Государственное казенное образовательное учреждение «Айтхаская средняя общеобразовательная школа Ботлихского района» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего ученика» Введение Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Пояснительная записка Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Цель данной программы: Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Основные задачи программы:    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:     группа формируется из детей 6-летнего возраста; продолжительность обучения составляет 100 занятий (апрель-май) наполняемость группы не более 15 человек; режим занятий: 5 раз в неделю (кроме субботы) – 3 занятия по 25 минут Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: 1. «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: -формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; -символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. 2.«По дороге к Азбуке». Развитие связной речи, лексическая и грамматическая работа (15 часов): - обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи; - употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений), разучивание стишков, потешек; - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (5 часов): - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Обучение звуко-слоговому анализу (5 часов): - звуковой анализ состава слогов и слов; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - соотнесение букв и звуков. Работа по развитию мелкой моторики руки (15 часов) - штриховка, обведение по контуру. В результате работы по программе курса дети должны: - конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; - отвечать на вопросы педагога; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять звук в начале слова; - различать звуки и буквы; - узнавать и называть знакомые буквы русского алфавита; - соединять звуки в слоги. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, лексическая и грамматическая работа, развитие связной речи, развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха, обучение звуко-слоговому анализу, работа по развитию мелкой моторики руки. 3. «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра. Цели занятий                   .Развитие слухового и зрительного восприятия.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.Развитие слуховой и зрительной памяти.Развитие мышления и речи.Развитие общей и мелкой моторики.Совершенствование коммуникативных навыков.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.Совершенствование навыков монологической речи.Совершенствование навыков диалогической речи.Развитие мимики и пантомимики.Развитие фантазии и воображения.Развитие способностей к глубокому образному мышлению.Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.Развитие творческих способностей.Формирование эмоционально-волевой сферы.Формирование этических представлений.Повышение уверенности в себе.Научить принимать решения План занятий 1. «Занимательная математика»-40 часов 2. «Основы грамоты»-40 часов 3. «Умелые ручки»-20 часов Календарно-тематическое планирование курса «Раз – ступенька, два - ступенька…»» (развитие математических представлений) № Тема занятия п/п Кол. часов 1 Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Знакомство с клеткой. 1 2 Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Рисование палочек. 1 3 Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы. 1 4 Совокупности предметов. свойству. Объединение предметов в группы по общему 1 5 Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. 1 6 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). 1 7 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… - меньше на…). Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. 1 9 Пространственные отношения: на, над, под. Прямой счет до 10. 1 10 Пространственные отношения: справа, слева. 1 11 Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. 1 12 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. 1 13 Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. Пространственные отношения: внутри, снаружи 1 14 Число 2 и цифра 2. Пара. Обратный счет. 1 15 Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы. 1 8 1 Дата 16 Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. 1 17 Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. 1 18 Пространственные отношения: впереди, сзади. 1 19 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. 1 20 Обозначение отношений: больше – меньше. 1 21 Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году. 1 Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д. 1 23 Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 1 24 Число 6 и цифра 6. Выявление математических представлений детей. 1 25 Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже; толще, тоньше. 1 26 Сравнение предметов по длине (непосредственное). 1 27 Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет. 1 28 Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 1 29 Число 7 и цифра 7. Составление фигур из частей и деление фигур на части. 1 30 Начальные представления о величинах. Отношения: тяжелее, легче. 1 31 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел точками на отрезке прямой. 1 32 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами. 1 33 Число 8 и цифра 8. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. 1 34 Прямой и обратный счет предметов. Знакомство с общепринятыми единицами измерения различных величин. 1 35 Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание. 1 36 Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. Состав чисел первого десятка. 1 37 Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. 1 38 Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек. 1 22 некоторыми 39 Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. 1 40 Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. 1 Календарно-тематическое планирование курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) № Тема занятия Кол. п/ п часов 1 Звуки и буквы. Дифференциация понятий Р/р. Школа. Класс. Учебные принадлежности. «звук» и «буква». 1 2 Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму. Рисование коротких и длинных палочек.Р/р. Повторение. 