Стихи-синквейны, возникшие под влиянием традиционных японских поэтических миниатюр, показали себя как замечательное дидактическое средство для развития образной речи. Полезны синквейны и в качестве метода оценки понятийного и словарного запаса детей.

Опытом использования этих специфицеских стихов-«нескладушек» (без рифмы) делятся Ваши коллеги в публикациях этого раздела. Здесь можно найти правила составления синквейнов с детьми, конспекты занятий по их сочинению и конкретные примеры, «что в итоге получилось». Посмотрите, каким образом можно использовать синквейны при изучении самых разных лексических тем, при закреплении пройденного материала. И просто так, для развлечения.

Рифма – не самоцель. Главное – смысл.

Содержится в разделах:
  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Показаны публикации 1-10 из 167 .
Все разделы | Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны»

Мастер-класс «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс Тема : «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер-классе по теме «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Каждому из вас знакомы строки из...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «синквейн» в развитии дошкольников» Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн ", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников. Задачи : Обучающие : Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию; Дать рекомендации...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ

Публикация «Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в...» Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит - тот ясно излагает. Античная погово рка В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Задачи: активизировать, уточнять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт».Побуждать детей к активной и выразительной речи; учить работать со схемой «синквейна». Учиться правильно понимать и задавать вопросы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение,...

Консультация «Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников» Введение Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать...

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать. 1. Закреплять знания о профессиях, их признаках, их действиях. 2. Развивать зрительное внимание, память,...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка. Требования Стандарта к...

Конспект ООД с использованием метода «синквейн» в старшей группе компенсирующей направленности «Защитники Отечества» Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи с использованием метода «синквейн». Тема: «Защитники Отечества» Зада чи: 1.Закрепить знания детей по теме «Защитники Отечества» 2.Продолжать учить детей подбирать признаки и действия к объектам....

В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, о которых и пойдет речь ниже.

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:

Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:

Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Пример от того же Ариэля Дороро:

Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.

И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:

В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.

Пример от Алены Тимаковой:

Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…

Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.

Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…

Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.

Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Пример от Юлии Зайцевой:

Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,

Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.

Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ

Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой

Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“

Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

Учебная программа сегодня разительно отличается от прежних и с каждым годом приобретает все новые особенности. Все эти нововведения порой изумляют родителей современных школьников. Но, если ученики старших классов хотя бы самостоятельно осваивают новые стандарты, то родителям младшеклассников некуда деваться: они привыкают к требованиям вместе со своими детьми, порой осваивая их на практике.

Одним из таких новшеств стало написание синквейнов. Малопонятное слово с французским флером заставило пап и мам активизировать свои литературные способности во время выполнения домашних заданий, но нередко написание синквейнов задают и на уроках в классе. Поэтому, так или иначе, нужно объяснить своему чаду, как писать синквейн, а заодно и самим постичь эту поэтическую форму. К счастью, написание синквейнов – не настолько сложная работа, как может показаться. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это достаточно логичный и потому доступный пониманию и освоению.

Что такое синквейн? Форма и особенности синквейна
Синквейн – это название формы стихотворения, причем (в этом месте легко представить себе облегченный вздох школьников и их родственников) не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. И, видимо, для того, чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами, как не трудно догадаться, являются строки – в синквейне их действительно ровно пять, и каждая несет определенную функцию и смысловую нагрузку. Правда, классический синквейн немного отличается от синквейна дидактического, используемого на уроках развития речи:

