление освоить роль школьника (хочет ходить в шко-лу, иметь портфель и т. п.);

    -принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем. 4. Эмоционально-волевая готовность: -умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены); -сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня; - эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
    -произвольная регуляция внимания (концентрация, устой-чивость, переключение внимания); - умение задерживать свои импульсы (например, не переби-вать других в разговоре); -умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие. 5. Коммуникативная готовность: - желание общаться со взрослыми и детьми;

    Умение установить контакт с учителем;

      сохранение чувства дистанции;

      способность к личностному контакту со взрослым (в про-тивовес ситуативному);

      умение устанавливать контакт со сверстниками;

      умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;

      Документ

      Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.

    , в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

    Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

    Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

    Что же включает в себя подготовка к школе?

    Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

    В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

    Физиологическая готовность ребенка к школе

    Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

    Психологическая готовность ребенка к школе

    Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

    Интеллектуальная готовность к школе означает:

    К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
    он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
    ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
    должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

    Личностная и социальная готовность подразумевает следующее :
    ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
    толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
    нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
    ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

    Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
    понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
    наличие интереса к учению и получению новых знаний;
    способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
    усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

    Познавательная готовность ребенка к школе

    Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

    1)Внимание.
    Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
    Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
    Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
    Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

    2 )Математика.
    Цифры от 1 до 10.

    1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
    2. Арифметические знаки « > », «
    3. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
    4. Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

    3)Память .
    Запоминание 10-12 картинок.
    Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
    Пересказывание текста из 4-5 предложений.

    4) Мышление .
    Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
    Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
    Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
    Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
    Складывать пазлы без помощи взрослого.
    Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

    5) Мелкая моторика.
    Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
    Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
    Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
    Выполнять аппликации.

    6) Речь.
    Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

    Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
    Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
    Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
    Различать в словах звуки.

    7) Окружающий мир.
    Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
    Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

    Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

    Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

    Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

    Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

    Тренируем руку ребенка

    Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

    При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

    Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

    Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

    1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
    2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
    3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
    4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
    5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
    6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
    7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
    8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
    9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
    10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
    11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
    12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
    13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
    14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
    15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

    Страница 1

    К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

    Поставить цель;

    Принять решение;

    Наметить план действий;

    Исполнить намеченный план;

    Проявить усилие в случае возникновения препятствий;

    Оценить результат своего действия.

    Главный акцент в развитии психологической готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

    Не бояться трудностей;

    Стремление преодолевать их;

    Не отказываться от намеченной цели.

    В нескольких словах, готовность – это умение слушать + слушаться.

    Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

    Чтобы сформировать психологическую готовность детей к обучению в школе необходимо:

    1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

    Закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

    Учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

    2. Развивать самоконтроль:

    Использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорить…»

    3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.

    4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

    5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

    6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

    Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

    Устойчивости чувств;

    Глубины чувств и эмоций;

    Осознание причин проявления тех или иных эмоций;

    Проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

    Эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

    Одна из линий подготовки детей к обучению в школе – формирование мотивов, побуждающих к учению.

    Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

    Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

    Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

    Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

    Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

    Практиковать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

    Таким образом, основная задача взрослого при подготовке ребенка к обучению в школе – показать, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

    Материалы по педагогике:

    Народнаясказка как средство формирования дружеских взаимоотношений
    Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: ...

    Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
    Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж...

    Электродвигатель постоянного тока и его применение
    Целесообразно начать урок с постановки перед учащимися вопроса, что они знают о применении электродвигателей в быту и технике. После выяснения чрезвычайно широкого их применения полезно поставить вопросы: «А кто знает, на чем основана работа электродвигателей? Какое явление положено в основу их дей...

    Психологическая готовность ребенка к школе: рекомендации родителям

    Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас уважаемые родители возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет - каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно - готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

    Где готовят детей к школе?

    В детских садах, работающих по стандартным программам, дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Если ребенок не посещает детский сад, то для подготовки к школе его можно записать на специальные курсы для дошкольников. Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от вас зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное - не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались - ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.

    Подготовка ребенка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

    Итак, что же значит психологическая готовность к школе?

    Психологическая готовность ребенка к школе

    Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

    Интеллектуальная готовность к школе означает:

    К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

    Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

    Должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

    Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

    Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

    Ребенок должен понимать, что хорошо, а что - плохо;

    Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

    Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

    Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

    Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

    Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

    Усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания.

    Познавательная готовность ребенка к школе

    Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

    Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

    Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

    Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

    Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро.

    Тренируем руку ребенка

    Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что - нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки - в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность.

    Материал подготовила, Краснопольская Е.С. , педагог-психолог

    «Подготовка ребенка к школе»

    Уважаемые мамы и папы!

    Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

    Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

    Что включает в себя подготовка к школе?

    Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

    В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

    Физиологическая готовность ребенка к школе

    Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

    Психологическая готовность ребенка к школе

    Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

    Интеллектуальная готовность к школе:

    К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
    он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

    Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
    должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.

    Личностная и социальная готовность подразумевает следующее :

    Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

    Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

    Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

    Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

    Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :
    понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

    Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

    Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

    Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

    Познавательная готовность ребенка к школе

    Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

    1)Внимание.
    Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
    Находить сходства и отличия между предметами, картинками

    Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

    Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

    2)Математика.
    Цифры от 0 до 10.

    Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

    Арифметические знаки: « », «-«, «=».

    Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

    Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

    3)Память.
    Запоминание 10-12 картинок.

    Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

    Пересказывание текста из 4-5 предложений.

    4) Мышление.

    Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

    Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

    Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

    Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

    Складывать пазлы без помощи взрослого.

    Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

    5) Мелкая моторика.

    Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

    Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

    Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

    Выполнять аппликации.

    6) Речь.

    Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

    Понимать и объяснять смысл пословиц.

    Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

    Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

    Различать в словах буквы и звуки.

    7) Окружающий мир.

    Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

    Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

    Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

    Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

    Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

    Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

    Тренируем руку ребенка

    Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

    При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

    Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

    В первый класс: с шести или семи лет?

    В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Однозначно ответить, с семи или с шести лет отдавать ребенка в школу, нельзя. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Но можно сказать точно: подготовленность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов к обучению в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если какой-то один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная подготовленность, то у ребенка будут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это отрицательно скажется и на его здоровье. Поэтому если вы решили отдать ребенка в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к обучению в школе или нет. Если ваш ребенок идет в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября желательно также посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе. Кстати, с подобной просьбой можно обратиться к воспитателям или психологу детского сада.

    Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

    1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

    2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

    3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
    4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

    5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
    6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

    7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

    8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

    9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

    10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
    11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

    12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
    13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

    14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

    15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

    Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

    1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.

    2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.
    3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.
    4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.

    5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.

    6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.

    С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

    Статья разработана учителем-логопедом Справцовой Е. Л. МБОУ « Майкорской СОШ»