1 3 Звук [А],буква А. Штриховка. Сказка «Курочка Ряба» 1 4 Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру. Р/р. Игры и игрушки. 1 5 Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Р/р. Повторение. 1 6 Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров. Р/р. Повторение. 1 7 Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков. Р/р. Дом. Семья. 1 8 Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук. Сказка «Колобок» 1 9 Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. Р/р. Повторение. 1 10 Звуки [Н], [Н"]. Буква Н. Штриховка в разных направлениях. Употребление новых слов в речи. Р/р. Пища. Посуда. 1 11 Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Р/р.Повторение. Ответы на вопросы, диалог. 1 Дата 12 Звуки [Т], [Т"]. Буква Т. Р/р.Части тела человека. Личная гигиена. контуру. 1 13 Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М. Р/р, повторение, диалог. 1 14 Звуки [К], [К"]. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях. Звуковой анализ состава слогов и слов. Р/р.Одежда. Обувь. 1 15 Звуки [К] - [Х], [К"] - [Х"]. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ. Р/р.Повторение. 1 16 Звуки [Ф], [Ф"]. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. 1 17 Звук [Й"]. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях. Сказка «Теремок» 1 18 Звук [Й"О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров. Р/р.Огород. Овощи. 1 19 Ин Звук [Й"У]. Буква Р/р. Сад. Фрукты. 1 20 Звук [Й"А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений. Ю. Развитие Обведение мелкой по моторики руки. 1 Р/р. Двор. Домашние животные и птицы. 21 Звук [Й"Э]. Буква Е. контуров.Р/р.Повторение. Обведение и раскраска заданных 1 22 Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Инсценирование сказки «Курочка Ряба» 1 1 23 Звуки [Л] - [Й"]. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ. Р/р. Лес. Дикие животные и птицы. 24 Звуки [В], [В"]. Буква В. Штриховка в разных направлениях. Р/р.Повторение. 1 25 Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В"] - [Ф"]. Буквы В, Ф. Р/р. Времена года. Временные понятия. 1 26 Звук [Ч"]. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка. Инсценировка сказки «Репка» 1 27 Звук [Щ"]. Буква Щ. Обведение по контуру. Звуковой анализ слогов и слов. Р/р.Повторение. 1 28 Звуки [Б], [Б"]. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров. Р/р. Составление рассказа по картинке. 1 29 Звуки [Б] - [П], [Б"] - [П"]. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки. Р/р. Диалог о животных. 1 30 Звуки [Д], [Д"]. Буква Д. Штриховка в разных направлениях. Р/р. Какого цвета радуга? 1 31 Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики рук. Р/р.Моя семья. 1 32 Звук [С"]. Буквы С, Р/р. Мы гуляем в лесу. детей. 1 33 Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях. Упражнения для развития мелкой моторики рук.Р/р. Подготовка к концерту. 1 34 Звуки [Г], [Г"]. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров. Р/р. Мы гуляем по саду. 1 35 Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях. Р/р. Приготовим обед. 1 36 Звуки [Ш] - [С] - [Щ"]. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру. Р/р. Идем на день рождение. 1 37 Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Диалог о мультиках. 1 38 Звуки [Р] - [Л], [Р"] - [Л"]. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания о любимом животном. 1 39 Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Повторение изученных стихов. 1 40 Штриховка в разных направлениях. Развитие мелкой моторики. Подготовка к выступлению на линейке. 1 Э, О. Обогащение словарного запаса Тематический план занятий «Умелые ручки» № Название темы п/п 1 Аппликация « Павлин» 2 Лепка овощей. Содержание работы Колво часов Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, 1 применять творчество в оформлении. Умение передавать форму предмета, цвет. 1 Дата 3 «Радуга над полянкой», «бабочка» 4 5 Лепка геометрических фигур. Оригами «Лебедь» 6 Лепка по желанию. 7 Раскрашивание шаблона «Яйцо» Лепка фигурок животных. 8 9 10 Аппликация по шаблону «Грибок». Лепка аппликации «Грибок» Использование красок,технику складывания листа пополам. Учить различать геометрические фигуры. 1 Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата. Дать возможность фантазировать. 1 Знакомство с техникой росписи на бумаге. Использование приема «батик». 1 Учить лепить фигурку животных, передавать их форму, размеры, цвет. Работа по шаблону и образцу. 1 Учить передавать рисунок в форме. 1 1 1 1 11 Конструирование «Домик Аппликация из геометрических фигур у дороги» 1 12 Лепка «Домик у дороге» Учить лепить геометрические фигуры, составлять общую картину. 1 13 Рисование «Дерево» 1 14 Лепка различных деревьев. Знакомство с техникой « по-мокрому листу». Учить передавать форму деревьев. 15 Рисование « Медвежонок на поляне» Лепка объемной картины «Медвежонок на поляне» Развитие творческой инициативы. 1 Учить передавать объем картины, форму, цвет. 1 Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги». Передавать цвет, композицию, содержание. 1 16 17 Мозаика «Кораблик» 18 Лепка аппликации «Море» 1 1 19 20 Коллективная работа «Панно из наших ладошек». Лепка на свободную тему. Умение работать в группе. 1 Дать возможность детям выразить свою фантазию. 1 Тематика слов для усвоения: 1.Школа, класс, учебные принадлежности. 2.Игры и игрушки. 3.Дом, семья. 4.Пища, посуда. 5.Части тела человека, личная гигиена. 6.Одежда, обувь. 7.Огород, поле, сад, овощи, фрукты. 8.Двор, домашние животные и птицы. 9.Лес, дикие животные и птицы. 10.Времена года, природа, временные понятия Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с. 2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6 3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19 4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997 5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с. 6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с. 7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с. 8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с. 9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с. 10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004 11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с. 12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