  1. Классический синквейн подразумевает строгое соблюдение не только количества строк, но и слогов в них. 22 слога классического синквейна распределяются по строкам по схеме: 2-4-6-8-2. На ее основе поэты создали несколько вариаций, каждая из которых по-своему обыгрывает правила создания синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, корона синквейнов и даже гирлянда синквейнов. Эти литературные игры касаются количества слогов, их сочетания и формы строф, но сохраняют базовый принцип пятистрочия.
  2. Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и в нашей школьной программе. В отличие от традиционного поэтического произведения, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому соблюдение количества слогов и слов в строках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления, темы стихотворения.
Поскольку на школьных занятиях применяется именно второй вид, то есть дидактический синквейн, то на нем и остановимся подробнее. Как правило, на уроках литературы синквейн используют для резюмирования изучения произведения, на уроках словесности – для расширения лексикона и навыков устного выражения мыслей. Для оптимального достижения тих целей допускается вольная трактовка формы синквейна: можно варьировать количество слов, заменять существительные местоимениями, прилагательные – причастиями и наоборот. Опорной схемой, в общем описывающей состав дидактического синквейна, может служить такое описание:
  1. В первой строке одним словом обозначается тема синквейна – это может быть любой предмет/объект/явление, названное одним словом. Можно использовать существительное или местоимение., заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Во второй строке уже в двух словах дается характеристика темы, изложенной в предыдущей строке. Достаточно простого описания фактических свойств предмета, для выражения которых можно использовать прилагательные и/или причастия.
  3. В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми обладает объект из первой строки – тех действиях, которые он производит. Используются три слова: глаголы и/или деепричастия, но при необходимости можно использовать и большее количество слов.
  4. В четвертой строке автор выражает уже не объективное восприятие темы, а свое субъективное отношение к ней. В идеале его нужно уместить в четыре слова - самая сложная и самая интересная часть любого синквейна.
  5. В пятой строке пишется снова всего одно слово, подводящее итог - это некий вывод, который делается из всей информации предыдущих четырех строчек и лаконично выражает суть темы, как бы закрывая ее и зацикливая смысл текста.
Таким должен быть идеальный синквейн «на пятерку». Разумеется, никто не сможет написать его с первого раза – даже круглый отличник. Поэтому большинство педагогов разрешают немного отклоняться от базовой схемы, если того потребует творческий порыв ученика и это поможет ему лучше справиться с заданием. Вы, со своей стороны, тоже можете помочь ребенку научиться писать синквейн, потренировавшись дома в спокойной обстановке. Это занятие может оказаться даже увлекательным времяпрепровождением для всей семьи, если подойти к нему не как к обязанности, а как к веселой лингвистической игре.

Правила составления синквена: инструкция
Большинство учителей признаются, что вскоре после первого знакомства с новой формой заданий школьники преодолевают неуверенность перед незнакомыми требованиями и воспринимают синквейны буквально «на ура», получая от их составления не только пользу, но и удовольствие. Для того, чтобы писать синквейн было проще, выберите интересную тему – такую, которая вызывает у ребенка искренний энтузиазм. Можно совместить приятное с полезным и использовать в этом качестве персонаж любимой книжки или мультфильма. О нем ребенку точно известно достаточно, к тому же, не возникнет проблем с собственным отношением к объекту. Со временем, когда основной принцип будет понят, и написание синквейна будет даваться легче, можно будет использовать и другие, заданные учителем, темы. А пока учитесь писать синквейн построчно так:

  1. Строка №1 : Напишите одно слово, которое одновременно станет темой и заголовком произведения. Например: Бэтмен.
  2. Строка №2 : Напишите два слова-характеристики персонажа. Например: Сильный и смелый.
  3. Строка №3 : Напишите три глагола, которые передают деятельность персонажа. Например: Помогает, спасает, борется со злом. Обратите внимание, что здесь вместо третьего глагола использовано словосочетание, которое вполне подходит по смыслу – что и является приоритетным при составлении дидактического синквейна. Поэтому не ограничивайте фантазию ради соблюдения формальности.
  4. Строка №4 : Напишите, какие эмоции и чувства вызывает персонаж. Например: Хочу быть похожим на него. Иногда в качестве четвертой строки бывает удобно использовать устойчивое выражение, фразеологизм. Например, в данном случае подойдет афоризм «Смелость города берет». Скорее всего, учитель по достоинству оценит знание учеником крылатых выражений.
  5. Строка №5 : Напишите одно слово, которой соответствует теме и вашему отношению к ней. Как бы вы охарактеризовали персонажа? Например: Герой.
Итак, получился такой синквейн:

Сильный и смелый.

Помогает, спасает, борется со злом.

Хочу быть похожим на него.

Ну, покажите мне мальчишку, который не увлечется составлением такого текста?! Для девочек можно брать темой синквейна диснеевских принцесс, любимых актрис, сладости и т.п. Главное, чтобы ребенок проявлял собственные творческие способности и находил идеи и слова самостоятельно. При этом синквейн дает возможность развивать и другие сопутствующие навыки: объяснять свои мысли окружающим, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы и работать коллективно. Эти способности могут пригодиться, если поначалу написание синквейна дается ребенку с трудом. Тогда можно в паре со взрослым или другим ребенком попробовать другой путь выполнения задания. Пусть каждый напишет свой синквейн на одну и ту же тему, а затем покажет свое произведение напарнику. Вместе они выберут самые удачные строчки каждого и составят из них новое, общее произведение. В процессе такого творчества расширяется кругозор, происходит обмен идеями и мнениями, что тоже очень важно для развития речи и аналитических способностей у детей. Но только этого не достаточно, чтобы включить новую форму работы в программу обучения. Синквейны приносят гораздо больше пользы всем участникам учебного процесса.

Зачем нужен синквейн?
И литературоведы, и педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в школьную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний учеников младших классов. И укоренился в школьной программе благодаря сочетанию таких функций:

  • развитие образного мышления;
  • расширение словарного запаса;
  • приобретение навыка анализа сложной информации;
  • приобретения навыка выявления главного из массы информации;
  • развитие умения формулировать и делать вывод;
  • для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика.
И при этом и написание, и чтение синквейна занимает несравнимо меньше времени, чем привычного сочинения. Только представьте, насколько больше синквейнов можно составить и обсудить в течение одного урока, чем даже самых кратких сочинений, содержащих вступление, основную часть и заключение. Таким образом, форма синквейна, созданная более века назад, оказалась очень актуальной для требований сегодняшнего времени. При правильном подходе и умении синквейн в игровой форме развивает и обучает младших школьников, делает уроки не скучными обязанностями, а увлекательной игрой. Поэтому все родители, с опаской относящиеся к школьным нововведениям, могут облегченно вздохнуть и вместе с наследниками включиться в этот творческий процесс. Вот увидите, вскоре ваш ребенок будет с гордостью показывать вам дневник с отличными оценками за синквейн!

Синквейн - это стих без рифмы, который состоит из пяти строк. Каждая из них создается в соответствии с определенными ограничениями. Синквейн возник в начале двадцатого века под влиянием классической японской поэзии хокку (хайку) и танка. Создание синквейна включено в воспитательные и образовательные методики огромного числа преподавателей по всему земному шару. В этой статье предлагается рассмотреть основные принципы составления синквейна с примерами на разные темы.

Зачем нужно сочинять синквейны?

Написание такого стихотворения - достаточно сложная задача, требующая неоспоримых причин, чтобы включить его в образовательную программу и использовать в обучении детей и совершенствовании мастерства творческих людей. И такие причины действительно существуют.

  • Во-первых, написание требует от поэта большого словарного запаса и умения «играть со словом» для выражения своих идей и мыслей в форме, ограниченной жесткими правилами.
  • Во-вторых, какой бы ни была тема произведения, автору придется изучить ее в полной мере и с разных сторон, чтобы сделать свое произведение полным и глубоким. Поэтому для любого материала такое стихотворение может служить формой изучения и запоминания.
  • В-третьих, подобного рода творчество развивает в учениках начальной школы умение и желание познавать окружающий мир, описывать его и давать оценку происходящему.
  • В-четвертых, совместное создание синквейна (в парах или группах) способствует генерированию новых, уникальных идей и неожиданных решений.
  • В-пятых, работа над стихотворением требует воображения и развивает фантазию.
  • В-шестых, подобная практика на уроках способствует выявлению индивидуальных качеств учеников, полезных для формирования максимально эффективного подхода к преподаванию.