Светлана Горбань
Программа кружка «Будущий первоклассник» для детей подготовительной к школе группы

ПРОГРАММА КРУЖКА

«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК »

(для детей 6-7 лет )

Пояснительная записка

Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

А. Л. Венгер.

Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе . Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь . Появилась необходимость создания Программы , которая дает возможность подготовить детей к школе . Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Занятия организуются в период с октября по апрель. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей - 6 - 7 лет .

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу .

Цель программы– подготовка ребенка к школьной жизни , новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач :

1. Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению : умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;

2. Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;

3. Развивать внимание, память;

4. Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

5. Формировать общеинтеллектуальные умения : операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;

6. Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.

7. Развивать графо – моторные навыки;

8. Формировать навыки учебно – практической деятельности;

9. Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;

10. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

11. Воспитание у детей коллективизма , уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям :

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению :

*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей ;

*системность и плановость;

*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

*развитие интеллектуальных качеств, психических функций : памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

* контакт с родителями : организация бесед по интересующим их проблемам.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей , создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны : фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко – слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.

Тематическое планирование

(28 часов)

Планирование составлено из расчета 1 занятие в неделю по 30 минут.

1. Знакомство со схемой тела.

Цель : Проверить и уточнить представления детей о схеме тела .

2. Определение направлений в пространстве

Цель : Учить определять направления в пространстве.

3. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Цель : Уточнять пространственные взаимоотношения.

4-5. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Цель : Познакомить детей со схемой тела стоящего напротив.

6-7. Определение линейной последовательности предметного ряда.

Цель : Учить определять линейную последовательность предметного ряда.

8-9. Графическое воспроизведения направлений.

Цель : Учить графическому воспроизведению направлений.

10-11. Графические диктанты.

Цель : Уточнять пространственные взаимоотношения на материале графических диктантов.

Цель : Ввести в активный словарь наречия и предлоги пространственного значения : справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, за, перед.

14. Обобщающее занятие по теме :«Направления в пространстве»

Цель : Закрепить умения определять направления в пространстве, пространственные взаимоотношения между предметами и их изображениями, расположение частей тела стоящего напротив.

15-16. Развитие умения замечать закономерность и продолжать её.

Цель : Развивать умения замечать закономерности и продолжать их.

17-18. Части суток и их последовательность.

Цель : Формировать представления о частях суток.

19-20. Дни недели и их последовательность.

Цель : Формировать представления о днях недели.

21-22. Времена года и их последовательность.

Цель : Формировать представления о временах года.

23-24. Месяцы года и их последовательность.

Цель : Продолжать формировать представления о месяцах года.

25. Обобщающее занятие по теме «Дни недели, месяцы года, времена года»

Цель : Закреплять представления о днях недели, месяцах года, временах года.

26. Слова – антонимы.

Цель : Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря антонимов воспитанников.

27. Наречия и предлоги пространственного значения.

Цель : Развивать понимание наречий и предлогов пространственного значения, активизировать их использование в речи.

28. Возраст и роли в семье.

Цель : Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря по теме «Семья» .

Требования к результатам обучения

По окончании программы будущий первоклассник должен уметь :

1. Составлять предложения из 3-4 слов;

Находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

Уметь отвечать на вопросы;

Составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

Заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

Соотносить цифру с числом предметов;

Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

Перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

Называть основные признаки времен года.

Список литературы :

1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» , 2009.

2. Ильина В. М. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет . Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания детей 5-7 лет : Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2004.

4. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания . Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет : Рабочая тетрадь. – М.: Теревинф, 2004.

5. Синицына Е. И. Логические игры и загадки. – М.: ЮНВЕС, 2000.

6. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003.

Или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.

1. interneturok.ru - это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

2. stellarium.org - потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.

Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.

3. slovo.ws - на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru - «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru - это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com - интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.


На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения

8. gramota.ru - огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com - портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.


На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам

10. learnenglishkids.britishcouncil.org - любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru - сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru - программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru - онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru - учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru - проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ - фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru - интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru - электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru - мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru - национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru - учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru - универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru - онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru - интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.


Пиксельмания - одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info - сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com - журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru - онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru - бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru - онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru - интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru - удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz - сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru - онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик не раз высказывал необычные идеи. Он отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught .

Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников - будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

2. Ученики перестанут быть анонимными

С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании – учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.

Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.

4. Все тексты будут адаптированы

Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

5. В каждой школе будет хороший интернет

В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.

6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы

Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.

7. Поисковики умрут, исследования возродятся

Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.

8. Учителями будут восхищаться

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

9. Репутация школы будет значить меньше

Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.

10. Искусственный интеллект (как Siri , только умнее) станет основой педагогики

Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.

Школа определяет наше будущее. Какой спустя годы она будет? В одной публикации мы собрали мнения экспертов, педагогов и футуристов

Немного статистики

В 2017 году в России за школьные парты сядут 15,5 миллионов школьников , что на 1 миллион человек больше, чем в 2016 году. Какую школу им предстоит заканчивать?

На форсайт-сессии конгресса , который прошел в МГУ им. Ломоносова минувшей зимой, ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром» обсудили какой должна быть школа будущего.

Каждой из этих компаний нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Так как же получить суперспециалиста будущего? Универсального рецепта пока нет ни у кого, но эксперты готовы делиться идеями.

Организация учебного пространства

Александр Демахин

Драматург и режиссер Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России – 2012» в своем эссе на сайте “Дискурс” размышляет о школе будущего в первую очередь через призму организации учебного пространства. “Почему парты в рядах, а, например, не большой-пребольшой круглый стол, или не перекатывающиеся в любое место маленькие столики разных форм, или не абсолютно пустая комната вообще без мебели?.., — задается вопросом Александр Демахин. — Почему помещение класса, а не беседка на открытом воздухе, не автобус, колесящий по окрестностям, или не лодка, плывущая по реке?”.. (Кстати, такие школы на лодках существуют в Бангладеш – стране, где сильные наводнения делают бессмысленным строительство школьных зданий: лодка-школа приплывает за детьми в деревню, забирает их, а после уроков привозит обратно).

Как пишет портал NewToNew , бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught . В одной из публикаций он попытался заглянуть в 2024 год и понять, какой станет школа будущего.