Помимо перечисленных, любой может открыть для себя и другие преимущества написания синквейнов, но только после собственных «проб пера».

Структура классического синквейна

Существует множество вариантов синквейна: от классического (т. н. традиционного) пятистрочного стихотворения до более оригинально оформленных «бабочек» и «зеркал». В данной статье приведена классическая структура, рассмотренная на примере стихотворения о щенке. Выглядит она следующим образом:

Строка синквейна

Грамматический смысл

Фактический смысл

Количество слогов

Одно существительное или (реже) местоимение

Предмет или явление, о котором пойдет речь

Два слога

Милый, добрый

Два прилагательных (какой?) или причастия (что делающий?)

Две характеристики явления или предмета, названного в первой строке

Четыре слога

Лает, любит, растет

Три глагола (что делает?)

Действия предмета или явления, либо (реже) действия, производимые над ним

Шесть слогов

Дарит людям смех и радость

Одно предложение из четырех слов, не считая служебные части речи (предлоги, союзы, частицы)

Раскрытие сути предмета или явления, выражение авторского отношения к нему

Восемь слогов

Твой друг

Одно слово или словосочетание

Синоним слова из первой строки, ассоциация, пояснение или слово, выражающее отношение автора к нему

Два слога

Из-за ряда языковых особенностей правилом точного подсчета количества слогов часто приходится пренебрегать. Количество слов в четвертой строке также может варьироваться. На практике людям разных возрастов и профессий или преподавателям разных предметов можно менять, дополнять и расширять ограничения и правила написания синквейна по своему вкусу.

Другие виды синквейнов

Как и любое другое искусство, стихосложение на протяжении всего своего существования претерпевало множество изменений. Сложная силлабическая структура (количество слогов в строках) синквейна привела к тому, что в различных литературных направлениях возникли его вариации, значительно отличающиеся от оригинальной концепции.

  • Обратный синквейн представляет собой инверсию классического. Вместо привычной последовательности слогов "2, 4, 6, 8, 2" возникает обратная - "2, 8, 6, 4, 2".
  • Зеркальный синквейн состоит из двух стихотворений длиной в пять строк. Причем каждое стихотворение представляет собой самостоятельный синквейн: первое - классический или традиционный, а второе - обратный. Они объединены общей темой, заключенной в первой и последней строках.
  • Синквейн-бабочка - форма стихосложения, практически идентичная предыдущей. Последовательность слогов зеркального синквейна можно записать как "2, 4, 6, 8, 2, 2, 8, 6, 4, 2". В случае с бабочкой стихотворение сокращается до девяти строк - исключается пятая или шестая строка в предыдущем варианте. Получается последовательность "2, 4, 6, 8, 2, 8, 6, 4, 2".
  • Корона синквейнов - стихотворение из двадцати пяти строк или пяти классических синквейнов. Применений у такой формы стихосложения огромное множество. Так, можно рассматривать менее конкретные и более общие темы подробно, обращаться к различным их аспектам, со всей полнотой подходить к вопросу раскрытия темы. Более длинное стихотворение, как следствие увеличения количества слов-характеристик, становится более информативным, ценным с точки зрения смысловой нагрузки.
  • Гирлянда синквейнов - почти то же, что и корона, но из тридцати строк, где двадцать шестая соответствует первой, двадцать седьмая - второй, двадцать восьмая - третьей, и так далее.

Использовать разные вариации синквейнов в дидактической деятельности вовсе не обязательно, поскольку детям обычно вполне хватает классического. А вот для расширения кругозора и поиска предела собственным возможностям вполне можно попробовать себя в составлении всех этих вариантов. Если кто-то из читателей решил заняться созданием таких стихотворений на серьезном уровне, знакомство с разными формами позволит найти собственный стиль.

Русский язык и литература

Это, наверное, самый популярный урок, на котором практикуется написание нерифмованных пятистрочных стихотворений. Связано это, скорее всего, с тем, что именно этот предмет ставит своей наивысшей целью развитие в учениках умения выражать свои мысли, используя все богатство родного языка.

Прежде чем приступить к созданию собственных, рекомендуется хорошо познакомиться с примерами синквейнов по русскому языку. Составить как нечто подобное, так и что-либо совершенно особенное после этого не составит труда. Так, можно в стихотворной форме давать характеристику известным личностям из мира литературы:

Владимир Маяковский.

Эпатажный, футуристический.

Любил, писал, рисовал.

Вошел в историю как поэт-революционер.

Такой подход к изучению авторов может заинтересовать даже самых безразличных к чтению детей и подростков. Кроме того, примеры синквейнов по литературе послужат прочной мотивацией для учеников. Они побудят их прочесть и внимательно изучить произведение.

Так выглядит пример синквейна на тему «Преступление и наказание»:

Раскольников.

Бедный, запутавшийся.

Убивает, рассуждает, раскаивается.

Тварь дрожащая или право имеет?

Таким образом, кроме прочего, можно проверить учеников на умение давать характеристику и оценку персонажам и анализировать их критически.

Обществознание

Наука о жизни в социуме буквально требует воспитания в учениках умения выражать личностную позицию, укладываясь в отведенные для этого формы и рамки. Поэтому синквейн станет отличным инструментом для усваивания материала. Так выглядит пример синквейна на тему «общество»:

Общество.

Толерантное, демократическое.

Создает, защищает, координирует.

В обществе существуют определенные нормы.

Конкретно. Лаконично. Точно. Примеры синквейнов по обществознанию в данном случае следует поощрять в первую очередь не за богатый словарный запас, а за знания по искомой теме.

Математика

«Королева» точных наук требует запоминания огромного количества формул, теорем и аксиом. Несмотря на это, как ни парадоксально, лучший подход к усвоению - творческий. Через задание на тренировку фантазии ученики могут взглянуть на определенный аспект по-новому, изменить свое отношение к нему и отнестись к уроку с большим энтузиазмом.

Теорема Виета.

Простая, неполное (квадратное уравнение).

Складывает, перемножает, приравнивает.

Служит для решения квадратных уравнений.

Дискриминант.

Вот так на первый взгляд всегда кажется: серьезный и скучный предмет математика. Примеры синквейнов, однако, доказывают совершенно обратное. Поэтому почему бы попробовать себя в новом направлении?

Учеников начальной школы примерами синквейнов и их составлением также можно увлечь:

Полезные, разные.

Считаем, складываем, вычитаем.

Цифры обозначают количество предметов.

А для более взрослых людей созданное ими самими произведение может стать лучшим алгоритмом для запоминания сложных тем:

Метод Саррюса.

Простой, удобный.

Дописываем, перемножаем, складываем.

Служит для нахождения детерминанта.

Фокусироваться в данном случае стоит на понимании понятия и способности объяснить его своими словами.

Биология

Примеры синквейнов по биологии обычно очень забавляют и вдохновляют учащихся классов, в которых только начинается знакомство с животным миром.

Млекопитающее, всеядное.

Ловит (мышей), спит, заботится (о потомстве).

Существуют породы диких котов.

Как и в случае с математикой, некоторые старшие ребята тоже находят в нерифмованных стихах свою прелесть.

Эритроциты.

Красные, двояковогнутые.

«Рождаются» в костном мозге, транспортируют кислород, «погибают» в печени.

Эритроциты жизненно необходимы человеку.

Физика и астрономия

Этот предмет не так популярен в качестве плацдарма для творческих изысканий, однако и здесь можно найти интереснейшие произведения.

Положительный, отрицательный.