Терри Хик (facebook)

В том, что касается организации учебного процесса, мысли Хика близки к идеям Демахина. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать, пишет Хик . Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Организация пространства важна, потому что задает организацию мышления и действий в социуме. По наблюдениям Марка Сартана , руководителя проекта «Умная школа», классическое школьное здание узнаваемо и представляет собой модель фабрики: одинаковые ряды окон по фасаду и отсеки-кабинеты внутри, соединенные коридором. Изменение процесса производства стало приводить к изменениям в организации школьного пространства. В 1970-х годов в Европе появляется первая «школа-город» с разнообразным зонированием внутри здания, классами свободной планировки, несколькими входами и т.д.

Понятно, что изменение пространства влечет за собой и изменение содержания образования. Терри Хик уверен — скоро каждый класс будет присутствовать на каких-либо социальных платформах,. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.


Плавучая школа в Бангладеш

Организация учебной информации

Участники форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» отметили, что для того, чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится тотальное проектное обучение. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение… По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

Александр Демахин говорит, что новые метапредметные стандарты предлагают обращать внимание не только и не столько на предметное содержание урока, сколько на те познавательные (умение работать с информацией), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), коммуникативные (умение взаимодействовать) и личностные (умение осознанно развивать себя) результаты, которых можно достичь на уроке. “Уже на стадии планирования педагог может мыслить курс биологии в 6-м классе не как изучение пестиков и тычинок, а как курс развития определенных коммуникативных навыков посредством тех же самых пестиков и тычинок. Причем учителю предоставляется полная свобода в том, какие именно метапредметные задачи ставить на своем занятии – главное, чтобы они были”.

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, — чтобы студенты смогли «взорвать» рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе бить «по всем фронтам». Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, — вот точки роста юных инноваторов, — приводит мнения участников форсайт-сессии информационный партнер конгресса — “Российская газета”.

Организация учебного времени

Сегодня на уроке дают некоторое количество новой информации, а в качестве домашнего задания ученик получает практическую проработку этих знаний в тех или иных заданиях. Но одновременно все большую популярность набирает концепция «перевернутого класса» – информацию ученики добывают сами дома, а на уроке в самых разных формах практически применяют эти знания, пишет Александр Демахин.

Звонки через 45 минут (та же фабрика) – и класс отрывается от занятия, в какой бы стадии оно сейчас ни находилось, и бежит по коридору дальше: но проектные и исследовательские задачи, психологические тренинги, занятия искусством или спортом были бы более эффективны при иной организации времени.

Все тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

“Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.

Педагог будущего

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера, считает Демахин. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

Педагог из Финляндии, страны, качество среднего образования в которой признано одним из лучших в мире, а конкурс на место школьного учителя составляет более 10 человек на место, сформулировала это так: “Я эксперт интерпретации, абсолютно свободный внутри классной комнаты». Понятно, что, если мы говорим о том, что школа может и должна предлагать ученику те позитивные модели социального взаимодействия, которые он потом будет реализовывать в жизни, то учителю невозможно ограничиться только ролями источника информации и контролера: ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником”.

Искусственный разум уже сегодня достиг той точки развития, которая позволяет говорить о перспективах его использования в процессе обучения. Искусственный интеллект станет основой педагогики, уверен Терри Хик. Это будет инструмент, который школьник станет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры.

Смешанные классы

В качестве одной из перспективных идей рассматривается совместное обучение детей разных возрастов в одних группах. Эта идея совсем не нова — еще в XIX веке практиковалось обучение старшими детьми младших. Но, например, премию мирового форума WISE, «Нобелевскую премию в образовании», не так давно получила Вики Кольбер, которая разработала систему одновременного обучения детей разного возраста и с разным опытом, активно применяющуюся сейчас в странах Латинской Америки. Одно из ее ключевых положений — отход от фронтального образования. Классы, объединяющие детей разного возраста и уровня, работают по-новому: дети садятся в круг вместе с учителем, происходит постоянный обмен информацией, коллективная работа сменяется индивидуальной, а игровой элемент становится важным элементом обучающего процесса.

Выпускники

По мнению Терри Хика, электронные портфолио станут актуальным образцом работы. Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение. С одной стороны, это повысит ответственность школы за результаты ее учеников, а с другой сами ученики будут вкладывать больше сил в повышение собственной результативности.