Притягивается, отталкивается, делится.

Зависит от количества электронов.

Величина.

Или такой вариант:

Прямой, проходящий.

Отражается, преломляется, изменяет направление.

Подчиняется законам отражения и преломления.

География

Страны и географические объекты часто становятся объектами стихотворных потуг начинающих сочинителей.

Крупный, портовый.

Экспортирует, добывает, развивается.

Китай - лидер черной металлургии.

Или такое стихотворение:

Амазонка.

Полноводная, опасная.

Течет, впадает, кормит.

Рекордсмен по площади гидрографической сети.

История

Несмотря на то что история не относится к точным наукам, ее редко сопоставляют с творчеством. Однако примеры синквейнов на исторические темы заставляют убедиться, что подобное отношение ошибочно и требует переосмысления.

Отто фон Бисмарк.

Талантливый, терпеливый.

Победил, завоевал, укрепил.

Прусский генерал, создавший империю.

Германия.

Иностранный язык

Достаточно необычный повод проявить свои творческие способности, так как сочинить стихотворение, пусть даже и без рифмы, на языке, не являющемся родным, невероятно сложно. Тем не менее, если кто-то из читателей решится это сделать, синквейн непременно окажется одной из наиболее удобных, полезных и эффективных форм стихосложения. По сравнению с другими, у него есть целый ряд преимуществ:

  1. Возможность обогатить словарный запас. Для выражения своих мыслей непременно придется заглянуть в словарь, а это уже превосходный акт саморазвития.
  2. Языковая практика. Как известно, ее не бывает много.
  3. Отсутствие рифмы и гибкая силлабическая структура. Единственную сложность составит именно выбор слов и словосочетаний, то есть то, чему и нужно уделять внимание при изучении иностранного языка.
  4. Возможность взглянуть на вещи по-новому. Объясняя привычные понятия непривычными (иностранными) словами, человек всегда открывает для себя новые горизонты. Любой почувствует это, лишь начав составлять синквейн.
  5. Возможность обмена знаниями посредством стихосложения. Например, говоря об одном и том же предмете или явлении, разные люди отметят разные его характерные черты, действия, синонимы или ассоциации. Обмен ими позволит не только выучить новые понятия, но и изменить свое отношение к некоторым вещам в лучшую сторону.

Еще немного красивых синквейнов

Несмотря на то что эта форма стихосложения быстро обрела популярность среди преподавателей и воспитателей, изначально она создавалась с целью эстетической. И сейчас многие ценители оригинальных литературных решений могут найти в ней исключительное удовольствие. Например, рассуждая на философские темы:

Иллюзорная, проходящая.

Идет, удивляет, нравится.

В ней главное счастье человека.

Фантазия.

И не только. Внутри этой литературной формы действуют лишь ограничения авторской фантазии. Очень часто встречаются различные вариации, тем или иным образом ссылающиеся на так называемых «предков» формы - японские хокку и танка. Поэтому очень популярны мотивы единения человека с природой и культа самой природы.

Жаркое, далекое.

Всходит, заходит, скалится.

Греет, как улыбка любимого.

Подводя итоги

Синквейн - уникальная стихотворная форма, характеризующаяся одновременно жесткостью рамок и гибкостью изложения мысли. Ее можно использовать в воспитательных или образовательных целях, как методику для запоминания, привлечения внимания. Она может способствовать вовлечению ученика в критический анализ материала, развить его творческий потенциал и умение давать оценку окружающему миру. Синквейн также может стать отдушиной для творческого человека. Если, например, душа просит поэзии, а голова не дружит с рифмой, эти необычные стихотворения могут стать идеальным решением. Если вы изучаете иностранный язык, описанный способ стихосложения может помочь в обогащении словарного запаса. Кроме того, синквейн может служить методикой для запоминания информации. Некоторые люди намного лучше запоминают собственные формулировки изучаемого, чем те, что находят в учебниках или в интернете.

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.